В данном случае причины могут быть следующими:
- Вы слишком много разрешаете, и малыш растет практически в «бэби-ленде», где допустимо все, и запреты отсутствуют, как таковые. Вседозволенность, как известно, порождает безнаказанность и, как следствие, серьезные проблемы для обеих сторон.
- Вчера (в 1,5-2 года) вы все позволяли, а сегодня (в 3-5 лет) резко перестали. Потому что решили, что период «непослушания, как нормы» прошел, и пора вводить новые правила игры. Но ребенок-то уже привык к старым правилам. И если вчера папа хохотал, когда кроха кидался в гостей поп-корном, то почему вдруг сегодня это плохо и некультурно? Дисциплина — это «величина» постоянная. Она начинается с пеленок и продолжается бессменно, только тогда проблемы с непослушанием у родителей отсутствуют.
- Ребенок плохо себя чувствует. Речь не о временном краткосрочном недомогании, а о некой проблеме постоянного характера. Если все другие причины отпадают, отвезите малыша на обследование — возможно, его что-то беспокоит (зубки, почки, животик, боль в суставах и пр.).
- Несовпадение правил вне и внутри семьи. Такие противоречия всегда ставят малыша в тупик. Он просто не понимает, почему дома можно, а в садике — нет (или наоборот). Конечно, дезориентация на пользу не пойдет. Приглядитесь к сверстникам ребенка — возможно, причина в них. И поговорите с воспитателем.
- Ребенок расширяет свой кругозор, свои навыки, знания и таланты. Он просто хочет все попробовать. И бунт — вполне нормальная реакция на запрет. Не пытайтесь быть злым полицейским — учитывайте индивидуальность малыша. Насильно склонить к той модели поведения, которая вам кажется правильной, все равно не получится. Направляйте детскую энергию в нужное русло — так будет легче обуздать чадо.
- Вы слишком давите своим авторитетом. Дайте ребенку «воздуха» — он же хочет быть самостоятельным! Все равно придется учиться решать свои проблемы самому — пусть начинает сейчас, если хочет.
- Вас ревнуют. Возможно, у вашего малыша появилась сестричка (братик), и ему просто не хватает вашей ласки и заботы.
- Ребенок не понимает, чего вы от него хотите. Самая популярная причина. Чтобы ребенок вас услышал и понял, он должен осознать — зачем он должен делать то, что его просит мама. Мотивируйте свои просьбы!
- Вы слишком мало времени проводите с ребенком. Работа, магазины, дела, а дома хочется отдыха, уютной комедии и кофе с книжкой. Но ребенок этого не понимает. И не хочет ждать, пока вы отдохнете, поработаете, дочитаете книгу. Вы ему нужны постоянно. Старайтесь выкраивать время для малыша даже в моменты полной занятости. Мы все становимся гораздо спокойнее и счастливее, когда чувствуем, что нас любят.
Может ли крик быть нормой?
— Понятие нормы в данном случае — это усредненное понятие. Как описать норму взаимоотношений в семье? Если для конкретных людей, живущих в социуме, эти взаимоотношения не являются болезненными, травмирующими, то мы не вправе называть это антинормой.
Если у ребенка атмосфера в семье достаточно спокойная и ровная, то крики чужого человека он воспримет болезненно.
Даже крики посторонних людей на улице. Если дома приняты эмоциональные и достаточно резкие взаимоотношения друг с другом, то есть муж, жена, бабушки, дедушки бранятся, ругаются, и это является частью семейных отношений, то есть в этой ячейке общества это норма, тогда ребенок не будет травмирован тем, что на него кричит воспитатель.
Голос является для человека инструментом, и нужно понимать, какие последствия использования этого инструмента в данной конкретной ситуации могут быть для данного человека (ребенка).
Как минимизировать последствия?
— Детская психика очень лабильная, гибкая. Поэтому детям в большинстве случаев можно легко помочь, в отличие от взрослых.
Эффективный вариант – если ребенок сам покричит для того, чтобы выплеснуть свои эмоции. Кроме того, прекрасный способ избавиться от накопившегося внутри негатива – подвижные игры с мячом, в сухом бассейне. Можно, набрав в ванну воды, дать малышу возможность хорошенько поплескаться, постучать ладошками по воде, ни в чем его не ограничивая.
Позвольте ребенку «разыграться», ведь это поможет ему отпустить весь негатив, а затем расслабиться и восстановить свой эмоциональный фон. Чаще обнимайте своё чадо, ведь тактильный контакт способствует «заземлению» чувств», что помогает человеку после эмоционального всплеска прийти в себя.
Какие последствия для ребенка, в семье которого, в основном, спокойные и ровные взаимоотношения, могут повлечь за собой крики воспитателя?
— Для детей это может иметь серьёзные последствия. В худшем случае у малыша формируется мнение, что мир жесток, что его не любит близкое окружение, в частности воспитатель, который на него кричал. И из такого ребенка, скорее всего, вырастет человек с заниженной самооценкой, который будет постоянно чувствовать себя жертвой.
Кроме того, у малыша, на которого кричат, могут быть трудности в поведении, например, проявление агрессии: он может позволить себе кричать на других (детей, воспитателей, родителей), жестоко обращаться с игрушками (бить, кричать). Представьте, если ребенок приходит в школу, секцию, кружок и начинает орать на других детей. Будут ли у него друзья? Нет.
Отсюда — в недалеком будущем проблемы с коммуникацией. Родителей в первую очередь должны насторожить изменения в поведении своего чада, если он подавлен и стал закрываться в себе, тогда нужно помочь ему справиться с последствиями того, что на него накричали.
Что делать, если маленький ребенок не слушается
Малыши неодинаковы с рождения: один сорванец — другой послушный мамин сынок, один молчаливо насупит бровки и будет упрямиться — другой выдаст истерику и фонтан эмоций, если ему что-то не по душе.
Каждому природа дает свои особенности, свойства психики. Они определяют то, как малыш воспринимает мир. Проблемы с послушанием также возникают и проявляются по-разному.
Детская агрессия и упрямство
Он стискивает зубы и упрямо стоит на своем. Надавишь на упрямца — спровоцируешь вспышку агрессии. Что делать, если ребенок не хочет слушаться?
Упрямство и агрессия возникает только у тех ребят, которые от природы обстоятельные и неспешные. Делают все не на скорость, а на качество.
Проблемы могут возникать, когда природные свойства малыша не совпадают с мамиными: ее скорость реакций намного выше. Мама, желая лучшего, торопит и подгоняет своего нерасторопного медвежонка. Разве можно по часу сидеть за столом и устраивать целый ритуал на горшке?
Но природные свойства психики невозможно изменить воспитанием. При постоянных одергиваниях возникают проблемы: на попытки торопить и подгонять его малыш реагирует упрямством.
Поначалу просто супит бровки и дует губы. Потом делает все наперекор, назло. По любому поводу спорит и противоречит, ломает игрушки, может ударить. Особо тревожный симптом — если он разводит пищевую и туалетную грязь, в речи постоянно проскакивает «туалетная» тема.
Что делать: для начала просто дайте малышу больше времени на любое дело
Ему очень важно получать заслуженную похвалу от мамы — не скупитесь на добрые слова. Он будет слушать вас внимательнее, если говорить с ним неторопливо, обстоятельно, все подробно объяснять
Требовательный «че-купила»
Малыш проворный, подвижный, шустрый. У него с рождения «хаптильные» ручки: все надо достать, вытащить, потрогать. Около года, с началом ходьбы, маме становится непросто. Со всех полок и шкафов вещи выворачиваются наружу. Трудно оставаться спокойной, особенно если ты — приверженец чистоты и порядка.
Слово «дай» будто раньше него родилось. По магазинам вместе ходить невозможно: начинается вымогательство на каждом шагу. Чего не дай — ему все мало. Как реагировать в ситуации, когда непослушный малыш не желает вести себя должным образом в людных местах и дома?
Такие ребятишки не случайно хватают все в руки. У них высокая тактильная чувствительность от природы, именно через прикосновения они изучают мир. Кроме того, им задано рациональное мышление, ориентированное на получение пользы и выгоды. Это будущие «добытчики».
Что делать, если ребенок совсем не слушается: пока он еще мал, ему стоит создать такие условия:
— наполнить нижние полки шкафов неопасными предметами и набраться терпения, зная, что ребенок будет периодически их вытаскивать и изучать;
— опасные предметы убрать как можно выше;
— до 2-3 лет хаптильного шустрика лучше вовсе не брать в большие магазины, где полно соблазнов;
— такой малыш должен иметь максимум возможностей для подвижных игр дома и на улице, а также игр на тактильную чувствительность (песок, пластилин).
После 3 лет:
— лучше заранее составлять с ним вместе список покупок и намечать, что он получит от предстоящего похода в магазин;
— ввести четкий режим дня, единую систему запретов и ограничений, правил, чтобы малыш рос организованным и дисциплинированным.
Важно: избегайте говорить «нет» и «нельзя» на каждом шагу, иначе родительские запреты обесцениваются и их никто не слышит. Лучше заменить эти слова на синонимы и обязательно предлагать ребенку альтернативу — что можно взамен
А еще говорите кратко: слушать часовой монолог шустрик просто не сможет.
Что нужно делать, если ребенок не слушается в школьном возрасте
Современные дети обладают сложной психикой, в которой могут одновременно присутствовать совершенно разные, противоречивые свойства. Например, малыш может одновременно проявлять и агрессию, и провокативное поведение, и выдавать истерики.
К школьному возрасту проблемы в поведении успевают закрепиться. Социализация в коллективе неизбежно делает их более заметными. И мамы обращаются к психологу за советом уже с комплексной проблемой.
«Сыну 8 лет, второй класс. На него постоянно жалуются и школьные учителя, и тренер по спорту. Дерется, ругается нецензурно, вину свою никогда не признает. На уроках вертится, болтает. Учиться не хочет, читаем из-под палки. По учебе скатился совсем. Психолог с ним делал какое-то «дерево Я», конвертик любви, но ничего не работает».
Очевидно, что такой подход и не поможет. Можно утопить свое чадо в любви, но если оно не получает для своего развития необходимых условий — поведение не изменится.
Что делать: отчаиваться рано, до пубертата все можно исправить. Нужно четко определить полный врожденный набор свойств сына или дочки и в соответствии с этим действовать
Важно, чтобы вы понимали, как должно развиваться его психическое, данное от природы, и что необходимо сделать, чтобы развитие и поведение выровнялось до нормы
Провокативное поведение
Провокативное поведение тоже характерно для хаптильных шустриков. Но в этом случае малыш уже как специально стремится сделать то, что нельзя, и спровоцировать взрослого на окрики или ремень. Причем, получив наказание, малыш словно успокаивается, приходит в себя и снова становится «адекватным». Это тревожный симптом.
Провокативное поведение возникает в результате того, что к малышу с высокой чувствительностью кожи применяют физические наказания (даже просто шлепают по рукам или попе).
Для чувствительной кожи это сверхстресс, на который организм реагирует выработкой опиатов, погашающих боль. Когда ситуация повторяется, малыш уже бессознательно ждет своего наслаждения от дозы опиатов. И сам не ведая почему, начинает вести себя провокативно. Его мозг на биохимическом уровне закрепил реакцию: необходимо сначала «напороться» на боль, чтобы потом получить наслаждение.
В будущем это приводит к формированию устойчивых мазохистических тенденций. Для мальчиков это чревато жизненным сценарием на неудачу в любых делах. У девочки сценарий на неудачу складывается в парных отношениях.
Что делать: исключить физические наказания. Ввести правила дисциплины и режим. То, что малышу трогать запрещается, просто убрать подальше. Постепенно, при отсутствии физических наказаний и правильном давлении на свойства, поведение ребенка изменится к лучшему.
Основные ошибки родителей в воспитании непослушных детей – начните воспитание с себя!
- «Ну, тогда я тебя не люблю». Категорическая и грубая ошибка, которую допускать нельзя ни при каких условиях. Игнорируйте его плохие поступки, но не его самого. Не любите его капризы, но не его самого. Малыш должен твердо знать, что мама будет любить его всегда и любым, что она никогда его не разлюбит, никогда не бросит, не предаст и не обманет. Запугиваниями вы поселяете в ребенке страх, что его бросят или разлюбят. Возможно, он будет сидеть совсем глубоко внутри, но однозначно будет влиять на характер, развитие и личность малыша.
- Не допускайте молчания. Хуже нет для малыша, чем мама, которая его «не замечает». Даже, если это — за дело. Отругайте, накажите, лишите сладкого (и пр.), но не лишайте чадо своего внимания и ласки.
- «Сам поймет, сам научится». Безусловно малыш должен стать самостоятельным, и ему нужна определенная свобода. Но не перегибайте палку! Предоставленная свобода не должна стать безразличием.
- Никогда не используйте физическое наказание. Во-первых, вы лишь загоните ребенка в ту «ракушку», из которой он просто не захочет потом вылезать. Во-вторых, он запомнит это на всю жизнь. В-третьих, вы ничего этим не добьетесь. Ну и в-четвертых, к такому виду наказания прибегают только слабые люди, неспособные наладить нормальный контакт с ребенком.
- Не балуйте чадо. Да, хочется все самое лучшее для него, и хочется все-все разрешать, и пяточки перед сном целовать, и убирать за ним игрушки, и пр. И пусть он кушает, когда захочет, спит с родителями хоть до женитьбы, красит кошек и засыпает рыбок мукой — лишь бы дитю было хорошо. Да? Такой подход неправильный изначально. Вседозволенность приведет к тому, что ребенок просто не будет готов к жизни в социуме. И если вы не жалеете себя (а вам, ох, как достанется в этом случае, и довольно скоро), то пожалейте детей, с которыми вашему ребенку придется учиться. И самого ребенка, которому будет крайне трудно общаться с ребятами, воспитанными кардинально по-другому.
- Не запихивайте малыша в секции и кружки, к которым у него не лежит душа. Если вы мечтали, чтобы он играл на флейте, это не значит, что он тоже мечтает о флейте. Скорее всего, он хочет играть в футбол, конструировать, рисовать и пр. Руководствуйтесь желаниями ребенка, а не своими мечтами. Например, узнайте, как выбрать спорт для ребенка по его характеру и темпераменту.
- А как же быть с поцелуями? Если ребенок нуждается в ваших объятьях и поцелуях, то не отказывайте ему в них. Часто бывает, что ребенок сам льнет, обнимает, просится на руки и в открытую просит «обнимашек». Это значит, вашему чаду не хватает ласки. Но если дитя против, то навязывать свою любовь не следует.
- Не вымещайте свою злость на малыше. Ваши проблемы не должны касаться ребенка. А ваше «можно» не должно зависеть от вашего плохого настроения.
- «Мне некогда». Даже, если ваш день плотно расписан по минутам, это не повод, чтобы ребенок искал «окошко» в вашем расписании и записывался на прием. Ищите время для своего малыша! Полчаса, 20 минут, но посвященных только ему — любимому, родному человечку, которому вас очень не хватает.
- Не используйте подкуп, пытаясь заставить ребенка что-то сделать. Учитесь договариваться без взяток. Иначе потом без них ребенок вообще ничего не будет делать. Взяткой может быть только ваша сказка на ночь, игра с папой и пр.
- Не пугайте чадо «барабашками», полицией, дядей Васей-алкашом из соседней квартиры. Страх — не инструмент для воспитания.
- Не наказывайте ребенка и не читайте ему нравоучений, если малыш кушает, болеет, только проснулся или хочет спать, во время игры, а также когда он хотел вам помочь, и при посторонних людях.
И, конечно, не забывайте, что детский капризный и «вредный» возраст пролетает очень быстро. Дисциплина должна быть, но без любви и заботы все ваши правила бесполезны.
Что делать, если ребенок вообще не слушается: «белый шум» родительских наказов
Есть общие для всех ребят причины, почему они могут не слушать родителей. Родительское слово обесценивается, когда взрослые:
— Применяют крик, оскорбления, физические наказания. Это вызывает у любого ребенка мгновенную утрату чувства защищенности и безопасности. Воспринимать тех взрослых, которые становятся источником сверхстресса, он будет с трудом.
— Постоянно торпедируют запретами «нет» и «нельзя». Эти слова лучше заменить на другие, а при отказе давать сыну или дочке альтернативу (объяснить, что тогда можно). Иначе запреты обесцениваются.
— Взрослые находятся сами в тяжелом психологическом состоянии (депрессии, страхи, обиды, раздражительность и т. д.). У любого из нас не вызывает ни доверия, ни авторитета человек в таком состоянии. К тому же дети рядом с такими родителями утрачивают чувство защищенности и безопасности, что является причиной многих проблем.
— Не работают «увещевания», не подкрепленные собственным примером
Например, мы внушаем, как важно учиться, чтобы состояться во взрослой жизни. При этом дети массово видят, как взрослые ходят на ненавистную работу, не испытывая никакой радости
Такая жизнь никого не прельщает: ни учиться, ни работать так же не хочется.
Мы, родители, хотим самого лучшего для своих детей. Иногда наша жизнь трудна, и невольно это сказывается на ребенке, как бы мы ни хотели его оградить. Ребенок так связан с мамой, что способен получить травму даже от ее плохого состояния. Как уберечь малыша и вырастить его счастливым? В современном мире просто необходимо понимать психику — свою и окружающих. Чтобы быть счастливым самому и помочь стать счастливыми нашим детям.
Улучшить собственные состояния и получить абсолютную компетенцию в вопросах воспитания можно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
На тренинге найдут ответ на свои вопросы и любые специалисты, работающие с детьми. Например, на вопрос, что делать воспитателю если дети не слушаются? Для ответа нужно знать психологию группы, ведь детский коллектив формируется по определенным законам.
Детские истерики
Истерики проявляются только у тех ребят, которым природа дала высокую эмоциональность, чувственность. В детстве они могут испытывать самые разные страхи: темноты, чудищ и т. д. В проблемных ситуациях такой малыш может заливаться слезами, устраивать истерики.
Часто родители спрашивают: если ребенок не слушается — что надо делать, пресекать истерику или нет? Наказывать за нее?
Чего делать не надо: нельзя ограничивать природную чувственность малыша. Он сможет только подавить свои эмоции, но испытывать их не перестанет. А в дальнейшем ложный навык «зажимать» эмоции серьезно повредит в целом его судьбе.
Что делать: нужно развивать чувственность малыша, формируя способность к сопереживанию и состраданию другим людям. Это достигается через чтение классической литературы на сопереживание. Когда весь диапазон эмоций конвертируется в сопереживание и любовь к людям — страхи и истерики уходят. Полезно знать, что у вас растет будущий гуманист, возможно, врач или деятель культуры.
Как вести себя родителям или воспитателю с непослушным ребенком – учимся правильному диалогу
Если вы чувствуете, что руки уже опускаются, с языка вот-вот слетит какая-нибудь ерунда, а ладонь чешется от желания дать тапком по мягкому месту — выдохните, успокойтесь и запоминайте:
Всегда объясняйте — почему «нельзя» и почему «надо». Ребенок должен понимать устанавливаемые вами правила поведения.
Никогда не меняйте эти правила. Если нельзя сегодня и здесь, то нельзя завтра, через год, здесь, там, у бабушки и пр. Контроль над выполнением правил лежит на всех взрослых членах семьи — это обязательно условие. Если вы запретили сладенькое до обеда, то бабушка также должна это правило соблюдать и не кормить внука пирожочками до супа.
Отучайтесь сюсюкать сразу. Это до года можно умиляться его шалостям, сюсюкать и улыбаться капризам. После года — берите дело в свои руки, одетые, в свою очередь, в ежовые рукавицы. Да, будут обиды поначалу. Это нормально. Зато через 2-3 года вы не будете плакать подружке в трубку — «я больше не могу, он меня не слушается!». Обижается? Не жалеем! Слова «Нет» и «Надо» — железные. Не вздумайте улыбнуться, а то будет как в анекдоте — «эй, ребята, да она же шутит!».
Ребенок не желает играть по вашим правилам? Будьте мудрее. Отказался собирать разбросанные кубики — предложите игру на скорость. Кто быстрее соберет — тому молоко с печеньем (естественно, не торопитесь). Не хочет ложиться спать? Заведите привычку — каждый вечер купать его в ароматной водичке с высокой пеной и игрушками. А после — интересную сказку на ночь. И проблема будет решена.
Хвалите чадо за послушание, помощь и выполнение ваших просьб. Чем чаще вы будете его хвалить, тем сильнее он будет стараться вас порадовать
Для детей очень важно, когда родители ими гордятся и радуются их успехам. От этого у детей вырастают «крылья».
Строгий и четкий режим дня
Обязательно! Без режима сна/питания вы никогда ничего не добьетесь.
Прежде чем сказать «нельзя», хорошо подумайте: а, может быть, все-таки можно? Ребенок хочет попрыгать по лужам: почему нельзя, если он в сапожках? Ведь это весело! Вспомните себя ребенком. Или малыш хочет поваляться в сугробе и сделать ангела. Опять же, почему нет? Одевайте малыша по погоде с учетом его желаний, и тогда вместо вашего «нельзя» и криков ребенка, будет радостный смех и бесконечная благодарность. Хочет кидаться камушками? Выставьте в безопасном месте (свободном от прохожих) кегли или банки — пусть кидает и учится меткости. Что можно и что нельзя запрещать ребенку — важные правила для родителей.
Направляйте активность чада. Ищите способы, через которые он сможет выплескивать энергию. Не запрещайте ему рисовать на обоях, отдайте ему целую стену под «раскраски» или наклейте 2-3 белых ватмана — пусть творит. Может, это будущий Дали. Лезет в ваши кастрюльки, мешает готовить? Посадите его за стол, замешайте ему стакан муки с водой — пусть лепит «пельмени».
И, конечно, будьте внимательны к своему карапузу.
Помните, что внимания и понимания хочется в любом возрасте, а в детском — кратно больше.