Почему малыш неправильно произносит звук Р
Существуют факторы, которые влияют на развитие. Давайте их рассмотрим.
- Физиологический фактор: физическая ослабленность из-за частых заболеваний (происходит в период формирования речевого аппарата); недостаточная степень развития фонематического слуха; неблагоприятные социальные и языковые условия, двуязычие в семье.
- Механический фактор: врождённые или приобретённые дефекты артикуляционного аппарата (недостатки строения челюстно-зубной системы; недостатки в строении зубного ряда; недостатки в строении челюстей, неправильный прикус; патологические изменения формы и размера языка, неправильное строение мягкого и твёрдого нёба, атипичная строение губ).
Если неправильное произношение звуков вызвано одним из этих факторов, стоит обратиться к логопеду.
Когда в идеале ребенок должен начать выговаривать букву «Р»
Многие родители начинают бить тревогу, когда их малыш в год не может выговорить букву «Р». Но вам стоит понять, что до трех лет такой сложный звук ему очень трудно освоить. В таком возрасте ребенок только начинает осваивать речь, поэтому буквы могут просто проглатываться.
Отец и сын делают упражнения на правильное произношение букв
А вот если он в 4 года напрочь игнорирует все рычащие звуки, то тут следует принимать меры. Для этого можно заниматься с ним дома самостоятельно, а можно обратиться к логопеду. Если же ребенок уже достиг школьного возраста, то тут просто необходима помощь специалиста.
С чего следует начинать родителям?
Развитие правильной речи у детей должно обязательно начинаться с посещения логопеда, который выявит причину искаженного произношения. Для этого вовсе не обязательно записываться к частному специалисту, для начала будет достаточно врача из районной поликлиники.
Если логопед не обнаружит никаких серьезных нарушений, то он порекомендует артикуляционные упражнения для выполнения в домашних условиях.
Не ждите, что проблема решится сама со временем. У ребенка сформируется привычка неправильно выговаривать букву «Р» и он перенесет ее во взрослую жизнь, чем сможет существенно испортить свою самооценку.
Кроме того, логопед способен указать на незначительные отклонения в произношении других звуков, на которые родители могут попросту не обратить внимания.
Игровой урок на артикуляцию №2
Когда подключается урок-игра №2, перед началом нужно повторять упражнения из первого курса в течение 4-5 минут. Сюжеты можно менять, чтобы у ребенка не пропадал интерес. После повторения можно осваивать новые упражнения (на них отводится по 5-7 минут):
- «Кучер»;
- «Блинчик»;
- «Любопытный язычок»;
- «Барабанщик»;
- «Сорока».
Наша лошадка так резво скачет, как же нам ее остановить? Если ребенок не знает про кучера, нужно объяснить ему, кто это такой, а затем вспомнить, как нужно останавливать лошадку. Здесь учим малыша выговаривать звуковое сочетание «тпр» (чтобы звук получился глухим, при губном Р губы должны вибрировать).
Теперь накормим нашего кучера блинчиками – покажем ребенку, как широкий язык «лежит», словно на блюде. Чтобы произнести звук Р, передний край языка должен быть широким, а детям это делать сложновато.
ИНТЕРЕСНО: как научить ребенка в домашних условиях читать по слогам?
После стольких дел веселый Язычок устал и отправился отдохнуть в свой домик-рот. Нужно показать малышу, как широкий язычок не спеша поднимается и отодвигается за зубы вглубь рта (на «диванчики»). После отдыха Язычок опять отправился погулять (широкий язык выводится на верхнюю губу). Пробегала рядом собачка, напугался Язычок и снова убежал в домик (опять убираем широкий язык за зубы). Собачка исчезла и Язычок опять вышел из дома (широкий язык – на верхнюю губу).
Еще одно любимое занятие Язычка – барабанить. Кончиком языка нужно постукивать по альвеолам за верхними зубами, как при произношении звука Д. Нижняя челюсть остается неподвижной, губы – в улыбке, а широкий передний край языка – за верхними зубами. Проверять правильность выполнения упражнения нужно, поднеся ко рту малыша полоску бумаги. Если она колеблется от ударов языка, значит, все делается верно.
Упражнение «Сорока». Сорока-белобока летала-летала, на плетень присела и застрекотала: «Тррррррр!». Начала тихонько, а затем громко. (Широкий язык блинчиком находится у альвеол, звук произносится с сильным задуванием воздуха на широкий кончик языка.)
Способ по Левиной
Роза Евгеньевна Левина в 1965 году создала свою собственную методику, которая состояла из упражнений для артикуляции для постановки буквы Р. Вначале занятий добиваются фрикативное Р, которое не имеет характерной вибрации.
- Второй этап – тренировка звуков Ж, Ш. Нужно раздвинуть губы, но не округляя их. При этом нужно тянуть звук Ж и сдвигать кончик языка к верху.
- На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.
- Для получения Р используется Д, которая должна произносится на выдохе. Рот должен быть при этом открытым, а язык соединяется с верхними деснами.
Стоит ли растягивать уздечку?
В настоящее время наука не стоит на месте. Если раньше считалось, что уздечку необходимо только подрезать, то сейчас существуют упражнения и специальный массаж для её растяжки. Эффективнее всего делать такой коррекционный комплекс детям до 5 лет. Как же выполнять эти упражнения в домашних условиях?
Стоит запомнить, что без специального обучения результата не будет. Поэтому стоит обратиться к специалисту-логопеду. Если же вы сможете справляться с этим дома, вас этому обязательно обучат. Запомните: навредить очень просто. Гораздо сложнее потом это устранить, не навредив ребёнку.
Упражнения выполняются в игровой форме.
Маленький котёнок. Каждый маленький житель нашей планеты знает, как котята лакают молоко. Попросите ребёнка выполнить те самые действия, представив себя маленьким пушистиком. Разлейте по тарелке варенье или мёд, пусть ребёнок его слижет. Это упражнение поможет не только растянуть уздечку, но и налакомиться разными лакомствами.
Дотронься к носику. Устройте соревнования, кто первый дотронется к носу
Очень важно тянуть язычок как можно сильнее вверх. Повторяйте упражнение несколько раз в день.
Массаж для растяжки подъязычной уздечки выполнять очень легко и просто. Стоит попросить ребёнка широко открыть рот и направить кончик языка вверх. Возьмитесь большим и указательным пальцем за уздечку и помассируйте её. Можно аккуратно, несильно подтянуть её вверх. Делайте этот массаж несколько раз в день.
Научить ребёнка говорить букву р возможно с помощью домашней детской литературы. Дети очень любят книги с иллюстрациями, поэтому вам необходимо ими запастись. Прогуляйтесь вместе в книжный магазин, выберите интересные для ребёнка книги.
Как научить ребёнка выговаривать букву р, вы теперь знаете, но дефекты бывают разными, и лишь логопед подскажет, возможно ли устранить проблему самостоятельно.
https://youtube.com/watch?v=YlXEEAQfN0Y
Когда нужна коррекция
Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.
Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.
В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.
Норма произношения «Р»:
- губы расслаблены;
- расстояние между зубами 4-5 мм;
- кончик языка поднимается к верхним деснам;
- язык вибрирует в струе воздуха;
- средняя часть спинки языка выгибается;
- задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
- боковые края прижаты кверху;
- голосовые складки в момент говорения колеблются.
Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:
- Велярный.Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
- Увулярный.Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
- Носовой.Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
- Двугубный.В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
- Щелевой.Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
- Межзубный.Язык находится между зубами.
Этапы коррекции нарушений:
- Подготовительный.
- Постановка звука.
- Автоматизация.
- Дифференциация.
- Закрепление в речи.
Скороговорки, слова, стихи на букву Р для детей
мама с дочкой лежат на полу у раскрытой книжки и разучивают слова с буквой «р»
Наработки логопедов по совершенствованию звучания детского «р» внушительны.
Так на страницах книг этих специалистов вы найдете и слова, и скороговоркой, и стихи с изобилием «р».
Однако без вашего, родительского, участия в выполнении упражнений ребёнку будет трудно научиться правильно его озвучивать.
Слова:
- трамвай
- другие
- работа
- ромашка
- ворона
- трактор
- ведро
- рыба
- роза
- рыжик
- ракета
- рука
- рис
- рубашка
- ряд
- рукав
- размер
- ремень
- карман
- рептилия
- радар
- трава
- дрова
- дерево
- друг
- дрель
- дрозд
- шарик
- корова
- труба
- время
- забор
- бурундук
Скороговорки:
- Как под горкой на пригорке жили 33 Егорки.
- На дворе трава, на траве двора, не руби дрова, на траве двора.
- Едет Грека через реку, видит Грека — в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
примеры скороговорок для детей на разработку правильного произношения буквы «р», пример 1
примеры скороговорок для детей на разработку правильного произношения буквы «р», пример 2
примеры скороговорок для детей на разработку правильного произношения буквы «р», пример 3
Стихи:
Ра-Ра-Ра, Катюше спать давно пора; Ро-Ро-Ро, на полу лежит ведро; Ры-Ры-Ры, вокруг летают комары; Ри-Ри-Ри, прилетели снегири; Ор-Ор-Ор, мы быстро подмели весь двор; Арь-Арь-Арь, на столбе горит фонарь.
Кар! — Кричит ворона — Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор прокрался утром рано, Грош украл он из кармана!
Карандаш, картонку, пробку И красивую коробку! Стой, ворона, не кричи. Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана, У тебя ведь нет кармана! Как?! — подпрыгнула ворона И моргнула удивленно:
Что ж вы раньше не сказали?! Караууул!!! Карман украли!!!
примеры стихотворений с буквой «р» для детей, пример 1
примеры стихотворений с буквой «р» для детей, пример 2
Итак, мы рассмотрели причины и способы устранения такого речевого дефекта у детей, как неправильное произношение звука «р». А также пополнили свою копилку словами, скороговорками и стихами с этой буквой.
Будьте терпеливы со своим ребёнком всегда и особенно во время занятий по правильности произношения слов родного языка.
Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»
В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.
В каком случае произношение Р считается неправильным:
- При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван — «ка_аван»);
- В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
- Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга — «ладуга», дерево — «дейево» и т.д.);
- Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.
Обратите внимание! Неправильное произношение допустимо по мере подготовки артикулярного аппарата ребенка к овладению звуками речи. Но когда 1,5-2 года тренировок не приводят к улучшению речи, есть повод насторожиться.. Видео-помощник: учимся красиво говорить звук «Р»:
Видео-помощник: учимся красиво говорить звук «Р»:
Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р
Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.
Короткая уздечка языка
Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.
На заметку! Уздечку можно развить с помощью упражнений речевой гимнастики, в крайних случаях применяется хирургическое вмешательство.
Малоподвижный речевой аппарат
Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.
Некорректное фонематическое восприятие
При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка — «тутка», пижама — «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.
Нарушенное дыхание
При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно — сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.
Способы постановки звука
Подражание
У детей младше шести лет, часто звук Р появляется вследствие их подражания. Именно поэтому взрослые должны говорить правильно, четко, максимально внятно. Взрослые должны показывать идеальное фонетическое произношение.
Упражнения от «Ж»
Если проговаривание этой буквы не нарушено, тогда при его произношении язык отодвигается пальцем или палочкой внутрь рта. Так буква Ж плавно переходит в Р. Закрепляется это частым повторением, постепенно ребенок выговаривает нужный звук без использования вспомогательного.
Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».
Упражнения от «С»
Ребенок должен тянуть букву, делать вдох и прижать язык к альвеолам. Так проявится Р. Проведя закрепительные упражнения можно добиться полной автоматизации Р в речи.
Постановка от «З»
Произнося «З», ребенок кончиком своего языка легко касается альвеол и одновременно дует на язык. Так будет слышен требуемый «Р» с вибрацией. Этот способ похож на метод с буквой «С» и логопедами он используется редко.
Механический метод
Звук Р можно поставить механическим способом. Для этого потребуются специальные логопедические инструменты. Ребенок должен открыть рот и поднять язык к нёбу. Логопед в это время производит постукивающие движения молоточком по альвеолам и вызывает вибрацию языка шпателем. Звук должен быть закреплен сначала при помощи инструментов, затем ребенок привыкает и может обойтись без них.
Вибрация появляется, когда на кончик языка кладут комок плотной бумаги с ниткой. Когда он убирается с поврехности, на язык необходимо сильно дуть. Использовать это нужно аккуратно, не травмируя ребенка.
Учимся говорить «р»: речевая гимнастика
Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата, делают ежедневно. Если ребенок отказывается их выполнять, занятия проводят в игровой форме.
Упражнения для дыхания
Нюхаем цветочки
Медленно вдыхают воздух через нос и выдыхают через рот.
Футбол
Дуют на шарик из ваты, стараясь направить его в «ворота».
Лошадка
Заставляют кончик языка вибрировать, произнося «тпруу» как можно дольше.
Упражнения для губ
Улыбка
Улыбаются, губы остаются сомкнутыми.
Слоник
Губы вытягиваются вперед, сложенные трубочкой.
Покажи зубки
Поочередно поднимать верхнюю и нижнюю губу как можно выше.
Так же хорошо помогают развить мышцы губ игры с мыльными пузырями, дудочкой и свистком.
Упражнения для языка
Покажи язык
Расслабленный язык высовывают, стараясь кончиком достать подбородка.
Трубочка
Кончик языка необходимо свернуть в трубочку, после снова расслабить.
Лошадка
Прижимают кончик языка к небу, напрягая. Резко опускает его вниз, стараясь произвести цокание.
Упражнения для растяжения уздечки языка
Художник
Проводят языком по небу, старясь дотянуться как можно глубже.
Дотянись до носа
Вытягивают язык как можно выше, стараясь прикоснуться к носу.
Котенок
Малышу предлагают слизать с блюдца лакомство – варенье или мороженое. Язык необходимо высунуть как можно дальше, стараясь, чтобы он не сужался.
Как правильно научить ребенка говорить букву «р»? Советы логопеда
Постарайтесь следовать следующим принципам для успешного развития речевого аппарата ребенка:
- Основным правилом в логопедии является постепенность. Невозможно научить ребенка сразу выговаривать сложные скороговорки и фразы. Для начала необходимо освоить простые звуки: ра, ро, ар, ор, ир, ри
- Занятия должны быть интересны ребенку.Придумывайте гимнастику для разминки языка в игровой форме, постарайтесь увлечь ребенка. Только тогда вы добьетесь успеха
- Еще один принцип — регулярные занятия. Если вы начали заниматься с ребенком постановкой буквы «р», делайте это каждый день. Одного-двух занятий будет недостаточно
Теперь стоит усвоить технику постановки буквы «р»:
- Сначала звук «р» ребенок должен выговаривать отдельно
- Затем можно добиваться правильной постановки буквы в простых слогах
- После освоения слогов, пора переходить на правильное произношение буквы «р» в бытовой речи, скороговорках
Чаще всего бывает наоборот. Родители произносят быстрые и сложные скороговорки, где очень часто встречается буква «р».
Они думают, что так ребенок сможет выговорить быстрее этот сложный звук. На самом деле постановка звука усложняется, ребенку становится труднее его произнести.
Автоматизация звука
Закрепить произношение тяжелого звука «р» можно при помощи автоматизации, то есть его ежедневного проговаривания. В этом помогают стишки и скороговорки, которые следует выучить с малышом и повторять каждый день.
Скороговорки
Это особые предложения или несколько, в которых акцент ставится на трудновыговариваемом звуке. Лучше всего проговаривать скороговорки перед зеркалом. Так малыш будет видеть, как ему правильно ставить язычок или растягивать губки, чтобы звук получался чистым. Примеры скороговорок на «р»:
- Рома с мамой мыли раму и смотрели панораму.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Испугался Рома грома, заревел он громче грома. От такого рева гром, притаился за бугром.
Скороговорки на «р»
Сначала можно произносить скороговорки медленно. Потом следует убыстрять темп, чтобы звук произносился автоматически.
Стишки
Стишки помогают малышу закрепить выученную «р» и применять ее в разных словах
При этом важно начинать с небольших легких стишков:
- ру-ру-ру – ходил я к повару;
- ро-ро-ро – красивое перо;
- ри-ри-ри – делим все на три;
- ра-ра-ра – высокая гора.
Если малыш освоил такие стишки, можно начинать разучивать с ним более сложные:
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит,
В небе радуга стоит.
Стихи и загадки на букву Р
Кар! – кричит ворона. – Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку
— Стой, ворона, не кричи.
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана
У тебя ведь нет кармана.
— Как! – подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
— Что ж вы раньше не сказали!
Караул! Карман украли!
Шел Егор через бор,
Видит, вырос мухомор.
— Хоть красив, а не беру,—
вслух сказал Егор в бору.
— Верно ты сказал, Егор! —
так ему ответил бор.
***
Потерялась буква Р.
Где? В трамвае, например.
Или мы ее вчера
Не забрали со двора?
Уронили в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали (проверьте!)
В распечатанном конверте?
Может, милиционер
Приведет нам букву Р?
Но сказала громко Маша:
— Отыскалась буква наша!
Посмотри, как просто это:
Рыба! Рак! Рука! Ракета!
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит
полтора часа подряд.
Совет!Лучше всего проговаривать стишки с выражением, чтобы малышу было интересно. Так ему проще их запомнить.
Мягкая «р»
Часто родители предлагают малышу сказать слово «рак» или «рыба». Но в этих словах звук твердый. Легче всего выговорить мягкую «р». Она присутствует в словах «рябина», «царь», «ребенок», «посмотри» и прочих. Пусть малыш для начала попытается проговаривать подобные слова, тогда твердый звук ему будет даваться проще.
Какое ещё произношение неправильное
- «Р», произнесённое в нос. Создаётся впечатление, что у вас всегда насморк. Воздушная струя, участвующая в качественной артикуляции перенаправляется в нос. Подвижность языка отсутствует. Рот широко открыт. И вместо «Р» мы слышим «нг», например, «Нгабота», «Нгис». Язык при этом вялый и совершенно не вибрирует.
- Губное «Р». Правильная вибрация – 90% успеха, но здесь мы сталкиваемся с тем, что вибрация уходит в губы. Это мешает четкому проговариванию. Получается микс звуков: «тпр». Вам наверняка часто доводилось слышать, как совсем малыш играет с губами и выдаёт забавные звуки. Это тот самый случай, но уже закрепившийся.
- Замещение звука. «Р» в такой речи заменяется на различные звуки, чаще на «л», «г», «в». Например, «лотик», «готик», «вотик» вместо «ротик».
- Отсутствующий «Р». Если малышу трудно произнести звук или у него плохо получается, он просто пропускает его в словах. Получается «ынок», «коова», «ыба», «акушка», «ченый котенок».
Упражнения для правильного дыхания
Правильное речевое дыхание — важная составляющая верного образования звуков. Дыхательные упражнения направлены на увеличение объема дыхания, установку правильного ритма.
- Полезна для развития дыхания игра, когда через трубочку в стакан с водой вдувают воздух, чтобы получались пузырьки.
- Упражнение «Буря». Вам понадобится небольшой кусочек ватки, который надо положить на стол. Ребенок должен поставить кончик языка на альвеолы (бугорки) и сильно подуть на ватку, как ветер. Чем сильнее он дует, тем дальше улетит ватка. Цель — заставить язык вибрировать у альвеол.
- Упражнение «Фокус». Развивает не только дыхание, но и язык. Для него нужно положить ребенку на кончик носа ватку. Пусть он ее сдует, высунув язык и загнув его кончик вверх.
Как помочь развить крупную моторику?
Поскольку именно крупная моторика в дошкольном возрасте во многом будет определять развитие мелкой, заниматься с ребенком необходимо с рождения. Хорошая новость: никаких специальных методик, приспособлений и дополнительного образования не потребуется — только желание и положительный настрой!
-
С самого раннего возраста выкладывайте кроху на живот: благодаря этому упражнению лучше начинают работать мышцы спины и шеи. Помогайте ребенку учиться переворотам: завлекайте игрушками, ласково зовите к себе.
Как только ребенок научится переворачиваться, переносите все занятия для развития на пол — и в целях безопасности, и для того, чтобы малыша окружало больше стимулов. В таких условиях малыш быстрее осваивает новые навыки и развивает уже имеющиеся.
Выполняйте с малышом самую простую гимнастику, занимайтесь с фитболом, плавайте в ванной дома. Самые элементарные упражнения приносят огромную пользу для освоения навыков крупной моторики, положительно влияют на скорость и качество их развития у детей младшего дошкольного возраста.
Старайтесь минимально ограничивать свободу ребенка в момент освоения новых движений: манежи, ходунки, поводки для обучения ходьбы — все эти методики только тормозят развитие ребенка. Поощряйте попытки малыша исследовать дом, на детской площадке вместе лазайте на всех лестницах, придумывайте новые игры. Используйте слово «нельзя» только в случае реальной опасности.
Когда ребенок подрастет, танцуйте вместе с ним, делайте зарядку, играйте в «догонялки» и другие активные игры. Эти занятия для развития в ненавязчивой форме помогают ребенку тренировать свою координацию и выносливость.
Велосипед, самокат, беговел. Разные по принципу работы, но схожие по цели предметы помогут разнообразить прогулки, а также научат координировать действия конечностей. И это не единственная польза таких занятий для развития. У любителей этих средств передвижения лучше развито межполушарное взаимодействие в головном мозге, что сказывается на речевых и интеллектуальных способностях.
Чем вызваны сложности правильно выговаривать букву Р
Звук «р» считается самым сложным для произношения. Звуковая культура речи дошкольника чаще всего страдает из-за неподдающегося Р.
Он требует особого положения языка в форме чашечки и вибрации кончика языка. У детей не сразу получается его произносить из-за нескольких возможных факторов.
- Короткой уздечки, которая мешает двигаться языку;
- Фонематического слуха (связанных с ним проблем);
- Неправильного дыхания во время речи;
- Очень глубокого прикуса.
Бывает, что дети уже произносят р, если тренируют сам звук или отдельное слово. Но в обычной речи его искажают.
Причина заключается в недостаточной автоматизации звука.
Решение некоторых из этих проблем требует вмешательства специалистов: логопеда, стоматолога, хирурга, невролога. Но если случай несложный, то научить говорить звук р в домашних условиях возможно с помощью специальных логопедических упражнений.
Мимическая гимнастика
Мимическая гимнастика – неотъемлемая часть логопедического занятия с пациентом, страдающим дизартрией. Разработка мышц лица помогает справиться с их тонусом или, наоборот, вялостью, что способствует правильному освоению и произношению изучаемых звуков, в том числе звука «Р»
Обязательно следует уделять внимание наиболее поврежденным и ослабленным мышцам в каждом конкретном случае. Проводить такую гимнастику эффективно в игровой форме
Например, можно использовать кубики, на гранях которых изображены различные эмоции – какая сторона выпадет, такое выражение лица и следует воспроизвести. Например:
- удивляться – поднять брови;
- сердиться – нахмуриться;
- испугаться – широко открыть глаза;
- улыбаться с закрытым и открытым ртом и тому подобное.
Для самых маленьких подойдет гимнастика – имитация движений животных, например, можно надуть щеки и перекатывать воздух с одной стороны на другую как хомячок, высунуть язык как щенок, шевелить носом, нюхая, как пес. Постановка звука «Р» не предполагает каких-то особенных мимических упражнений.
Что мешает выговаривать Р?
Артикуляция данной фонемы – наиболее сложная в русской речи. Для верного звучания необходимы чёткие движения речевого аппарата, довольно тяжёлые для детей. Чтобы облегчить себе задачу, дети «глотают» фонему в словах, заменяют её на более простые в артикуляционном отношении звуки «Л» и «Й» или употребляют гортанное призвучание.
Причины проблемы:
- патологический прикус;
- дефект речевого дыхания;
- неразвитость языковой уздечки;
- слабость лицевой мускулатуры;
- искаженное восприятие звуков.
Постановка назначается, когда звук «Р»:
- пропускается в словах;
- заменяется фонемами «Л» и «Й»;
- смягчается там, где он должен быть твердым.
Заключение
Мы https://healthbeautyblog.ru постарались подготовить для вас полезные советы, если ребёнок не выговаривает букву р. Ответить на самые частые популярные вопросы. В каком возрасте начинать коррекцию? Какие разминки выполнять и как правильно растягивать язык? Надеемся, что уже после 2-3 занятий вам с ребёнком удастся «зарычать». Главное, делайте всё строго по шагам и проявите выдержку. Если Вам оказалось недостаточно, упражнения для выговаривания буквы, вы можете посмотреть видео на youtube.
Уроки по запросу: «как научиться выговаривать букву р» или «научить говорить ребенка букву р», «журнал логопеда».
Всем успехов