Родительский авторитет

Сотрудничество образовательных учреждений и семьи

Контакт семьи с общественным окружением весьма важен. При взаимном содействии между преподавателями и родителями знакомство с характером ребенка будет успешнее. Тогда школьник рассматривается с различных сторон во всех имеющихся обстоятельствах. Совместное понимание, развитие способностей, преодоление трудностей в поведении поможет правильно ориентировать маленького человека.

Выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы подобного взаимодействия. Рекомендуется сочетать их следующим образом.

  • В основе – родительское собрание, на котором классный руководитель направляет деятельность родителей.
  • Обмен мнениями, совместное решение проблем дополняется совместной деятельностью по исследованию поведения детей.
  • Затем проводится анализ результатов, работа по преодолению недостатков, закреплению положительных итогов.

Педагоги играют определяющую роль в данном контакте. Поэтому столь важны их профессиональные качества. Создание благоприятной атмосферы взаимодействия объединит усилия. Родители откликнутся на стремление учителя осуществлять взаимовыгодное сотрудничество. А также проявят интерес к совместной деятельности по воспитанию.

ОТВЕТ / РЕШЕНИЕ :

Вопрос 1.
Автором рассматриваются такие функции семьи: репродуктивная и социализации. Основными условиями успеха в воспитании детей в семье автор считает:
— наличие нормальной семейной атмосферы
— авторитет родителей
— правильный режим дня
— своевременное приобщение ребёнка к книге и чтению, к труду
— семейные традиции

Вопрос 2. Характеристики:
— Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое…
— Семейные традиции очень важны, поскольку благодаря им молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи.
В современных семьях влияние старшего поколения снижается, его опыт остаётся невостребованным. Молодые семьи проживают отдельно от старшего поколения, вследствие чего нарушаются родственные связи, сокращается время общения детей и родителей, бабушек и дедушек с внуками. А взаимодействие старшего и молодого поколения необходимо, потому что благодаря общению с родителями, бабушками и дедушками молодые люди узнают об истории своей семьи, у них появляется чувство гордости за своих предков. В итоге у молодежи может сформироваться чувство ответственности за старшее поколение, появиться желание помощи и поддержки своих родителей в старости.

Вопрос 3.
На развитие личности ребенка влияют:
— Школа. Учителя формируют у учащихся правильное поведение в обществе, знакомя их с правилами и нормами поведения.
— Социальное окружение. Катя по примеру своих одноклассниц стала посещать секцию аэробики.
— СМИ. В семье по вечерам смотрят ежедневную информационную программу «Время»

Вопрос 4.
Семья является для ребёнка микромоделью общества.
— Первичная социализация ребенка происходит в семье: семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования ценностных ориентаций, практических умений и навыков, которые ему будут необходимы для жизни в обществе.
— Освоение основных социальных ролей. В семье у ребенка есть определенные социальные роли, он учится им соответствовать. В дальнейшей жизни он будет использовать свой опыт при выполнении другой социальной роли в соответствии с социальным статусом.
— Межличностные отношения. Первые межличностные отношения ребенка складываются в семье: с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. Полученные навыки общения в семье используются нами в социуме.

Авторитет доброты

На данном примере тоже послушное поведение добивается через любовь, только в этом случае, оба родителя проявляют слабость. Мать и отец, будто добрые волшебники, позволяют ребенку все, что тот пожелает и предпочитают оберегать его от конфликтов. Мир в семье и семейное благополучие превыше всего. Вскоре, в такой семье, дети берут инициативу в свои руки и командуют всеми.

Родительское повиновение открывает бескрайний простор капризам, требований и желаний. А когда родители решаются на сопротивление, то уже почти невозможно исправить ситуацию. Отрицательный опыт плотно вошел в голову ребенка и ему он кажется не плохим, а очень даже удобным.

Что такое родительский авторитет?

Отсутствие родительского авторитета – это самая грубейшая ошибка в воспитании, которая может привести к катастрофическим последствиям. Привыкший к вседозволенности ребенок становиться неконтролируемым в подростковом возрасте, и это не идет ему на пользу. Молодые родители ссылаются на то, что их, мол, родители задавили своим авторитетом, и они не хотят, чтобы с их детьми было то же самое. Но где они возьмут рычаги воздействия в тот период, когда подростком руководит максимализм и отвержение авторитета взрослых? Если ребенок с раннего возраста привык, что мнение родителей, их просьбы, указания можно смело игнорировать, то, что его остановит в подростковом возрасте от таких ошибок, которые могут быть просто фатальны?

Поэтому родительский авторитет – это, прежде всего, безопасность ребенка. А если вы считаете, что нельзя подавлять ребенка, то вдумайтесь в значение слова «авторитет». Это доверие, открытость в общении, контакт. Опять три кита педагогики, о которых мы говорили раньше.

Не надо рассматривать авторитет, как подавление. Рассматривайте его как близость, основанную на доверии. А это воспитывается только с раннего детства. Поэтому надо не только ум развивать у ребенка, а еще и искать методики, которые позволят установить вам контакт с ним, завоевать его расположение и доверие на долгие годы.

Не забывайте, что в подростковом возрасте дети разочаровываются в родителях. Представьте, как они будут к вам относиться, если уже с раннего детства они не признавали ваш авторитет?

Дошкольное воспитание внутри семьи

На данном возрастном промежутке происходит основное личностное становление человека. Формируются жизненные принципы, тип характера, индивидуальность и сама личность маленького человека. Недооценивать этот период не стоит. Правильные семейные отношения, методы грамотного воспитания, положительное и одобряющее обращение к своему чаду принесут большую пользу для развития личности.

Дети дошкольного возраста уже примеряют на себя роли взрослых, а значит, они испытывают интерес к миру человеческих отношений, различным видам деятельности и, конечно же, они хотят принимать во всем активное участие. Влиять на направленность личных качеств ребенка могут в первую очередь родительские примеры. Мальчики берут себе за образец и модель поведения повадки и стиль общения своего отца или даже дедушки, если он больше времени проводит с ребенком и является значимой фигурой для него. А девочки, соответственно, хотят быть похожими на маму.

Родительского внимания в этом возрасте должно быть достаточно для того, чтобы ребенок получал необходимую порцию взаимодействия с каждым членом семьи. Кроме того, семейным советом должен быть принят единый стиль воспитания, которого будут придерживаться родители. На ребенке очень плохо отражаются несогласованные между родными методы воспитания, могут привести к негативному восприятию требований со стороны родителей и нарушению взаимопонимания.

Известно, что различные стили воспитания оказывают прямое влияние семьи на формирование личности ребенка. А так как на этом этапе взросления дети переживают возрастные кризисы, то родителям приходится порой очень нелегко совладать со своими чадами, и они начинают прибегать к различным способам воздействия на их поведение.

Родителям стоит знать, что для самого ребенка перемены, которые он переживает, доставляют немало хлопот, он до конца не осознает своих мотивов и побуждений к действиям. К примеру, в возрасте 3-4 лет дети переживают кризис негативизма, на все у них один ответ «нет», «не хочу», «не буду», «не нравится» и т. д. Но если быть внимательным, то можно понять, что он учится выражать свои желания, и в первую очередь он пытается ставить их наперекор взрослому. Это большой шаг к развитию и приобретению личностных качеств. То, какие реакции он будет получать со стороны взрослых, как усвоит уроки данные ему семьей, и станет частью его индивидуальных качеств

Важно помнить, как велика роль семьи в формировании личности дошкольника

На этом промежутке закладываются все фундаментальные качества, и ребенок уже подсознательно вырисовывает свой жизненный сценарий. А именно под воздействием многих факторов, он создает некий образ жизненного пути. Конечно же, на этот образ в первую очередь воздействует семейное воспитание, личная направленность самих родителей и то, какое отношение к себе и обществу они успели сформировать в представлении своего чада. У дошкольников во 2 половине этого возрастного этапа активно развиваются истоки самосознания.

Завышенная самооценка у ребенка

Завышенная самооценка у детей выражается достаточно ярко

Такой ребёнок всегда считает себя самым лучшим, все подарки, угощения, игрушки, да и просто всё внимание окружающих должно принадлежать ему. Другие дети ему нужны только для того, чтобы на их фоне выделяться и чтобы взрослые видели, насколько он лучше остальных. Не терпит конкурентов ни в чём

Если видит, что другой ребёнок в чём-то лучше, да ещё и вызывает восхищение у взрослых, устроит истерику, чтобы переключить всё внимание на себя. Ревнует родителей ко всем. Если мама при нём кого-то похвалит – сразу в слёзы: «А как же я?»

Не терпит конкурентов ни в чём

Если видит, что другой ребёнок в чём-то лучше, да ещё и вызывает восхищение у взрослых, устроит истерику, чтобы переключить всё внимание на себя. Ревнует родителей ко всем

Если мама при нём кого-то похвалит – сразу в слёзы: «А как же я?».

Такому ребёнку очень нелегко приходится в жизни. Со временем другие дети перестают с ним общаться (кому же приятно дружить с человеком, который считает себя самым лучшим?). Ему грозит одиночество, а в процессе взросления придётся столкнуться с суровыми жизненными реалиями. Во взрослом мире уже никто не будет терпеть капризы и потакать его самолюбию, что-то будет не получаться, и ему придётся признать, что он не самый-самый. Такое положение вещей может вылиться в неврозы, которые повлекут за собой глубочайшую депрессию. Взрослым людям с завышенной самооценкой тоже тяжело. Переоценивание своих возможностей приводит к конфликтам в семье и на работе. Неудачи, даже самые незначительные, больно ранят психику, вызывая разочарование, стресс и раздражение. Личная жизнь не складывается, потому что такие люди привыкли ставить свои интересы превыше всего, они не способны на компромиссы и уступки. Всё это может привести к психическим и невротическим расстройствам.

Организующий фактор семейного воспитания

Семья имеет сильное воспитательное воздействие еще и потому, что является формой организации деятельности людей. У новорожденного ребенка нет навыков и умений, чтобы жить самостоятельно, следовательно, ему нужны взрослые, чтобы организовать взаимоотношения с внешним миром. Семья привлекает его к разной деятельности: трудовой, учебной, общественной, предметной, познавательной, игровой. На ранних этапах деятельность обязательно является совместной, но постепенно ребенок овладевает нужными навыками и получает возможность организации своей собственной, привлекательной лично для него деятельности. Со временем ребенок становится полноценным субъектом, активным участником всех семейных дел

Чтобы успешно развиваться, дети должны постоянно получать внимание родителей, чувствовать их одобрение и поддержку, получать помощь, когда она нужна

Родителям важно помнить, что соотношение детской и своей активности должно оставаться разумным. Конечно, зачастую проще сделать все необходимое вместо ребенка, чем добиться от него верного выполнения поставленной задачи, но такой подход является одной из самых частых ошибок семейного воспитания

Включить ребенка в дело непросто, но если этого не делать, то у него постепенно сформируется синдром беспомощности, инфантилизм. Ребенок, как и взрослый человек, имеет отчетливую потребность в целесообразном действии, которое приводит к видимому результату. Выполнение таких действий помогает развивать усидчивость, самоконтроль, самооценку, настойчивость

Конечно, зачастую проще сделать все необходимое вместо ребенка, чем добиться от него верного выполнения поставленной задачи, но такой подход является одной из самых частых ошибок семейного воспитания. Включить ребенка в дело непросто, но если этого не делать, то у него постепенно сформируется синдром беспомощности, инфантилизм. Ребенок, как и взрослый человек, имеет отчетливую потребность в целесообразном действии, которое приводит к видимому результату. Выполнение таких действий помогает развивать усидчивость, самоконтроль, самооценку, настойчивость.

Однако не стоит и забывать о том, что возможности ребенка весьма ограничены, и необходимость выходить за их рамки не будет приносить удовлетворения. Успех рождает ощущение эмоционального подъема, что, в свою очередь, стимулирует желание повторить, попробовать новое, продолжать изучение, а работа «на износ», постановка слишком трудных задач закрепляет в ребенке ощущение неудачи.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Признаки низкой самооценки ребенка

Маленькие дети и дошкольники рассматривают себя, как элемент семьи, и авторитет родителей для них важнее, чем вся информация, приходящая извне.

К 12 годам они накапливают опыт общения, учатся критически мыслить и сомневаться. Теперь сверстники и учителя влияют на них больше, чем близкие люди, количество требований резко возрастает.

Признаки того, что ребенок не справляется с ожиданиями родителей или окружающих:

  • Малыш держится в стороне от других детей, скрещивает ноги, группируется, не смотрит в глаза взрослым.
  • Не переносит критику, не умеет проигрывать, часто плачет вместо того, чтобы отстаивать свою правоту.
  • Отказывается быть первым в играх и соревнованиях, не выступает инициатором чего-либо.
  • В больших группах не высказывает свое мнение, пока к нему не обратятся напрямую – уверен в собственной бесполезности, боится быть осмеянным.
  • Дошкольник или подросток без причины агрессивен. Так он пытается защитить себя от нападения.
  • Отсутствует интерес к собственному внешнему виду – ребенок может быть неопрятным, ходить в одной одежде несколько дней, забывать про чистоту волос и ногтей.
  • Ребенок говорит тихо, непонятно. Строит короткие предложения, может оборвать речь из-за недостаточного внимания к нему.
  • Слишком жесток к себе, подолгу переживает из-за собственных ошибок, не верит в возможность успеха.
  • Дети постарше пытаются повысить самооценку с помощью издевательств над младшими и слабыми.

У ребенка может обнаружиться один, несколько — или сразу все эти признаки. Нельзя сказать точно, относятся ли они к низкой самооценке, или сигнализируют о других проблемах.

Чтобы исключить ошибку, следует изучить окружение ребенка.

Не олимпийские боги

Людмила Петрановская, психолог:

Мне странно слышать, когда родители мучаются вопросом, как «создать родительский авторитет». Он у них есть по определению, в силу того, что ребенок от природы запрограммирован доверять родителям и следовать за ними.

Конечно, родительский авторитет можно сильно поломать, но для этого нужно очень постараться: всячески демонстрировать свою беспомощность, неспособность справиться с жизнью, слабость, зависимость и так далее. Если человек чувствует себя в жизни вечной жертвой, если чувствует, что не справляется с жизнью, что он не хозяин своей жизни, – жить с этим чувством, во-первых, не полезно, во-вторых, ребенок всё очень хорошо считывает. Родители, которые не справляются и постоянно жалуются, не принимают свою жизнь, могут потом не отпускать от себя детей. Ребенку приходится как бы усыновлять родителей и дальше, даже становясь взрослым, жить их жизнью, удовлетворять их потребности.

Речь именно о постоянном самоощущении бессилья, поскольку периоды, когда нам тяжело и нет сил, когда давит усталость, мы болеем – бывают абсолютно у всех. И нет ничего страшного, если ребенок порой видит родителя слабым, плачущим, неуспешным и так далее. Это само по себе не страшно

Важно, чтобы в общем и целом человек чувствовал себя хозяином жизни, субъектом своей жизни, брал на себя ответственность за нее, за свою семью, внутренне был взрослым

Взаимоотношение родителей и детей в семье

Роль семьи в развитии личности важна на протяжении первого года жизни малыша и последующих лет. Сначала на родителей возлагаются обязанности по созданию условий для его физического развития. Они обеспечивают питание, условия гигиены. В дальнейшем взаимодействие происходит по следующим этапам.

  • Дети начинают заявлять о потребностях и желаниях. Взрослые должны отличать их от капризов, давая малышу нравственные уроки относительно привычек.
  • На второй год ребенок учится ходить, знакомится с окружающей средой посредством прикосновений, проявляет любопытство. Ему необходимо все объяснять, наглядно показывать, отвечать на вопросы, проводить игры.
  • Наступают моменты, когда ребенка надо приучать к рамкам дозволенного. На примерах героев книг ему объясняют, как следует поступать, а чего делать нельзя. Рассматриваются вопросы нравственных качеств, что именно ценится или подлежит порицанию.

В семье ребенок приобретает первые навыки общения. Задача родителей – воспитывать в нем уважение к старшим, чувство взаимопомощи, стремление помогать сверстникам. На примере взрослых дети получают навык поведения в типичных ситуациях. Какова роль семьи, нужно рассматривать не только в позитивном аспекте, но и в качестве негативного фактора. Хорошее влияние на личность заключается в достаточной заботе. Но также и максимальный вред может быть нанесен именно родственниками.

Цель и задачи работы

Цель работы: изучение влияния родительского воспитания на формирование агрессивности ребенка.

Задачи:

  1. Изучить теоретические подходы к проблеме “агрессивных” детей в отечественной и зарубежной литературе.
  2. Подобрать методики исследования и выявления проблемы
  3. Создать методические рекомендации для родителей, для использования их по профессии няня.

В настоящее время проблема детской агрессивности приобретает глобальный характер не только для педагогов, родителей, но и для общества в целом. Под влиянием агрессивных проявлений у ребенка снижаются его интеллектуальные возможности, деформируется личностное развитие, появляется повышенная тревожность, духовная опустошенность, цинизм, жестокость. Рост количества детей, имеющих агрессивные проявления, беспокоит как родительскую, так и педагогическую общественность. И главным виновником проявление агрессии у ребенка является неправильное воспитание внутри семьи. Именно от родителей ребенок перенимает тип отношения к окружающему миру, формируя привычки и повадки основываясь на примере близких людей. И зачастую неправильное или некорректное воспитание является основоположником развития агрессии в ребенке.

Темы выпускных квалификационных работ вы можете посмотреть ЗДЕСЬ

Самосознание и самооценка

В школу ребенок уже приходит с какой-то самооценкой — она у него может быть слишком занижена из-за постоянного унижения и недовольства дома, а может быть слишком завышена вследствие безграничной любви родителей, ну, а может быть и вполне адекватной. Но в школе этот показатель либо укрепится еще больше, либо кардинально изменится. Это зависит от:

Успеваемости ребенка.

При хорошей успеваемости самооценка повышается, причем может даже стать несколько завышенной. Тогда ребенок ждет исключительно самых высоких оценок, и когда получит меньший результат, будет недоумевать, злиться и негодовать лишь потому, что его самооценка взлетела слишком высоко, и он не может признать «поражение». При низкой успеваемости маленький человечек начинает искать в себе изъяны, категорично относится к себе, и его самооценка может упасть, если родители и учитель не помогут ему справиться с этим.

Дальнейшего отношения к ребенку родителей.

Когда малыш приходит с плохой отметкой или замечанием, родители могут одними только словами унизить малыша или повысить его уверенность в себе. К любым оценкам нужно относиться положительно, даже к невысоким, потому что в противном случае ребенок будет бояться своих родителей и будет скрывать свои успехи в школе — так развивается недоверие и стена молчания, непонимания между родителями и детьми.

Отношения учителя к ребенку.

Бывают случаи, когда учитель по каким-либо причинам невзлюбил своего ученика, и тогда ребенок начинает чувствовать себя хуже остальных, его самооценка падает, и крайним выходом из такой ситуации может быть смена класса или школы. Но поистине профессиональный учитель знает, что для развития адекватной самооценки у детей, необходимо как можно меньше выделять любимчиков-отличников, стремиться не только ставить оценку за исполненную работу, но и по возможности объяснять, почему он поставил именно эту отметку. Оценивать нужно саму работу, а не того, кто её написал, ведь нередки случаи, когда хулиганам занижают оценки только из-за их плохого поведения.

Возможностей ребенка.

Очень важным фактором, который не менее остальных влияет на самооценку школьника младших классов, является осознание его возможностей

Может ли он самостоятельно решить эту задачу, что ему для этого нужно? Ребенку важно знать, что какое-то действие он умеет делать лучше всех — решить задачу, прочитать отрывок, рассказать стих. В этом случае малыш чувствует себя полноценной личностью, умелой и компетентной хотя бы в чем-то

К 10-ти годам у школьника формируются такие личностные качества, как выдержка, самостоятельность, настойчивость — они помогут ребенку в дальнейшем развитии.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Жизнь ребенка понятна и предсказуема, если в ней присутствует порядок

Детям для полноценного развития нужна любовь и организующее начало. Родители, которые это понимают, однозначно не теряют авторитет:

  • вопросами воспитания занимаются до того, как возникнут проблемы непонимания;
  • что лучше (вседозволенность или жесткие рамки) определяют, пока являются для малыша безусловным авторитетом.

Опыт установления границ человек приобретает в детстве, он нужен для дальнейшей самостоятельной жизни. Если воспитание в семье держалось на ложном авторитете родителей, молодым людям сложно выстраивать отношения и ориентироваться в окружающем мире.

Человек, воспитывавшийся в атмосфере вседозволенности, повзрослев, испытывает трудности в профессиональной деятельности, сложно налаживает контакты, не умеет принимать решения. Лучше адаптируются во взрослой жизни дети, родители которых устанавливали границы, внутри которых дети были абсолютно свободны.

Мама умеет хранить секреты

Способы формирования истинного родительского авторитета постоянно трансформируются. Методы и формы зависят от возраста ребенка:

  • поддержка и понимание – не накладывать запрет на выражение чувств, исключить из обихода фразы: «прекрати злиться», «перестань плакать», чаще выражать поддержку словами − «как хорошо, что ты у меня есть», тактильно – приобнять, поцеловать;
  • доверие – частые разговоры по душам, обсуждение своих и детских проблем, переживаний, счастливых ситуаций, всегда честно хранить секреты ребенка, но не посвящать его в свои взрослые тайны;
  • честность – не врать, не лицемерить в присутствии ребенка, выполнять данные обещания, не менять односторонне установленные на семейном совете правила, не отменять принятые решения;
  • требовательность и забота – приучить ребенка выполнять мелкие просьбы, вменять обязанности, которые дочери или сыну по силам. В случае невыполнения не злиться, не обижаться, спокойно в диалоге выяснить причину отказа, попробовать договориться.

Авторитет дружбы

Иногда между матерью и дочкой, отцом и сыном наблюдаются дружественные отношения. Так ли это хорошо, как может показаться? Специалисты говорят, что родители не должны становиться друзьями своим детям в привычном понимании. Между ними должны оставаться границы: дети — это воспитанники. А родители — старшие члены семейства. Иначе возникает опасность противоположного эффекта: дети начинают воспитывать предков. Это плохой пример для подражания.

Часто именно в благополучных семьях наблюдается такая картина. Обращения по именам, вроде, «Ванька» или «Машка», видится не иначе как панибратство и отсутствие всякого уважения. Не говоря уже о дружбе. Нельзя быть друзьями без капли уважения.

Ценности бывают разными. В семьях с отсутствием авторитета, родители кичатся тем, что у них имеется. А именно, хвастаются преимуществами в чем-либо. Дети в таком случае вырастают потребителями с расчетливым подходом. Пренебрежительное отношение к окружающим у них на первом месте. Культ связей или денег подчеркивается ими в любой обстановке. Дети демонстрируют холодную расчетливость и лень.

Примеры авторитета

В зависимости от того, в каком кругу человек пользуется всеобщим признанием и уважением, можно выделить 3 простых примера авторитета: авторитет лидера, руководителя и специалиста. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Авторитет лидера

Данная форма всеобщего уважения основывается преимущественно на личностных качествах человека. Признанные лидеры отличаются такими качествами как:

  • уверенность в себе, своей правоте, силе и влиятельности;
  • харизма, наличие яркой индивидуальности;
  • энергичность и инициативность;
  • умение увлекать своими идеями окружающих;
  • организаторские способности, убедительная речь;
  • общительность, хорошее чувство юмора;
  • отсутствие лишней скромности, адекватное восприятие похвалы.

Лидер – это человек, который в любой ситуации может сказать: «У меня есть план!» (даже если этот план готов не более чем на 10%). Такими самоуверенными и инициативными лидеров показывают в литературных произведениях и фильмах, такими они являются и в жизни. И окружающим это обычно нравится.

2. Авторитет руководителя

Авторитет руководителя обычно основывается не на его личностных качествах, а на его формальном статусе. Каждый подчинённый понимает, что его профессиональная успешность зависит от его отношений с руководством, поэтому старается поддерживать с ним хорошие уважительные отношения. И даже без этого большинство людей считает, что человек, сумевший занять столь высокую должность, наверняка обладает выдающимися личностными качествами и профессиональной компетентностью.

Стоит отметить также разницу между самими понятиями «руководитель» и «лидер». Руководитель – это тот, кто руководит процессом, оставаясь в стороне, лидер же обычно находится в первых рядах и собственным примером показывает другим, как надо действовать. Конечно, руководитель может быть лидером, и тогда он обладает обеими формами авторитета. Как правило, это очень удачное сочетание, которое обеспечивает наиболее здоровую обстановку в коллективе и высокую эффективность работы.

3. Авторитет специалиста

Очевидно, что слово признанного специалиста всегда будет цениться выше, чем слово случайного человека. С каждым новым достижением в своей сфере деятельности специалист повышает свой профессиональный авторитет, благодаря чему к его мнению прислушивается всё большее количество коллег. Авторитет специалиста основывается на таких факторах как:

  • профессиональная репутация;
  • компетентность;
  • значимые достижения в конкретной сфере деятельности;
  • развитое критическое мышление;
  • принципиальность и непредвзятость.

Хороший специалист не нуждается в лидерских качествах или руководящей должности, чтобы обладать авторитетом среди коллег. К примеру, авторитет учёного измеряется индексом цитирования и количеством публикаций в научных изданиях (которые, к слову, тоже обладают определённым авторитетом). При этом для него очень важна репутация, ведь даже одного случая «продажной» публикации или подгонки результатов исследования достаточно, чтобы все его работы и достижения были подвергнуты сомнению.

Дети-маугли

В мире известны случаи, когда человеческие детеныши попадали в стаи животных и воспитывались там. Их «родителями» были волки, медведи, реже леопарды, павианы. Таких детей неоднократно отлавливали люди. Поймать их было настолько же непростой задачей, что и поймать дикого зверя.

Одичавшие детки вели себя подобно животным – бегали на четвереньках, не могли стоять и передвигаться на двух ногах, проявляли агрессию, причем даже большую, чем животные из их стаи. У них были хорошо развиты обоняние, зрение и слух. Они отличались большой мускульной силой и ловкостью. Во всем остальном они уступали обычным детям их возраста.

В реальности детей, воспитанных животными, практически нет никакой возможности социально адаптировать и вернуть в человеческое общество. Как показала практика, они яростно сопротивляются попыткам приобщить их к цивилизованной жизни, пытаются убежать обратно в дикую среду.

Эти многочисленные случаи наглядно показывают, что при отсутствии включенности в коллектив, общественную жизнь человек не может развиваться как личность и остается на уровне животного. Психофизическое развитие человека очень сильно зависит от качества воспитания и образования, основы которых в первую очередь закладываются в институте семьи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: