Игры на эмоциональное развитие в детском саду: эмоциональный букварь для детей и взрослых

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.


Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям

Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье

Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.

С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

С самого рождения

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Игры на эмоции в детских группах

В группе детского сада или школьном классе собираются малыши с самыми разными комбинациями векторов. Поэтому для развития эмоций детей можно чередовать различные игры. Подвижные и малоподвижные, интерактивные и ролевые, головоломки и музыкальные упражнения. Главное – учитывать психологические особенности детей, давать задачу, которая соответствует их свойствам.

Например, медлительные обладатели анального вектора не будут стремиться к подвижным играм. Звуковики тоже их избегают. Шум – слишком большая нагрузка для их чувствительного слуха. Однако при выполнении подвижных заданий на развитие эмоций такие дети отлично справятся с ролью аналитиков и наблюдателей. Могут отгадывать чувства героев, комментировать происходящее.

В ходе музыкальных занятий на развитие эмоций детям с кожно-зрительным сочетанием векторов лучше дать возможность потанцевать или разыграть сценку. Анально-зрительные дети предпочтут рисование. Звуковой ребенок может с головой уйти в слушание музыки. При внешнем отсутствии мимики он переживает музыкальные образы глубоко. Психологически грамотный педагог не станет «дергать» его и прерывать это сосредоточение.

Почему эмоции – это важно

С рождения дети развиваются не только физически и умственно, но и эмоционально.

Дети по-разному реагируют на свои эмоции. Реакции могут быть совершенно разные по содержанию и интенсивности, это зависит от многих факторов.  Эти реакции оказывают большое влияние на поведение детей, их адаптацию и на общее качество жизни.

Например,

Реакция на низкую оценку у одного ребенка вызовет плохое настроение до конца дня, другой же ребенок решит, что он ее исправит, и успокоившись, будет чувствовать себя в порядке.

Когда мы говорим об эмоциональном развитии, мы имеем ввиду изучение ребенком собственных эмоций, понимание им причин и механизма действия, распознавание собственных чувств и чувств других людей, поиск эффективных способов управления эмоциями. По мере того, как дети растут и получают жизненный опыт, их эмоциональная жизнь становится более сложной. Умение управлять множеством эмоций очень важно для их эмоционального благополучия. Родители и педагоги, демонстрируя свои реакции и обсуждая с детьми чувства и способы управления ими, играют важную роль в поддержании эмоционального развития детей

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Последствия неправильного эмоционального воспитания

Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.

Стыд, вина, тревожность

Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.

Гиперпослушание (конформность)

Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.

Агрессивность

Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Тренируем эмоции

Попросите ребенка:

Нахмуриться, как осенняя туча;
		как рассерженный человек;
		как злая волшебница.
Улыбнуться, как солнце;
		как хитрая лиса;
		как радостный человек;
		как будто он увидел чудо.
Разозлиться, как ребенок, у которого отняли мороженное; 
		как два барана на мосту;
		как человек, которого ударили.
Испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу;
		как заяц, увидевший волка;
		как котенок, на которого лает собака.
Устать, как человек, идущий в гору;
		как человек, поднявший большой груз;
		как муравей, притащивший большую муху.
Отдохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак;
		как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
		как уставший воин после победы.

Детское эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие — сложная задача, которая начинается в младенчестве и продолжается всю взрослую жизнь. Первые эмоции, которые могут быть распознаны у младенцев, довольно простые  — радость, гнев, грусть и страх. Позже возникают более сложные эмоции, такие как застенчивость, удивление, восторг, смущение, стыд, чувство вины, гордость и сочувствие. 

У очень маленьких детей эмоции, в основном, состоят из физических реакций (например, учащенное дыхание, сердцебиение) и поведения. По мере роста дети развивают способность распознавать свои чувства. Эмоциональная реакция 10-летнего человека будет намного сложнее, чем у трехлетнего ребенка.  Однако и младшие школьники все еще учатся узнавать эмоции, понимать, почему они появляются, и как ими правильно управлять. По мере развития вещи, которые провоцируют эмоциональные реакции детей, меняются, как и способы управления ими.

Например,

Если 3-х летнего малыша способна вывести из себя попытка другого ребенка покататься на его самокате, то в 6-7 лет дети спокойно реагируют на это и применяют отработанные тактики: разрешают или забирают свой самокат, или обращаются за помощью к взрослым.

Что такое эмоциональный опыт, как его приобретают?

  • физические реакции (например, частота сердечных сокращений, дыхание, уровень гормонов);
  • чувства, которые дети узнают и учатся называть;
  • мысли и суждения, связанные с чувствами: как ребенок думает и оценивает чувства, или ему в этом помогают взрослые (например, при семейной установке «мужчины не плачут» мальчики, даже испытывая сильнейшую грусть, внешне не проявляют ее);
  • сигналы действия (например, желание приблизиться, побег).

На выражение эмоций влияют:  

  • Удовлетворение эмоциональных потребностей детей (в родительской любви, безопасности, принятии и др.)
  • Темперамент. Учиться регулировать эмоции для некоторых детей труднее, чем для других. Это может быть связано с их особым эмоциональным темпераментом. Одни дети спокойно реагируют на событие, другие – более восприимчивы эмоциям («чувствительные дети»). Эмоции захлестывают их, они с трудом успокаиваются, действуют импульсивно, им трудно контролировать свои реакции.
  • Ценности и убеждения относительно уместных и неуместных способов выражения эмоций, которым дети учатся у родителей и педагогов.  Дети учатся различным способам выражения эмоций на основе того, что считается нормальным в их семье и культуре. Некоторые семьи и культуры поощряют детей выражать эмоций («итальянское семейство»), в то время как другие семьи одобряют сдержанность.  
  • Опыт эмоционального поведения, который дети приобрели и используют

Пример разных реакций: Дети играли в настольную игру. Одна девочка обманула других игроков, в чем ее уличили. Дети возмутились: «Так не честно!», а другая девочка не смогла сдержать свое возмущение, начала кричать и драться, пришлось обращаться к взрослым за помощью. 

Правила эмоционального воспитания

Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.

1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства

Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями

2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.

3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.

Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.

Что вы чувствуете?

Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.

Какие бывают эмоции

Радость Грусть Гнев Стыд Беспокойство
Восторг Воодушевление Гордость Благодарность Надежда Нежность Безмятежность Умиротворение Любовь Восхищение Симпатия Умиление Ликование Предвкушение Печаль Разочарование Сочувствие

Огорчение

Тоска Сожаление Жалость

Отчаяние Скорбь Горе

Недовольство Возмущение Раздражение Бешенство Обида Отвращение Презрение Злость Досада Злорадство Ревность Негодование Зависть Неприязнь Неловкость Смущение

Вина Неудобство

Волнение Страх Опасение Тревога Настороженность Ужас Боязнь

Паника Испуг Трепет

Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?

Рассматривание картинки

Для игры пригодятся сюжетные картинки с изображением различных настроений. Задача ребенка: соотнести, что делает тот или иной персонаж на картинке и что он при этом чувствует.

Помимо игр с карточками и картинками, можно предложить детям разыграть различные мини-сценки. Расскажите ребенку краткий сюжет и пусть он попробует его «актерски» обыграть. Сюжеты могут быть самыми разными, как на основе сказок и историй, знакомых вашему малышу, так и придуманными прямо «на ходу».

«Баба-Яга». Выражение гнева. «Баба-Яга, костяная нога, поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает».

«Фокус». Выражение удивления. «Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана вылетел голубь».

«Лисичка подслушивает». Выражение интереса. «Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут кот и петух, и подслушивает».

Но детей надо учить не только общаться, но и учить их эмоционально расслабляться, сбрасывать напряжение. Ведь постоянное сознательное подавление эмоций ведет к перенапряжению не только нервной системы, но и определенных групп мышц. О влиянии чувственных переживаний на мышечную усталось указывал в своих исследованиях еще русский физиолог В.М.Сеченов. На этой же тесной связи эмоциональных переживаний и мышечных напряжений построены принципы телесно-ориентированной терапии.

Игра «Насос и мяч»

Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч пустой). Второй игрок начинает надувать мяч, сопровождая движения рук звуком «с». Услышав звук «с», первый игрок вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях. На втором «с» выпрямилось туловище, после третьего у «мяча» поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ «выдергивает» шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух: «ш-ш-ш…». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. После чего игроки меняются ролями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: