Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа для дошкольников

Структура занятий, входящих в блок I

№ п/п

Тема

занятия

Цель

занятия

Структура занятия

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

1

2

3

4

5

6

1

“Детская дружба”

Развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого.

Упражнение “Клубочек”;

Беседа “С кем я дружил летом”.

Игра “Волшебник”;

Театр экспромт “Незабудка не смогла подружиться” (О. Гавриченко).

Упражнение “Биоэнергетическая гимнастика”;

“Всем-всем до свидания”.

2

“Наши эмоции”

Формирование умения понимать эмоциональное состояние другого человека, а также развитие умения общаться без слов, с помощью мимики и пантомимики.

Приветствие: “Доброе утро,…”

Игры:

“Жмурки”;

“День рождения”;

“Колечко”;

Этюд “Так будет справедливо”.

Игра “Хоровод”;

Подведение итогов;

Прощание.

3

“Мы умеем общаться без слов”

Развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать эмоциональное состояние другого.

Приветствие

Игры:

“Через стекло”; “Зоопарк”;

Этюд “Встреча с другом”;

Игра “Ой-ой, живот болит”.

Танцевальный этюд “Подари движение”;

Расставание.

4

“Наши жесты “говорят” о многом”

Развитие эмоционального мира детей.

Упражнение “Утро”

Игры:

“Изображение предметов”;

“Баба Яга”;

Разыгрывание сценки “Котята”;

Игра “Поварята”.

Этюд “Солнечный зайчик”;

Подведение итогов;

Прощание.

5

“Что чувствуют, когда ссорятся?”

Обучить детей соотносить карточки-пиктограммы с эмоциями, возникающими в конфликтных ситуациях и мешающими дружить.

Приветствие: “Здравствуй,…”

Мысленная картинка: “Когда ссорюсь, я чувствую…”;

Упражнение “Оттенки эмоций”;

Игра “Подбери маску”;

Этюд “Цветок”.

Упражнение “Кораблик”;

Расставание “Подарим улыбку друг другу”.

1

2

3

4

5

6

6

“Кошка и собака — друзья”

Формирование положительного отношения детей друг к другу.

Упражнение “Дотронься до…”

Этюд “У меня кругом друзья”;

Упражнение-сказка “Как подружились кошка с собакой”;

Упражнение “Кошачий секрет”;

Игра-развлечение “Сладкая парочка”.

Упражнение “Поза доброй кошки”;

Прощание.

7

“Настоящий друг — кто он?”

Установление доброжелательных, дружеских отношений между всеми участниками; определение качеств, присущих “настоящему” другу; способствовать укреплению уверенности дошкольников в себе.

Чтение стихотворения “Если все вокруг подружатся”

Мысленная картинка на тему: “Настоящий друг”;

Игра “Коровы, собаки, кошки”;

Упражнение “Настоящий друг в нашей группе”;

Игра “Маша настоящий друг, потому что …”

Упражнение “Штанга”;

Подведение итогов;

Прощание.

8

“Правила дружбы”

Формирование положительного отношения детей друг к другу; развитие дружеских взаимоотношений.

Игра “Передай по кругу”

Беседа “Как правильно дружить”;

Проигрывание ситуаций, позволяет закрепить выделенные детьми “правила дружбы”;

Игра “Мои друзья”.

Игра “Хоровод”;

Подведение итогов;

Прощание.

9

“Дружба начинается с улыбки”

Развитие навыков бесконфликтного общения, умения сдерживать свое эмоциональное состояние.

Игра “Принц и принцесса”

Игра “Дружба начинается с улыбки”;

Игра “Комплимент”;

Игра “Возьмите себя в руки”.

Игра “Ворона”;

Подведение итогов;

Прощание.

10

“Мы дружная команда”

Развитие доброжелательности, положительных эмоций, позитивного отношения к окружающим.

Игра “Сказочная шкатулка”

Игры:

“Глаза в глаза”;

“Рисуем открытку”;

“Волшебный мешок”.

Игра “Огонь-лед”;

Подведение итогов;

Прощание.

11

“Дружба — это помощь”

Способствовать осознанию дошкольниками, того, что друзья всегда приходят на помощь друг к другу.

Чтение стихотворения “Если есть хороший друг”

Мысленная картинка на тему: “Дружба”;

Игра “Помоги другу”;

Театр экспромт “Смелый Бобердулик” (Орлова);

Игра “Паровозик”.

Упражнение на расслабление “Кого укусил комарик”;

Подведение итогов;

Прощание.

1

2

3

4

5

6

12

“Добрые эльфы”

Закрепление позитивного отношения детей друг к другу; определение насколько дети узнали друг друга, изменились их отношения, подружились.

Упражнение “Общий круг”

Упражнения:

“Кто сказал?”;

“Добрые эльфы”; “Тень”;

“Выбери друга”;

Этюд “Волны”.

Релаксация “Волшебный сон”;

Подведение итогов;

Прощание

Цель урока

Классическая методическая наука выделяет три основных цели урока:

  • Образовательную,
  • Развивающую и
  • Воспитательную.

Конечно, урок как методическое целое сам в себе заключает в себе единую общую цель, но она может разделяться в зависимости от того, о каком уроке идет речь, какой предмет преподается, какова ученическая аудитория и других аспектов.

Так, образовательная цель включает в себя набор тех навыков и умений, которые должны быть сформированы или закреплены в процессе занятия. Например: «Формирование представления о страдательном залоге глагола как грамматической категории и о его использовании в речи».

Развивающая цель включает в себя то, что должно посодействовать развитию логического мышления, способности критически оценивать и сопоставлять факты, события и явления и формировать собственное мнение об этом. Например, развивающая цель занятия может быть сформулирована таким образом: «Способность к дифференциации действительного и страдательного залога и самостоятельному выбору критериев использования данных грамматических конструкций».

Воспитательная цель – здесь все достаточно очевидно: педагог должен указать, какую воспитательную нагрузку вбирает в себя изучаемый учебный материал. Например, если изучается вежливая форма глагола второго лица единственного числа, можно указать, что воспитательной целью урока является «развитие культуры речи и уважительного обращения с окружающими людьми в обществе».

Наглядные методы и приемы

Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.

Наблюдение

Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, воспитатель обязательно должен поставить перед детьми цель для созерцания. Возможны несколько вариантов.

1. Распознать, определить характеристики.

Например:

  • на занятиях по окружающему миру во время изучения темы «Цветы» можно предложить рассмотреть различные растения и назвать только цветочки;
  • на математических занятиях при рассмотрении тем сравнения предметов и установления взаимоотношений между ними ставится задача определить каких предметов больше, каких меньше; какое дерево выше, какое ниже, какой фрукт по форме похож на круг и т.д.;
  • на занятиях по развитию речи при изучении темы «Звук» воспитатель может предложить понаблюдать за его произношением (как располагаются губы, мешает ли что-то произносить звук протяжно).

2. Определить характер изменений или преобразование предмета.

Например:

  • на занятиях по ручному труду во время игр с песком — определить, как изменяется песок, если его намочить;
  • на занятиях по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — понаблюдать, что случилось с деревьями осенью;
  • на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что измениться, если к двум предметам добавить еще один.

3. Установить состояние объекта по отдельным признакам.

Например:

  • на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Части суток» — по состоянию неба и положению солнца определить, какая часть суток наступила;
  • на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Животные» — по виду лап (хвоста или ушей) определить кто это.

В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или кратковременные.

Демонстрация

Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся:

  • предметы, натуральные объекты;
  • предметные или дидактические картинки;
  • книжные иллюстрации;
  • репродукции;
  • макеты.

Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:

  • Демонстрация предметов. Часто такие методические приемы используются в детском саду на занятиях по ИЗО. Например, перед тем, как предложить нарисовать яблоко, его сразу детям показывают, предлагают хорошо рассмотреть и описать его форму, размер, цвет.  
  • Демонстрация образца. Например, детям показывают образец аппликации, которую они будут выполнять или образец написания элементов букв и т.д.
  • Демонстрация способа выполнения действий. Наиболее часто применяется на занятиях  по ручному труду (как раскатать «колбаску» или сделать шар из пластилина, вырезать полоску, приклеить кружочек и т.д.) и на занятиях по физкультуре (как наклоняться, прыгать и т.д.).
  • Демонстрация иллюстраций и репродукций. Этот прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта. Например, изучая цветы радуги, если ее в это время нет на небе, детям можно показать картинку в книге.

Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие такого познавательного процесса, как восприятие, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляют:

  • диафильмы;
  • слайды;
  • видеофильмы;
  • компьютерные программы.

Например, на занятиях по основам безопасности можно показать видеофильм о правилах пересечения дороги. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ, различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые рекомендуется использовать на занятиях в детском саду.

Блок III “Реши конфликтную ситуацию”

Состоит из восьми занятий: “Как научиться управлять своим поведением”; “Встань на его место”; “Комментаторы и судьи”; “Хорошо — плохо”; “Решение “трудных” ситуаций”; “Поссорились и помирились”; “Проигрывание ситуаций”; “Как избежать ссор, драк?”.

Данные занятия помогают определить, изучить и закрепить приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и обосновать результативные способы для их устранения. Закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и конструктивных способов разрешения конфликтов, позволяет, использование механизма идентификации.

Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ: пример по лепке

План заполнения:

  • Тема и тип занятия.
  • Цель (сформировать условия для закрепления умения лепить).
  • Задачи (обучающая — отточить навыки раскатки, прищипывания, соединения, сглаживания, например, ушек лесного животного, развивающая — развитие мелкой моторики и сообразительности, воспитывающая — учить аккуратности, бережному отношению, внимательности).
  • Характеристика места занятия и группы.
  • Структурированность занятия (вводная, основная и заключительная части).
  • Характеристика методов и приемов (словесных — беседы, вопросы, повторение, наглядных — демонстрация, игровых, практических, контроля).
  • Этапы занятия (вводная, непосредственно лепка/аппликация, подведение итогов).
  • Что получилось.
  • Что не получилось.

Анализ занятия в ДОУ по ФГОС (образец, пример всегда можно найти в сети), это чрезвычайно важный элемент. Фактически, это оценка занятий, как со стороны педагога, так и со стороны внешних наблюдателей. Стандарт предполагает, что анализируются все занятия, которые осуществляет образовательное учреждение, начиная с таких, как физкультура и рисование, заканчивая открытыми уроками по таким предметам, как математика и чтение. В любом случае, именно анализ проводимых занятий позволяет определить степень эффективности таковых, выделить направления развития, а также получить советы более старших коллег и услышать мнение со стороны.

Классификация коррекционно-развивающих занятий

Классификация занятий коррекционной направленности основывается на принципе деления уроков по специфике этой работы.

Таблица: виды коррекционно-развивающих занятий в детском саду

Вид Суть Типы занятий с примерами
Психологическое Уроки с малышами без (!) отклонений в сфере психики, но имеющими нарушения поведенческой линии (например, ребёнок дерётся). Уроки, нацеленные на создание положительного микроклимата в группе и развитие психологических функций малыша (к примеру, эмоций, ощущений и пр.). Ознакомиться с методикой работы в этом направлении можно здесь.
Дефектологическое Занятия коррекционной направленности с детьми, имеющими отклонения в физическом и умственном развитии, требующими повышенного внимания. Сурдопедагогическое, то есть направленное на работу с глухими или слабослышащими детьми. Пример для ребят младшего дошкольного возраста можно найти в публикации Морозовой В.А.
Дефектологическое занятие для коррекции заикания. Эти уроки проводятся индивидуально или в рамках работы разновозрастной группы. Вот пример составления конспекта такого занятия для воспитанников разного возраста.
Тифлопедагогическое занятие — дефектологическое занятие для работы со слепыми или слабовидящими детьми.Ознакомиться с примером такого урока для ребят старшего дошкольного возраста можно в разработке дефектолога Бойко Л.А.
Дефектологическое занятие с гиперактивными детьми. Работа по этому направлению коррекции ведётся комплексно, поэтому и занятия должны составляться блочно, как, например, цикл уроков Н.В. Власовой.
Дефектологическое занятие на коррекцию тревожности по теме «Волшебный город» в старшей группе.
Дефектологическое занятие на коррекцию агрессии. Например, урок для старшего дошкольного возраста по теме «Злой король», разработанный О. Ивановой.
Дефектологическое занятие на коррекцию эмоционально-волевого состояния. Такие уроки, как правило, проводятся блоками. Ознакомиться с блоком для старшего дошкольного возраста можно здесь.
Занятие на коррекцию речи. Примером может быть урок с логопатами (детьми, имеющими нарушения речи) старшего дошкольного возраста на тему «Волчок».
Занятие для детей с ЗПР. Эти уроки составляются с учётом степени отклонения, без оглядки на возраст малыша.
Занятие для умственно отсталых малышей.
Дефектологическое занятие для ребят с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Эти уроки часто проводятся в спортивном зале и представляют собой сочетание изучения лексической темы с ЛФК. Например, занятие для младших дошколят на тему «Я и моё тело».
Занятие для детей с комплексными нарушениями, то есть сочетанием двух и более ОВЗ.

Коррекцинные занятия ведут специалисты в работе с конкретными ОВЗ у детей

Этапы и сроки реализации программы

Первый этап (сентябрь):

  • подбор детей в экспериментальную группу осуществлялся по результатам, проведенного диагностического обследования, с использованием методик: “Несуществующее животное”, “Незаконченные рассказы-ситуации” Г.А. Урунтаевой, модифицированный тест С. Розенцвейга, направленных на выявление конфликтности, анализ взаимоотношений детей в группе (приложение 1);
  • организация условий осуществления коррекционно-развивающей программы;
  • консультирование родителей;
  • информирование педагогов и администрации образовательного учреждения о плане проведения коррекционно-развивающих мероприятий;
  • обсуждение коррекционной программы с педагогами, администрацией.

Второй этап (октябрь-апрель):

  • реализация коррекционно-развивающей программы;
  • проведение коррекционно-развивающих занятий с экспериментальной группой, согласно разработанной программе;
  • контроль динамики хода коррекционно-развивающей работы, предоставление родителям «обратной связи» о ходе апробации программы;
  • проведение родительских групп – сообщение промежуточных результатов коррекционно-развивающей работы.
  • внесение необходимых корректив в программу работ (за исключением целей и задач программы).

Третий этап (май):

повторное диагностическое обследование с целью определения, удалось ли нивелировать высокий, средний уровни конфликтности, а также проведение заданий, позволяющих выявить влияние мотивов на результат и взаимоотношения детей в совместной деятельности, мотивов поведения в ситуации выбора; использование модифицированной методики “Цветовые метафоры” И.Л. Соломина для выяснения, понимают ли дошкольники сущность форм поведения (приложение 1).

  • оценка эффективности коррекционно-развивающей работы, с использованием методов математической статистики (t-критерий Ф. Вилкоксона,χ²-критерий К. Пирсона);
  • разработка, в случае необходимости, программы индивидуального курирования отдельного случая;
  • обсуждение итогов коррекционно-развивающей работы с родителями, педагогами, администрацией, написание отзывов, научных статей.

принципа коррекционной направленности процесса обучения

  1. Анализ коррекционно-развивающих задач урока:

— оценка формулировок задач (с позиций направленности на ребенка (1), конкретности (2) и конструктивности (3));

— степень реализации поставленных задач.

  1. Как педагог учитывал недостатки развития детей при организации их деятельности на уроке, какие условия создавал:

      — для успешного восприятия и осмысления нового материала;

      — для запоминания материала урока;

      — для обобщения изученного материала по теме (разделу).

Коррекции недостатков развития каких психических функций уделял внимание педагог на данном уроке? Какие специальные методы, приемы использовал педагог:

— для стимуляции познавательной активности учащихся;

— для формирования общеучебных интеллектуальных умений (умений ориентировки в задании, планирования деятельности, самоконтроля);

— для коррекции нарушений развития восприятия учащихся;

— для коррекции нарушений развития мышления учащихся;

— для коррекции нарушений развития памяти учащихся;

— для стимуляции речевой активности детей, коррекции недостатков их речевого развития;

— др.

  1. Как педагог учитывал индивидуальные особенности и затруднения учащихся в процессе урока?
  2. Насколько активно педагог использовал двигательные методы в процессе урока?
  3. Способствовал ли педагог созданию положительного фона деятельности детей на уроке и каким образом?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: