Невидимые чернила
Поиграйте со своим ребенком в секретного агента и создайте свои невидимые чернила.
Вам понадобятся:
- Половина лимона
- Вода
- Ложка
- Миска
- Ватный тампон
- Белая бумага
- Лампа.
Инструкция:
1. Выжмите немного лимонного сока в миску и добавьте столько же воды.
2. Опустите ватный тампон в смесь и напишите что-нибудь на белой бумаге.
3. Подождите, пока сок высохнет, и полностью станет невидимым.
4. Когда вы будете готовы, чтобы прочитать секретное сообщение или показать его кому-то еще, нагрейте бумагу, держа ее близко к лампочке или к огню.
Объяснение
Лимонный сок является органическим веществом, которое окисляется и становится коричневым при нагревании. Разбавленный лимонный сок в воде делает его трудно заметным на бумаге, и никто не будет знать, что там есть лимонный сок, пока он не нагреется.
Другие вещества, которые работают по такому же принципу:
- Апельсиновый сок
- Мед
- Молоко
- Луковый сок
- Уксус
- Вино.
И огонь, и вода, и лед — будьте осторожны!
Затем верхнюю часть пробирки начинаем нагревать на пламени спиртовой горелки — именно лишь верхнюю ее часть. Спустя совсем небольшой промежуток времени вода закипает — из пробирки выделяется пар. Но почему же на дне лежащий лед не тает, что за чудо природы?
Весь фокус в том, что кипящая вода находится лишь в верхней части пробирки, а на дне она остается холодной, то есть наш лёд не «в кипятке», а «под кипятком». Как известно, под воздействием тепла вода имеет свойство расширяться и становиться легче, поэтому кипящая вода и не думает опускаться на дно и смешиваться с холодной. Взаимодействия верхнего горячего и нижнего холодного слоев не происходит, нагреться нижняя часть пробирки может лишь путем теплопроводности, но, как известно, данный показатель у воды не слишком высок.
Кстати, самые простые опыты со льдом и снегом, понятные даже крохотному малышу, — это наблюдение на улице за летящими снежинками. Если взять лист бархатной бумаги черного цвета и выйти во двор в снегопад, опустившиеся снежинки на листе продемонстрируют свою безупречную кристаллическую структуру. Постояв немного подольше, мы получим наглядное представление о том, как образуется рисунок из снега.
Как подготовиться к опытам
Как и всякое практическое занятие, опыты нуждаются в тщательной подготовке, где бы они ни проходили – в садике, на улице или в домашней обстановке. Первым и главным условием проведения различных экспериментов вместе с детьми является техника безопасности. Взрослые должны помнить, что:
- нельзя позволять детям проводить опыты самостоятельно, без присутствия родителей или педагогов;
- не стоит позволять ребенку трогать без позволения любой предмет или вещества, которые были приготовлены для эксперимента;
- при проведении подобных занятий с детьми пользоваться опасными реагентами или веществами ни в коем случае нельзя;
- при необходимости дети должны быть одеты в специальную одежду и иметь средства защиты: фартуки, перчатки, защитные очки, маски, шапочки;
- помещение, в котором проводятся опыты с использованием химических веществ, должно хорошо проветриваться. Стол и другая мебель должны быть накрыты защитной тканью или пленкой;
- нельзя использовать пластиковую посуду или посуду, которая применяется для еды или хранения продуктов;
- не стоит проводить некоторые опыты и различные эксперименты с детьми в возрасте до трех лет;
- не нужно позволять детям баловаться во время проведения таких занятий – крутится, прыгать и бегать по помещению.
И помните, всему свое время. Поэтому при выборе опытов руководствуйтесь возрастом ребенка.
Еще несколько советов, которые пригодятся во время подготовки к экспериментальным занятиям с детьми.
- Заранее выберете время и место проведения опытов.
- Определитесь с тематикой – будут эти опыты связаны с показом взаимодействия сил природы, или рассказывать о физических законах. Не стоит слишком распыляться и пытаться за один раз объяснить ребенку, например, и о трех состояниях воды, и о том, как воздействуют воздушные потоки на разные предметы. Постарайтесь проводить тематические занятия.
- Начните с самых простых опытов, которые можно проводить с детьми в игровой форме и постепенно переходите к более сложным понятиям и экспериментам.
- Перед тем, как предложить детям что-то сделать самим, расскажите им о цели опыта и покажите им наглядно, как этот опыт должен проходить.
- Все необходимы для занятий предметы, посуду и вещества приготовьте заранее. Не забудьте о средствах защиты.
Как только все подготовите и объясните детям все правила безопасности во время таких занятий, можете приступать к опытам.
Опыт 6. «Елочная игрушка handmade»
Зима зиме рознь — где-то на улице +10, а где-то и −50. Если вы сейчас находитесь ближе ко второй области — можете очень быстро сделать елочный шарик.
Что делать. Надуйте мыльный пузырь на улице. Если температура хотя бы −10 или −15, то пока шарик падает на землю, он замерзнет и не лопнет, а скорее разобьется.
Почему так. Мыло увеличивает поверхностное натяжение, поэтому оно по большей части скапливается снаружи и внутри пузыря. Получается сэндвич — мыло, вода, снова мыло. А вода, как известно, при отрицательных температурах замерзает. Такой сильный минус нужен только для того, чтобы это произошло очень быстро — быстрее, чем шарик долетит до земли.
Добивка опыта. Если пузырь почти успел замерзнуть, но все же сдулся — попробуйте надуть мыльный пузырь не теплым воздухом изо рта, а протащить кольцо по воздуху. Тогда шарик надуется с холодным воздухом внутри и замерзнет еще быстрее.
Горка для ледяных саней
Попробуйте как-нибудь заморозить кубики льда вместе с маленькими фигурками — животными или человечками из Lego.
Вам понадобятся:
- форма для льда
- маленькие фигурки животных или людей
- вода
- Сначала заморозьте в форме для льда небольшое количество воды.
- Когда там образуется лед, поставьте на него фигурку, долейте воды и верните форму в морозильник.
- Когда все будет готово, можно устроить соревнование, чья фигурка быстрее скатится с горки. До начала игры облейте кубики холодной водой, чтобы они стали гладкими, и можно начинать соревнования.
У нас роль горки выполняла ненужная полированная доска. Не стоит делать горку крутой, наоборот, интереснее соревноваться на пологой — фигурки будут замедляться, а потом вдруг ехать быстрее и быстрее, так что исход гонок предсказать невозможно.
Как обустроить лабораторию для детей в детском саду
Разберем, как можно обустроить лабораторию в детском саду. Главным критерием при создании такого уголка будет являться конечно же безопасность. Все предметы, используемые в опыте должны хорошо прятаться, чтобы каждый эксперимент проходил под надзором воспитателя и самостоятельно дети ничего не могли бы «нахимичить».
Каждый ребенок должен быть обеспечен своим собственным рабочим местом. Каждый раз, когда дети будут экспериментировать, обеспечьте их средствами защиты. Хорошим подспорьем для юных исследователей будет наличие живого уголка в группе или детском саду в целом, где они смогут наблюдать местной живностью и изучать поведение птиц и животных.
Из оборудования нужно приобрести лупы, микроскопы, компасы, термометры, песочные часы, магниты. Все приспособления их этого перечня считаются предметами-помощниками, без которых сложно провести даже самый простой опыт. Сюда же входят различные емкости в виде колб, сосудов, стаканчиков и т.д. Пригодятся салфетки, совочки, ложечки и прочая атрибутика.
Звуковое сопровождение в виде магнитофона или его альтернативы позволит детям слушать звуки живой природы, учиться различать птиц по пению и многое другое. Также неплохо иметь в детсадовской лаборатории различные минералы, образцы почвы, песка и глины, части ракушек без заостренных краев, картон различных цветов с бумагой и куски пластилина.
Все вышеперечисленное даст необходимый минимум для проведения экспериментов с детьми и их дальнейшего развития.
Эксперименты со снегом
Рассмотрим интересные задания для детей с применением снега и воды.
Как образуется снег
Возьмите трехлитровую банку и наберите 4 см горячей воды. На банку положите тарелку со снегом. Покажите детям, что вода, поднимаясь наверх в виде пара, охлаждается, превращается в облако. То же самое происходит в природе. Капли, попадая на землю, нагреваются, поднимаются в воздух, где температура значительно ниже. Сливаясь друг с другом, они становятся тяжелыми, поэтому падают в виде дождя
Обратите внимание малышей на капли, которые стекают по стенкам банки
Куда пропал снег?
Положите снег в емкость, дождитесь, пока он растает. Затем сравните его объем с объемом жидкости. Снег поменял агрегатное состояние, поэтому занимаемый им объем уменьшился. Количество молекул при этом осталось то же. Чтобы объяснить малышам это явление, сложите кубики в ящик по-разному – аккуратно, чтобы они прилегали друг к другу, и как попало. Кубики, сложенные плотно, заняли гораздо меньше места.
Теплый сугроб
Этот эксперимент поможет детям понять, почему медведь зимой спит под снегом и не мерзнет. Возьмите две емкости с горячей водой, которые герметично закрываются крышкой. Одну оставьте на воздухе, другую закопайте в снег. Позже вытащите их, замерьте температуру. Вода, оставшаяся на воздухе, остыла. Та, что была в сугробе, сохранила тепло. Объясните малышам, что между снежинками есть воздух. Он не пропускает тепло наружу, поэтому температура в сугробе выше, чем на улице, и вода остывает медленнее. Точно так же медведю, укрывшемуся в берлоге, тепло под плотным слоем снега.
Снежные цветы
Возьмите мыльные пузыри с собой на прогулку в морозный день и вооружитесь соломинкой. Пусть малыши выдуют из соломинки мыльные пузыри. Снежные цветы будут образовываться под тонким слоем мыльной пленки и увеличиваться в размерах. Так же из воды под воздействием холодного воздуха возникают маленькие ледяные кристаллы, то есть снежинки.
Подводные обитатели
Эксперимент номер 7. Для его проведения вам предстоит, кроме снега, разыскать покрытую прозрачным льдом лужу. Малыши должны уже знать, что прозрачные плоскости позволяют рассматривать то, что под ними находится, непрозрачные — наоборот. Напомнить им это можно, пояснив на примере простого стекла.
В ходе эксперимента мы постараемся разглядеть, что творится на дне глубокой лужи или небольшого прудика. Если в окрестностях такого водоема не наблюдается, придётся организовать его самостоятельно — например, в пределах пластиковой бутыли пятилитрового объёма. Выложите на дне композицию из палочек, камешков, орешков и т. п., затем залейте все водой и поставьте на мороз. После замерзания под прозрачным слоем льда все предметы будут отчётливо просматриваться.
Затем на глазах у детей присыпьте лед снегом, и содержимое бутыли тотчас же скроется из виду. Отчего так происходит? Всё просто — снег, в отличие ото льда, непрозрачный.
Чтобы увеличить познавательную ценность эксперимента, попутно можно пояснить детям и другие свойства снега (сыпучесть, рыхлость, мягкость) и льда (ломкость, хрупкость, твердость)
Упомяните и о возможности пораниться об острые края льдинок и необходимости соблюдать осторожность
Оформление центра экспериментирования
Организация предметно-пространственной среды в рамках развития практических навыков дошкольников заключается в создании центра экспериментирования или мини-лаборатории в помещении группы. В этом познавательном уголке хранятся в подписанных ящиках материалы для самостоятельных исследований:
- природный и бросовый материалы: веточки, скорлупки, семена, колпачки от фломастеров, обёртки;
- неструктурированные материалы: песок, соль, сода, мука, сахар;
- другие материалы: образцы пластмассы, тканей, бумаги, резины;
- приборы: магниты, цветные линзы, лупы, линейки, весы, лампы и фонарики, микроскоп, подзорная труда, бинокли;
- сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, пластиковые бутылки, пузырьки;
- медицинские материалы: резиновые перчатки, шприцы без иглы, ватные диски и палочки, бинт, активированный уголь, перманганат калия;
- фартуки, косынки, нарукавники, защитные очки.
Доступ к материальной базе уголка открыт каждому воспитаннику. Здесь предусмотрен рабочий стол и стульчики для юных исследователей. Однако исследовать вещества из раздела «Медицинские материалы» разрешается только в присутствии педагога, после повторения воспианниками правил техники безопасности.
В центре экспериментирования может быть выделена зона песка и воды: здесь дети проводят опыты, играют и просто отдыхают.
Оформляется исследовательский уголок фотографиями детских экспериментов, выставкой созданных воспитанниками моделей, плакатами и стенгазетами.
Познавательный центр может иметь забавное название: «В гостях у профессора Знайки», «Наукоград», «Вход для учёных», «Познавай-ка» и др.
В центре экспериментирования для дошкольников открывается широкий простор для опытно-познавательной деятельности
Воспитатель составляет паспорт центра экспериментирования, где указывает его оснащённости и цели функционировании и подробно описывает возможные опыты. Для рассматривания воспитанниками в уголке должен быть альбом или картотека с названиями этих опытов, фотографиями/картинками или символьными схемами проведения. Если ребёнка заинтересовал какой-либо опыт из альбома, он пробует найти необходимые для него вещества/приборы и экспериментирует в рабочей зоне.
Современная система дошкольного образования направлена на воспитание разносторонней личности в ребёнке. Занятия по опытно-экспериментальной деятельности делают детей уверенными в постановке вопросов и разрешении проблемных ситуаций. В детях не угасает любознательность, получение знаний опытным путём даёт возможность почувствовать себя первооткрывателями. Дошкольники хотят знать всё об окружающем их мире и применять ценные знания с умом.
Опыт 1. «Чай с горкой»
Если очень голоден, можно положить себе гарнир или, чего уж греха таить, десерт с горкой. Но получится ли сделать то же самое с напитком — вопрос, на который мы и хотим ответить.
Что делать. Нальем в стакан любую жидкость до краев. А теперь бросим туда монетку — по закону Архимеда объем вытесненной воды равен объему погруженного тела. То есть у нас должна была вылиться вода объемом с монетку, но этого не произошло.
Подкиньте еще несколько монет по одной до тех пор, пока над стаканом не появится горка из чая. Полюбуйтесь — это же чай с горкой!
Почему так. Горка появилась из-за поверхностного натяжения воды — она есть у всех видов жидкости: чая, кофе, молока. Поверхностное натяжение — это невидимая пленка, которая образуется из молекул на границе жидкости и воздуха.
Это те же самые молекулы чая, что и внутри нашей чашки, но сцеплены они более плотно — вот поверхность и сжимается. Именно поэтому горка жидкости держится и не выливается сразу.
Добивка опыта. В какой-то момент «терпение» воды иссякнет, и она все-таки польется через край. Проследите за этим внимательно — из-за того же поверхностного натяжения вода стекает ручейком и выливается не только с горки, но и из самого стакана — то есть была горка, а стала ямка. У кого-то молоко убежало, а у кого-то вода уползла.
Эксперименты со снегом
Рассмотрим интересные задания для детей с применением снега и воды.
Как образуется снег
Возьмите трехлитровую банку и наберите 4 см горячей воды. На банку положите тарелку со снегом. Покажите детям, что вода, поднимаясь наверх в виде пара, охлаждается, превращается в облако. То же самое происходит в природе. Капли, попадая на землю, нагреваются, поднимаются в воздух, где температура значительно ниже. Сливаясь друг с другом, они становятся тяжелыми, поэтому падают в виде дождя
Обратите внимание малышей на капли, которые стекают по стенкам банки
Куда пропал снег?
Положите снег в емкость, дождитесь, пока он растает. Затем сравните его объем с объемом жидкости. Снег поменял агрегатное состояние, поэтому занимаемый им объем уменьшился. Количество молекул при этом осталось то же. Чтобы объяснить малышам это явление, сложите кубики в ящик по-разному – аккуратно, чтобы они прилегали друг к другу, и как попало. Кубики, сложенные плотно, заняли гораздо меньше места.
«Теплый» сугроб
Этот эксперимент поможет детям понять, почему медведь зимой спит под снегом и не мерзнет. Возьмите две емкости с горячей водой, которые герметично закрываются крышкой. Одну оставьте на воздухе, другую закопайте в снег. Позже вытащите их, замерьте температуру. Вода, оставшаяся на воздухе, остыла. Та, что была в сугробе, сохранила тепло. Объясните малышам, что между снежинками есть воздух. Он не пропускает тепло наружу, поэтому температура в сугробе выше, чем на улице, и вода остывает медленнее. Точно так же медведю, укрывшемуся в берлоге, тепло под плотным слоем снега.
Снежные цветы
Возьмите мыльные пузыри с собой на прогулку в морозный день и вооружитесь соломинкой. Пусть малыши выдуют из соломинки мыльные пузыри. Снежные цветы будут образовываться под тонким слоем мыльной пленки и увеличиваться в размерах. Так же из воды под воздействием холодного воздуха возникают маленькие ледяные кристаллы, то есть снежинки.
Тематическое занятие в старшей группе «Животный мир Арктики и Антарктиды. Пингвины»
Возьмите глобус и покажите детям Арктику и Антарктиду. Они выделены белым цветом. Это самая южная и самая северная части нашей планеты, где круглый год холодно, идет снег. Перечислите животных, живущих там: пингвины, моржи, тюлени, белые медведи, синие киты. Покажите их фотографии. Объясните, что обитатели Арктики и Антарктиды отлично выживают в условиях холода. Они умеют плавать, нырять, питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира.
Подробнее расскажите о пингвинах. Это удивительные птицы. У них есть крылья, но они пользуются ими только под водой, а летать не умеют. Пингвины передвигаются на лапах, неуклюже переваливаясь.
Расскажите, что перья пингвинов не пропускают воду. Чтобы показать наглядно их уникальные свойства, проведите следующий опыт:
- Вырежьте из картона пингвинов, раскрасьте восковыми мелками с обеих сторон.
- Принесите с улицы снег. Пусть дети положат в него пингвинов.
- Когда снег начнет таять, покажите, что птицы остались сухими.
- Объясните, что животные смазывают шерсть маслом, содержащимся в железах у хвоста.
Мы рассмотрели несколько опытов со снегом и льдом для дошкольников. Они помогут детям интересно провести время, получить новые знания, развить навыки и черты характера, необходимые для всестороннего развития в будущем.
Опыты для детей «Ледяная рыбалка»
В качестве улова, в данном опыте для детей, окажется небольшой кубик льда. Он будет выловлен из стакана с водой, но при этом руки останутся сухими. Перечень необходимых материалов описан ниже:
- Стакан с чистой водой;
- Замороженный кубик льда;
- Несколько гранул соли;
- Нитка, длиной не более одного метра.
При проведении данного опыта надлежит внимательно следить за всем происходящим, чтобы не упустить важных деталей. Порядок выполнения необходимых операций заключается в:
- В подготовленный стакан с водой опускается небольшой кусок льда.
- Нитка укладывается одним концом на край стакана, а другим на ледяной кубик.
- На лед, где находится нить, посыпаются гранулы соли. И засекается время. Длительность ожидания составляет 5-10 минут.
- После истечения времени, аккуратными движениями за край нити, можно достать кубик льда. Он будет прикреплен к нитке.
- Это происходит за счет соли, которая растапливает лед. А затем чистая вода лишь примораживает нитку к ледяному кусочку.
Опыт с испарением воды
После того, как ребенок убедится, что нагретая вода может превращаться в пар, самое время провести долгосрочный опыт с испарением воды. Ну не то, что бы он очень долгий, но несколько дней понадобится Должно быть, вы и сами делали такой опыт в детстве.
Итак, ребенок наливает в прозрачный стакан воды и отмечает на стакане маркером уровень, до которого наполнен стакан. По прошествии 3-4 дней будет хорошо видно, что воды в стакане заметно поубавилось.
Вывод. Вода непрерывно испаряется со своей поверхности при положительной температуре воздуха (ребенку помладше можно сказать, что вода испаряется в тепле)
Детям постарше можно приготовить не один, а два стакана с одинаковым количеством воды. Один из них разместить на солнечном окошке, а другой – в теньке. Таким образом, вы наглядно сможете показать ребенку, что при более высокой температуре вода испаряется быстрее.
Либо можно налить одинаковое количество воды в две разных емкости – в стакан и блюдце. И тем самым убедиться, что испарение будет быстрее проходить там, где у воды больше площадь поверхности.
Ледяная флотилия
Отличным развлечением может стать ледяная флотилия. Главное, заморозить сразу много корабликов, ведь они так быстро тают!
Вам понадобится:
- форма для льда
- небольшой кусок картона
- зубочистки
- фольга
- таз или большая миска
- фигурки рыб и других морских обитателей
- вода
- Сначала нужно заморозить кубики льда с маленькими палочками или зубочистками, которые позже станут мачтами. Чтобы все зубочистки замерзли строго вертикально и годились на роль корабельных мачт, я сначала обвожу форму для льда на небольшой картонке, а потом втыкаю зубочистки в картон, приблизительно попадая в центр каждой ячейки. Конечно, острые зубочистки воткнуть в картон легче, чем, например, спички или маленькие палочки. Теперь нужно перевернуть картонку зубочистками вниз и поместить ее над формой так, чтобы каждая зубочистка попала в свою ячейку. Поставьте всю эту конструкцию в морозильник. Когда вода замерзнет, вы легко сможете снять картон, а зубочистки останутся во льду.
- Теперь приделайте маленькие паруса, и можно запускать ледовые кораблики в тазу или ванне. Я обычно делаю паруса из фольги, они не размокают в воде, и их не нужно специально приклеивать к зубочисткам. Для парусов-флажков нарежьте небольшие полосочки фольги 1,5 см шириной и 3–4 см длиной. На одном конце полоски можно вырезать треугольный или любой другой фигурный флаг, а другой конец несколько раз намотайте на зубочистку. Если на дворе лето, то можно сделать паруса из разных листьев или лепестков цветов.
- Игра в кораблики будет длиться недолго — минут 10–15. Можно дуть на паруса и смотреть, какой кораблик поплывет быстрее или первым пойдет ко дну. Можно разыграть нападение на флотилию гигантского краба — или любого другого морского животного, которое найдется у вас дома. А если хотите, устройте морское сражение, а заодно и соревнование на меткость: прицеливайтесь и кидайте в кораблики монетки или мелкие камешки.
Попробуйте специально подкрасить воду в тазу, чтобы играть было интереснее. А можно сделать разнцоветными только кораблики, и, когда они начнут таять, наблюдать, как вода постепенно окрашивается.
Нужны ли опыты для дошкольников?
Какие закономерности под силу понять ребенку детсадовского возраста? Достаточно уверенно можно говорить о различных состояниях веществ, переходе их в другие качества, особенностях воздуха, свойстве песка пропускать воду и тому подобном.
Опыты для дошкольников помогают оттачивать логическое мышление, способности к сравнению и правильным выводам. Дети учатся формулировать собственные суждения, а также отстаивать их.
В основе каждого из них должны лежать представления, имеющиеся у ребенка на момент начала эксперимента. Причём дети в процессе должны принимать самое активное участие. Обсуждая с ними результаты, следует стимулировать дошкольников высказывать самостоятельные суждения. Благодаря несложным экспериментам малышей можно познакомить с немалым количеством характеристик воды, глины, песка и т. п.
Для примера рассмотрим опыты со льдом для детей детского сада, объясняющие свойства воды, а также другого хорошо известного ее состояния — льда. Казалось бы, вода — всем давно знакомое и привычное вещество, но как много неизвестного может узнать ребёнок в ходе хорошо подготовленного эксперимента!
И огонь, и вода, и лед — будьте осторожны!
Затем верхнюю часть пробирки начинаем нагревать на пламени спиртовой горелки — именно лишь верхнюю ее часть. Спустя совсем небольшой промежуток времени вода закипает — из пробирки выделяется пар. Но почему же на дне лежащий лед не тает, что за чудо природы?
Весь фокус в том, что кипящая вода находится лишь в верхней части пробирки, а на дне она остается холодной, то есть наш лёд не «в кипятке», а «под кипятком». Как известно, под воздействием тепла вода имеет свойство расширяться и становиться легче, поэтому кипящая вода и не думает опускаться на дно и смешиваться с холодной. Взаимодействия верхнего горячего и нижнего холодного слоев не происходит, нагреться нижняя часть пробирки может лишь путем теплопроводности, но, как известно, данный показатель у воды не слишком высок.
Кстати, самые простые опыты со льдом и снегом, понятные даже крохотному малышу, — это наблюдение на улице за летящими снежинками. Если взять лист бархатной бумаги черного цвета и выйти во двор в снегопад, опустившиеся снежинки на листе продемонстрируют свою безупречную кристаллическую структуру. Постояв немного подольше, мы получим наглядное представление о том, как образуется рисунок из снега.
Тематическое занятие в старшей группе «Животный мир Арктики и Антарктиды. Пингвины»
Возьмите глобус и покажите детям Арктику и Антарктиду. Они выделены белым цветом. Это самая южная и самая северная части нашей планеты, где круглый год холодно, идет снег. Перечислите животных, живущих там: пингвины, моржи, тюлени, белые медведи, синие киты. Покажите их фотографии. Объясните, что обитатели Арктики и Антарктиды отлично выживают в условиях холода. Они умеют плавать, нырять, питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира.
Подробнее расскажите о пингвинах. Это удивительные птицы. У них есть крылья, но они пользуются ими только под водой, а летать не умеют. Пингвины передвигаются на лапах, неуклюже переваливаясь.
Расскажите, что перья пингвинов не пропускают воду. Чтобы показать наглядно их уникальные свойства, проведите следующий опыт:
- Вырежьте из картона пингвинов, раскрасьте восковыми мелками с обеих сторон.
- Принесите с улицы снег. Пусть дети положат в него пингвинов.
- Когда снег начнет таять, покажите, что птицы остались сухими.
- Объясните, что животные смазывают шерсть маслом, содержащимся в железах у хвоста.
Мы рассмотрели несколько опытов со снегом и льдом для дошкольников. Они помогут детям интересно провести время, получить новые знания, развить навыки и черты характера, необходимые для всестороннего развития в будущем.
Как Дед Мороз расписывает нам окошки
Эксперимент номер 8. Все видели морозные узоры на оконных стеклах. Попробуем воспроизвести их в «лабораторных» условиях. Вместо оконного стекла возьмем кусок пластика или сухую стеклянную пластину, которая заменит нам окно. Еще потребуется чашка горячей воды и различной толщины кисточки. Погода в день проведения эксперимента должна быть достаточно морозной.
Выводя детей на прогулку, предупредите их, что предстоит перевоплотиться в Деда Мороза. Если дети уже достаточно большие, можно заранее обсудить сюжет будущего рисунка, и даже создать на бумаге эскиз.
Выйдя на улицу, на сухую предварительно протертую поверхность стекла с помощью кисточки аккуратно нанесите узор горячей водой. Работать нужно быстро, пока вода не застыла. Повторно проводить кисточкой по тому же месту не следует, а вот после замерзания картинки можно повторить процедуру и сделать все линии толще и заметнее.
Несомненно, существуют и другие опыты со льдом. Кое-что вы можете придумать и сами. Главное — пробудить и поддержать интерес малышей к таким необычным и разнообразным природным явлениям!