Ошибки, примеры псевдонаучности, псевдо-логика:
- Приводятся мнения большинства, софизмы как аргумент или суждения типа: «Впрочем, давно подмечено, что большинство вегетарианцев образованные, умные люди». Ссылки на то, что кем-то что-то замечено, установлено — постоянно используются без точных указаний и объяснения процессов. Не хватает только фразы “ученые доказали”.
- Использован термин ”видовое питание”. На нем базируется авторская теория “целебного питания”, но не введено определение видового питания. В книге как бы подразумевается, что автор знает, что такое видовое питание. Но пояснять читателю, откуда автор узнал, что именно является видовым питанием для человека, Г. Шаталова не видит необходимости. Она просто фрагментарно делится своими представлениями. Чтобы не вводить людей в заблуждение, на страницы книги хочется добавить комментарий-уточнение: “это не видовое питание, а видовое питание в понимании автора“.
- Использованы понятия физического вакуума, структурированной воды, памяти воды, что давно уже является признаком псевдонаучных работ.
- Нет ссылок на первоисточники, кроме редких упоминаний фамилий авторитетных ученых (вероятно, в том числе для придания весомости и научности). В конце книги не приведен список источников — яркий признак антинаучной работы или плагиата.
- Идет ссылка на научные работы Уголева, и рядом (в соседней главе или абзаце) приводятся полностью неподтвержденные умозаключения, иногда взаимоисключающие. Доказательства как бы подменяются самим наличием авторитетного источника в тексте.
- Некорректно использован термин Ухтомского — “доминанта”. Шаталова упоминает о “формировании доминант с детства”, явно не понимая значения этого слова. Приумножая попытки придать наукообразность своей работе, она тем самым отсекает часть осведомленной аудитории.
- Аргументы сторонников противоположной точки зрения не анализируются, нет убедительных объяснений позиции автора. Доводы оппонентов отбрасываются или не рассматриваются.
- Реклама фирмы Цептер. Посуда сама по себе неплохая, но польза от ее использования сомнительна, это ни на чем не основанное утверждение и удачный маркетинговый ход. Стоит еще раз задуматься о восприимчивости Шаталовой. Становятся понятными проявления ее впечатлительного мышления.
Принципы построения метода Шаталова
1. Целостного восприятия информации:
сначала дается скелет предмета, вся картинка целиком;
от него выстраиваются отдельные эскизы;
постоянно идет возвращение к главному фрагменту;
особое внимание уделяется повторению — так постепенно могут усвоить материал все ученики;
новый скелет дается только после восприятия материала всеми учениками.
2. Ограниченности восприятия информации:
- Опорный конспект от учителя содержит 7 оптимальных элементов восприятия по теме, которые сохраняются в долговременной памяти.
- Весь объем информации делится на 5-7 блоков.
- Конспект состоит из листа с опорными сигналами (дидактическое средство).
- Ставится задача не запоминания конспекта, а его понимание.
- Понять лист конспекта можно только после прослушивания учителя и чтения учебника (зубрежка исключена).
3. Сотрудничества:
- гуманное отношение к ученику;
- отсутствие критики;
- отсутствие негативной оценки знаний;
- снятие психологического напряжения в классе;
- отсутствие жестких рамок (основа будущего творчества).
4. Бесконфликтности (особое оценивание):
- позволяет добиться результата вне зависимости от способностей (низкая оценка накрывается высокой, давая возможность получить хороший результат в конце семестра, а журнал отражает не сам процесс усвоения материала, а качество знаний в данный момент учебы);
- подвижность оценки меняет отношение ученика к обучению;
- дает мотивацию уверенности в себе, своем разуме, своих способностях;
- строит открытые отношения между учителем и учеником.
5. Особого решения задач — сначала научить, потом спрашивать:
- не оценивает решение задач до конца семестра, пока не научит;
- поощряет самостоятельное решение.
6. Учения с увлечением:
- учение с большим трудом;
- чем больше труда, тем больше успеха, тем больше увлечения;
- увлечение подвигает на новый труд.
7. Максимализма:
- в требовательности и пощаде;
- в самостоятельности и контроле;
- в загрузке учителя и облегчении его труда;
- в заинтересованности ученика;
- в равенстве и праве выбора (быть в активе или пассиве);
- в просторе для сильного ученика.
8. Последовательности:
- изучение теории;
- отработка практики.
9. Здоровья:
физическое воспитание ежедневно.
10. Открытых перспектив:
- открытое и подвижное оценивание (гласность);
- открытый учет знаний («Ведомость открытого учёта знаний»);
- возможность ученику выйти на высокий уровень знаний и оценок.
Как делать уроки
Школьный тайм-менеджмент
Для того чтобы делать уроки, должно быть определенное время. Нужно дневное расписание: встаем, умываемся, одеваемся — канва дня, и выделенное время — делаем домашнее задание.
Ребенку проще, когда все ритмично. Возникает динамический стереотип (по Павлову) — система реакции на время: ребенок заранее готовится перейти к следующему действию.
Такая система проще примерно для 85% детей, которые относятся к категории «ритмичных». Есть 15% безритмовых, с хаотическим временным устроением. Их видно с младенчества, они такими остаются и к школе.
После школы должен быть час покоя (это правило следует соблюдать), а дальше может наступать время уроков.
Ребенку можно показать расписание папы, мамы в еженедельнике, ежедневнике, и потом написать его расписание, объясняя, что такое у людей бывает, и это — атрибут взрослости. Все, что атрибут взрослости, — все предпочтительно.
Одна из болезней современности — уроки, растянутые на непомерное количество времени. Это значит, что люди не сделали простых действий, помогающих и ребенку и себе.
- Надо знать, что ребенок не чувствует времени. 6–7 летний ребенок время так, как взрослые, не чувствует, он не знает, сколько прошло.
- Чем дольше ребенок сидит за уроками, тем ниже у него КПД.
Норма делания уроков для первоклассника: 40 минут — 1 час;
2 класс — 1 час — 1,5 часа;
3–4 класс — 1,5 — 2 часа (не 5 часов);
к 5–6 классу эта норма переходит к 2–3 часам.
но больше 3,5 часов не должно быть потрачено на уроки.
Если ребенок делает уроки дольше, то его не научили работать, либо он — хронический «тормоз», а их особенно хорошо нужно учить работать. Ребенок не чувствует время, и родители должны помочь ему время почувствовать.
Адекватный период делания уроков для первоклассника — 20–25 минут, для подготовишки еще меньше — минут 15, для детей истощаемых — может быть еще меньше.
Но если вы ребенка усаживаете на время большее, чем нужно, вы просто теряете время — и свое, и его. С уроками можно не помогать, но вот с «тайм-менеджментом» все-таки стоит.
Для того чтобы почувствовать время, есть разные способы помощи ребенку. Например, разного рода таймеры:
- могут быть песочные часы (не подходят для мечтателей — мечтатели будут смотреть, как сыпется песок);
- могут быть электронные устройства, которые будут пищать через определенное время;
- спортивные часы, в которых имеется секундомер, таймер, запрограммированные сигналы;
- кухонные таймеры;
- записанный на телефон звук школьного звонка.
При подготовке домашнего задания нужно составить план его выполнения. Обычно начинают с того урока, который дается довольно легко. Сначала делаются письменные задания, а потом устные. Начинаете с того, что полегче; ребенок вырабатывается — перерыв.
Чтобы ребенок активно работал, нужна смена видов деятельности, переменка: прибежал на кухню, выжал с вами сок и его выпил; намазал себе бутерброд; пять раз обежал вокруг стола; сделал несколько упражнений, — переключился.
Но рабочее место ребенка — не на кухне. У него должно быть определенное место, а на кухню можно прийти на «переменке». Нужно учить школьника содержать рабочее место в порядке
Хорошая экология учебного места — очень важное дело. Должно оставаться место для игрушек, место для сна, а для занятий место можно организовать даже с 4 лет
Вы заранее договариваетесь, что если ребенок сделает уроки за отведенный час, то вы потом успеете много всего: почитаете книжку, поиграете в настольную игру, порисуете, что-то смастерите, посмотрите любимый фильм, погуляете, — все, что вам нравится. Ребенку должно быть интересно и выгодно сделать уроки за это время.
Время делания уроков — предпочтительнее, пока не стемнело. После школы, отдыха. Не оставлять уроки на после кружков, пока вы не сформируете навык. Чтобы успевать на дополнительные занятия (бассейн, танцы), нужно научиться делать уроки быстро и качественно. Если вы так сделаете, то не будет растягивания на весь остаток дня.
Если вечер безграничен, и уроки можно делать до отбоя, то возникает ситуация «ослика»: он встал, уперся, ничего хорошего не ждет, не ругают сильно — можно и не делать. Обычно дети соображают, что можно не весь день потратить на эту скучную миссию, а есть еще что-то в жизни
Важно, чтобы жизнь не кончалась походом в школу: первая часть дня — занятия, а вторая — уроки до ночи, и ребенок привык, что это все размазано, как манная каша по тарелке, и ничего другого придумать не может. Обычно временные границы и хорошие последствия работают великолепно
Финальные последствия необходимо менять периодически: настольные игры заменить слушанием сказки или еще чем-то приятным. В графике дня идут сначала уроки, а потом — свободное время, т. е. начинается своя жизнь, и ее с уроками смешивать не надо.
Найдите мотивацию
Свою учебную мотивацию следует развивать, опираясь на свои потребности и интересы. Каждый человек индивидуален, поэтому не существует универсального совета о том, чем мотивировать себя.
Самоутверждение
В большинстве случаев такой мотивацией становится самоутверждение. Вам нужно понять, что получать хорошие отметки – это престижно и так вы сможете получить одобрение от семьи, сверстников и педагогов.
Вера в себя
Дети часто теряют интерес к новым сферам деятельности, в данном случае – к учебе, в связи с неуверенностью в своих силах. Несформировавшаяся личность быстро разочаровывается в себе, потерпев первую неудачу. Верьте в свои возможности.
Поощрение
Поощряйте себя после каждой успешной отметки в школе. Это может быть прогулка с друзьями, поход в кино или просто отдых с книгой. Взяв этот совет за правило, в скором времени вы почувствуете, что учеба ассоциируется у вас с чем-то приятным, действием, после которого последует заслуженная награда.
- Чтобы лучше справляться со стрессом, я буду ложиться спать не позднее 23.00.
- Попрошу помощи у родственников и друзей.
- Почему неправильно иметь завышенные требования к себе? Как это влияет на стресс?
- С кем лучше поговорить, если ты испытываешь стресс?
Алина Нафикова
Сертифицированный психолог-консультант, детский коррекционный психолог высшей категории, магистр педагогики высшей школы. Образование: БГПУ (Уфа), КФУ (Казань).
Внутреннее напряжение как следствие стресса
Как избавиться от обиды
Как избавиться от чувства вины?
Мне нравитсяНе нравится
Начальная школа — учимся учиться
Три фактора успешности в начальной школе
Главная задача ребенка в начальной школе — научиться учиться. Ему необходимо понять, что это его работа, за которую он отвечает.
Хороший первый педагог — выигрышный лотерейный билет. Авторитет первого учителя — очень важный момент. На каком-то этапе учительский авторитет его может быть выше родительского. Он (авторитет) очень сильно помогает ребенку в учебе. Если учитель делает что-то негативное: заводит любимчиков, груб, несправедлив, родителям надо поговорить с ребенком, объяснить так, чтобы школьник не потерял уважения к учителю.
Ключ к воспитанию ребенка — ваши личные воспоминания. Когда ваш ребенок приблизился к школе, надо оживить ваши воспоминания. Они, наверняка, у всех есть, с 5,5–6 лет они у всех хранятся. Полезно поспрашивать своих родителей, отыскать свои тетрадки.
Отправляя ребенка в школу, нужно обязательно сказать ему: «Если в школе с тобой или с кем-то произойдет что-то яркое, интересное необычное, расскажи мне обязательно — мне это очень интересно». Как пример, можно рассказать ему истории из семейного архива — истории бабушек, дедушек, родителей.
Негативные опыты и воспоминания можно и попридержать, не проецировать их на ребенка. Но идеализировать школу тоже не надо, если не запугивать, а объяснять, то можно с пользой делиться своим негативным опытом.
Крайне важны отношения с одноклассниками. Сейчас дети часто учатся далеко от школы, и их после уроков сразу разбирают и увозят. Контакты не заводятся. Родителям нужно завязывать контакты с детьми из класса, гулять вместе, приглашать домой.
Фактрум желает успехов вам и вашим детям!
- «Изнасилование на пятёрку»: зачем нам нужны школьные оценки
- Почему не надо делать уроки с ребенком
- Простой способ научить ребенка не перебивать взрослых
- Яблоко от яблони… 19 фактов о популярных детях известных родителей
- Учёные назвали самые вредные для детей продукты. Больше никогда не покупайте это!
Куда обращаться с претензией
Итак, куда жаловаться, если учитель занижает оценки? Ваше терпение лопнуло от слез ребенка, встречи с преподавателем не приносят никакого результата, а на все вопросы преподаватель решительно и без объяснений заявляет, что он так решил, и прочих вариантов быть не может? Выход один – писать жалобу! Не знаете, как написать жалобу на учителя? Читайте далее.
Первое, что нужно сделать, – просмотреть нормативные документы учебного заведения и изучить в них раздел о критериях оценивания знаний. Это необходимо для того, чтобы не попросту размахивать руками, а задавать аргументированные вопросы и знать когда можно возразить. Ознакомиться с документом можно только в школе, поскольку критерии оценок не устанавливаются на законодательном уровне.
Кстати говоря, отметки ученикам могут проставляться и за поведение, но они проставляются отдельно от оценки за предмет и не должны отражаться на оценивании знаний.
Для пересмотра итоговых результатов, как правило, собирается комиссия из трех человек и в присутствии родителей осуществляется тестирование фактических знаний ребенка.
Взаимодействие с родителями по Шаталову
Педагогика народного учителя работает эффективней, если ученика поддерживают и контролируют дома.
Позитивное отношение к любым результатам учебы своего ребенка позволяет убрать страхи, добавить мотивации. Родители обязаны оказывать своему ребенку помощь, поддержку, уделять внимание, осуществлять контроль. По опорным конспектам это сделать очень легко и быстро. Такие меры могут быть нужны поначалу. Далее необходимость в них отпадает автоматически
По опорным конспектам это сделать очень легко и быстро. Такие меры могут быть нужны поначалу. Далее необходимость в них отпадает автоматически.
Когда возникает стойкая мотивация, помощь родителей не только не нужна. Она просто запрещена. Но поддержка мотивации со стороны родителей должна быть постоянной. При этом идет постоянное информирование родителей об успехах ребенка. Это исключает конфликты между школой и родителями.
Почему у ребенка проявляется низкая успеваемость
Прежде чем искать пути решения возникшей проблемы, важно понять, почему ребенок двоечник. Причины, по которым ребенок не успевает, можно разделить на две большие группы:
Причины, по которым ребенок не успевает, можно разделить на две большие группы:
- Внутренние.
- Внешние.
Разберем каждую из них подробнее.
Внутренние причины неуспеваемости
Способность к обучению во многом определяется особенностями работы мозга и типом нервной системы
Важно исключить задержку в психическом развитии, что делается при помощи консультаций врачей и психологов
Типов нервной системы выделено четыре: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Холерики часто гиперактивные личности, которым сложно усидеть на одном месте. Они очень любопытны, а при необходимости совершать однообразные действия, теряют к ним интерес.
Сангвиники жизнерадостны и любопытны, любят получать знания. Флегматики вдумчивы, размерены, долго включаются в деятельность, но доводят дело до конца. Самый слабый тип нервной системы – меланхолики, они быстро устают и наиболее пессимистично настроены к окружающему миру
Родителям и учителям следует обращать внимание на тип нервной системы и тот способ обучения, который наиболее эффективен для конкретного ребенка
Из внутренних причин также можно назвать лень и отсутствие силы воли. Ребенок не может заставить себя выполнять домашние задания и слушать урок учителя.
Сниженный уровень внимательности также является одной из причин неуспеваемости. Страдать этим могут как гиперактивные дети, так и школьники со слабой нервной системой.
Сниженная самооценка – еще одна причина. Появлению ее способствуют различные факторы, в том числе и неправильное воспитание. Ребенок уверен, что он не способен хорошо учиться, поэтому перестает прилагать усилия.
Читать также:
— как адаптировать ребенка к школе
Внешние причины неуспеваемости
Внешние причины, как правило, связаны с социальными факторами. Дети могут чувствовать себя дискомфортно в школе. Это может быть связано с отношением к нему учителя или других учеников. Если успеваемость резко снизилась при переходе в новую школу, то следует поискать причину здесь. В некоторых случаях ребенок двоечник только по одному предмету, тогда как по другим оценки хорошие. Причина может крыться и в учителе, возможно, у него завышенные требования или школьник просто не понимает объяснений преподавателя.
Оценивая успеваемость, важно обратить внимание и на домашнюю обстановку. Насколько семья благоприятна, нет ли конфликтов внутри нее. Дети чутко реагируют на окружающую обстановку и очень переживают, если, например, родители ссорятся
Имеет значение и тот факт, есть ли у школьника личное пространство дома, где он может спокойно провести время и позаниматься
Дети чутко реагируют на окружающую обстановку и очень переживают, если, например, родители ссорятся. Имеет значение и тот факт, есть ли у школьника личное пространство дома, где он может спокойно провести время и позаниматься.
Очень много наукообразности
Если книга не научная (содержит лишь рецепты и эмоции), зачем в ней столько наукообразности? Не пытаясь объяснить какие-либо процессы нормальным языком, Галина Шаталова говорит о “знании”, которым обладает, описывает эксперименты, приводит случаи из опыта и практики, ссылается на конкретные примеры, но при этом не решается писать научные работы в области медицины или строить обоснованные научные гипотезы… В книге есть ссылки на статьи академика Уголева — отлично, но почему сама Галина Шаталова не делает прорыва в науке и не публикует “серьезных“ работ? Вероятно, это тяжело— делать что-то обоснованно, используя научный метод. Гораздо легче в название своей книги вставить слово «философия», тем самым снимая с себя обязанность быть корректной, серьезной, отвечать за каждое сказанное слово.
В книге нет никакой системы, только отдельные умозаключения. И есть вредная псевдонаучность, из-за которой даже те немногие положительные примеры из опыта и практики Галины Шаталовой будут отвергнуты думающими людьми.
Ниже приведены некоторые мифы и ошибки Г. Шаталовой. Особенно забавно на их фоне выглядит послесловие из книги, которое является совместным творением доктора философских наук, профессора Г. В. Сорина, кандидата философских наук, доцента Т. В. Залыгина и доктора философских наук, профессора В. Н. Брюшинкина:
Стресс от учителей и одноклассников
Стресс – это вид эмоционального состояния, с сопутствующим физическим напряжением. Он возникает в обстановке, заставляющей вас чувствовать себя неуютно, боятся чего-либо или нервничать. Психологи часто описывают стресс как сжатие, давление извне и общую подавленность.
Возможные причины для стресса в школе:
- давление со стороны учителей;
- отношения со сверстниками;
- важные экзамены;
- строгие требования;
- обязательства перед родителями.
Стресс от учителя
Такой стресс возможен из-за завышенных требований к ученику, излишней строгости и нетерпимости. Ребенок чувствует, что обязан оправдать чужие ожидания, поэтому боится всех подвести. Он начинает нервничать, неправильно планирует свое время, теряет концентрацию, а в итоге получается плохие отметки.
Отношения со сверстниками. Стресс, который создает окружение – частая причина понижения успеваемости. Еще не сформировавшемуся ребенку сложно сосредоточиться на предмете, если он чувствует себя чужим в коллективе, а в классе ему попросту неуютно.
Важные экзамены
Частые стрессы сопутствуют ребенка также в ожидании предстоящих экзаменов или серьезных контрольных. Частично в этом виноваты педагоги, которые при классе излишне настаивают на том, что если тест будет сдан плохо – ученика ждут серьезные последствия. В данном случае позаниматься дополнительно с репетиторами — лучший вариант.
Загрузка …
Строгие требования
После детского сада или обучения на дому, детям порой трудно сразу же переключится и принять все нюансы школьного образования, такие как строгость требований. К подобным вещам ребенок должен привыкать постепенно.
Обязательства перед родителями
Ощущение, что от отметок зависит одобрение родителей и педагогов, заставляет ребенка излишне волноваться, что влияет на собранность и внимание
- Как на тебя влияет стресс от одноклассников?
- Как на тебя влияет стресс от учителей?
Что нужно знать родителям
Если ваш ребенок жалуется на сложные отношения с педагогом, отнеситесь к его словам с пониманием и обязательно выслушайте до конца. Дайте ему высказать свою позицию и ни в коем случае не обвиняйте в сложившейся ситуации.
Первое, что нужно сделать, — это поговорить с преподавателем, объяснив что именно в его поведении и словах доставляет ребенку дискомфорт.
Психолог Галина Швец рекомендует придерживаться следующей тактики:
- Сохраняйте спокойствие, покажите, что вы готовы на мирное решение конфликта. Главное — объяснить педагогу, что ребенка беспокоит его отношение к нему. На первом этапе задача — услышать точку зрения второго участника конфликта, чтобы лучше понять проблему. Часто после разговора с учителем оказывается, что ребенок утрирует ситуацию или воспринимает ее искаженно: преподаватель делает замечание в ответ на его поведение или грубый тон, а ученик воспринимает это как травлю.
- Если преподаватель не хочет идти на контакт или неоправданно обвиняет в сложившейся ситуации ученика, а ребенок продолжает говорить о травле со стороны педагога, обращайтесь к администрации школы.
- Если администрация отказывается разбираться в конфликте, самый безболезненный выход — поменять либо класс, либо школу.
Кроме того, она рекомендует в обязательном порядке обратиться к психологу (школьному или частному), чтобы сразу же проработать возникшие у ребенка психологические проблемы.
Между тем, Европейский суд по права человека (ЕСПЧ) запретил учителям оскорблять детей: суд рассмотрел иск отца из Хорватии, чей ребенок подвергся словесному унижению со стороны педагога и получил психологическую травму, которую вынужден был прорабатывать с психологом.
По итогам заседания ЕСПЧ призвал национальные власти принять надлежащие законодательные, административные, социальные и образовательные меры для безоговорочного запрещения любых форм насилия или жестокого обращения в образовательных учреждениях в отношении детей в любое время и при любых обстоятельствах и, таким образом, обеспечить «нулевую степень терпимости» по отношению к любому насилию или жестокому обращению.
Две модели поведения родителя
Когда складывается подобная ситуация, все родители делятся на два лагеря: одни начинают яростно защищать своего ребенка, обвиняя в случившемся всех окружающих, а другие присоединяются к «обвинителям» и вместе со всеми начинают ругать свое чадо. Скажу вам сразу: и одна, и вторая модель поведения — неправильные. Так как в первом случае вы делаете все возможное, чтобы вырастить из своего ребенка инфантильного человека, а во втором — своим же поступком взращиваете в нем комплекс неполноценности и массу прочих «тараканов», справляться с которыми ему потом придется долго и дорого (без специалиста тут не обойтись).
Ребенок постоянно играет с гаджетами
Проблема родителей XXI века — огромное количество гаджетов, которые отвлекают детей от учебы. Ребенку интереснее играть в компьютерные игры, чем заниматься чтением или решением задач по математике. Иногда привязанность к гаджету становится настолько сильной, что ребенка невозможно оторвать от экрана и убедить сделать домашнее задание.
Чтобы справиться с проблемой, можно интегрировать обучение в смартфоны или компьютеры. Современные образовательные методы зашли настолько далеко, что появилось большое разнообразие телефонных приложений, компьютерных игр и занятий на основе VR-технологий, которые увлекают детей и одновременно занимаются их образованием. Например, для перехода на следующий уровень игры, ребенку нужно найти решение уравнения или ответить на вопрос по содержанию стихотворения. Атмосфера игры затягивает ребенка, и он на азарте проходит обучение до донца.
Индустрия 4.0
Образование в VR: урок математики вместо охоты на монстров
Оптимальный вариант — найти курсы, которые используют игровое обучение. Геймификация — один из самых эффективных методов повышения вовлеченности, а для детей игра — это в принципе естественный процесс. Мы в «Учи.ру» давно исследуем и находим эффективные инструменты геймификации образования, постоянно адаптируем и встраиваем в нашу платформу.
Главное помнить, что если ребенок отвлекается, ленится, не показывает интерес к учебе, то любое давление только усугубит ситуацию. Нужно создать атмосферу, в которой ребенок начнет делиться своими переживаниями, не будет бояться подойти с проблемами и будет знать, что всегда найдет поддержку в лице родителя. При таком типе доверительных отношений будет проще найти проблемные точки в обучении и зародить в ребенке желание хорошо учиться.
Что почитать по теме
- Статья «Мела» об игровых моделях в школьном образовании;
- Материал «Хабра» о том, как вовлеченность детей влияет на достижение поставленных целей и удовольствие от образования;
- Подборка воспоминаний успешных ныне ИТ-специалистов о своих школьных годах на vc.ru.
Материалы РБК Трендов:
- О том, как помочь ребенку с выбором будущей профессии;
- Как привить ребенку любовь к иностранным языкам;
- Отдельно — как привить ребенку любовь к чтению в целом;
- Почему цифровые технологии — это будущее школьного образования.
Схема уроков Шаталова
Обучение у Шаталина идет по строгому алгоритму:
ознакомление + понимание + закрепление + опрос
1. Объяснение:
публичная нумерация тем;
- четкое, развернутое воспроизведение конспекта с многократным повтором трудных мест;
- перерыв;
- быстрое такое же объяснение конспекта с записью на доске;
- переписывание конспекта в тетрадь.
2. Повторение:
- воспроизведение конспекта на отдельном листочке на следующий день;
- несколько человек контрольно воспроизводят конспект на доске с последующим ответом вслух перед классом;
- весь класс не скучает, а слушает отвечающих, проверяя себя.
3. Решение задач:
- на уроке решается 2-3 типовые задачи;
- типовые задачи обязательны для всех;
- никто не пишет, все слушают;
- задачу решает ученик;
- повторное домашнее самостоятельное решение типовой задачи;
- решение индивидуальных заданий по учебникам с быстрой проверкой и консультацией ошибок;
- интервал для решения заданных задач не определяется, индивидуален.
По словам самого Шаталова, учеба идет по принципу «солёного огурца»: «Если в банку с солёной водой положить свежие огурцы, то, хочется им или не хочется, они всё равно станут солёными…. То есть при таком подходе обучение любого ученика будет успешным.
«Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять», — Шаталов.
Не откладывайте домашнюю работу
Приходя домой после насыщенного и трудного дня, нелегко сразу же заняться выполнением домашней работы. Вы не можете побороть себя, откладываете все на вечер, отдыхаете, а затем, под конец дня у вас уже попросту не остается сил на выполнение работы. Именно поэтому и накапливаются школьные долги.
И даже отдыхая, вы продолжаете помнить, что у вас есть определенные обязательства, и это угнетает вас и не дает нормально расслабляться, что вновь рождает ощущение подавленности и приводит к стрессу.
Четко запомните, что полноценное удовлетворение отдыхом вы почувствуете, лишь будучи удовлетворенным своей работой. Успокаивайте себя мыслью, что после окончания, вы сможете со спокойной душой заняться своими делами.
Начинайте работу с тех заданий, которые потребуют от вас свежего взгляда и сил. Ведь устав под вечер, вы уже вряд ли сможете уделить много энергии трудной работе.
Планируйте время так, чтобы те задания, которые вам по душе и те, выполнение которых не займет много сил и времени, стояли в конце списка. Такие задания вы всегда сможете выполнить и под конец дня, не сильно себя утруждая.
Периодически переключайтесь между заданиями, такие перемены помогут держать разум в тонусе. Заниматься можно не только другим домашним заданием, но и делами по дому. Также позволяйте себе ненадолго расслабляться в перерывах, ведь отдых необходим для нормального функционирования вашего мозга.
Если впереди вас ждет сложный тест, контрольная работа или экзамен – позаботьтесь о своей подготовке заранее. Ежедневно уделяя всего двадцать минут этому предмету, вы в течение недели сможете легко подготовиться к тесту.
Что делать с «трудным» учителем
Если ученик сталкивается с издевательствами от педагога, он обычно решает «мстить» ему — не посещать занятия, «забить» на предмет. Однако такая тактика не исправит положение, а лишь губительно скажется на успеваемости.
Галина Швец уверена: в одиночку справиться с травлей, которая исходит от учителя, невозможно. Ребенок может попробовать изменить свое поведение и отношение к предмету, но если он не угадает, в чем настоящая причина издевательств, то такой способ будет бесполезен.
Не стоит пытаться противостоять учителю с помощью агрессивных методов: обзывать его в ответ на резкие или бестактные замечания, кричать, устраивать скандалы или отказываться от посещения уроков. Такое поведение только усугубит проблему.
Если «буллинг» со стороны учителя случается систематически, Галина Швец советует школьникам рассказать об этом взрослым — в первую очередь, родителям или школьному психологу: они смогут объективно оценить ситуацию и принять верное решение.
Распространение и популярность методики
Соратниками и последователями Шаталова стали известные своими методиками педагоги Давыдов и Амонашвили.
Сейчас работает школа-студия Шаталова в Москве под руководством профессора Виноградова. В ней преподают последователи Шаталова: Соколов, Данилович, профессор МГУ Бердоносов, Чернавин, Первакова, Смирнова, Плеханова, Осипов, Лысенкова, Легасов, Менделеева, Шаламова. В школу набирают детей любого возраста.
Школа Шаталова обучает детей из Англии, Франции, Швейцарии, Израиля, Литвы, Эстонии, Казахстана. Классы занимаются в течение недели по 4 часа по математике, языкам, истории, обществоведению, химии, биологии, физике и др.
За это время дается полный годовой материал по предмету. Уроки открыты для родителей все время. Идет трансляция в интернет по всему миру.
Почему родители должны обращать внимание на низкие оценки школьника
Все мы знаем примеры известных людей, которые получали в школе низкие оценки, а потом стали преуспевающими и известными. К сожалению, это небольшой процент. Если посмотреть реальнее, то к окончанию школы такие дети имеют явные проблемы с поступлением в институт и поиском достойной работы.
Школа – это не только багаж знаний, она еще и развивает практическое и логическое мышление. Она дает основы, базу. Но если у ученика часто появляются двойки в школе, основных знаний явно не хватает. Низкая успеваемость может иметь отдаленные последствия, которые пока еще ни школьниками, ни родителями не осознаются.
В психологии рассматриваются определенные этапы развития, когда наиболее быстро и эффективно усваиваются определенные знания. Например, если ребенка начать учить читать позже 7-8 лет, то это может привести к более медленному усвоению техники чтения. Система обучения построена таким образом, что в разные этапы даются те знания, которые наиболее удачно усваиваются в определенном возрасте
Поэтому так важно не упустить момент и обратить внимание на неуспеваемость