Александр пушкин: вступление к поэме руслан и людмила, сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях читать онлайн

Система образов

Текст наполнен волшебными образами, знакомыми каждому из нас еще с детства.

Тут встречается:

  • леший,
  • русалка,
  • Кощей Бессмертный,
  • баба Яга с избушкой на курьих ножках,
  • колдун,
  • богатырь,
  • морские витязи,
  • царевна с бурым волком.

Одним словом, лукоморье наполнено сказочными существами, которые бродят по «неведомым дорожкам» и оставляют свои следы.

Система образов сложная, яркая, оригинальная. Все они находятся во взаимодействии друг с другом, потому что живут в одном волшебном мире.

Причем, большинство образов не придумано Пушкиным, а взято из многочисленных фольклорных сказок. Мы встречаемся с этими существами, как со старыми знакомыми, моментально вспоминая их и сюжеты, связанные с ними.

Но самое удивительное – концовка произведения. В центр сказочного повествования автор помещает себя, вернее свою художественную проекцию, или лирического героя.

Оказывается, она сам там был, отобедал, посидел под знаменитым зеленым дубом и даже послушал ученого кота. Одну его историю запомнил, записал и теперь являет на суд читателя.

Таким образом, волшебство проникает в реальную жизнь, становится настоящим – прием, характерный романтическим произведениям.

Краткий анализ стиха «У лукоморья» Пушкин А. С.

Известный всем с детства текст «У лукоморья дуб зеленый» — это пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».  Написаны они были, как и многое другое, благодаря няне поэта Арине Родионовне. В одной из сказок, которые она рассказывала Пушкину, есть такие слова: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет –песни поет».

Из этих строчек Пушкин сначала написал эпиграф к тетради, в которой записывал сказки, а уже потом переделал их в пролог к поэме «Руслан и Людмила». Текст пролога про Лукоморье был впервые опубликован во втором издании поэмы в 1828 г.  А поэма стала как бы одной из сказок волшебного кота.

И как это иногда бывает, текст пролога вдруг стал самостоятельным художественным произведением. Которое все мы с радостью и удовольствием учим в начальной школе и рассказываем своим детишкам, укладывая их спать. Ведь согласитесь, что нет для малыша более выразительного сказочного представления, в котором каждая строчка является кусочком волшебной мозаики.

Ослепительно яркие кусочки которой, несмотря на малый размер, сами превращаются в маленькие сказки про русалку, бабу ягу, прекрасных витязей и многое-многое другое. И являются окошками в те большие сказки, из которых они пришли.  А все стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый» указывает на некий волшебный, фантастический, чудесный сказочный мир, в котором немедленно хочется оказаться.

Это интересно: Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк», записанная Жуковским в 1846 году, повествует о жизни молодого царевича, который однажды столкнулся с удивительными вещами, сотканными из волшебства, опасностей и приключений.

Александр Сергеевич Пушкин

(1799-1837)

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, которого ещё при жизни называли гением.

Он родился 6 июня 1799 г. в городе Москве. Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать писателя, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала1, выходца из Африки, который попал в Россию при Петре I.

Александр получил хорошее домашнее воспитание. Он свободно читал и говорил по-французски. Пристрастившись к чтению в девятилетием возрасте, он много времени проводил в отцовской библиотеке. Его отец писал стихи, а дядя, Василий Львович Пушкин, был признанным в то время поэтом. В родительском доме часто бывали известные писатели — Н. Карамзин, В. Жуковский, К. Батюшков, И. Дмитриев. Неудивительно, что юный Пушкин рано начал писать стихи.

Первые детские впечатления Александра связаны с Москвой и с русской деревней. В подмосковном имении бабушки, Марии Алексеевны, он слышал народные песни. Его воспитывали не только гувернёры-французы, но и русские учителя. С детских лет А. Пушкин помнил сказки, которые рассказывала ему няня — Арина Родионовна. Они пробуждали творческую фантазию будущего поэта и позже вдохновили его на создание собственных сказок. В «Сказке о попе и о работнике его Балде», «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. Пушкин творчески использовал отдельные элементы тех народных сказок, которые услышал от няни.

Стихотворения, написанные Александром в период учёбы в Царскосельском лицее, печатались в известных журналах. Это было начало пути А. Пушкина в большую литературу.

1 Ганнибал И. П. (1697-1781) — русский военный инженер, сын эфиопского князя, камердинер и секретарь Петра I. Александр Пушкин увековечил его в повести «Арап Петра Великого».

Народную и пушкинскую сказку объединяет личность сказителя, от имени которого ведётся повествование, похожие зачины и концовки, борьба между добром и злом, в результате которой побеждает добро. Создавая свои сказочные произведения, поэт ориентировался не только на русский фольклор. Например, сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» был распространён в фольклоре разных народов. Похожий сюжет встречаем в сборнике сказок братьев Гримм («О рыбаке и его жене»). Отдельные мотивы «Сказки о золотом петушке» заимствованы из «Легенды об арабском звездочёте» американского писателя Вашингтона Ирвинга.

Пушкинские сказки — это не переделки народных сказок и не подражания им. Они являются сказочными поэмами, которые созданы великим мастером стиха. Большинство из них он написал в период расцвета творческих сил — в 1830-е годы.

Литературный комментарий

В древности на окраине Афин, недалеко от храма Аполлона Ли-кейского, существовала школа, основанная древнегреческим философом Аристотелем. Эту школу называли Ликеем, или Лицеем.

Учитывая опыт древности, в России в 1811 г. по указу императора Александра I в Царском Селе также был открыт лицей, который тогда называли Императорским, или Александровским, а сегодня именуют Пушкинским. Имя Пушкина носит не только лицей.

Царское Село переименовано в город Пушкин. Здесь, в лицейском

садике, в 1990 г. был установлен Памятник А. Пушкину, памятник Пушкину-лицеисту. Скульптор Р. Бах. г. Пушкин

Ю. Волкович. Иллюстрация к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила». 2009 г.

Герои стихотворения

Все персонажи стихотворения — это сказочные герои народного фольклора, мифов и баллад:

  • ученый кот — символ науки и образованности русского народа;

  • леший — дух и хозяин леса, часто встречается в народных сказках и преданиях;

  • русалка — молодая длинноволосая девушка, дух озер, полей и лесов;

  • невиданные звери — сказочные существа, живущие в своем мире, сокрытом от глаз людей;

  • дядька и тридцать морских витязей — персонажи, охраняющие границы волшебного государства;

  • королевич — молодой королевский наследник из «Сказки о мертвой царевне…»;

  • баба Яга — старая волшебница, живущая на опушке дремучего леса;

  • бурый волк — отрицательный герой, подстерегающий заблудившихся путников;

  • царь Кащей — злой и могущественный колдун, чье долголетие заключено в игле, спрятанной в яйце.

Главными действующими лицами в отрывке выступают ученый кот, рассказывающий сказки, и автор в роли лирического героя, который эти сказки слушает и в дальнейшем рассказывает свою.

Текст стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Анализ стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…»

Хрестоматийное произведение А.С. Пушкина — стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый». Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» дети узнают задолго до школы, потому что простой слог и обилие сказочных образов делают его легко запоминающимся. Произведение можно найти в любом списке литературы, рекомендованной к прочтению еще для малышей.

Композиция и жанр

Композиция отрывка напоминает структурой народную сказку. Четко выделяются основные части: присказка с описанием лукоморья и ученого кота, основная часть с перечислением сказочных героев и классическая сказочная концовка «..и там я был, и мед пил..».

Форма сказки обусловлена тем, что «У Лукоморья дуб зеленый…» является прологом к сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Поэма наполнена волшебными событиями. Поэтому и начинается с введения читателя в мир сказки, с создания таинственной атмосферы, ожидания чуда. У А.С. Пушкина был огромный запас фольклорного материала, потому что он был воспитан на русских народных сказках.

Его няня Арина Родионовна знала несметное количество сказов, легенд, поверий, былин, в которых была собрана настоящая сокровищница русского фольклора. Впоследствии Александр Сергеевич попытался наиболее точно воплотить все услышанное в сказках.

«У Лукоморья дуб зеленый» начинается описанием волшебного пейзажа сказочной страны, где будут происходить события поэмы. Становится понятно, что волшебная страна находится у моря. Воображение читателя представляет нависающий над стихией многолетний дуб с золотой цепью. И центральной фигурой предстает ученый кот, который рассказывает сказки. Это обобщенный образ рассказчика во всех русских народных сказках, среди которых Боян, Садко и другие.

После введения в место событий автор рисует чудеса, которые постоянно происходят в волшебной стране. Леший, русалка, невиданные звери, избушка на курьих ножках. Все персонажи изображены на фоне российских пейзажей, которые четко видны в описанной поэтом природе.

Среди перечисленных сказочных событий — указание на одну из самых запоминающихся картин поэмы: «..колдун несет богатыря..». Данный факт говорит о фольклорном происхождении сюжета поэмы. Все указывает на древнерусское происхождение Лукоморья. Сам автор утверждает: «Там русский дух…» Чтобы убедить читателя в реальности картины, поэт употребляет традиционную сказочную концовку «..и я там был..»

Размер

Написано произведение четырехстопным ямбом — одним из самых популярных размеров для лирики 19 века, который придает стиху размеренность и подчеркивает повествовательный характер поэмы.

Образы русской мифологии

Стихотворение насыщено изображением сказочных героев. Чтобы показать читателю волшебный мир Лукоморья, поэт использует олицетворения: кот «песнь заводит», ступа с Бабою Ягой «идет, бредет сама собой», бурый волк «служит».

Самая запоминающая метафора стиха говорит о том, что у Лукоморья «Русью пахнет». Это главный акцент пролога. Также у Лукоморья лес и дол «видений полны». Эта строка несет метафорический смысл и одновременно является частью стилистического художественного приема — анафоры.

Автором использованы многочисленные эпитеты. Вот некоторые примеры: «на неведомых дорожках», «невиданных зверей», «витязей прекрасных».

Особого колорита придает использование дрвнерусских слов: брег, злато, чахнет, чреда.

В сроках использованы образы русской мифологии: Баба яга, Кащей, витязи, колдун. Но эти персонажи передают общую картину Руси. Богатыри олицетворяют мощь русской земли, дуб — ее мудрость, царевна — красоту и верность

С их помощью поэт концентрирует внимание читателя на изображении Родины, ее природных и фольклорных богатств, которые всегда его вдохновляли

А.С Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый». Видео. Мультфильм. Слушать стихотворение.

Анализ стихотворения Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…»

Стихотворение А. С. Пушкина «У лукоморья…» является введением к его величественной поэме «Руслан и Людмила», раскритикованной рядом современников поэта за «простонародность» и «безнравственность». Стихотворение написано в 1825 году к ее второму изданию, которое увидело свет в лишь 1828 году, и является продолжением русской фольклорной традиции.

Первые стихотворные строки – переложение сказочного эпизода, услышанного поэтом от няни Арины Родионовны в период ссылки в село Михайловское. Небольшое по объему произведение – своеобразная литературная увертюра, готовящая читателя к развороту широкого эпического полотна поэмы, создающая интригу и подогревающая интерес читателей. Это своеобразный зачин, характерный для множества русских народных сказок. Но стихотворение настолько гармонично по композиции и теме, что читатель воспринимает его как самостоятельное и «самодостаточное».

Лирическим героем является сам автор – свидетель существования чудесных существ и собеседник говорящего кота. Используя многочисленные средства художественной выразительности, Пушкин создает завораживающую воображаемую картину.

Разнообразные герои объединены творческим гением поэта в единую систему восприятия. В изложении поэта загадочное лукоморье – параллельная реальность, населенная волшебными персонажами. Многочисленные олицетворения – «ступа идет, бредет», «кот заводит песнь, говорит» – подчеркивают мистический, сказочный характер произведения.

Инверсия придает речи своеобразие, небольшой оттенок просторечия, сближая ее с живой и непосредственной народной речью – «на дубе том», «избушка там», «в темнице там», «там я был», «чредой из вод выходят ясных», «дядька их», «там я был, и мед я пил», «свои мне сказки говорил».

Нельзя не отметить широту и раздольную былинность авторского изложения, его поразительную напевность, которую создает стихотворный размер в виде четырехстопного ямба и аллитерация – «там лес и дол видений полны, там о заре прихлынут волны».

Среди художественных выразительных средств, которые использует А. С. Пушкин – эллипсис: «идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит», метафоры – «Русью пахнет», «видений полны», замечательные эпитеты, по которым любой образованный человек немедленно узнает пушкинский стих – «кот ученый», «златая цепь», «неведомые дорожки», «невиданные звери», «брег песчаный и пустой», «прекрасные витязи», «грозный царь», «ясные воды». Эпитеты являются художественными определениями, помогающими ощутить форму, цвет и размер предметов, оценить масштаб происходящих событий.

Вводя старославянизмы – «чредой», «брег», «песнь», «златой», «злато» – автор одновременно отдает дань русской сказочной традиции и переносит читателя в далекое прошлое.

Используя анафору, автор реализует линейность композиции, перечисляет приметы удивительного сказочного края, в котором ему посчастливилось побывать, и добивается постепенного нарастания эмоционального напряжения: «Там чудеса: там леший …», «Там на неведомых дорожках…», «Там лес и дол…», «Там о заре прихлынут волны…», «Там королевич…», «Там в облаках…», «Там ступа…», «Там царь Кащей…». Апофеозом этого перечисления является констатация «Там русский дух… там Русью пахнет!» И это становится величайшей радостью, самым дорогим, что есть у поэта-патриота, настоящим открытием и утверждением самобытности, уникальности русской культуры.

Несмотря на малый объем, стихотворение входит в сокровищницу русской литературной классики является неотъемлемой частью культурного кода каждого русского человека.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

История создания

Данное стихотворение является прологом великой поэмы «Руслан и Людмила». В основу произведения легли старые народные сказки, которые он часто слышал, будучи ребенком, от своей няни.

«У лукоморья дуб зеленый» — вступление к поэме. Данное стихотворение смело можно назвать одним из самых известных произведений, написанных на русском языке. При его прочтении, читатель имеет возможность познакомиться с невероятными сказочными персонажами, а так же насладиться пейзажами, которые умело, рисует автор.

Названием стихотворения становится его первая строка. Понятие «лукоморье» происходит от слияния двух слов «лука» и «море». Данным понятием Александр Сергеевич пытался показать некую бухту, или залив. Есть даже предположение, что местность, описанная автором, существует на самом деле. Расположено оно в Крыму, и носит название мыс Фиолент. Там так же располагается очень старый монастырь, который достаточно часто посещал автор.

Александр Сергеевич не мог устоять перед прекрасными явлениями природы, поэтому и столетний дуб, который рос на берегу, не смог ускользнуть от его внимания. Именно это дерево натолкнуло поэта на создание великой поэмы, которая начинается так необычно.

Писать поэму поэт начинает в 1817 году, еще, когда учился в Царскосельском лицее. Окончена данная поэма была лишь через три года.

Основная мысль

Основной идеей произведения является то, чтобы подготовить читателя к удивительному миру сказок, настроить на необходимый лад. Как таковой смысловой нагрузки данный отрывок не несет, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль так же незначительна. Напротив. Данное произведение с детства любимо всеми детьми, изучается в школе.

Большинство взрослых по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые прошли с ними на протяжении всей жизни. Потому что данное произведение интересно для прочтения не только детям, но и старшему поколению. Ведь так порой хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в прекрасный мир сказок. А уж это Александру Сергеевичу удалось в полном объеме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: