Дружба с книгой на долгие годы
Читать в свое время учили каждого человека. Но у одних в итоге не развилась любовь к литературе, а другие – не могут ни дня обойтись без книги. На это во многом оказал влияние процесс обучения чтению. Поэтому от родителей зависит, подружится ли ребенок с книжкой. Однако не забывайте, что научить читать – это еще не все. После этого вам предстоит поработать над разными сторонами чтения:
Осмысленность. Надо стараться, чтобы ребенок давал правильные ответы по сути прочитанного текста. Пояснял, как он понял содержание.
Запоминание
Умение пересказывать крайне важно не только для усвоения полученной информации, а и для успешного изучения разных учебных дисциплин гуманитарного цикла.
Выразительность. Логические ударения, передача эмоций героев произведений голосом – все это формирует хорошие ораторские способности, а также развивает воображение.
Команда BrainApps желает, чтобы ваш малыш легко и непринужденно освоил все премудрости чтения. А вам, главное, запастись терпением.
Как научить ребенка разговаривать?
Малыш уже ходит, но еще не научился разговаривать
Этот вопрос очень волнует родителей.Но важно помнить, что каждый ребенок индивидуальность и если отставания в развитии нет, тогда нужно просто набраться терпения
Маленького ребенка можно сравнить с диктофоном и копирайтом. Он все записывает и копирует за родителями. Кроха как чистый лист. Он слушает маму и папу, запоминает звуки и слоги от них, и сам пытается повторить, размещая язычок в разное положение.
И получается, что получается. Сначала он прорабатывает звук, потом уже старается соединить его в слово. На это нужно время и тренировки.
И как в этой ситуации могут помочь мама и папа? Что бы малыш побыстрее заговорил, с ним нужно вести беседу. Она должна быть непринуждённой. Делая обычные дела, прогуливаясь на свежем воздухе, играя с крохой, родители должны с малышом вести диалог.
Логопеды выделяют два вида развития речи: пассивный и активный. Пассивный – это понимание языка, а активный – разговаривать. Пассивный формируется у малыша намного быстрее.
Начиная с 10-12 месячного возраста, малыш понимает, о чем идет речь. Знает название предметов, но сказать еще не получается. Повторяет отдельные слоги, скажем ав-ав, ко-ко, да, ма, па.
Дети все разные, но большинство из них до двух лет не разговаривают. Это нормально, главное без паники. Они все понимают и обязательно заговорят.
Потом малыш расскажет все, что накопил за все эти два года. Наступит этот момент неожиданно. И уже в три года ребенок в развитии будет на уровне своих сверстников или еще и перегонит их.
Например, играя с малышом в игрушки, рассказывать ему, что это за игрушка, показать как ею играть, можно придумать историю и сделать своего рода кукольный театр. Главное разговаривать с ребенком, воспринимать его как взрослого человека.
Источники
- Mohammed S., Larsen-Reindorf RE. Menstrual knowledge, sociocultural restrictions, and barriers to menstrual hygiene management in Ghana: Evidence from a multi-method survey among adolescent schoolgirls and schoolboys. // PLoS One — 2020 — Vol15 — N10 — p.e0241106; PMID:33091080
- Silinskas G., Sénéchal M., Torppa M., Lerkkanen MK. Home Literacy Activities and Children’s Reading Skills, Independent Reading, and Interest in Literacy Activities From Kindergarten to Grade 2. // Front Psychol — 2020 — Vol11 — NNULL — p.1508; PMID:32733336
- Wong RK., Russak S. Do kindergarten teachers possess adequate knowledge of basic language constructs to teach children to read English as a foreign language? // Ann Dyslexia — 2020 — Vol70 — N1 — p.79-93; PMID:32253594
- Pittman RT., Zhang S., Binks-Cantrell E., Hudson A., Joshi RM. Teachers’ knowledge about language constructs related to literacy skills and student achievement in low socio-economic status schools. // Dyslexia — 2020 — Vol26 — N2 — p.200-219; PMID:31332889
- van Tilborg A., Segers E., van Balkom H., Verhoeven L. Modeling individual variation in early literacy skills in kindergarten children with intellectual disabilities. // Res Dev Disabil — 2018 — Vol72 — NNULL — p.1-12; PMID:29078104
- Barth AE., Vaughn S., McCulley EV. The Effects of Blended Text-Processing and Linguistic Comprehension Interventions Among Struggling Middle-School Readers. // Int J Res Learn Disabil — 2015 — Vol2 — N2 — p.2-17; PMID:28286785
- Seddon JA., Padayachee T., Du Plessis AM., Goussard P., Schaaf HS., Lombard C., Gie RP. Teaching chest X-ray reading for child tuberculosis suspects. // Int J Tuberc Lung Dis — 2014 — Vol18 — N7 — p.763-9; PMID:24902549
- Vuattoux D., Japel C., Dion E., Dupéré V. Targeting the specific vocabulary needs of at-risk preschoolers: a randomized study of the effectiveness of an educator-implemented intervention. // Prev Sci — 2014 — Vol15 — N2 — p.156-164; PMID:23543358
- Scheithauer MC., Tiger JH. A computer-based program to teach braille reading to sighted individuals. // J Appl Behav Anal — 2012 — Vol45 — N2 — p.315-27; PMID:22844139
С чего начать обучение ребенка чтению?
Конечно же, со знания букв. Если ваш малыш не знает, как выглядит та или иная буква, учить его читать еще рано! Более того, многое зависит не только от возраста, но и способностей каждого ребенка.
Мы с дочкой начали с того, что повторили все буквы русского алфавита. Как видите, издание построено по принципу «от простого к сложному», поэтому с ним так легко далось обучение чтению.
Затем мы начали читать простые слоги. Сначала у Насти не получалось произносить их одной связкой, поэтому она проговаривала: «Б и А получается БА». Многие педагоги против такого метода обучения, так как считают, что если ребенок привыкнет так говорить, то одной связкой научится читать нескоро.
Кстати, заметьте еще одну приятную особенность этого пособия. В нем можно раскрашивать картинки, чем дочка с удовольствием пользовалась после уроков чтения.
После того, как были прочитаны различные варианты слогов, состоящих из двух букв, мы приступили к чтению слов из двух слогов. Первые пару дней с этим были некоторые сложности, поскольку навык еще не прижился. Но мы не отчаивались и продолжали читать!
Через неделю довольно легко получалось читать уже вот такие короткие предложения (см. фото ниже). При этом я следила, чтобы после каждого прочтения по слогам Настя называла слово целиком, а затем проговаривала целое предложение, которое только что прочитала. Чтобы вместе с чтением в ней формировался навык понимания смысла прочитанного.
Ну а через две недели у дочери получалось довольно быстро читать целый текст. Считаю, что крупный шрифт и тщательно подобранный текстовый материал нам тоже в этом очень помогли! В общем, за пару недель мы освоили это пособие и приступили к следующему — для закрепления приобретенного навыка.
Упражнения чтобы научить ребенка читать по слогам
Учить слоги и чтение лучше, используя гласные, звонкие согласные и сонорные звуки, то есть те, которые можно протянуть, например, ЛллОооошадь и т.д.
На более продвинутом этапе обучения чтению и для более старших деток можно предложить задания:
- На бумаге написать в столбик начала слов, а отдельно на карточках их окончания, смешав карточки. Например, на листке будет написано СОБА-
ДЕРЕ-
МАШИ-
ПЕС- , а на карточках – ВО, — ОК, — КА; — НА. - На бумаге с клеточками зашифруйте слова, расположив их по горизонтали и разбавив другими буквами, например,
прдерево
всцветок
гщлисток
Предварительно объясните ребенку, что это будут слова, относящиеся к какой-то теме, например, дерево/растения. Проговорите с ним слова, которые вы зашифровали, а потом дайте ребенку найти их среди букв. Для ребят постарше подойдет задание, когда они сами ищут зашифрованные слова, без предварительного проговаривания.
Возрастные особенности
Несмотря на то, что психологи твердят о том, что не нужно нагружать детей до четырехлетнего возраста, многие родители все равно стремятся отдать ребенка в школу раннего развития или самостоятельно пытаются обучить своего малыша, уже начиная с годика. Давайте рассмотрим, каковы особенности формирования навыка чтения у малышей в разновозрастной период.
- С детками от года до трех лет преимущественно занимаются по методике Глена Домана. Пособием являются карточки больших размеров, на которых с красным цветом написаны слова. Для ребенка в таком возрасте необходимо проводить занятия исключительно в хорошем настроении. Время, необходимое на проведение одного урока — не больше 5 минут и не чаще, чем раз в день.
- У малышей четырех лет самым большим спросом пользуются кубики Зайцева. Основным пособием являются картонные или деревянные кубики. Как правило, занятия проводят до пяти раз в неделю, если малыш проявляет особый интерес – можно и чаще. По времени детки занимаются в основном до 20 минут.
- Если вы задаетесь вопросом, как научить читать ребенка в 5 лет, а также в 6, то лучшим способом для формирования навыка будет обучение Букварю. Если процесс изучения начат, пропускать занятия не рекомендуется. Малышу шести лет необходимо ежедневно читать не меньше, чем одну страницу в день.
Методика Бахтиной
Подходит для детей раннего возраста (с 3-4 лет), которые освоили метод беглого узнавания букв. Обучение по Бахтиной основывается на сочетаниях одной гласной с разными согласными. Например, сегодня вы знакомите ребенка с тем, как буква А подружилась с согласной М. Читаем МА, затем с Г — ГА и так далее. Для одного дня достаточно пары согласных. На следующем уроке действуйте по такой же схеме, не забывая повторить материал прошлого занятия.
Через 5-7 уроков, можно складывать простые слова из знакомых букв: МА-МА, ПА-ПА, НО-ГА. Сложные гласные (Е, Ю, Я, Ё) оставляйте на последние уроки. Их читать лучше с шипящими.
Для уроков используйте самодельные карточки или купите демонстрационный материал в магазине. Практикуйте каждый день, но ориентируйтесь на индивидуальный темп приобретения навыка чтения малышом.
Учим ребенка сложению и вычитанию
Базовые операции типа сложения и вычитания, пригодятся ребенку еще до поступления в первый класс. Навыки подсчета предметов пригодятся ребенку в повседневной жизни и придадут уверенности в себе, дав толчок к развитию интеллектуальных способностей. С чего следует начинать обучение?
Прежде всего нужно запомнить, что учить ребенка следует в игровой форме. Обучение не должно напоминать уроки математики в школе. Ему должно это нравиться и быть интересно, иначе ничего не получится.
Сначала необходимо приготовить наглядный материал. Можно взять конфеты или фрукты, те, которые ребенку нравятся больше всего.
В начале нужно разбирать операции с простыми числами (к примеру, с четверкой). Чтобы в сумме получить это число, следует сложить две конфеты, а потом еще две. После того ребенка нужно спросить, как он понял объяснение родителя.
Складывать нужно продолжать до тех пор, пока кроха не поймет, как нужно правильно это делать, а только потом необходимо переходить к вычитанию.
Свои действия следует комментировать, говоря: я заберу две конфеты, а у тебя останется еще две.
Необходимо разложить конфеты в кучки. К примеру, две, три и четыре конфеты. Затем малыша нужно попросить сложить две любые кучки вместе и назвать полученное количество конфет, путем их пересчета.
Можно использовать специальную литературу и тетради с легкими примерами, которые помогут ребенку быстро освоить сложение и вычитание.
Как правильно обучать ребенка чтению?
Чем раньше ребенок будет готов к восприятию, тем лучше – пойдя в 1-ый класс, он должен освоить азы чтения. Даже если малыш ходит в детский сад, где с ним занимаются по специальной методике, родителям также следует выделять время для совместного занятия.
Как же правильно подойти к самому процессу, чтобы обучение давалось легко? Учить детей насильно нельзя – все должно происходить в игровой форме. При выборе методики следует учитывать и возраст, с которого началось обучение.
Надо развивать правильное произношение звуков
Но в любом случае не стоит учить именно буквы – начинать следует с фонетического звучания. Ребенку легче будет ассоциировать написанный символ с тем звуком, который он привык воспринимать на слух.
Этапы обучения
Научить ребенка быстро читать без специальной методики невозможно, как и без соответствующей (последовательной) систематики.
-
Выбирайте правильное пособие, по которому будут обучаться дети. В последнее время в продаже есть несколько вариантов букварей. Выбирайте тот, который будет интересен ребенку (за покупкой можно отправиться вместе с ним). Пусть там окажется меньше картинок, но в основе должны лежать именно логопедические методики (например, азбука Жуковой Н.С.).
- Когда пособие будет куплено, начинайте пошаговое изучение звуков:
- Каждый выученный звук повторяйте перед тем, как приступите к изучению следующего. «Повторение – мать учения» – эта фраза должна стать путеводной нитью всего процесса обучения.
- Параллельно с изучением звуков приступайте к формированию слогов (и самым первым может стать «ма», что ребенку будет близко и душевно). Прочитывайте вместе с малышом слог, как бы пропевая его. У ребенка должно возникнуть ощущение, что согласный звук как бы стремится к гласному. Это поможет произносить звуки в паре.
- Не стремитесь сразу же выученные слоги формировать в слова. Пусть сначала ребенок поймет сам принцип соединения гласных и согласных звуков в пары. Закрепляйте знание на несложных слогах, постепенно переходя к труднопроизносимым.
- Научив ребенка составлять слоги, где первым идет согласный звук, приступайте к более сложной структуре, где впереди гласная («ом», «аб» и т.д.).
- Освоившись с отдельными слогами, переводите детей к чтению простых слов. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов, далее – 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.
Методика обучения
Чтобы научить читать по слогам быстро и уверенно, необходимо следовать методическим правилам, разработанным педагогами, и соблюдать последовательность:
- выучить все буквы одну за другой;
- произносить правильно слоги из двух букв;
- произносить правильно слоги из трех букв;
- учить правильно соединять слоги в простые слова;
- учить правильно соединять слоги в сложных словах.
Важно! Весь процесс обучения чтению по слогам должен проходить в игровой форме. Нельзя учить ребёнка насильно и ругать за непонимание
Как научить соединять буковки в слоги? Слог всегда состоит из гласных и согласных звуков, поэтому важно сначала научить узнавать и правильно артикулировать гласные звуки. Их мало, и с них легко начинать обучение чтению
Затем необходимо изучить согласные звуки: сначала наиболее распространенные – “м”, “п”, “б” и т. д. Это важно, чтобы малыш смог составить свои первые слова – мама, папа, баба.
Чтобы научить ребёнка составлять слоги и читать по слогам, нельзя называть согласные звуки с дополнительными призвуками. Например, учим звук “п”, но не называем его “пэ”. Пусть малыш скажет “п”, потом соединит его с гласной “а”: получится слог “па”. Затем объясните малышу, что эти два звука нужно произнести слитно (спеть их).
Необходимо научить произносить слог слитно. Большим удовольствием будет для ребёнка составление и произнесение первого в жизни слова из кубиков – “па-па”.
Чтобы процесс обучения получил дополнительный стимул, нужно наглядно показать малышу плоды его стараний. Что следует сделать? Обучите правильно читать и произносить гласные звуки и часть согласных (п, б, м) и объясните, что из этих букв состоит слово “мама” или “папа”. Не нужно учить весь алфавит – сразу переходите к практике! С такой методикой детки пяти/шести лет быстро осваивают чтение.
Важно! Когда малыш освоит слова из повторяющихся слогов (па-па, ма-ма, ба-ба), можно начинать учить сложносоставные слова из нескольких неодинаковых слогов
Учимся читать до школы:
Чтобы научить ребенка читать дома, не нужно придумывать велосипед. Достаточно подобрать свою методику и систематично удалять учебе время.
по Жуковой
Олеся Жукова — ведущий специалист в области развития детей дошкольного возраста. Именно она является автором серии книг, помогающих детям любого возраста выучить буквы и научится читать.
О.Жукова рекомендует начать обучение чтению, как только родитель почувствует готовность своего ребенка. У некоторых это 2 года, другие начинают учиться читать только в школе.
Привить любовь к чтению О. Жукова рекомендует книгой «Учим первые слова». Тут же, заботливые родители найдут полезные советы для себя. Особенно книга эффективна тем родителям, кому воспитывать ребенка приходиться впервые.
Также автор подготовила методические рекомендации не только родителям, но и педагогам.
По мнению Жуковой, изучая буквы в игровой форме в возрасте 3-4 лет, ребенок должен узнавать, различать и не путать схожие по звучанию буквы.
Автор считает, что ребенок должен научиться читать до школы. Это облегчит процесс адаптации в новой среде и коллективе.
Книга, согласно которой ваш ребенок научится читать за год до школы.
Либо за 15 минут в день:
Увлекательные задания, позволяющие освоить технику чтения слов.
Это не весь список книг данного автора. Можно подобрать книгу, которая будет по душе конкретному ребенку, тогда обучение будет лёгким и быстрым.
метод Зайцевой
Метод Зайцева — это уникальный способ научить ребенка читать играя. 52 кубика с изображением букв и слогов абсолютно разные.
Кубики со звонкими буквами наполненные металлом, а вот глухие звуки — деревом. Таким образом ребенку легче отличать звонкие от глухих звуков.
Твердые слоги от мягких отличает размер кубика. К примеру твердый слог «Ма» будет изображен на большом кубике, мягкий «Ми» на кубике меньшего размера.
Эффективность метода дополняет специальные таблицы, которые входят в набор. В них прописаны слоги, которые родитель должен пропеть своему ребенку.
Недостаток метода заключается в том, что не смотря на довольно быстрое освоение ребенком чтения, спустя некоторое время он может начать глотать окончание слов. Эта проблема будет более явной в школе, когда слова будут разбирать на слоги.
Могут ли занятия быть веселыми?
Давно известно, что ребенок легче обучается, если заниматься с ним в игровой форме. Этот же принцип действует и для обучения навыкам чтения
Ребенка очень важно заинтересовать деятельностью, и тогда труды дадут желаемые результаты
Быстрый способ научить дошкольника читать – совсем не тот, о котором знает старшее поколение. Эта методика давно устарела, ведь в процессе приходится заставлять малыша заниматься по скучной схеме: кроха изо дня в день учится рисовать крючки и палочки, читает букварь. Согласитесь, это достаточно скучно. В будущем такие занятия быстро надоедают, интерес к учебе пропадает
Поэтому так важно заинтересовать дошкольника занятиями, чтобы каждый урок вызывал положительные эмоции и желание читать, писать, рассказывать и т.д
В процессе обучения важно задействовать и зрительный, и слуховой аппарат. Только так мозг ребенка будет воспринимать информацию в полной мере
Чтобы научить малыша читать, используйте игровой метод обучения: показывайте яркую наглядность (картинки, игрушки, предметы), четко проговаривайте название букв, рисуйте, лепите, выкладывайте буквы и слова из спичек, фасолин и т.д. Сделайте занятия по максимуму интересными, не скучными и легкими, и они запомнятся ребенку.
Для первых занятий хватит 5-10 минут. Постепенно время уроков можно увеличивать, но они не должны длиться более получаса. В первую очередь разучите с ребенком буквы. Далее познакомьте дошкольника с таким понятием, как «слог». Когда малыш научиться составлять слог, обучить его чтению будет проще.
Как обучить ребенка читать по слогам дома?
Разумеется, что обстановка в развивающей группе или классе, которую посещает ваш ребенок, способствует тому, что малыш больше сконцентрирован на учебе, что он пытается подражать сидящему рядом ребенку, а то и включается в соревновательный процесс.
Однако таких занятий бывает недостаточно и нужно обязательно заниматься с ребенком дома.
В обучении ребенка чтению дома должна принимать участие вся семья.
Хорошо, если родители смогут усадить ребенка заниматься и сами наберутся терпения учить малыша. Можно взять классический букварь Н.С. Жуковой и постепенно показывать, как читаются слоги. Такое действие приучает ребенка к дисциплине и к тому, что он знает, что есть время для игры, а есть время для занятий.
Но если вдруг такое не получается, то можно обучать ребенка чтению слогов в игровой форме. К примеру, мама готовит в кухне, малыш сидит за столом и раскладывает кубики или карточки. Мама руководит процессом: покажи мне букву М, а теперь покажи мне букву А. Теперь эти буквы подружились и стали вместе играть и петь МА- МА. Потом пусть ребенок «подружит» и другие гласные с буквой М. И так постепенно он выучит слоги.
Первый этап занятий – словесные игры
Обучение чтению обязательно должно проводиться в игровой манере, в противном случае малыш быстро устанет и утратит интерес. На первом этапе необходимо пояснить ему, что слово состоит из слогов. Сделать это проще всего при помощи карточки. Сначала родитель показывает ребенку карточку, на которой написано простое слово (например, «собака»), потом разрезает его при помощи ножниц: со-ба-ка.
Далее можно предложить малышу поиграть со слогами.
«Рыболов»
Понадобятся рыбки с буквами из бумаги, на каждой закреплена скрепка. Нужно поймать удочкой (на ней магнитик) рыбешек, называя буквы на них, и сложить в ведерко. Можно попросить ребенка называть слова, которые начинаются на эти буквы. Позже из этих букв можно составлять слоги – и тоже их произносить.
Альбом со слогами
Предложите малышу поработать над созданием своего букваря. Такая идея ему точно понравится! Для начала берем обычный альбом для рисования. Каждый лист делим пополам. На одной половинке пишем слог, который изучаем сегодня. Предлагаем ребенку назвать предметы, которые начинаются на этот слог. Затем ему нужно нарисовать их на второй половине листа. Можно использовать аппликации.
Самолетики
Из бумаги делаются простейшие самолеты. На каждом из них пишется слог (КА, ТУ, МИ), далее родитель на время превращается в диспетчера и начинает давать указание, какому именно самолетику следует сесть или взлететь, или же направиться в заранее придуманный ангар. Ребенок должен разобраться со слогами и выполнить задание.
Магазин
Сначала взрослые готовят материал – те овощи, которые будут продаваться. Это могут быть картинки, игрушечные овощи, трава, даже настоящие продукты. Далее делаются карточки, которые будут играть роль «валюты», – они представляют собой написанные слоги, с которых начинаются наименования товаров (например, если на «прилавке» имеется кабачок, то обязательно должна быть карточка «КА»). Далее «деньги» даются детям, которые от имени кукол должны совершить покупки.
Общие рекомендации для родителей
Чтобы обучение детей проходило успешно, родителям необходимо учитывать некоторые правила и моменты:
Обучение дошкольников должно проходить в игровой форме, а не носить обязательный характер
Именно в игре ребенок познает мир и будет наиболее вовлечен в любую деятельность.
Необходимо использовать различные дидактические игры, пособия и даже онлайн-приложения для чтения.
Обращать внимание на частоту занятий, а не на ее длительность. Ребенок не может долго концентрироваться на одном виде деятельности.
Инструкции к заданиям должны быть четкими и емкими, чтобы малыш четко понимал, что от него требуется.
Соблюдение несложных рекомендаций — залог успешного обучения дошкольника
- Обучение чтению будет успешным тогда, когда у ребенка хорошо развита устная речь. Если есть какие-либо проблемы, следует обратиться к логопеду.
- Между учебными упражнениями обязательно должна быть разминка или игра (пальчиковая гимнастика, физминутка, подвижная игра).
- Если малыш отказывается от задания, то не следует его заставлять выполнять. Скорей всего, он либо устал, либо его возможности уже превышены.
- Дети многое не знают и не умеют, поэтому следует относиться к ним с особым терпением.
- Не сравнивать успехи своего ребенка с другими детьми. Каждый из них индивидуален в своем развитии.
- Лучше не заниматься чтением, если у родителя или ребенка плохое настроение. Такое занятие никому пользы не принесет.
Зная все эти тонкости процесса обучения дошкольника чтению, можно не только избежать серьезных ошибок, но и облегчить ребенку процесс адаптации к школе и повысить его успешность.
Наиболее распространенные ошибки родителей
Есть несколько нюансов, которые необходимо учитывать при обучении ребенка чтению. Самыми распространенными ошибками родителей в данном случае являются:
- Произнесение не самих звуков, а алфавитных букв. Например, КА, ЭМ, ПЭ и т. д. Правильно будет говорить М, Л, Н и т. д. Если с самого начала совершать подобные ошибки, то можно добиться того, что ребенок не поймет специфики чтения по слогам, у него возникнут проблемы с их произношением и формированием. Например, он не сможет прочитать элементарное слово «мама», произнося «мэамэа».
- Многие родители подсознательно учат будущего школьника «вырывать из контекста» отдельные слова, словосочетания или фразы. Это в корне неправильно, поскольку дети при таком подходе в будущем будут испытывать трудности во время прочтения больших текстов или даже абзацев, состоящих из нескольких предложений.Запомните!Поэтому лучше учить ребенка сразу произносить все слова в определенном отрывке, по нескольку раз повторяя пройденный этап.
И, конечно же, одной из самых распространенных и, пожалуй, грубейших ошибок родителей является спешка. Не следует требовать от младшего школьника невозможного – научиться читать сразу, необходимо проявить терпение. Если ему сложно – объяснить все заново, максимально подробно и обстоятельно. Только тогда труды учащегося и обучающего будут вознаграждены по максимуму!
Что должен знать ребенок для обучения
Поступая в 1 класс, дети уже должны иметь определенный багаж знаний. Умение делить слова на слоги в этом багаже совершенно нелишнее, и поэтому многие родители стараются самостоятельно обучить этому своих чад дома. Это нужно делать еще до начала овладения навыками чтения. Но перед этим малыш должен демонстрировать следующий уровень подготовленности:
- уметь вести диалог, разговаривать целыми предложениями, точно и правильно формируя собственное желание;
- знать хотя бы несколько букв и распознавать гласные и согласные звуки;
- бегло считать в пределах 5, а то и больше;
- иметь пространственное понятие по поводу «влево» и «вправо».
Обучая детей, можно использовать всевозможный дидактический материал, задействовать героев мультфильмов и сказочных персонажей.
Как заинтересовать малыша чтением
Чтобы домашнее обучение было успешным, главное — мотивировать малыша, суметь вызвать у него интерес к чтению. Рекомендации здесь будут следующими:
Конечно же, с раннего возраста (буквально с рождения) читать крохе книги, показывать яркие картинки, беседовать по содержанию сказок и рассказов. Полюбив книгу, ребёнок сам захочет научиться её читать.
Сводить дошкольника в библиотеку
Пусть он полистает детские книги на полках, выберет понравившееся издание (конечно, читать его ещё будет мама).
На прогулке всё время привлекать внимание карапуза к вывескам магазинов, красочным рекламным баннерам. Нужно говорить ему, что слова и буквы окружают нас повсюду, так здорово самому уметь их читать.
Личный пример взрослых
Малыш должен чаще видеть родителей с книгой, нежели с планшетом или у экрана телевизора. Очень полезны семейные чтения.
Знакомить ребёнка с ровесниками или детьми постарше, которые уже умеют читать. Это может подстегнуть малыша.
Повесить в детской комнате или в другом месте дома яркий плакат с алфавитом, который будет привлекать внимание ребёнка. Хороший вариант — интерактивное панно, где каждая буква озвучивается нажатием.
Тему букв, алфавита нужно обыгрывать в рисовании, лепке, аппликации, конструировании из подручных материалов. При этом следует развивать образное мышление ребёнка, например, показать ему, что буква «О» похожа на бублик, а «П» — на турник и т. д.
Чаепитие с буквами. Будет здорово найти в магазине печенье в форме букв. Это лишний повод поговорить о них и даже составить слова. Кстати, такое печенье можно спечь дома самостоятельно. Как вариант можно поискать макароны в форме букв.
Приобрести своему чаду магнитную азбуку. Пусть буквы он прикрепляет к холодильнику или на другую поверхность. Также можно поиграть в «магнитную рыбалку»: все буковки сложить в тазик и предлагать малышу достать нужный вариант. А когда он вытащит букву, взрослый проводит аналогию со словом: «Смотри, буква «Ж» так похожа на жука!».
Дать ребёнку попечатать на клавиатуре компьютера, ноутбука, а затем распечатать его «письмо» (ведь дети так любят повторять действия взрослых).
Приобрести домино или лото с алфавитом, в которые взрослые будут играть с малышом. Кстати, такие пособия родители могут сделать и самостоятельно.
Как определить готовность ребенка к обучению чтению?
Есть несколько признаков, глядя на которые можно понять, что можно начинать учить ребенка читать. К этим признакам относятся:
- Ребенок умеет хорошо говорить. Он хорошо произносит все звуки, может правильно строить предложения, может рассказывать длинные истории или пересказывать просмотренный мультик.
- Если у ребенка есть проблемы с произношением некоторых звуков, то сначала лучше научить его эти звуки произносить правильно. Сейчас есть много видео, где логопеды показывают, как ставить тот или иной звук. Каждый поставленный звук нужно обязательно автоматизировать в речи. На это уйдет около месяца. И только после этого ставить следующий звук. Можно воспользоваться услугами логопеда.
- Заинтересованность ребенка — важный момент в начале обучения чтению. А, чтобы эта заинтересованность была, читайте ему почаще сказки, стихи и рассказы. И сами тоже читайте книги для себя. Если ребенок будет видеть, что мама любит читать, то поймет, что это интересно и увлекательно. Помню, моя мама много читала, и мне всегда было интересно узнать, что пишут в ее книге. Это любопытство и было толчком к учебе.
- Усидчивость ребенка играем не маловажную роль в процессе обучения. Для того, чтобы научить ребенка читать, нужно выделять ежедневно хотя бы 10 минут. И ребенок должен все это время быть сконцентрированным, не отвлекаться на посторонние вещи. Если ребенок убегает, шалит, смеется, «витает в облаках», то, возможно, ему еще рано учиться читать.
- Ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве. Знать, куда это влево-вправо, вниз-вверх.
- У ребенка должен быть хорошо развит фонематический слух. Он должен слышать и узнавать звуки в слове: в начале, в середине и в конце. Для этого с детьми играют в специальные игры, которые закрепляют этот навык.
Правила
Чтобы для ребенка чтение не превратилось в мучительное занятие, необходимо следовать правилам и рекомендациям опытных педагогов:
- Начинают обучение с гласных звуков (а, и, о, у, ы, э). Нужно объяснить основное отличие произношения этих звуков от согласных (воздух не встречает преград во рту, звуки можно пропеть). В это же время начинают складывать гласные буквы в простые слова: ау, уа, Иа, оу.
- Изучение согласных начинают со звонких твердых звуков (м, н, р, л). В это же время определяют особенность согласных (есть преграда). По мере изучения каждого звука (не буквы!) составляются слоги. После открытых слогов (на, ма) изучаются закрытые (ан, ам). Потом осваивают глухие и шипящие.
- Когда ученик поймет, что можно складывать буквы в слоги, приступают к чтению слов по слогам. Сначала составляют слова из одинаковых слогов (ма-ма, па-па), затем осваивают слова посложнее («ко-н», «ра-к»), потом рассматривают конструкции, типа «о-рёл», «а-ра». Когда простые слова будут освоены, переходят к чтению сложных слов, состоящих из трех и более слогов.
- Изучая гласные, состоящие из двух звуков (я, ю, ё, е), сначала читают слияние звуков (й+а), а затем вводят название самой буквы (я). Сравнивают чтение буквы в начале слова и после согласных.
- При изучении мягких согласных поясняют, что некоторые буквы могут обозначать 2 звука, в зависимости от того, какая гласная буква за ней стоит: мяч, после «м» стоит «я», звук «й» служит для смягчения согласного.
- В последнюю очередь изучают «ъ» и «ь».
- Следует придерживаться принципа «от простого к сложному». Всю информацию подавать дозировано, чтобы дети не запутались.
- В игровой форме нужно закреплять пройденный материал. Перед изучением нового нужно обязательно повторить ранее изученное. Не следует переходить к следующей букве, если предыдущая освоена недостаточно.
Чтобы ребенку было интересно заниматься, можно:
- Использовать красочные кубики с буквами.
- Или собственноручно изготовить их (слепить из теста или сшить).
- Использовать занимательные игры: «Персонаж на букву…», «Слова» (назвать как можно больше слов на одну букву, или называть по очереди слова, которые начинаются на последний звук предыдущего).
- Игра в школу: дети в игровой форме закрепляют материал, объясняя его взрослым ученикам; родители могут написать диктант, а «учитель» его, конечно, проверит и поставит отметку.
Действенный метод мотивирования – это похвала. Хвалить нужно за все: правильно назвал букву, смог прочитать слог, слово, увидел ошибку и исправил ее. Со всеми сложностями помогут справиться терпение, любовь к ребенку и желание его научить читать.