Этап дифференциации “С”
На этом этапе мы будем учиться отличать звук “С” от близких по звучанию “Ш”, “З”, “Ц” и мягкого “Сь”.
Для этого послушаем эти звуки по парам, определим разницу в артикуляции, потренируемся в произношении слогов, слов и предложений с ними.
Речевой материал по дифференциации “С” и “Ш”
Приложи ладошку ко рту: у “С” струя выдыхаемого воздуха холодная, у “Ш” — теплая. “С” свистит, как ветер, а “Ш” шипит, как змея. Интересно?
Повтори слоги и слова с этими звуками, старайся их четко выговаривать:
Стишок про медведя тебе понравился?
Выполни задание на картинке:
Над чистоговорками надо немного потрудиться, но у тебя получится.
Речевой материал по дифференциации “С” и “З”
У звуков “С” и “З” артикуляция отличается только голосом. “С” — глухой, “З” — звонкий. Повтори их и убедись в этом сам.
А теперь проговори слоги и слова:
Замени одну букву на другую и посмотри, что получится:
Повтори чистоговорки без запинок.
Речевой материал по дифференциации “С” и “Ц”
Звуки “С” и “Ц” очень похожи и отличаются лишь тем, что “С” — долгий, а “Ц” — краткий:
Повтори слоги и слова:
В этих словосочетаниях есть и “С”, и “Ц”:
Если поменять первую букву в слове, оно тоже изменится:
Деду Морозу без твоей помощи не обойтись:
Попробуй справиться с этим заданием:
Речевой материал по дифференциации “С” и “Сь”
Произнеси твердый “С” и мягкий “Сь” по отдельности, затем повтори слоги и слова с ними:
В этих слогах есть мягкий “Сь” и твердый “С”. Постарайся это определить:
Назови слова на двух картинках и запомни, как звучит твердый “С”
и мягкий “Сь”:
А это стишки, их можно заучить:
Сложности в постановке [в]
Проблемы во время постановки звука могут быть абсолютно разными, к основным можно отнести следующие:
- Слабая иннервация мышц речевого аппарата. Выражается это в том, что из-за недостаточного мышечного тонуса органов артикуляции (в частности голосовых связок, так как именно они играют главную роль в произношении данного звука) ребенок просто не может произнести звук. Без участия голоса получается вместо . Потребуется время для того, чтобы разработать связки, чтобы произношение было чистым и правильным.
- Неправильный прикус. Этот факт также может повлиять и дать свои осложнения в постановке , однако это случается не всегда.
- Дефект губ. При произнесении «В» участвуют не только зубы, но и губы. Короткая или обвисшая нижняя губа может затруднить процесс постановки звука.
Чистоговорки
После этого этапа автоматизация «с» в словах еще не проводится. Работа идет над объединением его в слогах.
Такие щелевые согласные, как «с», по методике заучиваются сначала в простых слогах, например, «со», «се» и т. д. Потом работа проводится уже с обратными слогами, когда первой стоит гласная, а уже за ней – согласная, например, «ас», «ус».
Широко в педагогике используются чистоговорки, когда дети проговаривают вслед за педагогом отдельно слоги, а потом предложения с данным слогом в конце.
Сначала ребенок просто повторяет все это за логопедом. Далее можно предложить несколько упражнений на развитие фонематического слуха и внимательности, так как дети часто не слышат и не понимают, какой именно звук необходимо вставить в слово. Перечислим некоторые из них:
«Продолжи слово». Педагог говорит начало слова, а ребенок договаривает его последний слог. Для облегчения задачи ребенку можно предложить предметные или сюжетные картинки. Подойдут такие слова:
-ли — са;
-колба – са;
-бу – сы;
-воло – сы;
-ча — сы.
«Поменяй местами». Взрослый предлагает определить место «с» в слоге: в начале или в конце. Когда ребенок правильно указал его местоположение, педагог просит поменять местами гласную и согласную, например, было «са», а нужно преобразовать в «ас». Такое упражнение целесообразно проводить для развития навыков фонематического анализа и синтеза.
Примеры односложных слов
В современном русском языке довольно много слов, которые в своем составе имеют один слог:
- еж, юг, яд, уж, ус (2 буквы – 1 слог);
- лук, кот, сок, вес, зуб, пух, нож, мел, лев, вид, дом, лак, кит, ток, бас, лен, кол, луч, нос, мед, пар, мех, бег, лес, сад, лед, меч, суп, пол, люк, шум, мак, лом, гол, лещ, вяз, куб, дух, ива, мох, ель, дуб, лоб, сын, миф, зоб, пес, бок, сом, шок, таз, сук, чай, жук, шаг, сон, май, шип, йод, код, мыс, дно, шеф, дым, раз, два, три, чин, хит, жил, мыл, пил, бил, сел, дал (3 буквы – 1 слог);
- лист, куст, флаг, блин, лифт, мост, пень, мель, боль, сеть, винт, мазь, шкаф, дочь, крот, день, печь, ночь, гриб, гусь, фарш, клей, тишь, холм, клен, пять, бант, гном, знак, снег, семь, болт, стол, зябь, медь, хлеб, зонт, кекс, даль, пыль, шарф, слон, моль, конь, плот, рысь, танк (4 буквы – 1 слог);
- дождь, дверь, зверь, шесть, ткань, столб, гладь (5 букв – 1 слог);
- гвоздь, трость (6 букв – 1 слог).
Что мы узнали?
Односложные слова, которые называются так из-за зависимости от количества слогов в слове, – это слова, состоящие из одного слога. Это и слова, состоящие из двух букв (еж, юг, уж), и слова, состоящие из трех букв (дом, дуб, шаг), и слова, состоящие из четырех букв (лист, стол, медь), и слова, состоящие из пяти и более букв (зверь, трость, дождь). Количество букв в слове не связано с количеством слогов. Главным условием односложных слов является то, что они должны состоять только из одного слога
Поэтому важно уметь делить слова на слоги
-
/5
Вопрос 1 из 5
Второй этап
Автоматизация звука в слогах начинается с избавления от призвука. Для того чтобы это произошло, нужно хорошо укреплять мышцы языка. С дошкольником продолжают делать артикуляционную гимнастику. Если возникают сложности, то это означает, что мышцы все еще слабые и без опорного звука, поэтому сложно вывести чистый .
Отработку начинают с прямых слогов
Не стоит акцентировать внимание ребенка на изменениях. Иначе он неосознанно начнет делать ошибки
Можно взять большой игральный кубик, предложить сказать «РА» столько раз, сколько выпадет на нем. Такой прием позволит не только улучшить речь ребенка, но и будет развивать его математические представления.
Слоговые дорожки тоже используются. Для этого необходимо сначала давать одинаковую последовательность, постепенно увеличивая ее. Еще один хороший способ избавления от призвука: необходимо взять мячик, предложить ребенку сесть на пол. Задача логопеда назвать начало слова, а ребенок добавляет «Р». Например: хо…(мяч катится) р, ва… (мяч катится) р
Важно чтобы дошкольник сам не только добавлял звук, но и называл слово целиком
Автоматизация звука в слогах направлена на выработку чистого звучания
Важно избавиться от помощи в виде опорного звука. На это уйдет много времени
Параллельно необходимо развивать речевой слух ребенка. Для этого используют специальные задания. Логопед предлагает дошкольнику хорошо прислушаться, называет ряд искаженных звуков, задача – хлопнуть в ладоши, когда будет чистый .
Усложнение последовательности слогов в дорожке тоже стимулирует память и речевой слух. Если сложно запомнить четыре слога, количество сокращают до двух. Можно совместить автоматизацию с активными играми.
Логопед и ребенок перекидывают мячик, вспоминая как можно больше слогов со звуком . Или взрослый раскладывает специальные бумажки по комнате. Каждая из них содержит особое задание. Например, произнести несколько раз слог, вспомнить артикуляцию звука, найти ошибку и т. п.
После того как прямые слоги будут отработаны, переходят к обратным. Способы автоматизации аналогичны предыдущему этапу. Постепенно ребенка готовят к звуковому анализу слов. Для этого в слоге утрировано произносят первый гласный: аааааааар, оооооооор, уууууууур, ыыыыыыыр.
Дошкольника просят обратить внимание на то, какой звук был первым, какой вторым. Для облегчения восприятия используют картинку-схему в виде птички
Первый звук – голова, последний – хвост, все что между ними – это середина. Картина должна быть поделена на три части вертикальными линиями.
После усвоения слогов переходят к следующему этапу – автоматизация звука в стихах, фразах, текстах.
Подготовительный этап
В самом начале работы над коррекцией звукопроизношения познакомьте малыша с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и в разных словах, как изображается в виде буквы, как его правильно выговаривать.
Выполните дыхательную гимнастику. Ведь правильное дыхание является основой звучащей речи и непосредственно влияет на силу воздушной струи, которая, в свою очередь, определяет четкость звучания при правильном артикуляционном укладе.
Вот несколько упражнений на дыхание:
Далее перейдите к артикуляционной разминке. Пусть все мышцы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе над постановкой звука.
Структура индивидуального логопедического занятия
Методически грамотная последовательность и длительность каждого из упражнений — залог быстрого освоения звука Л
Важное условие — чтобы ребёнок не уставал. Для этого придерживайтесь таких временных рамок:
- Гимнастика для артикуляционного аппарата — не больше 7 минут.
- Постановка звука и автоматизация — 10-15 минут. Из них первых 5 минут повторяют материал прошлых занятий, а остальное время посвящают новым слогам, словам, предложениям.
- Фонематическая работа по закреплению — 10 минут.
Временные рамки не должны быть жёсткими, поскольку в некоторые дни малыш может утомляться быстрее, а в другие — хотеть заниматься дольше
Если ребёнку тяжело удерживать внимание, предложите выполнять упражнения параллельно с другими занятиями. Например, специальная раскраска с буквой Л, в которой малыш будет закрашивать её и повторять слога за мамой
Ставим звук [З]
Артикуляция при воспроизведении звука «З» похожа на «С», только звук «З» более звонкий, поэтому при его проговаривании нужно задействовать голос. Звук «З» ставят после успешной автоматизации «С».
Постановка «З» аналогична работе со звуком «С», только нужно следить, чтобы ребенок подключал голос, ощущал вибрацию связок
Очень важно суметь донести ребенку, что эти звуки отличаются своим звучанием. Для этого предложите малышу положить ручку на горло и произнести поочередно оба звука
По вибрации ребенок поймет эту разницу. Когда звук «З» будет слышен отчетливо, предлагайте ребенку проговаривать его громче и четче. После этого проведите автоматизацию звука посредством упражнений на проговаривание слогов, слов, предложений.
Как мы это произносим?
Особой подвижности губ или языка для извлечения звуков или человеку не требуется. Правильная артикуляция при их произношении заключается в следующем.
- Нижняя губа слегка втягивается и выворачивается наружу (не прикусывается), прижимаясь к верхним зубам.
- Верхняя губа немного приподнимается.
- Губы не напряжены.
- Видны верхние зубы.
- Воздух выдыхается между нижней губой и верхними зубами.
- При произношении звука голос отсутствует, голосовые связки в покое.
- Для звука нужно добавить голос.
Различие только в наличии и отсутствии звука. Поэтому поставить звук можно через его глухую пару.
Учимся выговаривать звук [л] на логопедическом занятии
Одним из самых «трудных» является звук л логопедическое занятие в ДОУ позволяет решить проблему.
Многие дети пропускают букву «л» и говорят слова так: «уожка» вместо ложки, или «апа», а не лапа. Выговаривание зачастую позволяет решить проблему, но иногда требуется более глубокая проработка речи.
Артикуляция буквы «л»
Артикуляция при произношении должна быть следующей: губы растягиваются в улыбку, и через сжатые зубы ребенок произносит звук. Задача логопеда следить за тем, чтобы произношение не было слишком мягким. Язык должен давать воздуху проход, а не упираться в зубы.
Чтобы поставить правильный «л», нужно сделать следующее:
- Ребенок широко улыбается и обнажает зубы.
- Кончиком языка он давит на них и начинает сильно гудеть, имитируя паровоз.
- Если звук остается мягким, то можно попробовать другой способ. Ребенок закусывает кончик языка и начинает громко дышать через рот, пропуская воздух через щели между языком и зубами. В этот момент нужно произносить звук до тех пор, пока он не получится твердым и четким.
Чтобы закрепить полученный результат, педагог предлагает ребенку произнести несколько слов:
БЕЛКА-СТОЛ-СТУЛ-ЮЛА-ПРАВИЛО-КОЛОДЕЦ-ВЕЛОСИПЕД-ЛЕСТНИЦА-ЛЯГУШКА-ПОМЕЛО-СОЛНЦЕ-КОРОМЫСЛО
После того, как ребенок усвоит произношение, можно спрятать язык за зубы и еще несколько дней отработать поставленный звук.
Артикуляционная гимнастика:
- широкая улыбка. Нужно улыбнуться, затем сомкнуть губы, снова улыбнуться, повторяя это действие 5-8 раз. Каждый раз нужно сделать широкую гримасу и удерживать ее десять секунд;
- ветерок. Простое упражнение, при регулярном повторении которого ребенок научится правильно вдыхать и выдыхать и произносить букву «л». Упражнение следующее — язык прикусывается, после чего нужно изо всех сил дуть в образовавшиеся отверстия. Малышу предлагают сымитировать ураганный ветер и он с радостью это делает;
- конфета. Ребенок широко облизывает рот языком, представляя, что он только что съел вкусняшку;
- лошадь, с помощью языка, прилипающего к небу, имитируется цоканье лошади. Сначала нужно добиваться четкого и громкого звука, но затем, для чистоты произношения, громкость снижается. В результате челюсть должна оставаться в неподвижном состоянии;
- пароход. Ребенок прячет язык за зубами и всячески имитирует грохот парохода «ыыыыы». При выполнении этого упражнения рот автоматически принимает правильное положение для произношения звука «л».
Дополнительная информация! Ученые доказали, что произношение во многом зависит от того, насколько у ребенка развита мелкая моторика рук
Поэтому, делая упор на выговаривание, важно не забывать и о развитии моторики с помощью лепки фигур из пластилина, игр пальцами
Правильное произношение невозможно отработать за один день, на это потребуется время. Выполняя артикуляционные упражнения и повторяя слова и слоги несколько раз в неделю, можно добиться положительных результатов.
Типы нарушений слоговой структуры слова
А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:
1. Нарушение количества слогов:
- Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
- Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
- Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
- Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
- Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
- Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.
Игры в свободное время
Собери пирамидку
Цель: автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, развитие мелкой моторики.
Оборудование: пирамидка.
Ход игры: нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слог, слово, предложение.
Красивые бусы
Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях, развитие мелкой моторики.
Оборудование: деревянные бусы, макароны, шнурок.
Ход игры: ребенок нанизывает крупные бусины, макароны на шнурок, проговаривая речевой материал.
Забавные прищепки
Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях, развитие мелкой моторики.
Оборудование: прищепки.
Ход игры: ребенок произносит звук, слог, слово, предложение, в это время прикрепляет прищепки.
Назови ступеньку
Цель: автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, развитие мелкой моторики.
Оборудование: кубики (лего), игрушка.
Ход игры: ребенок произносит слог, слово или предложение, в это время игрушка поднимается по ступенькам.
Слово-шаг
Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах, словах.
Ход игры: взрослый произносит звуки, когда ребенок услышит автоматизируемый звук – делает шаг вперед. Также со слогами, словами.
Копилка слов
Цель: автоматизация звука в словах.
Оборудование: копилка, «фишки»
Ход игры: Ребенку предлагается придумать слова с автоматизируемым звуком и забросить фишку в копилку.
Собери мозаику
Цель: автоматизация звука в слогах, словах, развитие мелкой моторики.
Оборудование: мозаика.
Ход игры: Ребенку предлагается выложить дорожку определенного цвета и придумать слова с автоматизируемым звуком (пример, красная дорожка – слова со звуком , желтая дорожка – слова со звуком и т.д.)
Кнопочки
Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях, развитие мелкой моторики.
Оборудование: иппликатор Кузнецова.
Ход игры: проговаривая слог (звук) с автоматизируемым звуком, ребенок одновременно нажимает на кнопочки (иппликатор Кузнецова). Сколько кнопочек, столько раз нужно повторить слог, слово….
Постановка звука [С]
Артикуляция «С» такая:
- губы нужно растянуть в слабой улыбке;
- зубы приблизить, но не смыкать;
- прислонить кончик языка к передним зубкам нижнего ряда, выгнуть язык, уперев его бока в коренные зубы;
- создать сильную и узкую воздушную струю.
Перед началом постановки звука, следует убедиться в готовности артикуляционного аппарата ребенка произносить свистящие звуки. Для подготовки используют комплекс специальных логопедических упражнений на совершенствование артикуляционного аппарата.
Звук «С» ставят несколькими способами:
- По подражанию. Сидя с ребенком перед зеркалом, покажите, как нужно произносить звук «С».
- По подражанию с игровыми моментами. Для этого способа используют наглядность и яркие предметы, с помощью которых можно имитировать звук «С». Например, шарик сдувается – «СССС».
- По опорным звукам. Чтобы научиться произносить звук «С», ребенок должен уметь выговаривать звуки «И» и «Ф», которые являются для него опорными.
- Механическая постановка. Шпателем логопед устанавливает язычок ребенка в нужное положение, просит плавно, но достаточно сильно выдуть воздух.
Главное – дать ребенку возможность запомнить положение артикуляционных органов при воспроизведении звука «С», только потом его можно автоматизировать в слогах, словах и предложениях.
Работа над словом
А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:
- Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
- Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
- Односложные (дом, мак).
- Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
- Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
- Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
- Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
- Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
- Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
- Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
- Односложные со стечением в конце слова (зонт).
- Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
- Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Особенности постановки звуков
Работу по правке звукопроизношения начинают со звуков, что наиболее доступны малышу. Задействуют все анализаторы: вибрационный, слуховой, зрительный и тактильный. На первых занятиях не стоит создавать в корне новые модели артикуляционных движений и фонем, чтобы вызвать нужный звук. Изначально работа базируется на максимальном использовании доступных ребенку моделей.
Детям, у которых диагностированы сниженная кинестезия или расстройства фонематического слуха, рекомендовано усваивать промежуточные артикуляции. Саму же артикуляцию можно улучшить, выполняя упражнения на удлинение выдоха и необходимое давление воздушного потока. Поэтому постановку звуков обычно начинают в положении лежа, разрабатывая нижне-диафрагмально дыхание. Так ребенок учится плавно вдыхать воздух носом и размеренно выдыхать его ртом.
Выполняя работу по формированию артикуляционного праксиса (способности произносить серию звуков родной речи), нужно учитывать, насколько сильна взаимосвязь мышц органов артикуляции. Полезно использовать такие приемы, которые должны опираться на зрительный контроль (выполнение упражнения ребенок должен контролировать в зеркале):
- чтобы переместить язык во рту немножко глубже, выдвигают уголки рта вперед механическим путем (например, пальцами);
- чтобы передвинуть язык вперед, уголки рта отодвигают в стороны.
Корректируя произношение звуков, которые ребенок искажает, не стоит называть их – это вызовет неправильное их произношение.
Постановку звуков производят такими методами:
- По подражанию: например, предложите ребенку порычать, как тигр (р-р-р) или издать звук дрели (дррр).
- По опорным звукам: например, изучаем звуки в таком порядке — В-З-Ж, М-Б, Н-Д, С-Ш-З-Ж, Ф-В, Ф-С-Ш.
- От гимнастики языка по звуку, однако использовать правильную дикцию — Т, Д, Н. Если звуки ребенок произносит межзубно, то следует научить проговаривать их правильно, а затем ставить дефектные звуки.
- Механическим методом (с использованием шпателя, пальцев, сосок, зондов).
Если проводится работа над корректированием звукопроизношения, нельзя забывать о таких особенностях:
- Параллельная работа над правильностью дыхания и артикуляции обязательна.
- Ребенок должен осознанно контролировать собственное произношение на слух.
- Изучаемые звуки нужно обозначать специальными знаками-символами.
- Для старших дошкольников вводят буквенное обозначение звуков, что способствует дальнейшему обучению грамоте.
- Автоматизация звуков и их применение в разных условиях – в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях.
- Предупреждение дисграфий.
С теорией немного разобрались, приступим к практике.
Логопедические занятия и упражнения: развиваем правильную речь ребенка — читайте тут.
Артикуляционная гимнастика для детей от 3 до 7 лет
Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста: методы и приемы, тут .
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Б». Пример цепочки звуков: Б, В, С, П, Б, Ш, Д, Б, Л, М…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Б». Пример цепочки звуков: ТО, БА, ТУ, МУ, БУ, ПА, БА, СЫ, БО…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Б». Пример цепочки слов: работа, дом, арбуз, пушка, тапки, собака, брошка, рубашка…
Постановка звука Т
Логопеды применяют 3 способа постановки звука Т:
- подражательный;
- механический;
- от других фонем.
Желательно, чтобы дошкольник выполнял гимнастику не только на логопедических сеансах, но и дома, занимаясь с родителями.
Постановка звука Т твердого
Рассмотрим способы получения фонемы:
- Подражательный способ подразумевает образование межзубной твердой фонемы в результате плевания. Необходимо сделать достаточно широкую улыбку, обнажив зубы, чуть выставив кончик языка, и сделать плевок. После отработки навыка следует перейти к постановке при сжатых зубах.
- Звук можно поставить от . Для этого необходимо проговаривать «па-па-па-па», при этом расслабленный язык должен лежать на нижней губе, а верхняя губа – бить по поверхности языка. Затем следует широко улыбнуться, это приведет к преобразованию слогов в «та-та-та-та».
- Чтобы поставить от , необходимо в быстром темпе сжимать и разжимать передние зубы, прикусывая ими выставленный язык.
- Механический способ подразумевает использование для вспоможения шпателя. Когда ребенок пытается проговорить слог «та», необходимо поднять инструментом верхнюю губу. Язык отреагирует на это действие, прижмется к задней стороне верхнего зубного ряда.
Постановка звука Т от Ть
Возможна постановка и от , и наоборот.
Для формирования мягкой фонемы необходимо:
- попросить ребенка проговорить «та-та-та»;
- в процессе проговаривания, используя шпатель, опустить кончик языка, получатся слоги «тя-тя-тя»;
- звук можно образовать, щелкая кончиком языка при сомкнутых зубных рядах.
Бывает, что ребенок хорошо произносит , но твердый звук не получается. Отличие от в том, что при проговаривании второй фонемы кончик языка находится ближе к краю верхнего зубного ряда. Когда ребенок выговаривает , нужно попросить его придвинуть кончик языка ближе к задней стенке верхних зубов.
Постановка звука Т при замене на К
Дошкольника необходимо научить дифференцировать эти фонемы. Можно работать с карточками, изображающими предметы, начинающиеся на Т и К, проговаривать эти слова четко вслух. Попросить ребенка разбить картинки на две группы по наличию изучаемых фонем.
Хороший результат дает упражнение «Поймай слог». Логопед проговаривает несколько слогов, а дошкольник хлопает, когда слышит изучаемый звук. Например:
- для К – ба-ва-ко-со; мо-но-ка-да; ку-сы-ле-де; жу-мо-ре-ке;
- для Т – ру-бу-со-то; не-те-до-шо; ту-жу-са-бо; фе-ра-та-ша.
Как научить ребенка говорить букву В
Логопедия в ДОУ нужна для того, чтобы ребенок смог пойти в младший класс в школе с хорошим произношением. Трудности возникают при постановке разных букв, в том числе, буквы .
Групповое занятие в саду
Артикуляционная гимнастика
Чтобы малыш смог нормально выговорить букву «в», нужно сделать следующее:
тренировка начинается с фразы «воет ветер»
Педагог показывает ребенку, как нужно закусить нижнюю губу при произношении, чтобы получить звук;
важно объяснить, что нижняя губа лишь слегка прикусывается зубами во время разговора;
если не получается, логопед слегка нажимает пальцем на нижнюю губу.. Дополнительная информация! При произношении звука «в» артикуляция такая же, как и при «ф», важно лишь сомкнуть голосовые связки
Дополнительная информация! При произношении звука «в» артикуляция такая же, как и при «ф», важно лишь сомкнуть голосовые связки
Упражнения для постановки звука
Перед тем, как перейти в подготовительный класс, ребенок должен научиться произносить слова с «в». Нарушения встречаются редко, лишь при наличии дефектов губы.
Отработка звуков упражнениями
Упражнения:
- Поднять верхнюю губу несколько раз.
- Опускать нижнюю губу.
- Сделать «заборчик».
- Втянуть губы внутрь рта, прижимая их к зубам.
После артикуляционных упражнений ребенок должен несколько раз произносить слова: «волк», «ветер», «веревка».
Задания для автоматизации навыка произношения и
Проводя занятие звук в в старшей группе, логопед добивается автоматического произношения, в результате которого происходит дифференциация звуков. Через год ребенок должен пойти в школу, где возможно продолжение работы над речью, но такие звуки, как «в» и «ф» должны быть отработаны как можно раньше.
Упражнения выполняются в ДОУ и даются на дом:
- нижняя губа приближается к верхним зубам и делается выдох, можно попросить ребенка изобразить кролика, и слегка обнажить верхний ряд зубов;
- для отработки «ф» добавляется мягкость к «в».
Дополнительная информация! Для автоматизации навыка ребенок должен читать слова, содержащие «в» и «ф»: выхухоль, выход, ферма, фиолетовый, фокус, ветер, вертушка.
Ставим звук [Й]
Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».
Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.
От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.
К – конь. Выговариваем с ребёнком букву «к»
Каппацизм — такое название носит нарушение выговора звуков «к», «к´». Это заднеязычная группа звуков. При воспроизведении она предполагает высокий подъём корня языка. Натренировать его поможет упражнение «весёлый борец». Ребёнок открывает рот и пытается вытолкнуть указательный палец взрослого кончиком языка, одновременно произнося та-та-та. Чем большее сопротивление будет испытывать язык, тем быстрее он станет горкой у основания. Это автоматически приведёт к трансформации «т» в «к». Конечно же, руки взрослого нужно предварительно помыть и обработать спиртом. Упражнение нужно выполнять постепенно, начиная с нажима малой силы, для избежания рвотного рефлекса.
Причины нарушения произношения звука л
Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:
- малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
- для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
- двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
- подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;
В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно — не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:
- образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
- кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
- середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.
Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при дизартрии, связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.