Причины, по которым дети становятся жадинами
Чувство собственности — это первичная базовая эмоция, которая была ещё у первобытных людей. В цивилизованном обществе она никуда не исчезла, а стала даже более глубокой. Сейчас человек живёт в сложном и многогранном мире, поэтому запросов и потребностей становится больше. Однако нередко детская жадность — последствие неправильного воспитания.
Почему ребенок становится жадным — разбираемся в причинах:
-
Жажда лидерстваИногда за этим чувством скрывается жажда лидерства. Такая черта характера нередко возникает у избалованных детей, если родители беспрекословно и мгновенно выполняют все прихоти. Это приводит к уверенности малыша, что его желания — самые главные.
-
Мало вниманияДети растут жадинами, если родители сильно заняты и любовь проявляют только подарками. Ребёнок страдает от дефицита родительского внимания, поэтому подаренные вещи становятся особо ценными и любое посягательство на сокровище будет воспринимать болезненно.
-
РевностьЕсли малышу кажется, что его любят меньше, чем брата или сестру, он переносит на них свои негативные эмоции. Это проявляется жадностью или приступами агрессии.
-
ОдиночествоДля застенчивых и нерешительных деток игрушки — лучшие друзья, собеседники, компаньоны для игр. С ними малыш чувствует себя в безопасности, поэтому неудивительно, что делиться ими он не хочет.
-
Патологическая бережливостьНередко родители говорят детям, чтобы они не брали на улицу новую игрушку, потому что её могут сломать. В итоге малыш начинает чересчур волноваться за сохранность дорогих ему вещей: не только не желает делиться, но даже не разрешает прикасаться к ним.
-
НедовериеУже в год у малышей есть собственные симпатии и антипатии, и им не всё равно, с кем возиться в песочнице. Если компаньон по играм не вызывает доверия, ничего отдавать ему ребёнок не захочет.
Причины
Чтобы выбрать правильный путь воспитания ребенка, следует определить, почему он жадничает или отбирает чужие вещи.
Недостаток родительской любви. К сожалению, в реалиях современной жизни у взрослых остается все меньше времени для общения с ребенком. Дефицит внимания нередко компенсируется подарками. Малыш начинает воспринимать игрушки и сладости, как символы родительской любви, поэтому не горит желанием кому-то их отдавать.
Существует и другой вариант: кроха таким способом пытается быть замеченным. Хорошее поведение часто остается без внимания и воспринимается как должное. Плохой поступок, напротив, всегда становится поводом для разговора.
Избалованность. Зачастую родители или бабушки с дедушками проявляют свою любовь к чаду вседозволенностью. Если возможности позволяют, то ребенку покупают любые игрушки по его желанию, а невоспитанное поведение остается безнаказанным
Малыш растет в полной уверенности, что может получить любую понравившуюся вещь, и неважно, кому она принадлежит. Если не решить проблему в детском возрасте, то дальше может быть только хуже
Неприязнь к конкретному человеку или привязанность к вещам. Бывает так, что малыш проявляет лишь выборочную жадность. К примеру, он отказывается делиться только с одним мальчишкой на площадке или не дает никому прикоснуться к любимому мишке. В данном случае переживать нечего, ребенок таким образом всего лишь проявляет чувства.
Ревность в семье. Если жадность распространяется исключительно на братьев или сестер, то, скорее всего малыш убежден, что им родительского внимания достается больше. Чаще возникает ревность к младшим, которая автоматически трансформируется в острое нежелание отдавать им свои вещи.
Скупость. Излишняя бережливость нередко возникает в случае, когда у ребенка мало игрушек по причине низкого достатка в семье. В такой ситуации за каждую машинку или куклу малыш стоит горой и очень переживает, что вещь сломают или отберут навсегда.
Причины детской жадности
Как только вы начинаете замечать первые проявления жадности, нужно разобраться в природе ее возникновения.
Существует несколько основных причин:
Дефицит внимания.
Как правило, так происходит у родителей, которые очень много работают
Родители пытаются заменить внимание многочисленными подарками. Ценность подарков в восприятии ребёнка возрастает, и он начинает жадничать
Избыток внимания.
Все родители очень любят своего ребёнка, но позволяя и прощая ему абсолютно все, мама и папа воспитывают маленького манипулятора
Важно соблюсти баланс
Страх одиночества.
В раннем возрасте для малыша игрушки заменяют друзей. Ребёнок боится остаться один, поэтому делиться своими друзьями ему ни с кем не хочется.
Ревность.
Как правило, ребёнок ревнует родителей к братьям и сестрам, особенно младшим. И если они получают больше внимания, он начинает проявлять недовольство, переходящее в агрессию, и, как следствие, жадность.
Бережливость.
Ребёнок очень переживает за свои вещи, боится, что кто-то сломает или испортит его игрушки. Как следствие – не хочет их никому давать.
Основные причины жадности у детей: так почему ребенок – жадина?
Чтобы «вылечить» жадность, нужно понять – откуда она появилась. Специалисты выделяют несколько основных причин:
-
- Ребенку не хватает родительской любви, внимания, тепла. Чаще всего маленький жадина растет в семьях, где проявлением любви является очередной подарок от слишком занятых родителей. Малыш, тоскуя по вниманию мамы с папой, воспринимает их подарки как особо ценные, и в этом случае жадность становится естественным (но неправильным!) следствием ситуации.
- Ревность к братьям (сестричкам). Чаще всего – к младшим. Если брату (сестре) достается больше внимания и родительской ласки, то ребенок автоматически выражает свою обиду проявлениями жадности и агрессивности по отношению к брату (сестре).
- Избыток внимания и родительской любви. Конечно, родительской любви много не бывает, но позволяя ребенку все (с пеленок), и удовлетворяя каждый его каприз, мама в итоге воспитывает маленького тирана. И даже если резко прекратить потакать его капризам – это не изменит ситуацию. Ребенок просто не поймет – почему раньше можно было все, а теперь – ничего?
- Застенчивость, нерешительность. Единственные друзья скованного в общении малыша – это его игрушки. С ними ребенок чувствует себя в безопасности. Поэтому и делиться ими малыш, конечно, не хочет.
- Излишняя бережливость. Это тот самый случай, когда малыш настолько переживает за сохранность и целостность дорогих ему игрушек, что никому не позволяет в них играть.
Признаки
Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.
Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».
Негативизм — «Делаю назло!»
Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.
Строптивость — «Не хочу подчиняться!»
В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.
Упрямство — «Я так решил!»
«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.
Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»
Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.
Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»
Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).
Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»
Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.
Своеволие — «Я могу сам!»
Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.
Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:
- отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
- жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
- вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
- ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
- необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.
Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.
Проявление жадности на прогулке
Постарайтесь на прогулке не отсиживаться в сторонке на лавочке, а принимать активное участие. Даже если кроха играет в песочнице, хорошо было бы присоединиться к другим детям. Вы видите, что другой ребенок – жадина? Не настаивайте, чтобы он отдал пасочку или солдатика вашему малышу. Если же ваш ребенок никак не хочет делиться игрушками, дайте ему время на адаптацию. Пусть он сначала познакомиться с детьми из песочницы, подружится с ними, а после этого сам решит – стоит ли доверять мишку новым приятелям или нет.
Если ваш ребенок совсем не хочет делиться игрушками, учите его на прогулке щедрости. И необязательно для этого играть с другими детьми. Кроха поймет, что дарить что-то весело, когда будет кормить голубей хлебом или он вынесет косточки от ужина собачке. Можете подарить палочку кошке, чтобы не нести ее в дом. Такие поступки постепенно развивают отдачу.
Несколько случайных отзывов
21.06.2020Ольга
Огромная благодарность доктору Рубанову С. С и его медсестре Светлане! Сергей Сергеевич смог найти подход к сыну, несколько лет лечим зубы только у него. Профессионал своего дела
18.07.2015Дашкова Т.С.
Большое спасибо хочу выразить Шагиной Ирине. Врач очень приятный, все хорошо объяснила, очень хорошо относится к детям даже под конец рабочего дня.
02.11.2017Анна и сын Никита
Хочу выразить благодарность за лечение зубов под наркозом, помогающим проводить операцию. Несомненно, сначала был страх у всей семьи, но это был единственный выход. На осмотре мой сын даже не плакал, хотя до этого боялся зайти за порог, у него был панический страх. Теперь у моего малыша красивая улыбка. И да, нам всего 2 годика. Наркоз был легким, перенес хорошо, никакого стресса. Я считаю, это лучший выход для лечения большого количества зубов без боли и стресса для ребенка. Спасибо клинике «Эдкарик».
25.07.2017Карина
Огромное спасибо Панфиловой Анне Геннадьевне, доктор от Бога, самая внимательная, заботится о своих маленьких пациентах. Очень долго искала педиатра для своих деток, т.к. к сожалению многие из наших врачей диагноз ставят наугад, полагаясь на интуицию, видимо, которая часто их подводит! Анна Геннадьевна первым делом назначила нужные анализы, поставила верный диагноз и назначила верное лечение, благодаря которому мы идем на поправку, я в восторге от нее, всем мамочкам рекомендую!
Смотреть все
Оставить отзыв
Проявления жадности у ребёнка на разных этапах взросления
Осознанно ли жадничают детки, или это нормальный этап развития? Ответ на этот вопрос зависит от возраста:
1-2 годаМалыши еще не жадничают, но учатся говорить слово «нет». Ограничивать в этом проявлении их нельзя, потому что это умение очень пригодится во взрослой жизни. Часто дети, которых родители стремились вырастить нежадными, становятся безотказными, ими легко манипулировать.
2 годаРебёнок уже четко заявляет права на свои вещи, в лексикон уверенно входит слово «моё»
На этом этапе малышу важно дать понять, что его вещи — это его собственность. Никто, даже родители, не могут брать их без спроса, но нужно с уважением относиться и к нежеланию других делиться.
3 годаТрёхлетки должны уметь отказывать, чтобы не потакать чужим желаниям в ущерб своих интересов
Однако родителям важно объяснить, что одно дело — защищать свои вещи, совсем другое — откровенно жадничать только из вредности.
4 годаВ этом возрасте социализация выходит на новый уровень. На первом месте становится желание общаться и играть вместе со сверстниками, а игрушки — это всего лишь один из инструментов для налаживания коммуникации. Четырехлётка способен осознавать, что если поделиться с кем-то вкусной едой или игрушкой, это поможет расположить к себе человека. Главное на этом этапе — не привить товарные отношения, которые проявляются в установке «если ты не будешь делиться, с тобой никто не будет играть». Такой опасный стереотип, который негативно влияет на развитие чувств и привязанности, нередко приводит к обесцениванию личности.
5-7 летЖадность у дошкольников — проявления внутренней дисгармонии. Проблема часто возникает в семьях, в которых двое и больше детей и старшего насильно заставляют делиться с младшим.
Классификация жадности
Детская жадность весьма различна в своем проявлении и у каждого ребенка выражается индивидуально. Специалисты выделяют следующие разновидности нежелания детей делиться с другими личными вещами:
- Собственник. Есть определенная категория детей, которые по своей натуре не могут осознать понятие «общее». Для них существует только «свое» и «чужое». Бороться с таким видением действительности весьма сложно, но успех становится более реальным, если обратиться за помощью к психологу.
- Забияка. Такой тип жадности выражается в жестком отказе делиться своими вещами, но при этом присутствует четкое желание завладеть чужими игрушками. Если ребенок не получает желаемого, то вполне может устроить потасовку.
- Страдалец. Это дети, сильно сомневающиеся в родительской любви или живущие в неблагоприятных условиях. Им кажется, что мама и папа думают только о себе, в частности, если им отказывают в покупке понравившейся вещи. В результате такие дети имеют все шансы вырасти в скупердяев.
- Агрессор. Гиперопека и потакание капризам также могут оказаться весьма щедрыми на различные «сюрпризы». Родители, которые слишком нянчатся со своими детьми в итоге рискуют вырастить из них законченных эгоистов. А эгоизм всегда идет рука об руку с жадностью.
- Одиночка. Есть дети, которые отличаются излишней бережливостью. Они очень дорожат своим «имуществом» и стараются оградить его от возможных «вредителей».
Как сформировать связь с малышом?
Большинство мам чувствуют интуитивно, что лучше сделать, чтобы их ребёнку было хорошо
И если какое-то время назад повсеместно гремело слово «режим» (кормление по часам, сон в кроватке по расписанию), заставляя матерей закрывать глаза на свою интуицию в отношении ребёнка, то сейчас уделяется внимание потребностям малыша. Как же всё-таки сделать связь «мать-дитя» прочнее?
Не отказывайтесь от грудного вскармливания. Некоторые мамы боятся боли, обвисшей груди, не хотят дискомфорта. Но, если у вас есть молоко, постарайтесь сохранить его и кормить вашего малыша грудью. Самая сильная связь ребёнка с матерью возникает именно при наличии грудного вскармливания.
Чаще берите ребёнка на руки. Тактильный контакт с родителями важен для малыша. Ещё совсем недавно он находился в комфортном месте, где ему было тепло, мягко и спокойно. А теперь он находится в неизвестной среде, где всё совсем по-другому. Представьте, какой это стресс для маленького человечка. Именно сейчас ему необходимы прикосновения мамы. А когда мама прижимает малыша к себе, он чувствует знакомое ему сердцебиение, тепло мягких рук и успокаивается.
Носите ребёнка как можно больше. Когда сохраняется телесный контакт с мамой, малышу намного уютнее. К тому же в настоящее время существует большое разнообразие приспособлений для ношения малыша.
Спите вместе. Сон «под бочком» у мамы полезен для новорождённого с психологической точки зрения. И это весьма удобно самой маме – ночные кормления не будут сопровождаться долгим криком малыша, пока вы, наконец, возьмёте его и приложите к груди. Есть противники такого метода воспитания, утверждающие, что это может разбаловать ребёнка. Но как можно разбаловать новорождённого? Именно тогда, когда он оказался в незнакомой среде, где нет уютного тёплого животика, сон рядом с мамой поможет ему быстрее адаптироваться к изменениям в его жизни.
Реагируйте на зов вашего чада. Если малыш плачет, значит, что-то не так. Ему голодно, холодно, жарко, мокро, тревожно. Ему нужна мама. И тем, что вы отреагируете на его плач как можно быстрее, вы не разбалуете его ни коим образом. Лишь поможете ему не сформировать такую привычку, когда он начнёт получать то, что ему нужно, через настойчивый плач или крик.
Общайтесь со своим малышом. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и даже не слушает вас, общайтесь с ним. Рассказывайте о том, что вы делаете, читайте потешки, пойте песни и колыбельные. Не стесняйтесь своего смешного голоса и вида со стороны
На нервно-психическое развитие ребёнка большое внимание оказывают все звуки, которые он слышит.
Связь ребёнка с родителями, заложенная ещё в грудном возрасте, остаётся на всю жизнь и даёт ребёнку уверенность в том, что он любим и не останется беспомощным в различных ситуациях.
Удивительный факт. Чем ближе общение матери и ребёнка в начальном периоде его развития, тем легче малышу будет развить самостоятельность. Общение с мамой способствует тому, что ребёнок чувствует себя защищённым и знает, что мама всегда придёт на помощь. Поэтому он активнее исследует мир, пробует делать что-то новое. И именно поэтому он со временем начинает что-то делать и без помощи родителей.
Это же относится и к дисциплине. Доверительное общение ребёнка с родителями способствует более лёгкому приучению к дисциплине. На своём примере родителям намного легче показать малышу, что и как делать правильно, ведь они для него – авторитет.
И не стоит забывать о том, что общаться с ребёнком должны оба родителя. Роль отца в воспитании малыша не менее важна, чем роль матери.
Причины детской жадности:
Чтобы понять, почему ребенок жадничает, следует разобраться в причинах:
Малыш испытывает некоторую нехватку родительской заботы и внимания
Часто такая ситуация встречается в семьях, где родители очень много работают и им не всегда хватает времени, чтобы поиграть с ребенком. И чтобы компенсировать недостаток внимания, родители покупают игрушки. В последствии ребенок начинает их ассоциировать с мамой и папой, а делиться такой дорогой вещью для него тяжело.
Малыш ревнует к младшим детям
Конечно, маленькие детки требуют повешенного внимания и заботы, а старшим кажется, что их стали меньше любить
Чтобы не вызвать агрессию по отношению к младшим детям, важно объяснить ребенку, что это вовсе не так, что вы по-прежнему его любите, и что скоро этот сложный период пройдет
Избыточная родительская забота и опека
Родителям хочется, чтобы у ребенка было все, но в этом деле нужно знать меру. Исполняя все желания ребенка, родители сами себе создают проблемы в будущем воспитании.
Ребенок нерешительный и застенчивый
Некоторым детям тяжело пойти на контакт со сверстниками, и лучшими друзьями становятся игрушки, с которыми он чувствует себя комфортно и, соответственно, не хочет никому отдавать своих «друзей».
Малыш боится сломать или испортить игрушки
Некоторые родители, когда дарят ребенку игрушку, делают акцент на высокую стоимость, после чего ребенок сам боится в нее играть, а дать другим детям тем более.
Интеллектуальное развитие.
- Во время игры обдумывает и планирует свои действия.
- Отчетливо понимает свое имя и фамилию и отзывается на них.
- Делает выбор исходя из своих предпочтений.
- Наблюдает за действиями взрослого и подражает ему.
- Продолжает играть с различными геометрическими формами. Различает на слух фигуры по форме и цвету: кирпичик, кубик, призма, шар. Если мама просит «Дай мне синий кубик» или «Дай мне красный кирпичик», ребенок может их находить и показывать.
- Знает, называет и находит все основные цвета. Как научить ребенка различать цвета читайте здесь.
- Различает количество предметов — где одна игрушка, а где много.
- Отчетливо различает большой – маленький. На просьбу: «Покажи, где большая матрешка? А где маленькая?» показывает пальчиком.
- Учится выстраивать кубики, матрешек с разницей в 3 см в размерах по росту – от большого к маленькому и наоборот.
- Подбирает и группирует предметы, с которыми знаком в быту по общему признаку (посуда, одежда, обувь, транспорт, мебель).
- Умеет листать страницы книг, указывает пальчиком на рисунки и описывает (пересказывает) знакомый сюжет сказок.
- Продолжает рисовать на бумаге в ее пределах. Видит четкие границы.
- В танце — приседает, пружинит, крутит туловищем, хлопает в ладоши, замирает в какой-нибудь позе, по сигналу изображает действия животного.
- Продолжает выполнять просьбы взрослого.
- По надобности регулярно просится на горшок. Как приучать к горшку, смотрите здесь.
- Применяет безобидные хитрые уловки.
Практические советы
В случае, когда малыш не желает делиться с другими детьми своими игрушками или взял чужие и не хочет отдавать, следует вспомнить основные правила поведения.
всегда будьте примером для ребенка, прививайте вежливость и уважение к другим;
в момент, когда ваш малыш не хочет отдавать чужую игрушку, важно не нервничать и не кричать, будьте вежливы;
нежелательно называть его «жадиной»;
просьбы поделиться должны произноситься мягким спокойным голосом;
часто срабатывает способ отвлечения внимания;
обиженному крошке предлагают другую игрушку;
не следует вступать в полемику с мамами других детей;
ребенок болезненно воспринимает ситуацию, когда родители забирают у него игрушку и отдают другим.
Развитие и воспитание ребенка младшего дошкольного возраста (3 года жизни)
Развитие ребенка в этом возрасте имеет свои индивидуальные особенности. Необходимо учить малыша рассказывать простые стихи, петь песенки, танцевать под музыку. В этот период необходимо всячески обогащать словарный запас ребенка, давать ему возможность получать новые знания и впечатления. Для этого необходимо показывать картинки, читать рассказы, сказки. Малыш должен учиться рассказывать небольшие стихи, петь песни и танцевать.
Занятия с детьми от 2 до 3 лет надо проводить регулярно
Так малыш познает, как устроен мир и все предметы, которые окружают его. Чтобы избежать этих неприятных последствий, можно купить ребенку сборно-разборные игрушки.
Поощряйте общение ребенка с другими детками. Учите его знакомиться с другими малышами, представляясь по имени при этом.
Лото для маленьких – отличная развивающая игра
В этом возрасте у детей формируется понятие «Я – НЕ Я». Любая игрушка для ребенка дошкольного возраста является частью его самого. Именно поэтому в этом возрасте все дети становятся «жадинами».
В этом возрасте происходит кризис дошкольного возраста, который часто называют «Я сам!». Родителям необходимо иметь некоторые педагогические познания об этом периоде. Позитивной стороной этого трудного периода является то, что ребенок учиться самостоятельности. Не ограничивайте его в этом. Позволяйте ему учиться делать действия самостоятельно. Даже если вы куда-то опаздываете, а ребенок хочет сам одеться – не мешайте ему, наберитесь терпения. Вы можете только слегка подсказать, что и как нужно сделать.
Кризис 3-х лет – симптомы
Если вы будете говорить негативные установки ребенку, это отрицательно скажется на его психологическом развитии, вплоть до получения психологической травмы.
Детская система ценностей
Если ребёнку 1,5-2 года, жадничать — нормально. В этом возрасте у детей в начинает формироваться собственное «Я», выстраиваются личные границы, появляются навыки социализации.
Нежелание делиться у двухлеток — это не всегда проявление жадности, а потребность защитить то, что дорого. Если этот навык не освоить, во взрослой жизни человек будет чрезмерно уступчивым, не сможет отстаивать свои границы и точку зрения и защищать своих близких.
Чтобы понять, почему детки жадничают, представьте, что незнакомый человек потребовал у вас ваши ключи, телефон, сумку. Что вы будете делать? Вряд ли беспрекословно отдадите все вещи. Вот так и ребёнок не желает отдавать дорогие ему игрушки, поэтому уважайте чувство собственности и личное пространство маленького человека.
В силу возраста малыши ещё не умеют чётко осознавать разницу ценностей. Для них сложно понять, какие вещи нужно отстаивать, а чем можно на время и поделиться.
Жадность можно рассматривать как проблему, если в 3-4 года ребёнок играет с другими детьми, но социализируется только на своём уровне. На этом этапе жадность — это уже черта характера, которая негативно сказывается и на дружбе, и на самом малыше. Ведь дети начинают избегать жадину и дразнят его.
Жадина-говядина или можно ли научить быть щедрым?
Как уже было сказано выше лишение свободы и права выбора приводит детскую психику к решению «не делиться ни с кем и никогда». И эта детская обида сидит очень глубоко. Ну, не понимает маленький ребенок, что если ему подарили на праздник коробку конфет, то он, как человек порядочный, тут же должен ее разделить с гостями. И не факт, что ему самому достанется больше 2-3 штучек.
Видит ли он такой же пример в семье? Мама ОБЯЗАНА поделиться с подругой губной помадой? Папа ДОЛЖЕН дать другу порулить новой машинкой? А как же мы можем требовать такого героизма от ребенка?
Так что хотите вырастить уверенного, сильного и щедрого человека, придется вам ЗАБЫТЬ про принуждение к «дележке» и на собственном примере раз за разом показывать малышу, что быть щедрым приятно, а иногда даже выгодно.
Особенности развития детей в 2-3 года
После 2 лет у большинства детей заметно совершенствуется речь, растёт словарный запас, они начинают строить простые предложения из 2-3 слов.
В этом возрасте дети практически полностью овладевают навыками самообслуживания: самостоятельно ходят на горшок, моют руки, аккуратно кушают ложкой, пьют из кружки, могут одеться и раздеться.
Полностью уходит кормление грудью, ребёнок кушает взрослую пищу и ещё более ярко проявляет свои кулинарные предпочтения.
Большинство детей в 2-3 года начинают ходить в садик. Наиболее благоприятным периодом для начала его посещения считается достижение ребёнком возраста 3 лет, когда связь с матерью постепенно начинает ослабевать, появляется стремление к общению со сверстниками. Адаптация к детскому саду в таком случае проходит менее болезненно.
Ребёнок активно исследует границы дозволенного, усваивает правила поведения и проверяет родителей на прочность. Наверняка вы замечали, что ваше чадо уже научился «хитрить», наблюдает за реакцией взрослых на свои действия, может совершенно по-разному вести себя с мамой, папой, бабушкой и другими родственниками.
Малыш ещё активнее продолжает манипулировать предметами, его действия становятся более точными, улучшается координация движений.
К двум годам ребёнок знает действия людей, животных, назначение предметов, например, что «птица летает», «машинка едет», «мылом моют руки» и т. д.
Малыши в этом возрасте очень возбудимы. А вот успокоить их бывает подчас очень трудно.
Подражание взрослым становится основным способом научения разным навыкам.
Усиливается тяга малыша к самостоятельности, ведь он уже так много всего умеет! Всё чаще можно услышать от него фразу: «Я сам!», когда в очередной раз хотите ему в чём-то помочь
Поэтому воспитание ребёнка в возрасте 2-3 лет важно строить на предоставлении ему возможности выбора, поощрении инициативы и двигательной активности.
Многие дети в возрасте 2-3 лет проявляют склонность к тому или иному виду деятельности: рисование, лепка из пластилина, собирание конструктора, сюжетно-ролевые игры и пр. Конечно, пока это ещё нельзя назвать устойчивыми интересами, но определённые черты личности ребёнка уже могут проявляться в ходе этих занятий.
Активно развивается воображение, малыш фантазирует
Это обычно заметно в его речи, игре, рисунках.
Спектр проявляемых эмоций значительно расширяется. Ребёнок может демонстрировать радость, восторг, удивление, ласку, смущение, жалость, разочарование, гнев, страх, сочувствие и др.
После 2 лет появляется интерес к сверстникам, малыш хочет общаться, играть, дружить с другими детьми. При этом взаимодействие со взрослыми для него также остаётся значимым.