Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте: «путешествуем в сказку «баба-яга и потерянные буквы»

Содержание занятий по обучению грамоте

Занятия нужно проводить так, чтобы поддерживать высокий уровень мотивации у школьников. Вступительная часть позволяет задать атмосферу занятия. Нужно настроить школьников на то, что сейчас они будут познавать что-то новое, то, что им будет очень интересно

Важно вызывать у детей желание принимать участие во время занятий

Занятия могут быть следующих типов:

  • рассказ тематического стихотворения;
  • разгадывание загадок;
  • совместное рассматривание иллюстраций.

Педагог может начать со следующих слов: «Дети, сейчас мы с вами обсудим, что такое слово. Послушайте немного стихотворение и поддержите меня».

А закончить задание можно следующими словами: «Вы такие молодцы! Сумели разгадать все загадки! И все ответы были правильными. А вы поняли, чем эти слова похожи друг на друга? Давайте теперь сыграем. Я буду называть слово. Если оно начинается также, как и отгадка, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если же нет, то ничего не делайте».

Чтобы дети заинтересовались, можно всем парам выдать набор из карточек. Дети должны будут называть то, что на них изображено. А воспитатель спрашивает детей, какой первый звук в этом слове. Можно ли разделить эти слова на две группы?

Например, в одну группу размещаются короткие слова, а в другую – длинные. Потом нужно проверить, как дети справились с этим заданием.

Чтобы школьникам с самого начала было интересно, можно включить в работу иллюстрации.

Например, можно использовать какой-нибудь сюрприз. Также можно театрализовать рассказ. Детям очень нравятся подобные мероприятия. Также они любят участвовать в создании новой сказки.

Подготавливаясь к занятию, педагог должен проявить большую скрупулёзность. Если материал будет подан неправильно, это приведет к сложностям в дальнейшем обучении. Если тщательно планировать каждое занятие, педагог может избежать множества ошибок. Разрабатывая конспекты уроков, нужно достаточно много планировать.

Но сегодня в образовательных учреждениях предлагают часто применять технологические карты.

Конспект занятия для подготовительной группы по обучению грамоте, тема занятия: «Игрушка»

Задачи:

Упражнять в совершенствовании произношения изученных звуков, классификации букв и звуков; сливании слогов и составление слов из слогов; составлении ребусов.
Повторить прямые и обратные слоги, закреплять умение в написании букв, написании слогов.
Совершенствовать умение в составлении схем слова (слоговая и звуковая), схемы предложения с заданным словом.
Вызвать желание детей победить, при составлении заключительного задания.
Развивать умение работать командой.

Оборудование:

Разрезные и целые картинки Буратино и Карлсон, два комплекта букв, карточка – схема для разгадывания слова, магнитные буквы И,Г,Р,У,Ш,К,А; рабочие листы; ручки; цветные карандаши; карточки для составления ребусов; слоговая таблица; песочные часы.

Обучение грамоте в подготовительной группе

В подготовительной группе большое значение имеет игровая составляющая занятий. Чтобы настроить мышление ребенка на процесс изучения грамматики, необходимо его увлечь: предложить рассмотреть изображения, порисовать, возможно, дать ему возможность выбрать задание самостоятельно.

Частота занятий для детей дошкольного возраста – не больше одного раза в неделю.

Если в подготовительной группе собрались дети с разным уровнем знаний, нужно разработать индивидуальные упражнения, которые будут интересны. При необходимости, допускается разделение по подгруппам, в зависимости от базовой подготовки.

Обучение грамоте в детском саду

Образовательный процесс в детском саду представляет собой целенаправленные и систематические занятия с детьми, которые направлены на получения базовых навыков письма и чтения в ненавязчивой форме. Педагог должен подбирать такие задания, которые будут интересны и полезны детям. Весь процесс обучения необходимо проводить ненавязчиво, не допускать переутомления. Если ребенок устал, лучше прерваться и отвлечь его зарядкой или игрой. Так он сможет восстановить свои силы и воспринимать всю предложенную воспитателем информацию в ее полном объеме.

Не стоит ограничиваться только к обучению ребенка чтению. Это узкое представление родителей о первых знаниях малыша. Правильное обучение грамоте поможет будущему школьнику не только овладеть навыками чтения и написания букв, но и расположит его к школе, учителям, даст понимание того, как ему вести себя в коллективе.

Речевая среда как средство обучения грамоте

Речевое пространство – это очень широкое понятие, которое состоит из множества компонентов. Сюда можно включить разные образцы речи, которые доступны для восприятия детьми. При этом говорить вокруг могут не только люди, но и может звучать радио и телевидение.

Л.П. Федоренко считает, что речевая среда может играть развивающую функцию. Он считает, что это позволяет активизировать речевые коммуникации. И эта среда позволяет раскрыть полностью речевой потенциал школьника. Но такая среда не может возникнуть спонтанно. Она появляется в результате целенаправленных усилий.

Автор считает, что существует две составляющие речевой среды: это естественная среда коммуникаций, а также общение с другими детьми. Вторая составляющая – искусственно созданная речевая среда.

Свободная среда – это общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Она возникает естественным путем во время разных режимных моментов. Но ее можно использовать для достижения максимального эффекта.

Искусственная среда – это речевое пространство, которое целенаправленно организует воспитатель для достижения поставленных задач. Для этого нужно использовать определенные методики.

Можно даже разработать центр коммуникаций. Он будет состоять из следующих элементов:

  • театры;
  • различные наглядные пособия;
  • книжные полки.

Используемые пособия могут быть такими:

  • дидактические игры настольного типа;
  • альбомы по звукопроизношению;
  • иллюстрированные материалы;
  • картины.

При этом все используемые материалы нужно подбирать так, чтобы они совпадали с возрастными особенностями школьников.

Н.К. Усова также подробно изучала эту тему. Она писала, что сотрудники детского сада должны организовать такую речевую среду, которая бы помогала детям активно развивать грамотность своей речи.

Речевая среда должна создаваться так, чтобы у школьников были лучшие условия для развития грамотности речи. При этом развиваться речь детей должна не только во время занятий, но и при самостоятельном времяпрепровождении.

Цели и задачи программы дополнительного образования «Грамотейка»

Итак, внеурочные занятия по подготовке деток к школе обычно проводятся в подготовительной группе, но не грех начинать раньше. Уроки, если их можно так назвать, ведутся раз-два в неделю. Посещение кружка – добровольное, по желанию родителей. По усмотрению садика это могут быть бесплатные или платные занятия.

Если программа дополнительного образования, разработанная садиком, предусматривает проведение кружка по грамоте в старшей и подготовительной группе, то занятия предусмотрены раз в неделю после дневного сна.

Для чего нужен кружок по грамоте в детском саду?

Чтобы подготовить малышей к письму, нужно начинать знакомить их со звуками до того, как они начнут писать буквы. Если детки не различают звуки, не могут их выделить, правильно произносить, то в 1 классе у них возникнут большие сложности с письмом. Технология обучения в кружках дополнительного образования предусматривает обучение детей слышать, различать, дифференцировать, грамотно выговаривать звуки родной речи.

Цель коротко – подготовить дошкольников к обучению грамоте.

Задачи развернуто – обучающие, развивающие, воспитательные:

Знакомство с буквами, основными лингвистическими понятиями (слово, звук, буква);
Делать простой звукобуквенный анализ слов;
Составлять предложения и слова по заданной модели;
Развивать широкое фонематическое внимание и слух;
Делать простые графические записи слов и предложений;
Развивать коммуникационные навыки, словарный запас, правильную речь и уважение к родному слову;
Готовить руку к письму.

Обучение грамоте для дошкольников

Ребенка в возрасте 5-6 лет нужно уметь вовлечь. Здесь очень важна мотивация. Существует много упражнений, которые не только обучают грамоте, но и смогут затронуть интересы ребенка, ненавязчиво введут его в образовательный процесс.

Для детей дошкольного возраста обучение грамоте предлагается проводить в несколько этапов:

  • изучение понятий слова и звука;
  • деление по слогам, ударение;
  • твердые и мягкие согласные, звуковой состав;
  • формирование и определение предложения;
  • основы для чтения и письма.

Для детей 6-7 лет предусмотрены задания, которые основаны на том, что ребенок уже располагает определенными базовыми знаниями, умеет читать по слогам и готов к чему-то новому.

Распечатать бесплатно упражнения можно с учетом интересов и предпочтений ребенка. Не нужно сажать детей учиться принудительно, постарайтесь расположить его в ненавязчивой познавательной игре.

Приёмы обучения грамоте

Во время занятия, педагог должен стремиться так применять разные приемы, чтобы дети меняли виды деятельности. Нужно разнообразить и форму подачи новой информации. Обсудим несколько приемов:

  • кольца Луллия: это интересное средство, которое позволяет формировать интеллектуальные способности школьников и их творческие порывы. Есть много разных материалов, как можно использовать это приспособление.
  • чтобы обучать школьников грамоте, можно также сделать кольца Луллия, и на одно из них поместить буквы, а на второе – предметы, названия которых начинаются с этих букв. Дети должны правильно соединить буквы и подходящие для них изображения.

Этот интересный прием помогает увлечь детей, создать атмосферу непринужденности, помочь им воспринимать новый материал.

Изучая с детьми буквы, можно помогать им лучше усваивать новый материал. Для этого нужно обыгрывать эти буквы в разных заданиях творческого типа. Например, можно нарисовать букву и украсить ее с помощью разных узоров.

Также можно вылепливать буквы, шить для них платья, выкладывать буквы из гороха или из пуговиц. Их можно рисовать на песке, складывать из палочек и других доступных детей материалов.

Также нужно проверять знания детей с помощью проверочных материалов.

Упражнения, которые включаются в эту работу – материал с изображением предметов для изучения гласных. Школьники соединяют букву и предмет, который содержит в своем названии эту букву. Для слов можно также рисовать схемы, изображая количество слогов и ударные слоги.

Составляющие грамматически правильной речи

Во время занятий также детей нужно учить анализировать звуковой и буквенный состав слов.

Грамматически верная речь включает в себя следующие составляющие:

  • нужно создать для детей эффективную речевую среду, которая содержит много речевых образцов;
  • нужно повышать речевую культуру окружающих ребенка людей;
  • нужно специально изучать с детьми сложные грамматические формы, чтобы не допустить развитие ошибочного их употребления;
  • нужно формировать грамматические навыки;
  • нужно исправлять грамматические ошибки, которые допускает ребенок.

Если грамотно организовать речевое пространство для школьника, это окажет очень мощное влияние на него. Это позволит формировать познавательные отношения ребенка, развивать у него основные представления о русском языке и речи.

Поэтому необходимо организовать речевое пространство и уделить этому приоритетное внимание

Ход занятия:

1. Орг.Момент:

Дети входят в группу, садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы будем путешествовать по стране Грамматике. В этой стране живут необычные жители.Отгадайте загадки:

Загадки:

1. Один мягкий и свистит, другой твёрдый и шипит,

Третий вовсе запоёт, хоть кто его произнесёт.

(Звуки)

— А какие звуки вы знаете?

2. Молчат, ожидают, кто их прочитает?

(Буквы)

— Что такое буква? Чем буква отличается от звука?

2. Работа по тетрадям

(«Я начинаю читать» Е. В. Колесникова тема «Транспорт»)

Воспитатель: Ребята, на чем можно путешествовать? (на транспорте)

— Какой бывает транспорт? (ответы детей)

— Послушайте первое задание. Нужно отгадать загадку, обвести отгадку и написать слово в пустых клеточках.

Загадка: 1.) Он в безбрежном океане туч касается крылом,

Развернется под лучами отливает серебром.

(самолёт)

Дети обводят отгадку в тетрадях.

2.) Не летает, не жужжит

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

(автобус, автомобиль)

Дети обводят отгадку-картинку.

3.) Я мчусь держась за провода,

Не заблужусь я никогда.

(троллейбус)

Дети обводят картинку-отгадку.

Воспитатель: Как назвать одним словом картинки, которые вы обвели?

(Транспорт)

— Напишите в пустых клеточках слово транспорт.

(Дети пишут в тетрадях, я пишу на доске)

3. Звуковой анализ слова ТРАНСПОРТ.

Воспитатель: Прочитайте слово.

— Сколько слогов в слове транспорт? (дети определяют)

— Назовите ударную гласную? (а). Назовите безударную гласную? (о).

— Назовите твёрдые согласные? (т,р,н,с,п,т)

-Звонкие согласные? (р,н) Глухие? (т, с, п, т)

— Сколько в слове букв? (9) Сколько звуков? (9)

Нарисуйте звуковые фонарики под словом транспорт.

(Дети рисуют цвет. карандашами. Красный- гласный, синий- твёрдый согласный, зелёный- мягкий согласный)

4. «Читай, подсказывай, пиши».

Воспитатель: — Что нужно сделать во втором задании? (Дети смотрят на обозначения в тетрадях и самостоятельно определяют, что нужно сделать в задании)

— Прочитать, сказать, написать.

Дом на рельсах тут, как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись, не зевай,

Отправляется… (ТРАМВАЙ)

(Дети пишут слово в пустых клеточках)

Воспитатель: — Прочитайте слово, которое написали. К какому виду транспорта относится трамвай? (наземный)

5. Физминутка «Самолёт»

— Полетели, полетели, вперед руками завертели.

(вращение руками, согнутыми в локтях)

Руки в стороны – в полёт, отправляем самолёт!

(ноги врозь, руки в стороны)

Правое крыло вперед, левое крыло вперед

(соответствующие движения)

Один, два, три, четыре – полетел наш самолёт!

(бег на месте)

Воспитатель: Попутешествовали на самолёте, теперь вам новое задание от Грамматейки.

6. «Сложи слово»

(на столе разложены карточки с частями слова)

— Вот задачки мы решаем

И словечки получаем.

Части слова мы слагаем

В играх транспорт повторяем.

Воспитатель: — Прочитайте часть слова, найдите вторую часть слова, соедините их вместе и получится слова, обозначающие транспорт.

(Карточки с частями слов: Паро, Ход, Паро, Воз, Тепло, Воз, Верто, Лёт, Само, Лёт, Само, Кат и т. д.)

Дети находят и соединяют.

Воспитатель: — Молодцы! Отправляемся дальше путешествовать по стране Грамматике. И следующая остановка – Задание в тетрадях.

Дети садятся за столы.

7. «Допиши пропущенные буквы»

Воспитатель: — Посмотрите на картинки, допишите пропущенные буквы, соедините с картинкой.

(ПАРОХОД, ВЕРТОЛЁТ)

— К какому виду транспорта относится вертолёт? (к воздушному)

— К какому виду транспорта относится пароход? (к водному)

8. «Нарисуй вагончики»

Воспитатель: — В последнем задании нужно нарисовать вагончики как показано на образце.

-На какую геометрическую фигуру похож вагончик? (прямоугольник)

— Окошки? (квадрат)

— Колёса? (круг)

(Дети рисуют по образцу вагончики в широкой линии – вагон, в узкой – колёса)

9. Сюрпризный момент

Поощрение детей медальками.

Основы развития речи

Основой для обучения может быть общее речевое формирование детей.

Поэтому во время подготовки к обучению нужно формировать речь школьников еще в детском саду. Нужно формировать связность их речи, пополнять их лексический запас, развивать грамматику и звуковую культуру.

Согласно исследованиям, школьники с хорошо сформированной речью успешно осваивают грамоту и все другие школьные предметы.

Очень важно, чтобы развивалось элементарное осознание собственной и чужой речи. Предметом внимания детей является сама речевая активность

Развитие речевой рефлексии и произвольности речи – это очень важный аспект подготовки к изучению письма.

Это качество – важная часть психологической подготовки ребенка к обучению. Стоит отметить, что сознательность и произвольность речевых высказываний – это психологическая основа для развития навыков письма. Поэтому, когда идет развитие рефлексии и произвольности устной речи, это помогает в последующем изучить речь письменную.

Показателями того, что у ребенка есть определенный уровень осознания речи и готовность обучаться грамоте – это наличие следующих навыков: нужно сосредоточить внимание на том, чтобы решалась вербальная задача. Нужно преднамеренно продуцировать свою речь, выбирать языковые инструменты для того, чтобы решать вербальные задачи

Также нужно размышлять о том, какие варианты для ее решения можно выбрать. Также нужно давать оценку того, как выполняются вербальные задачи.

Методы обучения грамоте

Сегодня существует множество различных программ, содержание которых имеет существенные отличия. Поэтому и требования к подготовке детей зависят от того, предусмотрено ли обучение детей основам грамоты и с какого возраста предполагается это делать.

При этом существует множество фактов, которые позволяют выделить определенные направления в обучении грамоте детей младшего школьного возраста. Известны закономерности, работающие в области обучения чтению и письму.

Существуют различные опробованные методики учебного процесса. Были получены позитивные результаты применения этих методик, существенно повлиявших на интеллектуальное и речевое  развитие школьников. И вот эти направления работы:

  • нужно познакомить ребенка со словом: он должен научиться выделять слова, как самостоятельную единицу речи;
  • познакомить детей с предложением: дети также должны уметь выделять предложения, как речевые единицы;
  • познакомить с тем, каков словесный состав бывает у предложения: дети должны научиться делить предложения на слова и составлять из двух-четырех слов  предложения;
  • познакомить детей с тем, каково слоговое строение слов: дети могу разделять небольшие слова на слоги и составлять из разных слогов слова;
  • познакомить детей с звуковым строением слова, нужно развивать их способности анализировать звуковой состав слова, определять количество звуков, их последовательность, составлять слова с заданными звуками, понимать смыл фонемы.

Главную роль играет развитие способности детей анализировать звуковой словесный состав. И как мы уже писали об этом выше, процессы письма и чтения – это процессы перевода устной речи в графические изображения и наоборот.

Дидактические игры в обучении грамоте

Изучение грамоты проходит постепенно с помощью дидактических игр. Это позволяет решить следующие задачи:

  • нужно познакомить школьников с тем, что такое звук и слово;
  • нужно формировать их фонематический слух;
  • нужно научить детей делить слова на отдельные слоги;
  • нужно обучить детей правильно расставлять ударение в словах;
  • нужно научить детей анализировать звуковой состав слов;
  • нужно научить определять гласные и согласные, твердые и мягкие;
  • нужно познакомить детей с термином «предложение» и с его структурой;
  • нужно научить детей читать и писать.

Современные подходы к изучению грамоты   опираются на методику, разработанную К.Д. Ушинским более века назад.

Эта методика предполагает, что школьники будут знакомиться со звуками, выделяя их из живой речи. Сначала осваиваются гласные. Задания нужно делать все более сложными постепенно. Звук нужно определять сначала в односложных словах. Затем используются двусложные слова. А уже затем и многосложные.

После изучения наиболее часто встречающихся в речи гласных звуков осуществляется переход на менее общеупотребительные. И только после этого нужно перейти к усвоению согласных звуков. К.Д. Ушинский считал, что обучить школьников определять согласные внутри слов – это очень трудная, но необычайно важная работа. Именно она является важнейшим ключом для освоения чтения.

Задачи обучения грамоте

Главные задачи при обучении школьников грамоте:

  • обучить школьников писать и читать, дать им базовые представления о том, что такое речь, язык и литература;
  • обогатить кругозор у школьников;
  • активизировать их письменную и устную речь;
  • формировать их интеллектуальную активность, помочь ребенку позитивно относиться к обучению;
  • формировать психические и физические процессы, которые позволяют эффективно изучать письмо и чтение.

Изучение грамоты подразумевает использование двух процессов: синтез и анализ.

Также нужно развивать навыки слушать и говорить. Во время уроков нужно изучать такие понятия, как слова, гласные, предложения и ударения. Школьники учатся подбирать такие слова, которыми можно обозначать предметы на рисунке.

Также можно называть одни и те же предметы с помощью разных слов. Можно учить детей рисовать словесные схемы, учить их составлять предложения, опираясь на картинки, изображать предложения в виде схем.

Процесс обучения грамоте – это важная часть формирования и развития речи. Это подразумевает то, что во время обучения грамоте нужно выделять разные направления формирования детей:

  • нужно овладеть основами грамоты;
  • нужно развить способность слушать и говорить;
  • нужно пополнять лексический словарь школьников;
  • нужно развивать их навыки работы с орфографией и пунктуацией;
  • нужно формировать пунктуационную и орфографическую зоркость;
  • нужно обучать детей понимать и анализировать тексты разного типа;
  • нужно помогать детям получать новые знания о родном языке и систематизировать их;
  • нужно раскрывать для школьников все богатство родного языка и его красоту;
  • нужно развивать у школьников чувство языка.

Во время обучения письму дети учатся анализировать образы букв, графические знаки, входящие в состав букв. Также они учатся сопоставлять одни звуки с другими, писать разные буквенные элементы, соединять слова в предложение, списывать их с образца.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: