Начинаем считать

Первое знакомство с миром чисел

Такие понятия, как «больше», «меньше» или «равное количество», ребенок вполне может усвоить и в ясельном возрасте. Родителям нужно только помочь ему в этом. Формирование навыков количественного сравнения может происходить на каждом шагу. Сравнивать вместе с крохой можно количество бутербродов или конфет в тарелках, ушек-лапок-хвостиков у зверят (их будет, разумеется, поровну), страничек в детских книжках, мелков и карандашей в коробочке, бантиков и косичек у девочек и так далее. Не стоит замахиваться сразу на большие группы предметов: начинать надо с одного – двух, потом увеличивать количество сравниваемых предметов до трех, четырех, пяти.

Параллельно можно учить ребенка порядковому счету. Делается это тоже ненавязчиво в быту: подсчитывают количество столовых приборов и членов семьи, кукол, мишек, ступеньки на лестнице, окошки в квартире, пуговицы на пальто и так далее. На первом этапе достаточно научить малыша считать до десяти. Еще раньше малыш способен различать понятия «много» и «один». Помогут в этом те же игрушки, тарелки на столе, цветы в вазе и другие предметы.

Когда первое знакомство с миром чисел уже произошло, и основные математические понятия крохе знакомы, пора учиться решать самые простые примеры.

Учимся быстро считать в 4-5 лет

Возраст 4-5 лет является старшим дошкольным. Если малыш не научился до этого времени считать, то нужно скорее заняться его развитием. У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка быстро считать в 4-5 лет.

Важно учитывать, что оперативно складывать и вычитать малыш сможет только тогда, когда:

  • поймет и запомнит цифры, их прямую и обратную последовательности. Будет узнавать цифру по написанию, находить недостающую в ряду. Сможет быстро сопоставлять ее с указанным количеством предметов;
  • усвоит состав чисел, основы счета;
  • будет различать понятия «один-много», «больше-меньше-равно»;
  • сможет правильно считать предметы, совершать математические операции с карточками, палочками.

Быстрый счет дети обычно осваивают с пятилетнего возраста. Большое значение играет то, каким образом и как долго занимались родители с ребенком. Также многое зависит от индивидуальных особенностей малыша.

До 10

Многие родители занимаются с детьми математикой, даже не подозревая об этом. Речь идет об игровых упражнениях на счет: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Вышли пальчики гулять». Обычно с такими потешками знакомство проходит в 6-7-месячном возрасте.

Подобные игры не учат ребенка цифрам, но они помогают развить восприятие наличия объектов и их количества, память, образное мышление. Пальчиковые игры хороши лишь на первых порах. Раньше счету обучали детей при помощи линейки. Сегодня же существуют более интересные методики.

Эффективные способы того, как научить ребенка считать до 10:

  • игра «Паровозик». Подходит для детей, которые посещают первый класс. Это идеальный вариант для проведения коллективных занятий. Суть заключается в том, что каждый ребенок по очереди выходит и говорит, какой он по счету вагончик. Потом дети берутся за руки и начинают ходить по кругу, имитируя езду паровоза;
  • игра «Заблудившиеся цифры». Нужно взять кубики или карточки с цифрами и выложить их в хаотичном порядке перед ребенком. Предложить малышу разместить их в правильной последовательности. Можно усложнить задачу, убрав одну из цифр и попросив назвать недостающее число;
  • чтение детских стишков, которые посвящены счету, числам;
  • просмотр мультиков-считалочек. Их часто показывают по телевизору. Обучающие мультики можно найти в интернете. Ребенок запоминает песенки и цифры, которые называли герои;
  • игра «Соседи числа». Суть заключается в том, чтобы называть соседние числа определенной цифры.

Чтобы обучить счету до 10, можно нарисовать пять кошек или собак, и спросить у ребенка, сколько он видит пар лап, какое количество животных изображено. Также рекомендуется определить, сколько нужно пар обуви коту (собаке).

Полезно считать на пальцах, пятерками до десяти, рассказывая при этом интересный стишок или напевая песенку (например, «Раз, два, три, четыре, пять – пошел зайчик погулять. Шесть, семь, восемь, девять, десять – будем радоваться вместе»). Можно вырезать цифры с порядковым номером до десяти, показывать их ребенку и называть.

До 20

Приступать к обучению малыша счету до 20 нужно тогда, когда он запомнит цифры от 1 до 10. Требуется познакомить его с понятием ноль. Это легко сделать следующим образом: разложить перед малышом 2-5 яблок, а потом убрать их, объяснив, что теперь их стало 0. Далее следует показать, как образуются новые числа. Например, если рядом с единицей поставить ноль, то получится десять, а если цифру три – тринадцать.

Важно непросто разговаривать с ребенком, а демонстрировать числа наглядно, выкладывая на столе кубики, яблоки, спички

До 100

Когда малыш усвоит счет до 19, следует рассказать ему про десятки, объяснить принципы числового соединения. Дети любят интересные истории. Поэтому нужно придумать рассказ о том, как образуются названия чисел. Например, все наименования цифр пришли из далекой древности.

Числа, которые заканчиваются на 0, называются «первое число – дцать» (двадцать, тридцать). Они получили такое наименование потому, что раньше обозначались словами «две десяти», «три десяти». Позже «десяти» сократили до «дцать».

Исключением являются числа 40, 90. Сорок означат очень много, а девяносто – девять до ста. Обучать счету до 100 следует постепенно. Сразу у малыша может не получаться.

Важно иметь терпение, систематически проводить занятия с ребенком. Если у малыша имеются математические наклонности, то счет ему дастся очень легко

Такие дети могут научиться считать до ста и в 4-5 лет. Если ребенок является гуманитарием, то эта способность у него появится немного позже

Если у малыша имеются математические наклонности, то счет ему дастся очень легко. Такие дети могут научиться считать до ста и в 4-5 лет. Если ребенок является гуманитарием, то эта способность у него появится немного позже.

Приёмы обучения счёту

Как начать учить ребёнка считать до 10? Есть несколько приёмов, которые лучше использовать на старте процесса обучения:

Пальцы. Они всегда доступны и на виду, так что это – проверенный способ. Для начала можно ознакомить малыша с названием каждого из пальчиков. Потом можно переходить непосредственно к счёту, но в пределах одной руки. Когда малыш будет хорошо считать пять пальцев, можно подключать и вторую ручку.
Предметы. После пальцев можно переходить к предметам. Одних пальчиков для полноценного освоения счёта недостаточно, ведь малыш может начать ассоциировать цифры с элементами своей ладошки, что создаст трудности при дальнейшем обучении. В качестве арифметических материалов можно использовать кубики, пупсов или кукол, мячики, машинки, детскую посуду, разные фрукты, конфеты, камни или ракушки.
Счёты. Некоторые такое приспособление считают устаревшим, но оно может очень пригодиться в обучении счёту, ведь отдельные элементы всегда на виду и рядом, а ещё их удобно передвигать по прутикам для удобства счёта.
Палочки или карточки. Но желательно использовать обучающие материалы одного цвета, чтобы разные оттенки не отвлекали ребёнка от главного – счёта. Рекомендуется выбрать яркую, но не слишком броскую гамму, например, зелёную, синюю, жёлтую, красную, оранжевую

Такие цвета привлекают внимание, помогают сосредотачиваться и не отвлекаться на другие окружающие предметы.
Развивающие видеоролики, познавательные мультфильмы. Сегодня таких материалов очень много, в том числе с любимыми детскими героями

Просмотр мультика с обучением счёту наверняка будет приятным и полезным. Ролик должен быть качественным, привлекающим внимание и не слишком длинным – не больше 10-15 минут. В течение более долгого времени малыш просто не сможет удерживать внимание.
Авторские методики. Например, известный во всём мире педагог Мария Монтессори рекомендовала использовать самый наглядный и жизненный пример – деньги. Сначала можно брать обычные монеты и считать их штучно, а уже потом осваивать номиналы, складывать их, разменивать, имитировать ситуации покупок в магазинах. Ещё одна методика разработана Гленом Доманом, и он предлагал в качестве обучающего материала использовать карточки с точками, количество которых соответствует разным числам. Такой формат более привычен для детей: они не мыслят абстрактно, а связывают и ассоциируют счёт с конкретными предметами. Автор предлагал показывать ребёнку по 5 изображений трижды в день. На следующий день нужно убирать первые две карточки, добавляя две новых. Всего в системе 100 картинок с количеством точек (кружков) от 1 до 100.
Игры. Их много, поэтому вы найдёте вариант, подходящий для конкретного ребёнка. Разные игры рассмотрены ниже.

В каком возрасте нужно учить ребенка считать в уме?

Специалисты утверждают, что занятия нужно начинать как можно раньше — с того возраста, когда ребенок научился говорить и стал проявлять интерес к счету. Обычно этот момент приходится на период с трех до пяти лет.

Важно не упустить периода, когда интерес к цифрам и счету появится, поскольку, если не заметить оптимальное время начала тренировок, чуть позже будет довольно сложно вовлечь кроху в процесс занятий. Несколько правил, которые помогут родителя научить ребенка считать:. Несколько правил, которые помогут родителя научить ребенка считать:

Несколько правил, которые помогут родителя научить ребенка считать:

  • занятия должны быть систематическими, то есть, ежедневными;
  • подача материала — исключительно в игровой форме и при наличии желания упражняться у ребенка;
  • задачи должны быть посильными для малыша, а наращивание сложности — постепенным (когда ясно, что предыдущий этап освоен и закреплен);
  • если видимого интереса у ребенка нет, помогут игры. Одним не нравится считать кубики, зато они с удовольствием будут делать это, прыгая по ступенькам. Главное — найти то, что нравится конкретному малышу;
  • закрепление материала в повседневной жизни. На прогулке можно считать деревья, машины и прочее;
  • попутно полезно обучать ребенка таким понятиям, как «больше», «меньше» и «равно».

Также важно установить правильную продолжительность занятий. Для детей младшего возраста лучше упражняться 2-3 раза в день по 10 минут, чем один раз полчаса

Как научить ребенка считать до 10

Начинать знакомство с первым десятком можно уже с полутора лет. Обучение проходит в несколько этапов;

  • Первая ступенька – это действия с бытовыми предметами. Пересчитываем все, что попадается на глаза: ложки, ступеньки, пальчики, тарелки. Цифры пока не показываем, а приучаем малыша к звучанию и порядку чисел первой десятки.
  • Постепенно начинаем знакомиться с цифровым изображением числа. Назвали количество предметов – показали нужную цифру. Здесь помогут специальные детские книжки для обучения счету.

  • Вводим порядковые числительные и, если есть интерес, учим малыша писать цифры (на асфальте, в песке, на листе бумаги).
  • После того, как дошкольник умеет называть числа одно за другим, потренируйтесь быстро считать в обратном порядке, а затем парами.

Понятию о числе десять легче всего научить с помощью пальцев. Сначала считают пальчики на одной ладошке по очереди: от 1 до 5. А после усвоения с помощью второй руки учат счету до 10. Поможет и подсчет ступенек на лестнице, ведь вы видите их минимум дважды – выходя из дома и возвращаясь.

Особенности вычитания

В математике существует всего два «полноправных» действия — сложение и умножение. Вычитание и деление являются обратными от этих двух. Кроме того, их всегда можно заменить умножением, подставив число «x», или сложением, подставив знак минус к неизвестному слагаемому. Именно поэтому, чтобы научиться вычитанию, сперва необходимо научиться складывать числа. Ведь в любой момент можно просто поменять в уме переменные и проверить правильность решения с помощью «x». Методика вычитания трехзначных чисел практически ничем не отличается от сложения. Вот небольшой пример: 553−192, а также подробный разбор:

  • Разбить имеющиеся числа на сотни, десятки и единицы: 500=500+50+3, 192=100+90+2.
  • Провести вычитание с сотнями: 500−100=400.
  • Вычесть десятки, заняв одну сотню: 150−90=60.
  • Вычесть единицы: 3−2=1.
  • Сложить остатки, не забыв о заемных сотнях или десятках: «300+60+1=361».

То есть даже в вычитании будет обязательно присутствовать сложение. Основная сложность расчета таких примеров заключается в постоянной необходимости занимать десятки. Однако если проводить такую тренировку ежедневно, то со временем считать трехзначные числа будет ненамного сложнее, чем двухзначные. Самое главное — верить в себя и собственные силы.

Обучение в игре

Учимся считать на кубиках

До начала требуется понять какое количество кубиков малыш способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Постоянно играя в кубики, малыша следует поощрять добрыми словами и подсказывать ему верный ответ.

Игра “Приставляем кубики к цифрам”

Должны быть изготовлены карточки, с написанными на них цифрами и кубики. Постепенно ребенок начиная от 1 и 2, понимает, какое число кубиков соответствует определенной карточке.

Игра “Гномики в домике”

Игра имеет разные варианты. Домик может быть начерчен на доске, он разделяется на квадратики – “комнаты”.

“Гномики” будут приходить и уходить друг к другу в гости, то “заходя”, то “выходя” из клеточки в домике. Дети должны отвечать сколько в какой комнате “гномиков”.

Игра “Молчанка”

Учитель пишет на доске примеры в одно, два или несколько действий. Весь класс моча в уме решает пример, по вызову учителя, ребенок молча пишет ответ.

Если он верен все остальные дети один раз хлопают, если нет- дети молчат

Эта игра развивает внимание и укрепляет дисциплину

Игра “Лото”

В зависимости от изучаемого материала, дети решают различные задания, размещенные на карточках. Карточки могут быть сделаны в виде отдельных картинок, при верном решении примеров, должен быть собран общий рисунок.

Игра “Арифметические лабиринты”

Как относится к занятиям ваш малыш?

Любит Не любит

В нем нарисовано определенное число, которое должно получиться при верном решении примеров.

Задания могут быть разной степени сложности, а зависимости от проходимого материала. Предлагается несколько путей выхода из лабиринта.

Игра “Догони летчика”

На доске нарисован самолет с петлями, в которых вписаны примеры. Дети делятся на 2 команды. Представители команд решают задания, записывая ответы слева и справа от петель. Выигравшей считается та команда, которая быстрее и правильнее решит задание.

Игра “Круговые примеры”

Детям раздается дидактический материал состоящий из карточек с различными по содержанию примерами. Они разложены по конвертам. В каждом конверте их 8 штук. Решение каждого предыдущего примера, является “ключом” для начала следующего.

Учимся считать до 10

Необходимо в повседневную жизнь ребенка ввести понимание количества, для этого требуется постоянно акцентировать внимание на предметах, с упоминанием их числа. Полезно разучивать с ребенком считалочки, стихи в которых упоминаются цифры

Полезно разучивать с ребенком считалочки, стихи в которых упоминаются цифры.

Для обучения ребенка счету от 1 до 10 необходимо использовать различный обучающий материал.

В настоящее время много анимационных обучающих видео, в которых в понятной для ребенка форме любимые мультипликационные герои играя обучают малыша счету.

Здесь используется зрительная память ребенка, также информация воспринимается на слух.

Имитируя действия мультипликационных героев, малыш учится считать.Также следует заниматься по печатным пособиям.

Полезным в подготовке к обучению счету до 10 может стать совместное с ребенком изготовление обучающего материала. Можно вместе вырезать кружки или кубики, а затем их считать. Совместные творческие задания помимо обучения, способствуют объединению семьи.

Несложные задания, помогут малышу не только изобразить вышеуказанные числа и сформировать о них представление, но и потренировать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и внимание

Что делать в школе

Только-только пережив бурное развитие воображения и страхи во время кризиса 5 лет, ребенок должен освоиться с новым статусом школьника. Переступая школьный порог, малышу уже нужно обладать определенным багажом знаний и умений, чтобы быть успешным в учебе. Ведь иначе первый учебный год вы рискуете завершить с неприятными проявлениями кризиса 7 лет.

Итак, к началу обучения должны быть освоены следующие навыки:

  • узнавание и называние цифр, знание количественных и порядковых числительных в пределах первого десятка;
  • умение быстро считать до 10 в прямом и обратном порядке;
  • знание смежных чисел, понимание как составляются числа первого десятка;
  • умение делить «поровну» – на 2, 3, 4 части;
  • узнавание и изображение геофигур: круг, треугольник, четырехугольник;
  • понимание понятий: больше-меньше, выше-ниже, уже-шире.

Даже если все эти навыки освоены, ребенок может быстро потерять интерес к математике, если не видит практического применения своих знаний

Чтобы этого не произошло, обращайте внимание ребенка на математические понятия в повседневной жизни. Читая сказки, где встречается определенное число героев, попросите показать на пальцах или на палочках, сколько их

Вместе придумывайте сказки с числительными, спрашивайте, кто из героев больше, выше, кто за кем пришел. Играйте в загадки, например: какое число больше четырех, но меньше шести.

Обязательно развивайте и закрепляйте навыки ориентации на листе бумаги. Убедитесь, что малыш понимает, где на тетрадном листе верх-низ, углы, поля, середина, лево-право. Попросите поставить точку в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д. Маленький школьник должен быстро ориентироваться и в пространстве отдельной клеточки: где углы клетки, как отступить или пропустить несколько клеток.

Хотя взрослым эти навыки кажутся очевидными, но малышу могут понадобиться систематические тренировки, чтобы быстро применять их на практике. Хорошо помогает в развитии тонкой моторики и навыков письма рисование узоров по клеточкам. Узоры можно рисовать по образцу, а затем и на слух, так называемый «математический диктант»: одна клеточка вверх, две вправо и т.д.

Советы

Знакомиться с цифрами и запоминать их удобнее всего на улице:

научите обращать внимание на номера домов, подъездов;
разглядывайте номера автомашин:
научите считать шаги, деревья, фонари;
рисуйте цифры мелом на асфальте и в песочнице на песке.
можно попросить малыша принести вам определенное количество листочков, подать самое большое ведерко и т. д.

Дети любят делать все, «как взрослые», поэтому один из лучших стимулов обучения счету – это игры с муляжами денег, а после их освоения можно попросить дошкольника по-настоящему купить что-то в магазине под присмотром взрослого. Многие педагоги не рекомендуют складывать и вычитать по единичке. Такая методика предполагает, что для того, чтобы прибавить к трем два, сначала прибавляют один, а затем еще один.

При подсчете избегайте использования пальцев или счетных палочек. Такая методика замедляет подсчет, а ребенок не научится быстро считать числовыми группами, а только по единичке. Такой распространенный способ не дает развиваться мышлению и тормозит тренировку памяти, формируя привычку к медленному подсчитыванию с обязательной опорой на наглядность.

Как умножать и делить числа в уме?

Очень просто научить ребенка умножать и делить легкие числа. 0, 1, 10, 100 – это самые простые числа. На 0 делить нельзя, а любое число, умноженное на 0, в результате тоже даст 0. И если 0 разделить на любое число, то ответ тоже будет 0. Если умножать, либо делить какое-то из чисел на 1, то здесь все просто – единица не изменяет второй множитель. Также она не изменяет делимое.

Что касается умножения и деления на 10, то здесь тоже будет не сложно. Ребенку нужно хотя бы один раз показать на бумаге, как цифра десять в десять раз увеличивает второй множитель, и мы просто добавляем к нему в конце цифру 0. Если нужно разделить какое-то число на 10, то изменяем делимое – убираем последний 0, либо переносим запятую, выделяющую целое число, на один знак влево. Умножение и деление на 100 производится таким же способом. Только при умножении – дописываем в конце не один, а уже два 0 (как содержит цифра 100). А при выполнении деления наоборот убираем два последних 0, либо переносим запятую уже на две цифры влево.

Не нужно рассказывать ребенку обо всем этом за один раз. Иначе вы столкнетесь с негодованием и непринятием. Чтобы маленькому математику было интересно, давать новые знания нужно небольшими частями. И переходить к подаче следующего блока информации нужно после нескольких дней закрепления уже полученных знаний.

Если говорить об умножении и делении сложных и двузначных чисел в уме, то эти расчеты легче всего выполнять, прибегнув к ментальной арифметике, – уникальнейшей системе развития детского интеллекта! Ментальная арифметика, либо система Соробан – наилучший навык устного счета. Для того чтобы освоить счет в уме таким методом, нужны специальные японские счеты абакус.

Освоить методику устного счета по системе Соробан и научиться быстро производить любые действия с многозначными числами в уме можно в течение одного года! Но хорошие результаты будут заметны практически сразу – уже после первого пробного урока.

Тренируйте память своего ребенка: играйте с ним в развлекательные игры, развивайте мелкую моторику, читайте сказки, учите стихи, повторяйте скороговорки, разгадывайте кроссворды, собирайте пазлы – все это положительно сказывается на общем развитии ребенка!

Лучший возраст для начала обучения

Нужно не только знать, как научить ребёнка устному счёту, но и когда лучше начать это делать. Специалисты пришли к общему мнению, что самый благоприятный период для обучения устному счёту – это от 3 до 5 лет. В это время ребёнок легко осваивает лёгкие действия по арифметике (сложение и вычитание). В 5 лет ребёнок решает элементарные примеры и задачки.

Научить считать в уме школьника довольно просто. Главное, чтобы он знал таблицу умножения. Некоторые люди достаточно быстро умеют складывать, вычитать двузначные числа в уме. Другие молниеносно оперируют трёхзначными величинами. Специалисты не называют такую способность феноменом, а полагают, что это под силу любому человеку после соответствующих тренировок.

Следует выделить три важных аспекта:

способность концентрировать внимание и удерживать в краткосрочной памяти несколько объектов одновременно;
знание специальных алгоритмов, умение подобрать нужный в конкретной ситуации;
постоянные тренировки.

При организации упражнений на устные вычисления с дошкольником важно превратить процесс в игру и соблюдать все необходимые условия:

  • установить четкие правила;
  • создать атмосферу состязания – учиться в компании сверстников веселее и азартнее, чем в одиночку;
  • разработать систему поощрений за хорошие результаты.

Первый этап обучения ребёнка устному счету – усвоение расположения цифр. Примеры игровых заданий:

  • знакомство с понятиями «один» и «много» – счётным материалом могут быть кубики, палочки, любые игрушки;
  • соотнесение количества предметов с конкретной цифрой;
  • счёт порядковый и количественный;
  • изучение состава числа.

Перечисленные типы упражнений относятся к тренировочной составляющей навыка. Только при наличии успешного результата можно переходить к алгоритмам и занятиям на концентрацию внимания. Если ребёнок не умеет делать данные упражнения, ему надо повторить всё снова и продуктивно тренироваться.

Считаем и решаем примеры до 20

Когда счет до 10 был освоен и ребенок стал свободно ориентироваться в первой десятке цифр, наступает время переходить на новый этап и обучаться двузначным числам, считать примеры в пределах 20.

Запоминаем цифры

Чтобы ребенок хорошо запоминал последовательность цифр, лучше всего использовать 20 одинаковых предметов (это даст возможность наглядно все объяснять малышу) или опять же карточки с числами.

Выглядеть это будет так:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Поясняем ребенку, что в числах после 10 есть сходство. Визуализируя таким образом числа и десятки, вы поможете ребенку эффективнее запомнить их последовательность и названия. Видим число 11 – говорим «один» и прибавляем окончание «надцать». Так же поступаем и с другими двузначными числами – «три-надцать», «пять-надцать», «шесть-надцать» и т. д.

Работайте с ребенком на повторение, пока он не запомнит названия чисел.

Решаем примеры

Прежде чем приступить к решению примеров и обучению в пределах двадцати, дошкольник должен уяснить такие понятия, как «десятки» и «единицы». Для начального этапа обучения можно использовать кубики, палочки или попробовать учиться на счетах, а потом уже приучать малыша считать в уме. В возрасте 5 или 6 лет он должен уметь считать без помощи пальцев и других посторонних предметов.

Для первых занятий лучше использовать такие упражнения для детей, в которых не нужно совершать вычисления с переходом через десяток. Подойдут примеры, где все математические действия происходят с целым десятком или десятками и с некоторым количеством единиц, которые прибавляются либо вычитаются.

То есть десяток – основа всего примера.

Сложите кубики, палочки или другие предметы, с которыми вы работаете, по порядку в количестве 10 штук. Объясните малышу, что это десяток. Потом попросите прибавить к этому количеству еще несколько предметов, допустим 4. Говорите: «Десять плюс четыре равно четырнадцать». После того, как вы научили ребенка складывать, подобным образом составьте примеры с вычитанием, например:

18-8=10

13-10=3 и т. д.

Следующий этап – вычисления с переходом через десяток. Такие примеры даются ребятам несколько сложнее. Здесь уже понадобятся знания не только целых десятков и отдельных единиц, но и общее представление состава отдельного числа.

  • Из чего состоит число 3? Из 1 и 2, или 1 и 1 и 1.
  • А что такое 7? Это 1+6= 2+5= 1+1+1+4 и т. д.

Подобным образом поступите со всеми числами, которые знает ребенок, разберите их на составляющие части. Потом эти знания хорошо применить в решении примеров.

Разберем такой пример:

4+9=

Второе слагаемое раскладываем на два составляющих числа, чтобы при сложении с первым слагаемым получить десятку, а потом прибавляем остаток:

4+(6+3)= 10+3=13, т. е. 4+9= 13

Закрепим знания еще несколькими примерами:

5+7=

5+(5+2)= 10+2= 12

или

8+9=

8+(2+7)= 10+7= 17

Таким же образом можно решать примеры с вычитанием:

16-7=

16-(6-1)= 10-1= 9

или

13-8=

13-(3-5)= 10-5= 5

То есть для того чтобы сделать вычисление, раскладываем второе слагаемое таким образом, чтобы при вычитании из первого слагаемого получилась десятка, а потом вычитаем оставшееся число.

Также удобно показать малышу работу со сложением и вычитанием в столбик. В таких примерах нагляднее видно десятки и единицы, что с чем складывать или вычитать.

Напоследок несколько рекомендаций родителям.

  • Во время занятий математикой проявите терпение к своему маленькому ученику и не раздражайтесь от его непонимания, а тем более не кричите.
  • Не давите на ребенка и не заставляйте заниматься, если ему не хочется. Отпустите его, ведь он все равно не сконцентрируется. А в следующий раз придумайте, как его заинтересовать занятиями.
  • Контролируйте время занятий, не держите малыша часами за решением примера. 10-20 минут должно длиться одно занятие. Дети быстро теряют концентрацию, и долговременные занятия нельзя назвать эффективными.
  • На досуге между делом постоянно тренируйтесь с малышом. Когда режете торт, считайте, сколько кусков получилось, когда сервируете стол, посчитайте количество гостей и попросите принести нужное количество тарелок и т. д.

Главное одно – спокойная обстановка, терпение и родительская любовь однажды все равно дадут положительный результат. Не равняйтесь на других, а занимайтесь своим ребенком. Помните, что все дети разные и всем нужен индивидуальный подход.

Методики обучения

Единой методики обучения счету не существует, однако большинство авторов методик сходятся в двух факторах:

правильно научить ребенка можно после того, как он усвоил смысл операций над множествами (увеличение, уменьшение, сравнение и т. д.);

перед обучением и в процессе, нужно создавать ситуации, когда ребенку будет необходимо что-то посчитать. Так знания закрепляются в практическом опыте.

В дошкольных учреждениях обучение проходит на основе количественного сравнения двух групп множеств. Цель на первом этапе – показать, что число предметов не зависит от других его свойств и признаков. Например, может быть две машинки, две пирамидки или же две конфеты. Затем детей учат быстро сравнивать смежные числа, ориентироваться в пределах 5, 10, 20.

Если же родители хотят научить малыша самостоятельно, то можно воспользоваться одной из следующих методик:

  • известный педагог Мария Монтессори разработала систему, как научить ребенка считать до 100, а затем в пределах 1000;
  • Сергей Поляков создал методики, основанные на игровой деятельности. Ценность в том, что дети обучаются счету в уме, без опоры на наглядность;
  • математика по Николаю Зайцеву предполагает использование специальных кубиков и таблиц. Методика опирается на визуальное восприятие и возможность активно двигаться параллельно с занятиями: танцевать, ходить, заниматься спортом.

Как научиться быстро считать в уме взрослому

Научиться сосредотачивать внимание на деталях и мысленно проговаривать их. Следует не прибегая к калькулятору решать элементарные математические задачи, например, в магазине

У математических действий есть свои особенности, но они не сложные. Надо один раз разобраться, а потом тренироваться. Это должно происходить систематически 5-10 раз в день. Освоить простые методики устного счета и ставить себе ежедневные задачи по тренировке мозга. В Интернете множество мобильных приложений с заданиями по тренировке мозга.

В следующем видео о том, как можно научиться считать в уме, расскажет математик.

Учим малыша считать до 10

Умение считать до 10 — это важнейшая задача, постараться выполнить которую нужно в первую очередь! Однако запомнить сразу десять цифр любому малышу будет трудно, потому нужно «срезать» круг познания до 5.

Когда первая «пятерка» будет освоена, можно будет увеличить диапазон счета до 10.

Способы ускорить учебный процесс

Чтобы освоить счет намного быстрее и успешнее, можно воспользоваться некоторыми подсказками и игровыми способами обучения.

В том числе можно разнообразить процесс:

  • используя пальцы рук;
  • включая развивающие передачи;
  • применяя обучающие игрушки и счеты;
  • рассказывая ребенку стишки;
  • считая с малышом все подряд и ежедневно.

Приобщение ребенка к домашним обязанностям

Попросите чадо вымыть две-три чашки и пусть он сосчитает их. Можно также предложить ребенку запоминать по 5 позиций в списке продуктов, который вы составляете перед каждым походом в магазин.

Включение в работу карточек

Занятия с карточками очень полезны в период изучения цифр. Показывайте их малышу сначала последовательно, потом чередуя, чтобы малыш научился считать предметы на картинках, а не просто автоматически запомнил их.

«Считай со мной!»

Как научить ребенка считать? С помощью хороших считалочек, конечно! Например, такой:

«Я считаю до пяти,

Не могу до десяти,

Раз, два, три, четыре, пять —

Я иду искать!

Кто не спрятался, я не виноват!»

Игра в магазин

Одна из любимых игр детей — магазин, поможет вам быстро и правильно научить малыша считать. Разложите на столе «товары»: книжки, игрушки, фрукты и гели для душа, и назначьте за каждый из них определенную цену.

Пусть в этом магазине ваше чадо будет кассиром, а вы станете приходить к нему в гости качестве покупателя. Деловито спрашивайте, сколько и что стоит, не обращая внимания на ценники (для удобства ребенка их лучше будет прикрепить к каждому «лоту»).

«Угадай-ка!»

Возьмите пластиковые цифры на магнитиках и, показывая их ребенку, просите называть их числовые значения. Поощряйте каждый правильный ответ либо конфеткой, либо просмотром мультика.

Лепим из пластилина

Можете включить в работу пластилин: делая фигурки зверей, просите ребенка, чтобы он слепил два уха зайцу или сделал 4 лапы для мишки.

Зачем нужен устный счёт

Заблуждением будет считать, что математика – наука, которая учит нас считать. Прежде всего она учит нас думать. Благодаря устному счёту совершенствуется и развивается логика, пространственное мышление.

Один из важнейших навыков, который формирует устный счёт, – наблюдательность. Замечено, что ребёнок, которому хорошо даётся устный счёт, обладает более развитым мышлением: он мыслит объёмно, видит задачу целиком и одновременно способен замечать детали.

Память – никто не будет спорить, что для того, чтобы производить в уме математические действия, она должна быть развитой и натренированной. К сожалению, современная жизнь не предлагает нам много возможностей для развития мнемонических способностей. Так что заниматься со своим будущим первоклассником устным счётом будет полезно и родителям.

Решая примеры в уме, мозг вынужден работать

А это значит, активизируется не только память, но и речь, внимание, фонематический слух (ведь задания приходится воспринимать на слух). Тренирует счёт в уме и скорость реакции.

Человек, умеющий быстро считать в уме, обладает и способностью быстро оценивать ситуацию.

Устный счёт требует концентрации внимания, поэтому, если мама сетует на рассеянность будущего первоклассника, можно попробовать потренировать его усидчивость игрой с цифрами.

Все эти навыки и качества обязательно пригодятся в обучении будущему школьнику.  

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: