Как снова полюбить чтение, если травмирован школой
— Вы встречали взрослых, которые прошли какое-то отторжение от чтения в школе, в юности, а потом в 30, в 40, в 50 лет стали читателями?
— Мне кажется, что весь мир состоит из таких людей, я только их вокруг себя и вижу. Самое смешное, что какие 30, 40, 50? Я это вижу среди своих студентов.
Я преподаю студентам-экономистам в Совместном бакалавриате ВШЭ-РЭШ. У меня есть курс обязательный, который не про литературу, а про риторику и академическое письмо, а есть курс добровольный, как раз таки про книжки. У наших студентов вообще есть некоторое количество гуманитарных курсов, которые они должны прослушать, и многие из них приходят на курс по литературе, потому что думают, что тут будет попроще, надеются как-нибудь сачкануть. Некоторые вполне себе сачкуют, а некоторые втягиваются и начинают все это любить.
«Борьба за чтение обречена». Галина Юзефович
Но 100% участников признаются, что после школьной программы по литературе думали, что никогда читать не будут, и вообще не любят литературу. Они в конце пишут отзывы на мой курс, я их всегда читаю с замиранием сердца. И лучший отзыв за все годы был от девочки, блестящей студентки, которая сейчас учится в Америке. Она была из физматшколы и очень просила, чтобы ей разрешили откосить от гуманитарных курсов, потому что они для нее были невыносимы. После курсов по театру она просто рыдала и говорила, что это невозможно, хотя у нее была гениальная преподавательница. А вот на литературе она почему-то втянулась, причем настолько, что до сих пор из Америки иногда пишет мне письма — вот, дескать, прочла и то, и это. Но ее отзыв на курс начинался словами: «На курс этот меня записали силою», — абсолютно пушкинский зачин, в традициях классической русской литературы.
Это я все к тому рассказываю, что даже очень юные люди часто бывают травмированы и изувечены школьной программой, а больше, я думаю, не столько школьной программой, сколько усилиями родителей любой ценой впихнуть ее в ребенка.
— К вам приходит такой травмированный студент. Что с ним происходит дальше, как он проходит этот путь?
— Отрицание, гнев, торги — все так. Дальше начинается сочетание двух вещей.
Во-первых, всегда очень хорошо на любого человека действует вид преподавателя, который сильно увлечен любимым предметом. Почему классическая Мария Ивановна, преподавательница литературы в средней школе — это такое пугало? Потому что, как правило, ее уже просто тошнит от всего Достоевского и Пушкина, и она ненавидит это все, это всегда видно.
Приходят студенты и видят меня. А я же правда очень люблю то, чем занимаюсь. Мне в этом смысле очень повезло, я совершенно усилий никаких не прилагаю, мне действительно классно, интересно, я горю современной литературой, и я про нее говорю с большой любовью. И они задумываются — похоже, эта странная тетка и вправду любит литературу, она же не притворяется. Ну-ка, давайте я посмотрю, что она там такое нашла…
Со временем я научилась понимать, что можно показать молодому читателю такого, чтобы его потихонечку засосало. У большинства моих студентов очень скромный читательский опыт, по большей части это какой-то янг-эдалт подростковый, разной степени убогости (он такой не весь, но это случается). Случайный набор подросткового чтения — «Школа волшебства», «Школа волшебства наносит ответный удар», «Снова Школа волшебства» и так далее. И плюс школьная классика. То есть очень скудный набор прочитанного.
Галина Юзефович
Поэтому для начала начинаю предлагать студенту что-то такое, что отзывается в его опыте. И человек понимает, что это не с другой планеты ему закинули гуманитарную помощь, а что перед ним что-то, с одной стороны, понятное, а с другой — увлекательное, новое, свежее, захватывающее. Конечно, не 100%, но в среднем процентов 50–60 студентов начинают читать больше и вообще спасаются от этого зажима: ой, литература, страшно, скучно, уберите.
Коротко говоря, лучше всего работает сочетание двух факторов — персональной увлеченности и готовности предлагать правильные книги в правильной последовательности с опорой на интересы и опыт человека.
— Да, совершенно правильно. Можно либо своим каким-то опытом и горением увлечь, либо познакомить ребенка с человеком, который это все делает интересно. Я это видела на своем маленьком ребенке, на дочери. С музеями у меня не сложилось, потому что меня водили туда много, и всегда примерно через 1,5–2 часа после начала я думала: «Когда же мы отсюда, мамочка моя, уйдем?» Про музеи помню, что у меня болела спина и болели ноги.
Точно так же мы пришли в музей с Наташей. Я думала, что надо. А такой был прекрасный увлеченный экскурсовод, что у нас теперь главное счастье в жизни: «Когда мы еще пойдем в музей к Паше?»
Семейное чтение
Совместное чтение родителей и детей формирует крайне важную связь между членами семьи — эмоциональную. Она возникает в тот момент, когда сестры и братья или родители и дети проживают вместе одинаковые эмоции, вызванные книгой. Жалея Гадкого утенка или Девочку со спичками, рыдая над утратой Детей подземелья или гибелью Белого Бима Черное ухо, разделяем друг с другом одни и те же чувства, учимся сочувствию, позволяем себе раскрыться, показать слезы, обнажаем сердце, и это нас объединяет.
Эмоциональный всплеск такого уровня развивает чувственную сферу ребенка, укрепляет доверие к родителям, создает связь с сестрами и братьями и, однозначно, зарождает желание к чтению.
Точечное вовлечение
Это высший родительский пилотаж — вовлечение в чтение через индивидуальные интересы каждого конкретного ребенка. Эффективность приближается к ста процентам.
Понимание особенностей психики ребенка, которое дают знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, позволяют предложить книги, соответствующие желаниям и склонностям ребенка.
Малыш со зрительным вектором с удовольствием почитает что-то о добре и зле («Золушка»), красоте внешней и внутренней («Красавица и чудовище»), силе истинной любви («Снежная королева»).
Ребенку со звуковым вектором интереснее будет читать об удивительных мирах и возможностях человеческого разума («Алиса в стране чудес»), открытиях в космосе и приключениях космонавтов («Тайна третьей планеты»), о сверхспособностях («Человек-амфибия»).
Все нюансы воспитания, обучения и развития в каждом из восьми векторов подробно разбираются на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Заинтересовавшись один раз чтением, получив наслаждение от прочитанной книги, ребенок обязательно потянется за подобным удовольствием снова. Вам только останется вовремя пополнять библиотеку.
Читать взахлеб — это лучшее, что может случиться с вашим ребенком в детстве. Теперь вы знаете, как подарить ему эту радость.
Корректор: Наталья Коновалова
Как зажечь интерес к чтению
Интерес к чтению не может возникнуть из-под палки. Только через вовлечение. Ребенок идет только за удовольствием.
Не хочет читать сам? Читайте ему. Заведите семейную традицию, хорошую привычку. Организуйте чтение перед сном, в ролях, читайте с выражением, передавайте эмоции, интригуйте. Это рождает интерес, толкает читать дальше, ведь на следующих страницах маячит удовольствие от захватывающих событий. Ребенок постепенно вовлечется и захочет читать сам.
Чтобы научить маленьких детей читать, Юрий Бурлан советует создавать у ребенка нехватку, когда он уже вовлечен в чтение. Начав читать какую-то интересную книгу, остановитесь на самом интересном месте с обещанием дочитать в другое время. Если время чтения слегка откладывать, поддерживая интерес к сюжету, то ребенок захочет прочитать книгу сам и будет просить научить его чтению.
Читайте сами, пусть ребенок видит, что вы не расстаетесь с книгами. Покажите своим примером, как это увлекательно. Дайте понять, что вам это нравится, делитесь впечатлениями. Зачитайте любимые моменты, перескажите сюжет, опишите колоритного персонажа, используйте ставшие крылатыми фразы из книг.
Принцип получения наслаждения через продуктивную деятельность — это самое верное направление для развития ребенка. Пассивное потребление информации не имеет подобного эффекта.
Сын в 14 лет не расставался с Гумилевым
— Стихи читаете с детьми?
— Вы знаете, я сама тот еще читатель стихов, у меня очень много их в голове, просто какие-то километры. Но я почти не читаю сама ничего нового поэтического, для меня это терра инкогнита. Конечно, раньше мы читали много стихов — преимущественно я читала вслух то, что знаю наизусть. Старший сын и сейчас продолжает читать много, я бы сказала, что он стихов читает гораздо больше, чем я. Младший ребенок, скорее, равнодушен к поэзии. Хотя то, что я читала, извлекая из своей головы, они все любят, помнят, и для них это какая-то важная часть совместного пережитого опыта.
У нас смешная практика — мы со старшим сыном читаем стихи вслух вдвоем хором, потому что у нас есть некоторое количество стихов, которые мы с ним помним наизусть оба, но у каждого есть какие-то дырки, и там, где один сбивается, другой подхватывает. Например, я первую часть «Поэмы без героя» Ахматовой всю наизусть помню, но я время от времени что-то забываю, какие-то строчки выпадают. Тут у меня старший ребенок есть, который включается и подсказывает, очень удобно.
— Вы специально с детьми учили стихи?
— Никогда в жизни. Я сама учила стихи, потому что мы относимся к тому поколению, у которого все, что не выучил наизусть, того ты с собой не взял. Если я, например, уехала в археологическую экспедицию, я же не попру с собой «Поэму без героя» — она у меня в голове, удобно. У них этого нет, у них «Поэма без героя» всегда в смартфоне в кармане.
Поэтому идеи принуждать учить что-то наизусть у меня никогда не было. Старший сын прошел период запойного чтения Гумилева, и его тоже выучил много — совершенно самостоятельно. Потом тоже полюбил, как и я, «Поэму без героя», ее он тоже знает не наизусть, конечно, но большими кусками. Но это, скорее, само оседает, иногда минимальным усилием, а иногда просто 50 раз прочел, уже вроде и наизусть знаешь.
Галина Юзефович
В общем, я, честно признаться, очень люблю, когда люди знают стихи наизусть, мне кажется, что-то в этом есть трогательное. Не вижу в этом никакой пользы, только что-то симпатичное, и, вероятно, именно поэтому учить что-то на память я отродясь никого не заставляла. У меня, как вы уже, наверно, заметили, плохо с принуждением.
— Я уже поняла. Что такое запойное чтение Гумилева у молодого человека в 17 лет? Откуда Гумилев в его жизни материализовался? Как это произошло?
— Когда они были маленькие, если вечер нас заставал где-то вдали от книг, я могла почитать им вслух какую-нибудь балладу или «Капитанов» Гумилева. Понемногу старшего ребенка зацепило, он взял с полки моего Гумилева, старенького, затрепанного, выпущенного тбилисским издательством «Мерани» в 1989 году, начал его читать, любить. Конечно, сейчас он уже Гумилева не читает, перерос. Но лет в 14–15 он с ним просто не расставался, даже в школу таскал и в скалолазный лагерь ездил, взяв с собой репринтное издание сборника «Костер», которое ему подарила моя мама.
Словом, я что-то читаю сыновьям вслух, а оно как-то потом откликается. Иногда откликается совсем не так, как я ожидала — у меня не было идеи, что у меня ребенок сейчас все бросит и начнет с утра до ночи читать Гумилева, а оно внезапно так получилось.
— Я подумала сейчас, что, наверное, стоит детей водить на поэтические вечера. Это обычно что-то интересное, там много молодежи, особенно если это молодые поэты. Все-таки звучащее стихотворение — совсем другое, чем напечатанное.
— Да, наверняка. Но понимаете, я не очень верю в то, что детей можно научить тому, чего сам совсем не умеешь. Я не умею ходить на поэтические вечера. Я вообще очень плохо понимаю любой звучащий текст. Я понимаю, что это прекрасно, но я его не чувствую. Мне, чтобы текст понять в полной мере, нужно все-таки прочитать глазами, поэтому я не хожу на поэтические вечера.
Своих детей как я туда поведу? Что нам там делать? Мне скучно, тоскливо, я хочу домой, а должна при этом делать вид, что мне классно, чтобы они тоже заинтересовались? Ну уж нет, увольте. Если у родителя у самого есть интерес к этому, желание и готовность, мне кажется, что это очень классно. Действительно, вы совершенно правы, это прекрасный способ увлечь поэзией.
Но лично я в равной мере против и принуждения, и родительского подвига. Бывают ситуации, когда родительский подвиг реально необходим. Приучение — ненавижу это слово — детей к чтению точно не требует родительского подвига. Можно подвиг приберечь для какой-то другой, более критической ситуации.
Почему сегодня дети не читают
Век информации, технологий, прогресса, скоростей и цейтнота. Сегодня детей окружает в десять раз большее количество информации, нежели их родителей в детстве. Источников масса: компьютеры, планшеты, телефоны, телевизоры, радио, бегущие строки рекламы, мониторы в транспорте и тому подобное. Потребление информации идет массивное, переработка — трудозатратная, нагрузка — колоссальная.
На самом деле сегодня дети читают намного больше, нежели читали их родители. Однако каково качество такого чтения?.. Меню в телевизоре, задания в компьютерных играх, сообщения в телефоне, переписка в мессенджерах и соцсетях. Всего этого не было в детстве их родителей, у которых основным источником знаний была книга.
Современный ребенок, находясь в беспрерывном и плотном потоке информации, совершенно естественно для себя выбирает более легкий путь — визуальный контент. Книга же переходит в другую категорию занятий, более сложных и энергозатратных, требующих соответствующих условий, умений и желаний.
Литература сегодня — это совсем другая история. Какая? Читаем дальше.
Выберите книгу, которую захотите сами читать вслух
— Если родители хотят начать читать с ребенком, а пока чтения в семье нет совсем? С чего начать? Я прихожу и своему ребенку говорю: «С сегодняшнего дня я буду тебе читать»…
— Как я уже сказала, я убежденный противник родительского подвига. Поэтому хорошо бы найти что-то такое, что вам самому будет интересно
Очень важно не пытаться: «Вот эта книга, ее советуют все психологи». Я открыла — конечно, это тоска, но я же мать, «соберись, тряпка», я буду это делать, я смогу
Вот так не надо.
Можно попытаться вспомнить, какие книжки нравились в детстве, и честно на них посмотреть. Иногда оказывается, что ваши любимые книжки по-прежнему можно почитать вслух. Скажем, не стоит рассчитывать, что ребенок доброй волей бросится читать Жюля Верна, если даже вы его в детстве обожали, но вполне возможно, что вы ему этого Жюля Верна сможете вслух почитать. По дороге можно чуть-чуть адаптировать, что-то сократить, что-то выкинуть, что-то объяснить, и объяснение станет отличным дополнительным способом общения.
«Прочитайте все, что откладывали годами». Галина Юзефович — о том, почему это плохой совет
Моя любимая история, я ее сто раз рассказывала. У меня дети не знали, что такое коммунальная квартира. Это вскрылось в процессе чтения «Денискиных рассказов» — оказалось, что дети половину сюжета просто не понимают, потому что там действие происходит в коммуналке, а они их никогда не видели. Из этой точки длинного рассказа про коммунальную квартиру с привлечением книги «История старой квартиры» родился отдельный интереснейший спин-офф.
Выберите ту книгу, которую вам самой будет в кайф читать вслух. Не нужно брать первое попавшееся. Это паническая практика — «надо что-то взять». Я пошла в магазин, мне продавщица посоветовала, я сейчас буду это читать. Это должен быть осознанный вдумчивый выбор — нужно честно выбрать, что хотите почитать, что было бы интересно вам и что, с вашей точки зрения, не вызовет отвращения у ребенка.
Дальше. Нашли, допустим, «Остров сокровищ». «Остров сокровищ» — это тоже хорошо, это одна из тех старых добрых книг, которые хорошо идут как правило, потому что Стивенсон хорошо понимал про экшн. У него не как у Жюля Верна, где ты 60 страниц читаешь и вот герои уже почти закупили такелаж, чтобы отправиться в путешествие. У Стивенсона все, как говорят мои дети, летает и взрывается прямо с первой страницы.
Вот ты начал читать Стивенсона вслух, и тебе хорошо, ты весь в воспоминаниях о собственном счастливом детстве
В этот момент очень важно посмотреть на сидящего рядом ребенка и понять, а ему тоже в кайф? Может быть, ему не в кайф, и тогда нужно поискать еще. Мне кажется, что очень важно выбрать то, что обоим участникам процесса будет увлекательно
Не нужно пытаться впихнуть что-то, что вам нравится, а ребенку нет. Но так же не нужно насиловать себя и читать то, от чего невыносимо тоскливо вам.
У нас, например, был случай. Мы со старшим ребенком начали читать книгу «Томек в стране кенгуру», или еще какая-то ерунда из серии про Томека. Мы прочитали первую главу, Гоше все очень нравилось, а я сказала: «Гоша, я не могу это читать. По-моему, это какая-то чудовищная ерунда. Если хочешь, читай сам», — он всхлипнул печально, пошел и прочитал сам. И потом еще сколько-то этих ужасных Томеков прочитал. На мой взгляд, это чудовищно, но ему хотелось, а я не могу, и я не обязана себя заставлять.
Нельзя заставлять ни себя, ни ребенка. Я понимаю, что сейчас хорошо было бы сказать, что пойдите в такой-то магазин, там на такой-то полке стоит такая-то книга, вот ее возьмите и прочитайте — нет такого. Я была бы рада, честно. Может быть, мои более компетентные коллеги могут выкатить список, но на самом деле надо внимательно посмотреть на себя, внимательно посмотреть на своего ребенка, внимательно посмотреть на свою домашнюю книжную полку для начала и попробовать, а потом попробовать еще.
Нужно избегать тошноты во всех случаях. Чтение не для того, чтобы тошнило.
— Спасибо огромное, потрясающе интересный насыщенный рассказ! Я прямо чувствую, как горю разными мыслями, идеями, начинаю думать про короткие рассказы. Спасибо вам большое!
— Вам спасибо большое, что вы меня позвали, это честь для меня.
Фото: Ольга Паволга, личный архив Галины Юзефович
Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
ПОМОЧЬ
Зачем нужны книги, если есть гугл?
А может, и вправду печатная литература — это отголосок прошлого, как кареты, печки и дирижабль? В эру интернета информация, которая напечатана в книге, считается безнадежно устаревшей. Стоит ли на самом деле проявлять озабоченность по поводу нежелания читать наших детей?
Стоит. Мы есть то, что мы потребляем, особенно если дело касается информации.
Чтение классической литературы — самый действенный и, по сути, единственный способ развить чувственную сферу и воображение ребенка, расширить словарный запас, стимулировать способность мыслить, перерабатывать и систематизировать получаемую информацию и многое другое.
Хорошая книга — это инструмент, который развивает. Причем то, что можно развить через чтение классики, невозможно развить никаким иным способом. Лучше этого для ребенка еще не было создано ничего.
Чтение сказок
Самый первый и самый легкий способ ненавязчиво развивать интерес к детской книге можно при помощи рассказывания или чтения сказки ребенку перед сном. Это может стать ежедневным ритуалом, а в дальнейшем хорошей привычкой. Главное, не стоит первое время перегружать малыша большим объемом информации. Начинать нужно с коротких популярных сказок – «Колобок», «Теремок», «Курочка-ряба», «Репка» и т.п. Ребенок не только будет запоминать новые слова и выражения, но и учиться сочувствовать и сопереживать сказочным героям.
Прослушивание сказок развивает интеллект ребенка и расширяет его кругозор. Сказка поможет ускорить развитие речи, познакомит малыша с разными интонациями и чувствами. Книги – это помощник в воспитании ребенка и формировании личности.
Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?
- Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках.
- Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. Пусть в вашем жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.
- Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.
Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».
Прививайте любовь к книгам, как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.
Не отказывайте ребенку в чтении, когда он сам научится читать
Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.
Важно подбирать книгу по возрасту. Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями
Для школьников книги с крупным шрифтом. А для подростков модно оформленные издания. Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.
- Учить читать ребенка нужно не навящиво, особенно если вы познаете буквы еще до школы. Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки. Это намного лучше, чем плакаты, карточки и принуждение.
- Говорите с детьми о прочитанном. Например, о героях и их поступках. Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам.
- Играйте в чтение. Читайте по очереди, по слову, по предложению. Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.
- Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.
- Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.
- Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.
- Разрешайте меняться книгами со сверстниками.
- Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.
- Заводите семейные традиции, связанные с чтением. Например, воскресным вечером — общее чтение.
- С самого детства читайте ребенку с выражением, используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы.
- Рассказывайте ребенку о личности автора, и, возможно, заинтересовавшись биографией, он захочет прочитать еще одно его произведение.
- Откажитесь от телевизоров в спальнях, как детских, так и взрослых. Ведь такое соседство не порождает любви к чтению. К тому же, телевизор своим шумом мешает читать, а спутниковое телевидение отвлекает множеством каналов, интересными мультфильмами и телепередачами.
- Используйте книжки-сюрпризы с открывающимися окошками, дырочками для пальцев и игрушками для малышей-крох. Такие книжки-игрушки позволяют раскинуться фантазии и порождают интерес к книгам с самого младенчества.
- Не нервничайте, если ваш ребенок не любит книги или вовсе противится чтению. Ваше настроение передается отпрыску, накладывается на уже сформированное неприятие и создает устойчивый барьер для зарождения любви к литературе.
Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение.
Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!
Аудиокниги создают новое время для чтения
— Как у вас с аудиокнигами — это возможный путь для чтения или нет? Я знаю, что здесь есть очень разные подходы, кто-то считает, что это прекрасно и аудиокниги открывают возможность читать, а кто-то говорит, что нет — восприятие совсем другое.
— Если говорить обо мне, я к аудиокнигам отношусь прекрасно, но почти их не слушаю. То, что сейчас их так много, что появляются разные удобные сервисы подписные и не подписные, это потрясающе. Потому что все-таки аудиокниги — это чтение, я совершенно в этом убеждена, и в этом качестве они позволяют чтению претендовать на те временные промежутки, на которые раньше оно претендовать не могло.
У меня есть прекрасная подруга в городе Архангельске, мать двоих довольно еще малолетних мальчиков, и вследствие этого она довольно основательно загружена домашней работой. Так вот, эта моя подруга буквально живет в наушниках — гладит белье, готовит еду, убирает квартиру и за это время успевает прослушать столько книг, сколько не все люди успевают глазами прочесть. Причем в ее случае это хорошее глубокое, осмысленное чтение.
Я так не умею. Как я уже сказала, я плохо воспринимаю тексты на слух, особенно новые. Я могу ушами прослушать то, что я когда-то читала глазами. У меня для аудиокниг есть такой формат потребления — есть некоторая часть русской классики, которую бы мне ужасно хотелось перечитать. Поскольку я много читаю по работе, я не могу себе этого позволить. Пока была самоизоляция, я с огромным удовольствием переслушала всю «Анну Каренину», к которой я не возвращалась лет 20. Таким же способом я употребила «Домби и сын» — последний не читанный мною роман Диккенса. Но новое — нет, только глазами, по старинке.
А вот мой младший сын — вдохновенный потребитель аудиокниг. Он у нас в семье самый преданный подписчик сервиса Storytel, на котором слушает бесконечно все в диапазоне от каких-то серьезных вещей до какой-то ерунды. Он слушает в метро, и дома для него гораздо комфортнее просто лечь, поваляться, послушать аудиокнигу, чем почитать ту же книгу глазами. Для него это какой-то интересный опыт, комфортная модель потребления.
В общем, подводя итог, мне кажется, что есть люди, которым это хорошо заходит. Я не вижу в этом ничего плохого, только приветствую. Другое дело, что не для меня эта роза цветет. Я с радостью всех поддерживаю, восхищаюсь, одобряю, сама не могу, но это специфика моя персональная.
— Да, у меня тоже с аудиокнигами никак не складывается, я со второй страницы начинаю думать про что-то свое и теряю нить.
— Да! А потом в ужасе понимаешь, что вот, ты же все пропустила, нужно вернуться. А как вернуться? Это же не страничку отлистнуть, это же надо перемотать. А сколько перематывать? Сколько я уже проспала, как я это узнаю? У меня та же самая история абсолютно.
Галина Юзефович
Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки
Обеспокоенные детским образованием родители стремятся, во что бы то ни стало, привить любовь к книгам, и в своих порывах допускают немало ошибок.
Многие родители стараются принудительно привить любовь к книгам. И это — первая ошибка, потому что нельзя заставить любить насильно.
- Еще одна ошибка — это позднее приучение. Большинство мам и пап задумываются о чтении только к началу школы. А между тем, привязанность к книгам должна зарождаться с детства, практически с колыбели.
- Оборотная сторона — спешка в обучении чтению. Раннее развитие сегодня ультрамодно. Поэтому продвинутые мамы учат малышей читать, когда они еще только ползают, раньше времени развивают творческие, спортивные и умственные наклонности. Но стоит помнить, что своим нетерпением можно вызвать негативную реакцию у ребенка к книгам на долгие годы.
Одна из самых распространенных ошибок — это чтение книг не по возрасту. Не может 8-летний малыш с удовольствием читать романы и поэмы, не стоит от него этого требовать. Ему интереснее читать комиксы. А подростку не интересны произведения вечной классики, до этих книг нужно еще дорасти. Пусть читает современную и модную литературу.
Выбор книг
Важно, чтобы ребенок не просто читал что-то, а именно выверенную классическую литературу, и разумная цензура здесь необходима. Создавайте домашнюю библиотеку грамотно
Полное отсутствие пугающих сказок, кровожадных чудовищ и поедания колобков и козлят, если мы говорим о маленьких детях! Это особенно важно для впечатлительных и пугливых детишек со зрительным вектором, для которых чтение подобной литературы может обернуться реальным ударом по психике и, например, ночными кошмарами.
В досягаемости ребенка не должно быть книг или видео с порнографическим или насильственным сюжетом. Книги на сострадание, сопереживание героям с примерами самопожертвования, трудолюбия, смелости и подвигов подойдут всем. Если для вовлечения малыша идеально подходят красиво иллюстрированные книги, то после, когда он уже охотно читает сам, выбирайте произведения с минимальными иллюстрациями или вообще без картинок. Чем меньше ребенок, тем крупнее буквы. Хорошая бумага, плотный переплет, богатый выбор книг — залог того, что ребенок заинтересуется.