Значение гимнастики для языка в развитии речи для детей 5

Примеры артикуляционных упражнений

Среди данных упражнений можно выделить общеразвивающие, которые помогают подготовить язык, губы, другие органы речи к четкому произношению, и те, которые способствуют постановке артикуляции для конкретной группы звуков.

Комплекс общей гимнастики для губ, языка и челюстей включает в себя такие упражнения:

  • Частокол. Малыш должен научиться удерживать улыбку, открывающую зубы. Улыбнувшись и обнажив зубки, дошкольник удерживает такое положение до счета 10 (считает взрослый).
  • Дудочка. Для выполнения ребенок смыкает губки и вытягивает вперед, представляя, что это дудочка (трубочка, хоботок). Удерживают также на счет 10.
  • Чередование двух этих упражнений до счета 10.
  • Широкая улыбка. Улыбнувшись и обнажив зубки, малыш должен раскрыть рот, а затем, не закрывая, сомкнуть зубы. Удерживают положение на тот же счет. Далее в таком же положении рот нужно закрывать и открывать рот на счет до 2.
  • Язычок наказан. Дошкольник приоткрывает рот в улыбке, размыкает зубы и кладет спокойный широкий язык на нижнюю губу. Прихватывая язык губами, произносит многократно звук «пя». Затем задерживает в спокойном положении на нижней губе на счет 5.
  • Гол. Задача — продолжительно дуть губами, вытянутыми трубочкой, на кусочек ватки, стараясь загнать ее в «ворота» (например, расставленные кубики), не надувая щек.

Для подготовки языка и губ к произношению шипящих звуков (Ш, Щ, Ж, Ч) подойдут следующие упражнения:

  • Вкусное варенье. Рот ребенка слегка приоткрыт. Язык делают широким, похожим на чашечку, и облизывают сверху вниз верхнюю губу. Другие органы не задействуются!
  • Грибок-присоска. Рот малыша приоткрыт в улыбке. Язык нужно сделать широким, а затем присосаться им к небу. Удерживать до 10.
  • Играй, гармошка. Упражнение начинается, как предыдущее, но затем нужно открывать и закрывать рот, не отпуская языка и сохраняя улыбку.
  • Рожица. Улыбаясь, ребенку нужно распластать язык по нижней губе и на выдохе максимально долго произносить Ф.

Подготовить артикуляционные органы к постановке свистящих звуков (С, З, Ц) помогут упражнения:

  • Зубочист. Кончиком языка малыш чистит нижние зубы изнутри, двигаясь в стороны и сверху вниз, удерживая рот в улыбке. Задействован только язык.
  • Котик рассердился. Ребенок упирается кончиком языка в основание нижних зубов (рот приоткрыт в улыбке, зубы обнажены), затем на счет 5 выгибает спинку языка, возвращает назад на счет 5. Язык от зубов не отрывать!

Следующие упражнения способствуют подготовке к произношению самого сложного звука – Р и его «заменителя» – Л:

  • Покраска потолка. Дошкольник при выполнении упражнения улыбается, приоткрывая рот. Затем кончиком языка он гладит небо, двигаясь вперед и назад. Язык при этом из-за зубов не высовывают, челюсти и губы в выполнении не участвуют.
  • Барабан. Выполняется из того же положения. Нужно поднять язык, а затем его кончиком стучать по задней поверхности основания верхних зубов, произнося многократно звук Д. По мере выполнения темп постукиваний ускоряется. Работает только язык!
  • Лошадка скачет. Положение то же. Нужно щелкать кончиком языка за основанием верхних зубов, издавая цокающий звук.
  • Бесшумная лошадка. Упражнение выполняется аналогично, но без звука.
  • Пароходик. Малыша просят улыбнуться, высунуть кончик языка, прижать его зубками. После этого на выдохе нужно протягивать звук Ы (получится звук Л).

Артикуляционная пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика проводится в игровой форме. Преподаватель зачитывает стихи, под них ребенок показывает движения пальчиками. При этом пальцы 2 рук должны действовать синхронно, в паре. С каждым упражнением нагрузка должна повышаться. После проведенного задания руки ребенка должны отдохнуть, чтобы снять напряжение и подготовить их к новым действиям.

Упражнения пальчиковой гимнастики должны повторяться ежедневно. 10-15 минут в день будет достаточно для регуляции речи. Уже много лет психологи, логопеды, невропатологи сходятся во мнение, что мелкая моторики и речь взаимосвязаны при становлении правильного произношения. Тактильные упражнения для пальцев и кистей рук способствуют развитию речи. Вместо стихов в комплексе пальчиковой гимнастики для младшей группы используют картинки. Вот некоторые из них.

Правила выполнения

Эффективность занятий будет зависеть от соблюдения следующих правил:

  1. Регулярность. Оптимально делать артикуляционную гимнастику каждый день. Если ребенок быстро устает и теряет интерес, тренировку можно делать частями в течение дня.
  2. Использовать зеркало, чтобы видеть движения речевого аппарата, особенно если с ребенком только начали заниматься.
  3. Игровая форма. Для дополнительной мотивации при выполнении артикуляционной гимнастики можно использовать картинки, стихи, видео, наклейки, любимые игрушки ребенка и веселую музыку.
  4. Методика проведения артикуляционной разминки подразумевает постепенное усложнение занятий. Начинать нужно с 2-3 простых упражнений в медленном темпе. Прибавлять только по одному новому, когда прежние уже хорошо получаются. Взрослый следит за качеством выполнения.
  5. Длительность всего комплекса — 5-10 минут.
  6. Взрослый показывает на себе, как выполнять каждое упражнение.
  7. Хвалить малыша, радоваться его успехам, комментировать все действия с эмоциями и воодушевлением. Если что-то плохо получается, проговаривать, что это нормально и ободрять его.
  8. Следить, чтобы при выполнении гимнастики мышцы шеи, лица и плечевого пояса были расслаблены.
  9. В логопедии выделяют статические и динамические упражнения, которые нужно чередовать. В статических речевой аппарат неподвижно фиксируется на 5-15 секунд (начинать можно с 2-4 секунд). В динамических упражнений положение органов постоянно меняется. Их повторяют по 5-15 раз.
  10. Обязательно нужно считать вслух, тогда ребенок больше сосредоточен на выполнении упражнения.

Новая затея

Занятия для детей 4 — 5 лет предполагают и тесное общение с книгой. То есть это умение ребенка читать, пусть немножко, хоть по слогам. И если он до поступления в первый класс будет это уметь, то обучение для него не станет столь тяжелым, как для некоторых других ребят.

Придумайте дома игру под названием «Учимся читать». Ребенку 5 лет она прекрасно подойдет, куда ж еще дальше это оттягивать? Как же конкретно это делать? Есть несколько методик.

Первое – мальчику или девочке сразу показывают цельные слова, просят запомнить их зрительно.

Второе – дошкольник выучивает и потом читает отдельные слоги.

Третье – вначале малыш учит названия букв. Тут хорошо поможет азбука для детей 5 лет. И в слова потом он их складывает.

Четвертое – это когда пятилетка слышит звуки, чувствует их в слове, учится сравнивать с буквами.

Каждый из этих способов имеет плюсы и минусы. Родители должны выбрать то, что больше подходит их чаду. Ведь уже «стукнуло» 5 лет ребенку. Пора браться за ум.

И еще одно. Никогда не сравнивайте своего ребятенка с соседскими. Мол, Петя уже давно умеет читать, а ты все еще нет. Во-первых, все дети разные, каждый развивается индивидуально. И потом, соседский мальчик преуспел в чтении, а ваш Димочка – в лепке из пластилина. И что из этого? Не формируйте у сына комплекс неполноценности.

Побольше хвалите детей за успехи в любом деле. Не ругайте за промахи. Разве у вас самих все идет на работе гладко? И не уставайте поддерживать в ребенке живой интерес к обучению, причем не только в области чтения.

Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет

  1. «Заборчик». Верхние и нижние зубки плотно сомкнуты. Ребенок растягивает губы в широкой улыбке, обнажая зубки. Про себя нужно произнести «И», удерживая такое положение от 5 до 10 счетов.
  2. «Трубочка». Ребенок снова смыкает верхние и нижние зубки, как в предыдущем упражнении. Затем нужно округлить и немного вытянуть губы, как будто произнося продолжительное «О». Задержаться в таком положении, считая от 1 до 10. Немного отдохнуть и повторить упражнение.
  3. «Маляр красит стены». Попросите ребенка провести язычком по внутренней стороне щек, по пространству между губами и по десне. Пускай малыш представит, что волшебный маляр красит домик, в котором живет язычок.
  4. «Воздушные шарики». Ребенок должен надуть щеки, удержать несколько счетов воздух и выпустить через рот.
  5. «Орешки». Попросите малыша дотронуться языком до одной щеки, подержать, затем перенести язык на другую щеку, удержать в таком положении несколько счетов.
  6. «Наказываем непослушный язык». Ребенок слегка приоткрывает ротик, кладет язык на нижнюю губку, а затем начинает слегка шлепать язык губами. При этом нужно произносить: «пя-пя-пя», а затем, покусывая слегка язык, говорить: «тя-тя-тя».
  7. «Часы». Ребенок слегка приоткрывает рот, кончиком языка проводит по верхней губе, затем, по часовой стрелке, по нижней губке. Следите, чтобы малыш не поджимал губы, не выходил языком за контур рта, не двигал челюстью.
  8. «Крестики». Ребенок приоткрывает ротик, кончиком языка дотрагивается сначала до центра верхней губы, затем – до нижней, потом переводит язык в левый уголок, в завершении – в правый.
  9. «Качельки». Попросите малыша дотронуться кончиком языка сначала до зубов сверху, затем – снизу. Челюсть при этом двигать нельзя.
  10. «Лакаем молочко, как котенок». Кроха выполняет движения языком, как будто котик пьет молоко. Следите, чтобы работал только язык, а голова оставалась неподвижной.
  11. «Цокаем, как лошадка». Предложите ребенку широко улыбнуться, чтобы показались зубы. Теперь пускай кроха поцокает языком, как лошадка. Губки улыбаются. После непродолжительного отдыха повторите упражнение еще раз.
  12. «Чистим зубы». Сначала ребенок улыбается, затем приоткрывает ротик, начинает проводить языком сначала по верхним зубам, затем по нижним. Можно «чистить» зубы с внутренней и внешней стороны.

Вот такая на самом деле несложная артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет (видео найдете ниже). Выполняйте с удовольствием!

Артикуляционная гимнастика: определение

Аппарат артикуляции – это основа правильной речи. При его недоразвитости будет страдать произношение звуков. Состоит аппарат из языка, губ, гортани, голосовых складок, неба мягкого и твердого, зубов и носоглотки. Все эти органы крайне важны для развития произношения, которое начинается с рождения и продолжается в течение жизни, в зависимости от речевой практики ребенка.

У детей 3-4 лет артикуляционный аппарат находится в фазе активного развития. Если помочь ребенку в этот период правильно использовать органы, принимающие участие в произношении, в дальнейшем проблемы с речью значительно уменьшатся. Самая действенная помощь – выполнение артикуляционной гимнастики.

Симптомы гипертонуса языка у детей

Под гипертонусом артикуляционных мышц подразумевается чрезмерное напряжение лица, неба, языка и губ. Один из симптомов повышенного тонуса – поджатые губы, независимо от того, бодрствует малыш или спит.

При открытии рта заметно, что язык напряжен, плотно прижат к небу или слишком вытянут вперед. Из-за того, что спинка языка упирается в небо, звуки имеют назальный оттенок. Ребенок не может полностью повернуть голову и широко открыть рот из-за напряжения в области губ.


Симптомы гипертонуса верхней губы – это слегка приоткрытый рот и чрезмерное слюноотделение. Когда губы растянуты и прижаты к деснам или сжаты, как трубочка, и слегка приподняты, кажется, что малыш постоянно улыбается. В таких случаях у детей присутствует проблема с произношением букв «О» и «А».

Артикуляционная гимнастика – лучшая разминка

Следует предложить малышу выполнить упражнения, направленные на тренировку различных групп мышц. Описание их представлено в таблице.

Мышцы
Варианты заданий
Губы
Улыбнуться так, чтобы зубы не были видны, удержать такое положение от 5 до 30 секунд.«Хоботок». Сложить губы трубочкой и зафиксировать положение.«Заборчик». Улыбнуться таким образом, чтобы верхние и нижние зубы были открыты, зафиксировать положение.
Язык
«Лопатка». Язык, не высовывая, ребенок помещает на нижнюю губу и удерживает в таком положении 5 секунд.«Качели». Перемещать язык вверх и вниз, держа рот открытым.«Почистим зубы». Кончиком языка «пройтись» по задней стороне верхних зубов, потом – по нижним.«Змейка». Максимально высунуть язык и постараться сложить его трубочкой. Повторить не менее 5 раз.
Подъязычная связка
«Лошадка». Поцокать языком, имитируя цокот копыт. Потом упражнение усложнить – цокать быстро или медленно, громко или тихо.«Грибок». Плотно прижать язык к небу, удержать в таком положении несколько секунд, расслабить.
Щеки
«Шарики»

Надуть обе щеки, потом осторожно хлопнуть по ним, выпустив воздух, – «лопнуть» шарик.«Хомяк». Надуть обе щеки, словно хомяк

Затем надуть поочередно.«Голодный хомяк». Втянуть щеки, зафиксировать положение на несколько секунд, расслабиться.

Каждое упражнение из комплекса, предлагающее зафиксировать определенное положение, сначала выполняется по 5 секунд, постепенно длительность увеличивается до 30. Родитель вслух может считать, это поможет ребенку запомнить числа.

Познавательные занятия

Игры для развития речи должны носить также и познавательный характер. Но от родителей требуется проявить творческое начало и подготовиться.

Возможно несколько вариантов таких игр.

  • Заранее подобрать несколько карточек с иллюстрациями, на которых представлены слова с проблемным звуком (это могут быть животные, птицы, овощи, предметы быта), и попросить ребенка назвать их, дать краткую характеристику, дополнить его рассказ. Это поможет и улучшить произношение, и получить новую информацию.
  • «Угадай-ка». Взрослый прячет какой-то предмет, в названии которого есть отрабатываемый звук (например, если это фонема , то можно спрятать игрушечного жирафа), после этого начинает называть малышу ряд характеристик: это животное, с длинной шеей, пятнистой шкурой. Задача малыша – угадать животное и постараться произнести его название.
  • Работа с картинками. Родитель подбирает иллюстрацию и загадывает на ней предмет, в названии которого есть проблемный звук, после чего начинает описывать его. Задача ребенка – понять, о чем речь, показать на картинке и произнести название.

При помощи подобных упражнений дошкольники не только дополнительно практикуются в произнесении отдельных звуков, но и узнают новые сведения об окружающем мире.

Важность уроков логопеда и их домашнего продолжения не стоит недооценивать, поскольку 5-6 лет – это время, когда ребенок еще может решить большую часть речевых проблем и начать обучение в школе наравне с остальными детьми. Если же время будет упущено, то есть риск того, что у него в дальнейшем будет масса сложностей, вплоть до различных комплексов и неуверенности в себе

Как развить дикцию и четкость речи с помощью тренинга

Обучение разработано экспертом по технике речи и постановке голоса Марией Савичевой (стаж более 20 лет).

Подойдет людям, у которых:

  • тихий невыразительный неубедительный голос;
  • возникает непонимание со стороны коллег и родных;
  • трудности с произношением, вялая нечёткая дикция, першит в горле, пропадает голос;
  • не складываются отношения с противоположным полом;
  • нет роста по карьерной лестнице;
  • не слушают, перебивают, не дают слова в компании.

После занятий опросили 1 273 ученика. Из них:

  1. 100% стали уверенней в себе.
  2. 84% стали больше зарабатывать.
  3. 100% усилили лидерские качества.
  4. 94% почувствовали себя намного сексуальнее и привлекательнее.
  5. 88% перестали бояться сцены.

Это на 100% онлайн-обучение. Его прошли уже более 7 000 участников.

Как проходит обучение:

  1. Сначала вы проведете анализ Голоса и Речи. Получите персональные рекомендации и дополнения к программе курса.
  2. Занимаетесь по видеоурокам и строго выполняете наставления эксперта.
  3. Промежуточный анализ голоса и речи с корректировками программы.
  4. Итоговый анализ голоса с заключением эксперта и составлением дальнейших рекомендаций.

За 870 руб. вы можете прямо сейчас пройти диагностику голоса. Дальше вам составят индивидуальную программу в зависимости от ваших результатов. От этого будет зависеть цена обучения. Оплатить можно сразу или в рассрочку на 4 месяца.

Время прохождения тренинга – примерно 1,5–2 месяца.

Если не понравится обучение, вы сможете вернуть деньги в течение 14 дней.

Также вы можете пройти пробный урок за 199 рублей.

Зачем детям 5-6 лет нужна артикуляционная гимнастика

К дошкольному возрасту ребенок овладевает основными навыками речи и готовится начать обучение в школе. Правильное и чистое произношение звуков нужно для ясного выражения мыслей, общения с учителем и одноклассниками.

У некоторых дошкольников проявляется различная степень нарушения речи. В легких случаях родители, совместно с воспитателями детского сада, могут скорректировать дефекты произношения с помощью артикуляционной гимнастики для детей 5-6 лет. Сложные расстройства исправляют только профессиональные логопеды.

В старшем дошкольном возрасте ребенок сознательно контролирует движения речевого аппарата. Он может следить за плавным четким переходом из одной артикуляционной позы в другую, удерживать язык в определенном положении, выполнять динамические упражнения в быстром темпе.

В этом возрасте легко исправить небольшие отклонения в речевом развитии, так как можно увлечь ребенка игровой формой тренировки, мотивировать его желание к общению. Впоследствии он легче овладеет чтением и письменными навыками, так как существует прямая связь между нарушениями устной речи и алексическими и аграфическими расстройствами (дефектологи О.Беркан, Недолечный, Е.Иллинг и другие).

Возможные речевые дефекты

Бывают ситуации, когда дети, не имея каких-либо проблем, просто ленятся произносить слова вслух, уверенные, что их и так поймут

Родителям следует обратить особое внимание на малыша, если он мало говорит, путает слоги и слова, не понимает смысла сказанного – чаще всего это связано с различными дефектами речи, которые придется исправлять на логопедических занятиях

Возможно несколько видов нарушения речи:

  • заикание;
  • дислалия – ети с нормальным слухом и речевым аппаратом путают согласные фонемы и , и .
  • гнусавость – произнесение слов «в нос», отчего понять ребенка становится весьма проблематично;
  • ребенок не понимает речь родителей и не говорит сам;
  • неправильно произносит звуки – трудности с артикуляцией.

При любом из них следует приступить к логопедическим занятиям – с профессиональным дефектологом и дома, в противном случае ребенок останется с отставанием речевого развития и его могут не взять в общеобразовательную школу, предложить посещать специализированное учреждение. А ведь ситуацию можно исправить благодаря логопедии.

Музыка при проведении логопедической гимнастики

Музыка привносит в логопедические занятия положительные эмоции и элемент игры. Под ритмичную мелодию ребенок выполняет движения, рефлекторно подчиняясь темпу. Возрастает интерес к проделываемому упражнению.

Веселая музыка увеличивает амплитуду и активность движений, а грустная придает им плавность и пластичность.

Для развития различных групп мышц предлагаются песенки про Чебурашку, Мамонтенка, Крылатые качели, Улыбку. Постановку звуков хорошо проводить под музыку из мультфильмов «Колыбельная медведицы», «Чунга-Чанга», «Голубой вагон». Музыкальное сопровождение благоприятно сказывается на психофизическом состоянии ребенка.

Математические игры

Многие дети, обладающие гуманитарным складом ума, склонны считать математику довольно скучной наукой. Однако достаточно показать ребятам обратную сторону данного предмета, как их мнение резко изменится. В этом взрослым помогут математические игры для детей 5-6 лет. Перечислим некоторые из них:

«Сосчитай хлопки»

Данная игра способствует развитию не только математических способностей, но и слухового восприятия. Хлопая в ладоши с различной силой и частотой, нужно попросить ребенка посчитать количество ударов. Усложнить задачу можно, попросив малыша воспроизвести услышанное.

«Фокус-покус»

Взяв несколько небольших предметов (конфет, пуговиц) взрослый зажимает их в кулаках и прячет за спиной. Далее ребенку задается несложная математическая задачка. К примеру: «У меня всего семь пуговиц. В правой руке я держу четыре, сколько зажато в левом кулачке?». Если дошкольник ответил правильно, можно предложить ему поменяться ролями. Пускай он сам придумает задачу и просчитает в уме ее решение. Если же ребенок дал неверный ответ, стоит вновь спрятать за спиной предметы, но уже в другом количестве.

«Найди лишнее»

Взрослый вырезает из журналов несколько десятков картинок различных категорий: транспорт, продукты питания, растения, мебель и т.д. Далее следует разложить на столе изображения одной тематики, добавив к ним несколько лишних объектов. Ребенку дается задание пересчитать все картинки, отыскать «посторонние» предметы и назвать их количество. В завершение осуществляется подсчет оставшихся изображений одной категории.

«Назови число»

Эта игра является групповой. Взрослый ведущий становится в центр образованного детьми круга и поочередно кидает малышам мячик, называя любое число. Каждый ребенок, дождавшись своей очереди, бросает предмет обратно, произнося следующее по порядку число. При этом желательно избегать повторений.

Рисование по точкам

Когда ребенок уже легко справляется с приведенными выше упражнениями, то можно предложить ему рисование по точкам. Это очень увлекательное занятие, так как в большинстве случаев, не известно какая картинка получится в итоге. Поэтому дети с удовольствием соединяют точки, проводя по порядку линии от одной цифры к другой.

Игры-ходилки

Многие помнят из детства такие игры. Суть их в том, что на игровом поле отмечен путь, по которому нужно добраться из одного места в другое. И игроки по очереди бросают игральные кости, считают количество выпавших точек и делают ход, опять же считая. Счет ограничивается цифрами от 1 до 12, зато ребенок учится складывать. Например, выпало 3 и 6 точек на костях. И задача игрока посчитать, сколько будет 3+6. Ход он сможет сделать только после того, как получит правильный результат. В процесс игры можно вовлекать всю семью, это будет увлекательным времяпровождением.

«Магазин»

Эта ролевая игра знакома многим взрослым. Ведь маленькие выдумщики периодически вовлекают родителей в свои забавы. Вот они становятся продавцами и предлагают покупателям приобрести у них продукты. Или же сами приходят в магазин за игрушками. Обычно в качестве денег выступают различные бумажки. Но куда полезнее будет взять несколько настоящих монеток или пуговиц и осуществлять с покупателями вполне реальный расчет. Со временем можно ввести понятие «сдача». Если сыр стоит 3 рубля, а покупатель дает одну пятирублевую монету, необходимо вернуть ему лишние деньги. Вовлеченный в игру ребенок гораздо быстрее научится счету и простейшим математическим действиям.

Ева мама семиклассницы Вари: «Учила дочку считать в уме еще до школы. Начинали с простейших цифр, затем ввели двухзначные и трехзначные числа. Сейчас Варе 12, она считает быстрее нас с папой. А секрет очень прост: главное, чтобы ребенок был вовлечен в процесс обучения. Мы очень рано познакомили дочку с деньгами. Забирая ее из садика, я давала Варе сначала по 5 рублей на конфетку или жвачку. Она сама рассчитывала, хватит ли ей денег, сколько должно остаться и т.д. Постепенно сумма увеличилась до 20 рублей. Дочка умудрялась раскладывать ее на несколько покупок, совершая в уме нужные вычисления. Сейчас математика – ее любимый школьный предмет, она стабильно принимает участие во всех олимпиадах».

Дыхательная гимнастика

Речевое дыхание — сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией.  У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость

При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика

Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос

На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно

Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:

Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь

Внимание концентрируется на вдохе.
Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха

Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.

Занятие начинается с разминки,  и лишь затем можно переходить к главной части.

Примеры упражнений:

  • полуприсед. Одну ногу выводим вперед, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
  • затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед. Задерживаем дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество. 

Примеры игр/упражнений для развития речи ребенка в 1 год

Когда ребенок начинает говорить первые слова, то ему самому это очень нравится. Чтобы помочь малышу как можно быстрее заговорить, необходимо чаще с ним общаться. Младенец понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому разговаривать с ним нужно выразительно. Купание, кормление, массаж и все другие действия необходимо сопровождать ласковыми словами.

Называйте ребенка по имени, говорите ему названия окружающих предметов, хвалите его, повторяйте первые звуки, которые он произносит.

Когда малыш станет постарше рекомендуется разговаривать с ним понятными и простыми предложениями. Нужно стараться поддерживать разговор, задавать наводящие вопросы, постепенно увеличивать продолжительность бесед.

Быстрому развитию речи способствуют следующие игры, упражнения и занятия:

1. Пение, чтение книг

Крайне полезно читать малышу книги, показывать яркие, привлекающие внимание картинки. Это развивает память, звуковое и визуальное восприятие, помогает ребенку запоминать новые слова

Совместное разучивание песен и коротких стишков для годовалого ребенка для развития речи не только улучшает произношение звуков, но и укрепляет эмоциональную связь родителей и ребенка.

2. Развитие мелкой моторики.Для этого ребенку нужно выполнять мелкие движения пальцами рук и ног: играть с пуговицами, бусинками, перебирать крупу (под контролем родителей, чтобы малыш ничего не проглотил).

3. Развитие словарного запаса.Делать это можно разными способами. Можно показывать малышу различные предметы, называть их и простым языком объяснять значение. Так ребенок не только выучит новые слова, но и расширит кругозор, узнает много интересного об окружающем мире, быстрее научится говорить.

4. Отказ от коверкания слов и языка жестов. Ребенок учится разговаривать, слушая окружающую речь, поэтому если взрослые много сюсюкают, коверкают слова, то ему будет трудно научиться говорить правильно. Также нужно отучать ребенка разговаривать жестами и стимулировать его произносить свои желания вслух. Действовать необходимо мягко, не доводя малыша до истерики и плача.

5. Музыкальные игры. Помогают развивать речевое дыхание, учат протяжно произносить гласные и четко согласные звуки. Развитию речи способствуют короткие песенки с повторением слогов, игрушки, которые воспроизводят звуки животных, музыкальные инструменты (ребенка просят сказать название инструмента и воспроизвести звуки, которые он издает).

6. Пальчиковые игры. Это изображение различных историй, сказок, стихотворений при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее активировать центр речи. В пальчиковых играх используют движения руками (хлопанье в ладоши, опускание и поднимание ладоней, разгибание и сгибание пальцев). Самими известными пальчиковыми играми являются «Летели гуси», «Ладушки, ладушки».

7. Артикуляционная гимнастика для речи ребенка в 1 год направлена на развитие подвижности органов речи. В нее включают упражнения для щек, языка, губ, мимические упражнения. Примеры упражнений:

  • Гримасы.Стоя вместе с ребенком перед зеркалом, показывайте язык, широко улыбаетесь, надувайте щеки.
  • Игры на дыхание. Выдувайте мыльные пузыри, сдувайте обертку от конфет в ладони, дуйте на одуванчики.
  • Игры с языком. Показываете и прячьте язык,делайте круговые движения языком, пытайтесь достать языком до кончика носа.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: