Мозжечковая стимуляция

Что такое мозжечок и какие функции он выполняет?

Мозжечок – это структура мозга, которая отвечает за координацию движений, письмо, речевую артикуляцию, движения глаз и другие функции. Он находится в нижней задней части черепной коробки.

Мозжечок корректирует сигналы, которые направляются к мышцам из головного мозга, делая их правильными, четкими. Этот отдел головного мозга помогает удерживать равновесие, задает скорость, силу, ритмичность и точность движениям мышц и всего тела.

Помимо двигательной выявлены следующие функции мозжечка:

  • регулирование скорости, последовательности, согласованности психических функций;
  • формирование поведения, эмоций, внимательности;
  • участие в анализе информации, полученной от органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, а также от других областей мозга;
  • координация артикуляционного аппарата (мышц языка, щек, губ), жестов во время речи;
  • формирование телосложения;
  • планирование движений.

Мозжечок обеспечивает связь между отделами головного мозга, регулирует реакции торможения и возбуждения, помогает переключиться с одной задачи на другую.

Отставание и задержка психомоторного развития при мышечной гипотонии, гипотонус

Если синдром мышечной гипотонии нерезко выражен и не сочетается с другими неврологическими нарушениями, он, либо не оказывает влияния на возрастное развитие ребенка, либо вызывает запаздывание моторного развития, чаще во втором полугодии жизни. Отставание идет неравномерно, задерживаются более сложные двигательные функции, требующие для своего осуществления согласованной деятельности многих мышечных групп. Так, посаженный ребенок 9 месяцев сидит, а самостоятельно сесть не может. Такие дети позже начинают ходить, и период хождения с поддержкой задерживается надолго. Мышечная гипотония может быть ограничена одной конечностью (травматический парез ног, акушерский парез руки). В этих случаях задержка будет парциальной.

Пальчиковые игры для развития речи

Суть занятия на пальчиковую моторику состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху», «снизу», «правый», «левый» и т. д. После того как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и вашим маленьким актером (например, встреча ежика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений.

  • Пальчиковая игра 1. Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак. Человечек. «Бегаем» указательным и средним пальцами по столу.
  • Пальчиковая игра 2. Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой выпрямить. Кошка. Соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх. Коза рогатая. Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец — на согнутых безымянном и среднем. Бабочка. Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые; ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях — «бабочка летит». Очки. Пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.

Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений для ребенка для развития речи.

Функции мозжечкового отдела головного мозга

Долгое время считалось, что функцией мозжечка является участие в следующих процессах:

  • координация движений;
  • сохранение равновесия тела;
  • удерживание тела в статическом положении;
  • упорядочение мышечного тонуса;
  • движения глаз;
  • управление вегетативными функциями;
  • изучение действий, требующих многократных повторений и мелкой моторики.

Но исследования ученых, проведенные в последнее десятилетие, подтвердили гипотезу о том, что мозжечок принимает активное участие в творческих процессах, развитии речевого аппарата и формировании сложных поведенческих навыков.

Ученые также находят подтверждения, что его функция связана с развитием интеллекта и формирования новых нейронных связей. Это доказывается влиянием мозжечка на мозговые структуры, участвующие в выработке дофамина.

При нарушениях в работе мозжечка наблюдаются следующие патологические изменения:

  • атония, выраженная в чрезмерном ослаблении тонуса мышц;
  • астения, проявляющаяся быстрой утомляемостью и психическими расстройствами;
  • астазия, при которой утрачивается способность к длительному и сильному сокращению скелетной мускулатуры;
  • трудности с произношением слов;
  • нарушение координации движений.

По мере формирования в коре мозга новых нейронных связей под влиянием условных рефлексов, данные симптомы ослабевают. Однако полного восстановления нарушенных функций не происходит. При травмах или стимуляции мозжечка физическими и химическими раздражителями происходят изменения в работе висцеральных органов.

Они выражаются в следующих рефлексах:

  • расширение зрачков;
  • нарушение работы сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем;
  • увеличение артериального давления.

Так как в мозжечке находится слуховая зона, то у многих пациентов происходило резкое снижение слуха или возникали проблемы с идентификацией звуков.

Рекомендуемые упражнения для детей на стимуляцию мозжечковой деятельности в домашних условиях

Первый курс по системе Бильгоу дети обязательно должны пройти под руководством квалифицированного педагога. На этих уроках ребенок учится самостоятельно вставать и сходить с балансировочной доски без посторонней помощи, выполнять на ней серию простых упражнений с предметами, а также проговаривать свои действия.

Далее родители могут пройти инструктаж и получить разрешение на занятия с ребенком дома. Однако при этом необходим периодический контроль со стороны инструктора, который даст возможность оценить полученные результаты, и выявить ошибки в обучении.

Мозжечковая стимуляция (упражнения в домашних условиях включают в себя серию заданий) выполняется на балансировочной доске от 3 до 10 раз:

  • подбрасывание большого мяча;
  • отбивание большого мяча от пола;
  • подбрасывание маленького резинового мяча;
  • перебрасывание маленького мяча с одной руки в другую;
  • отбивание маленького мяча;
  • перебрасывание маленького мяча между родителем и ребенком;
  • подбрасывание мешочков, наполненных шариками и песком;
  • перебрасывание различных мешочков между взрослым и ребенком;
  • набрасывание колец на специальное устройство (кольцеброс);
  • мини боулинг с использованием мячей и мешочков различных размеров.

Далее можно просить ребенка проговаривать свои действия, называть слова по слогам и буквам.

Не стоит самостоятельно делать с детьми упражнения с использованием целевого стенда. Не осознавая трудность задания для ребенка, и не зная, как адекватно реагировать на ошибки, родители могут неосознанно понизить самооценку ребенка и вызвать у него нежелание заниматься дальше.

Длительность домашнего занятия не должна превышать 20 минут. Если родитель замечает, что ребенку становится скучно или он начинает капризничать, то стоит прервать занятие и попросить малыша рассказать о причине недовольства.

Возможно, ему сложно длительное время удерживать вертикальное положение и балансировать на тренажере. Но иногда отсутствие интереса кроется в ошибках, допускаемых взрослыми. В этом случае необходима консультация специалиста.

Во сколько месяцев новорожденный начинает поднимать и держать голову?

Постепенно ребенок начинает управлять своим телом. Первое достижение его физического развития наступает на второй — третьей неделе. В это время при выкладывании на живот ребенок пытается поднять голову.

Дальше развитие мышц шеи происходит в следующем порядке:

  • На втором месяце (2 — 3 месяц) дети поднимают голову под острым углом (опять же лежа на животе). Такое положение малыши могут удержать в течение тридцати секунд или около минуты.
  • В три месяца (3 месяц) дети начинают держать голову в вертикальном положении. Но подстраховка неокрепшим мышцам шеи еще нужна — стоит продолжать поддерживать голову ребенка. Лежа на животе, малыши уже могут поднять и голову, и плечи. При поднятии ребенка за руки тело, шея и голова образуют одну линию.
  • В четыре месяца (4 месяц) наступает время, когда ребенок самостоятельно и вполне уверенно начинает держать голову. Он поворачивает ее во все стороны, познавая окружающий мир. Лежа на животе, малыш уже поднимает верхнюю часть туловища.

Естественно, все временные параметры при развитии малыша усреднены. Все детки индивидуальны в своем развитии. Поэтому не стоит расстраиваться, если ровно в 12 недель ребенок не начал уверенно держать голову в любом положении.

Раннее удерживание головы

Не стоит спешить радоваться если ребенок начал держать голову в течении первых четырех — шести недель. Далеко не всегда такое «достижение» означает быстрое и раннее развитие. Скорей всего у малыша высокое внутричерепное давление.

В таком случае просто необходимо показать ребенка лечащему педиатру. Врач назначит лечение, необходимые процедуры, специальный массаж.

Укрепление мышц шеи

Для развития шейных мышц настоятельно рекомендуется малыша выкладывать на животик с первых дней жизни, сразу после заживления пупочной ранки (примерно в три недели). Не стоит бояться, что ребенок задохнется. Здоровый малыш обязательно повернет голову на бок в результате срабатывания инстинкта самосохранения.

Класть ребенка на живот надо во время переодевания, желательно перед кормлением или через час после него. Процедура, проведенная перед кормлением, поможет еще избавить малыша от скопления газов в животе. Проводить выкладывание на живот надо на твердой поверхности. Мягкая поверхность не заставляет мышцы ребенка напрягаться. Это может любой стол, покрытый легким одеяльцем.

Приучать малыша лежать на животе надо постепенно. Сначала выкладывают его на одну минуту. С каждым днем продолжительность пребывания на животе увеличивают на одну минуту. Хорошо если малыш будет голеньким, одновременно с укреплением мышц шеи он еще получит воздушные ванны.

При недовольстве и капризах малыша не ннужно отказываться от выкладывания на живот. Это необходимая процедура для физического развития младенца. Маме надо выбрать момент, когда у крохи хорошее настроение, он весел и доволен. Отвлечь его яркой игрушкой, песенкой и ласковыми поглаживаниями по спинке, ножкам и пяточкам. Самое главное — не оставлять без присмотра малыша, лежащего на животе.

Проводите с ребенком маленькую гимнастику для укрепления мышц шеи:

  1. «Лицом вниз». Взять ребенка на руки: одна рука под грудью малыша, вторая на бедре. В таком положение поднимать малыша в воздухе.
  2. «Поехали». Упражнение выполняется с помощью двух взрослых на большом мяче. Один держит малыша за таз, другой за кисти рук. Вместе раскачивают ребенка на мяче.
  3. «Качели». Держим ребенка вниз лицом на руках и поднимаем попеременно то голову, то таз.

Видео: учимся держать голову

Показываем 3 упражнения для укрепления мышц шеи, спины. Учимся держать голову. Алесе 2мес и 3 недели. Небольшой ослабленный тонус:

3 месяца — плохо держим голову

Для исключения патологии в развитии стоит обратиться к специалистам, если после 12 недель (3 месяц) ребенок плохо держит голову, наклоняет ее в одну сторону или запрокидывает ее назад.

Причин, по которым ребенок плохо держит голову в 3 месяца, несколько:

  1. Недоношенность.
  2. Родовые травмы.
  3. Отставание ребенка в весе.
  4. Слабый тонус мышц.

В первых двух случаях необходимо обратиться к детскому невропатологу, который поможет выяснить причину плохого развития мышц ребенка. При маленьком весе крохи поможет консультация врача, специализирующегося по грудному вскармливанию. Он отрегулирует систему питания, возможно, придется ввести в рацион смеси. Специальный массаж, назначенный лечащим педиатром, повысит тонус мышц шеи и поможет малышу удерживать голову.

Еще одним поводом обращения к неврологу станет постоянный наклон головы малыша под углом. Чаще всего причиной наклонного держания головы является кривошея. Врач назначит специальный массаж, лекарственную терапию и, скорей всего, посоветует купить ортопедическую подушку.

Упражнения на балансирующей доске Баламетрикс

Для работы над стимуляцией мозжечка применяется специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу (Белгау). Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.

Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Основание конструкции очень похоже на основание детских игрушек-качалок. Отличие в том, что здесь ребенку приходится не сидеть и раскачиваться, а, наоборот, балансируя в положении стоя, выполнять различные упражнения.

Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы регулируется рокерами, изменяющими радиус от 5 до 50 градусов. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений.

Занятия проводятся под строгим контролем специалиста, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности. Несмотря на то, что сами упражнения не кажутся каким-то необычными и сложными (перебрасывания мячика, перекидывания мяча или мягкой подушечки между ребенком и ассистентом, называние цифр или предметов в определенной последовательности), эффект от занятий произойдет лишь при правильном подборе упражнений.

Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске. Такие «уроки» не вызывают у них страха, негатива или боязни не выполнить задание.

Как проявляется слабость развития мозжечка?

При плохой работе мозжечка у ребенка отмечается нарушение двигательной активности, когнитивных способностей, речи.

Основные нарушения мозжечковой слабости:

  • снижение внимания;
  • синдром гиперактивности;
  • изменения в поведении;
  • нарушения осанки;
  • патологии вестибулярного аппарата (плохое удержание равновесия, головокружение);
  • плохая обучаемость, снижение памяти, отсутствие планирования движений и действий;
  • нарушение речевой функции (устная речь и письмо);
  • неловкость в движениях, изменение походки;
  • нарушения аутического спектра;
  • задержка развития (психомоторного, речевого).

Все эти проявления могут быть выражены в разной степени.

Как это работает

Вестибулярная система получает исходную информацию от вестибулярных органов, которые состоят из трех полукружных каналов и костной капсулы лабиринта. Три полукружных канала ориентированы вдоль осей x, y и z и определяют движение в каждом из трех измерений пространства. Когда голова движется, волосковые клетки (рецепторы слуховой системы и вестибулярного аппарата) обнаруживают движение жидкостей внутри каждого канала. 

В костной капсуле лабиринта используется маятниковый придаток, утрикулюс, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела.

Поскольку вестибулярная система объединяет инерционную информацию из трех полукружных каналов с гравитационной ориентацией, обеспечиваемой органом отолита, она является основой нашей инерциальной гравитационной модели мира, то есть нашей модели мира как трехмерного пространства с хорошим чувством вверха и низа. Когда ребенок продолжает развиваться в утробе матери, развиваются и другие основные двигательные, тактильные, слуховые и зрительные системы мозга, но они развиваются по отношению к вестибулярной системе или чувству равновесия.

Наша трехмерная модель мира обеспечивает основу, в которую должны быть интегрированы все другие сенсорные данные.  Поскольку вестибулярная система является основой этой трехмерной модели, наша эффективность в точном обмене информацией между чувствами и мозгом ограничена точностью вестибулярной системы.

Программа мозжечковой стимуляции или как она называется в мире «Прорыв в обучении» помогает людям улучшить когнитивные функции, улучшая способ передачи информации между различными сенсорными центрами в мозге, все из которых основаны на чувстве равновесия – баланса. Это причина того, что все действия программы происходят на специально разработанной доске – доске Бильгоу (BELQAU).

Отжимания для баланс борда

Отжимания в отличие от разного рода тяг и махов, являются наоборот крайне эффективными и уместными упражнениями с использованием балансировочной доски. При этом можно использовать абсолютно любую вариацию:

  • продольную,
  • фронтальную,
  • круглую.

Существует несколько основных видов отжиманий, которые применяются на баланс борде:

  • классические отжимания,
  • кузнечик,
  • отжимания с перекатом на доске,
  • отжимания с удержанием одной руки на доске.
  • Поставить доску перед собой – на уровне постановки рук. Для классических, в районе плеч, для кузнечика в районе низа пекторальных.
  • Встать в упор лежа, руки на борде.
  • Равновесие удерживается не за счет изменения нагрузки давления дельт, а исключительно за счет поворотов корпуса.
  • Максимально зафиксировав доску в нейтральном положении, отжаться.

Кажется все просто, но удержание корпуса и доски – основная проблема в этом упражнении.

Перекаты

В случае с упражнениями с перекатом, все несколько сложнее.

  1. Принять упор лежа с постановкой рук на доске.
  2. Перевести доску в крайнее положение балансира, удерживая движениями дельт и нагрузкой трицепсов её параллельно полу.
  3. Опустится максимально близко к доске.
  4. На выходе из отжимания – движениями передних дельт переместить доску в другой край.

За счет использования этого метода грудные и дельтовидные прорабатываются под всеми углами, что увеличивает эффективность и сложность отжиманий. Отжимания с постановкой одной руки, аналогичны «разно уровневым» отжиманиям. У них нет особой техники, за исключением необходимости удержания кисти в правильном положении.

Как проявляется слабость развития мозжечка?

При плохой работе мозжечка у ребенка отмечается нарушение двигательной активности, когнитивных способностей, речи.

Основные нарушения мозжечковой слабости:

  • снижение внимания;
  • синдром гиперактивности;
  • изменения в поведении;
  • нарушения осанки;
  • патологии вестибулярного аппарата (плохое удержание равновесия, головокружение);
  • плохая обучаемость, снижение памяти, отсутствие планирования движений и действий;
  • нарушение речевой функции (устная речь и письмо);
  • неловкость в движениях, изменение походки;
  • нарушения аутического спектра;
  • задержка развития (психомоторного, речевого).

Все эти проявления могут быть выражены в разной степени.

Диагностика возможных заболеваний

При посещении ветеринарного врача, назначается ряд исследований для выявления основной причины. Изначально специалист проводит сбор анамнеза – важна информация по поводу возможных механических травм в области черепа, болезней инфекционного типа, перенесенных животным.

Полезна для постановки диагноза информация по поводу рациона питания кошки. Возможно, есть фактор наследственности. Для оценки нарушений со стороны нервной системы и оценивания функциональных особенностей, проводиться осмотр врачом-невропатологом.

Обязательно проводиться клинический анализ на серологию у кошек, для выявления вируса иммунодефицита, лейкоза или панлейкопении. В некоторых ветеринарных клиниках проводят магнитно-резонансную томографию. Результаты исследования позволяют оценивать возможность развития опухолевых процессов, аплазии и кровоизлияний в мозг. Возможно назначение ультразвуковой и рентгенографической диагностики.

Проводиться клинический осмотр с помощью специального прибора. При подозрениях у врача на инфекцию, локализовавшуюся в области спинного или головного мозга, проводиться забор ликвора и дальнейшее исследование с посевом на питательных средах. В зависимости от причин, спровоцировавших у кошки появление шаткой походки, разрабатывается индивидуальная тактика лечения.

Что такое балансир для мозжечковой стимуляции?

Балансир – это приспособление для удержания равновесия. Он представляет собой доску (платформу), на которой ребенок стоит или сидит, выполняя задания инструктора.

К балансировочному комплексу прилагается оборудование, облегчающее занятия. Для усложнения техники упражнений применяются мячики, палочки с разметкой, боулинг, чашки и другие приспособления.

Доска Бильгоу

Сегодня в реабилитационных центрах активно используется балансировочный комплекс «Баламетрикс». Он был создан ученым Френком Бельгоу, работавшим над способами стимуляции внимания. Бельгоу создал балансировочную доску, которая помогала тренировать равновесие. После изготовления платформы был разработан комплекс упражнений.

Доска выглядит как деревянная платформа, которая имеет округлую основу. За счет полукруглого основания платформа качается из стороны в сторону. Угол наклона регулируется в зависимости от возраста и сложности упражнений (от 5 до 50ᵒ).

Как происходит развитие крупной моторики?

Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние и сидение, бег, прыжки; сюда же можно отнести езду на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и многое другое.

Именно благодаря хорошо развитой крупной моторике можно достигнуть успехов в освоении более мелких и точных движений. Например, если ребенок будет плохо сидеть, это нарушение станет препятствием к рисованию, другим занятиям для развития и играм за столом.

Первое, чему учатся дети раннего возраста, — уверенно держать головку. Чем чаще мама или папа выкладывают кроху на живот, тем лучше они осваивают этот навык. Дальше им становятся доступны перевороты. Примерно с 2–3 месяцев у детей появляется желание переместить вес своего тела сначала на бок, а затем и на живот. Позднее они осваивают и обратное упражнение — переворот с живота на спину.

Научившись хорошо и быстро переворачиваться, дети раннего возраста знакомятся с миром, лежа на животе. Чем больше свободы они ощущают, тем интереснее им самим осваивать новые навыки крупной и мелкой моторики. Факт, что дети, которые проводят много времени на полу, быстрее начинают ползать и сидеть, связан с тем, что родители не ограничивают их в движениях и перемещениях из-за страха, что они упадут. И правильно, ведь благодаря таким играм и упражнениям у ребенка появляется возможность познавать мир в полном объеме!

Почувствовав уверенность в своих силах, дети раннего возраста пытаются освоить и изучить новые границы: им хочется перемещаться не только при помощи переворотов, но и ползком. Кто-то начинает этот этап, ползая по-пластунски, кто-то сразу переходит к упражнениям по ползанию на четвереньках. Точный возраст освоения этого навыка крупной моторики сложно назвать, но в среднем в 6–8 месяцев дети уже умеют ползать. Параллельно с этим тело малыша готовится к освоению сидения — важнейшего навыка, который возможен только в том случае, если мышцы туловища и спины, поддерживающие позвоночный столб, могут обеспечить вертикальное положение. Примерно к 9 месяцам ребенок самостоятельно садится.

Теперь, когда ребенок понял, как вокруг много возможностей для игр и веселых упражнений, его следующая задача — встать. Ближе к году малыши осознают пользу этого навыка крупной моторики и начинают предпринимать попытки встать у опоры, а чуть позже перестают держаться за нее руками и свободно поворачивают корпус в разные стороны, встают и приседают без помощи взрослых. Научившись этому, дети раннего возраста постепенно начинают делать свои первые шаги. Хождение — венец развития крупной моторики, то, чего ждут от всех малышей. Ребенок учится контролировать свое тело, находить баланс, развивает координацию — только получив все эти навыки, он начинает ходить. Сначала вдоль опоры, затем — от предмета к предмету. Чаще всего первые шаги ребенок делает приблизительно в год, но нет повода беспокоиться о нарушениях в развитии и заниматься их коррекцией, если самостоятельная ходьба начнется немного позже.

После года начинают появляться и совершенствоваться более сложные, но не менее важные для повседневной жизни навыки крупной моторики — прыжки, бег, катание на велосипеде или самокате, плавание и прочие занятия, очень важные для развития. Нервная система уже готова осуществлять сложные по уровню координации и точности движения.

Анатомическая карта комплексов

Упражнение Тип Эффективность баланс борда Целевая мышечная группа Опасность при выполнении
Приседания во фронтальной стойке Базовое Высокая Ягодичные мышцы мышцы стабилизаторы корпуса Средняя
Приседания в продольной стойке Базовое Средняя Проработка квадрицепсов и боковых мышц пресса Средняя
Скручивания Изолирующее Низкая Мышцы пресса и кора Отсутствует
Трастеры Комплексное Высокая Верхний плечевой пояс Высокая
Броски медбола Аэробное Высокая Верхний плечевой пояс Умеренная
Планка Комплексное Высокая Мышцы пресса и кора Отсутствует
Подъем гантелей в стороны Изолирующее Низкая Верхние дельты Высокая
Подъемы гантелей перед собой Изолирующее Низкая Передние дельты Высокая
Разводка в наклоне Изолирующее Низкая Задние дельты Очень высокая
Тяга штанги к подбородку Изолирующее Низкая трапеции Умеренная
Выпады Базовое Высокая Ягодичные мышцы мышцы стабилизаторы корпуса Отсутствует
Отжимания Базовое Высокая Мышцы пресса и кора Отсутствует
Тяга веса в наклоне Базовое Низкая Мышцы спины (широчайшие ромбовидные трапеции) Предельно высокая

Как видно из табличных данных, несмотря на высокую эффективность балансировочной доски при выполнении некоторых упражнений, комбинировать её с подъемом тяжелых весов неэффективно и очень травмоопасно. Наилучшую проработку обеспечивают упражнения требующие выведения корпуса из равновесия и максимальной амплитуды (приседания, отжимания).

Упражнения на доске

Упражнения проводятся в специальном хорошо вентилируемом помещении.

Малыш встает на балансировочную доску, удерживает равновесие. Дальше пациент начинает выполнять задания мамы или инструктора: кинуть и поймать мячик, рассказать все буквы алфавита, животных, имена девочек, мальчиков и так далее.

Возможные задания:

  • Перекидывание мешочков с крупой или песком, которые имеют разный вес.
  • Кидание мячиков. При этом ребенок должен поймать мяч одной рукой или двумя, кинуть маме (инструктору).
  • Подкидывание мяча или мешочка вверх двумя руками или одной, стоя на доске.
  • Отбивание мяча (одной или двумя руками).
  • Кидание предметов по мишеням.
  • Отбивание мяча от наклонной плоскости.
  • Отбивание мячика при помощи ракетки или палки.

Эти упражнения подходят для детей после 5-летнего возраста.

Нужен ли снаряд для серьезных тренировок?

Сегодня балансировочная доска приобрела вторую жизнь, её начинают активно использовать в кроссфите и иногда в фитнесе. Причин этому несколько:

  1. При помощи этого инструмента можно отточить идеальную технику выполнения сложных упражнений.
  2. Балансировочная доска отлично развивает внутренние мышцы брюшной полости.
  3. Помогает задействовать мелкие мышцы стабилизаторы, которые не принимают участия при выполнении базовых многосуставных комплексов.

Но, несмотря на все вышеперечисленные достоинства, занятия с балансировочной доской предназначены не для дома, и даже не для начинающих атлетов. Возникает вопрос: оправдано ли использование столь сложного тренажера в обычных тренировках? Это вопрос об обоюдоостром мече.

  1. Балансировочная доска ограничивает рабочие веса. Из-за этого эффективность тренировочных комплексов снижается в разы.
  2. Жесткие требования к технике выполнения упражнений нужны для минимизации возможности получения травмы.
  3. Существует риск получения травмы даже при идеальной координации.

КИНЕЗИОТЕРАПИЯ – это развитие определенных сфер человеческого мозга через движение.

Нейрофизиологи отмечают, что детский мозг вообще способен обучаться только (!) в движении. В век тотальной гаджетизации всех сфер детской деятельности мы все меньше внимания уделяем простым детским играм на свежем воздухе, особенно командным. Ушли в прошлое лапта, прятки, казаки-разбойники, где ребенок в совершенно естественной среде обучался стратегическому мышлению, воображению, ориентировке в пространстве, и сюжетно-ролевой деятельности. Очень большая часть загрузки детского мозга приходилась на совершенно естественную, интересную ребенку деятельность и вопрос о мотивации к такой необходимой для детского развития деятельности никогда даже не всплывал.

21 век внес свои коррективы в окружающую действительность и утрата интереса, и снижение познавательной активности школьников стали естественными спутниками учебной деятельности.

Сегодня перед педагогами, к их узкой прикладной деятельности, прибавилась задача удерживать мотивацию и познавательный интерес на уровне, достаточном для процесса обучения. А для этого мозгу нужно вернуться на этап, где есть «недобор» определенных умений и выучить уроки, которые он в свое время «прогулял».

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на «затылочную» ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

Информация для родителей

  1. Занятия проводятся несколько раз в неделю.
  2. Длительность одного урока — около получаса.
  3. Перед записью на курс занятий необходимо получить консультацию специалиста, который сможет определить круг проблем, требующих решения.
  4. Специальной подготовки ребенка не требуется.
  5. Начинать заниматься могут дети уже с 2-3 лет.
  6. Для каждого ребенка специалист разрабатывает свою программу занятий с учетом нарушений, возрастных и психологических особенностей.

Занятия на балансирующей доске позволяют ускорить решение коррекционных задач в логопедии и психологии, помогают детям быстрее и легче преодолеть различные отклонения и нарушения в развитии.

Как происходит развитие мелкой моторики?

Параллельно с крупной, происходит развитие мелкой моторики. Благодаря тонким и скоординированным действиям мышц кисти (и стопы, кстати, в ряде случаев), мы держим в руках ложку, чистим зубы, пишем, режем ножницами, заплетаем косы и делаем еще огромное множество вещей

Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста неразрывно связан с такими высшими психическими функциями как внимание, мышление, память, речь, воображение. Формирование, совершенствование и коррекция этих навыков происходят в процессе нашего развития, день за днем

Движения пальцев рук и ног новорожденного обусловлены врожденными условными рефлексами. Например, если взрослый вложит свой палец с ладошку малыша, он обхватит его (хватательный рефлекс)

Дело в том, что это действие совершается неосознанно, рефлекторно, потому что миллионы лет назад было жизненно важно для предков человека — так детеныши обезьян удерживались на шерсти матери

После 2–3 месяцев ребенок начинает пробовать координировать движения рук и подчинять их зрительному контролю. Теперь он учится осознанно брать и держать в руках предметы, которые его интересуют.

Ближе к 6 месяцам малышу становится доступным перекладывание предмета из одной руки в другую. Следующим этапом развития мелкой моторики становится освоения сначала пинцетного захвата (большим, указательным и средним пальцами), а затем — щипкового (большим и указательным пальцами).

Мелкая моторика стремительно совершенствуется в младшем дошкольном возрасте. С года до двух ребенок начинает не только брать и удерживать предметы, но и изучать их, оценивать их характеристики: форму, размер, вес, текстуру. Позднее ребенок учится методике управления предметами, которые держит в руке (динамический захват), — пробует держать в руке карандаш и рисовать им, орудовать ножницами, собирать мозаики, застегивать пуговицы и т.д.

Виды методов стимуляции мозжечка

Для стимулирования работы мозжечковой функции активно используются специальные приборы, а также быстрые перемещения тела в пространстве.

Приспособления:

  • Прибор постурограф — используется для развития равновесия, координации.
  • Балансировочная доска Ф. Билгау – улучшает равновесие, координацию, ловкость.
  • Платформа Wii Fit – имеет 4 вида занятий (аэробика, физкультура, йога, игры, стимулирующие баланс тела).
  • Оборудование «Тренажерно-информационная система» – тренирует аппарат равновесия.

Самой популярной и доступной считается методика Бильгоу с использованием балансировочной доски.

Помимо приборов с детьми проводятся занятия в виде свободного перемещения тела в пространстве:

  • Вертикальные – занятия по прыжкам в воду, на батуте, пружинистых снарядах, матах, катание с горок.
  • Горизонтальные – упражнения на фитболах, роликах, велосипедах, самокатах, сигвеях.
  • Вращательные – кольца, карусели, диски, кресла, кувырок через перекладину или в воде.
  • Маятниковые – качели, кольца, гамак, канат.
  • Ощущение невесомости – плавание, прыжки в воду или на батуте, катание с горок.

Эти методы доступны даже в домашних условиях, в детских садах, на игровых площадках.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: