Познавательное занятие в подготовительной группе «считалки»

Считалки и Считалочки для детей

* * *
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вышла кошка за кота,
За Кота Котовича — За Петра Петровича!
Он усат и полосат,
Ну не кот, а просто клад!

***
Жаба прыгала, скакала,
Чуть в болото не упала.
Из болота вышел дед,
Двести восемьдесят лет.
Нес он травы и цветы.
Выходи из круга ты.

***
Бегал зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать,
Выходи, тебе искать.

***
Вышла мышка как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышка дернула за гири.
Вдруг раздался сильный звон.
Выходи из круга вон.

***
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки пили, мышки ели,
Только сушками хрустели.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик — чистый стол.
Этот резал, этот ел,
Ну а этот лишь глядел.

***
Я — зверек
И ты — зверек.
Я — мышонок,
Ты — хорек.
Ты хитер,
А я умен.
Кто умен,
Тот вышел вон.

***
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько дали?
Аты-баты, сто грошей.
Аты-баты, выходи-ка, А
Аты-баты, поскорей.

***
Раз, два, три, четыре, пять.
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.

***
За высокими горами
Стоит Мишка с пирогами.
Здравствуй, Мишенька-дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожки не продаются,
Они сами в рот кладутся,
Но кто их возьмет,
Тот водить пойдет.

***
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдет,
Тот из круга вон пойдет.

***
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди в поле
Едут там трубачи,
Да едят калачи.
Погляди на небо —
Там краюха хлеба.
Раз, два, не воронь,
Беги как огонь.

***
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет,
Тот и вон пойдет.

Считалки для школьников

Считаем от 1 до 10 или до 5, проговариваем заковыристые несуществующие слова и получаем отметки вместе с Апельсинкой.

Раз, два, три, четыре, пять,Научились мы считать.Ну а дальше мы не знаем,Может, вместе посчитаем?

Шесть – конфеты любим есть,Семь – мы помогаем всем,Восемь – мы друзей в беде не бросим.Девять – учимся на пять,Десять – кончили считать.

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел тигр погулять. Запереть его забыли. Раз, два, три, четыре.

Эне, бене, раба,Квинтер, финтер, жаба.Эне, бене, рес,Квинтер, финтер, жес!

Катилась апельсинкаПо имени Мальвинка,Уроки не учила и Двойку получила.А потом пошла гулять,Получила цифру пять!

Происхождение и функции шуточных считалок

Считалки — жанр фольклора, уходящий корнями в глубокую древность. Изначально с помощью считалок работники в поле распределяли, кому какую работу выполнять. Тогда считалочки были средством жеребьёвки. Но постепенно необходимость в таком средстве распределения труда отпала, а считалки перешли в область детского фольклора. Именно этому переходу обязаны своим появлением шуточные считалки. Порой такие ритмичные стихотворения создавались профессиональными писателями и поэтами, но чаще всего смешные считалки придумывали сами дети, наполняя древний жанр новой жизнью и смыслом.

Первые считалки помогали крестьянам распределять работу, а позднее стали элементом детских игр

Основная функция считалки — выбор одного человека для конкретной роли (кому водить, кому выбыть). Кроме этого, существует ряд не таких явных, но также значимых функций считалочек:

Развлекательная функция. Основная роль считалок-шуток — вызвать веселье, они всегда являются элементом игры.
Психологическая функция. Честный выбор развивает у ребёнка чувство справедливости и защищённости.
Развивающая функция. Запоминание считалок, соотнесённое со смехом и весельем, способствует более активному развитию памяти, а проговаривание вырабатывает чувство ритма.
Увлекающая функция

С помощью считалки взрослый легко может привлечь внимание ребёнка к какому-либо занятию, изначально не представлявшему для малыша интереса.

Использование считалок помогает заинтересовать ребёнка новым материалом

Ход занятия

— Ребята, на занятии мы с вами поговорим о считалках.

— Кто – нибудь из вас знает считалки?

— Расскажите.

— А откуда вы узнали считалки?

— Как вы понимаете слово считалка?

Считалка – это веселые стихи. Их сочиняют девочки и мальчики. Считалки нужны для игры в прятки или жмурки.

Считалки бывают народные и авторские.

Народные названия считалок : счетушки, счёт, читки, пересчёт, говорушки и др.

Ребята, считалки бывают всякие. Существует огромное количество считалок.

— Есть, которые сразу определяют водящего:

Стакан,

Лимон,

Выйди вон

— А бывают, выходят сразу двое – для скорости, наверное.

Считалка является как бы подготовкой к большой коллективной игре.

— И сама она, становится игрой, соревнованием.

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи,

Ленты, кружева, ботинки –

Что угодно для души?

Или

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной, кто ты будешь такой,

Отвечай поскорей, не задерживай добрых и честных людей.

Играющему нужно угадать, какое выбрать слово — «помада» или «ботинки» для

повторного счета.

— Есть считалки, которые превращаются в самостоятельную игру. Тот, кто считает, ставит свои условия: фанты.

Что хотите, то берите,

Губки бантиком держите,

«Да» и «нет» не говорите

Черно с белым не берите и т. д.

— Некоторые ребята сами сочиняют считалки, иногда берут из каких – то стихотворений.

Плыл по морю – чемодан,

В чемодане был диван,

А в диване спрятан слон,

Кто не верит – выйди вон.

— Ребята, считалки отражают жизнь людей, мир окружавшей его природы.

Первая считалка появилась 300 лет назад.

Из- под печки

Три дощечки:

Хлоп, хлоп, хлоп –

Вышел поп.

— Существует большая группа считалок, называются они заумными:

Пача, лача,

Дерень, Бук, Шабук.

Эники, беники,

Си, колёса,

Эники, беники, Са

Эн, Бен,

Ели вареники,

Эн, Бен, Ба.

Считалки, как говорит само название, предназначены для счета. Во многих из них упоминаются цифры.

1, 2 – голова

3, 4 – прицепили

5, 6 – сено везть

7, 8 – сено косим

9, 10 – деньги весить

11, 12 – на улице бранятся, в избе ссорятся

Ни пуха, ни пера

Ни двойки, ни кола,

Ни тройки, ни четверки,

А круглые пятерки.

— Ребята, считалки читаются как песни – нараспев.

Сегодня на занятии мы познакомимся с авторскими считалками.

Прослушайте считалку, которую написал Вадим Левин. А называется она Кошкина считалка, а затем скажете мне, о ком говорится в ней (читаю).

— О ком говорится? (о кошке)

— Что делает кошка? (учится считать)

— А как учится считать?

— Почему получается у кошки такой ответ? (съела кошка мышку)

Выразительное чтение детей считалки.

Теперь прочитаем считалку : Мышкина считалка :

— О чем считалка? (о сыре)

— Когда сыр вкусный? (когда в сыре много дырок)

— Почему если в сыре одна дыра, значит, сыр был вкусным вчера? (потому, что мыши съели сыр, остался только маленький кусочек).

— Ребята, посмотрите на начало этих двух считалок. С чего начинаются они? (со счета)

— Значит, эти считалки можно использовать для расчета перед игрой.

Прочитаем считалки, которые написал Иван Демьянов. Читаем первую считалку про сметану.

— Что караулил кот? (сметану)

— Что произошло в обед?

— Как можно помочь Степану?

— Ребята, как вы думаете, найдет Степан сметану? (нет). Почему? (кот съел).

Читаем вторую считалку про сфетофор.

— Сколько у светофора цветов? (три). Какие?

— На какой цвет можно переходить улицу? (на зеленый).

Читаем третью считалку про зверей.

— Кто испугался медвежонка?

— Что они сделали?

— Что нужно сделать?

Прочитаем Щи – считалочку, а написала её Марина Бородицкая. Я прочитаю, а вы внимательно прослушайте и посчитайте, сколько нужно овощей для щей.

— Кто посчитал, сколько нужно овощей для щей?

— какие овощи нужны для щей?

— Ребята, вам понравились считалки? Эти считалки можно использовать, когда вы будете играть в разные интересные игры.

— Поэт Борис Заходер придумал волшебную страну Считалию и сочинил о ней веселое стихотворение. Давайте прочитаем его. (чтение)

— Ребята, какие известные вам считалки встретились в стране Считалия

— А кто – нибудь из вас сам сочинял считалку? (если да – расскажите, нет – давайте попробуем сочинить.)

— Я вам скажу начало, а вы закончите:5,4,3,2,1….(Как нам весело одним, гулять в ясную погоду).

— Попробуйте сами сочинить считалку (сочиняют).

Итог занятия :

— Что такое считалки?

— Какие они бывают?

— Вам понравились считалки, которые мы сегодня читали? Чем?

Всем спасибо. На этом наше занятие окончено.

Значение-назначение

Детские считалки для детей — составляющие фольклора, который является важной культурной составляющей детства. Через него ребенок учится говорить красиво, разнообразно, выразительно, грамматически грамотно, отчетливо

Чувства, эмоции малыша становятся ярче, ощущения — острее.

Есть мнение, что усвоение младенцем речи происходит до смыслового ее осознания. Взаимосвязь звуков, предметов улавливается интуитивно. Прочитанные взрослым вслух книги оставляют в памяти отпечаток, впоследствии проявляются. Считалки можно на этом этапе рассказывать как стихи, сопровождая слова игровыми действиями.

Раз — пальчик,

2 — пальчик,

3 — пальчик,

7

Не понимают чего-то совсем.

Пальчик — 4,

Пальчик — 9

Фортепиано решили проверить.

5 — пальчик,

6 — пальчик,

8, 10

Тянутся к солнцу — счастливому детству.

Рассказывая считалку, мама берет сына за пальцы, задает им направление. В ответ слышен веселый смех — признак удовольствия от игры. Став постарше он будет готов учиться на пианиста, четко ощущая подушечки, обладая высокой координацией пальцев. Положительно отразится приобретенный навык на выработке скорости печати.

Через считалки ребенок вводится в курс наук, с которыми ему предстоит встретиться в школе: родной, иностранный языки, литература, культура, искусство, основы астрономии, география, анатомия. Игра необходима. Если ограничиться базовыми моментами обучения счету, чтению, письму, на определенном этапе школьного обучения имеющихся знаний окажется недостаточно. Взрослый сделает большое упущение, не научив малыша выстраивать собственные логические умозаключения, анализировать. Возникнет барьер непонимания учебной дисциплины, который преодолеть нелегко.

Много внимания следует уделять развитию языковому, математическому. Через считалки оно органично связывается с моралью. Постепенно зарождается уникальный индивидуум. Придумывая собственные считалки, родители воспитывают человека неповторимого, жизненный путь которого захочется впоследствии проследить его детям.

Небольшие считалки

Выпал снег на поля

Выпал снег на поля,

Прибежала детвора.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем бегать и скакать,

Будем мы в снежки играть.

Листопад

Листопад,

Листопад,

Листья жёлтые летят.

Жёлтый клен,

Жёлтый бук,

Жёлтый в небе солнца круг.

Жёлтый двор,

Жёлтый дом,

Вся земля желта кругом.

Грибы

В лес однажды я пошел,

Там грибочки я нашел.

Подосиновик, груздочек,

Полезайте в кузовочек.

Ядовитый мухомор,

Из корзины выйди вон!

Луноход

Луноход, луноход,

По Луне идет вперед!

Долго там ему ходить,

А сейчас тебе водить!

Снег

Выпал снег на поля,

Прибежала детвора.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем бегать и скакать,

Будем мы в снежки играть.

Из позёмки ветерок

Из позёмки ветерок

Свил серебряный шнурок

И на нём привёл в тайгу

Белогривую пургу!

Снег, метель, сугробы

Снег, метель, сугробы —

Всё одной природы.

Станем снег мы разгребать,

А затем начнём играть.

Одуванчик

Одуванчик,

Одуванчик!

Ты весёлый

Одуванчик —

Только ветер

Налетит,

Одуванчик

Облетит!

Применение считалок в играх с детьми

В первую очередь, следите за тем, чтобы дети использовали считалки в дружелюбной обстановке. Не допускайте применения вместо них дразнилок, избегайте текстов с грубыми и неблагозвучными словами.

Сделайте акцент на необходимости честно произносить слова считалку. Иногда дети ускоряют или замедляют темп, «подстраивая» результат под свои желания. Этого нельзя допускать, чтобы не возникло обид и споров. Первые два-три раза новую считалку должен произнести взрослый, показав пример ритмичной разбивки на слова или слоги: «Первенчики/ другенчики/ круги/ други/ вон!»

Примеры русских народных считалок:

  • Перводан, другодан,На колоде барабан,Свиристель, коростель,Ёжик!

  • Белка прыгала, скакала,А на ветку не попала,А попала в царский дом,Где сидели за столомЦарь, царевич, Король, королевич,Сапожник, портной.А ты кто такой?Говори поскорей,Не задерживай честных И добрых людей.

  • Первенчики, другенчики,Летели голубенчикиПо Божьей росе,По поповой полосе.Там чашки, горшки,Медок, сахарок —Выйди вон, королёк.

  • Ехал Ваня из Казани, Полтораста рублей сани, Пятьдесят рублей дуга, Мальчик девочке слуга. — Ты, слуга, подай карету, А я сяду и поеду. Ты, слуга, подай метлу, Я в карете подмету. Ты, слуга, подай лимон И выкатывайся вон.

  • Лиса по лесу ходила. Лиса голосом вопила,Лиса лычки драла,Лиса лапотки плела —Мужу двое, себе троеИ детишкам по лаптишкам!Кто лаптишки найдёт,Тот водить пойдёт.

  • – Заяц белый,Где ты был?– В лесе.– Что делал?– Лыки драл.– Куда клал?– Под колоду.– Кто брал?– Родивон.– Поди вон!

  • Раз, два, три, четыре, пять —Ты, Васятка, выйди, сядь.Будем дальше мы считать —Хотим в жмурки мы играть.
  • Серый зайка вырвал травку.Положил её на лавку.Кто травку возьмёт,Тот и вон пойдёт.

  • Сидит утка на гнезде,Золотые несёт яйца.Сколько их там — угадай.Раз, два, три — убегай!

  • Раз, два, три, четыре, пять –Вышли мальчики играть,Стали друг друга считатьДа водилку выбирать.Им стал дядя Родивон,Пусть он выйдет отсель вон.

  • Девки делят сарафан.Кому клин, кому стан,Кому целый сарафан,Кому пуговки литые,Кому серьги золотые.

  • Ани-бани — что под нами,Под железными столбами?Стульчик, мальчик, королёк,Убирайся в уголок.
  • Раз, два,Голова;Три, четыре,Прицепили;Пять, шесть,Сено весь;Семь, восемь,Сено косим;Девять, десять,Деньги весить;Одиннадцать, двенадцать,На улице бранятся.

  • Ходит свинка по бору,Рвёт траву-мураву,Она рвёт и берёт,И в корзиночку кладёт.Этот выйдет,Вон пойдёт!
  • В синем море — океане Золотой корабль плывёт, А на острове Буяне Тёмный лес растёт. Станем думать да гадать, Как нам сосны сосчитать; Как ни думай, ни гадай, Только нас ты догоняй.

  • Под горою у реки Живут гномы-старики. У них колокол висит, Позолоченный звонит: Диги-диги, диги-дон – Выходи скорее вон.
  • Села баба на клюку, Поехала к старику. Набрала чесноку, Продала старику. Старик мост мостил, Просят крестил; Поросята полосаты, Они на небо глядят, С неба звёзды летят, С неба звёздочки летят, Рассыпаются; Поросята полосаты Разбегаются.

  • Шла коза по мостику И махала хвостиком, Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит — это он: Выходи из круга вон!

  • Прыг да скок,Прыг да скок,Скачет зайка —Серый бок.По лесочкуПрыг-прыг-прыг,По снежочкуТык-тык-тык.Под кусточек присел,Схорониться захотел.Кто его поймает, Тот водить и станет.

  • Раз, два, три, четыре, пять,Негде зайчику скакать,Всюду ходит волк, волк,Он зубами — щёлк, щёлк!А мы спрячемся в кусты,Прячься, заинька, и ты.Ты, волчище, погоди,Как попрячемся — иди!
  • Шла торговка мимо рынка, Спотыкнулась о корзинку. В этой маленькой корзинке Есть помада и духи, Ленты, кружева, ботинки, Что угодно для души.

Видео: популярные народные считалки

Смотрите это видео на YouTube

Подрастая, дети учатся игровому взаимодействию, общению с товарищами, распределению обязанностей и ролей. Научить их честному ведению игры, а также познакомить с историей и традициями нашего народа, помогут русские народные считалочки.

Числа в природе и явлениях

Для того, чтобы дети лучше представляли реальные цифры, используются разнообразные перечисляемые объекты. В качестве таких часто выступают временные отрезки: дни, недели, месяцы. Это помогает укрепить правильное чувство времени. Встречаются всевозможные представители живого мира, это развивает любознательность в области окружающей среды. Нередко за объекты принимают сами цифры, словно живые существа. Они дружат, ссорятся, сходятся, расходятся. Три цвета светофора позволят детям понять дорожные правила для пешеходов. Сюжет стихотворений очень забавный и увлекательный.

Отдельная роль достается школьным оценкам, которые призывают детей к получению хороших отметок и ответственности к выполнению заданий, стремлению к знаниям.

Считалки картинки

Ниже вы найдете самые разные считалки картинки. Выбирайте, распечатывайте и играйте вместе с ребенком!

Детский мозг — удивительная вещь. Он пластичен, любознателен, изобретателен и всегда готов к новым открытиям. Именно в этот период взросления ребенок приобретает основные знания, навыки и умения. Считалки — отличный способ полноценного психического и физического развития. Благодаря их несчетному количеству и разнообразным жанрам дети всесторонне познают окружающий мир и учатся социальному взаимодействию.

Мне нравитсяНе нравится

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: