Развиваемся дома: как заниматься с ребенком в возрасте 4-х месяцев

«Я все понял»

Что касается психологической составляющей, то в 5 лет ребенку много уже понятно. Он внимает вашим объяснениям и на все просьбы взрослых адекватно реагирует. Он может сам себя занять, если родители пока не в состоянии с ним быть.

Психологи говорят: личность на 90 % сформировывается от 5 до 7 лет. И за эти два в общем-то коротких года мамы и папы могут в свое чадо «вложить» те самые качества, которые они считают необходимыми, воспитать именно те привычки, без которых, по их мнению, не обойтись.

Все это нетрудно. Детишки в эти годы легко копируют тех, кого и любят, и уважают, и ценят. Их поведение – самое что ни на есть хорошее, верное, единственно возможное. Так что контролируйте свои поступки и слова. Ведь если вы будете говорить одно, а поступать совсем по-другому, то ничего хорошего от своего дитяти не ждите!

Общие правила проведения развивающих игр

Общие правила для проведения любой игры с ребенком в 4 месяца сводятся к готовности малыша к ним. Он должен быть:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: в какие игры начинать играть с ребенком с 6 месяцев?

  • здоровым,
  • сытым,
  • бодрым, а не сонным,
  • удобно одетым и в чистом подгузнике.

Доктор Комаровский подчеркивает, что дети 4-5 месяцев голод терпеть не могут, поэтому отвлечь малыша интересным занятием на долгое время не получится — голодный ребенок играть не захочет (рекомендуем прочитать: развивающие занятия с ребенком в 1 год и 1 месяц). Не стоит также развлекать младенца, который хочет спать — это принесет больше вреда, чем пользы.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что должен уметь 4-х месячный ребенок?

Правила и особенности питания

По мере взросления питание детей становится все более разнообразным

Еще совсем недавно вы вводили в прикорм первые овощные пюре, а сейчас меню малыша все больше напоминает ваше, хотя соблюдать осторожность и рациональность по-прежнему нужно. Режим питания ребенка должен соответствовать следующим правилам:

Рацион должен быть сбалансированным и питательным. Составляйте меню таким образом, чтобы в нем присутствовали злаки, фрукты и овощи, мясо, птица и рыба, яйца, молочные продукты.
Ребенок должен быть приучен к твердой пище. Не измельчайте все до однородного состояния, давайте супы, небольшие кусочки мяса и фруктов.
Дети начинают проявлять интерес к взрослой пище, начинает казаться, что сейчас им уже можно все

Не забывайте соблюдать осторожность, исключайте жаренные, копченые, сильно приправленные или жирные блюда.
Суточный объем еды должен составлять 1 – 1.2 л. При этом малыши часто начинают отказывать от пятиразового питания

Если это так, оставьте три основных приема пищи и легкие перекусы.
Не забывайте про воду. Суточной нормой считается 50 мл на 10 кг веса. Разнообразить питье можно травяными чаями, несладкими соками.
Если у малыша нет аллергии, можно знакомить его с полезными сладостями: повидло, варенье домашнего производства.
В год и четыре месяца нужно начинать отучение от груди, если малыш до сих пор сосет молоко.

Для большей наглядности предлагаем вам вариант меню на неделю.

Завтрак Обед Ужин
Овсяная каша с яблоком Куриный бульон с вермишелью, морковный салат со сметаной, рис с тефтелями Тыквенные оладьи со сметаной и зеленью
Омлет, хлеб с маслом Рыбный суп, пюре с котлетой, салат из огурцов, помидоров Овощное рагу с мясом
Рисовая каша с курагой, компот Овощной суп – пюре, греча с тушеной курицей Картофельная запеканка с рыбой
Блинчики со сметаной, джемом Суп с фрикадельками, макароны с сыром, салат из огурцов и зелени Рисовая каша с котлетами из индейки
Творожная запеканка с изюмом Тыквенный суп – пюре, рагу Омлет с курицей и помидором
Гречневая каша с молоком, сухарики из белого хлеба Щи со свежей капустой, мясное суфле с рисом, морковный салат Лодочки из кабачков
Творожок, булка с домашним вареньем и маслом Суп со шпинатом, ежики с гречей Отварная курица с овощным салатом

Меню примерное, обязательно дополняется десертами и перекусами. Для этого могут использоваться сухарики, сушки и печенье, кефир, йогурты и фрукты. Если вы заранее продумаете, что будете готовить на неделе, вам будет проще накормить кроху вкусно и разнообразно.

Важно! Каждый прием пищи должен сопровождаться питьем: водой, чаем, компотом, киселем, разбавленным соком.

Какие развивающие игрушки выбрать ребёнку до года?

1) Все игрушки для детей до года должны иметь яркую окраску и чёткие очертания, рисунок: если это собака, то она должна быть похожа на собаку! Игрушки разных цветов позволят малышу различать первыми именно такие цвета.

2) Прочность и безопасность. Игрушками стучат, их бросают, их кусают и обсасывают, а значит, материал, из которого они изготовлены, должен быть безопасен.

3) Разнообразие материалов для игрушек – игрушки для ребёнка до года можно выбрать из разного материала (пластмасса, ткань, дерево, резина)

4) Простота выбора игрушки. Учитывая, что новорождённый ничего не знает об окружающем его мире, любой предмет может стать объектом исследования (ложки, баночки, бусы мамы).

5) Ограничение количества игрушек для одного раза. Предложите две — три и поменяйте их через недельку, чтобы они не успели надоесть малышу.

Как выбрать подходящий развивающий центр для своего ребенка?

Главное, что нужно учитывать при выборе детского центра — это атмосфера, царящая в нем, и отношение преподавателей к детям. Обязательно нужно сходить первый раз в выбранное учреждение вместе с малышом и посидеть на занятиях. Если ребенку нравится, значит, его смело можно записывать. Желательно, чтобы центр раннего развития находился недалеко от дома, так как долгая дорога обычно утомляет детей, и заниматься уже не будет ни желания, ни сил. Кроме этого, необходимо уточнить время и дни недели.

Занятия обязательно принесут пользу ребенку любого возраста. Посещение центра раннего развития — это большой вклад в успешное будущее и счастливое детство каждого ребенка.

Об авторе: Алла Каролина, педагог хореографии и рисования в Центре раннего развития ребенка, музыкальный руководитель в детском саду.

Фото: Алсу Иксанова.

Полезные советы

Вопрос, чем занять ребёнка в 2 — 2,5 года, совершенно непраздный. Во время декрета мама постоянно находится рядом с малышом, который требует внимания и развлечений.

Нередко скучающий и слоняющийся по квартире ребёнок способен вывести из себя даже самую терпеливую мамочку постоянным нытьём и «мамканьем». Проблема кроется ещё и в том, что развлечь такого малыша не очень просто. Психологи предлагают держать в голове несколько правил:

  1. Это ребёнка в 4 месяца нужно держать постоянно рядом с собой, а вот детям старше года нужно предоставлять больше свободы. Разрешайте ему осваивать своё тело и исследовать окружающее пространство: поначалу домашнее, а затем и уличное.
  2. Если, к примеру, у ребёнка в 1 год и 3 месяца нет потребности постоянно находиться рядом с матерью, не нужно навязываться. Напротив, наслаждайтесь свободным временем, естественно, проверяя, чем занято чадо.
  3. Если же малыш в 1 год и 2 месяца стремится к общению с мамой, не следует давать ему игрушки и предлагать самостоятельно развлекаться. Одни дети способны самостоятельно занимать себя и в 2 годика, другие же и к 4 годам постоянно требуют от родителей повышенного внимания.
  4. Возраст 1 — 2 лет считается благодатным для развития крупной и мелкой моторики, речевых навыков. Поэтому занять детей можно игрой в различные небольшие игрушки, мячик, чтением литературных произведений и обычным общением.

Однако не всегда следует развлекать крох специально придуманными занятиями, мучаясь вопросом, чем занять ребёнка 2 лет. Можно просто привлекать его к повседневным домашним делам – например, к вытиранию пыли.

Интеллектуальное развитие

Поскольку ребенок пока довольствуется ролью наблюдателя, игры должны быть направлены на активное получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений, их осмысление, запоминание и применение.

  • Сделайте тематические альбомы «овощи», «фрукты», «животные», «одежда» и другие, наклеив в обычные блокноты для рисования соответствующие картинки. Давайте его рассматривать малышу, называя изображенное.
  • Ребенку полезно разглядывать семейный альбом, где собраны качественные фотографии ближайших родственников, которых он хорошо знает.
  • Если выдался солнечный день, покажите ребенку, что предметы и люди отбрасывают тень, поиграйте зеркальцем, попробуйте наступить на нее или поймать солнечного зайчика.
  • Включайте ребенку музыку разных направлений, изучайте, как звучат разные музыкальные инструменты, это способствует развитию слухового восприятия.
  • Игры с сортером и геометрическими фигурами сформируют у ребенка представления о разных размерах и формах.
  • Соберите ребенку его первую библиотеку из книжек с толстыми картонными страницами и красочными рисунками. Конечно, он не научится сходу читать, но полюбит заниматься с книгой, это первый шаг к чтению.
  • Поощряйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми.
  • Играя с малышом, предоставляйте ему свободу действий, даже если с вашей точки зрения он делает что-то неправильно.
  • Купите конструктор типа «Лего» с крупными деталями, кубики, игрушки без музыкальных и других развлекательных элементов. Игры с ними заставляют проявлять фантазию, самостоятельно придумывать сценарий.
  • Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, разрешайте ему вам помогать, давая посильные поручения.

Ограничьте просмотр телевизора и занятия с планшетом. Из-за «готовых» развлечений ребенок становится пассивным наблюдателем, а не активным участником игрового процесса, как должно быть.

Что должен уметь ребенок

  • пытается выполнять, но есть ошибки, неточности, сложности;
  • хорошо выполняет;
  • делает автоматически.

Физические навыки:

  • Бегать с разной скоростью, на ходу меняя направление движения без убавления темпа. Во время бега огибать или перепрыгивать небольшие препятствия, практически не падать;
  • Прыгать на 1 или 2 ногах вверх, вперед, в стороны;
  • Ходить задом наперед;
  • Лазать самостоятельно по турникам вверх и вниз, висеть на перекладине на 1 и 2 руках, спрыгивать, приземляясь на полусогнутые ноги;
  • Играть с мячом: бросать 1 и 2 руками вперед, назад, в стороны, вверх, из за головы, ловить 1 и 2 руками с расстояния 3 метров. Пытаться отбивать мяч об землю 1 рукой. Ловить мяч после отскока от стены;
  • Уверенно ходить по узкой доске, бордюру, наклонной плоскости, сохраняя равновесие;
  • Ездить на трехколесном велосипеде, самокате. К 4-м годам можно начинать учить кроху кататься на коньках, лыжах;
  • Самостоятельно подниматься по лестнице вверх без опоры на поручень, спускаться вниз, чередуя ноги, иногда используя приставной шаг;
  • Стоять на одной ноге 15-30 секунд, не падая;
  • Ходить на цыпочках, носочках, внутренней и внешней стороне стопы;
  • При помощи взрослого делать кувырок вперед;
  • Лежа на спине удерживать поднятые вверх ноги в течение 5-15 секунд;
  • Запрыгивать и спрыгивать с небольшой лавочки, бордюра, ступеньки;
  • Пролазить под веревкой или палкой, установленных на высоте 40 см.

Бытовые навыки:

  • Ест и пьет сам, старается делать это аккуратно. Уверенно пользуется ложкой и вилкой;
  • Одевается и раздевается, развязывает шнурки, расстегивает и застегивает пуговицы, застежки. Может самостоятельно надевать колготки, нижнее белье, кофты с длинными рукавами. Затруднение вызывает завязывание шнурков, удобнее приобретать обувь на липучках;
  • Выполняет основные гигиенические процедуры без напоминания:
      • моет руки после прогулки и посещения туалета, перед едой;
      • чистит зубы;
      • моется сам, под контролем взрослого и т.д.
  • Следит за собственной опрятностью;
  • Собирает игрушки перед сном, достает необходимые принадлежности для рукоделия;
  • Выражает активное желание помочь по дому, может вытирать пыль, поливать цветы, помогать мыть посуду, готовить пищу, подметать;
  • Умеет пользоваться ножницами, канцелярскими принадлежностями, правильно держит ручку или карандаш;
  • Старается беречь игрушки, книжки, одежду.

Интеллектуальные навыки:

Считает до 5 и обратно на пальцах, знает цифры до 10;
Хорошо ориентируется в понятиях 1 — много, много — мало, высоко — низко и т

д.;
Знает основные цвета спектра и их оттенки;
Ориентируется в основных геометрических фигурах, находит их очертания в окружающих предметах;
Может сравнить предметы между собой по предложенным признакам;
Находит и объясняет несоответствия на 2-х картинках;
Складывает пазл на 12 -18 деталей, разрезную картинку до 10 деталей;
Находит лишнее в группе предметов, объясняет свой выбор;
Запоминает последовательность предметов, слов, движений, по просьбе может воспроизвести заданную очередность без ошибок;
Концентрирует внимание на одном задании до 5-ти минут, может заниматься интересным занятием самостоятельно до 30-ти минут;
Знает много домашних, диких животных. Может рассказать, где они живут, что едят, как называются детеныши разных видов животных;
Знает и показывает в книжке до 10 птиц, рыб, насекомых;
Ориентируется в видах растений, знает названия до 10 чаще всего встречающихся в вашем регионе деревьев, кустов, цветов, грибов и т

д.;
Знает и различает употребляемые фрукты, овощи, ягоды, может рассказать, какие они на вкус;
Отличает основные виды материалов (пластик, дерево, камень), может определить на ощупь, из чего сделан предмет;
Ориентируется во временах года, суток. Может объяснить, чем отличается осень от весны, зима от лета, утро от вечера;
Знает основные явления природы, может схематически нарисовать дождь, грозу, ветер, солнце;
Знает, кем работают родители, основные профессии. Может высказываться о желаемой профессии для себя;
Отличает разные виды транспорта, марки машин;
Может рассказать, чем отличается город от деревни, море от реки, лес от луга.

Некоторые дети к 4-м годам готовы приступить к изучению букв

Внимание – вниманию

Чтобы ребенок рос внимательным, умел концентрироваться и быстро реагировать на какие-то изменения, важно тренировать его внимание. Начинать можно уже с 4-летнего возраста. При этом также не обязательно приобретать дорогие пособия: подходящее «оборудование» всегда есть под рукой

При этом также не обязательно приобретать дорогие пособия: подходящее «оборудование» всегда есть под рукой.

Например, можно поиграть в такие игры.

  • Вариации на тему «съедобное — несъедобное» (сладкое – несладкое, летает – не летает, одежда – не одежда).
  • «Что нового?» (на столе, на картинке, в облике папы, одежде мамы).
  • «Найди отличия» (на двух картинках).
  • «Караван» – мама называет животное, ребенок повторяет его и добавляет свое. Мама повторяет оба и добавляет третье. Повторять нужно в порядке называния животных. Играют, пока кто-то не собьется.
  • «Что изменилось?». Во время утренней прогулки мама с ребенком стараются запомнить все, что их окружает, а вечером сравнивают, что изменилось (кто-то повесил белье, на лавочку сели старушки, к соседнему подъезду подъехала машина);
  • Закрыть глаза и назвать как можно больше разных звуков в комнате (часы, шум холодильника, мурлыканье кошки) или за окном (едут машины, поют птицы, шумит ветер).
  • Закрыть глаза и рассказать, что в каком порядке стоит на полке, на столе, во что одета мама.

Важно начинать с более легких заданий, постепенно усложняя их, не забывая хвалить малыша за успехи

Игры для развития эмоциональной сферы и слуха

«Чтение в лицах» поможет занять малыша во время бодрствования и наладить с ним контакт на уровне передачи эмоций тоном, подстегнет к развитию первых речевых навыков. Для этой игры мама укладывает малыша в кроватку и читает ему сказку с обилием диалогов. Читать следует в лицах, выразительно, сопровождая мимикой те или иные аспекты эмоционального состояния героев. Малыш будет прислушиваться к голосу мамы, научаясь дифференцировать интонации. Со временем он будет гулить в ответ.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: во сколько самостоятельно начинает ползать малыш?

Следующая игра – «бубенцы», очень проста в исполнении. Для этого маленькие колокольчики или погремушки привязывают к рукам (ногам) крохи с помощью ленточек или нетугих резинок. Двигая ручками, малыш будет задействовать игрушку, своим звоном привлекающую его. Во-первых, таким образом, он учится понимать, где его ручки (ножки), во-вторых будут тренироваться звуковые сенсоры и понимание, что именно его движения вызывают музыкальные звуки. Есть и другие игры, с которыми можно ознакомиться на видео.

К концу месяца малыш умеет:

  1. длительно лежать на животе при опоре на ладони,
  2. крепко упираться выпрямленными ногами о стол (в вертикальном положении) при поддержке под мышки – стоит ровно, устойчиво,
  3. может поворачиваться со спины на бочок,
  4. хорошо берет игрушки и предметы (целенаправленно притягивает и захватывает игрушку с расстояния вытянутой руки из удобного положения тела),  удерживает игрушку в руке от 30 секунд до минуты. В случае неудачи повторяет попытку схватить и удержать предмет без побуждений мамы.
  5. отличает новые игрушки от знакомых,
  6. манипулирует игрушками, активно исследует их
  7. отличает близких людей от незнакомых, в том числе по  голосу (речь, пение)
  8. отличает ласковую интонацию от сердитой,
  9. активно гулит.

Если малыш что-то не умеет, то не стоит расстраиваться. Просто нужно делать с ним упражнения, и всё получится. Чаще всего у ребенка наблюдаются трудности, если просто с ним раньше не занимались т.к. родители были  в неведении по поводу того, что даже с таким крохой нужно проводить специальные упражнения, массаж и игры. Когда начнете заниматься и играть с ребенком, у него всё получится, пусть немножко позже.

Также нужно знать, что у каждого ребенка «своя норма». Один начнет переворачиваться на неделю позже, другой на неделю раньше. Это зависит и от самого ребенка, и от того, проводится ли с ним гимнастика и массаж и от многих других факторов. Однако есть очень тревожные симптомы, которые показывают, что малышу нужна помощь специалистов

На что нужно обратить внимание?

Игрушки для 4-месячных

Погремушки и предметы разнообразной текстуры – лучшие развивающие игрушки для детей в 4 месяца. Они издают громкие звуки, могут быть яркими цветными или содержать сюжет из мультфильма. Дети в этом возрасте могут осознанно бить по игрушке, чтобы услышать новый звук, и даже удерживать в пальцах.

Понравятся малышу и резиновые пищалки, пупсы с мягким корпусом, тряпичные животные с элементами из тактильно отличающихся материалов, а также кнопочные музыкальные игрушки.

Ещё один достойный внимания вариант – сенсорный коврик. Лёжа на животе малыш может ощущать разные текстуры игрушки и развивает сенсорное восприятие. Яркие цвета коврика тоже помогают развиваться системе зрения.

С этой же целью стоит показывать малышу развивающие картинки для детей в 4 месяца. К этому времени новорождённые уже различают все цвета, могут фокусироваться на предметах вблизи и на дальних расстояниях, воспринимают образы, получаемые с обоих глаз, как одно целое.

В этом возрасте рассматривание сложных картинок с геометрическими узорами разной глубины, повторяющимися орнаментами и асимметричными элементами считается полезной тренировкой для зрительной системы крохи.

Несложные упражнения, выполняемые регулярно, помогают детям расти здоровыми. Единственно верных рекомендаций, как нужно развивать ребёнка в 4 месяца, не даст ни один педиатр, потому что для каждого малыша этот процесс индивидуален. Ориентируясь на показатели нормы физического и психического развития, родители должны сами выбирать методы занятий с маленьким человечком.

Режим дня

У всех малышей должен быть сформирован режим дня. Если вы придерживаетесь определенных временных рамок, то детскому организму проще слаженно работать. Иммунитет крепчает, ребенок легче справляется как с физическими, так и с эмоциональными стрессами. Общепринят следующий распорядок:

Действие Время (часов)
Подъем, гигиена 8-9
Завтрак 9-9:30
Игры, развитие 9:30-11
Первый сон 11-13
Пробуждение, обед 13-14
Прогулка 14-16
Второй дневной сон 16-17:30
Полдник 17:30-18
Вечернее бодрствование 18 – 19:30
Купание 19:30 — 20
Ужин 20-20:30
Подготовка ко сну, отбой 20:30 – 21:30

Это примерный режим дня. В него обязательно должны входить приемы пищи, прогулка, игры, сон, гигиена. Но многие дети в этом возрасте переходят на один дневной сон, это также нормально, просто он будет длиться дольше. Кто – то раньше встает и ложиться, некоторым проще уснуть в 22 часа. Планируя свой график, ориентируйтесь на потребности и особенности вашего ребенка.

Совет! Теперь проводить ежедневное купание необязательно, можно ограничиваться подмыванием. А вот прогулки лучше не исключать, дети становятся все любознательнее и активнее, им необходимо удовлетворять свои желания в познании окружающего мира, получать новые впечатления.

Игры с трехмесячным младенцем

Вместе с родителями малышу интересно играть в любые игры, взаимодействовать с ними или даже просто «разговаривать». В трехмесячном возрасте полезно заниматься следующими видами деятельности:

  • Игры с погремушкой — покажите крохе, как она издает звук, каким образом ее нужно трясти. Затем дайте игрушку малышу, сопровождая свои действия комментариями. Можно сначала потрясти погремушку, зажатую в руке ребенка, своей рукой. Малыш быстро научится трясти игрушку.
  • Прятки с закрыванием лица ладонями. Сопровождайте игру эмоциональными восклицаниями и звуками. Можно закрывать ладонями глазки малыша, но ненадолго, чтобы он не испугался.
  • Пальчиковые игры с песенками или стишками. Они полезны как для общего развития, так и для формирования нейронных связей между руками и мозгом, что составляет основу мелкой моторики.
  • Воздушные шарики — можно подкидывать над кроваткой ребенка или толкать по полу. Если шарик гелиевый, его можно привязать к ручке или ножке, тогда малыш будет с любопытством наблюдать за движениями шарика. Ни в коем случае не оставляйте кроху одного во время таких игр, чтобы он не запутался в нитке.
  • Разные материалы и ткани для того, чтобы пощупать. Можно вкладывать ребенку в ручки шерсть, мех, шелковые ткани или велюр.

Речь

Четырёхлетний дошкольник постоянно пополняет свой словарный запас, экспериментирует с произношением, путая слоги и ударения.

Какие звуки уже произносит?

В этом возрасте малыш уже умеет произносить более сложные буквы, такие как «с», «з» и «ц».

Освоив новую букву, он старается поделиться этим знанием со сверстниками и поправляет их, если слышит, что слово произносится неправильно.

Произношение часто невнятное: «р» заменяется на «л», «щ» на «с». Однако, всё это относится к норме.

Упражнения

Правда или неправда?

Покажите малышу картинку с каким-либо животным или объектом и попросите его угадать, что сказанное вами правда, а что нет. Например, на картинке изображена лошадь, вы спрашиваете: она быстро бегает? (правда), она умеет летать? (неправда) и т. д.

Этого не может быть!

Это упражнение учит замечать логические не состыковки в повествовании. Предупредите малыша, что расскажете ему историю, а он должен остановить вас и сказать «этого не может быть», когда увидит что-то неправдоподобное. Например, вы читаете рассказ: «На дворе стоит зима, скоро Новый год, в клумбе расцвели цветы».

Какое это время года?

Найдите описательные стихотворения или короткие рассказы о временах года. Расскажите их чаду и попросите его угадать, о каком времени года шла речь в произведении.

Мультики

Малышам 4 лет можно включать мультфильмы с более сложным сюжетом и героями. Хороши мультфильмы с музыкальными вставками и песнями, тексты которых легко запомнить и напевать, или же картины со стихотворным повествованием. Для этой цели отлично подойдут советские мультфильмы и классика Диснея.

Развитие детского творчества

Применяя пластилин или глину, есть возможность не просто мять кусочек в руке либо лепить обыкновенные фигуры. Ребенок в 4 года может уже создать целую композицию определенной тематики: подводное либо лесное королевство, новогодний сюрприз или некоторых животных. Гуляя в парке, лучше предварительно насобирать желудей, интересных листочков, каштанов, а потом использовать их для поделок. Для того чтобы ускорялось развитие детей 3-4 лет, понадобятся различные пуговички, спички, бусинки либо обычные зубочистки, поскольку именно мелкой моторике и всему, что с ней связано, необходимо уделять значительную часть детского досуга.

Уход за ребенком в 4 месяца и его гигиена

Правила ухода за маленьким ребенком остаются такими же, какими они были в первые месяцы после рождения.

Существует несколько основных гигиенических процедур, обязательных к выполнению:

  1. Утренняя гигиена. Умывание личика после сна, чистка носика и ротовой полости. Ополаскивание участка тела, которое было под подгузником, и нанесение защитного крема на кожу.
  2. Регулярные подмывания на протяжении дня после каждого туалета ребенка. Лучше делать это под проточной водой.
  3. Чистка полости рта, лучше после каждого кормления, чтобы на языке не оставались молочные бактерии, которые могут привести к возникновению молочницы.
  4. Смена подгузника также должна быть регулярной. На коже малыша не должны оставаться частицы испражнений, чтобы не вызывать раздражения.
  5. Вечерняя ванна, чистка ушек, массаж и смазывание тела детским маслом.

Подстригать детские ногти нужно по мере необходимости

У маленьких детей они остренькие, поэтому при неосторожном движении малыш может поранить себя, если ногти не будут подстрижены.

Игры на развитие внимания

Зрительное внимание

Окружающий мир для ребенка в возрасте 2 месяцев состоит в основном из звуков и картинок. Таким образом, главными органами, которые стоит «тренировать», являются зрение и слух.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь делать и основные навыки, когда ребенку 3 месяца?

  • Помогайте малышу фокусировать свой взгляд на предмете с помощью яркого предмета (погремушки или кубика на палочке), плавно перемещаемой в поле зрения ребенка. Расстояние до глаз малютки должно быть около 25-30 см. Сначала водите по дугообразной траектории, затем меняйте направление на плавные движения вверх и вниз, темп при этом может меняться.
  • На стенках кроватки можно продолжать развешивать рисунки с изображением различных эмоций человеческого лица. Особую любовь у малышей в 2 месяца получила кукла-неваляшка – по возможности располагайте ее неподалеку от малыша.
  • Спираль из разноцветной пластмассы, подвешенная над головой ребенка, вызовет большой интерес у крохи. Плавные движения спирали от детских прикосновений будут радовать и веселить.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развитие ребенка в 2 месяца по советам доктора Комаровского

Слуховое внимание

Для развития слухового восприятия можно использовать такие виды упражнений:

  • Потрясите звучащими погремушками с разных сторон, сначала у одного ушка, потом у другого.
  • Еще одним упражнением станет воспроизведение разных звуков из двух погремушек. Погремите одной с правого уха, потом другой – с левого. Устраивайте секундные паузы между звучаниями.
  • Фиксируем мягкие браслеты со звонкими бубенчиками, вшитыми в их поверхность.
  • Мягкую игрушку с бубенцами можно сделать самостоятельно, вшив в обычного мягкого мишку звонкие колокольчики. Подвесьте такую игрушку над кроваткой, чтобы малыш мог достать ее рукой.

Развиваем малыша

Развитие ребенка в этом возрасте имеет четыре основных направления: крупная и мелкая моторика, речь, интеллект. В первом случае вы помогаете малышу совершенствоваться физически, зарядка, подъемы по ступенькам, любые упражнения отлично скажутся на его здоровье. Очень полезные тренажерные комплексы, мягкие ступеньки, коврики, туннели, ортопедические коврики. Подобные занятия всегда проходят в движении. О пользе развития мелкой моторики не стоит говорить. Она напрямую связана с речевым становлением, поэтому очень важна в раннем возрасте. Для работы пальчиков создано множество игр, большинство из которых мамы могут сделать из подручных материалов. Например:

  • Нанизывание бусинок на нить (детали должны быть крупными);
  • Поиски клада в песке (можно использовать кинетический песок или крупы);
  • Вылавливание рыбок или других предметов с помощью магнитной удочки, пинцета, ложек;
  • Крупные шнуровки и мозаики начинают интересовать карапуза;
  • Пальчиковые лабиринты и сортеры хорошо подходят для развития интеллекта.

В этом же возрасте игры начинают делиться по половому признаку, появляется ролевая игра, малыши начинают копировать бытовые ситуации. Девочки кормят кукол, возят их в колясках, делают уборку. Мальчики предпочитают игры в доктора или водителя машины, строителя. Поощряйте такие занятия, подыгрывайте малышу. Его фантазия лишь начинает развиваться, дополняйте сюжет, тогда со временем ребенок научиться делать это самостоятельно.

Год и четыре месяца – время начала развивающих занятий. На этом этапе следует в игровой форме знакомить детей с основными понятиями:

  • Животными и их звуками;
  • Бытовыми предметами и их назначением;
  • Цветами;
  • Формами;
  • С прилагательными «большой – маленький», «мягкий – твердый», «веселый – грустный».

Для этого используются книги, хорошо подходят издания с наклейками, можно использовать дидактические карточки и простые аппликации.

Важно! Не заставляйте малыша заниматься, если он не хочет. Лучше предложите подобные игры, когда ребенок будет спокоен и более сосредоточен

Принуждение к занятиям в этом возрасте может вызвать последующее отторжение от процесса обучения.

Физиология и психология ребенка в 4 месяца

В 4 месяца вес малыша примерно 6,5 кг, прибавка в весе может составлять 700 грамм. Сознание продолжает развиваться, необходимо общение, которое даёт взрослый. Раньше младенец почти всё время спал и ел, а сейчас он стал более активным и общительным. Плачет малыш, если его что-то беспокоит, в остальном он спокоен.

В 4 месяца наблюдается рост волос и ногтей. Ноготки нуждаются в регулярном уходе, поскольку ребёнок расчесывает себе кожу.

Ребёнок проявляет активность в ответ на любимый голос мамы: дрыгает ручками и ножками, издаёт лепет, улыбается. Также он может устанавливать связи причины и следствия, увидев мамину грудь, понимает, что сейчас будет кушать.

Малыш разглядывает ручки, играет с ними, ощупывает ножки. Родных и близких ребёнок хорошо узнаёт, выделяет особенно маму. Если одного из членов семьи не было дома несколько дней, может возникнуть повторное привыкание к человеку. Зрение сейчас развито лучше, младенец хорошо реагирует на яркие объекты. Серые оттенки и полутона, ребёнка пока не интересуют. Слух становится острее, голоса различимы, улавливается ритм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: