Упражнения для детей школьного возраста
Для школьников есть другие упражнения для улучшения зрения детей и тренировки мышц глазного дна. Использования других упражнений связано с возросшей нагрузкой на глаза.
1. Зарядка начинается с быстрого моргания в течение 10 секунд для того, чтобы снять напряжение с глаз. Затем, минутный перерыв и еще один подход.
2. Следующее упражнение: нужно зажмуриться и досчитать до пяти. Необходимо сделать это три раза.
3. Выставить перед собой правую руку. Двигать ее влево, затем в противоположную сторону, вверх, вниз. Голова при этом не должна двигаться. Упражнение выполняют три раза.
4. Движение глазами по кругу: медленно нужно нарисовать глазами окружность в левую сторону — 3 раза, затем, в правую.
5. Завершение: плотно закрыть глаза ладонями, но не давить на них, глазами нарисовать все цифры от 0 до 9.
Гимнастика для глаз: комплекс Аветисова
Для школьников также подходит методика Аветисова. Этот комплекс упражнений для глаз используют как для профилактики, так и в лечебных целях — для восстановления зрения. Методика Аветисова построена на трех группах упражнений:
● для улучшения циркуляции крови;
● для укрепления мыщц;
● улучшение аккомодации.
Обратите внимание, что для каждого упражнения указано свое количество повторений
Первая группа — циркуляция крови:
1. Для выполнения первого упражнения нужно присесть, сильно зажмуриться на 5-7 секунд, затем, открыть глаза и расслабиться в течение нескольких секунд. И повторить еще 6-7 раз.
2. Моргание: нужно быстро-быстро моргать минуту, затем закрыть глаза и аккуратно, плотно сжатыми пальцами, мягко надавливать на глазное яблоко, массируя его. Затем упражнение повторяется и глаза массируют круговыми движениями указательными пальцами.
Вторая группа — тренировка мышц
1. Опустите взгляд на пол, затем медленно поднимите на потолок, не двигая головой, затем снова на пол и на потолок. Это упражнение рекомендуется выполнить 10 раз.
2. Аналогично выполняется второе упражнение: взгляд нужно максимально направить направо, затем медленно перевести влево.
3. Ромб: глаза движутся по траектории справа наверх, затем влево и вниз. Десять повторов, затем, 10 раз в другую сторону.
4. По кругу: глазами медленно рисуют круг максимального диаметра сначала в одну сторону, затем в другую. По пять раз в каждую.
Третья группа — приспособление к новым условиям
1. Вытяните вперед руку, поднимите вверх указательный палец, он должен находиться примерно на 30 см от лица. Посмотрите вдаль 2-3 секунды, переведите взгляд на палец на 3-4 секунды. Повторите 12 раз.
2. Встаньте прямо, указательный палец для этого упражнения должен быть прямо перед вашим лицом. Смотрите на кончик пальца и медленно приближайте его к лицу, пока не станет тяжело фокусироваться. Медленно отодвигайте его от лица. Упражнение выполняется 7 раз.
3. Для выполнения этого упражнения нужно вытянуть перед собой левую руку, указательный палец должен смотреть вверх. Смотрите на кончик пальца 5-6 секунд, затем, правой рукой закройте правый глаз. Поменяйте руки и выполните упражнение, прикрывая ладонью левый глаз. Повторите 7-8 раз.
4. Для того, чтобы сделать это упражнение, нужно прикрепить на окно на уровне глаз бумажный круг, диаметром до 5 мм. Для выполнения нужно отойти на расстояние, примерно, 30 см от бумажного круга. Смотрите на круг 3-5 секунд, затем на любой предмет вдалеке за окном. Первое время на упражнение нужно не более 5 минут, затем, 7. Рекомендуется выполнять его не менее трех раз в день.
Разделение комплекса на группы позволяет использовать упражнения при астигматизме и при миопии для восстановления зрения.
Причины нарушения зрения
Причины нарушения зрения могут быть разными:
- наследственный фактор (если у одного из родителя плохое зрение);
- долгие зрительные нагрузки (телевизор, компьютер, планшетник);
- долгие и частые болезни ребенка;
- травмы глаз.
В большинстве случаев отклонение зрения наблюдается у деток сразу. Это говорит сам за себя врожденный фактор. Здесь напрямую связана болезнь и гены. Если у кого из родителей плохое зрение, то у ребенка может быть тоже плохое. Но так происходит не всегда. Бывает, что один из родителей имеет проблемы со зрением, а ребенок нет.
Частые болезни подрывают здоровье и иммунитет ребенка. Глазам нужно активное потребление кислорода. Антибиотики, которые применяют для лечения ребенка, снижают поступление кислорода к глазам. Из-за этого зрение у ребенка тоже может испортиться.
Комплекс упражнений
- «Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
- «Далеко-близко». Рекомендовано выполнять перед окном. Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.
- «Восьмёрочки». Пусть ребёнок мысленно представит цифру восемь, если малыш маленький, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками. Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность» или восьмёрка на боку, предложите ребёнку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать 7 раз.
- «Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.
- «Часики». Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадают с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1-2 секунды. Выполняем 5-6 раз.
«Приближение»
Исходное положение: рука максимально вытянута вперед, в руке ручка с ярким колпачком, к которому приковано наше внимание. Начинаем медленно передвигать предмет по направлению к кончику нашего носа, взгляд от кончика ни на что не переводим
Как только колпачок становится просто ярким пятном, движение прекращаем. Делаем 5 секунд перерыва, затем еще 5 таких приближений.
- «Лёгкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить 6 раз.
- «Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или компьютерным столом. Родитель даёт задание найти взглядом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.
- «Туда-сюда». Сделать 7 вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями. У маленьких деток с выполнением этого упражнения может помочь яркая игрушка или предмет, за которым следует следить, пока родитель его двигает.
- «Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до 5, сделать перерыв 1-2 секунды, затем выполнить ещё 5 раз.
Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно, следовательно, качество выполнения будет хуже.
Задания с открытыми и закрытыми глазами чередуются. Дошкольникам рекомендовано проводить данные тренировки исключительно в игровой форме, используя легко запоминаемые стишки.
Со старшеклассниками необходимо провести беседу, в которой подробно объяснить, какую цель мы преследуем, выполняя данные занятия, постараться мотивировать их.
У лиц с близорукостью следует больше внимания уделять упражнениям, направленным на рассматривание предметов расположенных вдали, в то время как дальнозорким рекомендовано больше времени уделять работе на близком расстоянии.
У детей с астигматизмом основными являются задания, направленные на рисование объектов взглядом. У пациентов с косоглазием необходимо вызвать содружественную реакцию глаз с помощью приближения-удаления предметов.
Картотека гимнастики для глаз с целями по ФГОС
Зарядка для глаз имеет множество комплексов, но все их можно сгруппировать для дошкольников по возрастной принадлежности.
Первая и вторая младшие группы
Картотека для малышей особенно богата.
Обратите внимание! Сюжетные офтальмологические упражнения для 1 группы направлены на сохранение и улучшение зрения, профилактику дальнозоркости и близорукости. «Пилот»
«Пилот»
Пролетает самолет. (Дети поднимают глаза вверх).
Отправляюсь с ним в полет.
Вправо отвожу крыло и смотрю. (Ребята отводят правую руку, смотрят вправо).
Влево отвожу крыло и гляжу. (Малыши отводят левую руку, смотрят влево).
Я мотор завожу,
И внимательно слежу. (Следят глазами за вращательными движениями руками).
Поднимаюсь ввысь, лечу. ( Встают на носочки, взглядом рисуют волны).
Возвращаться не хочу. (Поморгать, закрыть глаза).
«По ягоды»
Справа — сладкая черника. (Дети смотрят вправо).
Слева зреет земляника. (Ребята глядят влево).
Спеет на горе брусника. (Малыши поднимают взгляд вверх).
Под ногами — ежевика. (Воспитанники опускают взгляд вниз).
Ягоды мы соберем,
А потом все отдохнем и толпой домой пойдем. (Смыкают веки на 3-5 сек, повторять до 8 раз).
С целью сохранения остроты зрения во 2-й младшей группе проводят гимнастику для глаз:
«Осенью»
Осень краски ярко разводила,
Кистью по листочкам тихо проводила. (Дети рисуют глазами круг: влево — вверх — вправо — вниз).
Желтым стал орешник, клены покраснели. (Круговые движения: направо-вверх-налево-вниз).
Лишь в бору сосенки также зеленели. (Малыши зажмуриваются, моргают 10 раз. Повторить 2 раза).
«Дождик»
Дождик, дождик, пуще. (Дети глядят вверх).
Лейся в лужи гуще. (Ребята опускают глаза вниз).
Только нас не промочи. (Воспитанники делают взглядом круговые движения).
Каплями в окно стучи.
Средняя группа
Методика проведения гимнастических упражнений для дошкольников 3 лет почти не отличается от предыдущей. Гимнастические упражнения для них проводятся в целях профилактики нарушений зрения, предупреждения утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время занятий.
«Ветер»
Дует ветер всем в лицо. (Дети часто моргают).
Покачалось деревце. (Ребята смотрят налево, потом направо).
Ветер станет тише. (Воспитанники приседают, взгляд — вниз).
Деревца все выше. ( Встают, взгляд — вверх).
«Носик»
Носик смотрит влево-вправо. (Дети перемещают взгляд справа налево).
Смотрит нос то вверх, то вниз. (Ребята поднимают глаза вверх и опускают вниз).
Что подметил хитрый носик? (Проводят подушечками пальцев по векам).
Мы куда-то забрались.
Обратите внимание! Время выполнения зрительной гимнастики в средней группе увеличивается до 5 мин
Старшая и подготовительная группы
Кроме оздоровительно-профилактической цели при выполнении зарядки для глаз с детьми 5-6 лет можно работать над понятиями пространственно-временного устройства мира.
«Упражнение для глаз»
Упражнения для глаз
Повторяем каждый раз.
Право, лево, верх и вниз,
Повторяй и не ленись.
Мышцы глаза укрепляем.
Напряжение снимаем.
Наглядное пособие способствует более продуктивному выполнению упражнения.
«Часы»
Целый год слышно «тик-так»
Все часы идут вот так,
Раз — налево, два — направо. (Дети глаза отводят влево-вправо).
И мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так. (Повторяют упражнение).
Обратите внимание! В завершении воспитанники 6-7 лет сами массируют себе веки подушечками указательных пальцев
Профилактическая зрительная гимнастика
Предотвратить нарушения функций глазного аппарата легче, чем их потом лечить. Для этого необходимо проводить профилактическую зарядку для зрения во всех группах детских садов и школах. Упражнения нужно делать постоянно, чередовать их направленность. Методы профилактической гимнастики для зрения:
- пальминг – глаза закрыты и прижаты ладонями на 30–40 секунд;
- физминутка – зарядка от усталости глаз;
- офтальмотренажеры – таблицы и картинки в электронном (презентации) или печатном виде;
- релаксация – расслабление для отдыха зрения под музыку;
- стереотренер – линейка с отверстиями, на конце которой подвешен шарик.
Чтобы дети младшей и средней групп занимались гимнастикой с удовольствием, их нужно замотивировать на зарядку для глаз. В этом воспитателям и учителям помогут следующие приемы:
- стихи;
- музыка для расслабления;
- игры;
- предметы разных цветов и форм;
- картинки и плакаты со схемами для тренировки зрения;
- книги или раскраски.
Для дошкольников
Зрительная гимнастика проводится 3 раза в день по 5 минут. Этого хватит, чтобы улучшить работу глазного аппарата. Если ребенок в дошкольной группе уже носит корригирующие очки с диоптриями «минус» либо «плюс», то их нужно снимать перед занятиями.
Разминка для глаз проводится с применением наглядного материала. Он служит ориентиром правильно выполняемого тренинга. Для корректирующей зарядки детей в подготовительной группе создается картотека «Гимнастика для глаз». Это комплекс упражнений, которые проводятся в игровой форме с применением картинок.
Гимнастика для дошкольников состоит из комплекса упражнений. К ним относятся:
- «Лабиринт». Для выполнения упражнения понадобится таблица с изображением разноцветных кругов, волнистых линий. Ребенок должен водить глазами по заданной траектории. Голова с шеей при этом остаются неподвижными. Время упражнения – 30–60 секунд.
- «Туда–сюда». Ребенок следит взглядом за яркой игрушкой. Сначала нужно поднять взгляд до упора вверх, затем плавно перевести вниз. Далее глаза двигаются в стороны – влево и вправо. Необходимо проделать упражнение по 4 раза – горизонтально и вертикально.
- «Часики». Ребенок сидит на стуле. Взрослый держит перед его лицом наручные часы с крупным циферблатом. Ребенку нужно называть время, при этом часы находятся на расстоянии 30–40 см от глаз. Затем циферблат медленно удаляется от детского лица на 1 и 1,5 метра. Длительность упражнения – 3 минуты.
Для школьников
Ребята 7–12 лет занимаются зрительной гимнастикой по 7–10 минут 2 раза в день. Желательно делать разминку каждые 2 часа после работы на компьютере или просмотра телевизора. Гимнастика для улучшения зрения проходит в положении сидя с прямой спиной.
Подростку следует объяснить, для чего выполняется полезная зарядка. Комплекс зрительной гимнастики для школьников:
- Вдохнуть, перевести взгляд до упора влево. Вернуть взгляд обратно при выдохе. Проделать аналогичные действия в правую сторону – 5–10 чередований.
- На вдохе свести глаза к кончику носа, задержать взгляд в течение 10–15 секунд. На выдохе – вернуться в исходное положение. Повторить движение 3–5 раз.
- Опустить взгляд вниз. Одновременно со вдохом медленно вести глазами по часовой стрелке. На воображаемой цифре 12 начать выдох и перевести взгляд в обратную сторону. Количество кругов – 7–10.
- Сфокусировать взгляд между бровей, затем вдохнуть полные легкие воздуха. Через 10–15 секунд выпустить воздух, возвращая взгляд в исходное положение. Повторять упражнение 3–5 раз.
- Вдохнуть и посмотреть в левый верхний угол стены. Выдохнуть и вернуть взгляд обратно. Без остановки проделать подобные действия с правым углом. Количество повторов – 10–12.
Использование наглядности во время зрительной гимнастики
При выполнении гимнастики для глаз, рекомендованной для дошкольников, большое значение имеет наглядность, ведь в этот период у них доминирует наглядно-образное мышление. Выполнять команды «влево», «направо» им гораздо проще, имея перед собой зрительный ориентир. С этой целью используют разные версии наглядности:
Ориентиры-предметы. Их воспитатель раздает каждому ребенку либо оставляет один только у себя. Это должна быть вещь, которую удобно надевать на палец, например, резинка для волос с птичкой. Также она должна соответствовать теме занятия, например, бабочка при изучении насекомых.
Обратите внимание! Наглядность не должна быть одного цвета с одеждой воспитателя, но при этом яркой, заметной, привлекающей внимание. Это может быть пальчиковая кукла или указка с прикрепленной на конце картинкой
- Схемы. Такое пособие подходит для занятий в старшей или подготовительной группе. В этом возрасте у детей уже развивается абстрактное мышление, и схемы помогут им понять принцип выполнения упражнения.
- Сигнальные метки. Они помогают быстро переключить взгляд с дальнего объекта на ближний. Например, квадрат 0,5 см х 0,5 см воспитатель крепит на оконное стекло. Воспитанник детского сада 1-3 сек. смотрит на метку, а затем переводит взгляд на предмет за окном. При этом педагог просит его пояснить, что происходит с предметом. Например, с машиной: из нее вышли люди или она поехала и т. д.
Сигнальная метка должна находится на уровне глаз ребенка
- Офтальмологические тренажеры. Они бывают настенные либо потолочные и представляют собой цветные траектории-дорожки, по которым, например, персонажи из сказки должны «добраться» до «своего» домика. Каждый герой имеет свой цвет. Такое задание можно выполнять коллективно.
- Индивидуальные тренажеры для глаз. Это либо контурные картинки, состоящие из нескольких элементов (например, белка, орех, лист), либо для старших дошкольников (это могут быть буквы и цифры). Ребенок держит картинку на вытянутой руке и зрительно проводит линию по контурам. Дети 3-4 лет могут помогать себе пальчиком.
Обратите внимание! В зимний период во время прогулки в качестве наглядности можно использовать снежки. Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается. Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается
Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается.
Методика проведения зрительной гимнастики
Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного возраста. Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день. Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в старшем же звене — четыре-пять минут.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:
- Ребята должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
- Голова занимает фиксированное положение (если, конечно, гимнастика не активная — не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
- Если некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
- Детское дыхание должно быть равномерным и глубоким.
- Последним упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики малышам желательно хорошенько потянуться.
Во время проведения гимнастики для глаз очки нужно снимать
Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.
Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема зарядки связывается с темой непосредственно образовательной деятельности. Например, если ребята изучают насекомых, то ребята могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки. Если во время непосредственно образовательной деятельности речь идёт о транспорте, то можно предложить упражнение под коротенькое стихотворение:
- По городу мчатся с утра и до ночи
- Машины всех марок, красивые очень.
- Поедут налево, направо, кругом –
- Свободны машины и ночью и днём.
При этом дети выполняют движения глазами согласно тексту (влево, вправо, круговые), а в конце моргают.
Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки. Например, воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть вниз на траву, потом вверх — на небо, поискать там птичек, потом вновь на травку. В тёплое время года можно понаблюдать за бабочкой, которая машет крылышками, и предложить так помахать ресничками.
Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки
Тренировать детские глазки можно и в свободное время, утром или вечером. Педагог предлагает ребятам офтальмологические тренажёры или специально чередует определённые игры: сортировка мелких предметов по форме или цвету (работают мышцы глаза, отвечающие за ближнее зрение) и бросание мячиков в корзину или кегли (при этом ребёнок смотрит вдаль). В солнечную погоду можно воспользоваться обычным зеркальцем и погонять по комнате солнечных зайчиков: малыши будут следить за ними взглядом.
Тренировать зрительные мышцы можно даже с помощью обычных солнечных зайчиков
Особенности работы с дошкольниками разного возраста
При организации гимнастики важно учитывать возраст дошкольников. К примеру, двухлетние малыши вряд ли поймут словесную команду «вращаем глазками»: педагог должен использовать предмет, за которым дети будут следить взглядом
Причём, это должен быть не обычный карандаш, а «волшебная палочка» или указка с закреплённой на ней картинкой или игрушкой. Интересная идея — надеть пальчиковую куклу.
Ещё один действенный способ заинтересовать младшего дошкольника — фразы типа «А ты так умеешь? А я вот умею!» после таких слов любознательные крохи готовы всё повторять за воспитателем.
Что же касается старшего дошкольного возраста, то здесь мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три века). Воспитателю стоит обсудить с детьми, насколько вредно долго смотреть мультфильмы, просиживать за компьютерными играми. После такого разговора дошкольники сами захотят делать полезные упражнения.
Если при проведении зрительной гимнастики с младшими дошкольниками воспитатель обязательно сам должен показывать каждое упражнение, делать его вместе с детьми, то в старшем звене педагогу достаточно один раз продемонстрировать выполнение действий. В дальнейшем уже будет достаточно словесной инструкции либо чтения стихотворного текста (если он сопровождает зарядку).
Какие виды гимнастики для глаз используются в ДОУ?
Воспитатели должны владеть методиками упражнений для глаз
Как правило, в детских садах используются схожие комплексы упражнений для зрительной гимнастики. Поэтому деление их на различные типы осуществляется в зависимости от выбранной методики проведения занятия.
По тому, как озвучиваются воспитателем упражнения, выделяются комплексы:
- со стихотворным сопровождением;
- без стихотворного сопровождения.
Кроме того, в зависимости от того, используются ли в оздоровительном комплексе упражнений дополнительные предметы и средства, гимнастика для глаз делится на следующие типы:
- Без использования дополнительных атрибутов.
- С использование различных предметов (в том числе, и различных изображений, размер которых варьируется от одного до трех см).
- С использованием специальных плакатов, на которых могут быть изображены цветные дорожки, лабиринты, овалы, спектр и многое другое.
- С использованием ИКТ. При этом упражнения могут быть созданы воспитателем самостоятельно, при помощи простых компьютерных программ, или же содержаться в специально разработанных электронных приложениях.
Как правило, малыши больше всего любят упражнения, в которых используются веселые стишки и песенки, различные предметы. Кроме того, дошкольников привлекает, когда упражнения носят игровой и творческий характер и озвучиваются воспитателем в виде различных увлекательных заданий.
Сколько времени можно смотреть телевизор?
Иногда уже у дошкольников врачи замечают снижение остроты зрения. Винить в этом только телевизоры, планшеты и компьютеры не совсем правильно. Конечно, свою немалую лепту они вносят, но есть и другие причины.
Посоветуйтесь с офтальмологом, он определит, что послужило поводом плохой работы органов зрения:
- наследственность;
- недостаток витаминов A, B, D, а также железа и цинка;
- сильная нагрузка на глаза;
- заболевания позвоночника;
- малая подвижность, из-за которой ткани глаз плохо насыщаются кислородом.
- врожденные патологии.
Если ребенок увлечен рукоделием, лепкой, чтением или другими занятиями, вызывающими напряжение глаз, правильно оборудуйте его рабочее место. Установите лампу на кронштейне, позволяющую направить свет на область работы. Смотрите, чтобы малыш не горбился, не наклонялся к изделию и не подносил его близко к глазам. Если он жалуется, что на большом расстоянии не может рассмотреть все детали, сходите в офтальмологический кабинет и проверьте зрение ребенка.
Чем позже ребенок обратит внимание на экраны различных гаджетов, тем лучше и для глаз, и для мышц, и для осанки. Хорошо, если вы сможете уберечь ребенка от телевизора и компьютера до 5 лет, но в современной жизни такое удается очень редко
В любом случае выделите в режиме дня ограниченное время для телепередач и электронных игр. Первые просмотры не должны занимать больше 15 минут в день, ближе к школьному возрасту время можно увеличить до получаса. Если заметили, что у ребенка слезятся глаза, он трет их или прищуривается, выключите монитор и предложите посмотреть в окно на отдаленные предметы или сделать глазную гимнастику.