Адаптация ребенка в детском саду

Не нужно подкупать подарками

Чтобы отношения между родителями и детьми не превратились в меркантильные («Ты мне – я тебе»), откажитесь от идеи ежедневных поощрений. «Если не будешь плакать и пойдешь в садик, я куплю тебе куклу», «Будешь себя хорошо вести в саду, получишь мороженое» – часто родители так «мотивируют» детей посещать детский сад, но ничего хорошего из этой идеи не получится. Если хотите порадовать малыша, не стоит привязывать покупку новой игрушки или посещение развлекательного центра к детскому садику

Родителям нужно помнить, что для крохи намного важнее провести больше времени с мамой и папой, и их внимание не заменит ни одна, даже самая дорогая, игрушка

Помогите ребенку адаптироваться

«Чем старше ребенок, чем более зрелая его нервная система, тем легче протекает адаптация и наоборот», — говорит врач-педиатр Надежда Луковкина

Однако важно понимать, что ее механизм индивидуален у каждого ребенка: в три года ребенок может пойти в сад с легкостью и радостью, а может очень долго заливаться слезами

Адаптация к саду — это большой стресс, но есть несколько простых рекомендаций, которые помогут его минимизировать.

Соблюдайте режим. Для ребенка трех лет это необходимо. «Попытайтесь привести основные события дня к такому же, как в саду, или близкому времени. Например, мы кладем детей спать в час и поднимаем в три, ребенку будет гораздо легче, если до этого дома он всегда спал в это же время», — советует Елизавета Тюрина, воспитатель дошкольного отделения.

Не прогуливайте. Если вы привели ребенка в сад, ни в коем случае не пропускайте дни — от этого процесс привыкания только затянется. Во время адаптации не стоит планировать отпусков или пропускать дни просто потому, что вам так хочется

Помните о важности режима в жизни малыша: чем больше дней подряд ребенок проходит в сад, тем быстрее он привыкнет

Привейте навыки самообслуживания. Умение пользоваться ложкой, пить из чашки, ходить в туалет на унитаз, мыть руки перед едой и после посещения туалета, проситься на горшок и одеваться — все это вещи, без которых ребенку будет тяжело существовать самостоятельно вне дома

При походе в сад нужно забыть также о подгузниках, сосках и бутылочках; важно научить малыша засыпать без укачивания

Познакомьте ребенка с питанием в детском саду. «Некоторые дети не едят пищу, которую им предлагают в саду. И не потому, что она невкусная — просто ребенок к ней не привык», — рассказывает Елизавета Тюрина. Большую часть продуктов в саду варят, тушат и готовят на пару, в такой еде меньше соли — это полезное питание, но детям требуется время, чтобы приспособиться.

Развивайте мелкую моторику. «Если мы не умеем работать руками, мы не умеем работать головой

Ребенок должен постоянно делать что-то руками — не важно, как ему это удается, между мелкомоторными функциями и развитием мозга существует прямая связь», — уверяет Елизавета Тюрина. Собирайте с ребенком конструктор, мозаику, лепите, рисуйте, штрихуйте, играйте с песком, гречкой, мукой, фасолью — для развития мелкой моторики не нужны навороченные игрушки и сгодится все, что есть в доме

Посещайте ГКП. Группы кратковременного пребывания позволят ребенку в удобном ритме привыкнуть к детсадовским будням. Если ГКП в вашем саду нет, договоритесь с воспитателем о возможности приводить ребенка не на полный день, а на несколько часов. Надежда Луковкина рекомендует начинать пребывание с 30 минут, постепенно увеличивая время каждые два дня: на 1 час, на 2, до обеда и только потом на дневной сон. Елизавета Тюрина подтверждает: если время пребывания увеличивать плавно, дети быстро начинают оставаться на полный день.

Оставляйте ребенка одного. Если у вас не получается водить малыша в ГКП, до выхода в сад оставляйте его с родственниками или с друзьями.

Если первый день в саду будет не первым опытом разлучения с мамой, его будет гораздо легче пережить.

Давайте ребенку общаться со сверстниками

Важно, чтобы ребенок постепенно учился выстраивать отношения с другими детьми. «Старайтесь не влезать в каждую ситуацию в детских отношениях, как только она случилась, дайте ребенку попробовать решить проблемы и урегулировать конфликты самостоятельно», — советует Елизавета Тюрина

Говорите о детском саде. Он не должен стать для малыша неожиданностью. Каждый день рассказывайте, что его ожидает в саду, гуляйте с ним недалеко от сада, настраивайте его позитивно, а если ребенок заболел, напоминайте, что его ждет возвращение в группу, что его там очень ждут ребята, игрушки и воспитатели.

Поощряйте. Хвалите ребенка за его успехи — за то, что он сегодня провел больше времени в саду, не плакал утром, подружился с кем-то. Но не стыдите его, если он не сделал того, на что вы рассчитывали — например, оказался не готов остаться на дневной сон.

Будьте на его стороне. Если воспитатель ругает за что-то вашего ребенка, не торопитесь винить во всем малыша. Помните, что ваша задача — защищать его, и сначала разберитесь в ситуации: выслушайте воспитателя, ребенка, если есть возможность — понаблюдайте со стороны, как взаимодействуют между собой дети, как общается с ними воспитатель, как ведет себя ваш малыш. Ребенку будет гораздо проще адаптироваться, если он будет чувствовать себя защищенным от системы, которая на первых порах выглядит враждебной.

Чего делать нельзя, или главные ошибки мамы и папы при адаптации малыша

Семье хочется, чтобы ребенок скорее привык к детскому саду и как можно спокойнее принял изменения своей жизни. Но случается так, что родители ошибаются в своих действиях и сами оттягивают момент, когда период адаптации к детсаду останется в прошлом

Важно знать основные ошибки, чтобы не нанести вред ребенку

Исчезновение мамы без предупреждения. В первый визит в группу детского сада ребенку интересно все вокруг. Без мамы находится долго ему скорее всего не приходилось, поэтому первый день в саду происходит спокойно, а последующие со слезами и капризами. Малыш смело отходит от матери, увлеченно изучая что-то неизведанное, но в его понимании мама ожидает его поблизости. Что происходит дальше? Мама радуется, что ребенок отвлекся, и исчезает, не сказав, что ей нужно идти. Не сложно предположить, что ощущает ребенок, когда обнаруживает, что мама его «бросила». Даже если вы предупреждали ребенка тысячу раз, что в саду он будет без родителей, никогда не уходите «втихаря». Ребенок после этого живет с убежденностью, что мама бросит его везде и становится буквально ее «хвостиком». После такого «исчезновения» малыш может впадать в истерику от каждого упоминания детского сада и поход в учреждение придется откладывать на неопределенное время.Неверный ежедневный распорядок. Задумайтесь, насколько ежедневный режим малыша соответствует установленному требованиями дошкольного учреждения. Если малыш привык засыпать в 23.00, подъем в 7.00 станет для него пыткой. Что делают дети, когда хотят спать? Малышей, которых дома не приучили к режиму сада, видно в учреждении сразу. Они плачут, раздражаются, капризничают. Первые дни важны. Именно от того, как ощущает себя малыш при первых посещениях зависит процесс адаптации. Не поленитесь выработать у ребенка привычку к правильному распорядку, и тогда он придет в сад в приподнятом настроении, готовый к интересным открытиям и знакомствам.Быстрые сборы по утрам. Просыпайтесь заблаговременно, чтобы не торопить чадо и не паниковать самим

Неспешные сборы, внимание и нежное пробуждение – залог продуктивного дня и приподнятого настроения для всей семьи. Выходите из дома с тем расчетом времени, чтобы не бежать второпях и успеть создать для ребенка положительный настрой

Если ваши действия были верны, а спустя полгода период адаптации все еще не остался позади, скорее всего проблема в воспитателе или группе. Смените учреждение или попросите заведующую о переводе ребенка в другую группу и, возможно, проблема будет решена.

Организация адаптации к детскому саду

Чтобы максимально адаптировать ребенка, необходимо соблюдать ряд рекомендаций, в частности научить малыша:

  • пользоваться столовыми приборами;
  • проситься в туалет;
  • кушать разную еду;
  • стараться четко выражать свои мысли;
  • слушаться взрослых;
  • мыть руки после улицы и перед едой;
  • отказаться от соски;
  • общаться и играть со сверстниками;
  • уметь засыпать самому.

Программа подготовки должна включать в себя следующие этапы и приемы:

1. Смена режима дня. Нужно скорректировать распорядок дня малыша таким образом, чтобы он был максимально приближен к тому, что будет в садике. Это снизит психологическую нагрузку на ребенка и сильно облегчит адаптацию.

2. Смена рациона питания. Если ваш рацион сильно отличается от того, что будет в детском саду, то рекомендуется скорректировать его. Если ребенок будет хорошо и с удовольствием питаться в садике, то это сильно облегчит его адаптацию. И наоборот, дети, которые отказываются есть непривычную пищу, привыкают к новым условием дольше.

3. Моральная подготовка. Рассказывайте ребенку в положительном ключе, куда ему вскоре предстоит отправиться и что его там ждет. Если во время прогулки вы проходите мимо садика, то показывайте малышу это место, объясняйте, что скоро он туда будет ходить, там будут другие ребята, а вы не бросаете его, просто нужно работать. Старайтесь описывать все правдиво, не нагнетать, но и не приукрашивать.

4. Будьте уверены в себе и спокойны. Ребенок должен быть уверен, что все идет так, как надо. Если он увидит, что родители переживают, то сам начнет беспокоиться и это затруднит его адаптацию. Отводите малыша в сад с улыбкой, настраивайте его на хорошее настроение и приятное времяпрепровождение.

5. Не оставляйте ребенка в саду сразу на весь день. Процесс привыкания должен происходить постепенно. В первые дни ребенку нужно оставаться в группе на пару часов, затем до обеда, дневного сна и уже потом на целый день.

Как уговорить идти в садик

Сдерживайтесь в момент расставания, плачете вы — плачет и ребенок. Проявляйте только позитивные эмоции, шутите. Если ребенок успокаивается, как только вы уходите, возможно лучше, если его будет отводить кто-то другой, с кем он имеет не такую крепкую эмоциональную связь (папа, бабушка, брат или сестра). Относитесь бережно, радуйтесь поделкам, аппликациям и принесенным рисунком. На отказ вставать утром можно завлечь его тем, что сегодня будет интересное занятие с воспитателем. Всем мамам сделают что-то красивое, а мне ничего.

Чаще говорите о том, что детский сад хороший, и как там много интересного. Красивые игрушки, внимательный воспитатель, увлекательные сказки. Будьте последовательны, не поддавайтесь на слезы и уговоры, даже если кажется, что он не может привыкнуть. Он должен знать, что это обязательно. Проявляйте твердость, но без фанатизма.

Придумайте что-то интересное. Например, по дороге домой покормите голубей или надуйте шарики в группе — все будут играть и радоваться. Таким образом закрепятся положительные эмоции.

Заведите друга. Обычно все дети в группе из одного района. Познакомьтесь с родителями, поиграйте на площадке в выходной, пригласите в гости. Малыши подружатся, будут скучать и рады друг друга видеть.

Что такое адаптация?

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Почему дети не хотят в сад

Представьте, что вы внезапно срываетесь с места и переезжаете в другую страну, где совершенно другой уклад жизни, пищевые привычки, и нет ни одного знакомого. Хорошо, пример полегче: новая работа. Казалось бы, вы уже взрослый, самостоятельный человек, но смена обстановки и людей вокруг вызывает стресс, порой даже тревогу.

Теперь представим ребенка. Для него предел социализации: попросить совок и поделиться своим ведерком на детской площадке в песочнице. Где-то на лавочке в этот момент ждет мама, чтобы идти домой ужинать. С посторонними взрослыми его в принципе учили не разговаривать и не брать конфеты. Вдруг установка поменялась: «Это твой воспитатель, слушайся ее». А с незнакомыми детьми нужно как-то общаться дни напролёт.

Новое общество сначала повергает ребёнка в состояние ступора, а затем заставляет адаптироваться, быть как все: одним из группы, а не любимым сыном или дочкой (часто единственным).

Теперь по пунктам. Что перевернулось в мире ребёнка с приходом в сад:

  1. Новое общество вызывает взрыв социальности, необходимость адаптироваться в коллективе. Ребенок перестает чувствовать себя единственным и уникальным, становится одним из группы под предводительством незнакомого взрослого;
  2. Отсутствие родителей заставляет его самостоятельно решать большую часть своих проблем, лишает защиты и внимания;
  3. Другие дети постоянно вокруг, со всеми так или иначе приходится общаться. На площадке можно отойти от Маши, если она капризничает или задаётся, но в группе от неё не спрятаться никуда. Побыть одному стало почти невозможно;
  4. Воспитатель, у которого в группе 30 детей, просто физически не способен обеспечить связь с каждым ребёнком. В этом случае он пытается «замкнуть» детей друг на друге. Это очень небезопасно, ведь дети не в состоянии заботиться, они эгоцентричны по своей природе;
  5. Жёсткое расписание, часто не имеющее ничего общего с тем распорядком дня, который был у ребёнка дома;
  6. Нет времени на игру. А для ребёнка она важнее всего;
  7. В саду все другое: другая еда, другие игрушки, другое постельное бельё; 
  8. Стресс: у детей, находящихся в садиках и яслях, постоянно наблюдается повышенный уровень кортизола, гормона стресса, хотя в норме он должен снижаться уже к обеду. Чем теснее помещение и больше детей, тем уровень кортизола выше. Это подрывает иммунитет и ослабляет организм. Наблюдается зависимость и от возраста: маленьким детям расставание с домом дается тяжелее;
  9. Есть и просто гиперчувствительные дети. Чувствительность — это не диагноз, это особенность. Таким детям нужно больше внимания, они склонны уходить в защиты. Если типичные дети будут плакать, ругаться в ответ на определённые действия, то чувствительные замкнутся в себе: будут сидеть в одиночестве и нервничать. Мир слишком силен и интенсивен для них, они отгораживаются.

Что делать родителям, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду?

  • Возможно, ребенок не может привыкнуть к детскому саду, так как он еще совсем маленький. Так было с моими знакомыми. Пришлось переждать год, чтобы дочка начала заново ходить в детский сад, подзабыв неудачную адаптацию к детскому саду.
  • Не могут долго привыкнуть к детскому саду дети, которые очень привязаны к маме. Находите возможность оставлять на некоторое время малыша с каким-то другим человеком.
  • До садика водите ребенка в детские центры, кружки, где у него будет возможность социализироваться в обществе сверстников.
  • Не подходят воспитатели – тоже одно из объяснений, почему ребенок не может долго привыкнуть к детскому саду. Не у всех найдется возможность подыскать другой садик, но попытаться перевести малыша в другую группу можно.

Никогда не обсуждайте при ребенке, как ему трудно было в садике и как тяжело он привыкал. Такие разговоры дети улавливают моментально. Наоборот, говорите при ребенке, что он уже стал взрослый и даже начал (начинает) ходить в детский сад.

Подготовлен ли малыш?

Готовность ребенка к детскому саду мамы смогут проверить только тогда, когда он туда попадет. Первый месяц в дошкольном учреждении у деток проходит по-разному. Одни малыши с большой радостью плывут в этом веселом и шумном потоке. А другие дети рыдают и не хотят расставаться со своими мамочками.

Но, попав в группу, большинство деток успокаиваются. Редко когда малыши плачут все время, которое нет родителей рядом. Те, кому особо не хватает рядом мамы, стараются быть поближе к воспитателю. Но есть малыши, которые уходят в себя и не идут на контакт. Такое поведение на первом этапе считается нормой. Малыша оторвали от мамы. Он еще толком не может понять, что вообще происходит. Почему мама отдала его, а сама ушла? На голову ребенка в один момент свалилось столько всего для него нового, что он не знает, как в такой ситуации поступать. Он по-своему испытывает определенный стресс

И в этой ситуации совершенно не важно, готовила его мама к детскому саду или нет. Одно дело — слова и объяснения. А другое дело — попасть туда самому

А другое дело — попасть туда самому.

Адаптация №2 – нормальная

Второй раз я прошла адаптацию ребенка к детскому саду со своей средней дочкой Машей – «девочкой с моторчиком» 2 лет. Воспитатели те же. Сад тот же. Группа та же. Мама – повзрослевшая и поумневшая.

Помня страдания сына, я сразу сказала воспитателям, что хочу остаться в группе с ребенком. Если я увижу, что с ней все нормально, уйду. Воспитатели согласились. Мы зашли в группу, Машка сразу принялась играть, усадив меня на стульчик.

На второй день все было так же. Маша меня отпускала, я возвращалась и забирала ее домой. Гордая за себя, за свою дочь, я уже было обрадовалась, что период адаптации ребенка к детскому саду прошел идеально, но вторая неделя принесла свои сюрпризы. Маша не захотела после выходных идти в садик, потому что:

  • Новые игрушки уже не новые.
  • Новое место уже не интересно.
  • С детками прекрасно играть можно и на детской площадке.

Начала объяснять дочери, что родителям нужно на работу, зарабатывать денежки, чтобы ей что-то купить. С утра начал водить в детский сад папа, чтобы ритуал прощания не затягивался. Девочка вскоре адаптировалась и с радостью посещала детский сад до школы.

Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года — таблица

2 года 3 года

Малыш боится смены окружающей обстановки и режима.

Когда малышу еще нет трех лет, ему крайне необходимо внимательное отношение мамы. Кроха из привычной для него домашней среды, где любимая мама всегда рядом, попадает в чужой мир, где все абсолютно люди для него незнакомы, пусть даже они относятся к нему положительно.

Малютке приходится принимать правила распорядка дня, которые могут отличаться от тех, что у него были дома

Также важно учитывать необходимость дисциплины, которая была не так категорична у мамы. Нарушение личного пространства и режима дня провоцирует появление истерик

Негативный опыт первого посещения детского садика.

Часто именно этот отрицательный опыт дает категорический отказ ребенка от дальнейшего посещения ДОУ.

Ребенок психически не готов к детскому саду.

Решить эту причину бывает сложнее всего. Истоки ее могут крыться в особенностях развития каждого малыша. Порой первоисточник этой проблемы – нехватка эмоционального общения с мамой.

Переизбыток впечатлений.

Эмоций, переполняющих кроху в садике, бывает столь много, что малыш может просто устать и переутомиться. В связи с этим появляются неожиданные капризы, слезы, нервы.

Негативное отношение к ребенку персонала.

Это не всегда имеет место, но исключать такое условие не стоит.

Шаг 1. Выстройте правильный режим

Как бы банально это ни звучало, но адаптация начинается задолго до похода в детский сад. И вовсе не с подготовительных разговоров, как могло бы показаться, а с режима дня.

Чем более свободный график был у ребенка в обычной жизни, тем сложнее ему перестроиться на новый лад. Чтобы утренние подъемы не показались малышу насилием и концом света, необходимо плавно привести его к умению вставать в нужный час. Например, если он привык просыпаться около 9 утра, сначала поставьте будильник на 8:50, через день-два – на 8:40, затем еще на 10 минут раньше, постепенно сдвигая время подъема к нужной точке.

Если вы не сделали такую настройку с самого начала, не расстраивайтесь. Как правило, это можно исправить в любой момент, предупредив воспитателя, что несколько дней ребенок будет опаздывать.

– Часто нелюбовь к садику объясняется тем, что ребенок не готов именно физиологически. Очень хорошо, если воспитатель может быть гибким и позволяет приводить малыша позже обычного времени, пока тот адаптируется к ранним подъемам.

Детские игры

Почему так важно научить малыша играть? В наши дни дети совсем разучились это делать. Они совершенно не знают и то, как играть самостоятельно

Часто их забавы сводятся к одному – это кинуть или сломать. Старайтесь приучить малыша к спокойным занятиям. Ребенок, который умеет играть, естественным образом вольется в коллектив. Он быстро найдет себе друзей.

Маме можно поиграть с малышом в «детский садик». Это поможет ребенку больше узнать о нем. Малыш будет знать, что его ждет и к чему надо быть готовым. Чем чаще родители будут играть с маленьким в эту забаву, тем с большим удовольствием их чадо будет ходить в дошкольное учреждение. В таком случае подготовка ребенка к детскому саду для родителей не будет слишком тяжелым занятием.

Физическая и психологическая составляющие

Ребенок, который только начинает посещать детский коллектив, испытывает стресс. Ему нужно привыкать к резко изменившимся внешним обстоятельствам. Это коллектив детей, новое помещение, режим и правила. К тому же ему необходимо каждый день подниматься рано и расставаться с мамой. Малышу нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к новым обстоятельствам и адаптировать к ним нервную и другие системы организма.

Условно привыкание ребенка к детскому коллективу делится на две составляющие – физическую и психологическую. Физическая включает привыкание к:

  • новому режиму дня;
  • другой пище;
  • постоянному контакту со сверстниками;
  • прогулкам на новом месте.

Психологическая составляющая включает в себя необходимость подчиняться воспитателю, расставание с мамой, новые требования. Кроме этого ребенок получает меньше внимания со стороны взрослых, у него появляется минимальная самостоятельность – некоторые решения приходится принимать самому.

Насколько легко малыш приспособится к детскому саду и сколько времени займет период привыкания? Это зависит от многих факторов, в большей степени – от характера и психической зрелости крохи. Существует три вида адаптации – легкая, средняя и тяжелая.

Легкая адаптация

Она характерна для здоровых детей с высокой психологической устойчивостью. Они чувствуют себя в «своей тарелке» уже через месяц, а то и раньше. Весь срок адаптации здоровье малыша в порядке, он не демонстрирует изменений в поведении. Можно выделить несколько признаков, характерных для легкого привыкания:

  • малыш остается в саду без слез и спокойно прощается с мамой до вечера;
  • без опасений заходит в группу;
  • вечером рассказывает о событиях своего дня;
  • легко общается с воспитателем, не боится его;
  • общается с детьми;
  • играет игрушками, которые есть в группе;
  • не демонстрирует перепадов настроения.

Средняя адаптация

Для детей, которые привыкают к садику сложнее, в этот период характерны частые болезни. При этом эмоционально они относительно стабильные. Со стороны кажется, что малыш не испытывает сложностей в общении, но болеет он регулярно. Такая неприятность обусловлена тем, что в организм новичка постоянно попадают вирусы и бактерии от других детей. Для постоянных членов коллектива эти бактерии неопасны, поскольку малыши уже выработали к ним иммунитет. По мнению педиатров, адаптация средней тяжести имеет протяженность один-два месяца. Ее характерные признаки у крохи:

  • нелегко прощается с мамой, плачет некоторое время после ее ухода;
  • быстро переключается на интересную игрушку, особенно если воспитатель старается отвлечь малыша;
  • отлично играет с ровесниками после недолгой настороженности;
  • не всегда желает общаться с воспитателем;
  • старается следовать режиму и спокойно относится к замечаниям;
  • может иногда стать нарушителем правил, но в большей степени идет на компромисс.

Тяжелый вид адаптации

Эти дети с трудом привыкают к садику, им наиболее сложно почувствовать себя «своим» в любом детском коллективе. Как правило, такие малыши не только часто болеют весь срок адаптации, но и находятся в подавленном эмоциональном состоянии. Без помощи взрослых эти дети могут вообще не приспособиться к новым условиям. Часто им требуется консультации детских психолога и невролога. Признаки тяжелой адаптации:

  • малыш вообще не хочет общаться со сверстниками, не реагирует на воспитателя;
  • отказывается заходить в группу, плачет и не отвлекается на интересные игры или занятия;
  • весь день он ждет маму, говорит о ней, постоянно выбегает в раздевалку, потому что боится упустить родителей;
  • не хочет играть, не берет игрушки, замкнут и агрессивен;
  • если воспитатель делает замечание или хвалит ребенка, он пугается, прячется, плачет.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок плачет в садике?

Что делать, если ребенку тяжело отпускать вас

Тяжело уходить от ребенка, если он плачет, расставаясь с вами. Однако вы должны знать, что с высокой долей вероятности он успокаивается вскоре после вашего ухода и не вспоминает (внешне, по крайней мере) о вас до вашего возвращения. Переодеться, руки помыть, завтрак, занятия, потом прогулка — столько дел впереди! На слезы нет ни минуты.

Дайте малышу еще немного времени, чтобы он научился расставаться с вами. Это один из этапов взросления, рано или поздно через него проходят все. И если это случается поздно, то обычно тяготит обоих — и ребенка, и родителя. Если вы уверены, что малыш готов отпустить вас немного дальше от себя (вы же решили, что он в принципе психологически созрел для детского сада), действуйте решительно (однако не бессердечно).

  • Поддерживайте хороший контакт с воспитателями: когда вы приводите ребенка в сад и забираете его, разговаривайте с ними, интересуйтесь поведением вашего малыша, просите их рекомендаций, даже если они уверяют, что все в порядке. Вы строите прочный фундамент уважительных взаимоотношений с людьми, от которых во многом зависит благополучие вашего ребенка. Если малыш видит это, он и сам начнет испытывать к воспитателям больше доверия, что придаст дополнительный позитивный тон его отношению к детскому саду. И ему будет легче вас отпускать.
  • Если малыш привык дома спать с игрушкой, предложите ему одну из домашней коллекции и для детского сада, ту, которой он будет готов в случае необходимости поделиться. Любимую машинку или куклу брать с собой не стоит: на нее могут начать претендовать другие дети, она рискует потеряться или пострадать в ходе конфликта. Это общее правило для садика: ничего ценного, касается ли это игрушек или одежды (праздники, спектакли и прочие торжественные случаи — исключение).
  • Неплохой идеей будет также отнести несколько книг или игрушек (не самых важных) в группу: благодаря привычным вещам обстановка в детском саду станет хоть немного, но ближе к домашней. И наоборот, можно петь песни, которые дети разучивают в группе, читать те же книги, играть в те же игры — это тоже налаживает мосты между домом и садиком и снимает лишнее напряжение с ребенка.
  • Если вы видите, что ребенок безутешен утром, при расставании, и вечером, при встрече, а воспитатели подтверждают, что у него случаются приступы тоски по родителям, стоит подумать над смягчением режима дня. Можно попробовать позже уходить на работу, посвящая часть утра ребенку, навещать его в середине дня или забирать раньше вечером. Если вы отдали малыша в сад не из прихоти, а по семейным обстоятельствам, то все, что вы можете, — это смягчить его вхождение в новый уклад жизни. Обсудите с воспитателями, в какие моменты у ребенка случается упадок настроения и можно ли как-то на них повлиять.Сделайте время, которое вы проводите вместе утром и вечером, насыщенным совместными занятиями, и пусть они будут наполнены теплотой и поддержкой.

Настанет день — и ваш малыш убежит от вас из комнаты с индивидуальными шкафчиками в группу к новым друзьям, едва успев поцеловать маму в щеку. А вы будете вспоминать, как он, всхлипывая, прижимался к вам в самом начале.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: