Виды экологических проектов в детском саду
По продолжительности проекты делятся на несколько типов. При этом учитывается возраст участников, исследуемая проблема.
Краткосрочный
Проекты, направленные на решение небольшой проблемы и не требующие больших временных затрат, считаются краткосрочными. Разрабатывая проект по экологии в старшей группе детского сада, краткосрочный по продолжительности, можно обратиться к теме «Весна-волшебница». Целью станет раскрытие особенностей времени года через интеграцию всех образовательных областей:
- познавательное развитие ( беседы, экскурсии);
- социально-коммуникативное (игры);
- речевое (заучивание стихов);
- физическое (прогулки);
- художественно-эстетическое (утренники).
Обратите внимание! В качестве наглядности удобно использовать презентации по исследуемой проблеме. Мероприятия по защите домашних проектов приветствуются во многих детских садах
Долгосрочный
Исследование крупной проблемы требует много времени. Воплощать их лучше со старшими воспитанниками, которые имеют навыки работы над проектом.
Можно предложить малышам поработать над темой «Огород на окне». Мероприятия, необходимые для выполнения исследовательских задач, займут не один месяц.
Посадка лука
В ходе работы воспитанники получат новые знания о культурных, дикорастущих, лекарственных растениях. У них сформируются умения по уходу за рассадой, будет развиваться наблюдательность, чувство ответственности.
Сетевые проекты
Актуальность проведения интернет-проектов диктуется развитием цифровых технологий. Проект, запущенный в сеть, дает возможность подключаться к решению проблемы неограниченного количества воспитанников, педагогов, родителей. Тема «Шар земной, для меня ты — лицо дорогое!» предусматривает множество решений, будет правильно решать проблему масштабно.
Возрастает практико-ориентированная значимость мероприятий. Такая форма работы дает возможность для создания базы новой модели экологического образования, каковым является экологическое движение. Есть возможность увидеть свое учреждение на фоне других организаций.
Методики работы с детьми и их формы при экологическом воспитании
При создании и функционировании программ по экологическому образованию малышей в дошкольных учреждениях требуется, прежде всего, учитывать имеющиеся возрастные особенности, и, конечно же, предписания ФГОС.
При подготовке к учебным занятиям по экологии в дошкольном учреждении обычно имеет место обширное применение самых различных наглядных материалов дидактического характера, часть из которых вполне может быть приготовлена совместно с малышами.
Главными методиками экологического обучения в детских садах являются несколько методик, которые весьма активно применяются в этом серьезном процессе:
- Игровые методы и участие в экспериментах;
- Наблюдение вместе с познавательно-исследовательскими моментами;
- Практическая работа.
Подготовка к занятиям
Эффективность занятия зависит от его подготовки педагогом. Воспитатель должен тщательно изучить тему, при необходимости пополнить экологические знания, определить задачи. Определение задач основывается на содержании программы воспитания учреждения образования. Обязательно должен учитываться уровень развития детей, особенности природного окружения, наличие материальной базы
Важно определить место проводимого занятия в системе воспитания
При подготовке и составлении конспекта занятия необходимо рационально подбирать методы, форму проведения. Их выбор зависит от заранее определенных задач, особенностей детского коллектива.
Творчество
В процессе творческих игр ребята самостоятельно изучают характеристики натуральных материалов. Например, создавая фигуры из песка, ученики узнают, что мокрый песок легко собрать в комки. Подливая воду, видят, что материал становится жидким и подходит для сооружения замков. А сухой песок – сыпучий, собирается только в неустойчивую горку.
Обратите внимание! Для развития человека необходим самостоятельный труд. Применяют метод проектов
Ребенок проводит испытания, становится первооткрывателем.
Проектная деятельность – выполнение заданий, самостоятельно исследуя объект. Ученик познает законы природы. Он наблюдает, экспериментирует, сооружает, сочиняет литературные произведения (стихи, сказки). Такие проекты выполняются одним ребенком, в парах, небольших группах, при поддержке родителей. В этой статье подробно рассматривается занятие по экологии во 2 младшей группе детского сада.
Занятия по экологии в первой младшей группе
Экологические занятия в первой младшей группе могут проводиться как в помещении, так и на улице. В этом возрасте лучше просто наблюдать за обитателями живого уголка, близкий контакт допускается только с очень спокойными животными и под контролем воспитателя. Нельзя разрешать детям брать животных на руки, поскольку это опасно для обеих сторон. Дети могут уронить питомцев или сильно сжать, что чревато травмами, а животные могут покусать или поцарапать малышей.
Дети могут чем-нибудь угостить животных или погладить, но не должны брать их на руки
Картотека тем для экологических занятий
- «Зима-волшебница»;
- «В лесу родилась ёлочка»;
- «Пасека — мир пчёл»;
- «Насекомые — наши друзья»;
- «Путаница в лесу»: по мотивам стихотворения Корнея Чуковского «Путаница», т. е. представить детям ситуацию (например, зайцы скачут по деревьям, белки охотятся на волков, волки едят траву, лиса готовится к зимней спячке в берлоге и т. д.) и предложить её распутать;
- «Путешествие капельки»: путешествие капельки от ключа и маленького ручейка до моря;
- «Что растёт в огороде»;
- «Наш аквариум»: наблюдение за аквариумом в живом уголке;
- «Наш весёлый кролик»: наблюдение за кроликом в живом уголке;
- «Кто спит всю зиму».
Конспект занятия «Кто пасётся на лугу?»
Цель занятия: узнать, какие животные, дающие молоко, живут на ферме; чем они питаются; что можно приготовить из молока.
Пополнение словарного запаса:
- табун,
- стадо,
- отара,
- сено,
- кумыс,
- ряженка,
- варенец,
- простокваша,
- брынза.
Начало занятия: просмотр мультфильма «Кто пасётся на лугу?».
Воспитатель: Вот мы посмотрели мультфильм о животных, которые пасутся на лугу. Какие это животные — дикие или домашние? (Ответы детей). Правильно, домашние. А знаете, кто ещё из домашних животных может пастись на лугу? (Ответы детей). На лугу ещё могут пастись овечки. А вы знаете, ребята, как называется большое количество одинаковых животных, пасущихся на лугу? Много коров или коз — это стадо, лошадей — табун, овец — отара. (Показываются картинки). Чем питаются эти животные? (Ответы детей). Правильно, травой. А на зиму траву сушат, и получается сено. Им кормят животных зимой.
Теперь давайте поиграем в игру «Большой — маленький». Корова и лошадь — большие. Овца и коза — маленькие. Когда называется большое животное, вы встаёте и поднимаете руки вверх, когда маленькое — приседаете и руками упираетесь в пол. Начали. (Вразнобой называются животные: корова, коза, лошадь, овца. Темп убыстряется).
Ну вот, поиграли, отдохнули. А теперь давайте подумаем, кто из этих животных даёт молоко? (Ответы детей). На самом деле, молоко получают от всех этих животных. Молоко от лошадей называется кумыс. Оно очень полезно. Из молока делают различные продукты. Какие продукты делают из молока? (Ответы детей). Из молока делают сметану, кефир, простоквашу, ряженку, варенец, сливки, масло, брынзу, сыр. Все эти продукты очень полезны, и люди обязательно должны их есть.
Так что мы сегодня узнали нового? (Задаются вопросы по теме занятия. Дети на них отвечают). Молодцы, ребята!
Фотогалерея: стадо, отара, табун
Примеры конспектов занятий в первой младшей группе
Ниже представлено несколько примеров занятий на разные темы. На их основе воспитатель может разработать планы своих занятий.
- Ольга Сиротенко «Комнатные растения. Фикус». Направлено на обогащение знаний детей о комнатных растениях.
- Лариса Рыбалко «Мама для котёнка». Целью является дать детям представление о домашних животных и их детёнышах, формировать доброе отношение к животным.
- Мариам Папикьянц «Кто в теремочке живёт?». Учит детей различать по внешнему виду и называть домашних животных, чем они питаются.
- Гузалия Сатдарова «Путешествие к бабушке Маланье». Направлено на формирование экологических представлений через развитие сенсорных эталонов и развитие речи.
- Наталья Аносова «Закружился снежок». Формирует представления о зимних природных явлениях и свойствах снега.
Текст этой презентации
Слайд 1
Экологическое воспитание в ДОУ.
Слайд 2
• Цель экологического образования — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
Слайд 3
Дошкольники — начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней — школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;
Слайд 4
Знания — не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию; У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения
Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;
Слайд 5
Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе
Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений; • Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого — с другой;
Слайд 6
Экологическое образование — часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, — то есть становлению личности в целом; Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно — следственных связей в природе;
Слайд 7
Педагоги: •ответственно подходят к организации природной среды в группах, внедряют в практику новые технологии, знают методику экологического воспитания, ведут экспериментальную работу с детьми, разрабатывают интегрированные занятия, занимаются экологическим просвещением родителей. Дошкольники: •радуются встрече с природой •по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами •видят разнообразие природного мира •признают ценность жизни •имеют представления о правилах поведения в природе •сформировано начало экологической культуры Родители: •участвуют в совместных акциях и приобщении детей к миру природы
Слайд 8
Отличие экологических занятий от ознакомления с природой.Экологические занятия.Необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва — она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т.п
Ознакомление с природой.
Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, — например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью?
Слайд 9
Основные типы экологической НОД.Первично-ознакомительного типа. Углубленно-познавательного типа. Занятия обобщающего типа. Занятия комплексного типа.
Слайд 10
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников:Научность. Доступность.
Гуманистичность. Прогностичность.
Деятельностность. Интеграция.
Слайд 11
Формы и методы работы с родителями:Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка
Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».
Изготовление фотоальбома.
Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
Участие родителей в субботниках.
Проведение совместных экологических экскурсий.
Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности
Подготовка к занятиям
Эффективность занятия зависит от его подготовки педагогом. Воспитатель должен тщательно изучить тему, при необходимости пополнить экологические знания, определить задачи. Определение задач основывается на содержании программы воспитания учреждения образования. Обязательно должен учитываться уровень развития детей, особенности природного окружения, наличие материальной базы
Важно определить место проводимого занятия в системе воспитания
При подготовке и составлении конспекта занятия необходимо рационально подбирать методы, форму проведения. Их выбор зависит от заранее определенных задач, особенностей детского коллектива.
Проведение открытых мероприятий на экологическую тему
Занятия по экологии дают широкую возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут только приветствуется. Причём они могут не только присутствовать на утренниках и смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие. Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц, участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и т. д.
Примеры конспектов для проведения открытых занятий по экологии в разных группах
- Белякина Е. «Сказка про водичку» (вторая младшая группа).
- Савина А. «Путешествие в весенний лес» (средняя группа).
- Наширванова Р. «Наши друзья — деревья» (старшая группа).
- Поливахина Г. «Будь природе другом» (подготовительная группа).
Видео: открытое занятие «Посев семян» в подготовительной группе
Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность. Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение. Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания.
Проектная деятельность в младших группах
С самого раннего возраста у детей следует поощрять желание наблюдать и исследовать. Проектная деятельность как нельзя лучше подходит для этого
Следует только учитывать, что для младших дошкольников подойдут не слишком долгие проекты, потому что им важно как можно быстрее увидеть результат. Хотя тут все относительно — если в старших группах двухнедельный проект считается краткосрочным, то для малышей это достаточно большой срок. Во второй младшей группе можно реализовывать долгосрочный проект «Ведение дневника погоды»
Во второй младшей группе можно реализовывать долгосрочный проект «Ведение дневника погоды».
В первой младшей группе ДОУ можно реализовать проект «Выращиваем лук»
Таблица: проект «Выращиваем лук» для первой младшей группы
Автор | Викторова А. |
Цель проекта | Вызвать у детей желание выращивать зелёный лук в домашних условиях и затем употреблять его в пищу. |
Задачи проекта | Дети должны узнать:
|
Материалы |
|
Помощь родителей | Приобретение посадочного материала, контейнера и земли. |
Подготовительный этап | Провести занятие о строении лука и о его пользе. |
Основной этап | Посадка лука:
Уход за луком:
|
Заключительный этап |
|
Проект для второй младшей группы
Если вы не выращивали лук в прошлом году, то можете сделать это в этом. Если же дети уже имеют опыт выращивания лука, можно усложнить задачу и вырастить кресс-салат. Только для его выращивания нужны не контейнер и земля, а вата и низенькие ёмкости, например, лотки от продуктов. А так действуйте по предложенному выше плану.
Для выращивания кресс-салата нужна не земля, а влажная вата
Темы для проектной деятельности в первой младшей группе
- «Зачем нужна фасоль»;
- «Что такое листопад»;
- «Кормим птиц»;
- «Наблюдаем за рыбками»;
- «Для чего нужны дождевые червяки»;
- «Какого цвета осень».
Темы для проектной деятельности во второй младшей группе
- «Кто в норке живёт»;
- «Выращиваем фасоль»;
- «Кормим птиц»;
- «Как устроен аквариум»;
- «Удивительные бабочки»;
- «Удивительный снег».
Форм для проведения экологических занятий очень много. Если их все использовать, то усилия педагогов ДОУ не пропадут даром — дети познакомятся с природой, узнают много интересного и полезного, и им никогда не будет скучно на занятиях в детском саду. В результате правильно организованного экологического воспитания у дошкольников сформируется бережное и заботливое отношение к природе.
Роль родителей
Для должного эффекта воспитания необходим пример взрослых. Поэтому без привлечения к экологическому воспитанию родителей его эффективность снижается. Качество воспитания детей обусловлена тем, какие экологические ценности существуют в его семье. Влияет уклад, уровень, жизни семьи. Работу с родителями можно проводить в разных формах:
- общие или групповые родительские собрания;
- любые совместные мероприятия (праздники, десанты, экскурсии и др.);
- дни открытых дверей;
- проектная деятельность вместе с детьми;
- выставки литературы и детского творчества;
- индивидуальные, групповые консультации для родителей.
Эти формы демонстрируют родителям, какие знания есть у детей, показывают, что эти полученные знания и навыки нужны для формирования основ детской экологической культуры.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
ПЛАН – КОНСПЕКТ НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе детского сада Цель:
— Формирование у детей ответственного и доброжелательного отношения к природе;
— Сопереживание живому организму.
Задачи:
— Воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
— Развивать познавательный интерес к миру природы;
— Развивать чувство эмпатии к объектам природы;
— Прививать детям экологическую культуру поведения;
— Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;
— Формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребёнка 3-4 лет.
Тип занятия: Экологически-познавательная непосредственно образовательная деятельность.
Методы: Познание, развитие речи, художественное творчество, музыкальное сопровождение, художественная литература.
Оборудование: Магнитофон; записи пения скворца и фоновой музыки, Картинки с изображением скворца; кормушка настоящая за окном или на картинке; материал и оборудование для рисования, веточки вербы.
Прогнозируемый результат:
— Эмоциональное восприятие окружающего природного мира;
— Освоение экологических норм поведения в природе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, отгадайте о каком времени года эта загадка:
Пришла пора зиме на смену, Природу пробудила ото сна. Растаял снег, клин птиц плывет по небу, Тепло нам принесла … Весна.
Какое сейчас время года? (показывает картину).
Дети: Весна
Воспитатель:
Снег весной что делает?… Ручьи весной что делают?… Птицы весной что делают?…
Воспитатель: За зимой приходит весна и домой птиц позовет. Вернутся наши пернатые друзья. Давайте послушаем музыку. (Звучит музыка “Голоса птиц”.) Первыми прилетят грачи, ласточки, скворцы. (Показывает птиц.) Грачи и ласточки вьют гнезда. (Показывает.) А скворцу негде будет жить.
Он прилетает каждый год Туда, где домик его ждет, Крепкий деревянный дом С круглым маленьким окном. (Сскворец.)
Скворец
Воспитатель: Домик для скворцов называется скворечник. (Воспитатель читает сказку)
Скворец.
Жил да был Скворец. Осенью он улетал в тридесятое царство – государство. Весной возвращался домой, на своё любимое дерево, выводил птенцов, кормил их гусеницами и жучками. Однажды вернулся Скворец после зимовки и не нашёл своего домика. Люди срубили дерево. Расстроился Скворец, перестал петь свои песни и улетел в далекие края. А вокруг появилось много гусениц и жучков (насекомых-вредителей). Они поедали все растения. Взрослые поняли свою ошибку, позвали Скворца назад, но он не вернулся.
Тогда дети решили помочь. Они построили домики и повесили их на самые высокие деревья. Понравился Скворцу новый домик, он вернулся не один, а со своими друзьями. Стали они песни петь, птенцов выращивать. Дети были очень рады.
Физкуль
Ой, летали скворушки-скворцы. Все летели, песни распевали, Крыльями махали. (Махи руками)
Стайкою на землю сели, Червячков они поели. (Развернуться в сторону кормушки)
Клю, клю, клю, клю, (Сесть на корточки)
Клю, клю, клю, клю, Как я червячков люблю. (Указательными пальцами постучать по полу)
Перышки почистим, Чтобы были чище. (Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя)
Вот так, вот так, Вот так, вот так, Чтобы были чище.
Прыгаем по веткам, Чтоб сильней стать деткам. (Развернуться в сторону деревьев за окнами)
Стук в дверь, залетает скворец.- пение скворца
Скворец: Здравствуйте, ребята, я прилетел к вам из далекого края и не могу найти себе домик. Вы мне не поможете его найти?
(Дети соглашаются помочь Скворцу, рисуют скворечники. Детям предлагаются восковые мелки, белый лист бумаги; на листе бумаги они рисуют скворечник. Затем берут веточку вербы, приклеивают её на лист бумаги, над скворечником. ) — играет фоном музыка «Кукушка и скворец»
Скворец: Спасибо, вам, большое ребята, что помогли мне. Я приглашу в эти домики своих друзей. Пора уже лететь за ними.
Воспитатель: Подожди, Скворец, не улетай. Ребята для тебя приготовили стихотворение.
(Дети рассказывают, заранее выученное стихотворение)
Барто А.Л. – «Апрель»
Верба, верба, верба, Верба зацвела. Это значит, — верно, Что весна пришла Это значит — верно, Что зиме конец. Самый, самый первый Засвистел скворец. Засвистел в скворечне: Ну, теперь я здешний.
Скворец: Спасибо, вам, большое ребята, за домики, за стихотворение. Я очень рад. Мне пора лететь заселяться в скворечник. До свидания.- пение скворца.
Все: До свидания.
Итог: А на прогулке мы, не забудем покормить птиц. Каких птиц мы покормим?… Кого угостим сальцем?… А кому дадим семечек?…, зернышек?…
Следующая > |
Конспект занятия по экологии во второй младшей группе » Чудесница вода».
Городской округ город Выкса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка» 607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97,
Конспект занятия
по экологии в младшей группе детского сада
«Чудесница-вода».
Выполнила :воспитатель высшей квалификационной категории КрасоткинаМ.А
Цели:
1.Уточнение представлений детей о важности воды для всего живого: растений, животных, человека. 2
Рассказ о значении воды в нашей жизни. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе
2. Рассказ о значении воды в нашей жизни. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Задачи:
1. Образовательные задачи.
Дать детям знания о свойствах воды (вкусе, цвете, запахе).
2. Развивающие задачи.
Развивать зрительно-двигательную координацию, память, внимание. 3
Воспитательные задачи
3. Воспитательные задачи.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Материал:
стаканчики с кипячёной водой по количеству детей, 3 прозрачных стаканчика, один стаканчик с соленой водой, один со сладкой, стаканчики с теплой и холодной водой.
Ход занятия:
Под музыку входит воспитатель в костюме «Воды» под синим зонтом и приветствует детей.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости.
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу!
Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу.
Я не камень, не песок,
Мой сыночек ручеек
Догадались вы, друзья,
Как зовут меня? (Вода)
Да, бывает вода в состоянии разном. В жидком, твердом она. Даже в газообразном. Мы не видим ее или не замечаем. Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы).
Воспитатель: Ребята, а откуда бежит водичка, когда мы умываемся? Правильно, из крана. Но чтобы попасть к нам в дом, вода проделывает долгий путь. Посмотрите — это родничок. Родничок маленький, он вытекает из-под земли. А из родничка течет ручеек веселый. Давайте поиграем с вами в ручейки.
Подвижная игра «Ручейки».
Воспитатель: течет ручеек и попадает в речку. Речка сначала маленькая, а потом становится все больше и больше. Река впадает в море. Море очень большое, волны бьются о берег. Послушайте музыку. (Играет музыка).
Пока мы с вами играли, вам наверняка захотелось пить, подойдите к столу, посмотрите вот вода, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода, каждому). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?