Система образования кронштадтского района спб

Что такое духовность и нравственность

Духовность – особенность человеческой психики, ориентированная на стремление к идеалам справедливости, добра, человеколюбия, веры, на преобладание интеллектуальных ценностей над материальными благами. Под духовностью часто подразумевают веру, религиозность. Это объясняется тем, что любое религиозное учение проповедует общечеловеческие ценности и принципы морали. Заповеди из Нагорной проповеди Христа: «не убий», «не укради», «почитай отца и мать своего» – лежат в основе многих идеологических теорий и этических норм.

Нравственность – система норм и правил поведения человека, не противоречащая нормам общественной морали, основанная на духовности, синонимы: мораль, этика. Человеческое общество часто сотрясают разнообразные «культурные революции». В результате, истинные нравственные ценности подменяются проявлениями массовой культуры, стремлением к стяжательству, воспитывают в подрастающем поколении жестокость, агрессию, аморальность, культивируются вредные привычки.


Духовность и нравственность – различие

Школьная библиотека – информационный центр и советчица

Воспитание школьников также немыслимо без библиотеки. Классическая литература – источник духовности, морали, национальная гордость и достояние. Изучая ее, знакомясь с богатым литературным наследием, можно не только воспитать в себе лучшие человеческие качества, но и развить грамотность, интеллект, научиться правильно и красиво излагать мысли.

Задача школьной библиотеки, библиотекаря, учителей – увлечь школьника волшебным миром книг, научить пользоваться духовным богатством, собранным в библиотеке, ценить и беречь книгу.


Школьная библиотека – приобщение к книге

Непростая это задача – объяснить «интернет-поколению», что книга – это на века. Что книги читали при свечах, а вот интернет без электричества не существует. Гораздо проще одним нажатием кнопки получить уйму информации, но вот достоверна и правдива ли она – ответит простой бумажный справочник, найденный на полках библиотеки.

Духовно развитая личность немыслима без изучения понятий героизма, трудолюбия, патриотизма, чести, национальной гордости. В школьной библиотеке необходимо и уместно организовывать встречи с людьми, словно сошедшими с книжных страниц: ветеранами войн, героями труда, известными личностями, лицами духовного сана, врачами, людьми героических профессий, артистами, художниками.


Дети в библиотеке открывают новый мир

В постсоветское время люди лишились простой радости: духовно общаться друг с другом во время массовых мероприятий. И церковь не всем заполнила эту пустоту. Сельская школьная библиотека, библиотека в сельском клубе должны стать центром семейного досуга, где проводят вечера, демонстрируют фильмы, обсуждают актуальные события, книги, духовно обогащаются.

Современная роль библиотеки в воспитании нравственности

Нет секрета в том, что усадить молодого человека в читальном зале или заставить школьника прочитать книгу – задача в XXI веке фактически невыполнимая. Интернет, Wi-Fi, планшет, смартфон – вот кумиры, помощники и советчики современного поколения. Библиотеке в привычном смысле, как традиционному хранилищу бумажных книг, очень непросто выживать в таких условиях. Но выход есть. Он в изменении подхода, концепции и технологии библиотечного дела.

Нет ничего плохого в том, что юноша или девушка читает с экрана планшета или ноутбука Пушкина, Ахматову, Булгакова или слушает аудиокнигу. Значит и современная библиотека, особенно школьная или молодежная, должна быть оснащена высокотехнологичными новинками:

  • компьютерами,
  • ноутбуками,
  • оцифрованным каталогом,
  • электронным книжным фондом,
  • интерактивными устройствами.


Причины снижения интереса к чтению

Подбору кадров для библиотек следует уделить особое внимание. Интересная, образованная личность, мыслящая креативно, владеющая компьютером и умеющая найти подход, заинтересовать человека в чтении книг – вот приблизительный портрет современного библиотекаря

Духовно богатому, интересному человеку легко воспитать с помощью такого мощного инструмента, как библиотека, высокую нравственность у молодого поколения.

Формы библиотечной работы: книжные выставки, тематические стенды, заседания клубов по интересам, семейные вечера, дискуссии, встречи с интересными людьми – должны организовываться и проводиться с учетом требований современной жизни, чтобы привлечь, вернуть утраченный интерес, не дать ему угаснуть. Основа духовно-нравственного воспитания в современной библиотеке – использование преимуществ современных технологий.

Библиотека, потому, что не все, написанное в интернете, правда

Очень понравилась реклама библиотеки. Интернет недаром кто-то метко назвал всемирной паутиной. Он оплетает, бывает липким, как паутина, содержит кроме полезной информации, уйму мусора и вранья. Даже взрослым, а детям тем более, трудно отделить правду ото лжи, хорошее от плохого.


Читайте детям – где и как можете!!!

А книга, написанная классиком, не соврет, научит доброму, светлому, чистому. С детства привить ребенку хороший вкус, умение отличать качественное от низкопробного, хорошее от плохого, добро от зла – главная задача родителей и школы. И книга в библиотеке – огромное этому подспорье, пусть даже аудиокнига или та, которую читают с экрана.

Нравственное здоровье общества проявляется в отношении к национальным, культурным традициям, духовным ценностям. Библиотека, книги – одно из составляющих этого наследия, барометр политического и экономического, а не только культурного уровня его развития. Воспитать духовно развитую, ценную для общества, высоконравственную личность без участия в этом книг и библиотеки невозможно.

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе

2

Из опыта работы учителя русского языка и литературы КСШ 1 Заковряшиной Зинаиды Ивановны

3

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу и родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Д

С. Лихачёв

4

Неотложной задачей сегодняшней школы стало возрождение духовности.

5

Моя тема самообразования : «Привитие учащимся интереса к национальной культуре, обычаям, традициям на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе».

6

Девизом своей профессиональной деятельности считаю слова академика Д. С. Лихачёва:

7

«Любить свою родину, значит, испытывать нравственную ответственность перед людьми будущего, чьи запросы будут всё множиться и возрастать.»

8

Считаю, что знакомство детей с фольклорными традициями на уроках представляется первым и необходимым шагом в духовно- нравственном воспитании учащихся.

9

Необходимо направить интерес сегодняшнего школьника к истокам родного языка и культуры, к осмыслению духовно–нравственной жизни своего народа.

10

На уроках русского языка способствую развитию творческих способностей, представлений о письменной и устной культуре Руси.

11

Дети познают житейскую мудрость народа через знакомство с малыми жанрами фольклора : пословицей, поговоркой, загадкой.

12

Формы и методы работы: 1. Анализ пословицы или поговорки. 2. Как материал для синтаксической пятиминутки. 3. Как материал для карточек при индивидуальной или групповой работе. 4. Как занимательный материал для проектных работ.

13

Тематика проектных работ: 1. Пословицы о пользе знаний и труда. 2. Осуждение эгоизма, грубости и предательства. 3. Пословицы о товариществе и дружбе. 4. Пословицы о Родине, семье… (и другие)

14

Иллюстрирование пословиц.

18

Эта работа с языковым материалом на уроках русского языка способствует формированию духовно-нравственных качеств учащихся.

19

На уроках литературы иллюстрируем произведения русских писателей, в чьём творчестве присутствуют элементы фольклора.

24

Интегрированный урок литературы и музыки «Русская песня – душа народа»

25

Цель урока: Через песню показать историю и вековые традиции народа.

26

Музыка и текст в песне взаимосвязаны. Чувствуется душа русского человека – широкая, добрая и красивая…

30

Урок внеклассного чтения «Да это пасха!» по роману И. С. Шмелёва «Лето Господне». Глава «На Святой»

31

Цель: Познакомить с большим праздником православной церкви и действиями, совершаемыми в этот день.

36

Внеклассные мероприятия

37

«Дядюшка Сват — всегда нарасхват»

38

Цель: Показать духовно – нравственную сторону старинного русского обряда – сватовства.

43

«Деревенские посиделки»

44

Цель: Познакомить детей с тем, как проводили долгие зимние вечера наши предки, отдыхая от летних и осенних работ.

49

Взаимосвязь с музеем

50

Помочь осознать свою сопричастность со своей малой родиной

51

Знакомимся с народными традициями

54

…и домашней утварью

57

Взаимодействие с библиотекой

58

Цель: Развить внутренний мир своих учеников, углубить их духовность.

59

Помочь освоить культуру чувств и понять её значение для человеческих отношений.

60

Урок – конференция по творчеству В. Шукшина: «Нравственность есть правда».

62

Урок — знакомство с книжной выставкой в рамках года Семьи.

64

Сотрудничество с клубом «Общение» при центральной районной библиотеке.

65

Преемственность поколений.

67

В своей работе пытаюсь воспитать у учащихся любовь к своей семье, к своему жилищу, к своей школе…

68

Уверена, что постепенно расширяясь, это любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству, и её культуре.

69

Именно так: крупица за крупицей, и формируется нравственность человека, вступающего в жизнь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: