Содержание понятия и виды внимания
Внимание — это форма организации познания у человека, имеющая избирательную направленность. Существует три вида внимания по уровню волевой регуляции:
- непроизвольное, возникающее без усилий со стороны ребёнка, например, ответная реакция на огонёк от спички в темноте;
- произвольное, то есть осознанное сосредоточение на каком-либо предмете или явлении;
- послепроизвольное — интерес, увлечённость, появляющиеся в процессе какой-либо активности.
Для полноценного развития личности важны все три вида внимания по уровню волевой регуляции
У малышей освоение произвольного внимания определяется достижением 4–5—летнего возраста, то есть со второй младшей/средней группы. Формированию произвольного вида внимания, а именно оно имеется в виду, когда идёт речь о развитии этого качества личности у дошкольника, – предшествует развитие ряда психологических качеств личности, в частности, осознанное восприятие, то есть осмысление ситуации на основе прошлого опыта, и активное владение речью. Таким образом, чем лучше малыш владеет речью, чем выше у него уровень развития перцепции, тем быстрее будет формироваться произвольная разновидность внимания.
Однако непроизвольный вид внимания всё равно остаётся ведущим до момента начала обучения ребёнка в школе.
Внимание может классифицироваться на основании связи с сенсорными, умственными процессами или практическими действиями по таким видам, как:
- сенсорное (зрительное, слуховое, обонятельное и пр.), то есть воздействующее на органы чувств и оставляющее чёткие образы благодаря опыту взаимодействия с ними;
- моторное, ограничивающее спектр выполнения разнообразных движений и действий;
- интеллектуальное, нацеленное на более качественное течение умственных процессов (памяти, воображения, мышления).
Свойства внимания
Когда говорят о развитии внимания, то подразумевают формирование таких его показателей, как:
концентрация, то есть способность сосредоточиться на определённом объекте или явлении; интенсивность, определяемая интересом к тому или иному виду деятельности; переключаемость, то есть способность переносить внимание с одной деятельности на другую; устойчивость или способность заниматься изучением какой-либо проблемы долгое время
Чем старше дети, тем выше у них должен быть уровень устойчивости внимания
Игры
Игра — ведущая деятельность для дошкольников. Это значит, что именно в форме занимательного развлечения малыши легче и быстрее осваивают новые навыки. Именно поэтому игры для детей являются оптимальной формой тренировки их способностей
Различные игры на внимание и память представляют собой богатейший материал для тренировки и совершенствования данных познавательных процессов
Дидактические
Пара за парой
Подберите набор парных изображений (15-20 пар). Это может быть готовый наглядный материал или ваши собственные рисунки на картоне, сделанные месте с детьми. Все карточки нужно положить изображением вниз и хорошо перемешать. Каждый игрок может открыть за один ход только две карточки. Если рисунки на них совпадут, то пара остается у участника. Если нет — картинки возвращаются на стол
Важно возвращать карточки на то место, с которого они были подняты
В этой игре на внимание выигрывает тот, кто соберет больше всего пар
Эмоции и истории
Подготовьте картинки с изображением эмоций. Например, это может быть: радость, грусть, злость, страх. Разложите рисунки пред ребенком. Если играет несколько детей, то комплект изображений должен быть у каждого. Начните читать какую-нибудь сказку или историю. Дети должны поднимать ту карточку, которая иллюстрирует переживания героя. Побеждает тот, кто правильно использует все картинки.
Узор по образцу
Вариантов этой игры для развитие памяти и внимания очень много. Суть в том, что детям предлагается образец, а они должны повторить узор. Можно использовать мозаику, конструктор, пластилин и природные материалы, пуговицы, палочки. Взрослый должен разложить предметы на своем листе бумаги, а ребенок — повторить орнамент на своем. Побеждает тот, кто сможет выполнить задание без ошибки. Такие игры на развитие памяти и внимания одновременно очень полезно включать в программу подготовки старших дошкольников к будущему обучению.
Диктант
Раздайте всем играющим по листку бумаги. Начните описывать какой-то рисунок (лучше, если он сделан вами заранее). Пусть дети рисуют, слушая ваше описание, без опоры на изображение. Если предложить дошкольникам листок в клеточку, то можно будет использовать в качестве эталона не сюжетный рисунок, а узор. Выполнять такое упражнение нужно, «проходя» по одной клеточке в нужном направлении. Если дети смогут выполнить все шаги правильно, то у них получится определенный рисунок (в свободной форме или в виде определенного узора). Такие игры на концентрацию внимания помогают детям лучше ориентироваться на листе бумаги, что необходимо при освоении письма.
Сказки
Прочитайте ребенку две одинаковые истории или сказки, очень похожие одна на другую. Отличаться они должны лишь небольшими деталями. Нужно прослушать первый сюжет, а потом найти все отличия от него во второй истории. За каждый правильный ответ ребенок получает жетон. Побеждает тот, кто соберет их больше всех. Эту игру на развитие внимания для детей можно проводить как с авторскими сказками, так и с самостоятельно придуманными историями.
Сложи слово
Предложите детям составить слово из тех букв, которые разложены перед ними. Конечно, нужно использовать не слишком длинные варианты. Побеждает тот, кто выполнит задание быстрее других, совсем без ошибок.
Подвижные
Разнообразные подвижные игры на внимание тоже приносят большую пользу детям 6-7 лет, тренируя не только ловкость, но и интеллектуальные способности. Вот несколько примеров
Колечко на веревочке
Все участники этой игры для дошкольников должны встать в круг. Внутри круга располагается еще один круг из веревки, на которую надето кольцо. Дети держат веревку в руках и передают кольцо друг другу, свободно передвигая его руками. Ведущий должен остановить движение кольца, указав на того, кто в данный момент держит его в руке. Если ведущий смог справиться с этой задачей, то он меняется местами с тем игроком, у кого он смог обнаружить кольцо.
Художник
Все участники этой игры на развитие памяти и внимания разбиваются на пары, участники каждого «дуэта» должны встать один за другим. Те, кто стоят первыми, закрывают глаза. Взрослый показывает второй части играющих какое-то изображение. Это могут быть простые рисунки, буквы, числа, какие-то символы. Затем те дети, которые видели изображение, должны «нарисовать» его на спине тех, кто стоит перед ним. После «картины» должны повторить свой узор на бумаге. Если рисунок передан верно, то дети в паре меняются местами.
Как улучшить внимание у детей
Внимательный ребёнок – это полноценный и счастливый маленький человек, который умеет позаботиться о себе и близких, бережёт свои вещи и окружающую среду, дисциплинирован и проявляет ответственность и аккуратность во всем. Он с воодушевлением смотрит на мир и стремится узнавать его, достигать поставленных целей и стать полноправным и успешным членом общества
Это, как и актуальную важность развития внимания, ребёнку важно объяснить перед началом тренировок
У детей и подростков основными недостатками, требующими коррекции внимания, являются: неумение сосредоточиться на нескольких занятиях сразу и переключаться между ними; недолгая устойчивость и слабая концентрация, а также низкая избирательность внимания. Поэтому подбирать упражнения нужно индивидуально, установив причину невнимательности и определив её характер.
Тренировки должны быть недолгими, но регулярными и проходить в игровой форме. Каждое достижение обязательно нужно отмечать похвалой. Чтобы стимулировать интерес к занятиям, желательно чередовать задания, и каждый тренировочный сеанс пытаться достичь одной поставленной цели
Важно также ограничить раздражители и исключить замечания, подсказки, громкие звуки и резкие движения, чтобы не мешать ребёнку концентрироваться на упражнении
Сами задачи и игры нужно выбирать обязательно с перспективой воздействия на мыслительную деятельность и проявление наблюдательности. Это может быть поиск ошибок и недочётов, сравнение, обнаружение закономерностей, приведение примеров, обобщение и формулирование выводов и т.д. Также эффективны кроссворды, задания с соединением точек, сложные и детальные раскраски, собирание пазлов, игры жанра «поиск предметов» и лабиринты.
Основные принципы развития внимания у ребенка
Внимание играет немаловажную роль в развитии дошкольника. Как развить у ребенка внимательность? Для этого разработано несколько базовых принципов:
Постепенное усложнение поставленных задач
Если дошкольник получает какое-либо непростое задание, чаще всего ему не удается выполнить его с первого раза. Следует учесть особенности внимания детей этого возраста и разделить предложенное задание на несколько упрощенных этапов. Для каждого этапа необходимо подготовить подробную словесную инструкцию, с помощью которой кроха наверняка справится с поставленной задачей. Со временем нужно усложнить действия и увеличить их объем. Обдумывая инструкцию, ребенок пытается перевести ее в самоприказ – проговаривает вслух или про себя запланированные действия.
Удержание инструкции в памяти
Многократное проговаривание (взрослым или самим ребенком) полученной инструкции – залог того, что малыш запомнит заданный алгоритм действий и сам сможет контролировать их выполнение. Если что-то пойдет не так, следует провести дополнительный инструктаж. Словесное повторение задачи закрепляется осуществляемыми действиями.
Формирование самоконтроля
При выполнении задания малыш дошкольного возраста время от времени сам себя проверяет, объясняя себе или окружающим, что нужно сделать. К примеру, дошкольник рисует орнамент, сравнивает его с рисунками других детей, находит неточности и исправляет их. Дополнительным стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – желание посоревноваться (победитель, выполнивший задачу самостоятельно и без ошибок, поощряется).
С чего начинается развитие внимания
Несмотря на то, что внимание детей дошкольного возраста носит пассивный характер, возрастающий опыт и знания малыша об окружающем мире позволяют ему многие действия совершать автоматически. В связи с этим совершенствуется распределение внимания, когда чадо может оперировать уже несколькими объектами без волевого усилия
Тематический материал:
- Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста
- Упражнения для развития памяти у детей 6-7 лет
Под руководством родителей ребёнок учится сосредотачиваться на занятии, даже когда ему неинтересно. Отличным средством при этом становится речь. Дети старшего дошкольного возраста часто проговаривают инструкцию вслух при выполнении задания.
Давая указания своему чаду, следите, чтобы они были логичными и понятными ребёнку. Постарайтесь вовлечь его, освещая привлекательные стороны объекта.
Учите детей с детства подмечать необычные особенности предметов и явлений. Возрастающая любознательность и совершенствование мыслительных процессов позволяют дошколёнку лучше концентрироваться на заинтересовавшем предмете.
Вниманием детей 4-5 лет управляет взрослый при помощи речи или жестов («Будь внимательнее!», «Посмотри, какая птичка!»). В старшем дошкольном возрасте, дети управляют своим вниманием при помощи своей речи
Таким образом они планируют свою деятельность, задают ей конечную цель. Это даёт толчок к развитию произвольного внимания.
Понятие внимания
Внимание – это психический процесс, во время которого происходит избирательный отбор информации, поступающей через органы чувств. Оно обладает рядом свойств
Оно обладает рядом свойств.
- Объем — характеризуется количеством информации, которую ребёнок может воспринять. Разложите перед малышом 10 предметов или картинок и спрячьте их под куском ткани. Затем откройте их на 3 секунды и снова накройте. Попросите кроху назвать их.
- Сосредоточенность — показывает, насколько сильно малыш может сконцентрироваться на объекте. Дошкольникам её нужно развивать, т. к. она ещё совсем мала. Попробуйте выучить стишок или песенку под включённый телевизор.
- Устойчивость – умение продолжительное время поддерживать сосредоточенность. Активность шестилеток продолжается всего 10–15 минут, после чего нужно сменить вид деятельности.
- Переключаемость – осмысленный переход от одного объекта или занятия на другой. Перевод концентрации внимания происходит осознанно и требует волевого напряжения.
- Распределение – возможность выполнения нескольких дел одновременно.
Нарушение каждого из свойств может привести к отклонениям в познавательной деятельности детей.
Однако бывает, что рассеянность и невнимательность малыша вызвана иными причинами:
- наличие в носоглотке крохи аденоидов, которые мешают носовому дыханию, как следствие появляется дефицит кислорода в мозге;
- перегрузки, к которым приводит несоблюдение режима, «перенасыщенные» секциями, занятиями выходные дни;
- особенности воспитания, когда в семье малыша балуют избытком развлечений, освобождают от обязанностей, позволяют откладывать время занятий.
Родителям не стоит требовать внимательности от уставшего или больного ребенка.
Непроизвольное внимание
Внимание детей дошкольного возраста непроизвольно, или непреднамеренно. Главной его особенностью является то, что появляется оно, лишь, когда крохе интересно занятие или предмет
Наглядно, эмоционально, неожиданно – вот, как должно строиться занятие с малышом.
Произвольное внимание
Ближе к старшему дошкольному возрасту начинает формироваться произвольное внимание. Оно не зависит от развития непреднамеренного и формируется вследствие воздействия взрослых
Произвольное внимание развивается у детей при необходимости осознанно сосредоточиться на предмете или деятельности. Хоть здесь и играет роль сила воли и самодисциплина, оно также зависит от интересов и ощущений ребёнка
Послепроизвольное внимание
Оно обычно самое эффективное и длительное по времени, т. к. ребёнок не напрягается и не утомляется. Например, малыш хочет посмотреть мультфильм, а взрослые просят его помочь накрыть на стол. Вначале крошка занимается этим с усилием воли, выполняя указания родителей, затем он увлекается и в концентрировании внимания нет необходимости, из произвольного оно становится послепроизвольным.
Какую память и внимание развивать у дошкольников — простыми словами
Какие игры для развития внимания и памяти выбрать? Столько есть видов памяти, уже описано около 50, с чего начинать? И у внимания столько свойств, что непонятно, какое развивать в первую очередь. Давайте по порядку.
Начнем с памяти
Поскольку до 7 лет — период созревания природной памяти, мы ее и будем развивать. А вот различные мнемотехнические способы запоминания для деток 4-6 лет не так актуальны и мы их можем пока отодвинуть в сторону. До них дойдет время, но чуть позже.
С рождения и до 3-х лет у детей доминирует правое полушарие, а потом потихоньку вступает в свои права левое полушарие. Окончательно это происходит в 9-10 лет.
До 3-х лет ребенок впитывает информацию как губка, она к нему сама пристает, даже помимо воли. Говоря научным языком — непроизвольно.
Поэтому обучение языкам в этом возрасте у билингвов идет этим же путем — все пристает само самой, как и родная речь. Конечно, не самом собой, для это есть научные объяснения, но мы про это поговорим в другой статье.
Активное в этом возрасте правое полушарие связано с непроизвольным запоминанием. Именно оно дает образно-эмоциональную и зрительно-наглядную память нашим деткам.
За память же на слова, формулы, цифры отвечает левое полушарие.
Кроме того, мы будем развивать внимание и память, а не наполнять ребенка фактами. Поэтому, нам интересно все, что физиологично, а это образная память, которая делится на:
Поэтому, нам интересно все, что физиологично, а это образная память, которая делится на:
- осязательную
- обонятельную
- вкусовую
- зрительную
- слуховую
Это двигательная, эмоциональная память и чуть меньше словесно-логическая память, поскольку за последнюю отвечает левое полушарие головного мозга.
Сделаем упор на правое полушарие, которое до этого времени, до 6 -7 лет, должно набрать силу.
Поскольку позднее правое со своими способностями (феноменальной памятью, воображением) «передает эстафету» левому полушарию.
Как мышцы атрофируются, а способности остаются не развитыми и потихоньку сходят на нет.
Но как гениальные люди не потеряли эти способности? Все очень просто. Все гениальное просто) Скачивайте нашу книгу об этом здесь (ссылка откроется в новой вкладке).
Внимание! Зачем его иметь?
Внимание — это своеобразный выбор ребенком того, что запоминать, что делать, с кем обращаться, куда смотреть, как долго, на чем концентрироваться. Это не определение внимания, а его суть
Если вы хотите подробно узнать о внимании и протестировать внимание у школьников, читайте здесь. Если вы хотите протестировать свое внимание, то проходите сюда (ссылки откроются в новой вкладке)
Без внимания нет запоминания
Поэтому внимание очень важно и как раз в возрасте от 4 до 6 лет берет свое начало и развивается активное произвольное и опосредствованное внимание
Произвольное внимание возникает при осознанном и целенаправленном направлении и удержании внимания на каком-то объекте в течение определенного времени. Опосредствованное внимание возникает посредством введения дополнительных средств, связанных или не связанных с самим объектом внимания
Опосредствованное внимание возникает посредством введения дополнительных средств, связанных или не связанных с самим объектом внимания. Например, путем использования символов (стрелка, показывающая на объект), слов (можно сказать, например, «обрати внимание…» или «посмотри»)
Например, путем использования символов (стрелка, показывающая на объект), слов (можно сказать, например, «обрати внимание…» или «посмотри»). Важны все свойства внимания:
Важны все свойства внимания:
- концентрация — способность сосредоточиваться на каком-то одном деле, мысли, образе и отвлечении внимания от всего остального
- переключаемость — переключение с одного объекта на другой (быстрота или скорость)
- распределение — возможность разделяться сразу на несколько дел одновременно
- устойчивость — способность удерживаться на определенном уровне в течение длительного времени
- объем — максимальное количество предметов, удерживаемых одновременно
Упражнения на развитие внимания у старших дошкольников
Игры для старших дошкольников на развитие внимания более сложны. Они требуют сосредоточения, концентрации внимания, а также содействуют формированию знаний и умений, необходимых для поступления в школу. Ознакомьтесь, что ребенок должен знать к 1 классу.
В играх активно задействуется память и словесно логическое мышление. К тому же они часто содержат соревновательное условие, в соответствии с которым самые невнимательные выбывают из игры. Старших детей подобные упражнения подзадоривают, и они с интересом потом выполняют их без участия взрослого.
- Оглянись вокруг. В эту игру можно играть, где угодно. Достаточно определиться с тем, что нужно увидеть в непосредственном окружении. Например, по дороге в детский сад или в магазин называть все, что имеет круглую форму. Или же сосредоточиться на восприятии цвета и называть желтые, зеленые объекты.
- Запомни картинки. Используются заранее подготовленные карточки с изображением одного предмета. Картинки 10-12 штук раскладываются в ряд, и дошкольник смотрит на них 1-2 минуты. Затем карточки убираются, а ребенок перечисляет все изображения, которые запомнил. Упражнение также развивает оперативную зрительную память.
- Рыба-птица-зверь. Групповая игра, в которой один человек является ведущим. Ведущий в форме считалки указывает на каждого участника и произносит: «рыба-птица-зверь-рыба…». Эта цепочка повторяется столько, сколько считает нужным ведущий. Он может остановиться на любом из этих слов, и, указывая на участника, замолчать. Это значит, что участник должен назвать конкретный вид рыбы, птицы или зверя (в зависимости от крайнего слова). Названия нельзя использовать повторно. Если ответ верный, игра продолжается в том же составе. Если игрок дал неверный ответ, он выбывает из игры. Ожидание ответа ограничивается счетом раз-два-три.
- Повтори и дополни. Лучше, чтобы в игре принимали участие 4-7 человек. Первый участник называет слово, второй повторяет услышанное слово и добавляет свое. Третий – повторяет те слова, которые прозвучали, и дополняет цепочку своим словом. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
- Слушай – исполняй. Упражнение способствует развитию внимания и памяти. Взрослый называет цепочку действий, не демонстрируя их. Проговаривает первый раз медленно, и повторяет второй раз в обычном темпе. После этого дети воспроизводят движения в той же очередности, как перечислил ведущий. Несколько примеров действий:
- Поднять правую руку перед собой, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
- Повернуть голову направо, поднять левую руку в сторону, повернуть голову прямо, поднять правую руку в сторону, опустить руки.
- Поднять левую ногу, хлопнуть в ладоши, опустить ногу, подпрыгнуть.
Эта игра особенно интересна детям, если принимает участие несколько человек. Даже самые рассеянные дети стараются прислушаться и выполнить все действия.
Игры, представленные в данной статье, можно применять для занятий как с одним ребенком, так и с группой детей. Отлично, если взрослый выступит не только в роли организатора, но и в качестве партнера. Тем более что для многих упражнений не нужны специальные условия. С ребенком можно поиграть с пользой для его внимания во время самой обычной прогулки в парк.
При подборе упражнений на развитие внимания у дошкольников придерживайтесь принципов продвижения от простого к сложному и привлекательности заданий. Также учитывайте особенности темперамента ребенка, влияющие на скорость переключения внимания.
Внешний порядок способствует внутреннему порядку
Есть дети, которые с раннего детства очень аккуратны, хотя родители не старались специально привить им это качество. Они системно подходят к использованию ящиков в своем шкафу и рабочем столе, аккуратно расставляют на полках своих любимые игрушки. Если к вашему ребенку это не относится, помогайте ему разбирать «творческий беспорядок» в детской. Внешний порядок, ясность и хороший обзор создают в ребенке внутренний порядок и дают ему ощущение безопасности. Ученикам дома необходимо организованное место для занятий. Под этим не подразумевается педантичный порядок на письменном столе, когда линейка, карандаши и бумага лежат под прямым углом друг к другу, как это бывает у взрослых фанатиков порядка. Организованное место для учебы воспитывает в ребенке самостоятельность и ответственность. Кроме того, дети, следящие за порядком, испытывают гордость за свое пусть и маленькое, но достижение. И они получают меньше порицаний и неприятных напоминаний от родителей вроде «Не забудь взять свою тетрадь!».
Обратите внимание на следующие моменты:
Каждому ребенку нужно свое постоянное рабочее место для занятий с подходящим для него стулом
Обращайте внимание на хорошее освещение во время выполнения домашнего задания. Светлым головам нужно много света! Расписание уроков в школе должно стать индивидуальным календарем ребенка дома
Таблицу с расписанием можно прикрепить в детской как постер и дополнить любой необходимой ребенку информацией. Это поможет школьнику не забывать вовремя делать домашние задания, готовиться к контрольным, соблюдать сроки сдачи рефератов, помнить про дни рождения друзей, время спортивных тренировок и дополнительных занятий. Оформите календарь вместе с ребенком красками, символами и рисунками. Благодаря ему ребенок постепенно научится правильно распределять свое время и планировать собственные задачи. О контрольных работах, тестах и рефератах учителя сообщают, как правило, заранее. Если ребенок заблаговременно начнет готовиться к тесту или экзамену, он справится намного лучше. Эффективнее 8 раз учить что-либо по 1 часу, чем один раз в течение 8 часов. Написание шпаргалок, которыми, конечно, не стоит пользоваться при сдаче экзаменов, помогает составить основные вопросы по содержанию и собрать для этого необходимый материал. Оборудуйте уголок для справочных пособий, которые всегда будут у ребенка под рукой. Помогут также полка или ящики, в которых будут соответствующим образом разложены тетради и учебники по школьным предметам. Вечные поиски необходимых вещей для завтрашнего школьного дня отпадут сами собой. Кроме того, так дети реже забывают выполнять задания или брать с собой в школу нужные вещи. Если нужно выполнить задания по математике, то на письменном столе должны лежать только тетради и книги по математике. Гора книг и тетрадей по другим предметам создает неразбериху и мешает концентрации.
Краткая инструкция по развитию внимания
Помимо проговаривания и повторения, способствующих активизации понимания и принятию задания, можно обучать детей сознательному направлению внимания на конкретные объекты и явления. На этапе просмотра иллюстраций можно предложить ребенку отыскать любимого сказочного персонажа, самое высокое здание, знакомое животное и т.д. В ходе прогулки малыш может попытаться найти автомобиль заданного цвета или дерево конкретной породы (тополь, ива, клен, каштан и т.п.). Услышанное и увиденное подлежит обязательному обсуждению. Также кроха проявит интерес к следующим упражнениям:
- Выбору идентичных предметов из совокупности представленных;
- Нахождении отличий;
- Раскрашивании картинок определенными цветами;
- Прохождении нарисованных лабиринтов;
- Озвучивании изменений, произошедших за период пребывания ребенка с закрытыми глазами (перемещение или исчезновение одной из игрушек и т.д.);
- Запрету на выполнение заранее оговоренного движения (другие движения можно выполнять после соответствующей команды взрослого);
- Соотнесению предметов с предложенными категориями (живое/не живое, летает/не летает, съедобное/несъедобное и т.п.);
- Перерисовыванию рисунков и узоров по клеточкам;
- Графическому «диктанту», представляющему собой вычерчивание узора на листе в клеточку под диктовку одного из родителей (педагога, бабушки) путем озвучивания соответствующих указаний: три клетки влево, одна клетка вниз и т.д. Рисунок желательно проработать заранее;
- Предоставлению ответов на вопросы, в которых не содержатся определенные слова (к примеру, «да» или «нет»);
- Вычеркиванию (подчеркиванию, обведению в кружок и т.д.) определенных символов (кругов, треугольников, квадратов, букв алфавита и т.д.);
- Прислушиванию к звукам, раздающимся вне пределов комнаты или на улице, с целью описания сопровождающего их действия (проехал автомобиль, гавкнула собака, стекает вода с крыши, хлопнули двери и т.п.);
- Игре в «Пуговички», для которой потребуются два одинаковых набора пуговиц и несколько листов бумаги. Суть игры определена следующими правилами. Один из участников выставляет три пуговицы. Задача второго игрока заключается в запоминании особенностей задействованных предметов и мест их расположения. После накрывания пуговиц этот участник воспроизводит увиденное на имеющемся в его распоряжении игровом поле, в качестве которого выступает лист бумаги. Успешный результат предполагает усложнение игры за счет сокращения выделяемого на осмотр времени и увеличения количества пуговиц.