Содержание
Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.
Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.
Типичные ошибки родителей
Если вы хотите приучить ребенка к чтению, не совершайте действий, которые отобьют у него желание читать, если возникают затруднения.
- Не стыдите и не вините. Читать трудно, а ребенок и так чувствует себя плохо. Вина и стыд заставляют человека обманывать себя и других, а не добиваться результата.
- Не давайте слишком сложные книги. Книга, которую ребенок не может понять, не поможет полюбить чтение.
- Не наказывайте чтением. Отбирать гаджеты, не пускать гулять, пока не прочитает столько-то страниц — плохая идея. Помочь прочитанное и полюбить чтение это не поможет.
- Не отказывайтесь от экранизаций. Хорошие экранизации лучше, чем ничего.
- Не критикуйте ребенка, не торопите — иначе у него будет протест против сложного занятия.
- Не сравнивайте ребенка с другими. Критику по поводу чтения он воспринимает как обвинение в тупости. От этого просыпается обида, а не любовь к книге.
Главное — помните, что насилие и негативное подкрепление заставят подростка закрыться. Если вы хотите, чтобы он полюбил чтение и стал больше времени проводить за книгой, будьте честны с ним и с собой, помогайте и будьте готовы услышать и понять своего подростка.
Идеальных людей не бывает
Проблема детей в том, что они, вырастая, начинают думать о родителях как о каких-то гениях педагогики, которые, разумеется, нарочно обращались с ними так плохо. Но тебе нужно понять, что твои родители — такие же люди, как и все остальные, и им было нелегко. Воспитание детей — это сложная работа, которая нередко бесит и утомляет так, что хочется всё бросить и улететь на другой конец земного шара.
Не забывай, что дети могут быть крайне раздражающими, шумными, они постоянно что-то ломают, достают своими бесконечными вопросами, и всё это не ведёт к психологической гармонии взрослых. Кроме того, у взрослых, помимо ребёнка, есть и другие заботы, например, как прокормить семью. Уверены, большинство людей хоть раз испытывали желание послать всё и уволиться просто потому, что они устали пахать за троих и терпеть психологическое давление. А теперь прибавь к этому ещё и заботу о ребёнке и поймёшь, насколько сложна жизнь родителей, и как легко сорваться.
Неправильно считать, что родители должны во всём потакать ребёнку и относиться к нему совершенно иначе, чем к другим. У всех бывают срывы, все ошибаются, в том числе и опытные педагоги, ведь воспитание ребёнка — это, пожалуй, самая сложная задача в этом мире.
Как ответить на оскорбление учителю
Если ребенок просит вас не вмешиваться, а вы не можете разобраться, что происходит, обратите внимание на локальные ситуации, о которых ребенок говорит. Обращайте его внимание на то, что конфликт можно погасить, если не удалось предотвратить
Если учитель оскорбляет ребенка, но тот запрещает вам вмешиваться, научите его отвечать правильно.
- Поставить границы. Всегда полезно сказать, что ты услышал мнение другого человека, но у тебя есть свое.
- Пресекать манипуляции, основанные на чувстве вины и стыда. Если ребенку постоянно ставят в вину его неуспешность, поведение и т.п. Нужно научить его говорить “стоп” и повторять как минимум про себя, что это эмоции другого человека, его мнение, а не истина.
- Заявлять о границах. Научите ребенка говорить о своих границах при помощи я-сообщений. То есть не обвинять учителя в ответ, а заявлять о себе. Мне неприятно, когда говорят плохое о моих родителях. Я злюсь, когда критикуют мою внешность.
Когда у ребенка конфликт со взрослым все же лучше, чтобы его решал другой взрослый. Поэтому не забывайте ребенку об этом напоминать, даже если он говорит, что все в порядке.
Как разговаривать с учителем, который обидел или унизил ребенка?
Не всегда ребенок может сам поговорить с учителем, который причиняет ему боль. Родителям в этой ситуации стоит успокоиться, а потом вступить в диалог с учителем. Не обвиняйте его, а постарайтесь добиться осознания проблемы. Даже если учитель обидел ребенка не нарочно, ситуацию надо прояснить, чтобы все успокоились.
- Обращайтесь к учителю уважительно.
- Заявите, что вы понимаете, что нужно прояснить ситуацию.
- Спросите учителя о том, как в его глазах происходили события.
- Поясните, как ребенок видит эту ситуацию, если он сам не решается присутствовать при разговоре.
- Перескажите учителю восприятие ребенка, называйте его эмоции своими словами.
- Не требуйте от учителя признать неправоту. Предложите поискать способы поговорить с ребенком так, чтобы он понял точку зрения учителя и его мотивы.
В этой ситуации ребенку важны не столько формальные извинения, сколько сам факт того, что его эмоции имеют цену, что их замечают. Поэтому рекомендуем провести такую беседу, если вы можете сохранять спокойствие. Если нет, стоит обратиться в конфликтную комиссию школы или к классному руководителю.
Дети не читают, потому что не думают
Необходимо обратить внимание и на то, что дети не только не читают, но и не говорят! Беспредметное и безрезультатное сотрясение воздуха отдельными словами — не в счет. Пример: мне довелось в столовой одного колледжа несколько минут слушать, как за соседним столиком молодой человек темпераментно рассказывал нечто двум девушкам и парню
Не считая имен собственных и служебных слов, он все это время пользовался только одним словом — «короче». Комментарии, думаю, излишни. Прежде всего, бессловесность представляет собой отсутствие возможности передать другому человеку содержание своего мышления, как передается от человека к человеку любой продукт. Для этого мышление должно быть продуктивным. Формирование продуктивного мышления обеспечивается технологией интеллектуального образования.
Проследить за «уплыванием» у детей способности думать можно следующим образом. Прежде всего, неузнавание слов проявляется в неправильном словообразовании, то есть в непонимании норм языка и в неумении этими нормами пользоваться. Если в каком-либо связном тексте человек допускает хотя бы одно несогласование в управлении (например, неправильное падежное окончание), то это означает полное непонимание ВСЕГО текста.
Пример — из школьного сочинения (журнал «Знамя», 1962 год): «Отелла рассвирепела и задушило Дездемону». Дети интуитивно чувствуют эту «ловушку» и начинают «прятать» окончания, в которых они не уверены. Речь становится достаточно невнятной. Это уже сигнал о необходимости вмешательства. А далее — дети столь же интуитивно ощущают несостоятельность своей речи, и потому замолкают совсем. «Достать» их из этого состояния уже сложно. Но можно: однако это требует уже профессионального вмешательства с помощью все той же технологии. Разумеется, при наличии у детей мотивации, создание которой также требует специальных усилий.
За формирование личности ответственны не только родители
Родители дают что-то вроде основы твоей личности, формируют набросок. В остальном по большей части нас формируют генетика, темперамент, и в особенности наше окружение. Если бы родительское воспитание занимало существенную долю всего процесса развития личности, тогда бы в интеллигентных семьях не вырастали гопники, все мысли которых о том, чтобы выпить, а у алкоголиков не росли бы гении, не способные обидеть и мухи.
Мы не перекладываем с родителей ответственности за их проступки, но призываем тебя не винить только их и копать глубже. Каким было твоё окружение, как оно влияло на тебя, что ты сам делал, чтобы избежать этого влияния, или наоборот, приобщиться к нему — вот действительно важные вопросы.
Истории от первого лица
К 30 годам у Екатерины было всё, что «полагается» иметь женщине её возраста. Квартира, муж, двое детей, собака и отпуск раз в год. О чём ещё можно было мечтать? К такой жизни она стремилась почти с 16 лет. Упорно училась, работала по ночам официанткой. Затем устроилась на престижную работу и пробивалась по карьерной лестнице.
В 24 она вышла замуж за прекрасного человека Матвея. Родила ему за четыре года сына и дочь. Зависеть от мужа материально она очень не хотела и вышла с декрета на работу, когда младшей дочке не было ещё трёх.
Екатерина пыталась успеть везде, на работе она упорно трудилась, дома старалась быть отличной женой и идеальной матерью. Но всё равно ничего не выходило. Со старшим сыном они стали очень отдаляться. Как ей казалось, она потеряла ту невидимую связь с ним, которая была раньше. Он мог грубить, вызывающе себя вести, дрался со сверстниками. Она пыталась с ним говорить, но всё безуспешно. Она считала себя неправильной матерью.
На работе она тоже слыла трудоголиком, который приходит раньше всех и уходит позже всех. Но всё равно на повышение её не назначали, а ей всегда казалось, что коллеги намного успешнее и умнее её. Она считала себя недостойным сотрудником, неправильным работником.
А в голове всё чаще звучала мамина фраза “Какая же ты бестолковая. Не выйдет из тебя ничего путного.” Она так старалась быть во всём идеальной, чтоб везде быть лучшей, чтоб все её любили, но что-то всё время шло не так.
Оксане 43 года, из них уже 15 лет она живёт в аду. Пятнадцатый год подряд её муж злоупотребляет спиртными напитками, набрасывается на неё с кулаками, бьёт посуду и ломает мебель. Но так было не всегда.
Когда Оксане было 18 лет, она познакомилась с Алексеем. “Прекрасный парень, ты лучше себе не найдёшь” как сказала мама. Ну а так как мама плохого не пожелает, спустя два года сыграли свадьбу. На протяжении первых трёх лет было всё прекрасно, потом родились дети. Оксана старалась быть идеальной женой. Во всём слушала мужа, соглашалась, уступала. Тем временем муж стал всё чаще употреблять спиртное после работы, ссылаясь на усталость.
Оксана молчала, она думала это нормально и все мужчины так живут. Ведь даже её собственный отец частенько “прикладывался” к рюмке. Шли годы, Алексей уволился с работы, стал больше и чаще пить. К детям он не подходил, они его мало интересовали. А Оксана устроилась в две смены, чтобы хоть как-то прокормить семью.
По праздникам положение усугублялось, муж устраивал вечеринки с битьём посуды и скандалами. Он обвинял жену во всех смертных грехах, оскорблял и унижал, а это все слышали дети. На протяжении уже пятнадцати лет Оксана взращивает мысль уйти от мужа. Дети выросли, да и сил её больше нет терпеть это всё. Однако она до сих пор боится.
— Боится, что останется одна, что больше она никому не будет нужна и никого никогда не найдёт.
— Боится, что люди будут показывать на неё пальцем “40 лет, куда она собралась?”
— Боится, что дети будут осуждать и отвернутся от неё.
— Боится признаться маме, что её слова “Всё у тебя не как у людей, странная ты какая-то” сбылись. А она так хотела быть всегда нормальной, правильной, как те самые люди…
Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы страдаете от последствий нелюбви в детстве, проконсультируйтесь со специалистом!
Личный опыт
Алёна Апрелкова, методист
Моему сыну шесть лет. Как ответственная мама я скупила все книги, которые должен прочитать ребёнок в этом возрасте. Он категорически отказывается слушать про Ивана-царевича и Василису Премудрую, зато с радостью несёт мне книжки про Молнию Маккуина и «Корпорацию монстров». Для него русские народные сказки — это брокколи, которые он готов проглотить, только если стоит выбор: лечь спать или прочитать книгу из маминого детства. Поэтому мы читаем так: одну я выбираю, а две — он сам.
Как педагог скажу, что произведения школьной программы далеки от мира наших детей. Это одна из главных проблем, из-за которых дети не читают. Кажется, что большинство произведений признаётся только в старших классах, когда есть какой-то накопленный жизненный опыт. Именно тогда происходит всё то, что описано в литературе: любовь, предательства, разочарования, разделение на добро и зло. А вот школьникам среднего возраста сложно пропускать через себя текст.
У меня как у репетитора есть ученица Злата. Она учится на отлично, мечтает уехать в Китай и стать врачом. В течение года ей физически не хватает времени на чтение, но она скупает книги, расставляет на полке и ждёт лета, чтобы насладиться. В свои 14 лет она размышляет на уровне взрослого и хорошо образованного человека. Парадокс заключается в том, что её нелюбимый предмет — литература. А всё потому, что на уроках не разрешают высказывать своего мнения, а произведения и вовсе неинтересные.
Жанна Ралдыгина, учительница начальных классов
У меня был четвероклассник на заочном обучении. В семье культуры чтения не было, а Дима читал 20 слов в минуту и вообще не понимал смысл прочитанного. Мама сказала мне, что это не главное, ведь он слушает аудиокниги, смотрит фильмы и мультики по школьной программе, свободное время проводит за компьютерными играми. Дима завалил аттестацию, потому что не успевал прочитать задание и понять его смысл. После этого родители отобрали все гаджеты и заставили читать. Сейчас он посещает психолога, нейропсихолога и ненавидит книги.
А ещё однажды ко мне обратилась мама двухлетней девочки, которая только-только начала говорить. Родители много читали сами и постоянно обновляли детскую библиотеку. Ребёнка не приучали к гаджетам и телевизору. В три года Варя уже читала по слогам. У неё была большая любовь к книгам. Сейчас она учится в 6-м классе, отличница. Победительница и призёр многих конкурсов и олимпиад, учит три языка, ведёт инстаграм-страницу о книгах и увлекается программированием. Любовь к книгам не прошла.
Алёна Хромова, дефектолог
Когда я работала в началке, у меня была идея фикс: привить культуру чтения. Мы с детьми в классе собрали пару полок интересных книг, у всех были читательские билеты в школьную библиотеку, а с середины года мы завели читательские дневники. Оценки за это я не ставила, у меня был первый класс, но наклейки за старания при заполнении приклеивала.
Как заинтересовать подростка чтением
Сделайте реальные шаги, которые помогают заинтересовать ребенка чтением.
Предлагайте подростку интересные книги
Классику и длинные романы современным подросткам читать сложно. А вот что может понравиться, так это тексты, которые близки и понятны.
- Фэнтези — это не катастрофа, а понятное чтение. “Война и мир” может подождать того времени, когда ребенок дорастет до возраста Наташи Ростовой хотя бы.
- Стихи современных поэтов. Новая искренность, простая лексика, рваный слог — это очень понятно подросткам. Современная поэзия и короткая проза — задевает за живое и нравится.
- Искренние и исповедальные книги о волнующих проблемах — также стоят того, чтобы подросток прочел.
Начните со сторителлинга
Попробуйте заново пройти путь от развития устной речи к письменной. Рассказывание историй может побудить их читать. Сейчас есть много курсов по сторителлингу, сторителлинг в практическом применении: в рекламе, маркетинге и т.п. Через такое занятие ребенок может прийти к чтению, потому что у него появится мотивация и потому что в таких кругах все читают и рекомендуют то, что нравится и хочется обсудить.
Отдайте ребенка в студию современного театра. Читать там никто не заставляет, но создание собственных импровизаций — это и речевое развитие тоже, а оно стимулирует чтение в конечном итоге.
Смотрите экранизации и сравнивайте с книгой
Гарри Поттер провел человечество от фильма к книге. С тех пор литературные сюжеты постоянно переосмысляются на новый лад. Половина фильмов и мультфильмов, которые нравятся подросткам, сняты по книгам или классическим сюжетам.
Читайте вслух с выражением
Считается, что читают только малышам перед сном. Меж тем подростки с удовольствием слушают декламацию стихов вживую и даже чтение прозы, если обсуждать прочитанное.
Автор этих строк прочел с классом и “Евгения Онегина” и “Героя нашего времени” и “Отцов и детей”, и рассказы Бунина. Маленькими кусками, сокращая описание и обсуждая. Это работает.
А уж рассказы читать вслух и обсуждать — это идеально.
Показывайте хороший пример
Если вы сами мало читаете, потому что у вас работа и т.п., ребенок справедливо ответит, что у него школа и ему тоже некогда. Если же он видит родителей за книжкой и обсуждающих прочитанное, для него это будет культурной нормой. Не факт, что она сработает в подростковом возрасте, но он вернется к чтению позже.
Помните об индивидуальном развитии
Существуют образовательные системы, которые считают современную норму овладения чтением, счетом и прочими абстрактными навыками нефизиологичной. В качестве аргументов приводят информацию о созревании мозга, называют чтение и счет в раннем возрасте фальшивым, потому что глубинного понимания текста в этом возрасте еще нет.
В таких утверждениях есть доля истины, а опыт, например, детей войны показывает, что раннее интеллектуальное развитие не обеспечивает интеллектуального превосходства надолго. В любом случае, надо понимать, что дети с разной скоростью дозревают до вдумчивого чтения и торопить ребенка не стоит — можно сломать и отбить любовь к книге надолго.
Другие мечты и цели
Это не означает, что дети перестали мечтать о том, кем бы они хотели стать в будущем. Новое поколение не хочет быть гедонистами как их родители-миллениалы. В профессиональной деятельности они планируют помогать планете, создавать технологии, меняющие мир, и, в идеале, работать на свежем воздухе. Желание помогать и заботиться об экологии — глобальные мировые тенденции, которые с каждым поколением только укрепляются.
Зеленая экономика
Эко-специальности будущего: как стать профессиональным защитником планеты
Повсеместная цифровизация жизни даст повзрослевшим детям больше простора для творчества и креатива — то, что пока не умеют на должном уровне выполнять роботы или искусственный интеллект.
Технологический прогресс вместе с тенденцией к удорожанию обучения может привести к тому, что поколение «альфа» откажется от традиционного обучения, а также даст новый мощный толчок тенденции к фрилансу и открытию собственного бизнеса.
Около половины детей, опрошенных в рамках исследования журнала Beano, считает, что сможет зарабатывать на своем хобби. А как же учиться? В перерывах между встречами и по собственной нативной программе.
Но очевидно, что не все станут бизнесменами. Что будут делать те, кому не близок фриланс и работа на себя? В прошлом году компания LEGO Group попыталась выяснить, кем хотят стать дети 8-12 лет. Опрос показал, что они в три раза чаще хотят стать Youtube-блогерами, нежели космонавтами. Из трех стран, где проводилось исследование — США, Великобритания и Китай — только в последней респонденты чаще всего выбирали профессию астронавта. В США и Великобритании на первом месте было блоггерство, на втором — учительство.
Если консолидировать результаты всех крупных исследований последних лет на тему «Кем мечтают стать дети», то мы увидим, что на первых двух местах в топе уверенно держатся бизнесмены (ценится именно свое дело) и знаменитости (в основном, блогеры, но, как известно, они имеют разносторонний творческий потенциал). Дальше идут более «приземленные» профессии. Например, ValidataKIDS на третье и четвертое место ставит творческие специальности: дизайнер и фотограф.Также детей интересуют профессиональные перспективы программистов и спортсменов, а уже на последнем месте идут более привычные учителя, юристы, экономисты, врачи и управленцы.
Экономика образования
100 профессий будущего
Виктория, 11 лет:
«У меня есть два предпочтительных направления: хочу или стать программистом, или разрабатывать игры. Мне это нравится, и у меня это хорошо получается. Хотелось бы придумывать подростковые игры или полезные приложения. Я точно не знаю, кем хотят стать мои друзья, но у меня есть догадки. Одна девочка хорошо рисует, и мне кажется, она хочет стать художницей. Другая — отлично рисует на планшете и монтирует видео. Она хочет стать ютубером».
Даниил, 10 лет:
«Я хотел бы стать киномонтажером. Но вообще люблю и снимать видео, и монтировать».
Тимур, 9 лет:
«Я мечтаю стать президентом страны, чтобы повысить уровень жизни. Когда я управляю каким-то процессом, я получаю удовольствие. Мой лучший друг мечтает стать бизнесменом».
Что делать, чтобы подросток стал больше читать
Как бы ни фыркал ребенок на книжки, на самом деле, он испытывает стыд, если ему трудно читать. Так устроена наша культура, что подросток может бог знает что постить в инстаграме, но стесняться сказать правду: мне тяжело читать, я плохо понимаю текст. Многие дети готовы поддерживать имидж хулигана, лишь бы скрыть то, что другие назовут “тупостью”. И хуже того, с трудом читающие дети уже в подростковом возрасте искренне считают себя “тупыми”, не хотят учиться и убеждают окружающих, что им это все не нужно и “лень”.
Будьте честны с собой по теме чтения
Много ли вы читаете сами и что предпочтете в свободное время книгу или потупить в киношку? Когда вы последний раз прочли длинный роман? Многие ли ваши ровесники читают книги в свободное время? Люди вообще не так много читают, как говорят о том, что читать надо.
Избегайте избитых аргументов в пользу чтения
Не приводите аргументы, которые легко опровергнуть. Есть типичные фразы, с которыми так легко поспорить, что они ничуть не помогают доказать, что читать — нужно:
- “Я в твоем возрасте…” — во-первых, недоказуемо, во-вторых, он может уточнить у бабушки с дедушкой.
- “Ты не добьешься успеха…” — кумиры ребенка навряд ли производят впечатление читающих людей.
- “Ты не поступишь в вуз…” — ЕГЭ сдают за счет курсов и репетиторов, а не за счет глубокого и вдумчивого чтения. Оно даже мешает, если речь не об олимпиадах.
Выясните, почему ему трудно много читать
Поговорите с подростком о том, как они читает. Вспомните с ним вместе, был ли у него период, когда он читал много и с удовольствием. Если был, то проблема не в сложностях с самой операцией дешифровки печатного текста — это решить проще.
Если же такого период не было, спросите подростка, хотел бы он научиться читать быстрее и лучше понимать текст. Вы удивитесь, но в спокойном разговоре, когда подростка не осуждают, он принимает помощь, чтобы избавиться от этой постыдной в его картине мира проблемы. Помогите ему найти курсы скорочтения, где дают методики специально для разных типов затруднений.
Взрослые не учитывают возможности ребенка
Данная ошибка может проявляться в том, что родители не анализируют то, на какие секции отправляют ребенка, какие развивающие задания ему дают, какие результаты с него требуют.
Физические способности ребенка сильно зависят от развития разных участков мозга, каждый из которых развивается в разном возрасте ребенка. Поэтому требовать от малыша, чтобы он в 5 лет помнил расписание своего дня или сам готовил себе завтрак, а еще ни в коем случае не разлил воду, — это все равно, что заставлять рыбку летать.
Если требовать от ребенка невозможного, то у него может сформироваться низкая самооценка и зависимое поведение от родителя.