Цели, содержание, методы
Содержание семейного воспитания у всех родителей разное. Однако все воспитательные процессы (как на интуитивном, так и осознанном уровне) подчиняются одной цели: сформировать такую среду воспитания и развития, при которой личность вырастет нравственной, интеллектуально и физически развитой, готовой решать проблемы жизненных реалий.
При этом семья как фактор воспитания обязана использовать все виды воздействия на ребенка, чтобы его развитие было гармоничным.
Семейное воспитание должно включать в себя такие направления:
- Физическое развитие. Родители обязаны обеспечить возможность полноценного физического развития своего ребенка с помощью здорового образа жизни.
- Формирование нравственности. Роль семьи в воспитании нравственности огромна. Любовь к ближнему, уважение к окружающим, сострадание и честность – главные критерии развитой личности.
- Интеллектуальное совершенствование. Привитие малышу желания постоянно познавать что-то новое, обогащать уровень знаний, уметь применять их в практической деятельности.
- Эстетическое воздействие. Родители должны содействовать развитию эстетических особенностей и талантов малышей. Демонстрировать проявления прекрасного во всех сферах жизни.
- Трудовая практика. Важная воспитывающая функция семьи – научить кроху трудиться, не выискивая пути «легкой» жизни.
То, каким образом, в какой последовательности и объеме воплощаются данные факторы, зависит от особенностей определенной семьи.
К ним относятся такие индивидуальные семейные черты:
- Состояние физического здоровья всех членов ячейки общества;
- Психологический климат отношений;
- Генетические особенности;
- Материальное положение;
- Социальный статус;
- Моральный и культурный потенциал;
- Количество членов семьи.
Исходя из этих факторов, происходит выбор методики воспитательного воздействия.
Методику подбирают так, чтобы оказывать целенаправленное воздействие на личность ребенка в воспитательных целях.
Различают такие методы правильного воспитания:
- Убеждение;
- Похвала;
- Перспектива;
- Наказания;
- Пример из личной жизни.
Для того чтобы правильно сориентироваться в выборе методов, родители должны учитывать интересы, способности, особенности психического и эмоционального развития детей.
Замкнутость или общительность?
Всем нравятся открытые и общительные люди, без комплексов и боязни познакомиться с кем-то новым, сходить в необычное место. Конечно, каждый хочет быть таким, легко заводить знакомства и выбирать, как провести вечер без боязни показаться глупым или неловким. Почему тогда не все могут?
Замкнутость детей идет из семьи
Проблема в том, что дошкольников так настраивают. Малыши как губка, впитывают каждое грубое и нежное слово или действие. Чтобы не ставить психологических барьеров, преодолеть которые в сознательном возрасте достаточно тяжело, нужно демонстрировать ребенку, что окружающий мир не страшный, а вполне приветливый и общительный.
Оградить ребенка от всего невозможно, но даже если случилась неприятность, и, например, в транспорте малыша нечаянно грубо задели, нужно объяснить причину такого поведения. Рассказать, что это не агрессия и не злоба, что мужчина просто устал с работы, что ему тяжело, и он не хотел нанести вред.
Родители всегда должны быть на стороне ребенка
Всегда разговаривайте и объясняйте поведение людей, которые были неприветливы, даже если ребенок просто видел эту ситуацию, а не участвовал в ней. Чтобы в будущем он был общительным и легким на подъем, старайтесь не оставлять у него сомнений в том, что весь мир тоже хочет с ним пообщаться, он дружествен и готов в любой момент идти на контакт.
Особенности психологии малышей
Родителям также важно знать об особенностях психологии своих детей на разных этапах развития, чтобы учитывать, с какими проблемами при этом можно столкнуться. 1
Возраст 3-4 года. Достаточно тяжелый период, требующий терпения родителей. Взрослый должен знать, как заинтересовать кроху, как его можно привлечь к выбранной деятельности. Также стоит помнить о том, что желание заниматься одним делом у таких ребят может быстро пропадать
1. Возраст 3-4 года. Достаточно тяжелый период, требующий терпения родителей. Взрослый должен знать, как заинтересовать кроху, как его можно привлечь к выбранной деятельности. Также стоит помнить о том, что желание заниматься одним делом у таких ребят может быстро пропадать.
2. Возраст 4-6 лет. Это довольно спокойный период, когда с малышом интересно заниматься и организовывать развивающие уроки
Кроха уже достаточно взрослый для того, чтобы подолгу удерживать внимание на одном предмете, ему многое интересно. К тому же ребенок почти самостоятельный, на этом этапе он не требует постоянного присутствия взрослого человека в качестве наблюдателя
3. Возраст 6-7 лет. Период активного взросления ребенка. Дитя начинает показывать характер, может противиться желаниям родителей. Много терпения и умение договариваться – вот главное правило для данного периода дошкольного развития ребенка.
Инструменты детского психолога
В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.
К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.
Какие услуги предоставляет детский психолог?
Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.
Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и игровую терапию, психокоррекционные занятия с ребёнком.
Специалист может проводить различные обучающие семинары, курсы и тренинги для родителей.
Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.
Как предотвратить появление психологических проблем: воспитание детей
Чтобы предотвратить возникновение проблем психологического характера у детей, необходимо разговаривать с ребенком обо всем, что его тревожит, постоянно предлагать свою помощь и защиту. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче ее решить и не допустить развития серьезного комплекса.
Следует внимательно понаблюдать, как общается ребенок со своими сверстниками. Его общение и поведение могут многое рассказать о наличии проблемы и ее характере. Например, если ребенок всеми силами хочет заслужить расположение сверстников, это свидетельствует о недостаточности любви, теплоты и внимания к нему.
Кроме того, следует всегда помнить, что каждый ребенок индивидуален, обладает своими чертами характера, эмоциональными чертами, которые следует учитывать в процессе воспитания. Нужно уважать его, любить таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами.
Советы родителям по воспитанию детей
Итак, подошли к некоторым советам, которые хотелось бы здесь написать.
- Создавайте семьи с теми, кого вы на самом деле любите.
- Планируйте малыша вместе.
- Будьте с ребенком с самой первой секунды его жизни.
- Разговаривайте с малышом, когда он бодрствует и когда он или она засыпает.
- Позволяйте сынишке или дочке задавать вам любые вопросы и не смущайтесь отвечать на них честно.
- Будьте правдивы с детьми.
- Не заставляйте ребенка делать выбор, с кем идти гулять — идите всей семьей.
- Проводите как можно больше времени в совместной деятельности.
И, наконец, дорожите друг другом в глазах ребенка и никогда не расставайтесь.
Семья — это не надолго. Семья — это НАВСЕГДА!
Принципы семейного воспитания
Фактором, влияющим на ребенка как положительно, так и отрицательно в плане воспитания, является семья. Если родители придерживаются определенных принципов, то у них может получиться стать для малыша настоящими воспитателями. Если же воспитание проходит как-нибудь, ничего хорошо из ребенка обычно не вырастает.
Принципы воспитания не сложны для понимания. Рассмотрим их на наглядных примерах.
Принцип первый. Ребенка надо принимать таким, какой он есть. Какого сделали, такого и получайте — ваша работа. Даже если что-то вам не нравится в малыше, не стоит дергать его по всякому поводу. Это еще тот возраст, когда можно его подредактировать. В умелых руках и камень — глина.
Допустим, ваш малыш привык капризничать при посторонних. Вам это неприятно, и вы перестаете ходить с ним на разные мероприятия, на прогулку. Дескать, пусть в детском саду гуляет с другими детьми и воспитателем.
Но это не выход. Когда малыш подрастет, он будет привычен гулять только с чужими людьми, без вас.
Чтобы исправить такую ситуацию, педагоги и психологи считают нужным обсудить с ребенком цель прогулки, чем вы будете заниматься, куда пойдете. Возможно, предложите после улицы нарисовать, что вы там встретится на пути.
А если у вас запланирована встреча с кем-то, и ребенок должен быть при вас, можно договориться прийти с детьми всем, кто будет на встрече. Чтобы малышам было чем заняться, можно подготовить какие-то несложные игры
Это увлечет каждого ребенка, и дети не будут капризничать, привлекая внимание взрослых к себе. Они будут заняты друг другом и совместными играми
Принцип второй. Ребенку нужно сопереживать, смотреть на детские проблемы серьезно, разделяя взгляды малыша.
Если у мальчика сломалась машинка, не нужно бежать в магазин за новой, чтобы унять горе у ребенка. Лучше посмотреть это как на возможность вместе отремонтировать игрушку. Не думаю, что поломка очень сложная.
В этом возрасте еще не умеют ломать по-серьезному. Зато совместная ремо-деятельность сблизит с сыном, даст ему понимание того, что взрослый рядом и всегда готов прийти на помощь.
Принцип третий — не улюлюкать, а адекватно беседовать. Даже самые маленькие дети очень хорошо понимают, серьезен ли с ним взрослый и правдив, или же считает его за несмышленыша, которому готов отдать весь мир.
И это очень нравится малышам. Они схватывают идею — поманипулировать родителями. Эта черта очень крепко укореняется в детской головке. В будущем такие малыши стать недостаточно отзывчивыми членами общества, зато замечательными потребителями. В очень прямом смысле слова.
По-разному родители воспитывают, но принципы воспитания, которыми мне хотелось поделиться, очень неплохо соблюдать, но при этом будет не лишним выбрать наиболее эффективные методы воспитания.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание детей – не менее важный элемент, чем все вышеописанные. Недаром существует такая поговорка: «Труд облагораживает». Делая что-то своими руками, ребенок начинает осознавать, насколько это нелегко. Также в это время приходит понимание ценности человеческого труда. Необходимо поощрять самые первые попытки ребенка помочь родителям. Пусть, к примеру, мытье посуды при этом и займет на час больше времени, однако кроха быстрее освоит полезные навыки. И у малыша при этом не пропадет желание помогать родителям (противоположная ситуация: ребенок желает помочь, но мать отмахивается, ссылаясь на недостаток времени).
Популярные направления
Особого внимания также заслуживают самые распространенные сегодня методики дошкольного воспитания:
1. Методика Никитиных. Основывается на таких постулатах, как труд, творчество, естественность и любовь к природе. При этом ребенок занимается ровно столько, сколько хочет сам, обстановка по максимуму спортивная, а родители принимают активное участие в образовательном процессе. Все игры по данной методике должны со временем расширяться и усложняться.
2. Методика Марии Монтессори. Это целая педагогическая система, главным девизом которой является фраза «помогите мне все сделать самому». Ученая считает, что все окружение малыша должно быть наполнено максимально полезными предметами, которые выполняют определенное предназначение. Игры, предполагаемые данной системой, направлены на развитие сенсорики, речи, а также на обучение чтению, письму и математике.
3. Методика Глена Домана. Любимая фраза этого американского врача-физиотерапевта, которая и стала девизом системы обучения, звучит так: «Без фактов нет знаний». Ученый считает, что малыша нужно знакомить с максимальным количеством фактов, структурированных по разделам и категориям.
4. Методика Зайцева. Очень распространенный сегодня способ обучения чтению – при помощи кубиков Зайцева. Ученый считает, что в игре ребенку намного легче научиться чтению, нежели сидя за партой. Единица чтения по данной методике – не привычное всем слово, а слог – пары гласных и согласных.
5. Вальфдорская методика. Изучая дошкольное воспитание и обучение, нельзя обойти стороной это направление, так как именно оно максимально направлено на развитие творческих способностей деток. С малышами нужно лепить, вышивать, строить – все делать при помощи натуральных материалов. К тому же немало внимания следует уделять физическому развитию детей.
6. Методика Воскобовича. В ее основе лежат тесные взаимоотношения ребенка и взрослого. Деятельность направлена на творческое развитие малыша, обучение во время игры.
7. Методика Занкова. Малышу рекомендуется уделять как можно больше внимания. Применяется чаще всего в том случае, если надо работать с детьми, у которых есть проблемы с усвоением материала.
Предпочитаемый стиль родительского воспитания в семье
Только принцип разумного сотрудничества, приучение с ранних лет ребенка к самостоятельности, поддержка его инициативности способствует формированию полноценной личности юного человека.
От родителей требуется мастерство создания авторитета для своих детей и их друзей. Главное, авторитет, как разъяснял известный педагог Макаренко А.С., должен быть настоящим. Это значит:
- авторитет ненавязчивой и ненадоедливой помощи;
- авторитет чуткого наставничества в деятельности дошкольника;
- авторитет внимательного отношения к интересам ребенка.
Сотрудничество родителей и ребенка обязательно должно дополняться безоговорочной любовью. Только в том случае, когда мама и папа любят своих детей вне зависимости от конкретных поступков и ситуаций, у ребенка формируется доверие к родителям, в частности, и вообще доверие к миру. А доверительные отношения дают защищенность, укрепляют чувство собственного достоинства ребенка, позволяют проявлять самостоятельность.
Дошкольнику одновременно нужна нежность и забота родителей и разумное ограничение импульсивных желаний
Очень важно, чтобы родители помнили, что их поступки гораздо больше влияют на ребенка, чем то, что они говорят в воспитательных целях. Семейное сотрудничество предполагает внимательное и поддерживающее отношение во всех делах и вопросах
- Что подарить ребенку на 6 лет
- Подарок ребенку в 7 лет
Демократические отношения позволят ребенку ощущать теплые чувства со стороны родителей, сформируют адекватную самооценку. Понимание, что его поддерживают и доверяют, придаст дошкольнику уверенность в своих силах.
Первый навык
После появления на свет ребенок представляет собой чистый лист. Первое, что он начинает делать совершенно несознательно – получать максимум информации об окружающем мире. Несмотря на бедность внешних реакций, малыш усваивает все, что с ним происходит
В этот период жизни самое главное для него – его мама и, чуть менее папа (смотря какое внимание он уделяет ребенку)
Отношение родителей между собой, к нему, на подсознательном уровне формирует в ребенке его будущее отношение к друзьям, коллегам, знакомым и незнакомым. У окружающих его взрослых он перенимает манеру взаимодействия между людьми. Если мама доверчивая и спокойная, то и малыш будет пытаться подражать этим качествам.
Психологическое воспитание в семье – принципы
Даже если родители ругаются, ребенок в этом возрасте еще не понимает в чем дело и кто на самом деле прав, его психология не позволяет ему анализировать или вникать. Он реагирует на раздражающие факторы – громкий голос, резкие жесты и так далее. Это тоже становится примером для подражания и впоследствии ребенок может усвоить как нормальный способ общения крики или истерики. Родители потом очень удивляются, почему ребенок выходит плаксивым или орет по любому поводу – это всего лишь их собственный пример.
Успех и неудача
Всем родителям хочется, чтобы в будущем их ребенок был активным и успешным, стремился достигать результатов в учебе и работе без подгоняющей палки. Для того чтобы так и было, дошкольников учат правильно формировать для себя такие понятия как успех и неудача.
Мотивация для избежания неудач
Важно сообщить ребенку, что нужно достигать успеха, а не избегать неудачи. Ребенок, которого постоянно поощряют после достижения успеха, начинает получать от него удовольствие
У него формируется логичная и правильная цепочка:
- Прикладываю усилия.
- Достигаю успеха.
- Мне хорошо.
- Близкие меня хвалят.
Если ребенок стремиться избежать неудачи, в его голове цепочка рассуждений выглядит примерно так:
- У меня нет возможности отказаться это делать иначе меня накажут, будут ругать, заставят.
- У меня получилось.
- Хорошо, что меня не ругали.
- Меня оставили в покое.
Дневник успеха для ребенка – хороший воспитательный метод
Очевидно, что первая схема более продуктивна и радостна для жизни, чем вторая. Достичь ее достаточно просто. С самого юного возраста нужно старательно хвалить ребенка за любой успех и максимально сглаживать неудачи, помогать их преодолевать.
Это не значит, что нужно абсолютно не реагировать на неудачи. Воспитание детей дошкольного возраста потребует от взрослых необходимости разбирать с ребенком, что именно не получилось, где можно было сделать по-другому, однако это делается скорее как поддержка и помощь, чем как критика и укор.
Клейте в него яркие и красивые фотографии с подписями о занятых первых местах в соревнованиях, различных детских достижениях. Если кажется, что их нет, стоит их придумать. Например, вписать в дневник сложное слово, которое смог выговорить ребенок и хвалить его за это.
Советы родителям по воспитанию детей
Впоследствии эту тетрадь ребенок сможет вести самостоятельно, вписывая туда жизненные достижения. Это будет прекрасная память для малыша в будущем и его неисчерпаемая мотивация двигаться дальше.
Характеристика дошкольника
Определение 1 Психологические проблемы дошкольников – это осложнение психического развития ребенка, оказывающее негативное влияние на его социально-психологическую адаптацию.
В раннем возрасте межличностные отношения дошкольника сводятся к узкому семейному кругу. Затем, поступив в дошкольное учреждение, ребенок начинает осваивать сферу общения со сверстниками. При этом, отношения с родителями сохраняются в качестве наиболее значимых отношений.
В детском учреждении кроме сверстников во взаимоотношения включается воспитатель.
В дошкольном возрасте вместе с познавательным и личностным развитием идет качественное изменение прежних связей. Происходит перестройка отношений между ребенком и родителями, перестраивается взаимодействие с другими членами семьи.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Психологические проблемы детей дошкольного возраста 450 руб.
- Реферат Психологические проблемы детей дошкольного возраста 240 руб.
- Контрольная работа Психологические проблемы детей дошкольного возраста 250 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
По сравнению с ранним детством, принципиально иной становится сфера деятельности – дошкольник осваивает сюжетно-ролевую игру, рисование, конструирование и др.
В общении дошкольник осваивает более сложные формы деятельности– внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную, постепенно складывается целая система новообразований, которые в онтогенетическом процессе имеют фундаментальное значение.
В дошкольном возрасте идет интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, речь, восприятие, закладываются общие основы познавательных способностей. В этот период есть уникальные возможности для развития функции и воображения, которые являются основой творческой активности
В личностной сфере идет формирование структуры мотивов и потребностей, самооценки, элементов волевой регуляции поведения, усваиваются нравственные его нормы.
Дошкольники в возрасте 3-4 лет переходят от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, в словарном запасе имеют более 1000 слов, имеют непроизвольный характер внимания и памяти.
Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
У старших дошкольников активизируются творческие способности, внимание и память становятся произвольными. У них более стабильны эмоциональные реакции, формируется совесть, чувство долга, твердо усваиваются правила поведения в обществе
Старшие дошкольники уже имеют понятие о добре и зле, дружбе и любви. Их психологические особенности характеризуются развитием познавательных интересов, которые выходят на первый план.
Детей старшего дошкольного возраста называют маленькими «почемучками», желающими понять устройство мира
Взрослым важно поддержать эту любознательность, чтобы в дальнейшем она трансформировалась в любовь к знаниям и интерес к учебе
В дошкольном возрасте закладываются и серьезные будущие проблемы. Совершенно справедливо в этом плане замечание А.В. Запорожца о том, что если эмоциональные и интеллектуальные качества в раннем детстве не получают должного развития, то в дальнейшем преодолеть эти недостатки дело трудное, а иногда и невозможное.
Заключение
В дошкольном воспитании детей не приветствуются ни избыточная строгость, ни граничащая с вседозволенностью излишняя мягкость. Постоянно «занятые» родители в будущем могут столкнуться с весьма неприятными последствиями собственной лени и отсутствия желания принять участие в воспитании отпрыска
Мамы и папы, осознающие важность указанного периода в жизни любимого чада, расширяют собственный кругозор, пересматривают неактуальные на текущий момент нюансы воспитательного процесса и учатся радоваться любым (в т.ч. самым скромным) достижениям ребенка
Семейное воспитание дошколят не ограничивается подготовкой к поступлению в школу. Одно из его направлений нацелено на развитие личностных характеристик, способных повысить уровень жизни в будущем. Отличным подспорьем для родителей может стать детский сад, квалифицированный персонал которого успешно справляется с задачами развития и воспитания малышей. При этом стоит отметить, что посещения дошкольных учреждений не снимают ответственности с материнских и отцовских плеч в части умственного, личностного и психологического аспектов развития детей. Самые близкие для малыша люди должны приучить его к самостоятельности и привить чувство уважения к высказываниям старших и ровесников. Весьма важен и анализ исходных данных, подразумевающий формулировку правильных выводов. Многие первоклашки не могут справиться с непосильной для них задачей из-за отсутствия соответствующих навыков
Этой стороне дошкольного воспитания должно быть уделено особое внимание
В предшествующий поступлению в школу год некоторые родители лишают детей дневного сна. Наиболее рьяные мамы и папы заставляют отпрысков корпеть над тетрадями и пытаются освоить школьную программу первого класса. Такие действия могут быть классифицированы как насилие над ребенком.
Домашнее обучение должно быть щадящим. Допустимо проведение двух занятий в сутки. Длительность одного «урока» не должна превышать четверти часа. Новую для дошкольника информацию желательно преподносить в игровой форме. Подобный подход настраивает ребятню на обучение и пробуждает интерес к школе.