О технике письма
Русская каллиграфия не имеет принципиальных отличий от других, правила универсальны.
Держать перьевую ручку можно так же, как и шариковую, но все же рекомендуется делать это правильно
Важно крепко держать перо. Безымянный палец и мизинец — опора, средний поддерживает ручку, держат ее большой и указательный пальцы
С шариковой ручкой нужно обращаться пожестче, давить, с перьевой же следует вести себя нежно, иначе будут брызги.
Когда попрактикуетесь держать ручку, можете приниматься за написание. Приготовьте воду — вы будете промывать перо каждые несколько минут. Макайте в чернила перо, пока оно не дойдет до середины скважины, и приступайте к работе.
Для вас — бесплатный урок каллиграфии для начинающих.
Влияние каллиграфии на формирование грамотности
Существует взаимосвязь графического написания и грамотного письма, что имеет важное значение для учащихся начальной школы. Для того чтобы написать букву и правильно соединить ее с другими, учащийся сперва должен решить орфографическую задачу – выбрать букву
От скорости, потраченной на решение данной задачи, зависит уровень внимания и сосредоточенности для четкого и правильного начертания любого знака письма, соединения между ними, ведь от этого зависит ритмичность и связность письма.
Если навык письма будет доведен до автоматизма, то орфографические способности возникают и устанавливаются просто и быстро.
Наиболее встречаемые ошибки в графике письма:
- отсутствует интервал между буквами в слове;
- слова в строке находятся неравномерно;
- буквы написаны с большим размахом или чересчур близко друг другу;
- буквы изображаются с разным наклоном, либо с чрезмерным наклоном в какую-то сторону;
- не соблюдается линейность письма;
- не выдержана единая высота букв.
Данные ошибки указывают, что у ребенка не сформирована четкость и устойчивость почерка
Поэтому родителям и учителю следует обратить внимание на это и давать необходимые упражнения по коррекции графики письма, иначе это войдет в привычку
Когда педагог приучает к аккуратности и четкости письма, при этом заботится, чтобы их почерк стал устойчивым, он воспитывает в них добросовестность, старательность, прилежность, усидчивость.
Это оказывает влияние не только на письмо, но и прививает уважение к труду, к людям, что благоприятно воздействует на эстетическое развитие ребенка.
Если у школьника будут проблемы с каллиграфией, то неразборчивость письма оказывает негативное воздействие на усвоение материала по русскому языку, в частности раздела орфография.
Учитель при проверке работы сталкивается с трудностью идентификации буквы. Стоит отметить, что человек, пишущий небрежно, отождествляется с неграмотностью и небрежностью ко всему.
Естественно, без компьютеризации обучения здесь не обошлось, ведь печатая на клавиатуре, дети теряют навыки каллиграфии.
Как научиться писать каллиграфическим почерком
Красивому почерку можно научиться в любом возрасте. Самый быстрый и эффективный метод – занятия с преподавателем. Но можно скорректировать устоявшуюся манеру письма и самостоятельно.
Упражнения, которые помогут выработать красивый почерк:
- рисование простых элементов на ровных строчках: кругов, овалов, прямых и изогнутых линий, пружинок, зигзагов;
- обведение букв в каллиграфическом трафарете;
- копирование отдельных букв красивого рукописного шрифта в тетрадь до получения полного сходства с оригиналом.
Первые существенные изменения в почерке будут заметны спустя 2-3 недели после начала занятий. Главное – практиковаться ежедневно. Занятия по 15 минут каждый день дадут лучший результат, чем часовое занятие 1 раз в неделю.
Волшебный ключ письма
На занятиях письмом мы не просто занимаемся постановкой руки, учимся писать, тренируем и отрабатываем необходимые двигательные паттерны, но и учимся интересоваться буквами и любить их. Буквы — это отдельная знаковая система, отдельный язык! Шифр, код — называть можно по–разному. Главное, что суть не меняется: буквы — это наш проводник в удивительный мир письменного текста. Это как добыть волшебный ключик и открыть дверь в прекрасный и огромный мир непознанного!
Когда ребенок осваивает письмо — ему сразу открываются новые возможность для самовыражения. Он начинает подписывать свои рисунки, начинает писать записки, он учится и экспериментирует, выражая свои идеи, мысли, чувства. Это как сменить палку–копалку на экскаватор — поле возможностей существенно расширяется.
Поддельная каллиграфия
Поддельная каллиграфия — курсив, благодаря которому вы обучитесь применению перьевой ручки. Это важная техника для получения навыка написания на какой угодно поверхности. Отнимает больше времени, чем работа с перьевой ручкой, но если ваша цель — простая фраза, то вы обязательно оцените результат. Поддельная каллиграфия — легкий и веселый способ понять основы каллиграфии. Кстати, люди часто не отличают ее от подлинной.
Сначала напишите какую-то фразу в обычном курсиве так хорошо, как сможете. Затем нарисуйте линии для обозначения утолщения. Они появляются с движением вашей руки вниз или вверх для создания части буквы (параллельно ей). После обозначения всех утолщений вам нужно заполнить пустые участки. Готово!
Так что же дает детям каллиграфия?
Учит писать буквы по формулам
У каждой буквы
свои особенности, вне зависимости от шрифта, у нее есть свой наклон, свои
размеры, толщина штриха. Она должна начинаться в одном месте строки и
заканчиваться в другом.
Повезло тем
детям, с которыми чистописание отрабатывают в тетрадках в частую косую линеечку. Там четко видно по
клеточкам, где нужно начать и где закончить, чтобы буква удалась. И при
длительных тренировках рука запоминает и дальше можно свободно писать в любой
тетради и на любой бумаге.
Результат:
- ровные красивые буквы;
- увеличивается скорость письма;
- понятный почерк;
- количество описок и очЕпяток стремится к нулю;
Учит расслаблять руку
Возьмите в руку ручку или карандаш и попробуйте написать любую фразу, ну положим «Ненавижу делать домашнюю работу», посмотрите внимательно на то, что получилось и посчитайте сколько букв вы написали отдельно друг от друга. Спойлер: их будет много.
Раздельное написание более привычно для нас, но и более энергозатратно! Именно поэтому каллиграфия учит писать буквы через соединения, то есть не отрывая перо от бумаги. Это экономит время, силы и делает почерк более плавным.
Но это требует определенных навыков, которые, впрочем, легко развиваются на курсе каллиграфии.
Результат:
- красивый плавный почерк;
- рука не устает;
- уходит зажим в запястье;
- увеличивается скорость письма.
Учит доводить дело до конца
Клиповое мышление – это здесь и сейчас. Все быстро, весело и легко. Никаких усилий. Именно потому, что современные дети растут в новой (для нас) парадигме коммуникации, они не умеют доводить начатое до конца. Это требует усидчивости, концентрации внимания. Всех тех качеств, которые жизненно необходимы как в школе, как бы не изменялась система образования, так и во взрослой жизни, если ты хочешь быть успешным.
В каллиграфии нельзя бросить букву на половине, и нельзя не дописать слово – его никто не сможет прочитать. Каллиграфия учит терпению.
Результат:
- увеличение концентрации внимания;
- появляется усидчивость;
- развивается терпение;
- появляется навык «работа на результат»;
Развивает воображение
Каждая буква – это образ. А любой образ автоматически рождает массу ассоциаций в мозге. Недаром многие методики по запоминанию орфограмм основаны на схожести сложной буквы и какого-то предмета, с ней связанного. Например: кАртина, буква «А» все время забывается, но кАртины рисуются кАрандашами и так уже проще запомнить, особенно если пару раз записать слово кАртина с кАрандашом вместо буквы А. Увидели, чем они похожи?
Каллиграфия
дает невероятный простор для воображения. Различные шрифты и начертания,
декоративные элементы, так называемые флориши и завитушки. Каждое слово и даже
каждую букву можно превратить в настоящее произведение искусство.
Результат:
- увеличивает творческий потенциал;
- развивает воображение;
- повышает креативность в целом;
Успокаивает
Это только
кажется, что сидеть выводить бесконечные палочки и крючочки утомляет,
раздражает и даже выводит из себя. На самом деле каллиграфия с ее ежедневными
тренировками, при условии, что они, конечно выполняются, не шариковой ручкой, а
хотя бы карандашом, а еще лучше пером, снижают стресс, помогают снять
эмоциональное напряжение, расслабляют и успокаивают.
Многие
японские компании каждый день в обеденный перерыв отправляют своих сотрудников
заняться каллиграфией и приглашают для этого специально сенсея.
А необычный
опыт питерской школы для детей с особенностями развития показал, что занятия
каллиграфией способны помочь решить проблемы даже детям с СДВГ и некоторым
аутятам.
Результат:
- снятие эмоционального напряжения;
- расслабление;
- снижение стресса;
- повышение адаптивности;
Сколько простых шариковых ручек нужно исписать, чтобы добиться красивого почерка, если мы знаем, что одна ручка способна начертить прямую линию длиной в 2 км? Увы, на этот вопрос нет ответа. Хотя бы потому, что для каллиграфии все-таки лучше использовать перо. А вот посчитать, сколько тетрадей можно исписать такой ручкой, вы вполне можете посчитать с детьми на досуге. Только помните, что буквы не равны простой горизонтальной линии.
Нарушение пространственного восприятия
Как правило, такая проблема легко решается. Однако это не означает, что её можно оставлять без внимания. Если мама замечает, как кроха путает буковки, или видит, что они у него будто бы зависают в воздухе, не нужно заставлять малыша переписывать работу по сто раз, это не решит проблему. Такой почерк лишь выступает проявлением недоразвитости восприятия пространства. Лучше подобрать подходящие упражнения. Исправить ситуацию поможет игра «Капризный фотограф».
Пускай ребёнок высадит в ряд любимые игрушки. Родителю придётся исполнить роль капризного фотографа, который всё время хочет пересадить зверушек. То он просит убрать мишку от лисички и разместить его возле мышонка, то хочет расположить зайчика правее. Такая весёлая игра помогает в развитии пространственного восприятия.
Показаны и так называемые графические диктанты, когда ребятишки проводят линии по клеткам согласно заданному алгоритму. В результате если всё выполнено правильно, получается смешное изображение.
Вообще, родителям не стоит забывать, что письмо — нелёгкая наука. Ни в коем случае не стоит перегружать малыша. Нужно так планировать занятия, чтобы каждые 15 минут ребёнок делал перерыв. Если предстоит длинный текст, необходимо его разбить на такие этапы, чтобы не возникало усталости и раздражения.
Не надо заставлять кроху писать в черновике, гораздо лучше воспользоваться калькой. Пускай положит её на лист бумаги с напечатанным образцом буковок. Вначале ребёнок обводит элемент несколько раз по кальке, а потом пишет букву в тетрадь уже без неё. Это позволяет сформировать красивый почерк.
Улучшить каллиграфию поможет и «зеброчка» — лист с наклонными линиями, между которыми одинаковый интервал, можно прикупить обычные школьные прописи. Бумага подкладывается под тетрадную страничку и буковки выводятся по просвещающимся линиям. Это позволяет добиться одинакового наклона и размера. Работа смотрится очень аккуратно. Использование «зебры» показано не только малышам. Этот способ даёт возможность улучшить почерк и у подростка. Упражнение несложное, но очень эффективное. Подбирать сложность упражнения нужно в зависимости от того, сколько лет вашему отпрыску.
Как сформировать красивый почерк ребёнку?
Сейчас покажу сканы тетрадей с прописями. Автор — Горячева Ирина Анатольевна. Прописи продаются на официальном сайте РКШ (ссылка кликабельная и НЕ партнёрская, просто от души делюсь). Вы можете покупать их, а можете использовать в качестве примера, чтобы составить свою программу становления красивого почерка ребёнку.
Сейчас (май 2020), в связи с ситуацией в стране, на сайте РКШ в БЕСПЛАТНОМ доступе выложены PDF-файлы всех прописей. Вы их можете скачать, распечатать и пользоваться
Там есть не только прописи, но и методички к ним, что очень важно для успешного обучения ребёнка
А я сейчас расскажу о каждой.
Важность хорошего почерка для учёбы в школе
Сегодня, в век всеобщей компьютеризации, многие родители, возможно, недооценивают важность для школьника хорошего почерка (ведь во взрослой жизни тексты набирают на клавиатуре). Однако это мнение ошибочно, и умение красиво писать для ребёнка имеет большое значение:
- В начальной школе педагоги часто снижают оценки именно за небрежный почерк. И это не их прихоть, а соответствие критериям, разработанным Министерством Образования. В результате ребёнок может получить четыре (а то и три) балла даже за правильно решённую контрольную по математике или письменный ответ по окружающему миру. Кроме того, учитель порой не может разобрать орфограммы («а» или «о»), и дополнительно снижаются отметки уже по русскому языку.
- Если школьник привыкает непонятно писать, то нередко дома он не может разобрать собственный почерк.
- При прохождении ГИА и ЕГЭ тесты, заполненные красивым почерком, не вызовут у проверяющих вопросов.
В начальной школе учителя имеют право снижать отметки именно за небрежный почерк, причём не только по русскому языку
Причины плохого почерка у детей
Проблемы в качестве написания букв можно обнаружить у детей в первом-втором классе. У них снижается успеваемость, аккуратность письма страдает. В основе этого есть ряд причин:
Слабое развитие мелкой моторики. Ребенок с 6 месячного возраста познает окружающий мир при помощи своих рук, пальцев. Когда этот навык разрабатывается не в полной мере, то ребенок не может нарисовать мелкую деталь, правильно держать пишущий предмет и аккуратность письма страдает.
Неправильно подобраны письменные принадлежности. Плохое качество, недорогая или вычурной формы ручка либо карандаш будут регулярно скользить, их неудобно держать в руке, а чрезмерно твердый или мягкий карандаш и слишком бледный или яркий цвет стержня в ручке не позволяют регулировать их нажим.
Неправильная поза во время письма. Здесь учитывается освещение, осанка, высота стула, стола и как расположена тетрадь.
Неправильное держание пишущих предметов. Если ребенок немного сместит кисть в бок, то перекроется обзор, а сильный нажим спровоцирует быструю утомляемость.
Слишком раннее начало обучения письму. Всему свое время. Не нужно опережать развитие
Дети с трех лет, конечно, быстро могут научиться писать, но концентрация внимания при продолжительном занятии (чего требует каллиграфия) небольшая, от чего есть риск сформировать некрасивый почерк.
Отсутствует пространственная ориентация.
Нет взаимодействия письма с оптическим глазодвигательным аппаратом.
Недостаточный опыт в чтении и письме.
Неустойчивое внимание, несформированная и неразвитая память, ребенок не умеет сконцентрироваться.
Когда ребенок пишет некрасиво и неотчетливо, то у ребенка появляются не только плохие оценки и отставание в записывании материала за учителем, но и самооценка школьника снижается. Значение каллиграфического навыка в постановке красивого почерка
Исследователи и педагоги отводят важное значение наличию и развитости каллиграфического навыка у школьников 1-4 классов. Это является основой для последующего обучения в средней и старшей школе
Для эффективного формирования навыка каллиграфии педагогами разрабатываются и апробируются новые методики.
Как улучшить плохой почерк ребенка: советы родителям
Неумение красиво и выразительно писать может привести не только к плохим оценкам и отставанию при конспектировании важного материала на уроке, но и к снижению самооценки школьника. Причин, влияющих на качество письма и формирование плохого почерка ребенка, может быть несколько
Неудобное положение ребенка во время письма. Это один из основных факторов формирования некрасивого почерка. Родителям стоит проследить за этим. Возможно стол, за которым учится ребенок, слишком высокий или, наоборот, низкий. Ребенку сидеть за ним неудобно. Спина находится в неправильном положении, а соответственно, и письмо выходит кое-как. Родителям стоит проследить за правильным положением спины и рук ребенка в течение 2-3 недель, а дальше такое положение войдет в норму школьника. Улучшится при этом и качество письма.
Неправильное положение тетради во время письма. Тетрадь должна лежать под углом 15 градусов вправо к краю стола
Это позволит ребенку сформировать правильные навыки письма, легко писать буквы и слова
Важно также обратить внимание на обложки для тетрадей. Они помогают не только сохранить опрятный вид тетради, но и позволяют ей свободно скользить по столу во время письма
Поэтому родители должны отдать предпочтение гладким обложкам, и не пользоваться модными жесткими.
Неправильное держание ручки во время письма
Это тоже довольно распространенная проблема. Часто дети слишком сжимают ручку или неправильно держат ее, что влияет на калиграфичнисть почерка. Письмо должно быть легким, без усилий. Ручку ребенок должен держать тремя пальцами, зажимая ее между большим и средним пальцами. Указательный палец должен быть сверху ручки. Родителям стоит обратить внимание на выбор ручки для письма. Выбирая со своим школьником или школьницей красивую ручку, они должны обязательно проверить качество письма, особенности пасты, а также удобство ручки. Часто дети хотят приобрести что-то яркое и особенное с канцтоваров, но таким принадлежностями очень часто трудно или неудобно пользоваться во время длительного письма.
Нарушение мелкой моторики рук. Это может проявляться при написании букв разного размера, наклонов их в разные стороны, неправильности завитков, слова выходят за пределы строк и тому подобное. Чтобы устранить эту проблему родителям стоит заняться вместе с ребенком специальными тренировочными упражнениями — завязывание шнурков, перебирание круп, которые можно превратить в интересное соревнование на время. Развить мелкую моторику рук помогают занятия по лепке, вышиванию, плетению и тому подобное. Благодаря систематическим ежедневным занятиям можно добиться быстрых впечатляющих результатов.
Изменение почерка взрослых
В старшем возрасте, когда вышеперечисленные навыки и умения выработаны, научиться писать красивым почерком можно, повторяя чей-то почерк, копируя его. Как правило, желание улучшить или просто изменить свой почерк возникает у детей с 11 лет и позднее, когда ребенок начинает заботиться о мнении окружающих о себе, вырабатывает свой стиль. Желанию изменить почерк больше подвержены девочки, чем мальчики. Мальчики, в основном, ограничиваются подбором красивой росписи.
Чтобы научиться писать красивым почерком, лучше начать работать по прописям. Можно использовать школьные (рекомендуют Чудо-прописи Веры Илюхиной, в которых дается алгоритм написания букв и приводится масса продуктивных упражнений) или распечатать красивый рукописный шрифт, которому вы хотите подражать: начать с первых упражнений по обводу букв и элементов, затем копировать элементы без подсказки-контура, а затем писать слоги, слова, предложения и тексты целиком. Если нет прописей, их можно сделать самому, распечатав нужный текст на принтере и положив сверху полупрозрачный лист бумаги. Также для тренировки подойдут тетради с вспомогательными линями — косыми линейками, расположенными таким образом, чтобы размеры букв и их наклон были стандартными.
Прежде чем начать занятия, нужно проанализировать свой почерк: напишите на листе бумаги несколько предложений, посмотрите на буквы, оцените:
- расстояние между словами;
- расстояние между буквами;
- размер букв;
- наклон;
- нажим на бумагу;
- ровность строк;
- четкость линий (ровные и четкие или корявые, неровные);
- стиль букв (угловатые, округлые, квадратные и т.п.).
Оценив эти особенности своего почерка, можно понять, что именно не нравится и как нужно изменить почерк. Можно сразу же выполнить упражнения на устранение обнаруженного недостатка.
Чтобы лучше понять, что именно вы хотите изменить, посмотрите почерки других людей, готовые шрифты, попробуйте написать буквы и их элементы, подражая этим почеркам, попробуйте совместить их со своим. Что получилось? Довольны ли вы результатом?
Лучшие свои и чужие образцы можно распечатать и положить на видное место. Здесь также можно применить методы НЛП и аутотренинга, когда вы запоминаете почерк, закрываете глаза, расслабляетесь и воображаете, как пишете именно этим почерком. Говорят, помогает.
Сколько нужно заниматься?
Самостоятельное формирование почерка подражательным методом требует систематической работы: чтобы красиво писать, это нужно делать каждый день не менее 15-30 минут; занятия раз в неделю по часу ничего не дадут, навык не будет сформирован. Но нужно понимать, что это должны быть специальные занятия формирования почерка, а не письмо на лекциях или уроках в школе, где из-за большого темпа письма не приходится говорить о красоте записей и тренировке элементов. Заниматься почерком придется отдельно.
Когда работа в прописях и тетради с косыми линейками будет завершена, лучше всего купить самую красивую тетрадь и начать работать в ней: писать стихи, высказывания известных людей, отрывки прозы. Рекомендуется и просто больше писать ручкой, например, вести дневник, раскрашивать, лепить, рисовать, делать гимнастику для пальцев рук. После систематических занятий получится добиться изменения почерка в лучшую сторону.
Правда, существуют заболевания и особенности нервной системы, не позволяющие добиться блестящих результатов, в этом случае нужно проконсультироваться с врачом. Также отдельно стоит заметить, что проблемы с почерком, а, вернее, с письмом есть у людей, страдающих дислексией.
Главные причины, препятствующие формированию красивого почерка
Ухудшение качества написания слов у ребенка обнаруживается в возрасте 7-8 лет. Плохие отметки за грамотность и аккуратность становятся первым признаком возникновения проблемы. Этому может быть несколько причин:
Недостаточное развитие мелкой моторики. Начиная с 6 месяцев, малыш активно познает мир с помощью пальчиков рук. Если в это время навык мелкой моторики был разработан недостаточно, впоследствии это скажется на умении рисовать мелкие детали, брать небольшие предметы и аккуратно выводить буквы.
Плохое качество письменных принадлежностей. В обучении письму мелочей не бывает. Ручка или карандаш плохого качества будет выскальзывать из пальчиков, а слишком твердый или мягкий грифель не позволят малышу регулировать силу нажима.
Неправильное положение во время занятий. На скорость и красоту письма могут влиять такие, на первый взгляд, незначительный факторы, как осанка, высота стола и стула, расположение света и многое другое.
Неверный захват письменных принадлежностей. Небольшое смещение кисти в сторону закроет ребенку обзор, а слишком сильное зажатие ручки пальцами может вызвать неприятные ощущения в руке.
Ранее обучение навыкам письма. Ученые утверждают, что обучить малыша от трех лет написанию букв под диктовку можно достаточно легко
Но, так как детям в таком возрасте очень сложно концентрировать внимание на одном занятии длительное время, малыш будет стремиться к быстрому результату. Вследствие этого есть риск формирования некрасивого почерка.
Преградой к развитию каллиграфического письма вашего ребенка может стать любая из этих причин. Но, практика ежедневных тренировок и определенных упражнений позволит устранить проблему.
Плохой почерк школьника
Заставляя ребенка писать красиво, мы забываем, что каллиграфия — это особый вид изобразительного искусства, искусства красивого письма. Иметь каллиграфический почерк дано не каждому, и это требует регулярных упражнений. В школе, скорее, предъявляются требования не столько к красоте почерка, сколько к его разборчивости и понятности для окружающих.
Обучение письму начинается в возрасте 6-7 лет в подготовительной к школе группе или 1 классе, при этом, как показывают исследования, для детей 6 лет письмо является более сложным упражнением, чем для детей 7 лет. Различия в скорости письма и мышечном напряжении наблюдаются у разновозрастных детей на протяжении первых трех лет обучения в школе.
В XVII веке каллиграфии обучали до обучения чтению, заставляя механически переписывать буквы, слоги, слова, а затем и целые предложения. Такие упражнения по формированию почерка длились месяцами, но их эффективность была невысока. Позднее методики обучения хорошему почерку совершенствовались, в частности, обучение письму и красивому почерку стало проводиться вместе с обучением чтению, то есть письмо стало осознанным.
Элементы механического обучения письму применяются до сих пор: дети учатся по прописям с готовыми образцами почерка: сначала дети обводят палочки-кружочки и отдельные элементы букв, затем повторяют образец. Позднее дети начинают работать в разлинованных тетрадях, в тетрадях с косой чертой — вспомогательные линии помогают детям сориентироваться на листе, соблюдать пропорции букв и соединений, что делает почерк красивым.
Почерк ребенка начинает формироваться в начальной школе при обучении письму, с годами тренировок ребенок пишет быстрее: ребенок быстрее пишет отдельные элементы букв, быстрее связывает буквы, выбирает наиболее рациональные элементы букв и их соединений, да и сами буквы становятся мельче
В начальной школе важно научить ребенка писать красиво и разборчиво — это лучше, чем потом исправлять корявый почерк, «как курица лапой»
Определение понятия
Каллиграфия — это искусство оформления знаков в виртуозной, гармоничной и экспрессивной манере. Дословно переводится как «красивый почерк».
Впервые термин, которым обозначали выделяющееся красотой и четкостью письмо, упоминается в Европе шестнадцатого века. Но истоки этого искусства были открыты задолго до того, как такое письмо получило название. Де-факто каллиграфия зародилась и начала развиваться, когда люди только приступили к использованию символов для трансляции информации. Примером искусства писать красивым и ровным почерком являются иероглифы (четыре тысячи лет до н. э.). Письмо египтян в третьем веке до нашей эры вытеснили греки, и приблизительно с этого момента во всех частях мира наблюдаются письмена с разными техниками.
Сейчас главные формы каллиграфии — это открытки, свадебные поздравления, шрифты, граффити и графический дизайн. Впрочем, ее значение в том же учебном процессе явно недооценено. Среди крупных фирм Японии распространены уроки каллиграфии для сотрудников в обеденный перерыв. По мнению руководителей компаний, это дорогое занятие полезно для здоровья и творческого потенциала. А ведь японцы — наиболее работоспособная, креативная в сфере разработок и продвинутая нация. Еще в 80-х годах прошлого века каллиграфия победила в интересном эксперименте одной из самых крупных компаний (речь все еще о Японии), цель которого состояла в поиске методик для подготовки специалистов будущего.
Под каллиграфическим почерком подразумевается техника разборчивого, аккуратного письма. Учителя, работники архивов, библиотекари — примеры профессий, для которых каллиграфия — необходимость, а не каприз.
Вступительный видеоурок.
Каллиграфия для детей: почему это важно?
Сегодня, в век компьютерных технологий, когда дети с пеленок владеют искусством нажимать кнопки пультов телевизора, легко разбираются в работе планшетов и ноутбуков, наука красного писания или каллиграфия должна бы потерять свою актуальность.
Письменная работа сегодня значительно упрощена — стоит только набрать текст, и многочисленные редакторы исправляют орфографические и пунктуационные ошибки. Для передачи эмоций во время переписки дети часто используют различные смайлики. Ведь это очень просто — один клик и есть готовая эмоция — грусть, радость, удовольствие или разочарование. С одной стороны это хорошо — потому что все делается для упрощения жизни современного человека. Но с другой стороны — такая упрощенность приводит к лености, не желанию думать и действовать творчески.
Если говорить о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то письмо для них имеет первостепенное значение. На уроке письма дети учатся не только красиво писать буквы, но и вырабатывают в себе такие черты характера как исполнительность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. Письмо имеет значение для развития умственной деятельности ребенка. Не зря в Японии дети с 3-летнего возраста ежедневно занимаются уроками каллиграфии. Они учатся старательно выводить иероглифы — одни из самых сложных символов современного письма.
Во время этих занятий развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь влияет на формирование коры головного мозга ребенка. Отечественные педагоги и психологи утверждают, что уроки каллиграфического письма развивают эмоциональную сферу. Современные дети и подростки пишут рукой очень мало, это обедняет их эмоциональный мир, лишает возможности подобрать слова для выражения чувств и переживаний.
Красивая роспись
Роспись — это визитка каждого из нас, она должна смотреться замысловато и, конечно же, стильно. Здесь не выручат мастер-классы и тематическая литература, и это не то, что придумывают за несколько часов. Как правило, когда человеку впервые приходится ставить подпись, он инстинктивно выводит первые буквы имени и фамилии и какой-то хитрый завиток.
Если вы решаетесь на изменения, стоит понять, что именно не устраивает, и посмотреть на образцы качественных подписей. Можно попытаться поменять стиль, добавить какие-то элементы или поработать над углом наклона букв. От элегантной подписи зависит имидж владельца, забудьте о детской абракадабре.
Генератор прописей
Чтобы составить прописи, выберите на панели нужные вам функции.
Вид страницы: в косую линию, в узкую линию, в широкую линию.
Выбор страницы зависит от степени подготовленности вашего ребенка.
Для написания цифр используйте страницу в клетку.
Вид шрифта: пунктирный, сплошной серый, сплошной черный.
Для обводки букв выберете пунктирный шрифт или сплошной серый.
Для самостоятельного письма по примеру — сплошной черный.
Положение страницы: книжное, альбомное.
В отдельной строке напишите задание.
Например: обведи буквы, пропиши по образцу, пропиши самостоятельно по образцу и т.п.
Далее заполните форму текстом на свое усмотрение.
Это могут быть отдельные буквы, слоги, слова. Пропишите те буквы и слоги, при написании которых у вашего ребенка возникают трудности.
Вы можете вписать предложения или текст (стихотворение, загадку).
Для перехода на новую строку и корректного отображения текста используйте кнопку ENTER.
В книжном формате ширина строки порядка 40-42 знака, учитывая пробелы. В альбомном формате ширина строки порядка 55-58 знаков.
С помощью онлайн генератора прописей вы можете составить, скачать и распечатать задания для детей любой сложности.
Вы можете создать прописи не только на кириллице. Используя латинскую раскладку клавиатуры, вы можете сгенерировать прописи по английскому и немецкому языку.
Для дошкольного возраста используйте пунктирный шрифт и страницу с косой линией.
Пропишите отдельные строчные и заглавные буквы, слоги и слова для обводки.
Для первоклассников можно создать прописи уже со сплошной линией.
Вы можете написать по одному примеру, оставив строку пустой для самостоятельного письма.
Вы так же можете с помощью генератора прописей составить грамматическое упражнение для ребенка.
Напишите слова или текст с пропущенными буквами. Это могут быть словарные слова, слова с проверочными гласными, слова с приставками и т.п.
Не забудьте про цифры
Используйте страницу в клетку и пунктирный шрифт. Можно распечатать не только прописи с цифрами, но и прописи с математическими примерами, составив их самостоятельно.
Напомню, что если вам необходимы задания с математическими примерами по математике воспользуйтесь Генератором примеров, который поможет вам создать и распечатать математические примеры для детей разного уровня подготовки.
Надеюсь, что сервис по созданию прописей поможет вам в обучении ваших детей.
Данный генератор будет полезен для составления прописей, как для дошкольников, так и для школьников младших классов.
Для самых маленьких подойдут уже готовые развивающие прописи.
Буду рада обратной связи, отзывам и предложениям.
Так же буду признательна за поддержку в развитии генератора :))
С чего начать
Интерес к письму появляется, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты зрительное восприятие, речь, внимание и память. И конечно, к этому времени он должен уметь читать
Создать базу для обучения помогут:
- пальчиковые игры;
- игры с мячом и кубиками;
- сборка конструктора;
- рисование, лепка, аппликация, пазлы;
- застёгивание пуговиц, кнопок, липучек, завязывание шнурков;
- нанизывание бус;
- нарезка овощей.
Чтобы научить ребёнка писать буквы, лучше задействовать разные каналы восприятия
Важно, чтобы он не только увидел, но и физически прочувствовал их очертания. В этом помогут карточки с шершавыми буквами — их можно купить, но лучше сделать вместе с ребёнком
А ещё попробуйте выкладывать буквы лентами, собирать их из палочек и лепить из пластилина.
Рекомендуем начинать каждое занятие с упражнений для пальчиков. Они помогают разбудить чувствительность и подвижность. Очень полезен также массаж колючим резиновым мячиком или тренажёром су-джок.
Упражнение «Кулак — ребро — ладонь»
Три положения руки сменяют друг друга. Выполняется каждой рукой по 8–10 раз.
Упражнение «Дом — ёжик — замок»
«Дом» — пальцы соединяются под углом, большие пальцы перпендикулярны ладони.
«Ёжик» — ладони располагаются под углом, пальцы одной руки проходят между пальцами другой.
«Замок» — ладони прижаты, пальцы переплетены.
Гимнастика «Колечки»
Большой палец поочерёдно соединяется в кольцо с указательным, средним, безымянным и мизинцем с постепенно возрастающей скоростью. Нужно делать как в прямом порядке — от указательного к мизинцу, так и в обратном. Сначала каждой рукой по отдельности, затем вместе.