Мастер класс «технология проектирования интегрированного и комплексного занятия в доу»

Что такое интегрированное занятие?

Простыми словами можно сказать, что интегрированное занятие (в средней группе включительно) – это не что иное, как совокупность приемов, используемых с целью определения воспитанниками сути изучаемой темы, формирования у них целостной картины анализируемого явления или процесса. Подобное занятие является тематическим и включает в себя несколько различных видов деятельности. Благодаря этому процесс обучения не утомляет детей, а, напротив, вызывает у них повышенный интерес к учебе и желание узнавать новое и неизвестное. Кроме этого, интегрированное занятие в средней группе является непродолжительным, и у ребят остается достаточно времени на игры и прогулки на свежем воздухе.

О чем важно помнить?

Вот еще одно важное свойство: виды деятельности детей на таком занятии нельзя будет строго разделить, они будут плавно перетекать один в другой. Мы можем организовать познавательную деятельность воспитанников таким образом, что они будут вспоминать различные времена года, производить анализ сезонных изменений, учиться различать и группировать весенние цветы, перелетных и зимующих птиц

Затем ненавязчиво можно перейти к речевой игре, проходящая в форме чтения стихов о весне. Физическая активность – это, например, подвижная игра «Весенние цветы», а художественная деятельность – рисунок или аппликация «Подснежник».

Думаю, такие занятия можно провести и в средней группе ДОУ, только форма подачи материала, конечно, будет более простой. Если у вас, например, 2 младшая группа, то занятие, посвященное весне, скорее всего, будет комплексным, поскольку для малышей все занятия в основном такие.

Ну, это лишь только мои примеры. А как интегрированные занятия проводите вы в детском саду? Может быть, вы еще сможете выделить какие-нибудь особенности, которые не учла я, поделитесь опытом!

Чуть не забыла, могу еще порекомендовать вам одно хорошее пособие Н. Н. Леоновой «Художественно-эстетическое развитие детей 5—7 лет». В нем собраны конспекты занятий, предполагающих обучение детей изобразительной деятельности нестандартными способами. Очень интересно, на мой взгляд!

Выдержка из текста

Комплексными называют занятия, представляющие собой комплекс упражнений, заданий,различной направленности. На подобного рода занятиях, дети развивают моторику, речь, мышление, память и прочие нужные ребёнку навыки.

Полученный и усвоенный детьми материал поможет им освоиться в окружающем мире, всесторонне развиваться и быть воспитанными.

В определённый период очень важной задачей для родителей будет: не дать устать ребёнку от обучения, учитывая его динамичность и подвижность даже во время проведения занятий. . Комплексное перспективное планирование поможет преподавателю или воспитателю воплотить интеграцию различного содержания и форм работ

Комплексное перспективное планирование поможет преподавателю или воспитателю воплотить интеграцию различного содержания и форм работ.

Нынешние научные концепии воспитания дошкольников, признают самоценность данного периода детства, выдвигая на первый план развивающую фунцию образования, которая формирует личность ребёнка и его индивидуальне особенности.

Актуальность исследования проблема всестороннего развития детей была затронута многими авторами книг: Комаровой Т. С., Ваильевой М. А. и другими

Объектом исследования дети старших групп

Предметом исследования комплексные занятия, их особенности, структура и методика проведения.

Цель исследования

1. выявить особенности данного типа занятия,

2. рассмотреть структуру и методику проведения,

3. составить конспект занятия в старшей группе комплексного занятия.

Гипотеза Комплексное занятие можно считать успешным, если все его составляющие приведут к условию всестороннего развития детей на этапе дошкольного образования.

Методы исследования изучение методической литературы по заданной теме.

Практическая значимость состоит в том, что в процессе изучения особенностей, структуры и методик проведения комплексных занятий, сформируется определённый пример, направленный на всестороннее развитие детей на этапе дошкольного образования.

Структура исследования во введении обосновывается актуальность исследования и его параметры. В первой главе рассматриваются особенности данного типа занятий. Во второй главе рассматривается структура и методика проведения комплексных занятий. В третьей главе рассматривается примерный конспект комплексного занятия в старшей группе.

Заключение содержит в себе выводы по исследованию.

Список использованных в работе источников: два учебных пособия и 4 статьи.

Сходства и различия интегрированных и комплексных занятий в ДОУ

В современной педагогической литературе очень часто авторы не разграничивают понятия «комплексное» и «интегрированное» занятие, представляя их синонимами. И тем не менее некоторые содержательные отличия у этих понятий есть.

Интегрированный урок — занятие, на котором раскрытие темы происходит через комбинацию разных видов деятельности при незаметном, гармоничном переходе от одного образовательного вектора («Познание», «Физическое развитие», «Художественно-творческое развитие» и др.) к другому. Например, в работе с детьми средней группы над темой «Зима» интегрируются области «Художественное творчество» и «Познание» («Математика»): малыши получают арифметические задания от Бабы-Яги из сказки и, выполняя их, «спасают» свою воспитательницу из плена в избушке на курьих ножках.

Комплексный урок — занятие, отличающееся последовательным сочетанием разных видов деятельности для решения задач по конкретной теме. При этом на таких занятиях одно из направлений будет главным. Так, на уроке по теме «Жилище человека» сначала малыши работают с определениями понятий «дом», «домище», «домовой», «домохозяйка», то есть реализуют задачи области «Речевое развитие». После этого в рамках работы в области «Познание» дети вместе с педагогом разбирают, кто такой первобытный человек. И в конце урока дети предлагают свои варианты чертежей дома для первобытного человека, если бы он жил сегодня (область «Художественно-творческое развитие»).

Оба вида занятий направлены на интеграцию разных образовательных областей в рамках одного урока

Выделим сходства и отличия понятий «интегрированное» и «комплексное» занятие.

Общие черты

К характеристикам, которые роднят два вида занятий, можно отнести:

  • сосредоточение разных видов детской активности вокруг одной темы,
  • межпредметная связь на занятиях, например, полевая мышка из блока уроков по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе загадывает загадки по курсу «Математика» о геометрических фигурах, которые встречаются в природе (ёлки — пирамиды, одуванчики — шары и пр.),
  • новые знания надстраиваются над теми, что у детей уже имеются,
  • задания обязательно детализируются педагогом (до объяснения игровых действий, демонстрации порядка выполнения рисунка и пр.),
  • игра является основной формой работы на занятии,
  • использование способов взаимодействия с детьми, объективно связанных со средствами наглядности по теме (то есть любой вид работы сопровождается зрительными образами).

На интегрированных и комплексных занятиях обязательно используются яркие зрительные образы

Таблица: различия между интегрированным и комплексным занятиями

Интегрированное Комплексное
Изложение новой темы всегда опирается на имеющиеся знания из этой или смежной области (например, проводя в средней группе опыты со снегом, мы вспоминали, в каком ещё виде может быть вода — в виде пара). Тема разрабатывается со всех сторон.
Виды активности комбинируются так, чтобы учебно-воспитательные области переплетались гармонично и по структуре, и по смыслу. Сценарием урока предусмотрен плавный переход от одного вида деятельности («вида работы»), к другому.

В каждой возрастной группе можно выделить преимущественный вид занятий, обусловленный особенностями накопления опыта у конкретного ребёнка или группы воспитанников. Поэтому, например, в младших группах акцент делается на комплексные уроки, не требующие базы знаний, умений и навыков (ЗУН), погружающие в тему изучения глубже, а в старшей, когда у детей уже вполне достаточно опыта, — на интегрированные, способствующие систематизации и обобщению ЗУН из разных областей образовательного процесса.

Полезные пособия

Мне кажется, что суть проблемы кроется в том, что интегрированные уроки в ДОУ стали проводиться не так давно. Конечно, это теперь уже не ноу-хау, но определение это вошло в педагогику только в 90-х годах ХХ века. Кроме того, часто в литературе используется еще и такое понятие, как комплексное интегрированное занятие. И как тут разобраться, в чем отличия, да еще и составить четкий план НОД?

Думаю, что изучить особенности каждого из занятий будет гораздо проще на конкретных примерах. Со своей стороны, я могу порекомендовать некоторые интересные пособия для педагогов, которые, как мне кажется, дают наглядное представление о структуре, целях и задачах и тех и других занятий.

Комплексные занятия удобно распределены по темам с ориентацией на то, что воспитатель сможет проводить их каждую неделю, в книге Н. С. Голицыной «Конспекты комплексно-тематических занятий» для старшей группы. Мне кажется, что эти конспекты в дальнейшем можно будет взять за образец при подготовке к самостоятельным занятиям и по другим темам, поскольку они грамотно составлены.

Подобные пособия, к слову, есть для дошкольников разных возрастов. Например, ориентацией этой книги является уже подготовительная группа. Здесь собраны конспекты на целый учебный год.

Что касается интегрированных занятий, то для их проведения с детьми того же возраста есть книга автора А. В. Аджи, которая содержит конспекты таких занятий для подготовительной группы детского сада. В ней я нашла описание около ста занятий, направленных на речевое развитие детей шести–семи лет и активизацию их познавательной деятельности.

Конечно, я указала здесь далеко не полный список полезных пособий, а лишь поделилась собственным опытом. Буду рада, если вы тоже поделитесь полезными книгами по нашей теме. Расскажите, какой литературой пользуетесь вы, дорогие коллеги?

Знакомство с природой

Обучение творческой личности может быть проведено для всех возрастных категорий детей, посещающих дошкольное учреждение. Однако особенно полезно комплексное занятие в подготовительной группе. Например, это может быть игровое обучение, знакомящее старших дошкольников с осенним сезоном.

В первой части занятия решаются познавательные задачи с одновременным развитием интеллектуальных способностей детей. Воспитатель при этом уточняет имеющиеся у ребят представления об осени, выделяя характерные особенности этого сезона. В указанном процессе особую роль будет играть календарь с наблюдениями изменений природы, который должен быть заготовлен заранее.

Во второй части занятия решаются другие задачи. В этом случае применяется иной вид деятельности дошкольников. Так, к занятию воспитатель организует небольшую выставку на тему осени. В качестве ее экспонатов используются репродукции знаменитых художников, а также фотографии с картинами увядающей природы. Осмотр такой выставки, который вызывает у детей переживание красоты, позволяет решать эстетические задачи воспитания.


В третьей части занятия используются ручная деятельность и художественное творчество дошкольников. Детям предлагается творить по своему желанию и усмотрению. Дошкольники могут рисовать букеты осенних цветов или выполнять поделки из различных природных материалов, создавать аппликации и т. д. Эта часть комплексного занятия позволяет развить у детей художественно-ручное умение.

При правильной организации подобного обучения временные рамки не имеют строгих пределов. Дети не почувствуют усталость и скуку. К тому же педагог всегда может устроить своим воспитанникам веселую физкультминутку.

Суть комплексного занятия

Ну что ж, с интегрированными уроками разобрались, теперь переходим к комплексным. Обычно они строятся на уже знакомом ученикам материале. За основу также берется некая общая тема, а разноплановая деятельность учеников строится вокруг нее. Например, теме весны может быть посвящено занятие «Приключения веселого Подснежника», «На весенней полянке» и т. д. Название можно придумать любое!

Конечно, предполагается, что детки уже знают, что подснежник – это весенний цветок, так что это будет уже, скорее, средняя, нежели младшая группа

Вот, что важно: входе этого занятия ребята не расширяют свои знания о свойствах этого цветка и не узнают о том, почему он появляется раньше, чем остальные. Подснежник является лишь главным действующим персонажем

Вот как может быть организована деятельность воспитанников, объединённая общей темой:

  • Речевое развитие учеников может проходить в форме занимательной беседы, в ходе которой педагог также будет демонстрировать картины художников, детские рисунки с изображением прихода весны. Этот же этап включает и познавательную деятельность.
  • Далее, вместе с Подснежником на веселом паровозике, ребята могут отправиться на весеннюю полянку в лес (подвижная игра «Чух-чух» для физического развития).
  • По дороге, повстречавшись с ручейком, они споют вместе с ним веселую песенку (музыкальное развитие).
  • На полянке они будут собирать и считать подснежники (математическое развитие).
  • В конце своего путешествия они сделают весеннюю аппликацию (художественное развитие).

Смена действий во время такого занятия обычно прослеживается очень четко. Это объясняется тем, что они направлены на развитие определенных навыков, а не на формирование целостных представлений о весне, как о сезонном изменении, в нашем случае.

Опять-таки, это лишь мой пример, возможно, вы можете рассказать о каких-то своих интересных занятиях? Оставляйте свои комментарии, буду рада поучиться у коллег!

Особенности интегрированных занятий

Несмотря на общие черты, комплексные и интегрированные уроки демонстрируют различный подход к обучению. Поправьте меня, если я не права! В чем особенность каждого из занятий? Расскажу, как я понимаю это для себя. Возможно, вы видите ситуацию как-то по-другому, буду рада вашим комментариям, так как тема действительно очень сложная!

Думаю, что конкретные примеры сделают мое объяснение более наглядным, поэтому предположим, что мы рассматриваем тему «Весна» в старшей группе ДОУ:

Интегрируя блоки из различных дисциплин, мы будем создавать у детей целостные знания по нашей теме, т. е

формировать у них представление о весне, как о сезонном явлении.
В ходе этого занятия воспитанники обязательно получат новые знания! Но при этом также важно, чтобы у них уже был какой-то определенный «багаж» представлений о весне. Иначе нам просто будет не на чем строить беседу, верно?
Планирование занятия предполагает конструирование материала определенным образом, с построением четкой и продуманной схемы

Я обычно использую интеллектуальные карты. В данном случае в центре у нас будет ключевое понятие («весна»), а другие понятия (времена года, цветы, птицы зимующие и перелетные, основные признаки весны и т. д.) уже будут связаны с ним логически. А как подготовка конспекта проходит у вас, расскажите?

Занятия по математике

К началу своей школьной жизни ребенок должен знать множество чисел и величин, а также уметь ориентироваться во времени и пространстве. Педагогическая практика говорит о том, что первоклашки порой с трудом переходят от действий к конкретным образам, предметам, числам и иным абстрактным понятиям. Избежать подобных трудностей можно, развивая у ребенка умственное мышление на комплексных занятиях в детском саду. Именно в дошкольном возрасте малыши должны познакомиться с разнообразными математическими связями, зависимостью между величинами, мерами и т. д.

Если рассмотреть комплексные занятия в подготовительной группе по математике, то их структура такова:

— повторение уже пройденного материала (от 2 до 4 минут); — знакомство с новой темой (от 15 до 18 минут); — обобщение усвоенного (от 4 до 7 минут).


Например, в первой части комплексного занятия дети сравнивают ширины и длины предметов. При этом дошкольникам предлагается игра «Что изменилось?». Во второй части занятия воспитателем демонстрируются приемы, при помощи которых измеряется ширина и длина предметов. Далее дети выполняют все самостоятельно. Этот вид деятельности для них является практическим заданием. В четвертой части комплексного занятия выполняются упражнения по группировке и сравнению различных геометрических фигур.

Роль искусства

На развитие творческих способностей ребенка оказывает свое влияние множество факторов, которые можно объединить в три группы. В первую из них включены индивидуальные особенности и природные задатки, которые оказывают непосредственное влияние на формирование творческой активности ребенка. Во второй группе находятся все существующие формы влияния социальной среды. Третья совокупность факторов определяет зависимость творческих проявлений малыша от структуры и характера его деятельности.

Почему так важны для детей младшего школьного возраста комплексные занятия? Подобное обучение играет особую роль в связи с тем, что для подачи материала в нем используются различные виды искусства. Сюда входят музыка и литература, народное творчество и скульптура, и, конечно, живопись. Искусство в тех или иных формах формирует человека, пробуждает в ребенке творческое начало и оказывает непосредственное влияние на его духовный мир.

Комплексные занятия дают малышам возможность развить свои образные представления и воображение, внимание и память, а также положительное эмоциональное отношение к предлагаемой воспитателем деятельности. Каковы средства различных видов искусств? В литературе это слово, служащее для образных определений, эпитетов, ритма, метафор и сравнения

При проведении театрализованной деятельности ими являются средства драматизации в виде мимики и жестов, движений и поз, интонации и голоса. В изобразительных приемах средства, используемые в комплексном занятии для детей, представляют собой рисунки, выражающие объем и форму, пропорции и соотношения размеров предметов. Также малышей увлекают аппликацией. Она позволяет им развить понятие формы, композиции и цвета. Если комплексное занятие для детей проводится с использованием музыки, то средствами воспитания являются гармония и ритм, динамика и мелодия, интонация и т. д

Каковы средства различных видов искусств? В литературе это слово, служащее для образных определений, эпитетов, ритма, метафор и сравнения. При проведении театрализованной деятельности ими являются средства драматизации в виде мимики и жестов, движений и поз, интонации и голоса. В изобразительных приемах средства, используемые в комплексном занятии для детей, представляют собой рисунки, выражающие объем и форму, пропорции и соотношения размеров предметов. Также малышей увлекают аппликацией. Она позволяет им развить понятие формы, композиции и цвета. Если комплексное занятие для детей проводится с использованием музыки, то средствами воспитания являются гармония и ритм, динамика и мелодия, интонация и т. д.

Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

Интегрированная ОД с элементами привития культурно-гигиенических навыков младших дошкольников «В гости пришла кукла Маша»
Интегрированная ОД С элементами привития культурно – гигиенических навыков младших дошкольников Конспект занятия «В гости пришла кукла Маша» Цель: Способствовать стремлению детей к соблюдению правил личной гигиены, поддержанию и укреплению своего здоровья. Задачи: Расширять у…

Развитие речевой активности младших дошкольников посредством интеграции здоровьесберегающих и игровых технологий
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16 ИМЕНИ В.П. НЕЙМЫШЕВА» Мастер – класс для педагогов «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством интеграции здоровьесберегающих и игровых технологий»…

Ход занятия в средней группе детского сада

Воспитатель. — Дети, сегодня к нам на занятие пришел гость

Он веселый и смелый

Дружат с ним Пьеро, Мальвина

Но, к сожалению, не любит школу

Деревянный … (Буратино).

— Добрый день, ребята! Вот и снова я к вам пришел, уже давно мы с вами не виделись. Последний раз я был, когда с деревьев уже опадали желтые листья.

— Дети, в какое время года это было? (Осенью).

— А потом выпал снег, я с друзьями катался на санках и к вам не приходил.

— Дети, когда это было? (Зимой).

— И вот, наконец, стало тепло, наступила … м-м-м как ее … забыл.

Дети: Весна! Да и я вспомнил, что вы меня приглашали и вот пришел. Только я не хочу учиться, а хочу играть!

— Очень хорошо, ты пришел как раз вовремя, мы сегодня все занятие будем играть в разные игры.

— Значит так, дети, если на улице весна, то из своих тайников вылезли кто? (Насекомые).

— Посмотрите на экран (слайд-шоу)

1 слайд «Насекомые» («божья коровка», пчела, колорадский жук, комар, бабочка)

Дидактическая игра «Посчитай насекомых»

(дети считают прямым и обратным, порядковым счетом).

— Все насекомые, которые здесь изображены полезны?

— Сколько полезных? (3)

— А сколько вредных? (2)

— Молодцы. А что вы можете сказать о птицах?

— Все вместе они возвращаются из теплых краев?

2 слайд «Птицы» (кукушка, скворец, ласточка)

— Кто из этих птиц вернулся первым, кто потом и кто последний?

— Молодцы. Садимся за столы. Следующая игра.

Дидактическая игра «На поляне»

(сравнение двух множеств)

У детей на столах карточки с двумя полосками, картинки — цветы и бабочки по 5 шт.

— Представьте, что вы на поляне, там расцвели цветы. Выложите на нижней полоске 5 цветков на них сели 4 бабочки — выложите на верхней полоске. Кого больше, цветов

— Молодцы. А сейчас выложите цифровой ряд от 1 до 5.

Дидактическая игра «Посчитай и покажи цифрой»

3 слайд

— Сколько морковок у зайчат?

— Сколько грибочков у белочки?

4 слайд

— Сколько жираф имеют пятнышек?

5 слайд

— Сколько предметов на рисунке? (Чайников, печенья, синих конфет, чашек с блюдцами).

Дидактическая игра «Назови соседей» (смежные числа)

Дидактическая игра «Посчитай звуки»

(Буратино ударяет по погремушке, топает, хлопает).

Физкультминутка

— Садитесь на коврик и продолжаем играть дальше.

6 слайд «Геометрические фигуры»

— Назовите геометрические фигуры, которые изображены.

7 слайд «Форма»

— Какую форму напоминает каждый предмет?

Буратино: И я хочу поиграть с вами в игру.

— Хорошо, у нас есть сумка, ты ее будешь держать, а дети на ощупь должны отгадать, что там.

Дидактическая игра «Волшебная котомка» (объемные фигуры).

Буратино: А если я возьму шар и куб и пущу их с горы, что докатится первым вниз?

(Дети обосновывают ответ)

8 слайд «Размеры»

— Сравните предметы по длине, высоте, величине, ширине.

9 слайд «Ориентация в пространстве»

— Какие зверьки едут справа, а какие слева?

Буратино: Видимо они путешествуют. Я тоже люблю путешествовать, но я мечтаю полететь в космос на ракете на Луну.

— Буратино, наши дети тебе помогут. Мы сейчас поиграем в игру

Дидактическая игра «Путешествие в космос».

(Дети садятся за столы)

— Дети, у вас есть наборы геометрических фигур и лист бумаги. В центре листа постройте ракету.

— Какие геометрические фигуры вы использовали? (Корпус — 4 прямоугольника, нос ракеты и турбины — треугольники, иллюминаторы — круги).

А теперь мы летим в космос, начинаем обратный отсчет 5,4,3,2,1 — старт.

— Вот наша ракета поднимается все выше вверх и наш детский сад уже нам кажется маленьким прямоугольником. Положите его в правый нижний угол листа, а наши дома — маленьким квадратом. Положите квадрат в левый нижний угол.

— Закрываем глаза и летим уже далеко в космосе, видим желтую планету, это … Луна. Положите в правом верхнем углу желтый круг.

— Значит, мы на Луне. В окно иллюминатора, видим горы, ямы, кругом пусто, жизни на этой планете нет. Только подальше мы видим «Луноход», исследующий планету. Мы можем выйти из ракеты без скафандра? Почему? (Там нет воздуха).

Буратино: Здесь интересно, необычно, но я уже хочу обратно, на нашу планету, где можно свободно дышать и все красивое и яркое.

— Значит, возвращаемся назад. В окно иллюминатора вижу голубую планету, что это? … (Земля).

— Положите в левый верхний угол голубой кружочек. Вот мы уже и вернулись.

Итог. Рефлексия

Буратино: Спасибо было очень интересно, но мне пора возвращаться домой, Мальвина будет волноваться. Я ушел из дома как умылся и позавтракал.

— Дети, в какую часть суток это было? (Утром).

Буратино: Пока здесь с вами играл, пришел … (День).

— Как доберусь домой, начнет темнеть, наступит … (Вечер).

— А потом уже надо будет ложиться спать, потому что наступит … (Ночь).

— До свидания!

Какие виды деятельности помогают познавательному развитию

На сегодняшний день в педагогике существует множество приемов, которые используются во время занятий в детском саду. К основным методическим видам ознакомления с окружающей средой относятся:

  • рассказы;
  • чтение сказок и других художественных произведений;
  • беседы и пояснения.

Помимо этого, многие педагоги сегодня прибегают к комментированному рисованию и моделированию, позволяющему детишкам в простой форме увидеть то, о чем идет речь. В процессе планирования и проведения такого рода занятий воспитатель должен становиться волшебником, заставляющим объекты двигаться и преобразовываться.

Формы работы с детьми по познавательному развитию

Обратите внимание! Моделирование и комментированное рисование похожи на мультипликацию, когда картинки на бумаге или мониторе возникают постепенно, но связаны между собой сюжетной линией и логическим завершением

Суть комплексного занятия

Ну что ж, с интегрированными уроками разобрались, теперь переходим к комплексным. Обычно они строятся на уже знакомом ученикам материале. За основу также берется некая общая тема, а разноплановая деятельность учеников строится вокруг нее. Например, теме весны может быть посвящено занятие «Приключения веселого Подснежника», «На весенней полянке» и т. д. Название можно придумать любое!

Конечно, предполагается, что детки уже знают, что подснежник – это весенний цветок, так что это будет уже, скорее, средняя, нежели младшая группа

Вот, что важно: входе этого занятия ребята не расширяют свои знания о свойствах этого цветка и не узнают о том, почему он появляется раньше, чем остальные. Подснежник является лишь главным действующим персонажем

Вот как может быть организована деятельность воспитанников, объединённая общей темой:

  • Речевое развитие учеников может проходить в форме занимательной беседы, в ходе которой педагог также будет демонстрировать картины художников, детские рисунки с изображением прихода весны. Этот же этап включает и познавательную деятельность.
  • Далее, вместе с Подснежником на веселом паровозике, ребята могут отправиться на весеннюю полянку в лес (подвижная игра «Чух-чух» для физического развития).
  • По дороге, повстречавшись с ручейком, они споют вместе с ним веселую песенку (музыкальное развитие).
  • На полянке они будут собирать и считать подснежники (математическое развитие).
  • В конце своего путешествия они сделают весеннюю аппликацию (художественное развитие).

Смена действий во время такого занятия обычно прослеживается очень четко. Это объясняется тем, что они направлены на развитие определенных навыков, а не на формирование целостных представлений о весне, как о сезонном изменении, в нашем случае.

Опять-таки, это лишь мой пример, возможно, вы можете рассказать о каких-то своих интересных занятиях? Оставляйте свои комментарии, буду рада поучиться у коллег!

Заключение

В современной российской системе дошкольного образования наметились позитивные тенденции, направленные на формирование гармонически развитой личности, которая не будет испытывать проблем с социальной адаптацией. Любые занятия по художественной лепке, творческой живописи, логической математике, развитию речи осуществляются по специальной программе, которую воспитатель разрабатывает на основании требований федеральных стандартов второго поколения. Тематические планирования по всем направлениям деятельности сначала рассматриваются на методических объединениях педагогов, только после этого программы используют в работе с дошкольниками.

Если в традиционной системе, существовавшей во времена Советского Союза, детские дошкольные учреждения являлись центром подготовки к школьному процессу, обучению грамоте и основам арифметики, то в настоящее время перед ними поставлена совсем другая задача – развитие творческой личности, способной к самообразованию

Особое внимание отводится формированию гражданственности, чувства патриотизма в подрастающем поколении. Для этого на занятиях используется региональный компонент, дети узнают историю своего края, знакомятся с интересными людьми

Итоговое интегрированное или комплексное занятие в первой и второй младших группах

Такие уроки проводятся для подведения итогов учебного года, так как их цель — обобщить и закрепить весь тот материал, который изучали малыши за девятимесячный отрезок учебно-воспитательного процесса. Несмотря на глобальность цели, хронометраж итогового занятия не превышает время, отведённое на обычный урок. Неизменной остаётся и структура

Важно также учитывать тот факт, что по сложности задания не должны отличаться от тех, к уровню которых привыкли малыши

Итог в форме комплексного занятия может быть организован в виде «Весёлого паровозика», который ездит по станциям и привозит детям задания. Например, для первой младшей группы на одной станции малышам предстоит назвать диких животных, на другой — домашних, а на третьей — по описанию отгадать, какие звери зашифрованы.

Итог в форме интегрированного урока может быть представлен в виде игры, например, театрализации, в которой малыши станут сказочными персонажами наравне с игрушками и будут выполнять задания феи. К примеру, во второй младшей группе задачи может формулировать Фея Сказок, которая хочет проверить, насколько хорошо ребята усвоили тексты изученных произведений. Задания могут быть такими:

  • сколько попыток сделали герои сказки «Курочка Ряба», чтобы разбить яйцо;
  • кто помог вытащить репку в одноимённой сказке;
  • какие сказки иллюстрируют рисунки (показать 4–5 картинки).

Задания итогового занятия обычно представляются от лица сказочного персонажа или игрушкиДети на листе делают отпечатки ладошекВремя занятия в первой и второй младших группах установлены саннормами и ФГОС

Видео: итоговое комплексное занятие во второй младшей группе

Интегрированные и комплексные занятия — это одна из наиболее продуктивных на сегодняшний день форм реализации целей и задач образовательного процесса в детском саду. Комбинация разных видов деятельности для рассмотрения изучаемого объекта или явления с точки зрения его связей с другими объектами и явлениями или же всестороннего, глубокого освоения собственной сути осуществляется за счёт подготовки интегрированного или комплексного урока соответственно. При этом структурных или временных отличий (кроме тех, что определены ФГОС) в организации такого рода интеграции нет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: