Как научить ребенка быстро и правильно считать в уме: методики устного счета для первоклассников

Основные этапы освоения счёта

Прежде чем начать процесс обучения, выясните его главные этапы. Всего их 5:

  1. В 2-3 года малыш способен осознавать различия между понятиями мало, один/одна, много.
  2. В 4 года ребёнок сможет посчитать 5-10 конкретных осязаемых и понятных предметов, но не абстрактных. Это реальные вещи, которые малыш видит и трогает, например, игрушки, фрукты, камушки или кубики.
  3. В 5 лет девочка или мальчик уже способны хорошо считать до 10, делая это самостоятельно и без помощи взрослого: по собственной инициативе или же по чьей-то просьбе.
  4. В 6 лет ребёнок может считать уже до 20-30. Также в этом возрасте можно начать освоение написания разных цифр. Шестилетняя девочка или мальчик могут не только запоминать, как цифровые символы выглядят, но и писать их самостоятельно, пусть неидеально. Также на данном этапе нужно знакомить ребёнка с понятиями равенства и меньше/больше. Например, чадо должно уравнивать группы предметов, перемещая элементы между ними. Также дочка или сын могут определять, где вещей больше, а где меньше (но не на глаз, а посредством счёта).
  5. К 7 годам, то есть к началу периода посещения школы ребёнок может свободно считать до 100, а также готов осуществлять сложение и вычитание небольших чисел в пределах 10.

Состав числа до 20 — Распечатать и заполнить таблицу

Чтобы распечатать состав числа до 20 в виде числовой таблицы, скачайте файл задания во вложениях (если занятие проводится с группой детей, то распечатайте каждому ребенку по одному экземпляру). Объясните детям, по какому принципу нужно заполнять каждую таблицу:

  • В первой таблице ты должен к единичке прибавить число из правого столбика (по порядку), а ответ вписать в пустую клетку слева. И так в каждой строке, пока не дойдешь до самого низа.
  • Во второй таблице нужно прибавлять числа к двоечке.
  • В третьей таблице нужно от каждого числа слева отнять единичку, а ответы записать в пустые клетки справа.
  • В четвертой таблице от каждого из чисел слева нужно отнимать двоечку.
  • В пятой таблице — к тройке прибавлять числа справа.
  • И наконец, в шестой таблице тебе нужно от каждого числа слева отнять троечку.

Скачать упражнение «Состав числа до 20 — Распечатать числовую таблицу» вы можете во вложениях внизу страницы.

Развиваем общую и мелкую моторику

Детские психологи прочно связывают моторику с общим развитием ребенка. Каждое движение крохи работает на его интеллектуальные и речевые способности. Ребенка двух лет можно занять:

  • Пальчиковой гимнастикой: лепка, аппликация, рисование.
  • Игрой с рамкой-вкладышем.
  • Расстегиванием кнопок, пуговиц, молнии. Если есть желание, пусть научится застегивать пуговицы и молнию.
  • Учимся снимать и надевать одежду (шапки, носки, варежки).
  • Переливаем воду и пересыпаем крупу, используя воронку, чайник, кувшинчик, лейку (купите детскую посуду).
  • Мытье рук. Учим кроху самостоятельно мыть ручки. Обучение идет мягко, без принуждения. Одновременно показываем, как открывать и закрывать кран, выдавливать из бутылочки жидкое мыло, намыливать им руки.
  • Наливаем в стакан мыльную воду, даем малышу венчик, чтобы он взбивал воду.
  • Заполняем блюдечко водой, кладем в нее круглые шарики (контейнеры киндеров), даем сыну или дочке ложку и просим выловить предметы. Вынутый предмет складываем в стакан без воды.
  • Используем для набора воды пипетку или клизму: набираем-выливаем.
  • Собираем воду с помощью губки и выжимаем губку.
  • Берем бумагу и бутылку. Ребенок должен сильно скомкать бумагу и получившийся комочек протолкнуть в горлышко бутылки.
  • Игры с прищепками и шнуровкой.
  • Складываем узоры из макарон, палочек, фасоли.
  • Ребенка до 3 лет учим соединять линиями точки на бумаге. Используем задания в детских книжках и журналах.
  • Перекладываем мелкие предметы (бусины, горох) пинцетом.
  • Подбор крышек к бутылкам и баночкам. Учим их закручивать и откручивать.
  • Играем в складывание пирамидок, используем сортеры, рамки-вкладыши.

Величина

Дети 3 – 4 лет учатся сравнивать различные предметы (брусочки, полоски бумаги, ленты) по ширине, длине и высоте, и пользоваться словами: «длиннее – короче», «одинаковые по длине»; «шире – уже», «одинаковые по ширине»; «выше – ниже», «одинаковые по высоте»; «больше – меньше», «одинаковые по величине».

Карточки изучения величины “больше-меньше”

После того, как дети научатся сравнивать величину и обозначать ее словами, можно провести дидактическую игру «Поручение». Взрослый, от имени куклы, просит принести, высокую елочку, длинную дорожку, короткую ленту, найти морковку такой же высоты…

Игры на понятия “больше/меньше” можно купить в магазине

Геометрические фигуры

Дети 3-4 лет знакомятся с квадратом и кругом. Для этого взрослый дает каждому ребенку разные по цвету силуэты квадрата и круга. Показывая, например, квадрат синего цвета просит детей найти у себя такую же фигуру. То же самое он проделывает с кругом красного цвета, при этом название фигуры не произносит. Дальнейшее обследование геометрических фигур происходит осязательно-двигательным путем. Ребята многократно проводят пальцем по контуру фигуры и произносят ее название.

Изучение фигур проще всего проводить в игровой форме

Для закрепления материала, можно поупражнять детей и предложить, например, положить все квадраты на нижнюю полоску, а круги – на верхнюю; поднять фигуру в руке и назвать ее; сложить круги в лоток, а квадраты – в коробочку или поиграть в игры «Отгадай, что лежит в мешочке», «Найди домик».

Ориентировка в пространстве

В этом возрасте ребята учатся ориентироваться в пространстве «от себя», и усваивать такие понятия как: направо (справа), налево (слева), вперед (впереди), сзади (позади), вверху, внизу.

При обучении ориентировки в пространстве, за основу берутся части тела самого ребенка: внизу – там где ноги, вверху – там где голова, сзади – спина, а впереди – лицо, справа – правая рука, а слева – левая. Научиться ориентироваться в пространстве малышам помогут следующие упражнения: «Помаши курочке правой рукой, затем – левой»; «Куда поскакал зайчик» (вверх, вниз по горочке); «Вытяните флажки вперед (перед собой), спрячьте их назад (за спину).

Ориентирование в пространстве по карточкам

Ориентировка во времени

В повседневной жизни дети учатся ориентироваться во времени. Хорошим помощником станет четкое выполнение режима дня.

Взрослый знакомит детей с частями суток – утро, день, вечер, ночь. В процессе выполнения режимных моментов, взрослый говорит, что сейчас утро, мы с вами проснулись, умылись, делаем зарядку и завтракаем. Перед обедом нужно сказать, что сейчас день, мамы с папами на работе, а мы с вами занимаемся, гуляем, и обедаем.

Игрушечные часы пазлы

Для закрепления частей суток можно предложить детям рассмотреть картинки, которые позволят ответить на вопросы: «Что делают ребята, изображенные на картинке?»; «Когда мы гуляем, спим?». Читая художественные произведения, можно предложить детям указать на картинку, которая характерна для деятельности людей в определенное время суток (день, ночь, утро, вечер).

Надеемся, что все вышеперечисленные упражнения помогут взрослым правильно сориентироваться и поспособствуют качественному проведению занятий по математике с дошкольниками.

Сложение и вычитание: эффективные способы обучения

К началу обучения в школе большинство детей уже умеют оперировать базовыми математическими действиями — сложением и вычитанием. Современная программа для первых классов построена так, что задачи на сложение и вычитание дают детям почти сразу — и научиться складывать и вычитать лучше успеть в дошкольном возрасте.

Как научить ребёнка сложению и вычитанию: первые шаги

Начните знакомство с базовыми математическими действиями с использования наглядных предметов — кубиков, счётных палочек или других, удобных для ребёнка:

  • разберите цифру 2: покажите ребёнку, что если сложить один предмет и ещё один предмет — получится 2;
  • таким же способом разберите по составу остальные цифры в пределах 10;
  • убедитесь, что ребёнок понял принцип разбора и сам складывает предметы без ошибок;
  • освоив сложение, переходите к вычитанию, используя те же наглядные предметы.

Сложение и вычитание на пальцах

Когда ребёнок научится складывать и вычитать предметы, переходите к сложению и вычитанию на пальцах — или пропустите этот этап, если сын или дочь бойко и уверенно складывают и вычитают все окружающие предметы. В любом случае проследите, чтобы малыш постепенно отучался от счёта на пальцах — педагоги замечают, что привычка считать на пальцах мешает детям научиться считать в уме.

Как научить ребёнка считать на пальцах:

  1. Начните с пяти пальцев одной руки, придумывая интересные малышу задачки. Например, задача на сложение: «У тебя 2 машинки, поэтому разогни два пальчика. У братика 3 машинки, разогни ещё три пальчика. Всего у вас 5 машинок».
  2. Предложите решать задачки на вычитание. Например: «У мамы 4 конфеты, разогни четыре пальчика. Мама дала тебе одну конфету, загни один пальчик. У мамы осталось 3 конфеты».
  3. Когда ребёнок начнёт без ошибок складывать и вычитать в пределах пяти — переходите к аналогичным занятиям с подключением всех десяти пальцев.

Как научить ребёнка считать в уме

Умение складывать и вычитать в уме — один из самых полезных навыков для дошкольника, который сильно облегчит изучение математики в школе. Прежде чем учить ребёнка считать в уме, убедитесь, что он умеет складывать и вычитать предметы, и владеет счётом как минимум в пределах двадцати.

Как научить ребёнка считать в уме:

  1. Создайте у ребёнка чёткую связь между числом и визуальным образом: подключите игры с математическим домино и кубиками. Можно использовать математический набор по методу Зайцева: набор карточек, который связывает число и геометрическую фигуру. Дети хорошо воспринимают занятия по методике Зайцева – постепенно так можно научиться сложению и вычитанию даже в пределах тысячи.
  2. Научите ребёнка, если он ещё не знает, что такое «больше», «меньше», «поровну» с подключением наглядных примеров.
  3. Уделите достаточно времени разбору числа. Чтобы сложить 4 и 3, ребёнок должен знать, что эти цифры «помещаются» в цифру 7. Тот же принцип работает с вычитанием: чтобы от 8 отнять 5, нужно знать, что 5 и 3 «помещаются» в 8.
  4. Познакомьте ребёнка с правилом «от перемены мест слагаемых сумма не меняется».
  5. Подключайте к обучению любые игровые пособия, которые понравятся малышу: кубики, таблицы, счётные палочки, карточки, тематические настольные игры.

Как научить ребёнка считать в столбик

Если ребёнок умеет считать до ста и хорошо понимает, что такое единицы и десятки — сложностей со счётом в столбик обычно не возникает.

Как научить ребёнка считать в столбик:

  1. Объясните, что в столбик числа складывают и вычитают по разрядам: единицы — отдельно, десятки — отдельно.
  2. Покажите последовательность действий, если при сложении единиц получается число больше или равное 10: нужно записать только вторую цифру, а первую — запомнить. Для удобства первую получившуюся цифру можно записать над разрядом десятков. Родители наверняка помнят со школьных времен выражение: «Два пишем — один в уме» (или другие цифры от 0 до 9). Пример: 17+15 = 7+5 = 12 (двойка записывается, единица уходит к десяткам) = 1+1+1 = 3 (итоговая сумма разряда десятков) = 32 (первая цифра — сумма разряда десятков, вторая цифра — сумма разряда единиц).
  3. Научите ребёнка вычитать в столбик. Принцип действий почти тот же, что при сложении, только если верхняя цифра в единицах оказалась меньше нижней, то недостающую единицу нужно «занять» у десятков. Например: 31-13 = 11-3 = 8 («заняли» цифру 1 у десятков) = 2-1 = 1 (цифра 3 в десятках уменьшилась на «занятую» единицу) = 18.

Как научить считать до 100

Когда ребёнок научится считать до 20 не сбиваясь, родителям пора помочь сыну или дочери освоить счёт до ста. Попробуйте научить малыша считать до 100 таким способом:

  1. Расскажите ребёнку, что раньше числа больше десяти назывались так: «две десяти», «три десяти», «четыре десяти», и так далее. Позже слово «десяти» сократили до «дцать» и появились привычные нам «двадцать», «тридцать», «пятьдесят». Исключения, которые нужно запомнить: «сорок» (означает «очень много») и «девяносто» (означает «девять до ста»).
  2. Потренируйтесь в запоминании десятков в правильной последовательности от 10 до 100: 10, 20, 30, 40, 50…
  3. Запомнив правильную последовательность десятков, переходите к единицам. Объясните ребёнку, что числа от 20 до 100 идут не подряд — между ними всегда есть единицы: 21, 22, 23 и т.д. Дети, которые хорошо усвоили счёт до 10 и до 20, быстро понимают и запоминают последовательность счёта до ста.
  4. Просите малыша учить числа постепенно, по одному десятку в день: с 10 до 20, с 20 до 30, и так по порядку до 100.
  5. Практикуйте занятия в игровых формах. Подключите детскую любовь искать несоответствия и ошибки: намеренно пропускайте число в ряде до 100, и просите ребёнка найти «пропавшее» число — такие логические игры способствуют быстрому запоминанию счёта до 100.

Освоив цифры, переходите к постепенному изучению таблицы умножения. Мы собрали в одном месте и рассказали о самых действенных способах, которые помогут вашему ребёнку легко справиться с этой задачей!

Пальчиковые игры

Отлично развивают сенсорное восприятие ребенка и мелкую моторику творческие занятия и пальчиковые игры.

Вышли пальчики гулять…»

В народе говорят, что ум человека в кончиках пальцев. По мере того как пальчики становятся все более ловкими и умелыми, ребенок также становится более смышленым и сообразительным — это связано между собой. Многие наши занятия ручным трудом, как мы уже рассказывали, развивают мелкую моторику. Но есть специальные ежедневные занятия для этих целей — пальчиковые игры.

Сколько удовольствия доставляет малышам пальчиковая игра в «сороку-белобоку»!

А вот другая игра:

«Раз, два, три четыре, пять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел!

При словах «этот пальчик гриб нашел» загибайте мизинец, затем последовательно безымянный палец, средний и указательный. При словах «ну а этот..,» загните большой палец и пощекочите ладошку малыша.

***

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек — стайка,

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей,

Эта птичка — скворушка, Сонная головушка,

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — скворушка, Серенькое перышко,

Это зяблик, это чиж,

Это развеселый стриж.

Ну а это злой орлан

Налетел, как ураган.

Птички, птички, по домам.

Пояснения: Сначала ручки машут «крылышками», а затем каждый пальчик-птичка кланяется, и последний пальчик — большой — совершает (вместе с рукой) круговые движения, и все пальчики прячутся за спину.

***

Перед тобой пятерка братьев — Раз, два, три, четыре, пять.

Дома все они без платьев — Раз, два, три, четыре, пять.

А на улице зато Надо каждому пальто:

Этому пальто, этому пальто…

Раскрывается правая ладошка. Шевелим каждым пальчиком. Раскрывается левая ладошка. Кланяется каждый пальчик. Левой рукой «одеваем», поглаживаем каждый пальчик правой.

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

Делаем ладошками «крышу». Пальчики в кулачки (большой палец внутри).

Большой палец вылезает.

Больше пальчиковых игр найдете в этом видео:

Лёгкое обучение счёту: советы родителям

Правила обучения дошкольников математике, уже доказавшие свою результативность на практике:

занимайтесь 20-30 минут в день, разделив занятия на 2-3 раза;
не акцентируйте внимание на повторении, если этого не требуется для решения новых задач: повторение ради повторения в математике только тормозит результат;
переходите к новому материалу, когда ребёнок как следует усвоил предыдущий;
используйте полученные знания в повседневной жизни: считайте ступеньки, лапы у котов, деньги в магазине;
доверяйте ребёнку выполнять задания самостоятельно — так уверенности в своих силах у малыша только прибавится.

Будьте терпеливы. Даже если тяжело и кажется, что вы уже сто раз объяснили, а ребёнок всё равно ничего не понял. Постепенно даже такая сложная задача как обучение счёту уложится в детской голове и, возможно, ваш малыш станет будущим отличником по математике!

1 сентября 2021 года:

  • Пойдут ли дети в школу в сентябре и что будет с линейкой? Ответы на главные вопросы родителей
  • Подготовка к 1 сентября: чек-лист для родителей. Что нужно сделать?
  • Что подарить ребенку на 1 сентября?

Готовимся к школе:

  • Как собрать ребёнка в школу и не стать банкротом?
  • Лучшие смартфоны для школьников на любой кошелёк
  • Рюкзак, ранец или портфель для школьника: что выбрать и как?

Как научить ребенка счету играя

Успешное обучение счету детей дошкольного возраста возможно только в игровой форме. Тем более, что, как вы уже поняли из выше приведённых примеров, математика, хоть и серьезная наука, но отлично адаптируется к игровым моментам. В настоящее время существует множество способов обучить ребенка счету и простым вычислениям с помощью игр. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Настольные математические игры. Такие игры обучают числовому ряду, построению закономерностей, математическим вычислениям, к тому же развивают мышление, воображение и мелкую моторику.
  1. Бытовые математические игры. Как понятно из названия — это игры, модель которых используется в быту.

Например, игра в магазин. Побудьте покупателем, а ваш ребенок продавцом. Пусть он разложит товар, назначит цену за него, принимает оплату и дает сдачу.

Также интересна игра в учителя. Напишите вашему маленькому педагогу контрольную работу (обязательно с ошибками), а он пусть проверит и выставит вам оценку.

  1. Компьютерные игры. Использование компьютера может сыграть неплохую роль в образовательных целях. Сейчас можно найти очень много флеш-игр и мобильных приложений для обучения и закрепления необходимого навыка. Такие игры не только прекрасно развлекут малыша, но и помогут освоить некоторые понятия или закрепить изученный материал.
  1. Коллективные игры. Для этих игр необходимо участие как минимум двух человек. В данном варианте математической игры развиваются не только навыки счета и вычисления, они также помогают ребенку освоиться в команде, проявить свои лидерские качества, способствуют общению и укреплению дружеских связей.

В качестве примера: игра «Ягодная поляна». В игре используются предметы небольшого размера, например, фасоль или орехи, которые разбрасываются по полу. Каждой команде необходимо собрать наибольшее число ягод на время. После этого урожай каждого подсчитывается и объявляется победитель.

  1. Игры, сделанные своими руками. 

В современном мире очень часто приходится слышать от взрослых людей, что математика в жизни ему нисколько не пригодилась. Однако, это не совсем так.

Помимо всего перечисленного в статье, математика создает образец здравого и обоснованного мышления. Она является движущей силой для умственного развития: формирует способность анализировать, учит логическому рассуждению, быстрому принятию решений, вырабатывает умение планировать свое будущее, развивает способность абстрактно мыслить. И это еще неполный список!

Чему учит математика малышей 3-4 лет

Каждый образованный родитель хочет понимать, насколько его ребенок хорошо развит. Не упускает ли каких навыков, которые важны в современном мире, на что стоит сделать упор. Чтобы адекватно оценить знания и умения детей, нужно знать, что требует от них сегодняшняя система образования.

Математика у трехлетних детей

Математика в 3 года в детском саду не является сложной. Дети должны:

  • Освоить работу с числами в пределах пяти. Это и порядковый, и обратный счет.
  • Понимать, из чего состоит то или иное число (например, 5 – это 4+1).
  • При счете пользоваться пальцами, счетными палочками, другими доступными предметами.
  • Правильно использовать названия порядковых числительных, а также количественных в названиях цифр.
  • Узнавать написанные числа, уметь их написать самостоятельно.
  • Называть число, которое идет перед заданным, а также после.
  • Использовать понятия «больше», «меньше», «столько же». Четко понимать разницу между ними.
  • Освоить ориентацию в пространстве (например, показать на листке тетради, где строчки выше, а где ниже, которые слева, справа, между ними, что находится в центре, что вверху, что внизу).

К сведению! Дети должны различать предметы.

По величине:

  • Большой — больше.
  • Маленький — меньше.
  • Короткий — короче.
  • Длинный — длиннее.
  • Высокий — выше.
  • Низкий — ниже.
  • Широкий — шире.
  • Узкий — уже.

Занятия по математике

По геометрической форме:

  • квадрат;
  • круг;
  • треугольник;
  • прямоугольник.

Должны находить эти фигуры и уметь их нарисовать, называть геометрическую форму окружающих предметов. Научиться определять их цвет. Различать круг и шар, квадрат и куб.

Подготовка к обучению

К 5-6 годам ребенок на хорошем уровне оперирует числами, усваивает количественный счет, делает несложные математические действия, не используя пальчики. Чтобы быстрее перейти к устному счету, необходимо научить его считать столбиком. После того, как ребенок научился производить счет в тетради при помощи воображения, он учиться считать в уме. Без визуализации здесь не обойтись.

Начинайте с несложных упражнений. Сначала малышу дайте задание посчитать в уме, потом озвучить, сколько получилось. Надо научить его представлять и считать предметы в уме. Упражняйтесь на любых предметах на протяжении дня.

После простых заданий можно перейти к более значительным. Попросить ребенка представить и посчитать игрушки — куклу, машинку и мишку. А сколько будет предметов, если принести домик? Затем переходите к более сложным задачкам. Первое время малышу будет трудновато обходиться без наглядности, но со временем он поймет суть и будет быстрее справляться с задачей.

Хорошо помогают упражнения с составом числа. Можно заготовить числовые карточки, где указан состав числа разными способами. Например, 3+4, 5+2 и т.п

При помощи них он научиться визуально представлять  действия, что очень важно при обучении счету в уме. Если это превратить в увлекательную игру, то ваш малыш будет считать всё подряд, плюс разовьется воображение

Что делать в школе

Только-только пережив бурное развитие воображения и страхи во время кризиса 5 лет, ребенок должен освоиться с новым статусом школьника. Переступая школьный порог, малышу уже нужно обладать определенным багажом знаний и умений, чтобы быть успешным в учебе. Ведь иначе первый учебный год вы рискуете завершить с неприятными проявлениями кризиса 7 лет.

Итак, к началу обучения должны быть освоены следующие навыки:

  • узнавание и называние цифр, знание количественных и порядковых числительных в пределах первого десятка;
  • умение быстро считать до 10 в прямом и обратном порядке;
  • знание смежных чисел, понимание как составляются числа первого десятка;
  • умение делить «поровну» – на 2, 3, 4 части;
  • узнавание и изображение геофигур: круг, треугольник, четырехугольник;
  • понимание понятий: больше-меньше, выше-ниже, уже-шире.

Даже если все эти навыки освоены, ребенок может быстро потерять интерес к математике, если не видит практического применения своих знаний

Чтобы этого не произошло, обращайте внимание ребенка на математические понятия в повседневной жизни. Читая сказки, где встречается определенное число героев, попросите показать на пальцах или на палочках, сколько их

Вместе придумывайте сказки с числительными, спрашивайте, кто из героев больше, выше, кто за кем пришел. Играйте в загадки, например: какое число больше четырех, но меньше шести.

Обязательно развивайте и закрепляйте навыки ориентации на листе бумаги. Убедитесь, что малыш понимает, где на тетрадном листе верх-низ, углы, поля, середина, лево-право. Попросите поставить точку в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д. Маленький школьник должен быстро ориентироваться и в пространстве отдельной клеточки: где углы клетки, как отступить или пропустить несколько клеток.

Хотя взрослым эти навыки кажутся очевидными, но малышу могут понадобиться систематические тренировки, чтобы быстро применять их на практике. Хорошо помогает в развитии тонкой моторики и навыков письма рисование узоров по клеточкам. Узоры можно рисовать по образцу, а затем и на слух, так называемый «математический диктант»: одна клеточка вверх, две вправо и т.д.

Игры с детьми от 1 до 2 лет

Если вашему малышу недавно исполнился год, наверняка он только начинает ходить и с удвоенным интересом пытается познавать окружающий мир. Ребенок с удовольствием изучает новые предметы, пытается их попробовать «на зубок», перекладывает с места на место, переворачивает, толкает, запихивает — одним словом, все время проявляет какую-то активность. Ее непременно нужно поощрять, и для этого отлично подойдут совместные игры: играя вместе с родителями, малыш быстрее развивается и узнает окружающий его мир. Вот основные направления игр с детьми в возрасте от года до двух:

  • Игры на мелкую моторику;
  • Развивающие игры;
  • Игры с водой.

О занятиях для развития мелкой моторики вы можете прочитать в нашем материале «Мелкая моторика: развитие с рождения». Не менее важны игры с водой: они благотворно воздействуют на весь организм, способствуют гармоничному развитию и, конечно, очень нравятся детям. Вот что годовалый малыш может делать в ванной:

  • Играть со струей воды, подставлять под нее ручки и брызгаться;
  • Переливать воду из одного стаканчика в другой;
  • Украшать себя (и родителей!) пеной для ванны, лопать мыльные пузыри;
  • Купать свои игрушки;
  • Учиться отличать горячее от холодного;
  • Красить воду в разные цвета специальными аквакрасками.

Чем заменить просмотр телевизора или игры на телефоне или планшете

Методики обучения в разном возрасте

Для детей 2-3 лет

Обучение счету маленьких карапузов проходит несколько этапов:

  1. Знакомим с множествами. Ребенок в этом периоде должен уметь сравнивать объекты – один и много (один мишка — много мишек).
  2. Учим сравнивать множества по количеству. Малыш должен с пониманием показывать «больше» и «меньше». Например, положить в одну коробку 4 машины, а в другую — 6 машин, и сравнить, в какую коробку положили больше или меньше кубиков.
  3. Учим сравнивать множества, разные по количеству предметов и уравнивать их путем прибавления или убавления.
  4. Закрепляем навыки счета путем заучивания стихов, просмотра детских развивающих программ, проигрывания игровых ситуаций.
  5. Используем для упражнения в счете повседневную жизнь. Гуляя по парку, посчитайте деревья, на детской площадке — количество мальчиков и девочек и т.д. Везде находите возможность посчитать. Ребенок будет повторять за вами. Вы сами не заметите, насколько быстро он научится считать.

Таким образом, к 3 года малыш постепенно усваивает понятия «один», «много», «ни одного».

Для детей 4-5 лет

В 4–5 лет ребенок начинает осваивать количественный счет. При обучении необходимо учитывать принцип наглядности. Так как у маленьких детей наглядно-образное мышление, он должен действовать с предметами – дотрагиваться до них, брать их в руки, переставлять.

Покажите, как считать предметы правильно, т.е. надо дотронуться до каждого кубика по порядку и озвучить соответствующее число.

Таким образом, малыш соображает, что каждый кубик, находящийся в ряду, соотноситься с называемым значением числа. Похожим образом учим малыша считать по порядку, называя предмет по порядку. Например, считаем ступеньки у лестницы.

Для детей 5-6 лет

В пять лет ребенок начинает считать в пределах  пяти, может отвечать на вопросы «Сколько всего?» и «Который по счёту?». Необходимо напоминать ребенку о соотнесении последнего числа с общим количеством предметов. Например: «Один, два, три. Всего — три куклы».

 Выполнение игровых заданий и упражнений дает возможность перейти к решению более сложных задач. Можно приступить к простым математическим действиям, раскрывая понятия — плюс, минус и равно. Все математические примеры необходимо подкреплять наглядностью. Например, у Кати было 3 сливы. Она собрала с дерева еще 5 слив. Сколько всего получилось слив у Кати? Подобные задачи решаете на вычитание

Важно, чтобы ребята четко усвоили суть счёта

Таким образом, шестилетний малыш может посчитать предметы до десяти включительно, оперировать количественными и порядковыми числительными.

Что должны знать родители малыша 3-4 лет

Это:

  1. Для малыша в этом возрасте покой – это возможность двигаться, быть активным.
  2. Конечно, занятия и задания надо постепенно усложнять, но все же к занятиям простого типа надо тоже возвращаться. К примеру, если ребенок болеет, у него плохое самочувствие, то сложные задания придумывать для него не надо.
  3. Учтите, что ребенок в этот период жизни наделяет сознанием неживые предметы.
  4. У ребенка формируется понимание мира, поэтому старайтесь, чтобы основополагающие понятия сформировались правильно.
  5. Не торопите малыша – он все постепенно поймет и усвоит.

Игры с крупами развивают фантазию

Какой метод лучше

В наше время много разных методик, которые готовят детей к количественному счету и счету в уме. Классический метод, так называемый, счет по пальцам, уже не котируется, потому что он, якобы, устарел.

Современные авторы методик уверены, что  «бабушкин» метод не развивает у детей мыслительные процессы на должном уровне. Также были раскритикованы приемы счета по палочкам и линейке.

Они  предлагают другие варианты методик, которые чаще всего связаны с ассоциативным мышлением. Все они имеют свои плюсы и минусы. Главное, выбрать тот метод, который подойдет именно вашему малышу, научит считать в уме без напряжения. Выбор за вами!

Творческие занятия для малышей 2-3 года

Замечательные развивающие занятия для малышей 2-3 лет — это творческие занятия. Они помогают в правильном формировании как мелкой моторики и сенсорики, так в развитии воображения и мышления у ребенка. Итак, чем же занять ребенка в 2-3 года?

Рисование

Малыш к трем кроме размашистых линий начинает изображать фигуры: круги, квадраты, кляксы, треугольники. Три года — начало эпохи «головоногов»: малыш рисует человечков и животных в виде колобков с ножками и ручками. Это совершенно нормальный этап, не нужно поправлять малыша.

Пробуйте с малышом новые материалы и инструменты для рисования.

Материалы и инструменты

Это могут быть пальчиковые краски, восковые мелки, жидкая акварель, гуашь.

Жидкая акварель хороша тем, что не требует отдельно банки с водой для разведения краски. Нужно развести краски в баночках, положить в каждую свою кисточку, чтобы малыш не перемешивал краски, и можно начинать рисовать. Начинать нужно с одного цвета, например, желтого. Потом можно добавить красный и синий. Не давайте ребенку много цветов, пусть сам поймет, как получаются оттенки из трех основных цветов.

Восковые мелки должны быть толстые и короткие, тогда они не будут ломаться, и малышу их будет удобно держать. Мелков тоже не нужно много: вполне достаточно желтого, синего и красного для начала.

Пальчиковые краски нужно выбирать только натуральные и безопасные, ведь малыш будет перемазан ими полностью. Возможно, они даже попадут ему в рот. Для такого рисования приготовьте ребенку фартук и рабочее место. Вместо бумаги можно использовать, например, рулон старых обоев.

Лепка

Материалы для лепки

Лепить можно из пластилина, глины, воска, соленого теста

Если выбираете малышу какую-то другую массу для лепки, также обращайте внимание на состав. Чем натуральнее масса,тем лучше

  • Самый лучший материал для малышей — воск, он натуральный, теплый (в отличие от глины), не маркий, экономный. Воск можно раздобыть у пасечников. Перед использованием его нужно растопить в теплое воде, потом размять в руках. Готовые изделия из воска потом можно повторно растопить и слепить что-то другое.
  • Глина — также чудесный натуральный материал, но она подходит детям постарше. Во-первых, она маркая. Будьте готовы потом отмывать от глины ваше чадо и все вокруг. Во-вторых, лепка из глины требует определенной сноровки — она высыхает  в руках, и ее нужно периодически смачивать. Если же добавить слишком много воды, вылепить что-то будет просто невозможно. Все эти ее свойства могут создать трудности для малыша.
  • Пластилин — самый доступный сейчас материал, он нетоксичен, немарок, не требует воды, не высыхает, достаточно пластичен. Только будьте внимательны, чтобы малыш не размазывал его по столу и мебели, отдирать его от поверхностей бывает непросто. В идеале для лепки пластилина используют специальные пластиковые дощечки.
  • Соленое тесто можно приготовить самим в домашних условиях. Подробный пошаговый рецепт есть в нашей статье о соленом тесте.

Кроме массы для лепки и дощечки вам еще понадобятся: деревянный или пластиковый нож, стеки, формочки для пирожных или печенья, различные штампики.

Что можно лепить

Вы можете делать с ребенком отпечатки с разных поверхностей: дерево, листок, цветок, подошва обуви.

Спросите у малыша, что хочет слепить он, и помогите ему сделать это. Это может быть еда для кукол, животные, кукольная мебель, даже маленькие города и рельефы. 

Можно лепить объемные картины на картоне из пластилина. Для начала нарисуйте ребенку на картонке контур, потом дайте ему кусочки пластилина разного цвета, чтобы он залеплял картинку.

Предложите малышу сделать на листе картона горы из глины, теста или пластилина. Предложите воздвигнуть горы разной формы — высокие, узкие и невысокие, приземистые. Когда горная цепь будет готова, дайте ребенку клей, чтобы он обрызгал им вершины, а потом посыпал их солью. Одну горку можно посыпать не солью, а сахаром.

Топ игр для детей от 3 до 4 лет

Поиск сокровищ

Для этой игры потребуется несколько баночек, коробочек или шкатулок, в которые можно спрятать «сокровища»: монетки, маленькие игрушки, наклейки. Спрячьте их в доме, дворе или близлежащем парке и отправьтесь на поиски вместе с ребенком. Можно нарисовать настоящую пиратскую карту, которая укажет путь к сокровищам.

Шпион

Эта игра отлично подходит для пеших прогулок и помогает развить наблюдательность. Загадывайте разные предметы, которые видите на улице, и просите ребенка угадывать их, говоря: «Я вижу кое-что желтого цвета / круглое / деревянное, чего не видишь ты!» Затем поменяйтесь ролями.

Игра в слова

Для того чтобы развить словарный запас ребенка, поочередно называйте разных животных или героев мультфильмов, города, слова на конкретную букву, сказочных персонажей.

Кукольный театр

В этом возрасте дети готовы к тому, чтобы «основать» домашний кукольный театр. Актерами в нем могут быть любимые плюшевые звери, самодельные игрушки или специальные пальчиковые куклы. Не обязательно разыгрывать только сюжеты любимых книг и мультфильмов — напишите вместе с малышом собственный сценарий!

Дышим глубже

Трехлетки обожают игры для тренировки дыхания. Попробуйте вместе надувать мыльные пузыри и воздушные шары, дуть на полоски бумаги, удерживая их в воздухе, задувать свечи, с помощью дыхания перемещать по столу кусочки ваты или маленькие шарики.

Задания для развитие кругозора у детей 2-3 лет

Благодаря водным раскраскам происходит ознакомление с цветовыми составляющими. Многообразная тематика у раскрасок: растения, животные, фрукты, дом, быт.

Ролевые игры в магазин, дочки – матери, водителя, врача, повара, музыканта. Общение по игрушечному телефону.

Рассуждения о семье, временах года, днях недели, праздничных датах.

Инсценировки сказок: кукольный, настольный, пальчиковый театр.

Задание по изучению географической карты, глобуса, беседы о планетах, космосе, городах и странах.

Проведение простых экспериментов: превращение воды в лёд, растворимость в воде соли и сахара. Наблюдение за изменением красок при смешивании цветов.

Наблюдение за деревьями во время прогулки: листочки, иголочки, плоды, семена.

Рассматривание семейных фотографий, задание отвечать на вопросы «Кто это?», «Как зовут?».

Определение вещи по звучанию. Ложка в бокале – стучит, колокольчик – звенит, бумажка – шуршит. Пусть маленький всезнайка по звучанию, не видя предмета, определит и назовёт вещи.

Знакомство с жизнью птиц, животных, растений, насекомых, наблюдение за природными явлениями. Любознательность крохи следует поощрять и откликаться на просьбы и вопросы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: