Ход игры:
Воспитатель, обращаясь к кукле,спрашивает:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Затем говорит детям.
-Кукла Катя испачкалась. Надо её выкупать. Что нам для этого нужно?
Когда мытьё куклы закончено, воспитатель предлагает Эле вытереть её полотенцем.
-Кукла стала чистой.
Затем куклу одевают и укладывают спать.
Игру можно повторить 2-3 раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.
10. Сюжетно – ролевые игры
(младший дошкольный возраст)
2-й вариант. «Подбери посуду для кукол»
Цель: Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению.
Оборудование: Куклы, игрушечная посуда, картинки с изображением элементов картины «Игра с куклой»
Игровые сюжеты для второй младшей группы
Сценарий сюжетно-ролевой игры «Хвостатые путешественники». Возрастная группа: вторая младшая группа (3-4 года)
Место игровой ситуации в образовательном процессе: группа, совместная деятельность
План-сценарий сюжета игровой ситуации:
- Загадка
- Хвостатые путешественники отправляются в путь
- Станция «Взрослые и дети»
- Рефлексия
Речевой материал и описание оборудования, которое требуется для реализации сюжета
- Подготовка (беседы о транспорте и домашних животных и их детенышах, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок про домашних животных, дидактические игры)
- Подготовка атрибутов: изготовление масок животных и их детенышей, волшебного сундука, игрушечного руля, значка водителя.
- Разработка заданий, выполняемых на станциях. Подборка музыкального сопровождения.
Конспект образовательной ситуации
Сюжетно-ролевая игра «Хвостатые путешественники»
Игровые роли: Водитель, кондуктор, пассажиры
Музыкальное сопровождение: группа «Волшебники двора», песня «Бибика»
Материал и оборудование: маски домашних животных и их детенышей, нагрудный значок водителя, игрушечный руль.
Цель: Формировать игровые умения в игровой ситуации
Задачи:
- Развивать представлений детей о домашних животных и их детенышах
- Развивать интерес к сюжетным играм
- Развивать интерес и желание участвовать в коллективных играх
- Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, доброжелательность.
- Формировать культуру общения и культуру поведения в общественном транспорте.
Ход игры
(Воспитатель загадывает загадку)
Воспитатель:
– Отвезу, куда хотите, Только вы билет купите! И гудит во мне мотор, Фары круглые, как глобус- Называюсь я…(автобус)
Воспитатель: Дети, а давайте, отправимся в путешествие на этом автобусе! (Воспитатель показывает детям на автобус, составленный из детских стульев).
Воспитатель: Чтобы отправиться в путешествие, необходимо одеть маску животного. (Воспитатель открывает волшебный сундучок, в котором находятся маски. Дети выбирают понравившуюся им маску, рассматривают и называют животного, который изображен на маске. Одевают ее, занимают свободное место в автобусе)
Воспитатель: Хвостатые путешественники отправляются в путь!
Наш автобус отправляется на станцию «Взрослые и дети»
(Звучит фрагмент песни «Волшебники двора» «Бибика»)
Воспитатель: Мы прибыли на станцию «Взрослые и дети»
(Дети выходят из автобуса, воспитатель проводит игру «Мамы и их детеныши»)
Воспитатель: Обратите внимание на обручи (домики животных), один большой домик – синий и маленький – красный. А сейчас я предлагаю занять свой домик
Мамы (животные) занимают большой домик синего цвета, а детеныши – маленький домик красного цвета. (Игра проводится 1 раз)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием.
Путешествие продолжается, прошу вас занять свои места.
(Дети рассаживаются по местам в автобусе)
Воспитатель: Следующая станция «Чей хвостик?»
(Звучит фрагмент песни «Волшебники двора» «Бибика»)
Воспитатель: Мы прибыли на станцию «Чей хвостик?»
(Дети выходят из автобуса, проводится игра «Найди свой хвостик»)
Воспитатель: Дети, прошу вас подойти к столикам и найти свой хвостик.
(Игра проводится один раз)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Отлично потрудились! Мы занимаем свои места в автобусе, чтобы вернуться домой.
(Звучит фрагмент песни «Волшебники двора» «Бибика»)
Воспитатель: Мы вернулись с вами в наш любимый детский сад. А чтобы обратно превратиться в деток, нужно проговорить волшебные слова
Если дружно встать на ножки, Топнуть, прыгнуть, не упасть, То легко ребята смогут Снова в детский сад попасть.
(Дети проговаривают заклинание, снимают маски и кладут их в волшебный сундучок)
(Ответы детей)
Сюжетно-ролевая игра «Профессии» (2 младшая группа детского сада)
Конспект Завилкиной Марии Геннадьевны МДОУ №73 «Дельфин».
Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку.
Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.
Формировать у детей умение использовать строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним.
Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера.
Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Предварительная работа
Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома «Профессии»;
Загадывание загадок, заучивание стихов о профессии, об игре;
Экскурсия на кухню, медицинский кабинет;
Чтение художественной литературы: потешки, песенки, русские народные сказки «Колобок», «Лиса и Заяц», «Петушок с семьей» Ушинского, «Маша-растеряша» Воронковой, «Как мы ездили в зоологический сад» Житкова, «Как Маша стала большой» Пермяк, «Поросенок Петр и магазин» Петрушевской, «Игрушки» А.Барто, «Айболит» К.Чуковского, «Мойдодыр»;
Пальчиковые игры, словесная игра «Угадайте, какая профессия у человека»;
Рассматривание вопроса «Игра» на родительском собрании.
Работа с родителями:
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери» (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол); оформление альбома «Профессии»; изготовление и выставка игрушек-самоделок.
Что такое ролевая игра детей раннего возраста
Дети играют в ролевые игры начиная примерно с 2-х лет. Напарником ребенка в такой игре может быть сначала родитель или старший ребенок. И уже с 3-х лет они играют сами или с другими детьми. В процессе можно заметить насколько больше ребенок все больше и больше раскрывается, раскрепощается, больше говорит, проявляет больше изобретательности и фантазии. Конечно при условии, что он в принципе будет играть в такие игры, а это зависит от подачи родителей.
В начале будет ролевая игра «родитель ребенок». Например, «дочки-матери». Ну кто из нас в детстве не играл в это? Или игра в продавца и покупателя. В таких играх ребенок представляет себя на месте мамы, продавца или врача, к примеру. Таким образом он пытается воспроизвести их действия, эмоции. Ребенок в такой игре не только укладывает спать куклу, но и учится испытывать такие чувства как забота, нежность, строгость, ласка.
Ролевая игра учит чувствам и эмоциям реальной жизни.
Ролевые игры на тему дети приходят чуть позже, уже в детском саду. Это немаловажный этап, который помогает контактировать ребенку с другими детьми.
Дидактические игры для детей 2 — 3 лет
По сути, все игры, в которые играет ребенок в раннем детстве, чему-то его обучают. Но дидактические игры отличаются от других видов игровой деятельности тем, что инициируются не сами детьми, взрослым, с четко определенной целью – получить новые знания или закрепить ранее полученные.
У ребенка в раннем возрасте в процессе дидактической игры формируется представление о:
- свойствах предмета (форме, цвете, размере)
- количестве предметов
- равенстве и отличии
- окружающем мире
- себе самом и своем собственном теле
С малышом 2 — 3 лет можно поиграть в предметные, настольно-печатные или словесные обучающие игры.
ПРИМЕР: Предметная игра, обучающая цветам «По домам».
Предметная игра, обучающая цветам «По домам».
Нужно: Три ящика или коробки, обклеенные цветной бумагой желтого, синего и красного цветов, фигурки животных, птиц, человечков, вырезанные из бумаги желтого, синего и красного цветов. Ход игры: Перед малышом выставляют цветные коробочки. Фигурки из цветной бумаги перемешивают, выкладывают перед ребенком, просят его определить фигурку в ее «домик» такого же цвета, как она сама. Просят ребенка озвучить название цвета. Позже можно добавлять в игру новые цвета
ПРИМЕР: Предметная игра, обучающая животным «Кто что ест».
Предметная игра, обучающая животным «Кто что ест».
Нужно: Лото с животными и их пищей. Ход игры: Ребенку дают карточки с изображением диких и домашних животных, а также их пищей, и предлагают накормить каждого из них тем, что он любит больше всего. Например: мышка – сыр, курочка – зернышки, кошечка – сметана, прочее
ПРИМЕР: Настольно-печатная дидактическая игра «Лишний предмет».
Настольно-печатная дидактическая игра «Лишний предмет».
Нужно: Обучающие карточки или книги. Ход игры: Малышу показывают картинки, на которых изображено от 3 до 5 предметов. Один из них по свойствам и характеристикам является лишним. Ребенок должен указать на него попытаться объяснить свой выбор.
ПРИМЕР: Настольно-печатная дидактическая игра «Найди пару».
Настольно-печатная дидактическая игра «Найди пару».
Нужно: Обучающие карточки или книги. Ход игры: Ребенку показывают картинки с изображением парных предметов вразброс. Малыш должен соединить пары.
ПРИМЕР: Словесная игра «Говорят животные». Ход игры: Взрослый называет животное и просит малыша озвучить его. Потом они меняются ролями: взрослый воспроизводит голос животного и просит кроху назвать, кто же это говорит.
ПРИМЕР: Словесная игра «Отгадайка». Ход игры: Взрослый называет свойства или предназначение предмета, а малыш должен назвать его. Например: «Он круглый, нужен, когда идет дождь» — «Зонт», «Они прямоугольные, их мы открываем, когда заходим в дом» — «Двери».
Картотека игр как полезный инструмент воспитателя
Картотека ролевых игр — своеобразная шпаргалка для воспитателя, которая не позволит упустить из виду важные моменты. Именно поэтому при ее оформлении в первую очередь нужно учитывать удобство в эксплуатации, и только потом эстетичность. Хорошо зарекомендовали себя папки с прозрачными файлами: в них бумажные носители почти не подвергаются износу, их легко заменить или внести в карточки правки, дополнения.
Максимальную информативность каждой такой карточке обеспечивает наличие в ней следующих пунктов:
Цель игры. Здесь подробно перечисляются все развивающие и обучающие функции игры (расширение словарного запаса, знакомство с профессией, изучение правил этикета и тому подобное).
Оборудование. Перечень главных и второстепенных предметов, необходимых для создания игровой ситуации и реализации соответствующих ей действий, указание возможных заменителей. Желательно отметить, какие детали реквизита могут изготовить сами дети (вылепить из пластилина фрукты для кукол, нарезать бумажные купюры).
Вступительное слово. Необходимо настроить ребят на игру, поговорить с ними, например, о том, что они знают о профессии шофера или парикмахера, были ли когда-нибудь в зоопарке. Короткий рассказ и несколько вопросов к детям полезно записать в картотеку.
Словарь. В каждой сюжетно-ролевой игре рассматривается часть какой-либо сферы жизнедеятельности, в которой используются характерные слова. Например, для игры в одевание куклы на прогулку это будут «погода», «ветер», «солнце», «дождь»
Даже если все эти слова уже известны малышу, важно закрепить их ассоциацию с темой прогулки.
Распределение ролей. С самого начала нужно определить, кто кем будет, причем задействовано должно быть максимальное количество детей
Разнообразие ролей тем больше, чем старше ребята. Например, для игры в столовую в младшей группе может быть два повара, а все остальные назначаются посетителями.
Ход (сценарий) игры. Подробно, но четко, без отвлекающих деталей, в этом пункте приведены примерные диалоги и порядок действий в игре. Для младшей группы сценарий должен содержать не более 1–2 сюжетных ходов. Например, для похода в магазин выбирается какая-то одна конкретная цель (покупка нового платья для куклы), а тема семейного праздника ограничивается сервировкой стола к чаю и угощением гостей.
Заметки воспитателя
К карточке с описанием игры полезно приложить чистый разлинованный лист, на котором воспитатель на скорую руку отмечает, кто из детей был слабо вовлечен в игровой процесс, на что обратить внимание в следующий раз и тому подобные моменты. В будущем благодаря этим замечаниям игра может быть адаптирована к конкретной группе детей или дополнена новыми деталями.
С переходом детей из ясельной в младшую, затем в среднюю и следующие по возрасту группы ролевые игры усложняются, обрастают новыми сюжетами и деталями. Растет и картотека воспитателя, который продолжает курировать этот коллектив. Другой вариант — завести несколько папок. Это удобно в том случае, если педагог работает в нескольких группах с детками разного возраста.
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей
Наша цель: пополняем словарный запас ребенка, даем знания о животных, учим их повадки и звуки, воспитываем в детях любовь к животным.
Реквизит: игрушечные животные, касса (калькулятор вам в помощь), билетики для входа в зоопарк, деньги (нарезанные бумажки), овощи для животных.
Сюжет игры: Собираемся в зоопарк, едем, покупаем билеты в кассе, гуляем по зоопарку, экскурсовод (мама или папа) рассказывает детям о животных, кормим животных.
Наша цель: рассказать о саде, о его правилах, о воспитателях и нянечках, научить детей в роли воспитателей заботиться.
Реквизит: комната (детский сад) и все нужные игрушки.
Сюжет игры: проигрываем с самого начала день, поход в сад, все, что происходит обычно в саду, до момента, когда родители забирают деток домой из сада.
Наша цель: объяснить задачи и ответственность водителя, кондуктора и пассажиров, объяснить правила поведения в транспорте.
Реквизит: стулья, билеты, деньги, фуражка у водителя
Сюжет игры: стоим на остановке, ждем автобус, заходим, покупаем билет, соблюдаем правила поведения, заранее предупреждаем о нужной остановке.
Виды подвижных игр для младших групп детского сада
Птички в гнездышках
Цель — обучение ходьбы и бега врассыпную. При этом ребята не должны толкать друг на друга. Их нужно постепенно приучать выполнять действия максимально быстро по сигналу руководителя.
Описание. Дети, сидящие на своих скамейках, расставленных по различным углам комнаты. Это гнездышки. Сразу после поступления сигнала своего руководителя, птички должны вылететь к середине комнаты. Им приходится искать корм, а потом снова улететь в свое гнездо, размахивая руками. Когда воспитатель кричит «Птички, в гнездышки!» малыши должны сесть на свои стульчики и ждать следующего сигнала. Педагог тщательно следит за поведением малышей.
Воспитатель приучает малышей быть внимательными во время бега, уступать место бегущим навстречу, чтобы не толкнуть своего сверстника.
Лошадки
Основной целью является приучение малышей двигаться вдвоем один за другим. Таким образом, они должны согласовывать последующие действия.
Описание. Каждый ребенок выбирает для себя подходящую пару. Один участник представляет лошадку, другой выступает в роли кучера. Его основной задачей является езда по площадке. По сигналу педагога, ребята должны поменяться ролями.
Перед началом игры педагог помогает всем участникам надеть вожжи. Изначально воспитатель берет на себя роль кучера, объясняя действия. Вместо вожжей альтернативой могут послужить скакалки.
Бадминтон
Ход игры:
Создание проблемной ситуации.
Воспитатель зовет детей к себе, они встают вокруг воспитателя
Педагог обращает внимание на взрослых — гостей, здороваются
Воспитатель — Дети, скоро у нашей Кати — День рождения! И она пригласила меня на свой праздник. Да вот беда, красивую причёску я не знаю где делают. А вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель – Давайте поедем в парикмахерскую на автобусе. Дети берут стулья, один стул для водителя, за ним по 2 стула –места для пассажиров.
Распределение ролей и атрибутов – водитель (руль, головной убор)
; кондуктор (сумка, билеты, остальные дети — пассажиры(сумочки, деньги) .
Водитель сообщает об остановках «Детский сад»
,«Больница» ,«Парикмахерская» ,кондуктор проходит и обилечивает пассажиров билетами,проговаривая:«Оплачиваем проезд» ,пассажиры дают деньги(листочки с цифрами) и получают настоящие билеты.
На остановке «Парикмахерская»
все выходят и отправляются в парикмахерскую
Воспитатель обращает внимание детей на вывеску с символикой расчески и ножниц
— Что это? (парикмахерская)
— Кто работает в парикмахерской? (парикмахер, мастер мужской и женский)
— Что делает мастер? (стрижет, моет, красит волосы, причесывает, делает укладку)
— Кто приходит к парикмахеру стричься? (мужчины, женщины, девочки и мальчики)
— Что надевает мастер на плечи клиенту, когда работает? (накидку-пелеринку)
Распределение ролей в сюжете. Парикмахер — воспитанник, клиент – воспитатель. Остальные дети занимают очередь, ждут, смотрят, рассматривают предложенные брошюры с причёсками. Воспитатель предлагает желающим съездить на автобусе по делам.
Воспитатель здоровается и садится на стул перед зеркалом.
Игровые действия: Парикмахер заботится о чистоте и опрятности волос, расчесывает, моет волос, делает прически, стрижет. Беседует с клиентами, интересуется какую причёску желает клиент, советует прически или подбирает ее, рассматривает модные журналы.
Воспитатель (предложения — помощники)
— Не могли бы вы сначала помыть мне голову шампунем.
— Какой у вас есть шампунь?
-А этот шампунь для кого?
— Оденьте мне, пожалуйста, пелеринку,чтоб не испачкать и не намочить мою одежду.
-А почему у вас пелеринки разного цвета?
-Пожалуйста, высушите мне волосы феном и расчешите расчёской,клиент- воспитатель проговаривает с мастером закличку -заговор от выпадения волос.
«Расти, коса, до пояса,
не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят
Все волосики в ряд…»
— Сделайте мне, пожалуйста, два хвостика и с двух сторон заколочки.
Воспитатель благодарит парикмахера, любуется причёской.
Воспитатель — Посмотрите, сколько кукол сидят в зале. Все они пришли в парикмахерскую. Все ли куклы красиво причесанны?
— Сейчас я у них спрошу, что случилось и вам расскажу. Кукла Наташа и её друг Максим с другими куклами играли в детском саду и когда они пошли на прогулку, то подул сильный ветер. Ветер сорвал с Наташиной головы бант и волосы у нее разлохматились и Максиму тоже нужна помощь.
— Да, действительно, у Наташи и Максима на голове беспорядок.
— Надо срочно что-то делать. Кто готов помочь кукле Наташе и Максиму?
Для смены играющих в роли парикмахера воспитатель добавляет мужской зал.
Распределение ролей:
Роль парикмахера играют дети. Воспитатель помогает -напоминает о цвете накидке, о шампуни для девочек и для мальчиков. Предлагает мастерам работать по очереди. Один мастер ушел на обед, другой работает. Игра продолжается. Воспитатель берет на себя второстепенные роли.)
Предлагает поиграть в следующий раз.
«Детское кафе»
Цель: продолжать формировать умение детей действовать с предметами и игрушками в модульном
в совместной игровой деятельности с воспитателем.
Задачи:
1. Способствовать развитию и обогащению сюжета игры;
2. Развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
3. Формировать умение договариваться между собой, закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;
4. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; продолжать знакомить с профессией повара, официанта.
Оборудование и материалы: модульный
, игровой модуль«Кухня» , кассира, нарядная скатерть для стола, салфетница, кухонная посуда для чаепития, музыкальное оформление, муляж каравая из соленого теста, ложки, тарелки, чашки, фрукты, овощи, чайник, кофеварка, блендер, специальная одежда для поварят.