Кризис 1 года: инструкция для родителей

Причины непослушания и упрямства у ребенка

В некоторых случаях «нормальное» непослушание, капризы и упрямство могут перерасти в негативные черты характера и основной способ взаимодействия с людьми.

Есть несколько причин, по которым упрямство и капризность  становятся уже поведенческой проблемой.

Стремление родителей полностью контролировать ребенка, не оставляя ему права выбора и возможности иметь собственное мнение. Такие отношения влияют на жизнь ребенка в будущем. Как правило, эти дети довольно недоверчивы. Их опыт отношений в семье во многом основывается на противостоянии сил, а не на поддержке и любви. В будущем такой ребенок либо учится манипулировать, либо становится довольно жестким диктатором в своей собственной семье, либо теряет всякую активность и подчиняется требованиям со стороны. Подавление инициативы ребенка в подростковом возрасте может перейти в глубокий  внутренний кризис.
Еще одним фактором возникновения капризов и упрямства являются различные изменения в жизни ребенка: режим дня, место жительства, новые люди, большое количество впечатлений. При возвращению к окружению и режиму, поведение налаживается.

Усталость, голод, отсутствие сна делают ребенка очень чувствительным, капризным и упрямым

Ему сложно соответствовать требованиям родителей, если его физические потребности не удовлетворены. 

Большое количество запретов, особенно немотивированных, провоцирует упрямство без объяснения причин.

Вседозволенность, вызванная недостаточным вниманием родителей, провоцирует упрямство, как способ привлечения внимания.

Отсутствие последовательности в воспитании заставляют ребенка чувствовать себя неуверенно. Когда действия родителей последовательны и согласуются, ребенок понимает, чего ожидать, знает, что его потребности будут услышаны.

Буря, скоро грянет буря!

Малыш настойчиво просит вас о чем-то, требует, возмущается. Уже подрагивают крылья носа, глаза наполняются слезами, а уголки губ опустились. Вы чувствуете, что ребенок вот-вот разразится плачем, он близок к истерике. Стоп! Прежде всего, остановитесь, и честно и точно ответьте себе на один-единственный вопрос: можете ли вы исполнить его просьбу? От этого зависит тактика ваших дальнейших действий.

Если можете, то скажите ребенку, чтобы он успокоился и попросил вас обычным тоном, без нытья и всхлипов. Практика показывает, что в мелочах лучше пойти ребенку навстречу.

Допустим, крохе хочется пошлепать по лужам в новеньком комбинезоне. Признайтесь, что в глубине души вы были готовы к такому повороту. Значит, нужно заранее обсудить и решить, что надевать на прогулку, пойдете ли вы после нее еще куда-то, есть ли запасная одежда. Не забывайте только, что ребенок – не манекен для демонстрации вашего художественного вкуса и финансовых возможностей. Он имеет право шлепать по лужам, залезать на деревья и возиться в песке и грязи, чтобы ни говорили соседские бабушки. В этом случае лучше пойти гулять в старой одежде, которую не жалко испачкать.

Кстати, один из самых распространенных поводов для истерики – запрет взрослого. Постарайтесь, чтобы запретов было не слишком много, но все они были четкими и обоснованными. Тогда ребенку будет легче среди них ориентироваться.

Если же вы понимаете, что исполнить просьбу драгоценного чада вы сейчас не можете по объективным причинам (нет денег, возможности, предмет, который он требует, принадлежит кому-то другому и вы не вправе им распоряжаться и т.д.), спокойно и четко объясните это ребенку. В этот момент обычно срабатывают старые психологически трюки:

отвлеките

Чем младше ребенок, тем лучше работает этот способ. Младенец способен забыть обо всех слезах при виде огромной вороны, которая кружит вокруг черствой корки и боится подлететь ближе. На ваше счастье как раз в этот момент может пролетать самолет, ехать немыслимой красоты старенький «Битл», а то и взмывать в небо рекламный воздушный шар.

предложите адекватную замену

Например, так. Сейчас мы не можем купить этот самолетик, потому что у меня нет денег. Но зато мы можем прийти домой и вместе сделать самолет из бумаги (слепить из пластилина, построить из стульев и пр.). Вполне возможно, что перспектива совместной деятельности окажется для малыша более привлекательной, чем готовая магазинная игрушка.

оставьте артиста без публики

Ребенок нередко начинает работать на публику. Попробуйте лишить его признательной аудитории (вывести из магазина, отвести в не слишком людное место на улице или оставить одного в комнате). Иногда истерика бывает направлена, как сейчас говорят, на целевую аудиторию, т.е., предназначена для определенного человека. У К. Чуковского в замечательной книжке «От двух до пяти» есть такой диалог:

– Почему ты плачешь?

– Я не тебе пл а чу, а тете Вале.

Очевидно, что без тети Вали плакать бессмысленно.

направьте энергию в мирное русло

Собственно говоря, это тоже вариант адекватной замены, только к нему нужно подготовиться заранее. Предположим, ребенок в магазине постоянно требует, чтобы ему дали выбрать самую большую шоколадку или торт. Понятно, что ни его здоровью, ни вашему кошельку это на пользу не пойдет. Но на самом деле, скорее всего, малыш просто хочет тоже участвовать в покупках и САМ выбирать то, что ему по нраву. Значит, заранее дома вы договариваетесь, что он тоже будет делать покупки, а в магазине ваша задача – ненавязчиво подвести его к стенду с творожками и йогуртами. Если уж выбирать, так более здоровую еду! Зато как счастлив и горд собой будет ребенок, которому дали, как взрослому, возможность выбрать самые настоящие, не «понарошечные» продукты! Он же может и нести их из магазина в своем собственном пакетике.

В большинстве случаев, эти способы позволят избежать истерики. Но, допустим, вам не удалось это сделать и

Природа детской истерики

Истерика — это сложное сочетание гнева, разочарования и низкой эмоциональной саморегуляции. Она происходит из-за того, что нервная система не выдерживает длительного воздействия стресса: возникает ощущение беспомощности перед обстоятельствами и как следствие — неконтролируемая вспышка эмоций. Причиной истерик в школьном возрасте чаще всего становятся гормональные изменения или перенапряжение. 

Возрастные гормональные истерики

Два самых сложных периода, с которыми предстоит столкнуться школьнику, — это кризис семи лет и, конечно, подростковый кризис. 

Кризис 7 лет

Семилетка примеряет на себя статус ученика и пытается найти свое место среди сверстников: признают ли одноклассники в нем лидера или хотя бы равного себе. На фоне большого объема новой информации, подчинения непривычным школьным правилам, высоких ожиданий взрослых растет нервное напряжение. 

Параллельно происходит первая серьезная гормональная перестройка организма, эндокринный взрыв. 

Все эти факторы сказываются на поведении ребенка: 

  • он капризничает на пустом месте; 
  • манерничает; 
  • отказывается выполнять привычные действия: например, мыть руки перед едой;
  • изображает из себя взрослого; 
  • передразнивает родителей; 
  • рассказывает неприличные анекдоты или ругается матом. 

Повышенная нервная возбудимость становится причиной срывов. Ни с того ни с сего ребенок может начать реветь, плач нередко перерастает в истерику. 

Подростковый кризис 

Начинается уже в возрасте 10-11 лет — этот период еще называют «гормональным бунтом»: время физической, умственной и сексуальной трансформации. 

Подросток предъявляет завышенные требования к себе и окружающим, но еще не может в полной мере отвечать за свои поступки и самостоятельно справляться с неудачами. Он самоутверждается, доказывает свою «взрослость» и правоту, поэтому все запреты и ограничения воспринимаются в штыки

Крайне восприимчив к критике и упрекам — любое неосторожное слово может спровоцировать эмоциональную бурю. Переход от радости к гневу, от восторга к подавленности занимает считанные секунды. 

Истерика подростка другая, с агрессивным оттенком: он раскидывает вещи, может в эмоциональном запале наговорить лишнего, даже навредить себе — например, разбить в кровь кулаки об стену. 

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Истерики от избыточной нагрузки

Основных причин перегрузок нервной системы в школьном возрасте две: непосредственно учеба и огромные потоки информации из интернета и социальных сетей. 

Интенсивная учеба

Переход из садика в школу сложен сам по себе: свободная игра сменяется уроками, требующими концентрации внимания и дисциплины. Нагрузка в первом классе уже составляет три-четыре учебных часа. Если прибавить к этому домашние задания,  дополнительные занятия или музыкалку, получается полноценный рабочий день. Ребенку в семь лет справиться с такой нагрузкой сложно: чем больше он старается, тем хуже получается.  

Примерно с пятого класса учеба входит в конфликт с подростковым кризисом. На первый план выходит общение со сверстниками, но «страшилки» взрослых о загубленном будущем оказывают эмоциональное давление и заставляют продолжать стараться. 

Апогея стресс достигает в старшей школе: подготовка к ЕГЭ и поступлению в вуз, занятия с репетитором и на подготовительных курсах — эмоциональное напряжение так велико, что малейшее замечание учителя на уроке может спровоцировать истерику.

Переизбыток внешней информации

Американская академия педиатрии провела исследование, согласно которому современные дети проводят перед экраном компьютера до семи часов в день. Если суммировать это со школьными занятиями, получается, что компьютер отнимает у детей время на сон. 

По данным Фонда развития интернета, до 26 процентов российских школьников 11–16 лет зависимы от интернета. Залипание в соцсетях, просмотры видео и игры обеспечивают информационный поток, который ребенок просто не в состоянии «переварить». Из-за этого нервная система постоянно находится в возбуждении и очень быстро истощается.

ГЛАВНОЕ В КРИЗИСЕ — СПОКОЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Во всей этой суматохе приезда с дачи, празднования дня рождения сыночка, растерянности и попытке найти новые варианты общения с ребенком, я несколько снизила свой темп написания статей. А еще поймала себя на мысли, что не могу писать на те темы, которые были запланированы мной. И на мое, честно говоря удивление, я стала писать о том, что так волновало меня – о моем сопротивляющемся малыше, о его кризисе 2-х лет…

А еще в очередной раз ощутила чудо-терапию выплескивания своих чувств на «лист Windows Live Writer» (именно эту программу я использую для написания статей).

Я достаточно подробно писала о причинах создания своего блога в статье «Зачем мне, а возможно и Вам, блог?», а недавно обнаружила еще одну, причем весьма эгоистичную причину!

Блог, как и обычный дневник, обладает отличным психотерапевтическим эффектом.  Тревожит что-то – написала статью, опубликовала, пару раз сама прочитала, кто-то прокомментировал, глядишь уже и гораздо спокойнее внутри.

Вот так и с данной статьей. Мой двухлетка – отличный мальчик и я его очень люблю, а его несносное поведение – лишь очередной этап становления личности.

Это надо просто пережить. Не зря на востоке есть несколько этапов отношения к ребенку.

  1. До пяти лет «ребенок – Бог». Взрослые позволяют ему все.
  2. От 5 лет до 14 «ребенок – слуга». Где-то в возрасте от 7 до 10 лет у ребенка формируются трудовые навыки, именно здесь нужно прививать трудолюбие и учить выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Ну и как раз активно воспитывать.
  3. После 14 лет «ребенок – друг». А здесь уже стоит признать, что все что могли вы в ребенка вложили, теперь остается не испортить доверительные отношения и пожинать плоды своих трудов. Это как раз период сложнейшего подросткового возраста и к нему необходимо готовиться с пеленок.

Ну вот, себя убедила, что у нас все хорошо, эмоции и мысли в просторы интернета запустила, могу с чувством удовлетворения начинать готовиться к нашему долгожданному отпуску.

Мы долго этого ждали и заранее готовились.

О том как мы бронировали свой тур я писала в статье «Как получить загранпаспорт быстро и без очередей», а о нашем последнем отпуске «не на даче» – в статье «Наш отпуск на машине из Питера к Черному морю».

Через неделю мы летим на Кипр!!! Всей семьей!!! На 21 день!!! Мы ждали этого 3 года и вот счастье не за горами!!! Правда, скажу честно, я пока с трудом во все это верю.

Поэтому следующая статья будет моим отчетом о нашей поездке, с фотографиями и конечно же полезными советами по путешествию с детьми. Я как раз активно изучаю этот вопрос.

А на этом я не прощаюсь, говорю «До свидания».

Я скоро вернусь, и полная сил и энергии продолжу писать интересные и, надеюсь, полезные для Вас статьи, которые усилят движение к поставленным мною целям.

Я желаю Вам спокойно относиться к детским кризисам, особенно кризису 2 лет у ребенка, как можно больше теплых сентябрьских деньков и отличного солнечного настроения! И обязательно привезу с Кипра кусочек тепла на свой блог!!!

С уважением к Вам, Маргарита Мамаева

Проявления кризиса и чем они обусловлены с точки зрения развития психики

Начало кризисного периода отследить непросто, но у него существует несколько отличительных черт. Симптомы кризиса:

  1. Изменения в поведении ребенка. Взрослые все чаще слышат от малыша «нет» в ответ на просьбы, он начинает упрямиться, проявляет агрессию (бросает вещи, ломает игрушки), плачет, кричит. Успокоить ребенка в такие моменты крайне сложно. Поводы для истерики могут быть незначительными, например, родители вместо банана дали малышу яблоко или налили суп не в ту тарелку.
  2. Поведение крохи становится неуправляемым, а реакция на привычные вещи — необъяснимой. Послушный ранее ребенок не поддается на уговоры и проверенные методы воздействия.
  3. Малыш может отказываться от нравившихся раньше развлечений, отрицательно реагировать на интересные занятия и игры, протестовать при кормлении, одевании и др. привычных процедурах.

Главные причины такого поведения:

  1. Конфликт между желаниями, которые начал осознавать ребенок, и возможностями. Чаще всего дети злятся на объект (родителей или предметы, в том числе игрушки), когда пытаются что-то сделать (например, объяснить что-то родителям или собрать конструктор), но им это не удается. Иногда по той же причине малыши злятся на себя и специально делают себе больно (в том числе, грызут ногти, с силой бьют по коленям и др.)
  2. Неполное владение речью. Во-первых, двухлетнему крохе попросту не хватает слов, чтобы выразить свои желания и объяснить их, поэтому он действует (что иногда выглядит как упрямство, действие «на зло» или «наперекор», настырность). Во-вторых, ребенок еще не овладел навыком замещения: когда ему больно, он плачет, а не озвучивает свои чувства, когда он зол, ругается, швыряет вещи или дерется. Малыш в два года не умеет описывать (чувства, предметы, желания) и договариваться (когда взрослые договариваются с ним — он просто соглашается или отказывается).
  3. В то же время ребенок становится активным, более уверенным в себе, стремится к самостоятельности и построению взаимоотношений с окружающим миром. Малыш сам управляет своим телом: ест, ходит в туалет, играет в некоторые игры. По этой причине все чаще можно услышать от крохи отказ, и каждое из этих «нет» служит утверждением собственного цельного «я».

Однако не всегда громкий плач — признак кризиса. Нередко дети используют этот прием для манипуляции. Стоит несколько раз дать малышу требуемое «лишь бы перестал», и кроха вполне усваивает такой метод получения всего, что ему нужно. Кроме того, плач двухлеток, как и грудничков, часто связан с болью или страхом, нередко — с обидой или ощущением, что его не любят.

Кризис у двухлеток отличается эмоциональностью, но иногда протекает без ярко выраженных особенностей

Если родители будут уделять должное внимание потребностям малыша, то переходный период пройдет с минимумом проблем

Как темперамент влияет на истерики

У каждого темперамента свои особенности поведения. Благодаря набору характеристик можно выяснить к какому темпераменту относится ребенок.

сангвиник. Это уравновешенный, подвижный характер. Для детей-сангвиников характерно хорошее настроение, отлично развитые коммуникативные навыки. Малыш умеет быстро адаптироваться в различных ситуациях. В случаях постоянного нарушения режима ведет себя как малыш со слабым типом нервной системы. Чтобы избежать истерик у таких деток, необходимо неукоснительно соблюдать режим дня, избегать шумных и людным мест, найти крохе хобби;

холерик отличается преобладанием процессов возбуждения над торможением. Эти дети очень чувствительны, нервные. Таких детей воспитывать необходимо терпеливо, спокойно, ненавязчиво

Родителям важно вовремя определить момент, когда ребенок вступает в конфронтацию и быстро менять тему, переключать ребенка на другое;

флегматик — процессы торможения преобладают над возбуждением. Родителям необходимо научить ребенка преодолеть внутреннюю инерцию, привлекать его к шумным играм, занятиям

Не нужно делать все за ребенка потому что нужно быстрее, а он медлительный. Не ругать за медлительность;

дети-меланхолики — не уравновешенные, инертные. Процессы возбуждения и торможения замедленны. Такие детки впечатлительны, ранимы, замкнуты. В воспитании делать акцент на частые перерывы между занятиями. Чтобы не провоцировать капризы, родители должны избегать шумных, людных мест.

Флегматики и холерики больше остальных склонны к истерикам. Дети-флегматики долго “созревают” до выплеска эмоций. По силе реакции и выплеска эмоций они превосходят холериков.

Как справляться с детскими капризами

Довольно часто детские крики застают родителей врасплох в общественных местах. Поводом для трагедии может быть что угодно — от проигрыша в конкурсах до красивых игрушек, которые необходимы от смерти. Правильно выбранная родителями стратегия позволит решить большое количество проблем в будущем. Как же предотвратить истерику?

важно абстрагироваться от недовольных взглядов, замечаний окружающих. Помнить необходимо о том, что стыдно быть не должно

Это обычная рядовая ситуация;

не запугивать ребенка. Часто можно услышать слова: “Ты себя плохо ведешь, сейчас тебя бабайка унесет”. На месте бабайки может быть кто угодно. Это не работает, только выработает страх у малыша;

не идти на поводу у крохи
Ребенок должен понимать, что родитель не собирается поддаваться на провокацию и твердо придерживается одной линии поведения;

деток младше трех лет можно быстро переключить на что-то, обратить его внимание на собачку, машину и пр;

обнять и объяснить. Важно не говорить крохе как он неправ и плохо себя ведет
В момент истерики он этого не услышит. Но объятия могут успокоить его.

Важно! Нельзя обесценивать чувства ребенка. Для взрослого происходящее — ерунда, для ребенка — важно

Необходимо проговаривать эмоции малыша вслух, комментировать их.

Кризис рождения

Кризис рождения, это кризис появления ребенка на свет. Для ребенка это время привыкания и узнавания. Самостоятельное дыхание, самостоятельное пищеварение, восприятие окружающей среды. Это окончание внутриутробного развития младенца, его рождение и начало жизни. Считается, что продолжительность этого периода около 3х месяцев. У родителей в это время тоже происходит адаптация к изменениям в жизни. Часто эта адаптация происходит непросто, и семье с младенцем может быть необходима помощь психолога в прохождении этого кризиса, выстраивании новых гармоничных отношений с учетом изменившихся условий. Различные эмоциональные нарушения в это время могут проявляться у молодой мамы или отца, или у обоих родителей. Зачастую только специалист может помочь вернуть в семью взаимопонимание, мир и покой.

Случай из практики.

Молодая мама. Ребенку 6 месяцев. Обратилась за консультацией по поводу своих негативных переживаний. Она страдала из-за оторванности от привычного образа жизни, постоянных недосыпаний. Любящая мать, она была полностью поглощена заботами о дочке. Рядом был любящий муж, но женщина часто чувствовала себя несчастной, испытывала злость к мужу, ребенку, себе. Она не понимала, что с ней происходит. Рождение ребенка они с мужем планировали, ждали, хотели чувствовать радость и счастье, так и было временами. Но негативные эмоции, которые проявлялись, пугали женщину, пробуждали в ней чувство вины, обиду.

Работа с психологом длилась около 3х месяцев с еженедельными встречами. Взаимодействие со специалистом помогло маме разобраться в том, что с ней происходит, откуда берутся все эти противоречивые чувства. Ей удалось рассмотреть происходящее с разных сторон, вместе с психологом определить для себя новые способы взаимодействия с ребенком. Улучшились отношения с мужем. В них стало больше тепла и взаимопонимания, женщина стала чувствовать себя любимой и любящей.   

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Психологи выделяют несколько периодов развития психики малышей.

  1. Период младенчества (от 0 до 1 года);
  2. Период раннего детства (от 1 года до 3 лет);
  3. Дошкольный период (с 3 до 6 лет);
  4. Младший школьный период (с 7 до 11 лет);
  5. Старший школьный период (с 12 до 17-18 лет).

И, зная эту периодизацию, пережив кризис первого года и переход ребенка из горизонтальной плоскости в вертикальную со всеми вытекающими последствиями, я морально готовилась к кризису трех лет.

А тут нате! Оказывается 2 года считается одним из самых сложных моментов для ребенка и окружающих его взрослых. Кризис 2 лет у ребенка и взрослых!

Физически уже развит, понимает чего хочет, чего не хочет и  упорно этого добивается, а объяснить толком не может. Вот и выливается это все в капризы и обиды.

И именно в этот момент проявляется та самая «борьба за власть»,  о которой я писала в статье про причины нарушения поведения у детей.

Как я определила, что это борьба за власть?

Да меня просто «выбешивает», когда Дениска начинает сопротивляться моим просьбам. Я злюсь невероятно. А это как раз и является индикатором борьбы за власть.

Какие лекарства давать детям при температуре

Если температура тела больного ребенка поднимается выше 39° C, ее необходимо немедленно и эффективно снизить. В настоящее время для лечения лихорадки у младенцев и детей рекомендуется использование парацетамола или ибупрофена. 

Ибупрофен обладает тройным действием: подавляет жар, снимает боль и воспаление. Это очень актуально при лечении малыша с «традиционными» инфекционными заболеваниями, у которого помимо лихорадки появляются другие симптомы: покраснение горла, боли в ушах, мышцах или суставах. 

Ибупрофен имеет быстрое начало действия: после приема внутрь, эффект наступает через 15-30 минут и длится 6-8 часов. Рекомендуемая доза ибупрофена составляет 7-10 мг / кг, что эффективно для снижения температуры. 

Ибупрофен

И последнее, но не менее важное свойство: он довольно хорошо переносится младенцами и детьми младшего возраста. Поэтому это лекарство считается одним из препаратов первой линии от лихорадки, боли и воспалений у детей от 6 месяцев или с массой тела не менее 5 килограммов

Высокая температура у ребенка может быть симптомом ОРВИ, гриппа или простуды. Для лечения этих заболеваний врачи могут назначить противовирусные средства. Один из современных препаратов — Нобазит.

Средство подходит взрослым пациентам и детям с 12 лет. Нобазит оказывает прямое противовирусное действие, благодаря чему препятствует распространению инфекции на нижние дыхательные пути. Действующее вещество — энисамия йодид — защищает организм от инфекций, блокируя попадание вируса в клетку.

Нобазит также обладает жаропонижающим, обезболивающим и противовоспалительным действиями. В комплексе это позволяет быстрее устранить такие симптомы как высокая температура, озноб, насморк, кашель и боль в горле. Согласно клиническим исследованиям, полное выздоровление наступает быстрее. При этом вероятность развития осложнений, требующих приема антибиотиков, сокращается в 4 раза. 

Нобазит входит в методические рекомендации Минздрава РФ по лечению острых респираторных вирусных инфекций в амбулаторной практике в период пандемии COVID-19 и в список противовирусных средств прямого действия в классификации ВОЗ. 

ПРИЧИНЫ ИСТЕРИК

Очень часто истерики вообще не зависят от вас и вашего воспитания и могут быть связаны с такими причинами:

  1. Плохое самочувствие: ребенок не выспался, болеет, заболевает или выходит из болезни, плохое самочувствие (дисбактериоз, глистная инвазия, вирус, зубы). 

  2. Неврология: последствия родовых травм, гиперактивность, синдром дефицита внимания, задержка интеллектуального и речевого развития и др.

  3. Нарушение или отсутствие режима дня: нехватка сна, его позднее наступление, голод, который ребенок вовремя не распознал, монотонность занятий или, наоборот, их избыточность приводят к перевозбуждению, на фоне которого легко вспыхивает истерика.

Чтобы определить причину, просто наблюдайте за ребенком, задавая себе вопросы: “как давно он ел? не пора ли ему спать? может, ему просто сложно оторваться от приятного занятия?” Такие вопросы очень “отрезвляют” и снимают лишнюю вину с родителей. Ведь выявление такой причины позволяет сразу нащупать план действий. 

Но есть и другие — истерики, которые зависят от вашего воспитания. Часто наша неправильная “обработка” истерик, реакция в ответ на поведение ребенка усугубляет истерику и даже закрепляет ее. Иногда истерики связаны с некоторыми другими погрешностями воспитания — отсутствие достаточных границ или наоборот, эмпатии. Давайте разберемся.

Самые распространенные причины:

  1. Отсутствие здоровых границ. Речь идет об отсутствии разумных ограничений: когда мама настолько боится нанести ребенку психологическую травму, что дает ему полную свободу выбора. Ребенок может делать, что хочет и как хочет, а мама всячески ему потакает. Вместо ограничений и рамок она просит больше так не делать, объясняет, почему это плохо, или пытается договориться, “купить” хорошее поведение еще большими бонусами. Итог: нет родительского авторитета, и, как следствие, ребенок неуправляем, эгоистичен и требователен сверх меры. 

  2. Завышенные ожидания. Тут главную роль играют ваши представления о том, что ребенок может или не может делать. К примеру, ребенок научился одеваться сам, и мама ждет, что он теперь всегда будет это делать. Мама не дает ребенку послаблений, а если малыш устал, приболел или просто хочет, чтобы мама помогла ему одеться — мама скорее обидится или рассердится, чем попытается понять ребенка. Итог: истерика у ребенка и истерика у мамы.

Замечали за собой такое? Тогда время это исправить!

Как я уже упоминала, с истериками секрет успеха в том, чтобы правильно на них реагировать: вы можете либо дать ребенку опыт проживания истерики, либо научить его получать желаемое с помощью истерики. В первом случае вы продвигаете ребенка в сторону самостоятельности и зрелости, а во втором — провоцируете манипуляции и инфантильное поведение.

Правильность реакции заключается в том, чтобы определить вид истерики и вести себя соответствующе. Поэтому переходим к главному. 

Кризис 3 лет

Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.

Психология. Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает. Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.

Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать

Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети

В то же время установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого – в противном случае ребенок начнет вами манипулировать. Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.

При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: