Можно ли ставить ребёнка в угол: советы родителям

Детский ад. Почему даже в частных садах всё ещё совок?

Сегодняшний день начался с ужасного расстройства. Я озадачилась частным детским садом, потому что мой собственный опыт с садом в детстве был, мягко говоря, печальным. Мне порекомендовали частный детский сад не очень далеко от дома. Сходили с сыном посмотреть. Недешёвое для нас удовольствие, но уж очень он красивый, с панорамными окнами, выходящими на море, приятный интерьер, новые игрушки. Занятия меня в этом возрасте (ещё трёх нет) особо не волнуют — в этом возрасте спонтанная игра — это всё, что им нужно для развития. Но они какие-то есть, но это ладно, может и в радость будет. Леон пришёл в полный восторг, не хотел оттуда уходить. Тут-то нам всё и открылось… Ребёнок заплакал, я стала проговаривать его чувства, чтобы он быстрее успокоился, а директор (вроде это была она) сада сказала сторого: «У меня он бы уже в углу стоял».

— В каком смысле в углу?! — В прямом. Мы их туда ставим, когда они себя плохо ведут. — В смысле, когда они расстроены? Вместо того, чтобы помочь им успокоиться, утешить, вы их наказываете? — Они должны вести себя хорошо. — Но он же маленький! — Какой же он маленький, ему три года. — Три года — это маленький ребёнок! — Большой.

Я сказала, что это жесть, и что моего ребёнка нельзя наказывать за чувства. И мы ушли. Она посмотрела на меня как на сумасшедшую.

Мы своего ребенка ни разу пальцем не тронули, и никогда его не наказывали, тем более такими доисторическими методами, как ограничение подвижности — разве есть пытка лучше для активного эмоционального ребенка? Ещё бы в чулан ставили детей, блин

Если в этом так спокойно признаются, что тогда остаётся за кадром? А я расскажу что. Мы вышли и встретили детей из этого садика — они возвращались с прогулки. Одна воспитательница грубо дёрнула за руку ребёнка, который не хотел идти — в смысле он стоял, она рывком сорвала его с места и подняла в воздух. Я молчу о том, что там до вывиха недалеко, но это просто — ужасно грубо по отношению к малышу. Вторая говорила с каким-то совсем маленьким мальчиком зычным голосом в стиле «я что сказала?!». Не так в моих представлениях выглядит уход за детьми за немаленькие деньги… Да за любые на самом деле, так с детьми просто нельзя.

Мне очень грустно, что у такой прекрасной формы оказалось такое содержание.

А ещё печальнее, что в нашей стране 99% родителей даже не поймут что не так. Ведь у нас можно и по заднице, и подзатыльник, и наорать, и наказывать как вздумается. Детская психология? Педагогика? Гуманное отношение? Не, не слышали.

Ну и в голове не укладывается, как это вообще — отдаешь ребёнка в частный сад, чтобы он не сталкивался с недостатками советского дрессировочного воспитания, а там — оно.

Гордон Ньюфелд, канадский психолог, развивающий теорию привязанности, говорит, что нам нужно всем иметь отношения со своей фрустрацией, тревогой, стремлением к близости. Это означает иметь слова для них, и иметь место в своей жизни для них. Замечать их приход и давать им пространство для выражения вместо борьбы. А после рефлексия. Но рефлексия — не для маленьких детей, у них ещё нет биологических возможностей для неё. И с фрустрацией они самостоятельно справляться ещё не умеют — в этом должен помочь взрослый, который ухаживает за ребёнком. Это называется «контейнировать» — разместить эмоцию в психическом пространстве ребёнка так, чтобы он об неё не ранился. По‑простому — утешить. А просто подавлять эмоции очень вредно — это источник многих бед.

«Есть конвенция о правах ребенка, она гласит, что нельзя ставить ребенка в угол. Родитель может, воспитателю нельзя. Поэтому они только на стул имеют право посадить. Но, конечно, высказывание, ваше о воспитании ребенка, на мой взгляд, утопическое. Как справиться с 20 детьми одновременно, если воспитатель не будет строг с ними? Вы думаете о безопасности вашего ребенка и так далее? Хаос будет в группе. Я не говорю в угол ставить, бить, но меры воздействия быть должны. Ребенок должен знать дозволенное и слушаться»

Воспитание страданием недопустимо

Дети должны смеяться, бегать, прыгать, быть непослушными.
Конечно, все должно быть в определенных рамках. Если ребенок не
способен пошалить, это плохо. Естественно, родители не должны
позволять малышу делать все, что он хочет. В воспитании нет места
применению силы. Дети должны усвоить, что прав тот, кто умнее. Если
вы причиняете ребенку боль, то он будет стараться избегать
страдания. Появится страх. Малыш начнет врать, только чтобы
избежать наказания.

Если же вы все-таки являетесь сторонником «стояния в углу», то
психолог Борис Седнев составил для вас правила, к которым стоит
прислушаться – ведь важно не то, ставите вы ребенка в угол или нет,
а то, как вы это делаете! Само по себе нахождение в «углу» имеет
для ребенка гораздо меньшее значение, чем-то, каким образом, кто и
за что его туда поставил. Ребенок должен знать о существовании подобного наказания и в
каких случаях оно возможно (желательно, чтобы это были крайне
исключительные случаи)

Ребенок должен знать о существовании подобного наказания и в
каких случаях оно возможно (желательно, чтобы это были крайне
исключительные случаи).

Время наказания должно быть определено заранее. Само по себе
«время» не должно быть наказанием. Время необходимо подбирать так,
чтобы ребенок мог успокоиться, понять, что он сделал не так, и как
следует исправить свое поведение. Как правило, для этого хватает
пяти минут. В некоторых случаях (например, при повторном нарушении
поведения в той же ситуации или при нежелании отстоять положенные
по договору пять минут) время можно увеличить на несколько минут
или даже удвоить

Но в любом случае крайне важно, чтобы ребенок обо
всех правилах знал заранее

Перед тем как исполнить подобное наказание, обязательно следует
поговорить с ребенком и обсудить ситуацию. Объяснить ему, почему в
данном случае стоит вести себя по-другому, кому своими действиями
ребенок может причинить неприятности и чем подобное поведение
плохо. Если ребенок причиняет кому-то вред, то можно предложить ему
мысленно проиграть ситуацию, поменяться ролями, дать ребенку
понять, что другому человеку это может быть неприятно.

Фото: Getty Images / The Image
Bank

Когда вы обсуждаете с ребенком его поведение и даете
рекомендации, не стоит это делать в назидательном тоне. Выслушайте
ребенка, учтите его желания и мотивы и уже вместе с ним найти
оптимальный способ поведения.

После того как вы выслушали ребенка и высказали свою точку
зрения, подкрепите ее примерами. У вас гораздо больше опыта и
наверняка есть моменты, о которых ребенок даже не догадывался.
Приводя примеры, не будьте занудой, подумайте, как можно
заинтересовать ребенка новым способом поведения, чтобы ему самому
захотелось в подобных ситуациях поступать по- другому.

Ставя ребенка в угол, следует обязательно четко обозначить суть
подобного наказания. Сделать это можно словами: «А теперь постой и
подумай над своим поведением». Здесь можно напомнить, чтобы он
подумал о том, какой вред он мог причинить своими действиями, кому
сделать неприятно. И самое главное – подумать о том, как вести себя
по-другому. «Ты уже большой, и я надеюсь, что за эти пять минут ты
сделаешь правильные выводы и примешь правильные решения, как вести
себя по-другому».

После того как ребенок отстоял наказание, спросите у него, какие
выводы он сделал и как теперь будет вести себя в подобных
ситуациях. За правильные выводы стоит похвалить ребенка. В
некоторых случаях внести необходимые коррективы и убедиться, что
малыш понял и согласен. И честно и искренне желает изменить свое
поведение.

Почему устанавливать границы — это важно

Наверняка, многие из вас уже знают о таком психологическом понятии, как «границы» и для чего они нужны. 

Но повторим еще разок :)

Границы — это определенного рода договор с окружающими людьми (в данном случае — с ребенком), что допустимо делать в той или иной ситуации, а что — ни в коем случае. 

Границы могут быть более жесткими («нет, нельзя, ни при каких условиях») или более гибкими (в этой ситуации можно, а в другой — уже нежелательно) и зависеть от конкретной ситуации.

Я часто напоминаю в своем блоге, что размытые границы крайне неполезны для ребенка! Они лишают его ощущения безопасности, опоры и уверенности в том, что следовать за мамой — это хорошо. Ведь отношения мамы и ребенка построены по принципу комфортной зависимости, когда ребенок чувствует, что доверять и доверяться — безопасно

Именно для этого в отношениях с ребенком очень важно выстраивать границы!

Эта причина — фундамент отношений с родителями, которые остаются для ребенка авторитетными и значимыми. Однако, это не единственная причина, почему границы важны.

Для чего нужны границы?

  • Самопознание и понимание других. Границы помогают ребенку понять, кто я, где пределы моих возможностей, где пределы моей свободы, за которой стоит свобода другого человека.

  • Умение управлять собой. Когда ребенок сталкивается с правилами и ограничениями, то он приобретает способность и развивает необходимость противостоять своим сиюминутным хотелкам и желаниям. Если ребенку ничего не запрещают, то он не учиться запрещать себе сам. 

  • Уверенность. Знание правил делает ребенка уверенным в себе, помогает ему помочь закономерности мира. Ребенок усваивает: потрудился, получит результат. Обижаешь других — с тобой не хотят дружить. Так ребенок усваивает цену усилий и цену результата, учится управлять своими силами и приобретает опыт и уверенность: есть вещи, которые зависят от моих усилий.

  • Отношения. Как мы уже говорили, ощущение, что правила игры прозрачны и последовательны, ребенку очень помогает понять, кто он и как устроены другие. Но также, ребенок усваивает, как строятся отношения: на маму нельзя кричать, братика нельзя толкать, а если хочешь, чтобы тебе помогли, нужно попросить. 

Но это еще не все! 

  • Границы, разумеется, очень важны для мамы . Потому что когда мама чувствует, что у нее есть здоровый авторитет и одновременно душевные отношения с ребёнком, ей не придется иметь дело с детским деспотизмом — да-да, маленькие дети, которые получают больше власти, чем им по силам, начинают тиранить, или “садиться на голову”! 

  • Кроме этого, границы важны для мамы, потому что тогда она может быть уверена, что ее ребенок «справится с жизнью», и сама чувствует, что справляется. Она чувствует свою целостность, защищенность, достоинство, значимость. 

Маме с попранными границами сложно помогать, как ребенку, так и себе!

Если же у нее все в порядке с границами, то она выдерживает баланс между потребностями ребёнка и своими, не становясь при этом жертвой. Она не почувствует, что теряет себя, а, наоборот, станет надежной опорой для ребенка.  

При этом важно понимать, что ребенок не рождается с границами. Он осваивает их в процессе общения с мамой, папой и миром

Вот почему так важно их устанавливать.

Однако, многие родители допускают ошибки, выстраивая границы с ребенком. Хотите узнать какие?

Можно ли ставить ребёнка в угол. Мнение доктора Комаровского

Однажды известному современному детскому доктору Евгению Комаровскому задали вопрос: можно ли ставить ребенка в угол. Он рассказал о похожей методике, описанной в большинстве западных учебников. Она называется методикой тайм-аута, и заключается в том, что провинившегося ребенка родители оставляют наедине с собой. Для этого его отводят в комнату, где он не сможет придумать для себя никакого развлечения, так как здесь отсутствуют игрушки, книжки и телевизор.

Угол и отдельная комната — это не одно и то же, скажут многие. Но смысл наказания, в принципе, одинаков. Оба варианта лишают ребенка возможности заняться чем-либо. Он успокаивается, если до этого была бурная истерика. Находиться в углу он должен такое же количество минут, сколько ему лет. То есть, пять лет — пять минут, десять лет — десять минут и т.д. Почему именно такое количество времени? За пять минут пятилетний ребенок наедине с собой может успокоиться, а поскольку задумываться над своими поступками он еще не умеет в силу возраста, дальнейшее его стояние в углу бессмысленно. Десятилетний за десять минут и успокоится, и созреет до раскаяния. Ну а с более старшим ребенком этот метод уже не срабатывает.

Доктор Комаровский подчеркивает, что данный вид наказания — это крайняя мера. Его нельзя применять в отношении ребенка, если он, к примеру, не выучил уроки или не убрал свои игрушки. В этих случаях можно найти массу других способов наказания: лишить совместного похода в зоопарк, не купить мороженое, перенести обещанную покупку новой игрушки. Нельзя только лишать его физиологических потребностей: сна, еды, прогулки и прочих.

Таким образом, доктор Комаровский — сторонник того, чтобы ставить ребёнка в угол, но при этом уточняет, что делать это нужно только в крайних случаях, когда ему действительно требуется успокоиться и прийти в себя.

Рекомендуем также прочесть: Можно ли ребенку давать кефир?
Читайте все самое полезное на нашем сайте: Можно ли ребенку?

Основные принципы воспитания детей без наказаний

  • Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тенистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.
  • Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости), а любить просто так. Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.
  • Принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.
  • Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания. Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.
  • Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.

Фото Pexels

  • Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.
  • Чем больше давления, тем больше сопротивление. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.
  • Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.
  • Последовательность — помощник в соблюдении правил. Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.
  • Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.
  • Родитель должен постоянно развиваться, учиться, чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.
  • Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.

Во сколько можно сажать девочек?

В случае с ранним высаживанием девочек нагрузке подвергается не только позвоночник, но и мочеполовая система — это одна из причин, почему девочек нельзя рано сажать. Из-за раннего высаживания у девочек в будущем могут возникнуть патологии внутренних органов, например загиб шейки матки, поэтому с сидением на коленях у родителей или в стульчике девочкам лучше повременить.Сажать девочку можно, когда она сама, без помощи рук, сможет оторвать корпус от горизонтальной поверхности и сесть.

Почему нельзя сажать девочек, мы уже рассмотрели, а вот что делать, если девочка пытается садиться раньше утвержденных педиатрами сроков, например уже в четыре месяца? Задача родителей в этом случае — не помогать девочке, выкладывать ее в стороне от бортиков кроватки или коляски, лишая возможности ухватиться за них и присесть. Не рекомендуется также подкладывать под спину девочки что-либо, удерживающее ее в сидячем положении.

Но если уж малышка даже при таких условиях научится садиться сама, без помощи бортиков кроватки или рук родителей, ранее шестимесячного возраста, во сколько сажают девочек обычно, препятствовать ребенку уже не стоит.

Как научить кроху сидеть: советы родителям

Для того чтобы ребенок мог удерживать свое тело в положении сидя, его мышцы должны быть достаточно развиты. Раньше предназначенного природой срока научить кроху сидеть нельзя, но родители могут подготовить его мышцы для приобретения навыков сидения, ползания, ходьбы в дальнейшем.

Чтобы узнать, готовы ли мышцы малыша к самостоятельному сидению, родители в домашних условиях могут провести простые тесты:

  • в положении сидя спинка ребенка «согнута дугой» — признак того, что тонус мышц недостаточен для удержания тела в вертикальном положении;
  • если в положении сидя спинка малыша выпрямлена, а ноги расположены перед туловищем и не согнуты в суставах, то это свидетельствует об отсутствии гипертонуса мышц нижних конечностей и готовности ребенка самостоятельно сидеть;
  • при подтягивании малыша за ручки он садится, спинка при этом ровная, а голова не запрокидывается назад — это означает, что мышечный корсет сформирован достаточно для самостоятельного сидения.

Вот несколько советов родителям по укреплению мышечной системы детей:

Начиная с 3-4 месяцев (как только малыш научился удерживать головку), его надо усаживать в детское кресло
Для того чтобы помочь ему сидеть, надо дополнительно использовать подушки.
Для самостоятельного сидения важно наличие навыка балансирования. Ребенок должен почувствовать положение своего тела в пространстве
С этой целью маме следует посадить его в углу кресла или между своими ногами, не забывая при этом обеспечивать крохе поддержку.
Навык сидения связан с умением малыша удерживать неподвижно головку. Для этого его надо как можно чаще выкладывать на животик. Разглядывая разложенные перед ним игрушки, ребенок приподнимает голову, что способствует укреплению мышц спины и шеи. Когда он уже будет уметь сидеть самостоятельно, можно продолжать выполнять это упражнение — развивается навык поддержания и переноса веса во время сидения.
Чтобы ребенок освоил навыки сидения, ему надо помочь развить ориентацию

Малыша необходимо осторожно поднимать из положения лежа и садить, аккуратно придерживая за тельце. Освоение необходимых движений позволит ему в будущем научиться самостоятельно садиться.

Мама может научить ребенка сидеть, используя как опору собственное тело. Это упражнение можно выполнять, начиная с 6 месяцев. Мама усаживает малыша к себе на колени и раскладывает перед собой игрушки, при этом он опирается об нее спинкой. Таким образом укрепляются мышцы спины, а ребенок привыкает к сидячей позе.

Регулярные массажи, активные игры способствуют укреплению мышц спины. Кроме того, мышечный тонус повышается во время перекатывания, при лежании на животе. Крепкие мышцы гарантируют быстрое формирование навыка сидения.

О недостатке позитивного внимания

Какая, на ваш взгляд, самая типичная ошибка в воспитании детей? С какими проблемами обращаются к вам родители?

Чаще всего родители приходят с жалобой «ребенок меня не слушается». Само по себе непослушание — это не большая беда, опасность здесь в другом. Родитель, который не знает, как себя вести с непослушным ребенком, запускает негативный цикл коммуникации, который портит отношения с ребенком. И это как раз-таки и является ошибкой.

А почему вдруг ребенок перестает слушаться?

Рассмотрим два сценария.

Первый — в отношениях между родителем и ребенком все было хорошо, как «вдруг ребенок стал непослушным». Родителю свойственно полагать, что это произошло неожиданно, само собой, но обычно это не так. Проанализируйте, что происходит в вашей семье в последнее время. Такие события, как изменение отношений с мужем, потеря родственника или смена работы — все это влияет на климат семьи и, соответственно, на эмоциональный фон ребенка. Ошибочно думать, что происходящие в семье события не влияют на ребенка или влияют опосредованно. Ребенок ­в этом смысле — отражение того, как семья справляется с переменами.

Другой сценарий — вы замечаете, как ребенок постепенно, день за днем, перестает вас слушать

Здесь любому родителю важно понять теорию позитивного внимания. Суть ее в следующем: с раннего детства ребенок ориентирован на получение внимания от родителей

Новорожденному уделяется сто процентов внимания — родители посвящают ему каждую свободную минуту, при этом постоянно улыбаются,  целуют, обнимают и хвалят, такое внимание — позитивное. Ребенок это чувствует, принимает и привыкает к этому

С течением времени ребенок взрослеет, поэтому внимания ему уделяют меньше, и тогда малыш начинает придумывать различные приемы для привлечения внимания.

Он, как и прежде, нуждается во внимании, просто привлекает его не совсем правильными, но доступными ему способами. Редкий родитель реагирует на непослушание ребенка спокойно. Ребенок получает свою долю внимания, но теперь оно не является позитивным

Таким образом нарушается баланс между позитивным и негативным вниманием: позитивного все меньше, а негативного больше. Ребенок перестает признавать авторитет родителя, а родитель продолжает ошибочно думать, что его ребенок растет непослушным

Мамы часто жалуются, говоря, что «я все время и внимание уделяю ему, а он все равно вредничает». Тут стоит понять, какое это внимание

Зачастую ребенок не слышит ничего, кроме критики или одергиваний. В концепии позитивного внимания самым важным является качество внимания. Не воспринимайте ситуацию, когда ребенок ведет себя хорошо, как что-то обыденное и само собой разумеющееся. Найдите исключения в поведении вашего непослушного ребенка и научитесь хвалить его. В те редкие моменты, когда непослушный ребенок откликается на вашу просьбу, давайте ему понять, что вам это нравится.  

Какие права имеют родители детей дошкольного возраста?

В договоре, который заключается между вами и ДОУ, должны быть четко расписаны не только права родителей в детском саду, но и обязанности. Читайте внимательно документ.

Давайте рассмотрим некоторые вопросы, с которыми сталкиваются родители детей, посещающих детский сад.

Ребенок без прививок в детском саду

Родители детей имеют право написать жалобу в прокуратуру, если ребенку отказано в посещении детского сада из-за того, что он не привит

Sympaty.net обращает внимание на то, что часто в поликлинике просят сделать хотя бы одну прививку. Это тоже противозаконно, если вы в принципе отказались от прививок для ребенка

Имеют ли родители право осматривать группу, в которой находится ребенок?

Четких правил и нормативных документов, на которые могут ссылаться родители, желающие осмотреть, в каких условиях находится их ребенок, не существует. Но это вовсе не означает, что родители не имеют на это право.

Сначала обратитесь к заведующей, если воспитатели отказали вам в осмотре группы, а затем, если не поможет, в городской отдел образования или Департамент образования округа.

Ребенка не пускают на музыкальное занятие и на физкультуру

Причина — так как у него нет формы, которую закупали все родители детям. Действия воспитателей в этом случае противозаконны.

Красиво, когда дети идут на занятие в одной форме. Но, даже если данное условие прописано в уставе детского учреждения, то это рекомендация, а не закон. Вы не обязаны покупать форму ребенку против своего желания.

Как правильно сажать девочек?

Когда в возрасте пяти-шести месяцев ребенку становится скучно просто лежать в кроватке, он плачет и пытается поменять позу. Если ваша малышка еще не умеет сидеть самостоятельно, можно положить ее в шезлонг или специальные детские качели. Некоторые мамы вместо шезлонга используют дома автокресло. В шезлонге или автокресле группы 0+ девочка находится в полулежачем положении — это безопасно для позвоночника и не мешает нормальному развитию органов малого таза. При этом приподнятое положение корпуса не дает ребенку скучать, осматривая все вокруг или наблюдая за мамой, занимающейся домашними делами. Если вам кажется, что ребенок слишком глубоко «проваливается» в шезлонг или кресло, подложите ему под спинку свернутую пеленку, чтобы он не сидел, а именно полулежал.

Период, когда девочка уже хочет сидеть, но еще не может сесть самостоятельно, — очень короткий. Повремените с высаживанием месяц-другой, костная система малышки окрепнет, и она сядет сама. Не стоит торопить события, задаваясь вопросом: в каком возрасте сажают девочек? Лучший способ — просто довериться природе и дождаться, пока ребенок сам сядет, встанет у опоры, а потом и пойдет.

Вызывать чувство вины

Почему

Психолог Наталья Хамицевич считает, что главная задача взрослого в любой конфликтной ситуации — не дать ребенку уйти в чувство вины. Но при этом помочь ему взять на себя ответственность за совершенный поступок и оценить свой вклад в примирение.

Фактически, разбирая конфликты и драки, воспитатель помогает обеим сторонам отстроить свои личные границы. Именно так в ребенке зарождается внутренняя опора всей его личности. Та самая опора, которая формируется до пяти лет и на которой базируется и надстраивается дальнейший жизненный опыт.

«Мы хотим создать малышу максимально стерильную и безопасную среду. Но иммунитет, даже физиологический, взращивается через заражение, это правда нашей жизни. Да, есть шанс провалиться в какой-то негативный опыт, но при должной профессиональной поддержке, ребенок будет расти за счет таких ситуаций. Если дошкольник усвоит этот опыт в детстве, он сможет проводить самостоятельную профилактику конфликтов, когда вырастет», — говорит Наталья.

Как поступать

Позволять ребенку злиться, но научить его делать это «экологично».

Воспитателю стоит обратить внимание на то, как именно реагирует тело ребенка в момент проявления агрессии. Сжимает ли он кулаки, напрягаются ли у него ноги, может быть, челюсти, или он, в первую очередь, заносит руку вверх, чтобы ударить

И уже в зависимости от этого можно предложить ребенку сбросить это напряжение безопасным образом: потопать ногами, побить подушку, покричать и так далее.

Важное уточнение: сбрасывать агрессию нужно на вещи, которые ребенок не использует в обычной жизни для сна или отдыха, чтобы он не переносил негативные эмоции на моменты своего расслабления. Нужные специальные предметы — например, стоит завести отдельную подушку для битья

Наталья также советует организовать отдельный уголок в группе, где ребенок может позлиться в свое удовольствие — там можно прикрепить к стене маты и разложить их на полу.

Процесс наказания

Существует еще несколько обязательных моментов, которые нужно соблюсти чтобы наказание не выглядело фикцией. Пройдемся по списку:

  • наказание следует незамедлительно после совершения поступка из списка тех, что вы озвучивали ребенку. Нельзя поставить в угол вечером или через час – цепочка «проступок-наказание» для ребенка будет абсолютно не явной, даже если вы будете долго и подробно объяснять.
  • сохраняйте спокойствие. Не должно быть криков, ругани или шлепков со стороны родителя. Уверенным голосом объясните, что сейчас произойдет – на какое время, куда и зачем вы отведете чадо.
  • не идем на уступки. Если грозящее наказание провоцирует слезы или новый виток истерики – будьте последовательны и соблюдайте договоренности. Проявленная твердость не нужно путать с жестокостью. Объясните ребенку максимально спокойно и дружелюбно, что уйти от наказания невозможно и что оно скоро закончится.
  • наблюдать. Само стояние или сидение в углу не должно быть развлечением. Если ребенок разворачивается лицом или уходит из угла нужно спокойно и настойчиво возвращать его обратно, напоминая, что наказание он несет заслуженно и показать на часах, когда время наказания истечет. Можно завести звуковой таймер.

Помните, что ребенку необходимо конкретные рамки или, иначе сказать, установленные правила игры, через которые он не сможет переступить, потому что это ваш семейный закон. И как у любого закона, найдутся и те, кто им сможет пренебречь, вероятнее всего, под действием эмоций и совершенно не осознанно. Будьте последовательны в своих намерениях и исполняйте договоренности. Если использовать в качестве наказания удаление ребенка в угол и делать это правильно, без жестокости, ругани и рукоприкладства, то метод вполне имеет право на существование.

Post Views:
2 158

  • Капризный ребенок: что делать?

  • Как телевизор влияет на ребенка

  • Как правильно наказывать ребенка

  • Что делать, если ребенок много играет в компьютерные игры

Ставить ребёнка в угол нельзя

Часть психологов и психотерапевтов выступают категорически против такого метода наказания, и у них в арсенале есть масса своих доводов на этот счёт. Стоит учесть эти моменты перед тем, как наказывать малыша стоянием в углу.

  1. Отсутствие гуманности. Ставить ребёнка лицом в угол на какое-то время, лишая его движения и общения, — жестокая мера наказания.
  2. Отсутствие эффективности. Большая часть детей не понимает этого наказания. Ребёнок не может сосредоточиться в такой обстановке на своих мыслях и думать, раскаиваясь, о своих проступках. Соответственно, наказание теряет свой смысл: вы ничего не добьётесь им. Если же у непослушного сорванца сформируется страх перед этим углом, он будет всего лишь избегать тех ошибок, за которые его ставят в угол. Педагоги-психологи считают, что такая воспитательная мера неэффективна, так как будут напрочь отсутствовать осознание своих ошибок и самосовершенствование.
  3. Последствия. Психологи утверждают, что дети, которых наказывали таким образом в детстве, вырастают с низкой самооценкой, нестабильным эмоциональным и психическим здоровьем, а также склонны к девиантному, вызывающему поведению.

Доводы ещё более внушительные, чем у сторонников такого метода наказания. Однако стоит помнить о том, что здесь приведены крайности. Это не значит, что все дети, которые стоят у своих родителей в углу, будут в будущем психологически надломлены и ущербны. Вопрос, можно ли ставить ребёнка в угол, каждый родитель решает для себя сам. Это будет зависеть от семейных ценностей, методов воспитания, принятых в семье, а также от личности самого малыша. Для кого-то это наказание работает во благо, а кого-то, действительно, загонят в угол с точки зрения психологии.

Симптомы

Эффективность борьбы с искажением зависит от того, насколько вовремя родители распознали наличие отклонений и обратились за медицинской помощью. Прежде всего, необходимо регулярно осматривать ребенка

Важно обращать внимание на положение плеч и лопаток, которые должны находиться на одном уровне. Если визуально сделать оценку сложно, можно использовать для этого подручные средства

Обнаружить нарушения у малышей легко по складкам под ягодицами, а также по положению ключиц и сосков. Они должны быть симметричными и находиться на одном уровне.

Осмотр сбоку позволит заметить сутулость или круглую спину. Самый простой тест заключается в том, чтобы поставить ребенка к стене спиной. Ровной плоскости должны коснуться затылок, лопатки, ягодицы и голени. После этого нужно сделать шаг вперед. Если отклонения есть, они сразу станут видны.

Распознать наличие у ребенка нарушений осанки позволяют также наиболее очевидные признаки патологии:

  • При сутулости голова и плечи подаются вперед, а лопатки неестественно выступают назад.
  • При кифозе (круглой спине) голова наклоняется вперед, плечи опускаются, а грудная клетка западает. Одновременно с этим наблюдается уплощение ягодиц, полусогнутые ноги и ослабленный мышечный тонус.
  • При кифолордотических нарушениях (кругло-вогнутой спине) голова и верхний плечевой пояс наклоняются вперед, выпячивается живот и возникает чрезмерное разгибание ног в коленях.
  • При лордозе и грудном кифозе (плоско-вогнутой спине) увеличивается угол наклона таза, выпячиваются ягодицы и таз.
  • При плоской спине уменьшается наклон таза, лопатки выступают назад, а живот выпячивается вперед.
  • Ассиметричная осанка проявляется дугообразной деформацией, которая направлена вправо или влево. Голова наклоняется в сторону, а лопатки, плечи и соски находятся на разном уровне.

Дети с такими нарушениями страдают от вялости, апатии, анемии и плохой памяти. Они часто болеют простудными заболеваниями, пневмониями, бронхитами. Поступают жалобы на боли в спине и голове, плохое зрение.

Об участии в воспитании старшего поколения

Молодые родители иногда перекладывают роль воспитателей на бабушек и дедушек. Правильно ли это, на ваш взгляд?

Опыт мамы или свекрови бесценный, но важно, чтобы в семье понимали, что голос старшего поколения — совещательный, а не решающий. В жизни ребенка роль бабушки определенная

Бабушка — это сказки, пироги, рукоделие… Но не воспитатель. 

Поощрение и наказание — это то, что находится в руках родителей

Здесь важно тактично объяснить старшим, какая степень их участия в воспитании, на ваш взгляд, будет оптимальной. Если этого не сделать, ребенок будет окружен противоречивыми, взаимоисключающими требованиями взрослых — это частая ошибка, когда «один внук на три семьи»

Как не допустить, чтобы ребенку уделялось чрезмерное внимание?

Выделите ребенку время и пространство, где он может находиться сам с собой. Там его не должен трогать никто — ни бабушки, ни дедушки. Не нужно передавать ребенка из рук в руки. В любом возрасте есть две важные потребности — в поддержке и в автономии. Удовлетворение этих потребностей помогает лучше развиваться малышу. Часто родители дают больше поддержки и меньше автономии. Быть самостоятельным — необходимый навык. Вашему ребенку нужно научиться чувствовать себя комфортно самому с собой.

Эксперты:

Светлана Владимировна Тимофеева

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: