Современной маме. как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Речевая гимнастика

Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие органов речи и слуха. Регулярные тренировки такого плана помогут научиться правильно и четко выговаривать любые звуки, в том числе и «Л»:

«Активное знакомство». Познакомьте малыша со всеми органами, которые задействованы при разговоре: губы, язык, щеки, небо. Попросите ребенка сесть перед зеркалом и внимательно посмотреть, что и где находится, как может двигаться. В процессе малыш незаметно проведет разминку органов ротовой полости, разогреет и подготовит их к занятиям.
Правильное дыхание. Большая часть букв проговаривается на выдохе. А чтобы произношение было чистым и четким, необходимо контролировать количество воздуха. Любимыми упражнениями на дыхание для ребенка могут стать выдувание мыльных пузырей или воздушных шариков, пускание бумажных корабликов или задувание свечей.
Улыбка

Важно помнить, что звук Л нужно выговаривать с широкой улыбкой. Предложите ребенку улыбнуться закрытом ртом от уха до уха и продержать гримасу 10 секунд.

Ряд проведенных научных исследований доказал, что мелкая моторика рук напрямую влияет на формирование детской речи. Если вы хотите, чтобы ребенок красиво говорил звуки, а речь была поставлена правильно, покупайте ему небольшие игрушки и пластилин.

Прежде чем начинать упражнения на проговаривание звука «Л», следует показать малышу правильное положение артикуляционных органов:

  • Кончик языка находится в основании верхних зубов или альвеол, он также может упираться в пространство между челюстями.
  • Выдыхаемый воздух должен проходить по боковым сторонам языка.
  • Боковые части языка не касаются щек и жевательных зубов.
  • Корень языка находится в приподнятом положении, голосовые связки напряжены и вибрируют.
  • Мягкое небо прикрывает доступ к полости носа.

Обычно у ребенка не возникает особых сложностей с освоением механизма проговаривания звука Л, поэтому видимый результат наблюдается уже спустя несколько занятий.

Симптомы дисграфии у ребенка

Фонемное восприятии

Эта форма в письменной речи подразумевает наличие плохого  фонемного восприятие. Занимающийся при письме, заменяет вместо одних другими буквы, обозначающие похожие звуки. Например замены парных согласных  «б»/ «п», «д»/ «т», «г»/ «к», созвучные гласные «о»/ «у», «ё»/ «ю» или сложные звуки, их составляющие «а»/ «я», «ц»/ «с», «ц»/ «т», «ч»/ «щ» и так далее.

Ошибки произношения звуков

В данном случае сохраняются симптомы, описанные выше, только к акустической дисграфии добавляются ошибки в произношении звуков. Фактически это сочетание вместе с акустической, с фонематической дислексией. Ребенок одновременно читает и записывает слова неправильно, путает похожие звуки.

Артикуляторно-акустические, артикуляционные нарушения встречается у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

Аграмматическое

Отмечаются трудности проговаривать текст, который прочитан — это обусловлено несформированностью речи. Школьник пишет и произносит, не до конца осознавая слоговое восприятие и значение сформированности слов. Ему трудно подобрать синонимы или антонимы, описать правильно что-либо, образовать нужную форму слова (например, уменьшительно-ласкательную, множественное число). Возможны также сложности обучения в построении сложных предложений (например, он пропускает тот или иной член грамматического предложения или нарушает правила их последовательности). Аграмматическая дисграфия нередко встречается в билингвальных семьях.

Оптическая дисграфия письма

В данном случае детский мозг путает визуально похожие буквы. Он может добавлять или убирать элементы букв, в результате формирования слова получаются как существующие, как и не существующие знаки. Например, можно перепутать «Х» и «Ж», «А» и «Л», а из буквы «Э» можно сделать «С» наоборот. Также иногда при оптической дисграфии происходит отзеркаливание букв.

Недоразвитие языкового анализа и синтеза

Несмотря на сложное название, этот вид дисграфии определить довольно просто. Ученик, страдающий им, в процессе письма пропускает буквы или слоги, меняет их местами, дублирует или вовсе добавляет то, чего нет. Также школьник может путать при выполнении письменной работы, где нужен пробел, а где нет, или не дописывает слова. Существуют также сложности в определении границ предложения.

Дисграфия — характерные симптомы

Часто из-за большого количества учеников в классе не каждый учитель может определить, что у когото из детей есть дисграфия. Учителя предполагают, что неразборчивый и не очень эстетичный почерк — результат недостаточной концентрации и усилий ученика. Дисграфия в первую очередь определяется неразборчивым стилем письма со следующими характеристиками:

  • неточное или неправильное написание букв,
  • слишком большой наклон от вертикали,
  • различающиеся размером буквы в пределах одного слова,
  • запутанные буквы,
  • неуверенное дрожащее письмо;
  • потеряны диакритические знаки и знаки препинания,
  • письмо между строчек.

Если заметно, что у ребенка помимо неприглядного и неразборчивого почерка такие симптомы, как неправильное сжимание ручки, утомляемость при быстром письме и отвращение к рисованию, можно довольно смело подозревать дисграфию.

У детей симптомы дисграфии в 1, 3 и 4 классе проявляются в виде неразборчивого почерка, пропусков слов, неполных предложений, некоторые буквы согнуты вправо, другие — влево. Также возникают проблемы с написанием слов

Ребенок очень часто заостряет внимание на факте написания слова, но не понимает, что он пишет

Подростки и взрослые испытывают трудности с выражением и передачей мыслей на бумаге, а также с грамматикой и синтаксисом. Писать им намного труднее, чем говорить. Также существует большое несоответствие между тем, что человек пишет, и тем, что он на самом деле знает.

Как проявляется дисграфия у взрослых?

Нарушения письменной речи имеют достаточно характерные проявления. Человек с дисграфией совершает достаточно характерные ошибки при написании слов и предложений. Ошибки имеют устойчивый типичный характер и повторяются каждый раз при письменной передаче информации. Достаточно важным является тот факт, что взрослый человек хорошо знает правила грамматики и орфографии.

Дисграфия у взрослых проявляется в виде классических ошибок, таких как:

  • замена или смешение схожих по написанию букв (например, ш и щ, л и п, ъ и ь);
  • подмена при написании похожих по звучанию букв (п и б, к и х);
  • нарушение слитности или раздельности при написании отдельных слов;
  • неправильное согласование слов в предложении;
  • слишком медленное написание букв;
  • искажение расположения букв, слогов, их неправильная расстановка или пропуск;
  • неясный почерк (неодинаковая высота букв, различный наклон символов, неуместное написание больших и маленьких знаков и др.).

Помимо обозначенных проявлений, специалисты также выделяют характерную симптоматику, не связанную с письмом, которая включает:

  • неврологические отклонения;
  • расстройства когнитивной сферы;
  • сложности с восприятием информации;
  • нарушения памяти;
  • легкую отвлекаемость;
  • отклонения в моторике;
  • сниженную работоспособность;
  • временную или пространственную дезориентацию.

Данные проявления являются свидетельством нарушений связей между мозговыми отделами. При этом следует учитывать, что дисграфия совершенно никак не воздействует на уровень интеллекта либо качество образования человека.

Обозначенные симптомы не исчезнут сами по себе. Необходимо целенаправленное обучение и систематическая работа над коррекцией дисграфии.

Какие бывают виды дисграфии?

Как правило, существует три типа дисграфии, которые имеют свои собственные симптомы.

  • Пространственная дисграфия. У ребенка с этим типом дисграфии нет орфографических ошибок в написанном тексте. Сложности возникают при копировании или переписывании других текстов. Кроме того, заметны трудности с рисованием.
  • Дисграфия дислексии. Характеризуется тем, что текст человека, который страдает данным заболеванием, полон орфографических ошибок. Обычно звуки в конце слова становятся глухими, ребенок «пишет, как слышит». Нет проблем с переписыванием и копированием других текстов. Рисовать тоже нетрудно.
  • Двигательная дисграфия. Ребенок, страдающий двигательным расстройством, в основном имеет проблемы с написанием текстов. Ярко выражено отсутствие координации движений, а скопированный текст содержит много ошибок.

Важней всего — погода в доме

Встречала такую точку зрения, что дисграфия — это скорее иной способ мышления. Иногда удается добиться великолепных результатов, но чаще всего какие-то особенности письма сохраняются, хотя проявляются у взрослого человека лишь на фоне усталости, болезни, каких-то отвлекающих факторов.

Работать с этой проблемой надо. Давить на ребенка, считать его неудачником из-за сложных отношений с диктантами не стоит: это делу не поможет. Многие великие люди писали с дикими ошибками и становились учеными, актерами, миллионерами, общественными деятелями, даже писателями, хотя обычно дисграфики избегают деятельности, связанной с писаниной. Если не получается справиться с чудовищем, можно попытаться его приручить.

Главные причины, препятствующие формированию красивого почерка

Ухудшение качества написания слов у ребенка обнаруживается в возрасте 7-8 лет. Плохие отметки за грамотность и аккуратность становятся первым признаком возникновения проблемы. Этому может быть несколько причин:

Недостаточное развитие мелкой моторики. Начиная с 6 месяцев, малыш активно познает мир с помощью пальчиков рук. Если в это время навык мелкой моторики был разработан недостаточно, впоследствии это скажется на умении рисовать мелкие детали, брать небольшие предметы и аккуратно выводить буквы.

Плохое качество письменных принадлежностей. В обучении письму мелочей не бывает. Ручка или карандаш плохого качества будет выскальзывать из пальчиков, а слишком твердый или мягкий грифель не позволят малышу регулировать силу нажима.

Неправильное положение во время занятий. На скорость и красоту письма могут влиять такие, на первый взгляд, незначительный факторы, как осанка, высота стола и стула, расположение света и многое другое.

Неверный захват письменных принадлежностей. Небольшое смещение кисти в сторону закроет ребенку обзор, а слишком сильное зажатие ручки пальцами может вызвать неприятные ощущения в руке.

Ранее обучение навыкам письма. Ученые утверждают, что обучить малыша от трех лет написанию букв под диктовку можно достаточно легко

Но, так как детям в таком возрасте очень сложно концентрировать внимание на одном занятии длительное время, малыш будет стремиться к быстрому результату. Вследствие этого есть риск формирования некрасивого почерка.

Преградой к развитию каллиграфического письма вашего ребенка может стать любая из этих причин. Но, практика ежедневных тренировок и определенных упражнений позволит устранить проблему.

Когда обратиться к врачу?

Поводом обращения за помощью к логопеду должны стать любые признаки дислексии. Большинство детей осваивают чтение в детском саду или в начальных классах школы, в то время как дети с дислексией часто не могут постичь азов чтения к этому времени. Огрехи в чтении в более раннем возрасте могут быть нормой.

Важно не только выявить проблему, но и дифференцировать ее

Грамматические ошибки и неправильное произношение слов при чтении могут восприниматься взрослыми как нежелание учиться, недостаточное внимание к обучению или проявление низких интеллектуальных способностей

Важно пройти соответствующую диагностику как можно быстрее, поскольку чем раньше будет начата коррекция с использованием особых, специализированных условий обучения, тем меньше сложностей будет испытывать ребенок в будущем

Что делать, если у ребенка есть признаки дислексии

Важным аспектом коррекции является создание специальных условий обучения для детей с дислексией. В России это может быть реализовано при помощи специальных индивидуальных программ в школе и дополнительных занятий с логопедом, которые должны организовываться на бесплатной основе . При необходимости родители совместно с образовательным учреждением могут принять решение о необходимости семейного обучения на дому. 

Если у ребенка есть проблемы с успеваемостью, ему трудно читать и запоминать новую информацию, родителям следует: 

1. Обратиться к специалистам: 

  • логопеду;
  • психологу;
  • коррекционному педагогу;
  • неврологу.

2. Пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Она поможет установить, есть ли у ребенка ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), после чего ему будет рекомендован один из вариантов адаптированной программы обучения (5.1 или 5.2).

3. Обратиться в школу, где учится ребенок. Там детям с ОВЗ обязаны предоставлять особые условия обучения:

  • классные занятия по адаптированной программе;
  • занятия с логопедом и психологом (не менее 5 часов в неделю).

К детям с дислексией применяется отдельная, адекватная система оценивания прогресса в обучении. Впоследствии ребенку выдают аттестат стандартного образца. При сдаче ЕГЭ дети с дислексией получают дополнительные 1,5 часа на экзамене.

4. Обратиться в городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центр). При отсутствии логопеда в школе помощь детям с дислексией должны оказывать специалисты ППМС-центров, при этом справка ПМПК там не требуется.

5. При необходимости обратиться в негосударственные центры психолого-педагогической помощи .

Как развивается фонематический слух?

Фонематический слух формируется во время общения ребёнка с родными и окружающими людьми. Поэтому специалисты советуют разговаривать с малышом, читать ему книги и стихи с момента появления на свет. Наиболее значительный прогресс в становлении фонематического слуха наблюдается в возрасте от полугода до двух лет. Однако отделы коры мозга, отвечающие за его функционирование, окончательно формируются к 5-7 годам.

  1. От рождения до 1 года. Ребёнок начинает реагировать на громкие звуки спустя три недели после появления на свет, а на тихие – через 2 месяца. В 3 месяца малыши хорошо определяют их источники, переводя взгляд в их сторону. В 4 месяца ребёнок может подражать звукам, а в 5 – понимает своё имя. В год малышу удаётся различать часто используемые слова.
  2. От 1 года до 2 лет. В этом возрасте наблюдается активное развитие фонематического слуха. Ребёнку удаётся различать звуки в родном языке. К двум годам малыши определяют на слух ошибочные фонемы. Ребёнок способен сказать, какое слово было произнесено правильно.
  3. От 2 до 4 лет. К трём годам малыш перестаёт путать похожие звуки. Также происходит формирование правильной слоговой структуры слова. Хотя при произношении звуков могут наблюдаться проблемы, например, дети говорят «на-ни-на» вместе «машина».
  4. От 4 до 6 лет. В пяти годам кроха учится определять количество и последовательность звуков в слове. Это важный этап, от которого зависит формирование навыков чтения и письма. У шестилетнего ребёнка получается различать темп и громкость речи.

Безусловно, что нормы развития у каждого ребёнка свои. Но сильные отклонения могут свидетельствовать о фонетико-фонематическом недоразвитии.

Причины дислексии

Заболевание связывают как с морфологическими изменениями в центральной нервной системе (ЦНС), так и с социальными факторами.

Нарушения ЦНС

При развитии дислексии важную роль играют расстройства работы мозговых центров, отвечающих за речь и чтение. К их поражению могут приводить:

  • Черепно-мозговые травмы, в первую очередь – с повреждением височно-теменной области доминантного полушария.
  • Инфекционные заболевания, поражающие головной мозг: корь, краснуха, различные варианты герпетической инфекции, грипп и др.
  • Поражения ЦНС во время родов, родовая травма.
  • Внутриутробная гипоксия, обусловленная патологиями плаценты, обвитием пуповиной, врожденными пороками сердца и т.п.
  • Токсическое поражение головного мозга во внутриутробном периоде, связанное с употреблением алкоголя и медикаментов беременной, гемолитической болезнью плода и др.

Социальные факторы

Нарушение чтения также может развиваться в результате психосоциальных факторов, среди которых чаще всего ведущую роль играют:

  • Недостаточность речевого общения с ребенком.
  • Педагогическая запущенность – отсутствие обучения, необходимого воспитания. 
  • Слишком высокий темп обучения новому материалу, в том числе – грамматике. 
  • Госпитализм – ряд физических и психических изменений, обусловленных длительным отлучением матери от ребенка, чаще всего из-за пребывания на стационарном лечении. 
  • Общее недоразвитие речи, несмотря на сохраненный интеллект и полноценный слух. 

Генетические факторы

Доказана генетическая дислексия и ее способность передаваться по наследству, поскольку частота появления патологии среди родственников дислексиков значительно выше ее распространенности в общей популяции. 

Веские доказательства наследственной природы заболевания были получены в близнецовых исследованиях: одновременное появление дислексии у обоих детей варьирует в пределах от 68 до 100% для однояйцевых и от 38 до 52% для двуяйцевых близнецов. К настоящему времени выявлено шесть генов, которые могут быть связаны с нарушением чтения: DYX1C1, KIAA0319, DCDC2, ROBO1, MRPL2 и C2orf3 .

Кто в группе риска?

В большинстве случаев ранние признаки дислексии можно отметить уже в дошкольном возрасте. О повышенном риске развития этого нарушения принято говорить при наличии следующих обстоятельств:

  • Сопутствующие нарушения устной речи.
  • Раннее начало обучения грамматике при недостаточной сформированности устной речи.
  • Посещение школы в раннем возрасте, при психологической неготовности к обучению.
  • Ребенок левша или переученный правша.
  • Использование сразу нескольких языков (билингвизм) в семье.
  • Продолжительные или хронические заболевания в раннем детском возрасте. 
  • Поражения центральной нервной системы. 

Если человек сокращает слова. Основные правила сокращения слов в русском языке

В любом информационном тексте , который предназначен для прочтения даже небольшой аудиторией, допускаются лишь общепринятые сокращения, понятные без расшифровок.

На письме сокращения могут быть показаны, например, точками ( стр . – страница, введ . – введение), дефисом ( пр-во – производство, мин-во – министерство, г-жа – госпожа), косой чертой ( б/у – бывший в употреблении, п/я – почтовый ящик).

Основные правила сокращения:

  1. Оставшаяся часть слова должна оставаться понятной.
  2. Перед точкой всегда пишется согласная ( стр., руб. ). Исключение – остров ( о. ).
  3. Точка ставится после нескольких согласных в середине слова (исследование – исслед ., география – геогр .), а если это удвоенная согласная – после первой (иллюстрация – ил .).
  4. После основных единиц измерения системы СИ точка не ставится (метр – м , грамм – г ). Исключения: минута – мин ., час – ч .
  5. При образовании сокращений с помощью избавления от гласных (миллион – млн ) точка не ставится.
  6. Если была выброшена середина слова, то сокращение заканчивается на последней букве слова (государство – гос-во , издательство – изд-во , издательств – изд-в ).
  7. Сложные слова, написанные через дефис, сохраняют его, при этом каждая из частей сокращается до точки (инженер-технолог – инж.-техн. ).
  8. Сокращая сложные прилагательные, дефис пишем между частями слова (сельскохозяйственный – с.-х. , железнодорожный – ж.-д., а сельское хозяйство и железная дорога сокращаются до с.х., ж.д. соответственно).
  9. Косая черта ставится в случае усечения предлогов (по порядку – п/п , бывший в употреблении – б/у ), а также в случае, если составные части сложного слова пишутся через дефис (гарнитуро-кегли – г/к ).

Причины, связанные с нарушениями развития

Трудности с изучением букв могут быть связаны с задержкой психического и речевого развития, вызванной нарушением кровоснабжения шейного отдела позвоночника. Это характерно для родовых травм и может проявиться при начале обучения первоклассника

Родителям и учителям следует обратить внимание на следующие характерные симптомы:

  • повышенная подвижность;
  • быстрая утомляемость;
  • жалобы ребенка на головную боль и тошноту;
  • плаксивость.

Функциональные расстройства организма, вызванные другими факторами, могут быть выявлены только с помощью специальных обследований. К таким нарушениям, многие из которых связаны с отклонениями в развитии центральной нервной системы, относятся:

  • низкая степень зрительного восприятия и плохая зрительная память;
  • затруднения с ориентацией в пространстве, когда ребенок путает направления «справа» – «слева», правую и левую руку/ногу;
  • позднее перераспределение психических функций между полушариями головного мозга;
  • последствия переучивания левши;
  • недоразвитое слуховое восприятие, затрудняющее установление связи между произнесенным звуком и буквой;
  • нарушения в поведении (не может сконцентрироваться, быстро устает) и мотивации (постоянно предпочитает игры занятиям).

В случае возникновения серьезных проблем не обойтись без консультации невролога. После проведенного обследования и установления диагноза врач даст рекомендации родителям и при необходимости назначит соответствующее лечение, в том числе с использованием медикаментозных средств.

Методы улучшения качества и скорости письма у детей

Решать проблему коррекции навыков письма следует пошагово. В зависимости от причины, необходимо выбрать наиболее грамотный подход их устранения.

Занятия для улучшения мелкой моторики

  1. Для начала, возьмите разноцветный пластилин. Пусть ребенок катает его в ладонях, разминает и отщипывает небольшие кусочки. В дальнейшем, можно освоить навык скатывания шарика между пальцами. Это несложное задание активизирует все мозговые центры, отвечающие за координацию жестов.
  2. Подготовьте на листе бумаги рисунок или узор из точек. Вашему ребенку необходимо последовательно их соединить.
  3. Рисование и заполнение штриховкой мелких геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов) подготовят пальчики к написанию маленьких букв.

Приобретение качественных принадлежностей для письма

В выборе канцелярии для малышей необходимо учитывать следующие позиции:

  • качество;
  • материал;
  • форма;
  • безопасность.

Опытные преподаватели советуют приобретать ребенку, начинающему писать, пластмассовую ручку с резиновой накладкой, либо трехгранный карандаш с грифелем средней жесткости.

Подготовка рабочего места

В соответствии с ключевыми правилами эргономики, столешница у стола для обучения должна быть с небольшим уклоном. Для качественной поддержки осанки, выбирайте стул с прямой спинкой. В целях наиболее качественного освещения, поместите лампу напротив рабочей руки ребенка.

Коррекция захвата ручки или карандаша

Для повышения качества и скорости письма под диктовку, следует обратить внимание на положение письменных принадлежностей в руке. Для облегчения задачи, можно надеть на карандаш специальную трехгранную насадку, позволяющую разместить все три рабочих пальца должным образом

Для облегчения задачи, можно надеть на карандаш специальную трехгранную насадку, позволяющую разместить все три рабочих пальца должным образом.

Дислексия

Расстройство, которое влияет на способность читать и работать с текстами. Оно также может оказывать влияние на письмо и речь.

Трудности при письме

Проблемы с правописанием при дислексии, как правило, вызваны расстройством фонематического восприятияу ребенка.

Из-за того, что ребенок не может распознавать отдельные звуки в словах, ему сложно определить, какие буквы необходимы для написания слова.

У некоторых детей с диагнозом дислексия слабо развиты такие когнитивные функции, как рабочая память и упорядочивание, из-за чего письмо им дается с трудом.  

Основные признаки

  • Ребенку плохо дается правописание и пунктуация

  • Ребенку сложно упорядочивать свои мысли

  • Трудно удерживать информацию в памяти

  • Трудно проверять написанное на наличие ошибок из-за проблем с чтением

Возможная помощь

  • Попробуйте неврологическую методику Fast ForWord — эти онлайн-занятия развивают области мозга, ответственные за фонематическое восприятие, навыки чтения и письма, и за ключевые когнитивные функции одновременно.

  • Используйте диаграммы, такие как Диаграмма Исикавы для структурирования предложений и грамматики.

  • Чем больше и сложнее текст, тем больше должны быть используемые диаграммы.

  • Развивайте навыки печатания на клавиатуре. С помощью компьютера ребенок сможет проверять орфографию, а также пользоваться приложением, конвертирующим речь в текст.


 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: