Структура занятий, входящих в блок I
№ п/п |
Тема занятия |
Цель занятия |
Структура занятия |
||
Вводная часть |
Основная часть |
Заключительная часть |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
“Детская дружба” |
Развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого. |
Упражнение “Клубочек”; Беседа “С кем я дружил летом”. |
Игра “Волшебник”; Театр экспромт “Незабудка не смогла подружиться” (О. Гавриченко). |
Упражнение “Биоэнергетическая гимнастика”; “Всем-всем до свидания”. |
2 |
“Наши эмоции” |
Формирование умения понимать эмоциональное состояние другого человека, а также развитие умения общаться без слов, с помощью мимики и пантомимики. |
Приветствие: “Доброе утро,…” |
Игры: “Жмурки”; “День рождения”; “Колечко”; Этюд “Так будет справедливо”. |
Игра “Хоровод”; Подведение итогов; Прощание. |
3 |
“Мы умеем общаться без слов” |
Развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать эмоциональное состояние другого. |
Приветствие |
Игры: “Через стекло”; “Зоопарк”; Этюд “Встреча с другом”; Игра “Ой-ой, живот болит”. |
Танцевальный этюд “Подари движение”; Расставание. |
4 |
“Наши жесты “говорят” о многом” |
Развитие эмоционального мира детей. |
Упражнение “Утро” |
Игры: “Изображение предметов”; “Баба Яга”; Разыгрывание сценки “Котята”; Игра “Поварята”. |
Этюд “Солнечный зайчик”; Подведение итогов; Прощание. |
5 |
“Что чувствуют, когда ссорятся?” |
Обучить детей соотносить карточки-пиктограммы с эмоциями, возникающими в конфликтных ситуациях и мешающими дружить. |
Приветствие: “Здравствуй,…” |
Мысленная картинка: “Когда ссорюсь, я чувствую…”; Упражнение “Оттенки эмоций”; Игра “Подбери маску”; Этюд “Цветок”. |
Упражнение “Кораблик”; Расставание “Подарим улыбку друг другу”. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6 |
“Кошка и собака — друзья” |
Формирование положительного отношения детей друг к другу. |
Упражнение “Дотронься до…” |
Этюд “У меня кругом друзья”; Упражнение-сказка “Как подружились кошка с собакой”; Упражнение “Кошачий секрет”; Игра-развлечение “Сладкая парочка”. |
Упражнение “Поза доброй кошки”; Прощание. |
7 |
“Настоящий друг — кто он?” |
Установление доброжелательных, дружеских отношений между всеми участниками; определение качеств, присущих “настоящему” другу; способствовать укреплению уверенности дошкольников в себе. |
Чтение стихотворения “Если все вокруг подружатся” |
Мысленная картинка на тему: “Настоящий друг”; Игра “Коровы, собаки, кошки”; Упражнение “Настоящий друг в нашей группе”; Игра “Маша настоящий друг, потому что …” |
Упражнение “Штанга”; Подведение итогов; Прощание. |
8 |
“Правила дружбы” |
Формирование положительного отношения детей друг к другу; развитие дружеских взаимоотношений. |
Игра “Передай по кругу” |
Беседа “Как правильно дружить”; Проигрывание ситуаций, позволяет закрепить выделенные детьми “правила дружбы”; Игра “Мои друзья”. |
Игра “Хоровод”; Подведение итогов; Прощание. |
9 |
“Дружба начинается с улыбки” |
Развитие навыков бесконфликтного общения, умения сдерживать свое эмоциональное состояние. |
Игра “Принц и принцесса” |
Игра “Дружба начинается с улыбки”; Игра “Комплимент”; Игра “Возьмите себя в руки”. |
Игра “Ворона”; Подведение итогов; Прощание. |
10 |
“Мы дружная команда” |
Развитие доброжелательности, положительных эмоций, позитивного отношения к окружающим. |
Игра “Сказочная шкатулка” |
Игры: “Глаза в глаза”; “Рисуем открытку”; “Волшебный мешок”. |
Игра “Огонь-лед”; Подведение итогов; Прощание. |
11 |
“Дружба — это помощь” |
Способствовать осознанию дошкольниками, того, что друзья всегда приходят на помощь друг к другу. |
Чтение стихотворения “Если есть хороший друг” |
Мысленная картинка на тему: “Дружба”; Игра “Помоги другу”; Театр экспромт “Смелый Бобердулик” (Орлова); Игра “Паровозик”. |
Упражнение на расслабление “Кого укусил комарик”; Подведение итогов; Прощание. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
12 |
“Добрые эльфы” |
Закрепление позитивного отношения детей друг к другу; определение насколько дети узнали друг друга, изменились их отношения, подружились. |
Упражнение “Общий круг” |
Упражнения: “Кто сказал?”; “Добрые эльфы”; “Тень”; “Выбери друга”; Этюд “Волны”. |
Релаксация “Волшебный сон”; Подведение итогов; Прощание |
Цель урока
Классическая методическая наука выделяет три основных цели урока:
- Образовательную,
- Развивающую и
- Воспитательную.
Конечно, урок как методическое целое сам в себе заключает в себе единую общую цель, но она может разделяться в зависимости от того, о каком уроке идет речь, какой предмет преподается, какова ученическая аудитория и других аспектов.
Так, образовательная цель включает в себя набор тех навыков и умений, которые должны быть сформированы или закреплены в процессе занятия. Например: «Формирование представления о страдательном залоге глагола как грамматической категории и о его использовании в речи».
Развивающая цель включает в себя то, что должно посодействовать развитию логического мышления, способности критически оценивать и сопоставлять факты, события и явления и формировать собственное мнение об этом. Например, развивающая цель занятия может быть сформулирована таким образом: «Способность к дифференциации действительного и страдательного залога и самостоятельному выбору критериев использования данных грамматических конструкций».
Воспитательная цель – здесь все достаточно очевидно: педагог должен указать, какую воспитательную нагрузку вбирает в себя изучаемый учебный материал. Например, если изучается вежливая форма глагола второго лица единственного числа, можно указать, что воспитательной целью урока является «развитие культуры речи и уважительного обращения с окружающими людьми в обществе».
Наглядные методы и приемы
Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.
Наблюдение
Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, воспитатель обязательно должен поставить перед детьми цель для созерцания. Возможны несколько вариантов.
1. Распознать, определить характеристики.
Например:
- на занятиях по окружающему миру во время изучения темы «Цветы» можно предложить рассмотреть различные растения и назвать только цветочки;
- на математических занятиях при рассмотрении тем сравнения предметов и установления взаимоотношений между ними ставится задача определить каких предметов больше, каких меньше; какое дерево выше, какое ниже, какой фрукт по форме похож на круг и т.д.;
- на занятиях по развитию речи при изучении темы «Звук» воспитатель может предложить понаблюдать за его произношением (как располагаются губы, мешает ли что-то произносить звук протяжно).
2. Определить характер изменений или преобразование предмета.
Например:
- на занятиях по ручному труду во время игр с песком — определить, как изменяется песок, если его намочить;
- на занятиях по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — понаблюдать, что случилось с деревьями осенью;
- на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что измениться, если к двум предметам добавить еще один.
3. Установить состояние объекта по отдельным признакам.
Например:
- на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Части суток» — по состоянию неба и положению солнца определить, какая часть суток наступила;
- на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Животные» — по виду лап (хвоста или ушей) определить кто это.
В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или кратковременные.
Демонстрация
Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся:
- предметы, натуральные объекты;
- предметные или дидактические картинки;
- книжные иллюстрации;
- репродукции;
- макеты.
Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:
- Демонстрация предметов. Часто такие методические приемы используются в детском саду на занятиях по ИЗО. Например, перед тем, как предложить нарисовать яблоко, его сразу детям показывают, предлагают хорошо рассмотреть и описать его форму, размер, цвет.
- Демонстрация образца. Например, детям показывают образец аппликации, которую они будут выполнять или образец написания элементов букв и т.д.
- Демонстрация способа выполнения действий. Наиболее часто применяется на занятиях по ручному труду (как раскатать «колбаску» или сделать шар из пластилина, вырезать полоску, приклеить кружочек и т.д.) и на занятиях по физкультуре (как наклоняться, прыгать и т.д.).
- Демонстрация иллюстраций и репродукций. Этот прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта. Например, изучая цветы радуги, если ее в это время нет на небе, детям можно показать картинку в книге.
Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие такого познавательного процесса, как восприятие, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.
Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляют:
- диафильмы;
- слайды;
- видеофильмы;
- компьютерные программы.
Например, на занятиях по основам безопасности можно показать видеофильм о правилах пересечения дороги. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ, различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые рекомендуется использовать на занятиях в детском саду.
Блок III “Реши конфликтную ситуацию”
Состоит из восьми занятий: “Как научиться управлять своим поведением”; “Встань на его место”; “Комментаторы и судьи”; “Хорошо — плохо”; “Решение “трудных” ситуаций”; “Поссорились и помирились”; “Проигрывание ситуаций”; “Как избежать ссор, драк?”.
Данные занятия помогают определить, изучить и закрепить приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и обосновать результативные способы для их устранения. Закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и конструктивных способов разрешения конфликтов, позволяет, использование механизма идентификации.
Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ: пример по лепке
План заполнения:
- Тема и тип занятия.
- Цель (сформировать условия для закрепления умения лепить).
- Задачи (обучающая — отточить навыки раскатки, прищипывания, соединения, сглаживания, например, ушек лесного животного, развивающая — развитие мелкой моторики и сообразительности, воспитывающая — учить аккуратности, бережному отношению, внимательности).
- Характеристика места занятия и группы.
- Структурированность занятия (вводная, основная и заключительная части).
- Характеристика методов и приемов (словесных — беседы, вопросы, повторение, наглядных — демонстрация, игровых, практических, контроля).
- Этапы занятия (вводная, непосредственно лепка/аппликация, подведение итогов).
- Что получилось.
- Что не получилось.
Анализ занятия в ДОУ по ФГОС (образец, пример всегда можно найти в сети), это чрезвычайно важный элемент. Фактически, это оценка занятий, как со стороны педагога, так и со стороны внешних наблюдателей. Стандарт предполагает, что анализируются все занятия, которые осуществляет образовательное учреждение, начиная с таких, как физкультура и рисование, заканчивая открытыми уроками по таким предметам, как математика и чтение. В любом случае, именно анализ проводимых занятий позволяет определить степень эффективности таковых, выделить направления развития, а также получить советы более старших коллег и услышать мнение со стороны.
Классификация коррекционно-развивающих занятий
Классификация занятий коррекционной направленности основывается на принципе деления уроков по специфике этой работы.
Таблица: виды коррекционно-развивающих занятий в детском саду
Вид | Суть | Типы занятий с примерами |
Психологическое | Уроки с малышами без (!) отклонений в сфере психики, но имеющими нарушения поведенческой линии (например, ребёнок дерётся). | Уроки, нацеленные на создание положительного микроклимата в группе и развитие психологических функций малыша (к примеру, эмоций, ощущений и пр.). Ознакомиться с методикой работы в этом направлении можно здесь. |
Дефектологическое | Занятия коррекционной направленности с детьми, имеющими отклонения в физическом и умственном развитии, требующими повышенного внимания. | Сурдопедагогическое, то есть направленное на работу с глухими или слабослышащими детьми. Пример для ребят младшего дошкольного возраста можно найти в публикации Морозовой В.А. |
Дефектологическое занятие для коррекции заикания. Эти уроки проводятся индивидуально или в рамках работы разновозрастной группы. Вот пример составления конспекта такого занятия для воспитанников разного возраста. | ||
Тифлопедагогическое занятие — дефектологическое занятие для работы со слепыми или слабовидящими детьми.Ознакомиться с примером такого урока для ребят старшего дошкольного возраста можно в разработке дефектолога Бойко Л.А. | ||
Дефектологическое занятие с гиперактивными детьми. Работа по этому направлению коррекции ведётся комплексно, поэтому и занятия должны составляться блочно, как, например, цикл уроков Н.В. Власовой. | ||
Дефектологическое занятие на коррекцию тревожности по теме «Волшебный город» в старшей группе. | ||
Дефектологическое занятие на коррекцию агрессии. Например, урок для старшего дошкольного возраста по теме «Злой король», разработанный О. Ивановой. | ||
Дефектологическое занятие на коррекцию эмоционально-волевого состояния. Такие уроки, как правило, проводятся блоками. Ознакомиться с блоком для старшего дошкольного возраста можно здесь. | ||
Занятие на коррекцию речи. Примером может быть урок с логопатами (детьми, имеющими нарушения речи) старшего дошкольного возраста на тему «Волчок». | ||
Занятие для детей с ЗПР. Эти уроки составляются с учётом степени отклонения, без оглядки на возраст малыша. | ||
Занятие для умственно отсталых малышей. | ||
Дефектологическое занятие для ребят с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Эти уроки часто проводятся в спортивном зале и представляют собой сочетание изучения лексической темы с ЛФК. Например, занятие для младших дошколят на тему «Я и моё тело». | ||
Занятие для детей с комплексными нарушениями, то есть сочетанием двух и более ОВЗ. |
Коррекцинные занятия ведут специалисты в работе с конкретными ОВЗ у детей
Этапы и сроки реализации программы
Первый этап (сентябрь):
- подбор детей в экспериментальную группу осуществлялся по результатам, проведенного диагностического обследования, с использованием методик: “Несуществующее животное”, “Незаконченные рассказы-ситуации” Г.А. Урунтаевой, модифицированный тест С. Розенцвейга, направленных на выявление конфликтности, анализ взаимоотношений детей в группе (приложение 1);
- организация условий осуществления коррекционно-развивающей программы;
- консультирование родителей;
- информирование педагогов и администрации образовательного учреждения о плане проведения коррекционно-развивающих мероприятий;
- обсуждение коррекционной программы с педагогами, администрацией.
Второй этап (октябрь-апрель):
- реализация коррекционно-развивающей программы;
- проведение коррекционно-развивающих занятий с экспериментальной группой, согласно разработанной программе;
- контроль динамики хода коррекционно-развивающей работы, предоставление родителям «обратной связи» о ходе апробации программы;
- проведение родительских групп – сообщение промежуточных результатов коррекционно-развивающей работы.
- внесение необходимых корректив в программу работ (за исключением целей и задач программы).
Третий этап (май):
повторное диагностическое обследование с целью определения, удалось ли нивелировать высокий, средний уровни конфликтности, а также проведение заданий, позволяющих выявить влияние мотивов на результат и взаимоотношения детей в совместной деятельности, мотивов поведения в ситуации выбора; использование модифицированной методики “Цветовые метафоры” И.Л. Соломина для выяснения, понимают ли дошкольники сущность форм поведения (приложение 1).
- оценка эффективности коррекционно-развивающей работы, с использованием методов математической статистики (t-критерий Ф. Вилкоксона,χ²-критерий К. Пирсона);
- разработка, в случае необходимости, программы индивидуального курирования отдельного случая;
- обсуждение итогов коррекционно-развивающей работы с родителями, педагогами, администрацией, написание отзывов, научных статей.
принципа коррекционной направленности процесса обучения
- Анализ коррекционно-развивающих задач урока:
— оценка формулировок задач (с позиций направленности на ребенка (1), конкретности (2) и конструктивности (3));
— степень реализации поставленных задач.
- Как педагог учитывал недостатки развития детей при организации их деятельности на уроке, какие условия создавал:
— для успешного восприятия и осмысления нового материала;
— для запоминания материала урока;
— для обобщения изученного материала по теме (разделу).
Коррекции недостатков развития каких психических функций уделял внимание педагог на данном уроке? Какие специальные методы, приемы использовал педагог:
— для стимуляции познавательной активности учащихся;
— для формирования общеучебных интеллектуальных умений (умений ориентировки в задании, планирования деятельности, самоконтроля);
— для коррекции нарушений развития восприятия учащихся;
— для коррекции нарушений развития мышления учащихся;
— для коррекции нарушений развития памяти учащихся;
— для стимуляции речевой активности детей, коррекции недостатков их речевого развития;
— др.
- Как педагог учитывал индивидуальные особенности и затруднения учащихся в процессе урока?
- Насколько активно педагог использовал двигательные методы в процессе урока?
- Способствовал ли педагог созданию положительного фона деятельности детей на уроке и каким образом?