Социальные проблемы современного семейного воспитания

Воспитание в неблагополучных семьях — это как?

Мы привыкли думать, что неблагополучная семья всегда асоциальна. На самом деле — нет. С виду приличная семья тоже может оказаться токсичной, а значит, неблагополучной для воспитания психически здорового ребенка. А что значит воспитание? Это полезные навыки, моральные ценности, привычки, которые прививаются в каждой конкретной семье. В неблагополучной среде родители своих прямых функций и обязанностей могут не выполнять, какие уж тут ценности. Дети впитывают сплошной негатив, испытывают постоянное беспокойство, давление.

Как понять, что семья неблагополучная в прямом смысле этого слова:

  1. Родители ведут аморальный образ жизни: страдают какой-либо зависимостью, постоянно скандалят с криками и нецензурной бранью, дерутся, приводят в дом асоциальных личностей.

  2. Издеваются над детьми, чаще всего, физически.

  3. Дети выглядят затравленными, агрессивны, часто попадают в плохую компанию, имеют вредные привычки.

  4. Жилищно-бытовые условия неприемлемы для воспитания детей.

  5. Дети плохо одеты, голодные.

Дети из таких асоциальных семей нередко идут по стопам родителей: начинают пить, воровать и так далее. Они просто не знают, что можно по-другому, не умеют. Однако из них могут вырасти и вполне нормальные люди, которым ужасно стыдно, что они воспитывались в подобных условиях. Потом они всю жизнь пытаются сбежать от своего прошлого. И, конечно, им придется столкнуться с серьезными психологическими проблемами, тревожностью, и очень постараться, чтобы не скатиться в пропасть. Ведь психика человека уже изрядно поломана.

Как понять, что семья токсичная?

  1. Ребенок не ощущает, что дома он в безопасности. При этом он может быть хорошо одет, сыт, его мама и папа работают, со стороны семья выглядит вполне прилично и обыденно.

  2. Родители чаще применяют не физическое, а психологическое насилие: наказывают буквально ни за что, унижают, высмеивают, лишают детей своей любви, ласки и так далее. Но телесные наказания также не исключаются, все семьи разные.

  3. Ребенка излишне опекают, контролируют во всех сферах. На него это сильно давит, появляются психосоматические заболевания: тики, неврозы, экземы и так далее.

В токсичной семье не всегда можно увидеть неблагоприятные условия воспитания, они обычно скрыты от посторонних глаз. И только по психоэмоциональному состоянию ребенка можно заподозрить что-то неладное. Родители могут преследовать свои личные цели, воспитывая ребенка таким образом. Хотя такие методы калечат психику и могут довести ребенка до непоправимых последствий. Дети, которые выросли в подобных условиях, всю жизнь страдают от неуверенности в себе, чувства вины, ощущения ненужности. И тоже стремятся разорвать отношения с родителями.

Проблема детей из неблагополучных семей

Гревцева Маргарита Владимировна
Проблема детей из неблагополучных семей не является уникальной и новой, однако сегодня в связи с переломным периодом развития нашего общества и ростом количества семей, которые могут быть рассмотрены, как неблагополучные. Именно в семье ребёнок приобщается к общественной культуре, усваивает нормы, правила, ценности человеческого поведения. В то же время в условиях развития и роста в неблагополучной семье ребёнок зачастую приобретает негативный социальный опыт и усваивает модель отклоняющегося поведения, через взаимоотношения в его семье. Сложившиеся условия требуют формирования системы, направленной на результативную комплексную поддержку детей из таких семей. В рамках этой поддержки должны присутствовать диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, а целью работы должно стать создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей из таких семей. Осуществление социальной поддержки, профилактики и организации работы с подростками из неблагополучных семей в образовательном учреждении может оказать существенное влияние на последующее становление личности ребенка. Неблагополучие в семье формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной адаптации таких подростков. Детство — важнейший период, который очень сильно зависит от отношений в семье, с родными и близкими, в обществе, в государстве и также от окружающей среды. Так как все мы родом из детства, то можно сказать, что успешная социализация человека закладывается именно в этот период жизни. Результатом искаженной социализации становятся эмоционально-поведенческие и личностные отклонения у детей, которые затрудняют формирование ценностных ориентаций и развитие межличностных взаимоотношений. Дети из таких семей, как правило, вырастают с отклонениями в поведении, склонными к алкоголизму и наркомании, ведут асоциальный образ жизни

В связи с этим особую важность приобретает своевременная и целенаправленная социальная поддержка таких детей. В то же время аспект социального сопровождения очень важен, с одной стороны в условиях работы современных детских садов

И с другой стороны, имеет большую значимость в формировании сознания и про социального поведения такого ребенка, растущего в условиях неблагополучной семьи, где садик как школа и т. д. социализации сегодня теряет свою эффективность воспитательной работе с девиантными детьми. Необходимость исследования этой проблемы определяется необходимости социального сопровождения ребёнка из неблагополучных семей на фоне роста общего числа семей группы риска, в которых, как правило, дети имеют отклоняющееся поведения. В неблагополучной семье, по мнению ученых и практиков, растут трудны дети, что создаёт социальные проблемы для самих учащихся, их родителей, а так же и обществу в целом. В будущем эти дети повторят историю своих родителей и создадут свои такие же неблагополучные семьи. Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско-родительских отношений. В них четко прослеживается отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия. Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять. Длительное проживание ребенка в неблагополучной семье, где царит отчуждение и насилие, приводит к снижению у ребенка эмпатии способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны. В итоге неблагополучная семья и ее трудные дети представляют собой реальную угрозу для стабильного развития общества. Изучение проблемы социального сопровождения в садах ребёнка из неблагополучной семьи, предполагает снижение негативного влияния на него фактора семейного неблагополучия.

Сексуальное домогательство к ребёнку

Насилию в семье могут быть подвергнуты дети любого возраста и пола. Однако специалисты выделяют несколько групп риска: дети от года до трёх лет, с особенностями психического развития, врождёнными дефектами, неродные дети.

Сексуальное насилие заключается в склонении ребёнка к половому сношению генитального, орального или анального характера.

Чаще всего половое насилие над детьми совершают близкие родственники: родные отцы, братья, дяди, дедушки, отчимы. Чувство стыда, вины, страхи заставляют детей никому не рассказывать о случившемся. Дети молчат и потому, что не чувствуют тесного контакта с родными, которым могли бы поведать о своей беде. Иногда они жалеют мать, видя, что её жизнь и без того тяжела. Если же дети и решаются предать огласке произошедшее, им не всегда верят.

Молчание «запечатывает» боль в душе человека на долгие годы. До судебных разбирательств дело доводят относительно нечасто. Хотя специалистами установлено, что там, где насильник был осуждён, жертвам удаётся лучше восстановиться после полученной травмы. Ощущение большей защищённости даёт им возможность быть уверенными, вернуть самоуважение и чувство собственного достоинства.

Решение проблемы насилия в семье

Насилие в семье происходит не потому, что в этом виновата жертва, которая позволила издевательства над собой, а потому, что у тирана есть психотравмирующий опыт, наследственная предрасположенность или психические заболевания, ставшие причиной его жестокого поведения.

Первое, что нужно сделать, обратиться к психологу или психиатру. Возможно, ваш мужчина болен и нуждается в лечении. Не осознавая своей проблемы, тиран не способен обратиться за помощью.

Не оставайся один на один со своей бедой. Интернет-ресурсы помогут тебе найти группу поддержки, состоящую из тех, кто испытывал подобное. Поинтересуйся, какой выход нашли другие люди из этой ситуации.

Если решилась уйти, ни за что не возвращайся. Насильник относится к жертве как к своей собственности и готов пообещать всё, что угодно, лишь бы удержать её. Твоё возвращение может закончиться для тебя довольно трагично. Ты обязательно будешь подвергнута наказанию. Согласно статистике, его следствием могут быть не только тяжёлые травмы, но и летальный исход.

Не молчи о проблеме, существующей в твоей семье. Обратись к юристу, в правоохранительные органы. Физическое насилие пресекается законом, за него несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность. Также могут помочь специализированные организации – кризисные центры, учреждения медико-социального восстановления, социальные службы.

Работа с детьми из социально-неблагополучных семей

Часто можно наблюдать детей, у которых низкая успеваемость в учёбе, заниженная самооценка, агрессивность, застенчивость и плохое поведение. Это обусловлено конфликтами в семьях, безнадзорностью, физическим или психологическим насилием. Если педагоги замечают в своих учениках подобное, необходимо известить определённые службы, которые занимаются такими вопросами.

Неблагополучные семьи в школе – это большая проблема. Ведь дети учатся не только плохому, но и хорошему. Поэтому необходимо следить за ребёнком, который не умеет себя вести и нормально общаться. Ведь он научит и других детей всему, что сам умеет.

Таким детям необходима поддержка, доброта, ласка, внимание. Они нуждаются в тепле и уюте

Поэтому нельзя закрывать глаза на это явление. Воспитатель или учитель должен действовать в интересах ребёнка. Ведь ему некому больше помочь.

Очень часто можно наблюдать подростков, которые ведут себя ужасно только потому, что они понимают: им ничего за это не будет. Почему начинается в 14, а то и в 12 лет воровство или пьянство? Эти дети не знают, что есть другая жизнь, где им может быть более комфортно.

Подросток из неблагополучной семьи становится таким же, как и его родители. Чаще всего это случается из-за того, что вовремя не обнаружили такую семью, не знали про неё социальные службы и в нужное время не смогли помочь. Именно поэтому следует ожидать, что в скором времени появится ещё одна такая же неблагополучная семья. В ней будет расти ребёнок, который не научится ничему хорошему.

Все люди, которые видят, что рядом находятся дети из социально-неблагополучных семей, обязаны уделять этому особое внимание и сообщать специальным службам

Диагностика семьи

Одним из важных принципов в реализации современных образовательных программ является совместное воспитание и развитие дошкольников вместе с родителями, духовная ориентация родителей и детей, а также вовлечение педагогов и родителей в образовательный процесс в дошкольном учреждении.

На основе этой программы воспитатели могут применять различные техники работы с семьями, учитывая специфику дошкольного учреждения, особенности, желания и ресурсы воспитателей и родителей.

Диагностика является основным компонентом в системе сотрудничества дошкольного учреждения — семьи в социальном и личностном развитии ребенка. Первичная диагностика проводится в начале учебного года и направлена на изучение наиболее общих особенностей семейного воспитания детей в группе, интересов и потребностей родителей в психолого-педагогической поддержке, а также на выявление трудностей в семейном воспитании. В дальнейшем воспитатель совместно со специалистами (психолог, старший воспитатель) дошкольного учреждения решает задачи психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение семей проблемных дошкольников, особенностей взаимоотношений родителей и детей в таких семьях (промежуточная диагностика).

В течение учебного года промежуточная педагогическая диагностика, определяющая интересы и потребности семей дошкольников, знания и умения родителей в определенных областях семейного воспитания, предшествует созданию образовательных программ для родителей, изменениям в различных аспектах образовательного процесса ДОУ, которые требуют участия и поддержки родителей. Задачи и методы такой диагностики разнообразны и зависят от направлений совместного воспитания детей с родителями в условиях конкретного дошкольного учреждения или отдельной группы.

Наблюдая за общением родителей с ребенком в утренние и вечерние промежутки времени, педагог может обратить внимание на следующие показатели:

  • Эмоциональная расположенность взрослого и ребенка к общению (ребенок встречает своих близких радостно, спокойно, равнодушно, неохотно, раздраженно).
  • Эмоциональная предрасположенность взрослого к общению с ребенком — взрослый общается с удовольствием, спокойно, неохотно, раздраженно
  • Характеристики взаимодействия взрослого и ребенка в общении — они сотрудничают, могут договориться, они не сотрудничают, каждый делает «свое дело», они конфликтуют, не могут прийти к совместному решению.
  • Особенности тактики родительского воспитания: в случае возникновения трудностей взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромисс.
  • Типичная позиция, занимаемая каждым в общении — лидер (показывает, направляет, заставляет, оценивает), партнер (советует, сочувствует, напоминает, интересуется, соглашается), отстраненный (слушает, отвлекает, молчит, задает формальные вопросы) или другой.
  • Встречающиеся трудности, конфликты, их причины, пути выхода из сложных ситуаций.

Эти представления взрослого и ребенка могут дать тьютору общую картину их взаимоотношений, помочь понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы. Беседа и анкетный опрос родителей будут способствовать лучшему пониманию особенностей понимания родителями своих детей и проблем семейного воспитания.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Идея культуросообразности воспитания в педагогике в. А. Сухомлинского
  2. Средства обучения в начальной школе
  3. Система профессионального педагогического образования
  4. Гармонический слух
  5. Современные образовательные технологии на уроках физической культуры
  6. Станислав Теофилович Шацкий, известный русский и советский педагог-экспериментатор
  7. Математическое развитие детей на ориентировку в пространстве
  8. Конкретизация целей в дидактическом процессе, таксономия учебных целей
  9. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
  10. Организация индивидуальной воспитательной работы

Портрет родителя

Портрет психосоматического родителя

  • внутреннее субъективно-индивидуалистическое переживание проблемы, которая является причиной особой уязвимости их психосоматической сферы.
  • предрасположенность к высокой нормативности поведения, вести себя правильно, сдержанно.

Отсутствие аффективных реакций на стрессовые ситуации, не устраивают скандалов и ссор, сдержаны в проявлении эмоций.

  • проблема ребенка не видна.
  • частые перепады настроения.

Травма невротического родителя.

  • повышенная беспокойность, различные тревоги, депрессия.
  • подчинение сложившимся обстоятельствам, которое может проявляться в педагогической некомпетентности, воспитательной некомпетентности, а в некоторых случаях — в неприятии самого ребенка, вызывая стресс.
  • способности ребенка оцениваются некритично, бессознательно стремясь скрыть недостаток и выдать желаемые результаты за подлинные.
  • эмоциональная беспомощность не позволяет им позитивно оценивать свое будущее и будущее ребенка, которое кажется им безнадежным и неинтересным.
  • прожитая жизнь воспринимается как несчастливая и омраченная рождением ребенка.
  • у матерей часто бывают истерики, подавленное настроение, стойкая депрессия, стремление избегать решений, снижение социального статуса, примитивизация поведения.

Портрет авторитарного родителя.

Активная жизненная позиция, желание руководствоваться собственными убеждениями и мнениями.

  • одна категория родителей этого типа, узнав о проблеме ребенка, может отказаться от нее, другая (преобладающая) — проявляет твердое желание найти выход из проблемы как для себя, так и для ребенка.
  • когда такие родители принимают ребенка, для них характерно желание преодолеть проблемы ребенка и облегчить его страдания.
  • отрицательные качества: неумение сдерживать гнев и раздражительность; отсутствие контроля над собственными действиями, склонность к ссорам и скандалам.
  • в отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители могут использовать довольно жесткие формы взаимодействия, вплоть до холодности и отстраненности по отношению к его проблемам.

6.Для многих авторитарных родителей характерно неравномерное применение мер воспитания: Жесткие формы наказания (крик, подавление личности, битье) являются относительно распространенными.

Основные пути решения психологических проблем в семейном воспитании детей.

  • гармонизация семейного воспитания с устранением дисгармоничных типов и с коррекцией воспитательных рычагов воздействия на ребенка. Формирование адекватных отношений в родительской и детско-родительской подсистеме.
  • психологическая коррекция нарушений личности у родителей, оказание им профилактической помощи путем повышения самооценки и гибкости в реагировании на изменения в детях и ситуациях взаимодействия.
  • укрепление нервной системы ребенка для предотвращения его дискомфорта, беспокойства и неугомонности.

Чувство неполноценности, отсутствие самоуважения и любви к себе, неадекватная самооценка родителей с неадекватным восприятием окружающих — вот лишь некоторые из трудностей родителей детей с проблемами в развитии. Многие сильные чувства, испытываемые родителями таких детей, не находят выхода, не облекаются в словесную форму, а это чревато возникновением психосоматических симптомов.

Здоровье детей из неблагополучных семей

Эмоциональные расстройства, сердечная недостаточность, нарушение поведения, психологическая неустойчивость – это всё появляется у ребёнка при неправильном воспитании. Любая неблагоприятная семейная ситуация разрушает здоровье. В редких случаях стресс удается снять, однако чаще всего дети вырастают с разнообразными отклонениями.

Одни дети из-за плохого питания в будущем страдают патологиями внутренних органов, у других из-за жестокого обращения появляются нервные заболевания. Перечень болезней огромный, всех их не перечислить, однако здоровье портится у многих с раннего возраста. Именно поэтому детей стараются оберегать органы опеки и социальные службы.

В итоге у таких детей нарушена ещё с младенчества центральная нервная система. Часто можно встретить такие заболевания, как кардиопатия, расстройство мышечной системы, проблемы с органами дыхания, ЖКТ, мочевыводящими путями, сосудами головного мозга и многое другое.

Каждый ребёнок, который растёт в неблагополучной семье, имеет отклонение в здоровье. Это не только физическое развитие, но и моральное. Эти дети плохо едят, спят, растут и очень часто болеют простудными заболеваниями. Ведь иммунитет у них оставляет желать лучшего.

Болеют не только те дети, которые выросли в семье алкоголиков и наркоманов. Часто можно встретить маму, которая перенесла сифилис, гепатит, ВИЧ и т. д. Обследования показывают, что большинство детей являются носителями этих недугов. Их лечат долго и не всегда успешно, так как такие болезни врождённые.

Принципы семейного воспитания

Каковы особенности семейного воспитания, учет которых обязателен для любой семьи, заинтересованной в воспитании достойного человека?

Первое и, пожалуй, главное условие успешного семейного воспитания – абсолютная и безусловная любовь к ребенку.


На чем базируется семейное воспитание

Родительскому дому суждено стать в жизни ребенка той территорией, где он не только будет чувствовать себя защищенным и в безопасности, но рассчитывать на понимание и заботу, что бы не случилось

Причем, очень важно чтобы ребенок понимал, что его любят вне зависимости от его успехов и личных достижений. И принимают таким, каков он есть на самом деле

Несмотря на то, что на первый взгляд это условие воспитания может показаться наивным и очевидным, оно несет в себе важный смыл. Ребенок, понимающий, что мера родительской любви зависит от того, насколько хорошо он учится, радует близких спортивными и другими достижениями, растет неуверенным в себе, тревожным.


Задачи и цели семейного воспитания

В том случае, если привлечь к себе внимание хорошими поступками не удается, ребенок выбирает принципиально иную стратегию. И начинает упрямиться, хулиганить, демонстрируя беспричинный на первый взгляд негативизм

Родители чаще всего не понимают причины подобного поведения ребенка, списывая все на недостаток воспитанности и чаще всего «нагружают» его еще сильнее, отдаляя тем самым от себя и провоцируя на еще более неадекватные поведенческие реакции. Получается замкнутый круг.

Понимание и принятие чувств и эмоций, которые испытывает ребенок, готовность продемонстрировать самое живое и непосредственное участие в жизни ребенка – вот, что должно стать основой семейного воспитания.


Потакание капризам – воспитание будущего эгоиста и тирана

Конечно же, безусловную любовь нельзя путать с потаканием малейшим капризам ребенка. Грань, отделяющая дозволенное от запретного в семье должна быть одновременно четкой для полноценного формирования в сознании ребенка представление о запретном и дозволенном, и достаточно гибкой чтобы приспосабливаться под меняющиеся потребности ребенка. Но, большинство родителей, доверяя интуиции и зная своего ребенка, как правило, сами способны понять, какая именно мера свободы нужна ему на том или ином этапе

И именно любящие родители как никто другой знают, как важно подготовить ребенка к разумной самодисциплине, саморазвитию, работе над собой

Усвоение ребенком представлений об окружающей среде, формирование картины мира – вот еще одна, не менее важная задача семейного воспитания.

Он в ненавязчивой форме узнает о правилах, действующих в том обществе, в котором он живет. И со временем начинает понимать, как лучше вести себя в той или иной ситуации, а как поступать не следует. Семейное воспитание учит ребенка самым простым навыкам взаимодействия с людьми, которые его окружают. Позже он будет переносить свои привычки и использовать полученные навыки, играя со сверстниками, а после – общаясь с соседями, учителями и т.д.


Семья – место общения представителей разных поколений

Со временем он начинает понимать, что с представителями старшего поколения нужно общаться совсем не так, как с ровесниками. И что существуют отдельные правила этикета, регулирующие взаимодействие с мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами и т.д. Семья становится «уменьшенной копией» общества, в котором он будет жить.

Ошибки семейного воспитания – причины проблем

Специального кодекса, помогающего воспитать идеального ребенка, не существует, но можно выделить типичные ошибки, ведущие к проблемам в воспитании.

Непонимание

Родители предъявляют к отпрыску требования, которые не согласуются с его характером, «давят» на ребенка, заставляя соответствовать каким-то своим представлениям. Это вызывает упрямство, способствует развитию замкнутости, отстраненности.

Ожидания родителей должны отвечать возможностям ребенка. Он не должен заниматься музыкой или усиленно изучать английский только потому, что этого хотят амбициозные родители.

Неприятие

Может происходить из-за несвоевременной беременности или потому, что родители хотели мальчика, а родилась девочка. Неприятие может появиться на фоне раннего отлучения от груди, когда малыша отдают в ясли или поручают няне

У него снижается жизненный тонус, возникают страхи, если с ним строги не по возрасту, проявляют недостаточно ласки и нежности, в общении акцентируют внимание на отрицательных чертах, не замечают положительных качеств

Отсутствие гибкости

Часто наблюдается у родителей авторитарного склада. Они предвзяты по отношению к ребенку, навязывают свое мнение, не допускают альтернативных решений.

Непоследовательность

Встречается между родителями, когда требования отца и матери не совпадают или родители наказывают, а бабушка с дедом жалеют и попустительствуют. Непоследовательным может быть поведение одного взрослого, когда в обращении с детьми допускаются крайности: обещания и их невыполнение, тотальный контроль и полное безразличие.

Чрезмерная эмоциональность

Недовольство родителей обрушивается на ребенка, что в дальнейшем приводит к возбудимости или наоборот, к заторможенности. Излишне тревожные родители паникуют по любому поводу, страдают навязчивыми страхами, опекают, вмешиваются с советами и предостережениями.

Доминантность

Властные родители требуют безоговорочного подчинения, категоричны, не приемлют самостоятельности, все контролируют, применяют физические наказания. Такая тактика не приводит к порядку, лишь к усталости, грозит нервными срывами.

Гиперсоциальность

Отношения в семье испытывают дефицит тепла, эмоциональности. Ребенка боятся испортить, поэтому выдвигают множество требований, которым он должен соответствовать. Ему не прощают слабости и оплошностей, детская жизнь лишена непосредственности, веселья. Все идет по плану, расписано до мелочей, подвергается тщательному анализу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: