Как отличить ребенка с комплексами от интроверта
Некоторые родители замечают, у ребенка мало друзей. Он застенчивый, теряется в общении с незнакомцами, и считают — у него комплексы. Бросаются силы на раскрепощение, чтобы в будущем он стал уверенным в себе и гармонично жил в обществе.
Бывает, отпрыск от природы закрытый. Тогда попытки со стороны мамы и папы его перевоспитать, будут восприняты сродни давлению. Он еще больше замкнется. Вот несколько различий между интровертами и человеком с комплексами:
- Ребенок с комплексами панически боится выступать на публике. Интроверту просто некомфортно стоять перед большим количеством людей, хотя он и не боится их.
- Закомплексованный малыш не умеет знакомиться с новыми людьми и заводить друзей. У интроверта мало друзей, но он любит проводить с ними время и охотно общается. Однако он любит бывать один.
- Ребенок с комплексами сбивается и заикается, не способен выразить мысль, интроверт говорит тихо, но ясно и четко.
Взаимодействие между школой и семьей
В первую очередь, и родители, и педагоги должны полностью осознавать свою роль в воспитании ребенка, поскольку они проводят с ним практически одинаковое количество времени. Независимо от степени загруженности и тех и других, нужно уметь выстраивать свою линию поведения таким образом, чтобы дети видели участие взрослых в их жизни и могли брать с них пример.
Вовлеченность в воспитательный процесс обеих сторон очень важна. Ведь даже если ребенку и расскажут в школе, как правильно нужно себя вести, демонстрируемая в его семье модель поведения все равно будет доминировать. А значит, несмотря на все усилия учителей школьник будет вести себя так, как принято в его семье. То есть, ответственность за формирование нравственных основ личности ребенка лежит полностью на родителях.
Однако и роль учителя в школе не должна ограничиваться одним лишь обучением. Ему необходимо стать наставником, научиться понимать ребенка и стремиться оказать помощь в сложной ситуации. Хотя сегодняшняя система образования не позволяет педагогам явно выражать крайнее недовольство поведением школьника, это не означает, что они могут опускать руки. Нужно просто уметь договариваться и находить индивидуальный подход.
Ни изменившиеся ценности, ни преобразование системы обучения не отменяют того факта, что ребенок – маленькая личность со своими взглядами, убеждениями, приоритетами. И чтобы направить его на правильный путь совсем не обязательно ругать, унижать или наказывать. Нужно воспользоваться мудростью и знаниями, и стать для него другом и авторитетом, демонстрируя доброжелательность, отзывчивость, честность… И тогда, скорее всего, ребенок станет более внимательным к тому, что ему говорят, и захочет ответить взаимностью.
Примеры невоспитанных детей
Малыш не желает делиться своими личными вещами, едой, вниманием окружающих. Нередко для достижения своих целей специально использует истерию.
Сильная зависимость от родительской опеки
Такому отпрыску постоянно нужно присутствие родных, как бы сложно это ни было.
Показывает повышенные претензии к еде, не желает есть обычную пищу, требует запретные сладости.
Постоянно недоволен одеждой, едой, игрушками, вниманием. Часто отказывается от прогулок.
Никогда не поможет взрослым при уборке квартиры, убежден, что мама или бабушка обязаны за ним все убирать.
Постоянно хамит взрослым, а те, в свою очередь, понемногу теряют уважение и перестают быть для него авторитетом. Часто невоспитанные дети в гостях показывают свои капризы и непослушание, что даже родителям становится стыдно. В стремлении обернуть на себя внимание взрослых может шуметь, мешать разговору, устраивать припадки и так далее.
Умеет манипулировать взрослыми и с помощью этого добивается своих целей. В ход может пускать истерики, слезы, подлизывание, также прослеживается рукоприкладство со стороны отпрыска.
Не знает слова «нет». Это результат вседозволия, и со временем он начнет не понимать, почему ему отказывают.
Причинами вышеперечисленных признаков может быть изначально неправильный и непедагогический подход отца, матери, бабушек, дедушек в вечном вопросе, как воспитать ребёнка. Очень часто не хватает времени на образование отпрыска, и взрослые потом откупаются дорогими подарками.
Как работать с «трудными» родителями
Пробовать разные каналы связи
Для оперативности учитель и классный руководитель начинает общение сразу со всеми родителями, например, в чатах. Это помогает, если нужно предупредить о родительском собрании, переходе на дистанционное обучение, необычном домашнем задании. Но если родители не откликаются, стоит писать каждому. А если не отвечают в мессенджерах, искать другие каналы связи. Например, с одним очень взрослым опекуном моего ученика мы встречаемся лично — другие способы ему не нравятся.
Изучать родителей
Сложнее всего новичкам — все родители не знакомы, их желания и привычки неизвестны. Поэтому полезно использовать диагностические анкеты, чтобы получить хоть малую долю информации — например, спрашивать о том, как родители оценивают детей, их успеваемость, считают ли, что у них есть проблемы в школе.
Большая часть информации откроется учителю постепенно. Например, я знаю, что с некоторыми родителями получается общаться только в первом полугодии — дальше у них начинаются авралы на работе и не остается времени и сил на школьные дела, на просьбы они реагируют нервно.
Постарайтесь общаться, учитывая потребности семей: они не будут вовлечены, если их не заинтересовать. Если родителям без разницы, как учится их школьник, они не будут помогать с домашними заданиями. Но могут помочь с режимом дня, если хотят, чтобы ребенок был здоровым или, например, дисциплинированным.
Подключать администрацию
Это особенно помогает в общении с конфликтными или тревожными родителями. Если родитель угрожает учителю, то, скорее всего, это не сработает с директором — ну или, по крайней мере, руководитель школы сам столкнется с агрессией и сможет ее правильно оценить.
Директор чаще всего встает на сторону педагога, но если происходит наоборот, то не нужно сгоряча обвинять администрацию в предательстве. Если это единичный случай, то, возможно, в администрации и правда считают, что в проблеме виноваты мы. Тогда стоит поговорить с директором без родителей и разобраться, как он видит проблему и как предлагает ее решить.
Искать сообщников
Социальный педагог, психолог, заместитель по воспитательной работе — эти специалисты помогут в работе с родителями, если учитель не справляется. Социальные педагоги лучше объяснят, почему дети убегают из дома, психолог может провести с родителями консультацию и разобраться с их уровнем стресса.
Если таких специалистов нет в школе, попробуйте подключить ресурсные центры. Например, в Перми есть центр «Вектор» — он специализируется на профилактике и коррекции травли, но помогает и с другими трудностями.
Готовиться к встречам
И методически, и морально. Если предстоит общаться с враждебно настроенными родителями, то стоит самому сходить к психологу и рассказать о своих страхах и боли. Проконсультировать может и школьный психолог, и специалисты из муниципальных центров.
В любом случае необходимо быть в ресурсе перед сложными встречами — иначе велик риск навредить себе и усложнить проблему, которую вы пытаетесь решить. Если родители не сдержат эмоции и будут материться, а вы сорветесь и ответите им тем же, это только приведет к еще большим трудностям.
У строгих родителей вырастают дети без вредных привычек
Когда тебе захочется выкурить сигарету, перед глазами сразу встанет грозный облик папы с ремнем. Ты вспомнишь, как родители ругали тебя, когда нашли в кармане пачку сигарет. Наверняка, они не раз говорили о том, как вредно для здоровья курить, злоупотреблять алкоголем и много времени проводить на диване. Вполне возможно, из чувства протеста ты не раз напивалась с подружками, объедалась сладостями и отказывалась идти на пробежку. Но потом в голове звучал голос мамы: «Девочка должна быть красивой, а сигареты и алкоголь убивают красоту» или папы: «Мужчина должен быть сильным и выносливым, поэтому нужно каждый день бегать и заниматься в зале». И тогда тебе не захочется идти с друзьями в прокуренный бар, и ты выберешь фитнес-клуб, потому что это действительно полезней и приятней, чем пить виски с колой и выбегать на перекур.
Создаём атмосферу игры
Дети чувствуют напряжение между родителями и другими членами семьи. Постарайтесь создать дома непринуждённую дружескую атмосферу. Где каждый интересен друг другу и не вызывает дискомфорта. Обменивайтесь новостями, общайтесь в шутливой форме и будьте одной командой.
«О симпатии, как и об общей тональности отношений между членами семьи, можно судить по присутствующему в доме духу шутливости и игры. Непринуждённость и игривость — это своего рода смазка семейной жизни, без которой её колеса и шестерёнки будут вращаться с трудом. Когда я вижу, что между членами семьи строгие, напряжённые отношения, то я тут же начинаю беспокоиться».
Доверительные отношения с ребёнком, общие увлечения и семейные традиции становятся фундаментом для формирования личности. Постарайтесь быть ребёнку не только наставником и ответственным родителем, но и чутким другом.
***
Подписывайся на уведомления adukar.by, чтобы узнавать о важных новостях, акциях и мероприятиях первым!
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции.
Немного истории
О воспитании детей в разное время существовали свои мнения. Было время, когда в школах практиковались телесные наказания. До последнего времени они сохранялись в такой развитой стране, как Англия. Во многих странах от них отказались по ряду причин. Появились новые теории и методики воспитания, которые основывались на исследованиях в области педагогики.
Любовь также следует понимать правильно. Если мама с папой ни в чем не отказывают своему чаду, это не значит, что они его безумно любят. Причин этому может быть много. Например, чтобы люди не сказали, что они плохие родители, или чтобы малыш был чем-то занят и требовал меньше внимания. Родители могут воспитывать ребенка достаточно строго, но в то же время любить его.
Воспитание детей
Американские ученые пришли к выводу, что дети лучше учатся тому, что им нравится. Нужно приспосабливаться к их умственному и физическому развитию. Тогда они быстрее усваивают знания. Это говорит о том, что обучение и воспитание должно быть индивидуальным.
Такие выводы привели к снижению строгости в воспитании.
Воспитание ребёнка до года. Трудные дети
Многие родители любят сравнивать своих детей с чужими. Они следят за тем, как быстро появляются новые навыки у соседских детей или же у их собственных, сравнивают характеры. И некоторые родители открывают для себя, что их ребёнок трудный.
В одной книге я как-то вычитала, что нет трудных детей. Есть дети с повышенными потребностями. Согласитесь, не очень хочется признавать своего любимого малыша беспокойным, капризным или трудным. А вот когда речь идёт о повышенных потребностях ребёнка, ситуация принимает другой оборот. Выходит, у каждого ребёнка свой собственный уровень потребностей. У некоторых детей он может быть повышенным. Такие детки требуют постоянного внимания родителей, нервно реагируют на смену обстановки или появление в их окружении новых людей. Они не могут сами успокоиться или заснуть и очень энергичны. При этом родители никогда не знают, чего ожидать от них и всё время ищут новые способы успокоить и развлечь. И это совершенно не значит, что с ними нужно бороться и пытаться сделать их «нормальными».
Более того, считается, что ребёнок, который в детстве «купается» во внимании родителей (а что ещё родителям остаётся), вырастает более уверенным в себе, знает, чего хочет от жизни, и умеет достигать своих целей.
Общение с таким ребёнком для его же родителей – ценный опыт. Они учатся удовлетворять потребности их чада разными способами, привыкают к жизни в тесном контакте с малышом. Самое главное, помнить, что нужно получать удовольствие от общения с ребёнком и не принимать всё близко к сердцу. Со временем, когда ребёнок будет более самостоятельным, родителям будет даже не хватать той тесной связи, к которой они привыкли.
Что такое классики и резиночки?
Следующий вопрос касался того, как дети проводят свободное время. Ответы детей показали, что достаточно активно:
— играют на улицы в подвижные игры,
— общаются с родителями,
— играют в настольные игры,
Поэтому вопросы были заданы и родителям, чтобы сравнить, что и как поменялось за эти годы. Например, сейчас у каждого в семье есть компьютер. Поэтому вопрос, сколько времени ребенок проводит за компьютером, для взрослых мы заменили на время, проводимое в детстве у телевизора.
Да, компьютеры и другие современные гаджеты, а также социальные сети и интернет уже вошли в жизнь каждого ребенка. Но мы спросили, в какие подвижные игры любят играть дети и играли их родители. И каждый ребенок назвал как минимум одну игру. Так что не только компьютерные в приоритете у наших детей. Хотя игры у них другие: некоторые дети даже не знают, что такое резиночки и классики, которые были очень популярны в конце ХХ века.
Поговорим о режиме дня
Раньше к режиму относились со всей ответственностью. Был режим кормления младенцев – строго по часам
И не важно, кричит ли малыш от голода или же, наоборот, есть не хочет, его нужно кормить по часам. Если ему надо по времени спать, нужно его срочно уложить
Ничего страшного, что он бодр и весел, а сна ни в одном глазу. Надо уложить, и точка – режим ведь.
Сейчас к этому отношение изменилось. Наблюдая дистрофичных и нервных младенцев, врачи пришли к выводу, что у каждого ребёнка свой режим, который зависит от индивидуальных особенностей. И если какому-то малышу нужно 6 кормлений в день, то другому – все 8. Кто-то съедает побольше, кто-то поменьше. Некоторые дети сохраняют три периода сна до года, а другие могут к этому времени спать всего 1 или 2 раза.
Для того, чтобы определились временные границы подъёма и засыпания, родителям не нужно ставить перед собой какие-то цели. Уложить в 21:00 или в 21:30. Ребёнок в раннем возрасте осуществляет всю свою деятельность по потребностям своего организма. Ест, когда голоден, играет, когда бодр, и спит, когда устал. Понемногу корректируя временные рамки, родители увидят, что ребёнок сам может просыпаться и засыпать в определённое время. Также и с кормлением. Со временем у ребёнка формируется его личный режим питания, который будет постепенно меняться по мере его взросления.
Рассуждение
Воспитание это то, чему во все времена учили и учат своих детей родители. Основа человеческой жизни и залог ее успеха. Перечень правил и норм, которых нужно придерживаться. Зачем они и какова их роль в жизни человека расскажем далее.
Детям всегда кажется, что их родители требуют от них слишком много и то, что им вроде бы как не нужно, но только в сознательном возрасте мы понимаем и объясняем себе их поведение. Воспитание, оно длится на протяжении многих лет, родители объясняют своим чадам определенные правила, которым они должны следовать.
Каждый из нас мечтает быть счастливым человеком, иметь все, чего так хочется, но для этого следует самому научиться многому. Помимо профессионального направления, необходимо база – это воспитание, в которое входит и жизненные ценности, психология, морали и взаимоотношения. Психология человека устроена таким образом, что нас привлекают к себе именно те люди, которые разделяют с нами наши жизненные позиции, но и воспитание ту играет не последнюю роль. Ведь намного приятнее общаться с человеком, обладающим базовыми манерами поведения, который умеет общаться и обращаться с окружающими его людьми.
Воспитание человека играет огромную и иногда решающую роль в его социальной позиции, ведь в этом слове содержится несколько понятий. Воспитание: формирование личности, интеллектуализация (развитие собственного видения картины мира), эстетическое воспитание (креативность, критическое мышление и другие гуманистические ценности), развитие физического плана (сохранение и укрепление здоровья) и наконец-то трудовое воспитание (желание работать и зарабатывать). Все эти составляющие в итоге формируют вполне состоявшуюся личность, которая сможет здраво функционировать в обществе.
Правильное воспитание должно осуществляться в спокойной, теплой и наполненной любовью обстановке, и только тогда оно покажет свои позитивные плоды.
Попустительское воспитание
Данный подход к воспитанию характеризуется более спокойным и даже отстраненным восприятием своего чада. Ребенку в такой семье не уделяется достаточно внимания. Родители как бы самоустраняются от взаимодействия со своим сыном или дочкой, дают возможность принимать решения самостоятельно. Проблема такого вида взаимоотношений заключается в том, что ребёнку просто необходимо ощущать определенный родительский авторитет, а в своей семье он его не находит. Поэтому такие дети больше склонны к чужому влиянию.
Из-за отсутствия у взрослых интереса к своему ребенку, он растет замкнутым, неуверенным в себе, ощущает внутреннюю пустоту и ненужность своим близким. Часто такие дети склонны к бунту, так как он является наиболее легким способом замаскировать свои внутренние терзания и комплексы.
Современный подход
В современном мире подход к воспитанию мальчиков изменился, чаще всего этим занимаются женщины. Достаточно вспомнить, что в детских садах и школах основная часть педагогического состава женского пола. Поэтому ребенок может не получить необходимого мужского опыта. В данном случае возрастает роль семейного воспитания, в рамках которого отец собственным примером будет показывать сыну нормы поведения.
Матерям-одиночкам приходится непросто, ведь им нужно объяснять ребенку то, с чем сами они не сталкивались – мужскую модель поведения. Не всегда это получается успешно, именно поэтому так много мужчин, ведущих себя как «типичная девочка».
Нередко и в полных семьях отцы либо слишком заняты, пропадая на работе, чтобы обеспечить семью всем необходимым, либо самоустраняются от воспитания, возлагая всю ответственность на супругу, либо же сами воспитаны неправильно, инфантильны и немужественны и ничему хорошему научить не в состоянии. Поэтому мамам приходится заниматься столь непростым неженским делом – учить своего ребенка становиться мужчиной.
Необходимые качества
Психологи провели исследования и выяснили, какие качества хотели бы видеть у своих сыновей современные матери. Результаты довольно неожиданны:
- аккуратность;
- старательность;
- добросовестность.
В то время как мужественность и смелость многие матери ставят на последние места. Позиция понятна – серьезный и спокойный ребенок не создаст проблем, в отличие от сорвиголовы и добродушного хулигана. Но в итоге сами же мамы останутся изумлены – почему их мальчик вырос безынициативным, робким, скромным, не готовым к преодолению препятствий, не понимая, что сами же стали причиной такого положения.
Опекая малыша, не давая ему резвиться в компании таких же детей, матери часто воспитывают его так, как удобно им – домашним ребенком без лишних проблем, искажая таким образом саму мужскую природу. Малыш становится слабовольным, не в силах дать сдачу, если на него нападают ровесники, терзается постоянными страхами, не имеет собственного мнения. Гиперопекаемый ребенок едва ли сможет вырасти гармоничной и целеустремленной личностью, готовой к жизненным трудностям, до седых волос он будет рассчитывать на помощь мамы и искреннее не понимать, что всего добиться он мог бы сам.
Второй вариант – проявление протестов, что свойственно детям, которые обладают некоторой силой духа. Такие мальчики категорически отказываются слушать родителей, не выполняют их просьбы, агрессивны, делают назло. Причина такого поведения – также гиперопека матерей, против нее ребенок и бунтует. Особенно страдают долгожданные и единственные малыши в семье.
Далее предлагаем познакомиться с тем, как психологи советуют правильно воспитать мальчика, чтобы он не вырос женоподобным, избалованным и не готовым к самостоятельной жизни, но в то же время не страдал от нехватки внимания. Женщинам следует отказаться от своей позиции «чрезмерно заботливой мамы», отпустить собственные страхи, дать ребенку чуть больше свободы. То есть отказаться от собственного материнского эгоизма и задуматься о том, кем станет ее сын в будущем.
Воспитание детей: советы психолога
- Детей дошкольного возраста лучше всего воспитывать в игровой форме. Разыграйте сказку, в который главный герой не чистит зубы по утрам. И на примере героя объясните малышу какие последствия от этого могут возникнуть и как его воспринимают другие дети.
- Не забывайте показывать ребенку свою любовь. Да, ты совершил плохой поступок, ты огорчил меня этим. Но я тебя все равно люблю. Потому что ты мой сын/дочь.
- Не занижайте значимость детских рассказов и вопросов. Это сейчас вы знаете, что ситуация ерундовая. Для ребенка это личностная трагедия. Вспомните ваши личные страхи и трагедии в дошкольном возрасте и поделитесь ими с малышом.
- Основа правильного воспитания — доверие. Дитя должно быть уверено, что его всегда поймут, выслушают и помогут. Что родители справедливые и честные.
- Поддерживайте любое позитивное увлечение малыша. Хочет рисовать — купите краски и мольберт. Захотел играть на гитаре — пожалуйста. Это процесс поиска себя и лучше, чтобы он успешно завершился еще в детстве.
- Не забывайте соблюдать установленные правила. Если запрещаете ребенку кушать сладкое перед едой, то не стоит дразнить его, поедая мороженное до обеда. Это не справедливо. Чтобы правила беспрекословно соблюдались, они должны быть едиными для всех.
- Уважайте ребенка, позвольте ему проявлять индивидуальность, самостоятельность.
- Обязательно проявляйте любовь в мелочах. Придя из магазина купите внеочередную сладость, если ребенок убрал за собой игрушки. Обнимите и поцелуйте его просто так. Учите малыша выражать свои чувства.
- Спрашивайте мнение ребенка. Учите его принимать решения, и брать ответственность. Начинайте с малого — какие печения купить к чаю, какого цвета зубную щетку.
- Учите объяснять и отстаивать свою позицию. Это поможет находить консенсус в конфликтах без наказаний.
- Ни в коем случае не критикуйте ребенка на людях, все негативные моменты только дома, за закрытой дверью.
- Также не стоит сравнивать с другими. Вам самим-то нравится, когда ваша мама говорит о Светке, у которой три высших образования и две квартиры в центре Москвы?
Потребность малыша в любви, понимании и заботе может выражаться по-разному. Это может быть как прямая просьба (что случается довольно редко), так и плохое поведение (которое встречается чаще).