Проблематика и идейное содержание сказок Пушкина
Фольклорная основа пушкинских сказок заранее закладывает их нравственную проблематику. Предметом народной сказки обычно становится противостояние добра и зла.
Но то, что в фольклоре персонифицировано и постоянно (Иван-царевич всегда положительный, а Кощей – отрицательный), в авторской сказке подвижно, индивидуально.
В «Сказке о царе Салтане…» поэт размышляет о важности семьи, рода, общности. Когда завистливые сёстры приказывают закупорить молодую царицу с сыном в смоляную бочку, они раскалывают идеальный мир патриархальных ценностей, разбивая Богом данное единство – семью
Когда завистливые сёстры приказывают закупорить молодую царицу с сыном в смоляную бочку, они раскалывают идеальный мир патриархальных ценностей, разбивая Богом данное единство – семью.
Для восстановления этого единства князю Гвидону придётся пройти троекратное испытание, добывая «заморские дива».
Это символическое состязание с отцом приближает момент желанной встречи. Сказка завершается счастливым примирением любящих друг друга людей и женитьбой Гвидона на Царевне-Лебеди.
Так продолжается идея целостности мира через семью. В этой сказке остров Буян предстаёт прообразом России и всего мира, терзаемых внутренними противоречиями.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» также говорится о расколе внутри одной семьи. Только разбивают единство не внешние враждебные силы, а качества характера старухи.
Старик готов исполнить любое желание жены, потому что любит её, старается не огорчать, но старуха не ценит этого. С каждым выполненным желанием тщеславие и жажда богатства в ней только разрастаются.
Рыбка – образ божественной справедливости. Она не готова исполнить последнюю волю старухи и быть у неё на посылках, ведь героиня пытается вмешаться в само устройство миропорядка: «Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою…»
Рыбка возвращает старуху в исходное состояние, давая ей осознать своё настоящее место.
Всю жизнь он воевал со своими соседями, нажил богатство ценой крови и слёз. Гибнут в сражениях три его сына, но царь не видит в этом предупреждения.
Даже золотой петушок, который указывает в ту сторону, откуда придёт беда, под конец оборачивается лицом к Дадону, прямо давая понять: «Твоя беда в тебе самом».
Как апофеоз его хотений, появляется Шамаханская царица. Это сладкая грёза смерти, последнее обольщение грешника.
В пушкинских сказках всегда торжествует справедливость. Добро побеждает зло, но перед наказанием у героя есть шанс подумать и измениться.
Дадон отказывается отдать девицу звездочёту. Старуха не останавливается в своих желаниях, даже став Царицей.
Именно поэтому их ждёт расплата.
Мир человеческих страстей противоречив и сложен. В сказке «Медведиха» ему противопоставлен прекрасный мир зверей, где всё устроено по справедливости.
Медведица заслоняет собой медвежат, пытаясь уберечь их от охотника. Человек убивает зверей, чтобы сшить шубу жене.
Все лесные животные сочувствуют горю осиротевшего медведя. А люди готовы разрушить весь миропорядок непонятного ему пространства ради минутной прихоти.
Звери умны и благородны, а люди на их фоне жалки.
Предсказания волшебниц
Сначала царь Матвей хотел пригласить 12 волшебниц, было приготовлено столько же блюд – по числу гостей. Но потом выяснилось, что одно пропало. Поэтому царь решил двенадцатую, старую и злую, не звать.
После того как гостьи хорошо посидели, попили-поели, стали одаривать царевну всевозможными радостными предсказаниями. Так как чародейки были волшебницами, все эти прекрасные моменты должны были со временем сбыться. Но, как выяснилось, имелись не только радостные предсказания. После того как 10 волшебниц сказали свое слово, на пир явилась незваная гостья. Что она произнесла, прямо сейчас расскажет краткое содержание. «Спящая царевна» (Жуковский В.) — сказка, полная чудес и волшебства. Итак, согласно словам злой предсказательницы, девочка должна будет дожить только до пятнадцатилетнего возраста, а на шестнадцатом году – скончаться из-за того, что уколется веретеном. Если проводить анализ этого события и сравнивать произведение Жуковского с поэмой Пушкина, становится понятно, что обеих девушек ждало печальное событие, но первая должна была уколоться веретеном, а вторая – отравиться яблоком.
Расцвет русской литературной сказки
Знакомые нам с младенчества сказки Пушкина создавались в 1830-34 гг. В эти же годы на фольклорном материале Гоголь писал «Вечера на хуторе близ Диканьки». Жуковский, вступив в состязание с Пушкиным, в августе 1831 года написал «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне», в которых творчески пересоздал фольклорный материал, включая иноязычные образцы. Ершов пишет своего «Конька-горбунка». В 1832 году выходит сборник Владимира Даля «Русские сказки…», небольшой тираж которого был арестован «за насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдата и за простой слог, вполне приспособленный для низших классов». Один из уцелевших экземпляров Даль подарил Пушкину.
Автор Грета Ионкис
Оптимистическое пророчество доброй волшебницы
Вот такое пожелание сделала малютке злая колдунья. Но девочке повезло, ведь до этого только 10 чародеек успели предречь ей все самое доброе, а одиннадцатая еще не произнесла волшебных слов. Чтобы сгладить заклятье ведьмы, последняя из приглашенных сказала, что девочка не умрет, а заснет на 300 лет. По истечении этого срока злые чары развеются, и царевна будет жить счастливо до глубокой старости. Все это написал в стихах в своем произведении Жуковский («Спящая царевна»). Главные герои повествования — это не только царь, царица, царевна и две волшебницы, о других читатель узнает чуть позже.
Популярные сочинения
- Сочинение Костылин в рассказе Кавказский пленник Толстого (Образ и характеристика) Костылин является выходцем из дворянской семьи, он весьма состоятелен. Герой является русским офицером и служит на Кавказе. Он плотного грузного телосложения, слабый здоровьем.
- Сочинение Фирс в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика) Фирс — умный старец, всегда работал слугой у землевладелицы Раневской. Ему давно стукнуло 87 год, но идти на покой он совсем не хочет. По внешнему виду персонаж ничем
- Сочинение про Воспитание человека У каждого из нас есть семья, которую мы любим и уважаем, ведь, это по праву самое лучшее и дорогое, что есть у человека. Никакие материальные блага не заменят человеку семьи, ведь она выполняет для человека
Краткий сюжет и анализ «Сказки о золотом петушке»
Поначалу петушок исправно работал, оповещая Родину об опасности, защищая от нападения врагов. А Дадон пообещал звездочету исполнить любое его желание за этот необходимый в царском хозяйстве подарок. Но что-то пошло не так, и сыновья, посланные на Восток с частью войск, пропадают (сначала один, потом – другой). А царь с оставшимся войском спешит к ним на помощь, но находит их уже мертвыми, убившими друг друга в бою возле шатра, из которого и появляется Шамаханская царица.
Она охмуряет Дадона своими чарами и отправляется с ним вместе назад в царство. Тут появляется мудрец-скопец, звездочет, и требует исполнить его волю – подарить Шамаханскую красавицу. Правда, к чему она скопцу? Но это другой уже вопрос. Царь отвечает грубым отказом, затем и вовсе убивает старика жезлом. А девица знай посмеивается. Дадон въезжает в столицу, и тут золотой петушок спархивает со спицы и клюет царя-подлеца прямо в темя. Тот помирает, а Шамаханская царица растворяется в воздухе.
Вот такая странная «Сказка о золотом петушке». Казалось бы, Дадон сам во всем виноват. А петушок лишь выступает в роли карающего меча возмездия, настигшего царя. Звездочет – олицетворение волшебного начала, а также необходимости отвечать за свои слова и выполнять обещания. А быть может, виновата во всем Шамаханская царица – символ распутных волшебных чар и корыстного обольщения? В любом случае вопрос о том, какая самая непонятная сказка Пушкина, остается открытым!
Золотая рыбка
Я люблю читать сказки, ведь в них с героями происходят невероятные приключения. Если внимательно их читать, то можно многое понять, многому научиться, В сказках скрыта мудрость и справедливость.
Мне нравится сказка А. Пушкина о золотой рыбке. Когда ее читаешь, то испытываешь различные эмоции. В начале сказки радуешься за старика, поскольку ему повезло поймать удивительную рыбку, которая исполняла любые желания. Затем наблюдаешь за постоянно возрастающими запросами старухи, требующей исполнения новых желаний. А также с интересом ждешь, когда же у золотой рыбки закончится терпение и она проучит старуху.
Персонажи сказки очень разные. Старик добрый и простодушный, он подчиняется приказам жены и всячески ей потакает. Мне жаль его, ведь ему не повезло жить с такой сварливой женщиной. Старику не хватило смелости или хитрости попросить у рыбки что-либо для себя, хотя бы новый невод. Он пожалел и просто отпустил золотую рыбку, так как привык трудиться и радоваться тому, что имеет.
Старуха совсем другая. Попросив новое корыто, она не остановилась на одном желании, а стала требовать все больше и больше. Полученный дом, придворные и блага, дарованные рыбкой, не делают ее счастливой. Наоборот, они только усиливают негативные качества: высокомерие, жадность, жестокость и неблагодарность. Старуха не только требует от рыбки выполнения прихотей, но и прогоняет старика, который поймал волшебную рыбку.
Рыбка — мудрый и терпеливый персонаж. Она выполняет желания и наблюдает за переменами в старухе. Когда же та захотела стать владычицей морской, рыбка решает показать старухе ее место и возвращает к разбитому корыту.
Сказка учит тому, что нужно правильно оценивать свои желания и потребности. А также тому, что нужно уметь довольствоваться малым, радоваться тому, что имеешь, быть благодарным.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833)
Сюжет этой сказки Пушкина также широко распространён в фольклорах разных стран – например, в померанской сказке «О рыбаке и его жене» в сборнике сказок братьев Гримм. Среди русских народных сказок можно назвать близкую по сюжету сказку «Жадная старуха», но здесь роль рыбки выполняет волшебное дерево. Но у Пушкина сюжеты разных стран естественно ложатся на русскую почву и приобретают национальный колорит, становятся полностью русскими. Поэт умело заменял западноевропейский колорит народным русским. На основе этой сказки возникла и поговорка «остаться у разбитого корыта», т.е. ни с чем. Эта сказка легко воспринимается детьми, но, на наш взгляд, она больше адресована взрослым, причём в наше время она особенно актуальна. Мы все видим, как усилилось в обществе стремление людей к материальным благам – любой ценой, лишь бы было не хуже, чем у других. Машина должна быть «покруче», квартира побольше, а ещё лучше – особняк или за́мок. Об одежде и говорить нечего – в школе подчас становятся изгоями те, кто одевается скромно. И жаль, что многие забывают итог пушкинской сказки:
Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет быть она царицей, Хочет быть владычицей морскою; Чтобы жить ей в Окияне-море, Чтобы ты сама ей служила И была бы у ней на посылках». Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился — Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто.
Первый кукольный мультфильм по сюжету этой сказки был снят ещё в 1937 г., в 1950 г. снят рисованный мультфильм. В 2002 г. снят новый мультфильм с музыкой Г. Гладкова. Созданы балеты «Золотая рыбка» на сюжет пушкинской сказки – Л. Минкуса и Н. Черепнина.
Сонное царство
В ту же секунду весь дворец и его обитатели были охвачены всеобщей дремотой. Царь и его жена как стояли на крыльце, прямо там и уснули. Их свита замерла прямо стоя, не выпуская из рук ружей. Хорунжий уснул на коне, животное тоже погрузилось в многолетнюю дремоту. Даже собаки, мухи замерли, да так и остались недвижимыми. Повар как готовил еду, так и остался на кухне. Даже огонь впал в дремоту.
С тех пор в это сонное царство не могла залететь птица, зверь тоже не прошел бы туда. Колючий терн вырос, как высокий забор, дикий бор тоже загородил путь-дорогу.
Прошло 100 лет. За это время некоторые смельчаки, внемля рассказам дедов, пытались найти дворец и царевну, но никто из них назад так и не вернулся, поэтому все бросили отчаянные попытки попасть туда.
«Сказка о царе Салтане» – итог состязания с Жуковским
Большая, со многими повторами сказка, в длинном названии которой «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» имитируется заглавие хорошо известных поэту лубочных (народных) книжек, была написана в 1831 году. Из «Бовы королевича» заимствованы имена Салтана, Гвидона и Дадона.
Краткая запись сюжета этой сказки найдена исследователями в Кишинёвских тетрадях и относится к 1822 г. В Михайловском, наслушавшись сказок Арины Родионовны, которые он – заметьте! – записывал, он в 1824-м снова излагает сюжет, но более подробно. В 1828 году появляются первые 14 стихов зачина: «Три девицы под окном/ Пряли поздно вечерком».
В сказке соединены две темы. Первая традиционная – о судьбе оклеветанной жены. Сюжет этот известен в Западной Европе с XVI века, знаком Пушкину из двух источников, но решает он его в национальном духе. Завистницы-сёстры, ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой (имя нашёл у Кирши Данилова) решают извести царицу и её новорожденного сына, интригуют и осуществляют свой злодейский замысел: «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод». Однако всё завершается счастливо: волны выбрасывают бочку с пленниками на берег пустынного острова, и они оказываются на свободе. Чтобы добыть пищу, царевич мастерит лук и идёт «на край долины у моря искать дичины». Что ж он видит? «Бьётся лебедь средь зыбей,/ Коршун носится над ней». Ему удаётся поразить когтистую птицу. И тут лебедь молвит ему русским языком: «Ты, царевич, мой спаситель,/ Мой могучий избавитель./ …Ты не лебедь ведь избавил,/ Девицу в живых оставил;/ Ты не коршуна убил,/ Чародея подстрелил».
Вторая тема чисто авторская – рассказ об идеальном островном государстве, которым правит князь Гвидон. «Все в том острове богаты,/ Изоб нет, везде палаты». Такова народная мечта. Имя Гвидона и, возможно, Салтана Пушкин нашёл в лубочной книге о Бове Королевиче. В сказке мечта реализуется благодаря чуду, волшебству. Творит его спасённая Лебедь, превратив пустынный остров в большой город: «Стены с частыми зубцами,/ И за белыми стенами/ Блещут маковки церквей/ И святых монастырей».
Рассказ корабельщиков-купцов о дивах дивных повторяется трижды, каждый раз поражая царя Салтана новыми чудесами при дворе князя Гвидона. Там «Белка песенки поёт/ Да орешки всё грызёт,/ А орешки не простые,/ Всё скорлупки золотые,/ Ядра – чистый изумруд». Кстати, какую песенку поёт чудо-белка? Русскую народную: Во саду ли, в огороде. Второе чудо – удивительная стража, надёжно охраняющая остров. Это выходящие из моря «В чешуе, как жар горя,/ Тридцать три богатыря,/ Все красавцы молодые,/ Великаны удалые,/ Все равны, как на подбор,/ С ними дядька Черномор». И наконец, царевна, о красе которой идёт молва, «Что не можно глаз отвесть:/ Днём свет божий затмевает,/ Ночью землю освещает,/ Месяц под косой блестит,/ А во лбу звезда горит», становится женой Гвидона. В народных сказках доминируют образы-штампы: Царевна-Несмеяна, Василиса Премудрая (или Прекрасная). А у Пушкина портрет развёрнут: «А сама то величава,/ Выплывает, будто пава;/ А как речь-то говорит,/ Словно реченька журчит». Такой она предстаёт на картине Врубеля «Царевна Лебедь».
Чудес в сказке не счесть. Трижды Гвидон, благодаря волшебству Лебеди обращается в комара, муху и шмеля, и в таком виде посещает своего отца, пребывающего в грусти и печали, при этом убеждается в зломыслии своих тёток и бабки. Чародей принимает облик коршуна. Сама Лебедь оборачивается Царь-девицей. Мотив оборотничества – один из древнейших в мировом фольклоре.
«Сказка о царе Салтане» легла в основу самой солнечной русской оперы, сочинённой Римским-Корсаковым.