Как ребенку повысить самооценку: рекомендации психологов

Сравнивать ребенка только с ним самим (с его предыдущими результатами)

У детей самопредставление и самооценка еще не сформированы, поэтому самое важное правило: не сравнивайте намеренно своих детей с другими, только с самим собой! Раньше писал диктант на два, а сейчас на три — молодец, умница, успех! Потому что вырос над собой, а не дорос до Пети, Кати или Тани. У детей необходимо сформировать установку: тянуться надо не до других, а до лучшей версии себя

Возможно, «лучшая версия» ребенка может написать диктант на четыре с минусом, и никогда — на пять. Тогда приводить в пример отличников станет губительно.

Рыба не станет птицей, как её не мотивируй это сделать. Из посеянной морковки не вырастет репка. Но можно так сильно ухаживать и следить за морковкой, что из нее вырастет морковь — чемпион сельскохозяйственной выставки, лучшая морковь! Так вот, каждый ребенок — неповторимый плод любви (овощ ли, фрукт ли), и задача родителей сделать его лучшим в своём уникальном роде, а не сделать его другим, таким как кто-то.

Отсутствие сравнения в раннем и школьном детстве способствует возникновению у ребенка адекватной самооценки. Заниженная, как и завышенная самооценка, адекватными не являются. Да, мы все разные, и кто-то лучше другого в чем-то, но это не значит, что этот кто-то лучше тебя как личность.

Если мы говорим о повышении самооценки у детей, значит подразумеваем, что она занижена (то есть неадекватна), и ее необходимо вернуть на прежний, адекватный уровень. В большинстве случаев заниженная самооценка у ребенка — следствие частого сравнения, приведения в пример других детей. Ребенок в этом слышит не «тянись к Пете, я знаю ты можешь» (что, я надеюсь, подразумевают родители), а «Петя вон хороший, а ты — ну так себе», «как Петиным родителям повезло, что он у них родился, а я… ну что ж… это мой крест и нести его мне». Подобные умозаключения еще никогда и никого не подстегивали становиться лучше. И вообще, идея «стать лучше, чтоб любили и не бросили», деструктивна и дисфункциональна сама по себе.

Признаки низкой самооценки ребенка

Маленькие дети и дошкольники рассматривают себя, как элемент семьи, и авторитет родителей для них важнее, чем вся информация, приходящая извне.

К 12 годам они накапливают опыт общения, учатся критически мыслить и сомневаться. Теперь сверстники и учителя влияют на них больше, чем близкие люди, количество требований резко возрастает.

Признаки того, что ребенок не справляется с ожиданиями родителей или окружающих:

  • Малыш держится в стороне от других детей, скрещивает ноги, группируется, не смотрит в глаза взрослым.
  • Не переносит критику, не умеет проигрывать, часто плачет вместо того, чтобы отстаивать свою правоту.
  • Отказывается быть первым в играх и соревнованиях, не выступает инициатором чего-либо.
  • В больших группах не высказывает свое мнение, пока к нему не обратятся напрямую – уверен в собственной бесполезности, боится быть осмеянным.
  • Дошкольник или подросток без причины агрессивен. Так он пытается защитить себя от нападения.
  • Отсутствует интерес к собственному внешнему виду – ребенок может быть неопрятным, ходить в одной одежде несколько дней, забывать про чистоту волос и ногтей.
  • Ребенок говорит тихо, непонятно. Строит короткие предложения, может оборвать речь из-за недостаточного внимания к нему.
  • Слишком жесток к себе, подолгу переживает из-за собственных ошибок, не верит в возможность успеха.
  • Дети постарше пытаются повысить самооценку с помощью издевательств над младшими и слабыми.

У ребенка может обнаружиться один, несколько — или сразу все эти признаки. Нельзя сказать точно, относятся ли они к низкой самооценке, или сигнализируют о других проблемах.

Чтобы исключить ошибку, следует изучить окружение ребенка.

Формирование у детей разного возраста адекватной самооценки

Самооценка — это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, поступки, как определяет себе место среди других людей. Для ребёнка самооценка очень важна, ведь она — основа формирования личности. Адекватная самооценка (когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки) — это первый уверенный шаг в общество и успешную жизнь. А ведь главное желание родителей — чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным, не правда ли?

Однако далеко не каждая мама или папа знают, как воспитать ребёнка с адекватной самооценкой. Посмотрим, какие особенности формирования самооценки у детей разного возраста.

Задача родителей дошкольников — сформировать хорошую, высокую самооценку.

Самооценка дошкольников обычно слегка завышена. Это считается абсолютно нормальным, так как малыш только ещё учится оценивать себя. Задача родителей дошкольников — сформировать хорошую, высокую самооценку, проявляющуюся в уверенности в своих силах, открытости, коммуникабельности. Как это сделать:

  • тактично и корректно высказывать замечания, избегая частицы «не» (например, не «у тебя не получилось…», а «у тебя получилось, но…»
  • создавать для ребёнка ситуации, в которых он сможет достичь успеха: задания в соответствии с возрастом ребёнка.

Самооценка детей младшего школьного возраста становится более адекватной. Обучаясь, дети по-другому смотрят на свои качества, стараясь их оценить правильно (обычно это происходит на втором году обучения в школе). В третьем классе может появиться даже заниженная самооценка, но чаще всего у учеников начальной школы наблюдается неустойчивая самооценка. Дети начинают критически относиться к себе, отыскивают свои слабые стороны, видят в себе только плохое. А формируется самооценка под влиянием оценок, которые дают педагоги, родители и одноклассники ребёнка в ходе учебно-воспитательного процесса. Поэтому взрослым нужно ощущать ответственность за то, какие оценки и характеристики они дают детям младшего школьного возраста, ведь в этом возрасте одарённому ребёнку легко навесить ярлык неудачника, и наоборот, легко вселить излишнюю уверенность ребёнку, у которого недостаточно для этого оснований.

Самооценка детей среднего школьного возраста характеризуется умением адекватно оценивать себя: успехи, поражения, качества характера. Мнение родителей и учителей отодвигается на задний план, уступая мнению сверстников. Больше всего ученика этого возраста беспокоят вовсе не оценки, а коммуникативные качества, взаимоотношения с одноклассниками. Задача родителей здесь — помочь ребёнку познать себя, создав условия для раскрытия его талантов и сильных сторон характера

Важно также поддержать интерес подростка к учёбе. Помните, что жёсткий контроль снизит самооценку школьника

Нужно позволить ребёнку самому контролировать свой образ мышления и поведения.

Самооценка старшеклассников неустойчива. Старшие школьники становятся чрезмерно ранимыми и чувствительными к критике. Они заняты поиском себя, многие из них недовольны внешностью, у некоторых из них есть романтические переживания, что может стать причины снижения самооценки

Здесь важно родителям выдержать определённый такт и объяснить сыну или дочери, что излишняя самокритика пойдёт только во вред. Подростка лучше не сравнивать со сверстниками, а поддержать на пути становления и самовыражения

Старшие школьники чрезмерно ранимы и чувствительны

Что это такое?

Самооценка – это умение человека здраво оценить свои способности и возможности. Зачастую, малышу это дается не просто. Поэтому на формирование самооценки у ребенка влияют несколько факторов:

Родители – самые главные люди в жизни маленького человечка. Именно от их воспитания, внимания и влияния в большей степени зависит становление ребенка как личности. С самого рождения малыша, родителям необходимо следить за тем, что они и как делают и говорят в отношении ребенка

Крайне важно дать понять малышу, что его любят, о нем заботятся и всегда готовы прийти на помощь в любой непонятной ситуации. Необходимо с самых малых лет учить свое чадо правильно относиться к неудачам: плохой результат – тоже результат

Не позволять себе поднимать на него руку и повышать голос.

2 Основные причины

Специалисты считают, что причины появления у детей заниженной самооценки зависят от наследственности, воспитания и окружения.

В возрасте до 7 лет формирование самооценки происходит под влиянием родителей и учителей, поэтому чем больше дети будут ощущать заботы, внимания и любви в семье, тем увереннее будут чувствовать себя в коллективе. Но начиная с 12 лет, самооценка начинает формироваться в зависимости от отношения одноклассников и общения с ними.

Каждый человек индивидуален, но иногда в силу своей наследственности он ощущает себя неполноценным: врожденное заболевание, инвалидность, тип темперамента, умственные способности. Все это способно сформировать комплекс несостоятельности на фоне сверстников. Иногда причиной низкой самооценки является лишний вес или предрасположенность к полноте, что откладывает негативный отпечаток на сознании и порождает у детей ощущение неполноценности.

Издержки воспитания, которые способствуют появлению заниженной самооценки, могут выражаться как в чрезмерной опеке родителей, так и в отсутствии доверительных семейных отношений, в силу чего дети закрываются и считают себя причиной нелюбви со стороны взрослых. Нередко родители, сравнивая свое чадо с другими детьми, подчеркивают, что его успеваемость не так хороша, как у одноклассников и т. д. У ребенка начинает зарождаться неуверенность в собственных силах. Как правило, мужчины и женщины, воспитанные подобным образом, не способны привить своим детям уверенность в себе, т. к. сами не понимают, что это такое.

Социальные контакты детей вне семьи со сверстниками, педагогами, знакомыми тоже способны сформировать низкую самооценку. Унижения от одноклассников, запугивание со стороны учителей приводят к появлению депрессии и становятся причиной неуверенности в себе

Особенно важно мнение учителя для детей младшего и среднего школьного возраста, когда ученики воспринимают его слова как прописную истину

Особенности самооценки у детей

Самоуважение и умение адекватно себя воспринимать меняется по мере взросления личности. Но влияние типа воспитания на самооценку ребенка очень велико, поэтому родителям нужно отслеживать ее возрастные изменения и, при необходимости, корректировать.

В дошкольном возрасте

Самооценка ребенка дошкольного возраста нередко завышена. Это вполне нормально. В начальный период жизни дети учатся оценивать себя и не всегда делают это правильно, особенно если в семье любое их действие сопровождается восторженными комментариями.

При отсутствии перегибов в воспитании (как попустительства и восхваления, так и унижения), завышенная самооценка дошкольника со временем придет в норму. Отсутствие самоуважения у ребенка в этом возрасте более опасно.

Заметив признаки заниженной самооценки нужно пересмотреть воспитательные меры и манеру общения с малышом, так как избавиться от этой проблемы с годами становится намного сложнее. Родители должны помочь поднять самооценку ребенку, сам он с этой задачей не справится.

В младшем школьном возрасте

В чем заключаются особенности самооценки детей младшего школьного возраста? Учась в первом классе, ребенок обычно оценивает себя завышено. Во втором наблюдается тенденция к умеренному снижению самооценки. В третьем школьник оценивает свои способности и возможности нормально или занижено. Случаи завышенной самооценки в этом возрасте редки.

На формирование самоуважения в этот период существенное влияние оказывает учебно-воспитательный процесс, в частности, успеваемость в школе

Дети младшего школьного возраста, по сути, еще малыши, поэтому при нарастающей неуверенности и снижении самооценки у чада не стоит акцентировать внимание на неудачах в учебе

В среднем школьном возрасте

В средних классах детям свойственно оценивать себя объективно. Происходит закономерное взросление, совершенствуется способность к самоанализу.

Но заниженная самооценка у ребенка среднего школьного возраста возможна и чаще связана со сложностями в общении со сверстниками, чем с учебным процессом. Мнение о нем одноклассников выходит на первый план в системе ценностей.

Ребенок превращается в подростка, но по-прежнему нуждается в одобрении и внимании родителей

На этом этапе важно проявлять интерес к его увлечениям и предоставлять больше возможностей для развития самостоятельности. Тотальный контроль и чрезмерные требования к успеваемости снижают самооценку подростка

В старшем школьном возрасте

Низкая самооценка у ребенка в старших классах – явление распространенное. Этому способствуют первые неудачные влюбленности, страхи, связанные с экзаменами и предстоящим выбором профессии.

Чтобы сохранить нормальный уровень самоуважения у школьников-старшеклассников, лучше воздержаться от критики их внешности, друзей и увлечений. Если основной причиной повышенной тревожности стала учеба, нужно постараться объяснить бесполезность самобичевания и подсказать пути решения проблемы.

Повышаем самооценку у ребенка

Вот несколько простых советов, которые помогут вам повысить самооценку у дочери или сына.

Хвалите ребенка! Но не за красивую фигуру или модный портфель, а за поступки. Получил хорошую оценку, перевел бабушку через дорогу, помог другу, заступился за сестренку – все это достойно вашего внимания.

Делитесь мыслями. Чтобы малыш почувствовал себя значимым и взрослым, нужно советоваться с ним – о маршруте поездки, о подарках, которые вы повезете бабушке и т.д. Спросите у ребенка мнения в том или ином вопросе. И пусть ответ очевиден, дайте чаду самому принять решение. Ну и, конечно, следуйте этому решению, иначе значимость детского мнения будет потеряна.

Просите о помощи. Перестаньте говорить себе, что малыш еще мал и ничего не умеет. Поверьте, ребенок в 7 лет спокойно может помыть посуду или пришить пуговицу, а в 12 – приготовить что-то простое на ужин. Просто доверьтесь и поймите, что ребенок растет, он уже многое умеет, дайте малышу продемонстрировать свои способности.

Отдайте на спорт. Многие мамы мальчиков жалуются на то, что их сын не может постоять за себя. Не стоит растить из ребенка агрессора, но вот учить дать отпор все-таки стоит. Для этого отдайте ребенка на любой вид спорта, лучше в единоборства. У малыша повысится самооценка, он поймет, что может многое. Однако в этом случае нужно четко объяснить ребенку, что в обычной жизни не стоит демонстрировать свою силу и, тем более, бить первым.

Переживайте неудачи вместе. Многие дети очень болезненно воспринимают проигрыши и неудачи

Важно объяснить ребенку, что без них невозможно побед. Что любое достижение складывается из множества попыток и расколов

Этим вы учите ребенка быть уверенным в своих силах, достигать цели, даже если предыдущие попытки были неудачными.

Внушайте ребенку, что он умный и талантливый. Отправляя чадо в школу, говорите ему, что у него все получится, он получит за диктант пятерку и обязательно сдаст все нормативы по физкультуре. Дети на ментальном уровне улавливают установки, данные родителями. И если вы говорите «Ты такой же неудачник, как твой отец» и «у тебя ничего не получится», не удивляйтесь, что произойдет именно так, как вы сказали.

Верьте в ребенка. Дети очень тонко чувствуют правду и ложь. Верьте в своего ребенка на соревнованиях, даже если вам кажется, что он слабее остальных. Скажите малышу, что сила – не главный его козырь, но у него есть ловкость и выносливость, это обязательно принесет победу. Искренне верьте в своего ребенка, и он сможет поверить в себя сам.

Помогайте с умом. Не нужно подсказывать ребенку правильное решение задачи, как и оставлять его наедине со всеми заданиями. Важно найти золотую середину и придерживаться правила – помогать, только если ребенок просит. Дайте сыну возможность самостоятельно решить задачу по физике или какую-то проблему в жизни. Вмешивайтесь только в том случае, если вас об этом попросили.

Поговорите о внешности. Во многих случаях самооценка ребенка страдает из-за недостатков во внешности. Нередко это перерастает в серьезный комплекс, который переходит во взрослую жизнь. Поговорите с ребенком по душам – что его беспокоит, возможно, его даже дразнят сверстники за какой-то недостаток. Помогите своему ребенку исправить ситуацию, если это возможно. Кривые зубы можно выровнять, поставив брекеты, торчащие ушки у девочки можно спрятать за длинными прическами, очки заменить контактными линзами, а лишний вес исправить правильным питанием и занятиями спортом. Если же малыша беспокоит то, что исправить нельзя, помогите его полюбить себя в любом виде. Убедите мальчика, что низкий рост – не проблема, все обаятельные голливудские актеры имеют рост ниже среднего. Скажите девочке-подростку, что маленькая грудь – это не самая большая трагедия в жизни, наоборот, фигура с маленькой грудью смотрится аккуратно и точено. К тому же, она не обвиснет к старости! Ищите положительные качества, убеждайте ребенка в том, что он действительно красив, даже с некоторыми своими особенностями.

Эти простые советы помогут вам вырастить уверенного в себе и своих силах ребенка.

Если хвалить, то правильно

Поощрение и похвала играют значимую роль в повышении самооценки ребёнка. Учёными замечено, что если ребёнка не одобряют в процессе позитивной деятельности, но его оценка существенно понимается, способствуя появления чувства неуверенности. Но и хвалить нужно уметь.

Психологи выделили сферы деятельности, в которых не стоит хвалить ребёнка:

  • за всё, что сделано не своими силами
  • за красоту, здоровье, доброту – это природные способности
  • за игрушки, предметы, одежду или в случае находки
  • из жалости
  • из стремления понравиться.

За что же стоит хвалить и поощрять ребёнка?

  1. За стремление развивать какой-либо природный талант, развиваться, самовыражаться.
  2. За детские заслуги: хорошие отметки, победу на турнире, успехи в творчестве.

Почему самооценка вообще имеет значение

Дети с развитым чувством собственного достоинства гораздо лучше учатся, проще справляются с жизненными трудностями. Из них с куда большей вероятностью вырастут полноценные, психически здоровые люди, способные брать на себя ответственность и решать многочисленные задачи. Дети же с нарушенной самооценкой часто вырастают невротиками, страдают депрессиями, алкогольной зависимостью и даже наркоманией. Конечно, это несколько утрированно, и далеко не все дети с подобными проблемами разделят столь печальную участь. Но психологические исследования ясно показывают, что предрасположенность к социальной деградации есть именно у детей, испытывающих проблемы с самооценкой.

Оценить способности ребенка

Допустим, вы перестали сравнивать вашего ребенка с Петей и приводить в пример Катю, а олимпийскую медаль и нобелевскую премию в один год он еще не получил, что делать? Узнайте своего ребенка получше! Возможно, он и не спортсмен и не ученый. Да, всем родителям хочется умных, веселых, задорных (лучших!) детей. Но и для ребенка, и для вас, и для ваших отношений будет гораздо лучше, если вы примите уникальность и его несовершенство.

Узнайте ребенка, приглядитесь к нему, хоть на неделю снизьте требования и заметьте его индивидуальные особенности: что-то дается легче, что-то труднее, что-то он не осилит никогда. И это нормально! Признание за ребенком его особенностей позволит вам быть более гибким родителем в плане требований и ожиданий. Например, ваше чадо ни разу не спортсмен (и тогда можно уже отстать от него со спортивными достижениями, и радоваться тройке по физре), зато тонко чувствующий музыкант (и тогда можно поднажать с требованиями в музыке).

Чего не нужно делать

Существуют типичные ошибки родителей, пагубно влияющие на самооценку ребенка:

  • Критикуя, нельзя переходить на характеристику личности. Негативную оценку можно давать только поступкам. Лучше сказать «я не люблю, когда у тебя в комнате бардак», а не «ужас, какой ты неряха».
  • Неэффективно примешивать к похвале критические замечания, упреки. Нельзя говорить: «Как здорово, что ты убрался в комнате, а то обычно у тебя жуткий бардак!».
  • Нельзя наказывать малыша, когда он не справляется с наплывом негативных эмоций, любым недостатком, прилагая искренние усилия.
  • Не рекомендуется вспоминать о старых проступках. Так можно сформировать у ребенка ощущение вечно виноватого.

Важно! В первую очередь, ребенок реагирует не на поступки и слова родителей, а на их эмоциональную компоненту. Полные раздражения и презрения высказывания в адрес малыша могут навредить его самооценке гораздо больше, чем самое строгое наказание

Корректировать самовосприятие ребенка можно и нужно. Главное в этом деле – начать с работы над собой, поднимать собственную самооценку и развивать эмоциональный интеллект.

Причины заниженной самооценки

Частые необоснованные наказания приводят к снижению самооценки у ребенка Дети нередко копируют поведение взрослых, зачастую мальчики копируют отцов, а девочки – мам. Наличие заниженной самооценки у одного из родителей может привести к неуверенности в своих силах у ребенка.

Факторов, влияющих на становление самооценки у детей, может быть множество, но есть пять наиболее часто встречаемых причин, приводящих к низкой самооценке, как у ребенка 6-8 лет, так и у детей постарше.

  1. Последствие родительской гиперопеки. Ситуация, когда мама с папой старались все делать за своего отпрыска, оберегали его от трудностей, не позволяли быть самостоятельным, принимать решения.
  2. Результат неконструктивной критики. Ситуация, когда малышу постоянно указывают на его промахи, не замечая достижений ребенка, или случай отсутствия надлежащего объяснения неправильности поступка и возможностей исправить, улучшить результат.
  3. Последствие сравнивания сына или дочери с соседским карапузом/одноклассником/сестрой или братом. Родитель, который постоянно восхищается успехами другого ребенка, заставляет своего малыша сомневаться в том, что его любят. Подобные разговоры отбивают все желание развиваться, чего-то добиваться, исчезает мотивация. А ведь родители иногда умышленно ставят соседского карапуза в пример, надеясь на то, что это замотивирует их чадо, сделает его лучше, что он будет стремиться достичь тех же высот.
  4. Результат оскорблений. Если родители в случае любой провинности называют ребенка плохими словами, они сильно занижают его самооценку, приклеивая слова-ярлыки (например, «тупица», «бестолочь», «ничтожество»).
  5. Наличие публичных замечаний. Если мама или папа не стесняются на людях критиковать свое чадо, делать ему замечания или даже наказывать, ставя в угол, у ребенка сильно снижается самооценка.

Как поднять ребенку самооценку

Есть способы поднять самооценку и воспитать самодостаточного, уверенного в себе человека. И чем раньше вы начнете действовать, тем выше вероятность получить хороший результат. В более старшем возрасте (17-18 лет) без помощи психолога кардинально изменить что-либо в характере сына или дочки вам вряд ли удастся.

Сказав правильные слова, одобряющие тот или иной поступок, вы закрепите хорошие привычки своего ребенка. Если вы перестанете радоваться, к примеру, отличным отметкам, убранной вовремя комнате или вымытой посуде, в итоге школьник потеряет к этому интерес. Для вас ода вынесенному мусору – глупость, для малыша – жизненная необходимость. Не воспринимайте подобные действия как само собой разумеющееся.

Как повысить самооценку ребенка?

Железное правило педагогики, относящееся к детям всех возрастов: не высказывайте ребенку, что он плохой и вы его не любите из-за какого-то проступка!

Фразы-табу: те самые «Будешь так себя вести – не буду тебя любить!», «Ты же хуже всех в классе!» (вариант «А Вова уже умеет/смог/ведет себя хорошо, а ты опять…»), «У тебя не получится, дай сюда, я сделаю!», «Ты плохой!».

Не цепляйте на ребенка ярлыки: «Ты копуша!», «Ты лентяй!», «Ты ничего не можешь запомнить!» и .д. У ребенка ведь это так и отложится – да, я копуша, лентяй, ничего не запоминаю…

Напротив, чтобы повысить самооценку ребенка, — все, что он пытается сделать, нужно поощрять и подсказывать, как это сделать, если не выходит. Обязательно хвалить за удачные попытки! Проступки и неправильные действия нужно урегулировать так: объяснять, чем неправильно (обидно для кого-то, опасно, бесполезно, неэффективно и т.п.) данное поведение.

Если видите, что ребенок действует не по незнанию, а «из вредности» (а все дети иногда так делают!) – не предпринимайте ничего (если, конечно, это не несет прямой опасности): пусть ребенок прочувствует полученный отрицательный результат, о котором предупреждали!

Банальный, но всегда актуальный совет о том, как повысить самооценку ребенка, который сайт sympaty.net хочет лишний раз напомнить: любите ребенка, показывайте ему свою любовь, верьте в его возможности, показывайте важность для вас его желаний и потребностей! Чем больше родители верят в него, тем больше ребенок верит сам в себя!

А теперь вернемся к вышеописанной ситуации, когда самооценку ребенка снижает детский коллектив.

Как повысить самооценку ребенка? Попробуйте понять, из-за чего он становится «белой вороной». И… помогите достичь того, отсутствие чего делает его объектом насмешек. Вместо того, чтобы сказать: «Ерунда этот их футбол, зато ты на скрипке учишься играть!» — пусть папа возьмет на себя показать будущему скрипачу парочку «финтов» с мячом! Поверь, музыкальные таланты никуда не сбегут, а повысить самооценку ребенка и избавить его от проблем в коллективе стоит!

Не смотрел мультик, хоть и дурацкий – ну пусть посмотрит пару серий, чтоб хоть не попадать впросак, когда ему будут показывать наклейки с персонажами!

А еще, чтобы повысить самооценку, ребенку можно предложить иное поприще для реализации, где он действительно способен на успехи. Например, если та же музыкалка для него радость и приятная среда для общения с единомышленниками, а не «принудиловка» — он сам наплюет на дворовую беготню с мячом и самооценки ему это не испортит!

——
Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Замечайте успехи

Родители могут по-разному относиться к школьным отметкам детей. Кому-то дарят новый айфон за полугодие без двоек. А другого даже не похвалят за табель с отличием. Одаривать детей ценными вещами, пожалуй, не стоит, но отмечать значимые для вас достижения необходимо. Это помогает ему формировать хорошее впечатление о себе самом, думать: «Я могу, я действительно это умею, я способный».

Спрашивайте, что ребёнок считает своими достижениями в учёбе, спорте, хобби, общении с людьми. Обсуждайте, что помогло добиться успеха и какие новые цели ребёнок ставит перед собой. Делайте акцент не на внешних атрибутах — медалях, дипломах — а на внутреннем ощущении счастья и вашей гордости за ребёнка.

Как и в случае с похвалой, не каждый поступок стоит внимания и восторга. Общайтесь с ребёнком. Обсуждайте и сравнивайте, какого масштаба события для вас и для него являются значимыми. О чём хочется просто обменяться впечатлениями, что отметить в семейном кругу, а что отпраздновать в компании близких и друзей.

Научите своего ребенка выбирать достижимые цели.

Мечтать стать первым человеком на Марсе, всемирно известным певцом или кинозвездой – это, конечно, амбициозные цели, и она показывают нам, насколько наши дети могут быть амбициозны, но будем честны – достигнуть их очень и очень непросто. Постоянно хвалить вашего ребенка, поощряя его не вполне реалистичные представление о собственных способностях и результатах может быть не такой уж и хорошей идеей. Если они хотят в чем-то себя испытать – почему бы и нет, но если вам стало ясно, что певца из него уж точно не выйдет, скажите ему об этом, не молчите лишь для того, чтобы не обидеть. Но постарайтесь сказать об этом как можно мягче, и предложите какую-нибудь альтернативу. Помогите ему установить какую-нибудь краткосрочную цель, которой он вполне сможет добиться регулярными занятиями и работой, и позволяйте этим небольшим целям складываться в что-то боле значительное, но тоже вполне достижимое.

Например, если вы запишете их на уроки танцев, их краткосрочными целями может быть освоение определенных танцевальных па и каждодневная практика хоти бы по 2 часа в день, а долгосрочной – высокое место в местном конкурсе. Со временем, если у них начнет получаться, они могут развивать свои умения дальше, и, возможно, избрать в будущем карьеру танцевального инструктора, а возможно, и зайти куда дальше. И когда ваши дети увидят, что они продвигаются на пути к избранной цели, это непременно повысит их самооценку.

Контрольный список вашей самооценки

Вот некоторые из вещей, которые Канадская ассоциация психического здоровья дает в качестве рекомендаций, дабы помочь вам воспитать уверенных в себе детей, а не неудачников:

Дайте им почувствовать себя особенными

Для вас важно помочь своим детям раскрыть свои уникальные таланты и качества и оценить свои сильные стороны. Но также учите их, что чувство своей особенности не означает, что они лучше других

Назначать цели. Научите своих детей работать для достижения цели и гордиться своими достижениями. Предоставьте им возможности для того, чтобы добиваться успехов.

Попробуй, попробуй еще раз. Поощряйте своих детей пробовать делать что-то по-своему, сталкиваться с проблемами и рисковать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: