Почему люди бестактные – формирование качества
Бестактные люди зачастую считают свое поведение вариантом нормы, не видят «ничего такого» в своих вопросах и суждениях.
Отсутствие чувства такта характерно для экстравертов, очень общительных или даже болтливых людей. Они настолько увлекаются диалогом, что перестают обдумывать свои реплики, говорят и спрашивают лишнее.
Встречаются и люди с тяжелым характером, которые получают удовольствие, наступая человеку на больное место. Им интересно наблюдать смущение, растерянность, беспомощность собеседника, неловкие попытки уйти от ответа.
Некоторые люди позиционируют себя как простых, открытых, искренних. Они могли перенять такую манеру общения из семьи или могли воспитываться в небольшом населенном пункте, где все друг друга знают. Сплетни и обсуждение других там – дежурное явление.
Человек может чувствовать себя очень неуверенным в себе, но хотеть произвести впечатление. Внутренняя скованность может заставить вести себя грубо, наигранно, фамильярно. Например, индивид может начать обращаться к едва знакомым людям на «ты», шутить неуместные шутки.
Люди демонстрирую бесцеремонность из-за своего возраста, статуса, материального положения, профессии. Так некоторые позволяют себе грубить продавцам, операторам, официантам. Учителя могут презрительно разговаривать с учеником, прилюдно отчитывать, унижать достоинство.
Еще один повод проявить бестактность – давнее знакомство с человеком или родственная связь с ним.
Почему родители пьют
У родителей-алкоголиков может быть несколько причин злоупотребления спиртным. Самых распространенных четыре:
Наследственность
Если пили бабушки и дедушки, то и мама с папой скорее всего будут злоупотреблять, но это не приговор, так как бывают исключения.
Друзья-алкоголики
Родители могли попасть под их влияние «за компанию».
Если в семье были люди с диагностированным алкоголизмом, то в группу риска попадают все родственники. Это касается детей и внуков. Генетическая предрасположенность – не повод ненавидеть свою семью. Задача ребенка – научиться ненавидеть поступки, а не людей.
Детям, выросшим у пьющих родителей, психологи рекомендуют с осторожностью относиться к алкогольным напиткам и наркотикам. От наркотических веществ вообще стоит отказаться, они принесут только разрушение психики
А с алкоголем – знать строгую меру, чтобы не обрекать своих будущих детей на свои страдания.
В таком тоне я не буду с вами разговаривать
Вы думаете над способом, как реагировать на хамство? Совет психолога будет таким: говорите своему обидчику фразу «в таком тоне я не буду с вами разговаривать». Если человек повысил голос, но еще не вышел из себя, вы можете охладить его пыл. Возможно, вам даже придется подтвердить свои слова. Например, человек вас оскорбляет, вы сказали ему, что не намерены вести диалог в таком тоне, но персона никак на это не отреагировала. Вам нужно развернуться и уйти. Это будет оптимальный выход из подобной ситуации. В следующий раз, когда хаму нужно будет с вами поговорить, он будет помнить опыт прошлого разговора, и станет вести себя с вами мягче. Не упрекайте персону за прошлые обиды и говорите с человеком второй раз так, как будто не помните прошлого разговора. Но если оппонент опять решит продемонстрировать не самую лицеприятную сторону своей личности, сразу же пускайте в ход действенную фразу. Это собьет спесь с человека, и поможет вернуться ему на нормальный способ общения.
Что может сделать с учеником-хулиганом администрация школы?
По словам юристов, у администрации школы сегодня не так много возможностей повлиять на ситуацию. Руководство учебного заведения не вправе предпринимать каких-либо действий, которые ограничивают право учащегося на получение образования. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», исключить из школы ученика до достижения им 15-летнего возраста невозможно. По закону такого ученика нельзя оставить и на второй год, поскольку плохое поведение не является основанием для этого. Нельзя таких школьников привлечь и к административной ответственности. Применить ч.1 ст. 2.3 КоАП РФ в отношении ученика можно только с 16 лет.
«С правовой точки зрения, например, в рамках административных правонарушений хулиганством (мелким) считается нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. За такое правонарушение предусматривается административный штраф. При этом административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет», — говорит юрист Натан Будовниц.
Статья по теме
Мой ребёнок — драчун! В чём причина детской агрессии
Тем не менее, чтобы такая безнаказанность не сходила с рук и чтобы другие дети не копировали плохой пример, администрации школы нужно своевременно решать проблему и принимать необходимые меры.
«Следует отметить, что ответственность за вред, причиненный детям в момент нахождения в образовательном учреждении, несет именно это учреждение. Поэтому меры воздействия на хулигана в первую очередь должна разрабатывать и применять именно администрация образовательного учреждения совместно с педагогическим составом (где педагог по определению является лицом, которое осуществляет не толькопреподавательскую деятельность, но и воспитательную работу)», — говорит Будовниц.
Воздействовать на проблемных учеников школа должна путем диалога и принятия совместных решений с родителями. Классный руководитель, помимо воспитательной беседы с учеником, может пригласить в школу его родителей и провести беседу и с ними.
«То есть родителям пострадавших детей прежде всего необходимо обращаться именно к руководству образовательного учреждения, которое обязано принять меры по урегулированию проблемной ситуации. Если образовательное учреждение не исполняет свои обязанности, то необходимо жаловаться в вышестоящую инстанцию: департамент образования», — говорит Будовниц.
Черепно-мозговая травма на уроке. В Самарской области ученик ударил учителя Подробнее
Что такое бестактность
Бестактным называют человека, у которого отсутствует чувство такта. Индивид не умеет себя вести в соответствии с правилами этикета и нормами, принятыми в обществе.
Бестактность означает нравственно-этическое качество личности, выражающееся в склонности человека нарушать нормы общения, принятые в обществе, и создавать партнерам затруднительные нравственные ситуации. Бестактные люди лишены чуткости, уважения к другому человеку, они пренебрегают правилами приличия (определение из энциклопедического словаря педагога). Чаще всего это прямолинейный человек.
Примеры в общении — популярные вопросы
Бестактный индивид склонен ставить свои потребности выше чувств других людей, желает находиться в центре внимания, задает собеседнику вопросы, на которые отвечать неудобно. Особенно такое поведение распространено среди родственников.
Примеры бестактности и популярные вопросы:
- Одиноких женщин или девушек пренебрежительно спрашивают: «А парень-то у тебя хоть есть?». Вдогонку могут последовать вопросы о работе жениха, зарплате и наличии собственного жилья.
- Людей, пребывающих в отношениях, мучают вопросом о том, когда же свадьба.
- Стандартный вопрос сразу после свадьбы – а когда же дети? После рождения первого ребенка закономерно следует вопрос о втором.
- Бестактными считаются вопросы, которые касаются тела человека, веса, состояния здоровья. «Ну и зачем ты ходишь в спортзал, и так худая». «Почему ты не сбросишь несколько килограммов?» и т. д.
- Вопросы о пищевых предпочтениях человека (не с целью уточнить, что он любит или чем его угостить): «Почему ты не ешь мясо?», «Ну и что с того, что ты не ешь майонез, вкусно же», «Худеешь что ли?», «У тебя какие-то проблемы?».
- Уточнения по поводу натуральности губ, волос, ногтей, ресниц.
- Вопросы о беременности: «Ты что ли беременна?» или «А почему ты до сих пор не беременна?».
- «Какая у тебя зарплата?». На попытку отшутиться или ответить, что достаточно, бестактные люди начинают задавать дополнительные вопросы, пока не услышат конкретную сумму.
- От гостей можно услышать: «А ремонт чего не делаете?».
- Представители более старшего поколения могут начать задавать неловкие вопросы о татуировках, рваных джинсах или проколах в ушах, советовать, что носить лучше.
- Вопросы об образовании: «Почему бы тебе не окончить институт?», «Почему ты до сих пор не получила высшее образование?».
- Пристальный интерес к телу человека: «Почему у тебя шрам на шее?», «Когда ты, наконец, исправишь свое косоглазие?».
Примеры в поведении
Бестактное поведение, к сожалению, люди вынуждены наблюдать часто.
На почте, в очереди или в автобусе можно наблюдать человека, который во всеуслышание разговаривает по телефону о том, какие бородавки и на каких местах собирается удалять.
Что говорят правила этикета о разговорах по телефону в общественных местах? Согласно правилам этикета, не стоит прилюдно долго разговаривать по телефону. Допустимо ответить на звонок, только если он срочный. Не лишним будет извиниться перед окружающими.
Бестактным поступком является навязчивая попытка занять денег у того, кто сам явно в них нуждается (мать-одиночка, студент, безработный).
Нередко сердобольные родственники или прохожие начинают учить жизни молодую маму, рассказывать ей, как одевать, кормить или воспитывать собственного ребенка.
Продавцы-консультанты в магазинах нередко отказываются продать или показать человеку дорогой товар, всем своим видом показывая, что девушка в простых джинсах и кроссовках явно не может позволить себе тушь от Диор.
Вопиющую бестактность можно наблюдать почти на каждом первом свидании, когда кто-то из пары начинает рассказывать или расспрашивать о прошлых отношениях, причинах расставания.
Бестактно ведут себя те, кто сплетничает, раскрывает чужие секреты, передает другим информацию личного характера.
Если раньше сватовство было распространено, то в цивилизованном мире попытки свести брата с подругой или дочку с сыном коллеги считают дурным тоном.
Основные термины, правовая характеристика вопроса
Сразу хотелось бы сказать, что специальной статьи, касающейся нанесения оскорблений ребенка, в законодательстве России не существует, однако некоторые действия со стороны взрослых оцениваются как квалификационный признак.
Возникает вопрос, какая статья за оскорбление несовершеннолетнего используется сейчас? Восстановить справедливость позволяет Кодекс об административных правонарушениях, а именно статья 5.61. Согласно этой статье оскорблением принято называть унижение достоинства, чести ребенка/подростка. Речь идет о действиях со стороны оскорбителя, выражающихся в оскорбительной форме, что означает их несоответствие общепринятым нормам, этикету:
- по мнению социологов, оскорблением считается сравнение человека с животным, предметом;
- сюда же относятся неприятные, а порой даже оскорбительные прикосновения к человеческому телу, одежде. Особенно это касается ситуаций, связанных с обнажением;
- грубость, брань, нецензурное выражение — все это тоже оскорбление личности.
Как токсичное поведение влияет на нас
Такое воспитание делает человека неуверенным в себе, он считает себя некрасивым или что он хуже всех. А другие люди видят в нём эти качества: буллинг и травля человека провоцируются токсичным воспитанием. Когда человек вырастает, вместе с ним остаются чувства вины и стыда, он думает, что ничего не достоин в жизни, или приобретает синдром отличника.
Низкая самооценка, синдром отличника или непонимание того, чего вы хотите на самом деле. Обсессивно-компульсивный синдром (когда ребёнок защищается от стресса, его психика придумывает различные ритуалы: мыть руки сто раз в день или грызть ногти). Иногда человек находит себе партнёра по образу и подобию родителей: редко кому удаётся разорвать такой сценарий без специалиста. Человек подсознательно воспринимает такие отношения, как у него с родителями, нормальными.
Стереотипы старшего поколения о том, как надо жить, безусловно, мешают нам. Например, есть мнение о том, что, если тебе причиняют психологическую боль, ты должен терпеть – «это же учитель», «это же твой муж». Нельзя говорить правду в глаза или выносить сор из избы.
Не объясняйте человеку, что он ведет некрасиво
Некоторые люди, которые не понимают психологии хамов, пытаются учить персон хорошим манерам. Этого делать не нужно. Почему? Как вы представляете себе подобную беседу? Человек кричит на вас, вы же ему говорите, что так вести себя некрасиво. И какой реакции вам следует ждать? Глупо надеяться на то, что персона скажет: спасибо, а я и не заметил, что разошелся. Вероятность того, что человек разорется еще больше и станет еще агрессивней, очень высока. Поэтому не стоит доводить ситуацию до абсурда. Не нравится поведение человека? Критикуйте его за дело, а не за абстрактные вещи. Как общаться с хамами и наглыми людьми? Если персона наглеет и повышает на вас голос, скажите, что вы не намерены говорить на повышенных тонах. Если человек начинает от вас что-то требовать, скажите, что вы ничем не обязаны этому индивиду. Всегда думайте о критике и старайтесь делать ее конструктивной.
Последствия бестактности
Отсутствие такта и элементарной воспитанности приводит к негативным последствиям:
- Постановка человека в неловкое положение.
- Обесценивание чужих достижений, мечтаний.
- Порча настроения окружающим людям.
- Конфликты, ссоры, недопонимание, прекращение общения.
- Принижение человека.
- Создание для индивида необходимости отчитываться, оправдываться.
- Нарушение чужих личных границ.
- Причинение морального вреда другому человеку (может расстроиться, заплакать, долго переживать о сказанном).
- Взращивание внутренних комплексов.
- Вынуждение человека раз за разом переживать неприятные эмоции, вспоминать болезненную ситуацию.
- За бестактность можно нарваться на грубый ответ.
Помните, что хамы – это несчастные люди
Как ведет себя счастливый человек? Он улыбается прохожим и излучает позитив. А вот несчастные люди ведут себя иначе. Их все раздражает и они не пытаются этого скрыть. Наверное, все попадали в ситуацию, когда в переполненном транспорте вы наступали кому-то на ногу. Как реагировали на это люди? В одном случае вас обматерят, а в другом просто улыбнутся и скажут, что со всеми бывает. Ни один человек нарочно наступать на ногу другому не будет, и это понимает каждый. Но персона, которая изначально находилась в плохом настроении, будет уверена, что весь мир ополчился против нее. Не удивительно, что такой человек попробует излить свой негатив на первого встречного. Вам нужно пожалеть несчастную натуру, которая чувствует себя скверно.
Не знаете, как вести себя с хамом начальником? Пожалейте человека. Но делайте это не вслух, а про себя. Несчастные люди ни за что не признаются окружающим в том, что причина их асоциального поведения кроется в неудачной жизни. Не стоит резко реагировать на высказывание персоны, которой повезло меньше, чем вам. Начальники тоже люди. У них могут быть проблемы в семье или в бизнесе. Просто примите как должное, что человеку плохо, и он своим поведением пытается защититься от проблем, которые постоянно сыплются на его голову.
Психологические особенности детей из семей алкоголиков
Родители-алкоголики – горе для детей. Такие мальчики и девочки живут в напряженной обстановке с непредсказуемой реакцией на их поступки. Они одновременно боятся и нуждаются в маме с папой, ищут их поддержки. В то же время они боятся порицания и жестокого поведения.
Психологи утверждают, что распознать ребенка из пьющей семьи можно по нескольким признакам:
- Неумение отказать. В условиях жесткого воспитания дети вырастают нерешительными и трусливыми. Они не могут самостоятельно принимать решение. Это следствие слишком жесткого воспитания и частых физических наказаний.
- Скрытность. Мальчики и девочки скрывают свою ситуацию в семье, они никому не рассказывают о настоящем положении. С друзьями они встречаются только на улице, не приглашают никого в гости.
- Низкая самооценка. Ребенок алкоголиков понимает, что его семья отличается от других в худшую сторону. Он чувствует себя изгоем среди сверстников.
- Непоследовательность. В семьях нет распорядка, их жизнь характеризуется сиюминутными желаниями. Дети не умеют расставлять приоритеты, распоряжаться временем.
- Предрасположенность к нарушению правил. Ребята имеют проблемы с полицией еще во время обучения в школе. Они импульсивны, игнорируют дисциплину.
- Сложность адаптации. Психологические проблемы мешают ребенку проявлять гибкость в общении со сверстниками и учителями. Его реакции непредсказуемы и далеки от стандартных.
- Доверчивость. Отсутствие нормального общения в семье не позволяет ребенку сформировать модели поведения. Он поддается манипуляциям и верит любой информации.
- Агрессия. Вспышки немотивированной ярости – копирование поведения родителей. Также это связывают с тем, что ребенок не умеет иначе выражать свои чувства.
Дети из семьи алкоголиков нуждаются в помощи и понимании. Они не виноваты в том, что попали в сложную ситуацию.
Что может помешать построению конструктивного диалога
Разумеется, есть то, что мешает человеку в построении конструктивного диалога с собеседником. К этим пунктам относятся:
- оценочные суждения, касательно конкретной ситуации или личности. Человек не может быть на 100% уверен, давая оценку какой-то ситуации, ведь собеседник может не разделять взгляды;
- слова “должен” и “обязан”. Нельзя насильно принудить человека к выполнению каких-либо действий. Это является элементом токсичности;
- лишние вопросы. Назойливые вопросы максимально мешают построению конструктивного диалога;
- диагностика поведения. Нельзя с точностью утверждать о мотивах собеседника в форме “ты боишься/не знаешь” и так далее;
- отрицание наличия проблемы. Даже если индивиду кажется, что ситуация никчёмная и пустяковая, то его собеседник может быть другого мнения;
- ссылаться на стороннюю тему. Даже если диалог кажется скучным, а тема не интересной, не стоит задевать чувства человека и менять направление беседы;
- соревнования. Часто случается такое, что люди ставят себя в пример, причём для того, чтобы показать своё превосходство;
- приказ. Ни один человек не любит принуждения и приказную форму. Именно это доставляет основной дискомфорт во время общения с другим человеком.
Это основные аспекты, которые мешают человеку построить качественный и конструктивный диалог с другим человеком. Как правило, неумение общаться свойственно токсичным людям, которые буквально давят своим общением на других людей.
Родительское выгорание
Если к бытовой жестокости наше общество относится терпимо, то к родительству как к явлению предъявляет супер высокие требования. Правильный родитель обязан максимум времени уделять детям, водить их на «развивашки», курсы языков и спортивные секции, обеспечить качественный отдых, путешествия, образование. Не дай бог задеть детскую самооценку, что-то не то сказать или сделать. Ребенок превращается в главный семейный проект. На него бросаются все силы и средства. И если «проект» неуспешен, значит, родители не справились.
Выдерживать такое давление очень сложно. Особенно, если в семье одна мама, есть нерешенные бытовые вопросы или другие проблемы. Родители не выдерживают психологического напряжения и срываются, как думаете, на ком? Конечно, на детях.
Как справляться с родительским выгоранием
Не пытайтесь строить из себя самого умного
Не можете понять, как вести себя с хамами соседями? Не нужно ставить себя выше окружающих. Да, ваши соседи обделены интеллектом, если они ведут себя бессовестно или просто некрасиво. Но ведь не всем повезло, как вам. Возможно, у людей не было возможности получить высшее образование и им пришлось устроиться на низкооплачиваемую работу, чтобы содержать семью. Поэтому не задавайтесь. Если человек вам хамит, не оскорбляйте его в ответ. Есть вероятность, что хамское поведение – это норма для персоны. Она привыкла общаться с такими же людьми, как она сама, и у человека не было возможности научиться хорошим манерам. Не нужно перевоспитывать личность и объяснять человеку, что так вести себя некрасиво. Постарайтесь ограничить общение с персоной. Вам не нужно слушать весь негатив, который человек решит на вас излить.
Как научиться разговаривать с людьми с помощью тренинга
Чтобы научиться ладить с людьми, можно пройти специальное обучение.
Автор курса – Олег Калиничев – эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).
Вы научитесь:
- Общаться с замкнутыми людьми.
- Справляться с ежедневными проблемами с участием других людей.
- Влиять на свое окружение и многому другому.
Курс идет 1 месяц и содержит 33 видеолекции, 26 упражнений, 6 тестов + вебинары с экспертами эмоционального интеллекта.
Обучение состоит из 4 блоков:
- Эмоции. Основы.
- Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость.
- Социальная эффективность.
- Построение гармоничных отношений.
Как проходит:
- Вы смотрите видеолекции.
- Потом выполняете самостоятельные задания для закрепления материала.
- Участвуете в вебинарах и обсуждаете сложные моменты.
- Проходите тесты по изученному материалу.
- Завершаете интенсив и получаете сертификат.
Стоимость самостоятельного прохождения – 1 040 руб., с куратором – 2 370 руб.
Вернут деньги, если в течение 7 дней решите, что курс вам не подходит.
Жалоба в РОНО на учителя школы
РОНО занимается непосредственным управлением школьных заведений. Получив жалобу, сотрудники проведут проверку в учреждении, которое фигурирует в документе. Итогом рассмотрения жалобы в РОНО на учителя школы может стать:
- разъяснительная беседа с учителем, допустившим нарушение;
- выговор преподавателю;
- дисциплинарное взыскание.
В крайних случаях возможно увольнение сотрудника. Жалоба составляется по классическому образцу. Она пишется на листе формата А4. Документ может быть заполнен от руки или распечатан на компьютере. В претензии предстоит указать:
- название учебного заведения;
- сведения о лице, подающем документы;
- суть жалобы;
- имя преподавателя, допустившего нарушение;
- предъявляемые требования и ссылки на нормативно-правовые акты, подтверждающие правоту заявителя;
- дата написания заявки и подпись.
Скачать готовый образец жалобы можно здесь.
Хамы нападают на слабых
Сложно найти человека, который ни разу бы не видел стандартной американской комедии про школьников. Как строится сюжет таких фильмов? В течение полутора часов слабая персона противостоит сильным и нахальным натурам, которые пытаются ее унизить. В итоге добро всегда побеждает зло. Человек находит в себе силы и становится уверенным. В чем мораль фильма? Если персона не поменяет характер, то ей всю жизнь придется терпеть унижение. А если человек изменит свою линию поведения и станет сильной личностью, над ним перестанут издеваться. Сделав этот вывод, его следует применить его к собственной жизни. Как разговаривать с хамами? Человек должен показать персоне, что он является сильной личностью, которая не потерпит издевок и унижения.
Хамы всегда унижают тех, которые слабее их. Если вы сильная личность, никаких нападок со стороны окружающих вы не почувствуете. У вас есть проблемы с самооценкой и вы не можете вести себя как уверенный в себе человек? Тогда вам придется терпеть унижение. Нужно работать над собой и воспитывать в себе лидерские качества. Тогда вам не придется изучать правила общения с хамом. Обыкновенным людям нет надобности подстраиваться под тех персон, которые ведут себя некорректно. Лучше избегать общения с ними или же сразу дать понять человеку, что вы не потерпите грубого отношения.
Что такое психологически жестокое обращение?
А вы наказываете своих детей? Возможно, этот вопрос покажется странным — абсолютное большинство современных родителей ответит на него утвердительно, ведь воспитание без наказания невозможно. Но как отличить грубое отношение родителя, которое наносит серьезную душевную травму, от справедливого наказания или воспитательного процесса?
Когда речь заходит о ребенке, который не может оказать сопротивление, то чаще всего выделяют такое понятие, как психологическое пренебрежение
«Это последовательная неспособность родителя обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность», — объясняет психолог, член экспертного совета фонда «В ответе за будущее» Мария Холодцова. Есть и другой тип поведения, который превращается в психологически жестокое обращение для ребенка
«Это хроническая модель поведения, при которой родитель постоянно унижает, оскорбляет, издевается и высмеивает ребенка», — поясняет психолог.
Грубое обращение чаще всего протекает на фоне негативных эмоций родителя, когда тот переживает злость, ярость или безразличие. При этом родитель не просто кричит на сына или дочь, что, безусловно, само по себе разрушительно, но в словах присутствует унижение и намеренное оскорбление достоинства ребенка. Или родитель систематически игнорирует жалобы ребенка, не утешает его, понимая, как ребенок в этом нуждается, и таким образом причиняет ребенку страдания.
Давайте рассмотрим типичные примеры жестокого обращения с ребенком в обычных семьях.
Ситуация 1. Ребенок приходит из школы с очередной двойкой. Родитель принимает эту ситуацию очень близко к сердцу. Не разобравшись в причине плохой отметки, родитель кричит на ребенка, обзывая, оскорбляя и унижая его. Оправдания ребенка в расчет не принимаются. При этом родитель использует угрозы о физическом наказании.
Что чувствует в этот момент ребенок? Сильный страх и ужас. Между родителем и ребенком начинает расти пропасть непонимания, мотивация к обучению резко снижается.
Ситуация 2. Ребенок приходит из школы в слезах и с разбитым носом. В школе произошла драка. Родитель считает, что ребенок сам затеял ссору, он не интересуется подробностями происшествия, обзывает ребенка и обвиняет его в том, что тот сам виноват.
У ребенка появляется глубокое чувство вины, он и сам начинает верить в то, что только он является источником всех неприятностей.
Ситуация 3. Ребенок игнорирует очередную просьбу родителя об уборке комнаты. Родитель говорит, что более не желает общаться с ним. Бойкот длится неделю, несмотря на слезы и мольбы ребенка это прекратить. Ребенок подавлен, испытывает чувство вины, доверие к взрослому теряется.
Границы ответственности
Дети переживают за своих родителей, но они не должны нести за них ответственность. Мама и папа – взрослые люди, они сами выбирали свой путь. Ребенку стоит меньше интересоваться тем, что что-то может случиться с родителями. Ему нужно помнить о собственной безопасности и благополучии.
Мать и отец подарили жизнь, но они же сделали ее невыносимой. Вступать в конфликт нежелательно – подростки уступают взрослым в физической силе. Люди в алкогольном опьянении непредсказуемы и агрессивны. Последствия конфликта бывают плачевными.
Решать любые проблемы матери и отца, ушедших в запой, забота не ребенка. Он еще слишком мал и неопытен, у него нет ресурсов. Их жизнь – это их забота. Школьникам стоит помнить о своих делах. Учеба, здоровье, благополучие – его приоритеты.
Педагог не имеет права оскорблять ученика
Начнем с базового принципа педагогики: оскорблять детей ни в коем случае нельзя. И это не только нравственная, но и законодательная норма.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ об обязанности и ответственности педагогических работников очень четко определяет, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. То есть, если вы уверены, что ребенка на самом деле оскорбили или унизили, с этой проблемой нужно разбираться, и в случае, если это будет доказано, педагога ждет наказание, вплоть до увольнения.
А, может, оскорбления и не было? Так тоже бывает. Дети обидчивы. И безобидное замечание учителя может показаться настоящей трагедией маленькому человеку с большим чувством собственного достоинства.
В данном случае родители сначала должны сами понять, имело ли место оскорбление. Например, маленькая девочка обиделась, когда учительница упрекнула ее в том, что она постоянно опаздывает на уроки: «Вика, ты слишком крепко спишь. У тебя, наверное, очень теплая пижамка и очень мягкая постелька?» Одноклассники засмеялись, а школьница заплакала. Мама, узнав об этом, сначала возмутилась, а потом решила обратить все в шутку. На «семейном совете» пришли к выводу, что нужно выезжать из дома пораньше, и на этом все закончилось. Ребенок успокоился. Инцидент исчерпан.
Другой случай не так безобиден. Школьник пришел в школу после каникул с новой прической и покрашенными волосами. Учитель физкультуры начал отпускать по его поводу сальные шутки насчет того, что он «теперь и не уверен, в какую группу – к девочкам или к мальчикам его ставить. И безопасно ли ему в раздевалке». Это уже вполне можно квалифицировать как оскорбление ученика учителем. В этом случае вмешательство родителей вполне уместно.
Оскорблением считается прилюдное унижение достоинства. Где провести грань между безобидной шуткой и унижением – решать в первую очередь вам. А позже, возможно, и юристам.
Источник фото stockking/freepik
Что делать родителям
Шаг 1. Задайте себе уточняющие вопросы
- Это моё желание или его?
- Чего я хочу для него?
- Что случится, если мы сейчас откажемся от этого?
- Почему я хочу именно этого?
Вспомните, не стараетесь ли вы избежать каких-то своих жизненных неурядиц за счёт гиперопеки ребёнка.
Шаг 3. Представьте худший вариант
А что, если он не получит золотую медаль, не сделает сальто на коньках или не напишет картину? Что случится? Как вы будете реагировать?
Шаг 4. Поговорите с ребёнком
Уточните, какие у него интересы, каким он видит своё будущее, что ему нравится и что он хочет. Договоритесь, как и куда он будет двигаться. Помогите составить карту с планами и целями.
Шаг 5. Перестаньте делать из ребёнка сверхчеловека
Всестороннее развитие — это важно, но не когда ребёнок из-за страха и чувства вины посещает все занятия и живёт в таком темпе, что не успевает насладиться детством. Ощущение, что дома любят и принимают, даже с неудачами, даст ему в будущем намного больше уверенности, чем дополнительные уроки по музыке
Шаг 6. Снимите с ребёнка ярлыки
«Ты такой умный», когда получил пятёрку, и «Ну, глупость тебе от отца досталась», когда оценка хуже. Это всегда ваш ребёнок.
Шаг 7. Не принимайте на свой счёт, если малыш с вами не согласен
Помните, что дети — это маленькие люди. У них может быть мнение, отличное от вашего.
Если вы будете навязывать ребёнку свою позицию, он не будет слышать внутренний голос. Поэтому у него не сформируются собственные убеждения. Позволяйте ребёнку высказываться, аргументировать мнение, даже если оно не совпадает с вашим.
Что такое высокомерное поведение
Толковый словарь Ушакова приводит такое определение высокомерия — это пренебрежительное отношение к окружающим, уверенность в своем превосходстве над ними.
То есть высокомерная личность — это человек, который ставит себя выше других, проявляет надменность, заносчивость, всегда стремится разговаривать презренным тоном, вести себя горделиво.
Высокомерный человек с точки зрения психологии, наделен такими личностными отрицательными качествами как безразличие, демонстративное поведение, отсутствие уважения, доминирование (сюда включено желание делать замечания, язвить и насмехаться). Высокомерие означает неуважительное поведение, игнорирование чужой точки зрения, отсутствие сострадания, презрение к окружающим.
Высокомерный человек, считающий себя лучше других, придает чрезмерное значение собственным успехам, он не может адекватно воспринимать критику, считаться с чужим мнением, выдерживать сравнение с успешностью кого-то другого.
Высокомерные люди считают, что все вокруг должны ими восхищаться, боготворить, уважать. Но в реальности ситуация складывается противоположная ситуация — им трудно понять, почему люди отворачиваются от них, избегают общения, разрывают все контакты, перестают доверять.
Высокомерие проявляется в неадекватном уровне самооценки — при любом сравнении себя с другими, заносчивая персона будет выделяться, ставя себя выше и приумножая свои заслуги, даже если по факту высокомерный человек совсем не разбирается в каких-то вещах.
Пример
Ситуаций, когда люди ведут себя высокомерно, можно привести много. Например, водитель такси может ответить грубо и надменно на замечание пассажира про аккуратность вождения. Высокомерная девушка-парикмахер может критиковать состояние и красоту волос клиентки, давать непрошенные советы (без учета чужого мнения). Соседка может сделать высокомерное лицо на вашу просьбу не шуметь.
Причины высокомерного отношения заключаются в желании самоутвердиться за счет других, повысить собственную значимость в глазах окружающих, использовать других в корыстных целях. Зачастую это простое желание компенсировать собственную неуверенность, не дальнозоркость и отсутствие должного образования.
Важно! Люди с высокомерным поведением буквально зависимы от мнения других
Самоутверждение за счет окружающих, возвышение собственных заслуг, стремление получить внимание и поклонение — вот движущая сила высокомерности.
Где грань бестактности
Вы, наверное, попадали в ситуации, где хотели помочь человеку, предложить помощь или проявить участие в ситуации. Но не могли понять, а насколько тактично говорить о его проблемах, насколько тактично задавать вопросы.
Например, у человека лишний вес и вы это видите. Можно предположить, что он сам страдает от этой проблемы и пытается справиться. У вас тоже есть некоторые проблемы с весом.
- Первый совет. Если вы искренне хотите помочь или переживаете за человека, то конечно спрашивайте. Задайте вопрос максимально комфортное время, наедине, заранее подберите слова. Можно даже начать с себя: «Привет, я планирую начать тренировки и корректировать питание, ищу напарника. Хочешь со мной? Может ты уже что-то предпринимаешь, поделишься?».
- Второй совет. Если у вас нет проблемы, как у собеседника, но искренне хотите помочь, то задавайте вопрос максимально корректно, можно даже извиниться. Например, «прости пожалуйста, ты моя сестра, я очень переживаю из-за твоего лишнего веса, я могу тебе чем-то помочь, поспособствовать?». Надо быть готовым к любой реакции.
Сохраняйте статью себе, добавляйте в закладки и делитесь с друзьями. Методики помогут не теряться в сложной ситуации и быть во всеоружии.
Статья помогла4Не помогла
К чему приводит высокомерие и надменность
Если говорить прямо, то высокомерные люди бесят. Своим вызывающим поведением они разрушают любые нормальные социальные связи — общаться становится невыносимо, понимания и сочувствия от такого индивида не добиться, атмосфера становится напряженной и хочется побыстрее закончить разговор.
Безусловно, неадекватное поведение влияет на все сферы жизни — приятельские, дружеские, деловые и личные контакты обрываются, общение не приносит удовольствие, психологическое состояние ухудшается, настроение портится.
А испорченные отношения, в свою очередь, приводят к эмоциональному истощению, тревогам, раздражительности, кризисам и проблемам с психическим здоровьем.
Важно! Женщина, как и мужчина с неадекватной самооценкой не сможет выстроить гармоничные отношения и создать семью, а также на равных и с уважением общаться с родственниками. Как правило, высокомерные люди не понимают своей проблемы и не анализируют манеру своего поведения.