Содержание занятий по обучению грамоте
Занятия нужно проводить так, чтобы поддерживать высокий уровень мотивации у школьников. Вступительная часть позволяет задать атмосферу занятия. Нужно настроить школьников на то, что сейчас они будут познавать что-то новое, то, что им будет очень интересно
Важно вызывать у детей желание принимать участие во время занятий
Занятия могут быть следующих типов:
- рассказ тематического стихотворения;
- разгадывание загадок;
- совместное рассматривание иллюстраций.
Педагог может начать со следующих слов: «Дети, сейчас мы с вами обсудим, что такое слово. Послушайте немного стихотворение и поддержите меня».
А закончить задание можно следующими словами: «Вы такие молодцы! Сумели разгадать все загадки! И все ответы были правильными. А вы поняли, чем эти слова похожи друг на друга? Давайте теперь сыграем. Я буду называть слово. Если оно начинается также, как и отгадка, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если же нет, то ничего не делайте».
Чтобы дети заинтересовались, можно всем парам выдать набор из карточек. Дети должны будут называть то, что на них изображено. А воспитатель спрашивает детей, какой первый звук в этом слове. Можно ли разделить эти слова на две группы?
Например, в одну группу размещаются короткие слова, а в другую – длинные. Потом нужно проверить, как дети справились с этим заданием.
Чтобы школьникам с самого начала было интересно, можно включить в работу иллюстрации.
Например, можно использовать какой-нибудь сюрприз. Также можно театрализовать рассказ. Детям очень нравятся подобные мероприятия. Также они любят участвовать в создании новой сказки.
Подготавливаясь к занятию, педагог должен проявить большую скрупулёзность. Если материал будет подан неправильно, это приведет к сложностям в дальнейшем обучении. Если тщательно планировать каждое занятие, педагог может избежать множества ошибок. Разрабатывая конспекты уроков, нужно достаточно много планировать.
Но сегодня в образовательных учреждениях предлагают часто применять технологические карты.
Принцип научности
Во время обучения ребенка младшего возраста должны предоставляться реальные знания. Нельзя упрощать материал до схематичности, коверкать его. Ребенок запоминает всю информацию в возрасте от 2 – до 7 лет. При неправильно сформированной базе представления ребенка будут сильно искажены.
Принцип научности в изучении природы
В процессе обучения ребенка следует формировать конкретные представления, знания об окружающем мире. Все полученные знания не должны конфликтовать со школьной программой. Это проблемой при обучении детей младшего дошкольного возраста занимается дидактика. Она старается так подготовить учебный материал, чтобы это было понятно детям юного возраста, но имело верную научную основу. Глубокая проработка учебной программы для ребят дошкольного возраста помогает создать мощную базу, на которую будет проще нанизывать весь школьный материал.
Особенности научного подхода в процессе воспитания – формирование у детей единой картины мира и правильного представления о законах природы. Очень сложно указать тот возраст ребенка, когда формируются базовые понятия о мироздании. Многие представители дошкольного образования склоняются к мнению, что эти азы должны быть неотъемлемой частью процесса воспитания.
С самого раннего возраста у детей нужно формировать верные представления об окружающем мире, основанные на современных научных знаниях.
Принцип доступности
Весь учебный материал должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту и развитию. Особенности обучения ребенка младшего возраста – усвоение простого и понятого материала. Если знания слишком сложны и витиеваты, то процент усвоения их детьми резко снижается.
Основная сложность в реализации этого принципа – определение готовности ребенка к усвоению знаний. Не всегда это определяется возрастом, все дети индивидуальны. Перед началом процесса воспитания педагог должен произвести диагностику уровня знаний ребенка.
Задания должны быть доступными для ребенка
Еще 15 лет назад существовал негласный запрет обучению детей письму и грамоте до момента исполнения ребенку пяти лет. Сегодня существуют множество учреждений дошкольного образования, которые принимают детей и более раннего возраста для подготовки к школе. Изменились представления современных родителей и учителей, темп и интенсивность нагрузки ан первоклассника не оставляет шанса на промедление. Результаты такой гонки за знаниями мы узнаем, через несколько лет, когда проанализируем уровень знаний, психическое развитие и состояние здоровья нынешних первоклашек.
Обучение иностранным языкам можно начинать с 3-х лет
Важно создать ситуацию успеха, при которой решение сложной, но посильной задачи принесет радость и удовлетворение
Игры
Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.
Учим буквы
Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.
Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.
Начать можно с таких:
Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.
Читай по первым буквам
Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.
Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.
Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.
Найди букву
Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.
В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.
Собири слова из букв
Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.
Читаем слоги
Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.
В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.
Настольные игры
Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.
Распечатайте для занятия такие ходилки:
Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.
Читаем вместе
Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась
Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас
Известные методики обучения детей чтению
Чтобы научить ребенка читать быстро и правильно, нужно иметь четкое представление, каким именно способом родитель будет это делать. Рассмотрим несколько известных методик, которые помогут определиться с выбором способа обучения.
Методика | Как действует |
---|---|
Обучение по методу Домана | Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев. |
Метод чтения по слогам | Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс. |
Метод чтения по складам | В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение. |
Кубики Зайцева | Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте. |
Принцип активного участия в процессе обучения
Особенности принципа – усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом.
Ребенок должен принимать участие в обучении
Во время работы с детьми воспитатель должен предусмотреть приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление. Негативно сказывается тот факт, что ребенок получает детально разжеванную информацию, на усвоение которой не затрачены его силы и время. Она может казаться простой и понятной, но отсутствие личностного участия делает ее далекой и неинтересной. В процессе воспитания необходимо соблюдать баланс.
Выбор методики
Подводя итог, можно сказать, что залогом хорошей подготовки к 1 классу является увлекательная форма тренировок и последовательное изучение материала. Добиться этого можно, если ребенок будет учиться читать по проверенной временем программе, которая соответствует его возрасту и уровню навыков.
Именно такую программу разработала академия AMAKids. Методика состоит из двух блоков: «Букварика» помогает изучить алфавит и научиться воспроизводить текст побуквенно, а «Читарика» направлена на повышение уже имеющихся навыков – на освоение послогового и пословного чтения. Начать можно с любого блока: если учащийся находится на начальном этапе, то ему лучше подойдет «Букварика», а если он уже знает основы, то можно сразу перейти к «Читарике».
К ключевым особенностям этих курсов можно отнести уникальные задания и упражнения, яркие учебники и пособия, наличие большого количество интерактивных материалов на образовательной платформе. Материал представлен в легком и доступном виде, благодаря чему обучаться можно уже с 5 лет.
Занятия ведутся в небольших группах, что позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику. Так удается эффективно обучать малышей и закреплять их навыки на практике. Запишите ребенка на курсы от AMAKids, которые помогут ему научиться читать, и начните готовиться к школе уже сейчас.
Основы развития речи
Основой для обучения может быть общее речевое формирование детей.
Поэтому во время подготовки к обучению нужно формировать речь школьников еще в детском саду. Нужно формировать связность их речи, пополнять их лексический запас, развивать грамматику и звуковую культуру.
Согласно исследованиям, школьники с хорошо сформированной речью успешно осваивают грамоту и все другие школьные предметы.
Очень важно, чтобы развивалось элементарное осознание собственной и чужой речи. Предметом внимания детей является сама речевая активность
Развитие речевой рефлексии и произвольности речи – это очень важный аспект подготовки к изучению письма.
Это качество – важная часть психологической подготовки ребенка к обучению. Стоит отметить, что сознательность и произвольность речевых высказываний – это психологическая основа для развития навыков письма. Поэтому, когда идет развитие рефлексии и произвольности устной речи, это помогает в последующем изучить речь письменную.
Показателями того, что у ребенка есть определенный уровень осознания речи и готовность обучаться грамоте – это наличие следующих навыков: нужно сосредоточить внимание на том, чтобы решалась вербальная задача. Нужно преднамеренно продуцировать свою речь, выбирать языковые инструменты для того, чтобы решать вербальные задачи
Также нужно размышлять о том, какие варианты для ее решения можно выбрать. Также нужно давать оценку того, как выполняются вербальные задачи.
Фонематическая сторона речи
Работа со звучанием слова в старшей группе продолжается, определяется его протяжённость – слоговая структура слов отмеряется шагами или хлопками. Здесь уже появляется понятие «слог», слоговое деление обретает графическую запись, которая начинает конкурировать наравне с игрушками-заместителями, хорошо известными малышам по средней группе. Они продолжают выделять в словах интонационно заданные звуки, вычленять из слова первый звук, подбирать слова на предложенный звук. Одновременно дети узнают про смыслоразличительные функции звука, что в некоторых словах отличия состоят лишь в одном звуке (врачи-грачи, сом-дом, маки-раки, лук-жук, лес-лев).
При звуковом анализе должно происходить различие по качественной характеристике звуков на гласные, мягкие и твёрдые согласные. Вначале дети учатся отличать гласные звуки от согласных. Звуки открываются перед дошкольниками необычными гранями: их можно петь, долго тянуть, при их произнесении воздух беспрепятственно выходит изо рта. Для этих «поющих» звуков вводится специальный термин «гласные» и его обозначение в виде красной фишки. Затем наступает знакомство детей с делением звуков на твёрдые и мягкие
Они обращают внимание, что пропеть такие звуки уже нельзя, поскольку воздух при их произнесении наталкивается на преграды в виде языка, губ и зубов. Появляется понятие мягких и твёрдых согласных, а также их обозначения зелёными или синими фишками
В дидактических материалах, представленных схемами-картинками звукового состава слов, указками, фишками звуковой анализ становится материализованным, но дошкольникам он уже вполне доступен. С помощью такого анализа дети сами выстраивают условно-символические модели разной степени сложности.
Звуки и буквы в русском языке часто не соответствуют друг другу, поэтому буквенное написание и звуковой состав слова бывают различными. Но детям в упражнениях на звуковой синтез и анализ следует пока предлагать те слова, которые пишутся так же, как и произносятся. Педагогам необходимо замечать и не допускать в упражнения слова, которые пишутся и читаются по-разному, поскольку они будут на первом этапе путать ребёнка.
Далее работа переходит к изучению самих основ грамоты. Шестилетние дети способны уже свободнее ориентироваться в фонетической структуре речи, они начинают больше проявлять интерес к знаковой стороне языка, то есть изучению букв и проявляют тягу к чтению. Они уже могут начинать писать печатные буквы, а также осваивают основные элементы письменных букв. В этом возрасте ребёнка следует учить разделению потока речи на предложения, предложений на составляющие их слова, а также с помощью графической записи моделировать порядок слов в предложении. Так постигается анализ предложений (не более 3-5 слов).
Подготовка ребенка к письму
Предшествующая работа, а также возрастные особенности шестилетних детей дают возможность более конкретно развивать графические навыки. Дети уже могут овладеть инструментом для письма, знают конфигурацию главных элементов письменных и печатных букв. Дети в подготовительной группе продолжают освоение элементов графики: по контуру обводят изображения предметов и штрихуют их, дорисовывают фигуры и копируют рисунки. После этого они постепенно знакомятся сначала с гласными, а потом с согласными печатными буквами, учатся вписывать их в строку, соблюдая положенную высоту, ширину и длину, а также количество.
На этом этапе в практической работе дошкольников может присутствовать конструирование из отдельных элементов письменных букв. С помощью подобного занятия воображение и представление о пространственных отношениях ребёнка развивается. Не следует считать обучением письму графическое упражнение, при котором письменные буквы возникают в результате соединения линиями точек, это всего лишь пропедевтика. Именно благодаря форме письменных букв ребёнка можно наиболее эффективно подготовить к письму, соединяя воедино зрительные и двигательные функции.
Принцип взаимосвязи обучения и развития
Эти два процесса взаимосвязаны и непрерывны, но вместе с тем требуют терпения. Еще вчера малыш ничего не умел, а сегодня овладевает разными умениями. Все это закономерно и естественно. Если на каком-то этапе в обучении есть трудности, нужно просто набраться терпения и двигаться вперед.
Взаимосвязь обучения и развития у дршкольников
Очень важно пробудить в ребенке тягу к самостоятельному познанию, тогда малыш сам будет стремиться познать новое и интересное. Обязательно хвалите ребенка создавайте ситуацию успеха – это самый верный стимул
Любите детей, тогда у вас непременно все получится.
Определение термина
Грамматика – это часть науки о родном языке, знакомясь с которой, малыш учится правильно писать и говорить, строить предложения без ошибок. Подобные занятия формируют интеллект, развивают воображение и память, способствуют тому, что речь ребенка становится образной, выразительной и, самое главное, более грамотной.
Кроме того, упражнения помогают сформировать у детей следующие категории умений и навыков:
- развитие «языкового чутья» — умения интуитивно понимать и использовать нормы русского языка;
- фонетический слух – на слух определять, есть ли в определенном слове конкретный звук;
- обогащение активного и пассивного лексикона;
- развитие и улучшение связной речи;
- умение согласовывать слова при построении фразы;
- способность делить слова на слоги.
Также регулярные занятия помогут в игровой форме улучшить логическое мышление малышей, их умение находить выход из нестандартной ситуации, внимание и память
Игровые ситуации в обучении грамоте
Грамота для школьников достаточно сложна для восприятия. Ребенку довольно сложно воспринимать абстрактные понятия, которые нельзя встретить в реальном мире.
Игровой подход – это лучший способ решить эту проблему. Благодаря игре даже самые сложные вещи можно сделать доступными и простыми. Игра не может появиться сама по себе.
Игровые ситуации побуждают каждого игрока использовать свои коммуникативные навыки и способности для достижения игровой задачи. Это помогает формировать интеллект и сенсорику. С помощью игр можно помочь детям усвоить лексические и грамматические категории родной речи.
Также игры помогают закреплять и уточнять полученные речевые знания. От того, насколько школьник будет хорошо владеть грамотой, зависит его успех в дальнейшем обучении в школе. Причем это касается не только письма и чтения, но и всех других предметов.
Учим читать по слогам
Занятия нужно проводить, когда у ребенка есть настроение. Длительность каждого «сеанса» должна составлять 15-20 минут, не более, чтобы не пропал интерес к обучению.
Есть несколько проверенных способов научить ребенка читать по слогам.
Начните с алфавита
Использовать можно разные пособия Обращаем ваше внимание, что малыш должен запомнить именно букву, а не рисунок рядом с ней. Если в книге буква Б означает барабан, то предложите кубик, на котором Б – это бегемот После чего используются символы без картинок
Можно приобрести набор букв на магнитах. Позже они пригодятся для составления слов. Не надо учить буквы по порядку. Начните с гласных (А, О, У, Э, Ы) и звонких согласных (М, Л, Н…). Не старайтесь научить ребенка всем звукам за один раз. Изучайте по несколько каждый день. Нужно начинать не с букв, а со звуков: не Б, а . Ведь дальше нужно научить ребенка «сливать» звуки. Эти знания звуков подкрепляем графическим написанием в виде буквы
Очень важно тренировать и зрительную память, и слуховую. При этом не нужно пояснять, какой из звуков гласный, а какой согласный
Лучшим объяснением будет следующее: этот звук можно пропеть, а этот обрывается, не поется, произносится с преградами. Лучшим решением будет выполнять упражнения играя
Причем выбирать нужно подвижные игры. Через движение ребенку легче воспринимать мир. Предложите вместе лепить буквы из пластилина; рисовать мелками на асфальте, а затем прыгать по ним; разукрасить в альбоме; вырезать из цветной бумаги. Перед изучением нового не забывайте припомнить пройденный материал – его нужно закрепить. Не ждите того момента, когда алфавит будет изучен полностью. Начинайте складывать уже выученные буквы! Главная задача — научить ребенка произносить звуки слитно
Очень важно не торопить и не заставлять. Продолжайте учить буквы (точнее, звуки, которые они обозначают) и образуйте из них слоги
Сначала открытые, начинающиеся с сонорных согласных («МА», «ЛА», «ЛУ»), затем слоги с глухими и шипящими согласными – «ЖИ», «ШИ», «ШУ». Когда открытые слоги усвоены, переходите к другому типу — слогам, которые заканчиваются на согласную, — «АМ», «УС», «АС». Изучив алфавит, научившись складывать слоги, ребенок может переходить к чтению. Начинать лучше с простых слов
Уделяйте внимание произношению. Учите малыша делать паузы между словами и предложениями, соблюдать интонацию
Не нужно торопиться. Даже когда все буквы и слоги уже выучены, чтение не будет легким. Помогут книги с большими картинками и крупным шрифтом.
Работа со слогом
Теперь, когда дошкольник знает все буквы, можно научить ребенка читать по слогам. Для этого лучше всего использовать яркий и красочный «Букварь» Жуковой, занятия по которому будут интересны даже родителям. Эту книгу можно приобрести или скачать в интернете и распечатать. Основное преимущество состоит в том, что родителям не придется продумывать план занятия – достаточно последовательно продвигаться от страницы к странице, соблюдая тот темп, который комфортен малышу.
Но чтобы обучение не превратилось в рутину, можно еще и поиграть. Есть несколько интересных игр.
- «Лифт». Родитель готовит простое наглядное пособие: столбик, разделенный на ячейки, в каждой из которых написаны знакомые малышу согласные. Отдельно делается карточка с гласной, например А. Задача ребенка – имитировать лифт: буква А перемещается по этажам из согласных, дошкольник же читает вслух получившиеся слоги.
- «Найди слог». Гуляя, можно предложить ребенку обнаружить и показать недавно пройденные слоги (например, РО есть в слове «Продукты»).
- Составь слог на магнитной доске.
- Исправь ошибку (мама составляет слог, но «путает» буквы местами (не МА, а АМ), ребенок должен прочитать то, что получилось, и исправить).
Занятия надо проводить каждый день, но порция новых знаний должна быть посильна малышу. Кто-то без проблем за один день сможет заучить несколько слогов, другой же кроха нуждается в том, чтобы ряд домашних уроков был отведен конкретному слогу. Все индивидуально.
Ознакомление с основными языковыми единицами
Введение детей в звуковую действительность предполагает ознакомление их с основными языковыми единицами.
Напомним, что первоначальные представления о языковых явлениях дети должны получать на основе активных наблюдений за соответствующими единицами живого общения с должным осознанием их существенных признаков.
При этом воспитатели должны принять во внимание особенности фонетики и графики. Вполне понятно, что без глубокой лингвистической подготовки воспитатель не сможет сформировать у детей элементарные, но научные представления об основных языковых единицах: предложение, слово, слог, звук
Дидактические игры в обучении грамоте
Изучение грамоты проходит постепенно с помощью дидактических игр. Это позволяет решить следующие задачи:
- нужно познакомить школьников с тем, что такое звук и слово;
- нужно формировать их фонематический слух;
- нужно научить детей делить слова на отдельные слоги;
- нужно обучить детей правильно расставлять ударение в словах;
- нужно научить детей анализировать звуковой состав слов;
- нужно научить определять гласные и согласные, твердые и мягкие;
- нужно познакомить детей с термином «предложение» и с его структурой;
- нужно научить детей читать и писать.
Современные подходы к изучению грамоты опираются на методику, разработанную К.Д. Ушинским более века назад.
Эта методика предполагает, что школьники будут знакомиться со звуками, выделяя их из живой речи. Сначала осваиваются гласные. Задания нужно делать все более сложными постепенно. Звук нужно определять сначала в односложных словах. Затем используются двусложные слова. А уже затем и многосложные.
После изучения наиболее часто встречающихся в речи гласных звуков осуществляется переход на менее общеупотребительные. И только после этого нужно перейти к усвоению согласных звуков. К.Д. Ушинский считал, что обучить школьников определять согласные внутри слов – это очень трудная, но необычайно важная работа. Именно она является важнейшим ключом для освоения чтения.
Речевая среда как средство обучения грамоте
Речевое пространство – это очень широкое понятие, которое состоит из множества компонентов. Сюда можно включить разные образцы речи, которые доступны для восприятия детьми. При этом говорить вокруг могут не только люди, но и может звучать радио и телевидение.
Л.П. Федоренко считает, что речевая среда может играть развивающую функцию. Он считает, что это позволяет активизировать речевые коммуникации. И эта среда позволяет раскрыть полностью речевой потенциал школьника. Но такая среда не может возникнуть спонтанно. Она появляется в результате целенаправленных усилий.
Автор считает, что существует две составляющие речевой среды: это естественная среда коммуникаций, а также общение с другими детьми. Вторая составляющая – искусственно созданная речевая среда.
Свободная среда – это общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Она возникает естественным путем во время разных режимных моментов. Но ее можно использовать для достижения максимального эффекта.
Искусственная среда – это речевое пространство, которое целенаправленно организует воспитатель для достижения поставленных задач. Для этого нужно использовать определенные методики.
Можно даже разработать центр коммуникаций. Он будет состоять из следующих элементов:
- театры;
- различные наглядные пособия;
- книжные полки.
Используемые пособия могут быть такими:
- дидактические игры настольного типа;
- альбомы по звукопроизношению;
- иллюстрированные материалы;
- картины.
При этом все используемые материалы нужно подбирать так, чтобы они совпадали с возрастными особенностями школьников.
Н.К. Усова также подробно изучала эту тему. Она писала, что сотрудники детского сада должны организовать такую речевую среду, которая бы помогала детям активно развивать грамотность своей речи.
Речевая среда должна создаваться так, чтобы у школьников были лучшие условия для развития грамотности речи. При этом развиваться речь детей должна не только во время занятий, но и при самостоятельном времяпрепровождении.
Звуковой аналитико-синтетический метод
Охарактеризуем звуковой аналитико-синтетический метод. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте по этому методу носит развивающий характер, обеспечивая умственное развитие через систему аналитико-синтетических упражнений; строится на активных наблюдениях за окружающей средой; метод также предусматривает опору на живое общение, на уже сформированные у детей речевые навыки и умения.
Научно-методические принципы метода
Основными научно-методическими принципами, на которых основывается метод, являются следующие:
- Предметом чтения является обозначенное буквами звуковое строение слова; звуки речи являются теми языковыми единицами, которыми старшие дошкольники и первоклассники оперируют на начальном этапе овладения грамотой.
- Первоначальные представления о языковых явлениях дети должны получать на основе активных наблюдений за соответствующими единицами живого общения с должным осознанием их существенных признаков.
- Ознакомлению детей с буквами должно предшествовать практическому усвоению фонетической системы родного языка.
Исходя из научных основ звукового аналитико-синтетического метода, предметом чтения является обозначенная буквами звуковая строение слова.
Понятно, что без правильного воссоздания звуковой формы слова не могут быть понятными читателю. А для этого необходима подготовка старших дошкольников к обучению грамоте и долгий путь ознакомления детей со звуковой действительностью, усвоения ими всей звуковой системы родного языка в устной речи.
Поэтому не случайно на начальном этапе обучения детей грамоте за основу аналитической и синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним).
Отметим, что основой сознательного овладения детьми звуковыми единицами являются развитие у них фонематического слуха и фонематического восприятия.
дХТТЕПЕМЖХЮЖХЪ ЯУНФХУ ОН ЮПРХЙСКЪЖХХ ГБСЙНБ
лМНЦХЕ ГБСЙХ Б ПСЯЯЙНЛ ЪГШЙЕ ХЛЕЧР НВЕМЭ ОНУНФСЧ ЮПРХЙСКЪЖХЧ. нЯБЮХБЮЪ ПЕВЭ, Ю ОНРНЛ ВРЕМХЕ, ДЕРХ ЛНЦСР ОСРЮРЭ ЩРХ ГБСЙХ.
оНЯРЮМНБЙЮ Х ЮБРНЛЮРХГЮЖХЪ ГБСЙНБ – ЩРН ПЮАНРЮ КНЦНОЕДЮ. нДМЮЙН ПНДХРЕКХ РЮЙФЕ ЛНЦСР БШОНКМЪРЭ Я ДЕРЭЛХ МЕЯКНФМШЕ ГЮДЮМХЪ МЮ ДХТТЕПЕМЖХЮЖХЧ ГБСЙНБ. оЕПЕД ЩРХЛ ЯКЕДСЕР САЕДХРЭЯЪ, ВРН С ПЕА╦МЙЮ МЕР КНЦНОЕДХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ. б ЩРНЛ ЯКСВЮЕ ГЮМХЛЮРЭЯЪ МЮДН ОНЯКЕ ЙНМЯСКЭРЮЖХХ Я КНЦНОЕДНЛ.
оПХЛЕПШ ГЮДЮМХИ:
1. вЕПЕДСЧЫХЕЯЪ ОНБРНПШ ЯКНЦНБ ЯН ЯУНФХЛХ ГБСЙЮЛХ: ГЮ-ГЮ-ГЮ-ГЮ, ЯЮ-ЯЮ-ЯЮ-ЯЮ…
2. уКНОЙХ Б КЮДНМХ ОПХ ГЮДЮММНЛ ГБСЙЕ. аНКЕЕ ЯКНФМШИ БЮПХЮМР – ЯКНЦХ Х ЯКНБЮ.
3. тНМЕРХВЕЯЙХЕ ЯЙЮГЙХ.
мЮВХМЮРЭ МСФМН Я ПЮГКХВЕМХЪ НРДЕКЭМШУ ГБСЙНБ, ГЮРЕЛ – ЯКНЦНБ Я МХЛХ, Ю ОНЯКЕ ЩРНЦН – ЯКНБ Я РПСДМШЛХ ГБСЙЮЛХ.
Общие дидактические требования
Заботясь об успешности дальнейшего обучения грамоте ребенка в начальной школе, воспитатель должен придерживаться общих дидактических требований, которые обеспечат целенаправленность каждого занятия по обучению грамоте, организационную завершенность, методическую компетентность и результативность.
Дельные мысли дидакта, профессора А.Савченко относительно требований к современному уроку в 1 классе, могут будут учтены и в обучении старших дошкольников:
на уроке (занятии в старшей группе ДОУ) учитель (воспитатель) обязательно должен сообщить детям, что они будут делать и для чего, а потом после оценивания, что и как делали. Профессор А.Савченко считает, что для обеспечения целенаправленности урока прежде всего нужно правильно определить его цели
Не менее важным, по ее мнению, активизировать внимание детей в начале урока, предложив им зрительный план его проведения. Этим же планом можно воспользоваться как зрительной опорой, подводя итоги занятия;
задания и вопросы формулируются педагогом конкретно и короткими фразами
Важную роль в работе над новым учебным материалом играют подражательные действия дошкольников и первоклассников. Итак, когда дети усваивают новый способ действия, лучше показать образец ее выполнения. Например, «Слово произносится так …», «Произнесите этот звук вместе со мной».
На занятиях по обучению грамоте преобладают коллективные формы работы, но дети могут работать индивидуально в сотрудничестве с педагогом, самостоятельно индивидуально с раздаточным материалом.
Широко применяется на занятиях «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» групповая форма организации учебной деятельности детей, когда они объединяются в пары или группы по четверо. Ценный опыт обучения детей работать в группах описан авторами технологии развивающего обучения Д.Элькониным и В.Давыдовым.
Они считают, что для группового выполнения можно предложить задания на составление предложений или слов по представленной схеме, распространение предложения или окончания начатого педагогом предложения и тому подобное.
В течение урока (занятия) необходимо несколько раз менять виды деятельности детей
Благодаря этому оно становится более динамичным, внимание детей более устойчивым. Кроме того, чередование видов деятельности является надежным средством предотвращения переутомления детей
Наглядные пособия, дидактический материал, игровые задания должны использоваться в такой степени, чтобы помочь педагогам достичь учебной цели, а подготовка старших дошкольников к обучению грамоте станет процессом доступным и интересным для детей.