Универсальные упражнения
Интеграции занятий физкультурой способствует не только комбинация упражнений из разных видов уроков, но и работа над блоками заданий, подходящих под любое направление физкультуры в ДОУ. Такие упражнения называются общеразвивающими и подразумевают укрепление и развитие мышц тела малыша, а также общее оздоровление его организма.
Общеразвивающие упражнения могут быть без предметов или с предметами, то есть с атрибутами
Таблица: примеры общеразвивающих упражнений
Упражнение | Суть | Пример (группа) |
С флажками | Дети учатся координировать движения с манипуляциями предметом (флажком). | Подъём рук с флажками
Наклоны
Повороты
Выпады
(Фрагмент комплекса для старшей группы) |
С мячами | Упражнения подготавливают к более сложным движениям, а также способствуют развитию такого физического качества, как быстрота. | Упражнение №1И.п. – ноги на ширине плеч, руки вниз, мяч в руках.
Упражнение №2
Упражнение №4
(фрагмент комплекса для средней группы) |
На фитболах | Развитие координации, а также формирование осанки и укрепление мышц ног. | Бабочка
(вторая младшая группа) |
На степах | Совершенствование двигательных умений и отличная тренировка равновесия. | Упражнение №1
Упражнение №2
Упражнение №3
(фрагмент комплекса для подготовительной группы) |
Физкультминутки | Эти комплексы упражнений, выполняемые под рифмовку, для активизации организма являются обязательным (!) элементом занятий. | Познакомиться с примерами физкультминуток для разного возраста можно здесь. |
Элементы физического воспитания включаются в любой вид деятельности в ДОУ, например, в виде физкультпаузы на занятиях
Виды занятий физкультурой во второй младшей группе
В педагогической практике ДОУ в работе с детьми 3–4 лет используются такие виды занятий физкультурой:
- традиционные, в которых виды деятельности подбираются под тему урока и распределяются в определённые временные отрезки;
- игрового характера (обычно это занятия — соревнования в отдельных видах спорта, например, футболе);
- сюжетные (ход урока выстраивается по сценарию с участием разных персонажей);
- танцевальные (обычно такие занятия готовятся совместно с хореографом);
- ритмическая гимнастика (к этому виду относятся также фитнес-тренировки);
- нетрадиционные (прогулки, походы с родителями и пр.);
- тренировки (со второго семестра в перечень видов занятий добавляются уроки, на которых малыши отрабатывают упражнения, связанные с тем или иным видом спорта, например, набивают ногой мяч, как в футболе, или бросают мяч в корзину, как в баскетболе).
В каждом из этих видов планируется определённый, обоснованный темой и задачами, блок упражнений. На практике чаще всего занятия физкультурой носят смешанный характер и включают элементы деятельности разных уроков.
Цель урока
Классическая методическая наука выделяет три основных цели урока:
- Образовательную,
- Развивающую и
- Воспитательную.
Конечно, урок как методическое целое сам в себе заключает в себе единую общую цель, но она может разделяться в зависимости от того, о каком уроке идет речь, какой предмет преподается, какова ученическая аудитория и других аспектов.
Так, образовательная цель включает в себя набор тех навыков и умений, которые должны быть сформированы или закреплены в процессе занятия. Например: «Формирование представления о страдательном залоге глагола как грамматической категории и о его использовании в речи».
Развивающая цель включает в себя то, что должно посодействовать развитию логического мышления, способности критически оценивать и сопоставлять факты, события и явления и формировать собственное мнение об этом. Например, развивающая цель занятия может быть сформулирована таким образом: «Способность к дифференциации действительного и страдательного залога и самостоятельному выбору критериев использования данных грамматических конструкций».
Воспитательная цель – здесь все достаточно очевидно: педагог должен указать, какую воспитательную нагрузку вбирает в себя изучаемый учебный материал. Например, если изучается вежливая форма глагола второго лица единственного числа, можно указать, что воспитательной целью урока является «развитие культуры речи и уважительного обращения с окружающими людьми в обществе».
Кружок по физической культуре
Для коррекции и профилактики проблем со здоровьем, в частности, нарушений в работе опорно-двигательного аппарата, инструктор по физвоспитанию с одобрения администрации ДОУ и после согласования с методическим советом детского сада может организовать кружок по физкультуре. Занятия в кружке проводятся 1–2 раз в неделю с детьми, которые заинтересовались этим видом деятельности. Формы уроков по сути не отличаются от формата занятий, что касается хронометража, то здесь допустимы дополнительные 5–7 минут.
Работа кружка организуется по рабочей программе, описывающей актуальность выбранного направления, особенности детей-участников (например, малыши, у которых есть плоскостопие или нарушения осанки) и пр. Цели и задачи рабочей программы реализуются через практическую деятельность, пошагово расписанную в перспективном плане. Порядок составления рабочей программы с планом представлен здесь.
Формат кружка допускает, что малыши на занятии будут увлечённо заниматься каким-то одним видом деятельности
Физкультурные занятия являются основной формой реализации целей и задач этой сферы развития ребёнка. Поэтому к подготовке и проведению уроков, а также для организации образовательной деятельности по этому направлению в целом следует подойти очень серьёзно. Оценить эффективность работы в этом направлении позволит регулярно проводимая диагностика и составленный на её основе анализ.
План-конспект урока в современной педагогике
Несомненно, умение импровизировать нужно современным педагогам, но качественная импровизация приходит с опытом.
План-конспект урока крайне важен как для студентов педагогических вузов, так и для опытных педагогов.
План-конспект урока физической культуры позволит педагогу адекватно оценивать качество работы каждого ученика на уроке и планировать коррекционную работу по отработке тех или иных упражнений у отдельных учащихся.
В современной педагогике очень важную роль играют план-конспекты уроков. Это обязательный элемент педагогической деятельности в современной школе.
План-конспект урока представляет собой документ, который отражает план педагогического процесса на каждое занятие.
Очевидно, что план-конспект урока является наиболее детализированным описанием занятия, которое, безусловно, необходимо для объективного управления учебно-воспитательным процессом в современной школе.
В настоящее время существует множество простых и сложных определений план-конспекта в рамках педагогической науки, но они, в большинстве своем, слишком научны, чтобы дать четкое представление о план-конспекте урока.
План-конспект любого урока (в качестве примера мы рассматриваем план-конспект урока физической культуры), как правило, следующую структуру:
- Тема урока. Название темы берется из утвержденного календарно-тематического плана по физической культуре.
- Порядковый номер урока. Его название выписываются из вашего поурочного планирования.
- Цели урока. При составлении план-конспекта урока физической культуры кратко перечисляется содержание образовательной, развивающей и воспитательной целей.
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого занятия по физической культуре
Инструктор по физической культуре
Цель: Создание условий для двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и бодрого настроения на весь день.
Формирование двигательных навыков;
Развивать психофизические качества в игре;
Двигательных способностей (быстрота, ловкость, координацию движений;
Умения выполнять задания по указанию воспитателя.
Охрана и укрепление здоровья ребёнка через разные формы двигательной активности: бег, ходьба.
Формировать потребность в ежедневных физических упражнениях, в здоровом образе жизни;
Предварительная работа включала в себя: разучивание дыхательной гимнастики, игры малой подвижности, чтение сказки «Маленький мячик».
Занятие проводилось в подготовительной группе, присутствовало 13 детей. Продолжительность занятия – 25 мин.
Конспект занятия соответствовал моему рабочему плану и программным требованиям данного возраста. Дети к началу занятия были в спортивной форме. Спортивный зал был проветрен и подготовлен. Цели и задачи занятия взаимосвязаны с ранее изученным материалом, поэтому особых усилий и напряжений дети не испытывали.
Организационный этап включал в себя: построение детей в шеренгу, разминку (различные виды ходьбы и бега), длительностью 8 минут. Упражнения выполнены в движении поточным методом, в процессе которых у детей были задействованы все группы мышц.
При переходе к основной части занятия мы использовали общеразвивающие упражнения с мячом.
Во избежание переутомления и перегрузки детей на занятии нами была использована дыхательная гимнастика, которая способствовала восстановлению дыхания и одновременно решала немаловажную оздоровительную задачу.
Далее в занятии проведена игра «Бусинки», которая уже была знакома детям.
В заключительной части занятия проведена новая малоподвижная игра с мячом «Горячая картошка». Детям она пришлась по душе, она понятна, доступна и проста. На протяжении всего занятия я использовала метод пояснения, объяснения и показа. Все этапы занятия были соблюдены в соответствии с методическими требованиями и взаимосвязаны друг с другом (вводная часть, основная, заключительная).
Практические методы и приемы
Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий.
Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы. Ребенок гораздо лучше запомнит, что лимон кислый, если сам попробует его на вкус и т.п. Выделяют четыре основных метода.
Упражнения
Упражнения — это многократное повторение различных действий (практических или умственных) определенного содержания. В результате выполнения упражнений формируются устойчивые навыки или умения. Упражнения бывают нескольких видов.
- Подражательные упражнения обозначают действия по заданному образцу. Они используются при отработке правильной артикуляции, для формирования культурно-гигиенических навыков и т.д.
- Конструктивные упражнения — это реализация задач, аналогичных тем, которые ребенок выполнял под руководством учителя. Их еще называют тренировочными. Например, они необходимы для освоения двигательных навыков.
- Творческие упражнения предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основе интерпретации или нового сочетания уже имеющихся у него умений. Например, имея навыки обращения с пластилином, ребенок может слепить сложный по своей конструкции объект.
Система использования метода упражнений должна строиться на основе принципа постепенного усложнения условий их выполнения.
Эксперимент
В детском саду практикуют только самые простые опыты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.
Наиболее эффективным приемом является организация поисковых действий ребенка. Можно предлагать такие задания:
- определить, какой предмет тонет, какой нет;
- превратить снег в воду;
- провести опыты с глиной;
- установить свойства воска таять и т.д.
Благодаря такому методу воспитатель формирует у детей наглядно-действенное мышление.
Моделирование
Метод моделирования основан на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком. В детском саду используются предметные модели (игрушки или предметы-заместители) или предметно-схематические (например, при работе с календарем природы).
Применение данного метода способствует развитию умений сопоставлять, абстрагироваться, обобщать существенные признаки.
Игры
В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение данного метода предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий.
Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы:
- инсценизация;
- загадывание загадок;
- введение соревновательных элементов;
- организация игровой ситуации;
- выполнение педагогом игровых действий;
- чудесное появление объектов.
Игровой метод формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение.
Сентябрь
Занятие 1
Задачи.
Развивать ориентировку в пространстве при ходьбе в разных направлениях; учить ходьбе по уменьшенной площади опоры, сохраняя равновесие.
1-я часть.
Ходьба и бег небольшими группами в прямом направлении за воспитателем. Ребята входят в зал вместе с воспитателем, без построения – «стайкой». По двум сторонам зала расставлены стулья (по количеству детей). Воспитатель предлагает ребятам сесть на стульчики, занять свои «домики». Проводится игра «Пойдем в гости». Воспитатель подходит к первой группе детей, предлагает им встать и пойти вместе с ней «в гости». Подойдя ко второй группе детей, малыши здороваются и показывают свои ладошки. На слова: «Дождик пошел!» – дети бегут к своим «домикам» и занимают любые места.
Затем воспитатель приглашает детей второй группы пойти «в гости». Игра повторяется.
2-я часть.
Ходьба между двумя линиями (расстояние 25 см). Из шнуров (реек) воспитатель выкладывает вдоль зала две дорожки длиной 2,5–3 м, параллельно одна другой. Расстояние между дорожками не менее 3 метров (рис. 5).
Методические приёмы для физкультурных занятий
В работе с малышами 1,5–3 лет педагогу потребуются все виды приёмов, позволяющие и реализовать цели, задачи занятий конкретного учебно-воспитательного направления, и быстрее адаптировать детей к новым условиям взаимодействия со сверстниками и взрослыми в целом.
Наглядные приёмы
Переход от манипулятивного к наглядно-образному типу мышления детей первой младшей группы определяет ценность наглядности на занятиях, которая воплощается:
- картинками с изображением детей или мультипликационных персонажей, занимающихся физической культурой, в том числе и демонстрирующие порядок выполнения упражнения или игры (например, пальчиковой игры);
- сопровождением к речевым средствам (например, картинками с героями загадок или стихотворений, литературными персонажами по теме);
- игрушками-персонажами занятия;
- атрибутами для урока (гимнастическими палками, мячами, массажными мячиками, кеглями, обручами и пр.);
- демонстрацией, то есть выполнением педагогом всех упражнений и игровых действий в качестве наглядного объяснения задания;
- показом — презентацией хода выполнения задания героями видеоролика.
Анализ и самоанализ урока
Для выявления и устранения недочетов существует анализ. При этом необходимо основываться на психолого-педагогической науке и на передовом педагогическом опыте.
Во время анализа необходимо соблюдать предложенные пункты:
- оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока, учитывая специфику учебного материала, места урока в целостной системе уроков по заданной теме, уровень подготовленности класса;
- выполнение структуры урока и ее соответствие поставленным целям и задачам, правильное временное распределение этапов урока;
- рациональное использование форм и методов обучения;
- наличие оборудования на уроке;
- организация деятельности учителя и учащихся;
- наличие соответствия между содержанием урока и требований программ по предмету;
- полнота, достоверность, научность, эмоциональность, доступность изложения информации;
- степень нравственного воздействия, выполнение и достижение воспитательных целей;
- связь урока с жизненным примером или с трудовым воспитанием;
- развитие познавательного интереса учащегося;
- работа с новыми понятиями;
- актуализация опорных знаний;
- организованность самостоятельной работы;
- оценка профессиональной подготовки педагога;
- общая оценка работы класса;
- культура общения и соблюдение норм с этикой;
- объяснение домашнего задания;
- научная обоснованность выводов и оценок;
- оценка санитарно-гигиенических критериев урока;
- недочеты урока, выявление причин и предложения по их устранению.
Поле проведения урока учитель должен выполнить самоанализ, содержание которого отражает характеристику общего анализа урока от первого лица с наличием пункта об удовлетворенности или неудовлетворенности проведения своего урока. Самоанализа рассматривается в качестве одного из важных критериев творческой деятельности учителя.
Соблюдение всех норм, оформление тематического и поурочного планирования, наличие тематической карты урока позволяет плодотворно заниматься педагогической деятельностью. После выявления недочетов учитель принимает меры сам или при помощи коллектива и самосовершенствуется в практике проведения урока, что в особенности касается молодых специалистов. Они обязаны четко соблюдать предписанные требования и руководствоваться подробным поурочным планированием и тематической картой для оттачивания мастерства.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Виды занятий физкультурой во второй младшей группе
В педагогической практике ДОУ в работе с детьми 3–4 лет используются такие виды занятий физкультурой:
- традиционные, в которых виды деятельности подбираются под тему урока и распределяются в определённые временные отрезки,
- игрового характера (обычно это занятия — соревнования в отдельных видах спорта, например, футболе),
- сюжетные (ход урока выстраивается по сценарию с участием разных персонажей),
- танцевальные (обычно такие занятия готовятся совместно с хореографом),
- ритмическая гимнастика (к этому виду относятся также фитнес-тренировки),
- нетрадиционные (прогулки, походы с родителями и пр.),
- тренировки (со второго семестра в перечень видов занятий добавляются уроки, на которых малыши отрабатывают упражнения, связанные с тем или иным видом спорта, например, набивают ногой мяч, как в футболе, или бросают мяч в корзину, как в баскетболе).
В каждом из этих видов планируется определённый, обоснованный темой и задачами, блок упражнений. На практике чаще всего занятия физкультурой носят смешанный характер и включают элементы деятельности разных уроков.
Как индивидуализировать задания
Физическое развитие у каждого ребёнка происходит в индивидуальном ритме
Поэтому педагогу при подготовке занятий и досуговых мероприятий важно учитывать не только средние показатели времени, которое требуется малышам на выполнение задания, но и их возможности, чтобы не требовать от ребят того, что им непосильно, или, наоборот, не давать простоя — иначе дети потеряют интерес к уроку. Соотнести все эти параметры подготовки занятия поможет ряд методических способов индивидуализировать урок:
- призвать воспитанника, не успевающего за ритмом занятия, в помощники — вместе показывать порядок выполнения упражнения (особенно актуально это для второй младшей и средней групп, когда скорость любого вида деятельности ребёнка напрямую зависит от его темперамента, то есть холерик и флегматик будут абсолютно не совпадать в ритмах работы, а значит, и в качестве выполнения задания),
- подбирать задания с разным уровнем сложности (например, в первой младшей группе при выполнении упражнения на равновесие на улице честь малышей ходит по вкопанным в землю пенькам, а часть — по колёсам, это обусловлено тем, что для пеньков не требуется высокого уровня удержания равновесия),
- стремиться создать условия для того, чтобы каждый малыш смог проявить себя — кто-то в скорости выполнения задания (например, быстрее всех прибежал к финишу), кто-то в ловкости (к примеру, легко забрался на рейки гимнастической стенки), а кто-то в помощи подготовки инвентаря для занятия.
Педагог стремится найти физкультурное задание по вкусу для каждого ребёнка
Нюансы работы над открытым занятием по физкультуре в первой младшей группе
В работе педагога существует такой вид методической деятельности, как подготовка и проведение открытых занятий. Эти уроки призваны продемонстрировать:
- уровень подготовки детей, прогресс в развитии;
- педагогическое мастерство инструктора по физической культуре (воспитателя) в выборе методов и приёмов для реализации целей и задач конкретной темы.
При этом структура открытого урока будет идентична композиции обычного. Однако они будут отличаться формой проведения: если обычное занятие может быть набором упражнений и игр, связанным общей темой и подводками педагога, то в открытом занятии, как правило, действует персонаж. Иными словами, показательный урок — сюжетное действо.
Кроме того, при разработке открытого занятия педагог должен учитывать несколько организационных моментов:
- такие уроки проводятся 1–2 раза в год (обычно в рамках аттестационной кампании педкадров, конкурса профессионального мастерства или как итог изучения темы в качестве наглядного материала для молодых коллег);
- в занятия включаются только хорошо знакомые малышам упражнения и игры;
- с детьми 1,5–3 лет открытый урок имеет смысл прорепетировать 1–2 раза, стараясь всё же не включать игры и упражнения полностью идентичные тем, что запланированы для показательного занятия.
Конспект физкультурного занятия в младшей группе детского сада, тема «В гости к кукле Кате»
Автор занятия: воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ ОРВ «Детский сад «Сказка» Морозова Татьяна Петровна.
Цели:
Формировать умение прыгать на двух ногах. Упражнять детей в ходьбе в прямом направлении, перешагивать через мешочки с песком («камушки»); ползать на четвереньках, подползать под дугу; упражнять в умении взойти на ящик и сойти с него; развивать умение ориентироваться в пространстве. Помочь вызвать эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем.
Материал и оборудование:
Кукла, маленький стульчик, «камушки» (мешочки с песком размером 20 на 12 см), ковровая дорожка шириной 20см, дуга, ящик высотой 15 см, таз с водой комнатной температуры, вертикальные елочки высотой 50см, грибочки маленькие деревянные, корзина.
Подводя итоги
Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:
- Предмет/класс.
- Типа урока.
- Тема занятия.
- Цель.
- Основные задачи.
- Оборудование.
- Ход урока:
- оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
- проверка домашнего задания;
- введение нового материала, его отработка;
- закрепление пройденного, повторение.
8. Подведение итогов.
Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.
Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока
8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет