Агрессия и человек
Само проявление агрессии является свойственной для человека. Так как агрессия — это подсознательная форма поведения индивида, направленная на то, чтобы защититься и выжить в мире, где много опасностей. Так было веками.
Однако, человек понимает, что нельзя проявлять агрессию в цивилизованном мире и с возрастом начинает осуществлять контроль над своими агрессивными инстинктами и применять более приемлемые способы реагирования.
Проблема в том, что этому (контролированию своих агрессивных инстинктов) нужно учить человека с детства. В противном случае, у него могут возникать разные сложности с налаживанием контакта с другими людьми. Следовательно, в проявлении агрессии у детей, ключевым и важнейшим фактором является реакция взрослых, прежде всего родителей.
Многие родители ошибочно полагают, что необходимо подавлять агрессию в ребенке. Это большая ошибка, ведь как уже говорилось выше, агрессия – это необходимое и естественное чувство для индивида. А когда все время подавлять проявления агрессии у своего ребенка, то у него может появляться другой вид агрессии: аутоагрессия, которая является более серьезной проблемой. Ведь в этом случае ребенок причиняет вред самому себе.
Или же подавление агрессивного поведения у ребенка может привести к развитию у него психосоматического расстройства.
Итак, что же делать родителю, ребенок которого применяет агрессивное поведение? Тут важнее всего понять, что главной вашей задачей, как родителей, является обучение ребенка способам контроля вспышки своей агрессии. Вы должны научить своего ребенка, как направить конфликт в мирное русло. Показать им и научить защищать себя и свои интересы теми способами, которые приемлемы в социуме
Ведь важно донести до ребенка, что можно и нужно защищаться, но при этом не ущемлять интересы другого и не причинять ему вреда
Как понять, что ребенку нужна помощь
В норме о проблемах ребенка мы узнаем до того, как ситуация выходит из-под контроля — он собирает бомбу, планирует самоубийство или другой способ причинить физический вред обидчикам. Но к сожалению, не каждый родитель обладает нужными психологическими знаниями, чтобы понять, что ребенку нужна помощь.
Чек-лист, который поможет понять, что ребенок подавляет агрессию и находится на грани срыва:
- Ребенок не идет на контакт и на все вопросы отвечает односложно или общими фразами.
- Любое критическое замечание вызывает слезы или вспышки агрессии, ребенок хлопает дверью и не хочет ничего обсуждать.
- Ребенок предпочитает носить закрытую одежду с длинными рукавами даже в жаркую погоду.
- Ты замечаешь у него синяки и порезы, происхождение которых он не может объяснить.
- У ребенка часто без видимых причин меняется настроение, но чаще он подавлен и сердит.
- Он старается вызвать негативные эмоции у других и провоцирует конфликты.
- Ты замечаешь признаки пассивной агрессии — он избегает прямого общения, отрицает гнев, не выполняет взятых на себя обязательств (например, говорит, что уберет в своей комнате, но не делает этого).
Сами по себе эти признаки необязательно говорят, что ребенок подавляет агрессию
Однако они могут стать тревожными звоночками, на которые стоит обратить внимание и принять меры профилактики
Как бороться с агрессивным поведением ребенка?
Внимание к сыну или дочери – первый шаг на пути в борьбе с агрессией. Родители хорошо знают своего ребенка и часто могут предотвратить внезапные вспышки гнева
В отношении физической агрессии это сделать проще, чем в отношении вербальной. Когда ребенок надул губки, сузил глазки или по-иному выразил закипающие эмоции, его следует отвлечь от негатива криком, интересным занятием, удержать за плечи или отвести руку.
Если агрессивный порыв не удалось предотвратить, важно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво и неприемлемо
Провинившегося следует сурово осудить и заставить убрать причиненный разгром, а объект вражды окружить вниманием и заботой. Тогда агрессивный ребенок поймет, как он проигрывает от своего поведения и будет более внимателен к советам старших
Поначалу ребенок будет отвергать замечания взрослых, отказываться убирать за собой и признавать вину. Рано или поздно фраза «если ты достаточно большой чтобы все порушить, то и убрать за собой ты тоже можешь» будет им осмыслена. Уборка сама по себе – не наказание. Довод, что «большой» мальчик должен нести ответственность за поступки, сильнее повлияет на ребенка
После уборки важно поблагодарить маленького помощника
Снижение словесной агрессии
Вербальную (словесную) агрессию предотвратить сложно и реагировать придется после того, как обидные фразы сказаны ребенком. Желательно их проанализировать и попытаться понять переживания отпрыска. Возможно, он не знает, как по-другому выразить эмоции или же хочет испытать превосходство над взрослыми. Когда враждебно настроенный и нервный ребенок оскорбляет других детей, взрослые должны рассказать им о том, как достойно дать отпор.
ИНТЕРЕСНО: почему ребенок периодически врет?
Большинство агрессивных поступков в подростковом возрасте совершается в результате эмоционально напряженных ситуаций. Ребят выводит из себя повелительный тон, демонстрация силы и власти, фразы наподобие: «учитель всегда прав», «делай, как тебе велено». В ситуациях, когда родители требуют полного подчинения или поучают, они нередко ведут себя враждебно.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок ворует и как можно отучить его от этого?
Работа взрослых состоит не в демонстрации превосходства, а в снижении враждебности и предотвращении конфликтов. Лучший способ – установить с подростком обратную связь с помощью психологических приемов. Желательно вскрыть мотивы агрессии («ты стремишься меня обидеть?»), выразить свое отношение к происходящему («я не заслужила, чтобы ты так со мной разговаривал»)
Устанавливая эмоциональную связь, важно проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность, разобрать конкретные поступки, а не личность в целом.
Эмоциональные и критические замечания со стороны взрослых вызовут еще больший протест и раздражение. При общении с подростком читать нравоучения не следует
Важно уведомить его о негативных последствиях поступков, обсудить пути выхода из ситуации
Пример конструктивного поведения – умение слушать и понимать оппонента, позволять ему высказывать свое мнение, будет полезен ребенку. Общаться и давать ему рекомендации желательно не на ходу, а в спокойной доверительной обстановке
Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства («…понимаю, как тебе обидно»). Нелишними будут паузы, которые помогут успокоиться, и чувство юмора
Как бороться с агрессией ребенка
Рассмотрим несколько полезных советов, которые дает большинство специалистов, работающих в области детской психологии:
• нормализовать эмоциональную обстановку в семье. Перестать ссориться, кричать в присутствии малыша, подавая ему негативный пример для подражания;
• устранить физические наказания, выбрать другие методы. Ни в коем случае не стоит бить ребенка. Такое воспитание не даст положительного результата, а только вызовет ответную агрессивную реакцию;
• предупреждать о недопустимости агрессивного поведения и результатах. Например, выходя на улицу гулять, сразу обозначить, как нельзя себя вести и предупредить, что при первом же непозволительном поступке в процессе игры или общения ребенок пойдет домой. Он будет стараться контролировать эмоции и действия, чтобы не быть лишенным долгожданной прогулки;
• отдать на спортивную секцию. Психологи советуют выбирать командные игры: футбол, хоккей и т.д. Осторожными следует быть с единоборствами. Если выбран такой вариант, нужно отдать малыша хорошему тренеру, который научит держать эмоции под контролем, направлять энергию в правильное русло и проявлять агрессию только когда требуется.
• заниматься воспитанием ребенка с учетом его развития. Уделяйте своему малышу больше времени, играйте с ним на свежем воздухе, общайтесь, и не допускайте переутомления.
Проявляя любовь к своему ребенку, вы учите его правильно взаимодействовать с окружающей реальностью, любить себя и близких. Не жалейте времени на своих детей, ведь они скоро вырастут, а вы уже будете пожимать плоды своего воспитания.
Это основные советы психолога по теме устранения агрессии у ребенка 4 или 5 лет. Придерживаясь приведенных рекомендаций, удастся отметить, что чадо стало спокойнее и послушнее. Главное – правильно реагировать на его поведение. Если же справиться с проблемой не удалось, есть смысл обратиться психологу и пообщаться с ним лично для составления индивидуального плана действий по устранению причин агрессии.
Тонкости детской психологии или почему дети злятся
Подрастающий малыш меняется не только в физическом плане: растет и развивается его мозг, его внутреннее «Я», его мироощущение. Можно сказать, он каждый день немножко эволюционирует, преодолевает очередную планку, достигает новой высоты. И в один прекрасный момент все становится иначе: приобретается новый навык, новое умение, новый опыт. Ребенок реагирует иначе, думает иначе, действует иначе.
Детская агрессия различается по своей природе и проявлению у различных возрастных групп. Причин может быть множество
Но важно понимать одно: подобное поведение является результатом чего-то более глубокого, неким посылом обществу, а не просто вредностью характера.
Совокупность множества факторов, возрастной период развития малыша, общество, воспитание, несомненно, оставляют свой отпечаток, в некоторых случаях которым оказывается как раз детская агрессия. Конечно, очень важно понять первопричину такого поведения, ведь она далеко не всегда очевидна
Нам кажется, что «злые и вредные» дети могут быть только у «злых и вредных» родителей, у неблагополучных семей, где рождение ребенка оказалось случайным недоразумением. Но нет. С проблемой такого поведения у малыша сталкивается очень много семей, причем в 100 % случаев рано или поздно даже самый «пушистый» и добрый малыш однажды вел себя неподобающе. А еще более важно не разбираться что к чему, а помочь ребенку справиться со злостью, научиться ей управлять, направлять в мирное русло и научить малыша дружить с остальными.
Итак, психологи выделяют следующие причины такого поведения у малыша:
Возрастные особенности
Обуславливающие несовершенство навыков общения, выражения эмоций, эмоциональную нестабильность и т.п. Маленькие детки 2-3 лет (да и некоторые вплоть до 7 лет) частенько злятся на родителей или других малышей, могут ударить, накричать и т.п., поскольку они не знают, как выразить свои эмоции.
Пример: в игре раздосадованный малыш 2,5 лет сгоряча ударил маму и разрыдался. Агрессия? Да. Нормальная? Вполне;
Темперамент
Научно доказано, что наш темперамент, наш характер напрямую влияет на коммуникативные навыки, умение взаимодействовать с обществом. Так, выраженные сангвиники предпочитают договориться, найти компромисс, тогда как дети холеричного склада характера не находят ничего лучше, чем наорать, стукнуть или закатить истерику;
Стресс
Думаете, что малыш не чувствует разлад в семье, холодок в отношениях между матерью и отцом, скорбь, утрату? Развод, насилие в семье, алкоголизм одного из домочадцев, скандалы и прочие вещи являются истоками детской агрессии. Это вариант защитной реакции на стресс. Малыши также могут копировать модель поведения родителей, считая это общепринятой нормой – распускать руки и обзываться;
Равнодушие родителей или чрезмерная гиперопека
В перовм случае дети пытаются всеми способами привлечь к себе внимание вечно занятых родителей, мол, не хвалят, так пускай поругают хоть. Ну а постоянные сюсюканья и тотальный контроль порождают вспышки гнева, желание вырваться из оков и быть хотя бы немножко независимым;
Протест, правденый гнев
Что ж, взрослые тоже не всегда могут контролировать свои эмоции, часто некоторые ситуации в жизни выводят нас из колеи, что уж говорить про деток. Что-то пошло не по плану, мама не купила обещанное мороженное, домик из кубиков развалился после стольких стараний – много, что может огорчить ребенка, заставляя его разрыдаться, что-то пнуть, ударить, покричать. Поставьте себя на его место: как можно сохранить самоконтроль, если все пошло под откос?;
Авторитарное воспитание в семье
Дефицит положительных эмоций у ребенка влияют на его коммуникативные навыки и психическое равновесие. Слишком строгий отец, потакающая ему мать, непринятие выражений любви в семье растят настоящего «сухаря», который копит все в себе, а потом выплескивает «вулкан негатива» на первого попавшегося под руку;
Проблемы с самооценкой, унижение в семье
Такая причина может быть прямым следствием не слишком хороших отношений среди домочадцев. Агрессия в этом случае может выступать в качестве подсознательной защитной реакции. Находясь в окружении постоянного негатива, злости, ущемления и неуважнния, ребенок воспринимает это как норму, впоследствии проецируя негатив на других, а, что самое главное, получая от этого удовольствие. Цель навредить, сделать плохо другому позволяет самоутвердиться, получить удовлетворение;
Психические нарушения
В редких случаях причиной такого поведения могут стать психические нарушения и патологии развития. В данном случае о точном диагнозе может судить только специалист после ряда исследований.
Как лечат агрессию у детей?
Медикаментозное лечение применяется только тогда, когда злоба, гнев и агрессия сопутствуют психическому расстройству. Назначать препараты должен только врач. Во всех остальных случаях агрессивное поведение корректируется при помощи методов психотерапии.
Психолог должен выяснить причину проблемы, определить наличие у ребенка ресурсов, достаточных чтобы с ней справиться, и провести психологическую коррекцию при помощи следующих техник:
-
арт-терапии (лечение с помощью искусства и творчества) и ее многообразных направлений (изотерапии, песочной терапии, глинотерапии, куклотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии и танцев);
-
игровых упражнений (специалист предлагает малышу выплеснуть свое раздражение и злость при помощи физических упражнений, кидания мяча, игр с водой и других материалов);
-
групповых тренингов (занятия в группе способствуют улучшению коммуникативных навыков и искреннему выражению чувств, малыш учится отстаивать свою точку зрению, перестает ощущать себя одиноким);
-
релаксационных техник (дыхательные гимнастики, упражнения на расслабление и переключение внимания помогут уменьшить уровень тревожности).
Обо всех способах и методах работы с агрессивными детьми рассказывают опытные психологи на нашем дистанционном курсе. Освоив эту программу профессиональной переподготовки, вы получите востребованную и гуманную профессию педагога-психолога, сможете помогать детям справиться с нарушениями поведения и отклонениями в развитии, научитесь раскрывать творческий потенциал у детей и подростков.
Если не тянуть и вовремя обратиться к психологу, то агрессия в детском возрасте успешно корректируется, но для этого потребуются усилия и участие не только педагогов и психологов, но и родителей.
Как злиться конструктивно и безопасно
Если ребенок постоянно злится, не запрещайте ему этого делать, забудьте фразы «не злись», «со злым мальчиком никто не будет дружить».
Озвучьте ребенку его чувство: «ты злишься», «ты можешь злиться», «все иногда злятся». Разделите эмоцию и агрессивные действия: «Меня бы тоже разозлила эта ситуация, но бить другого нехорошо, это больно и обидно». Предположите из-за чего злится ребенок и предложите выход: «Ты злишься, потому что хочешь забрать у Маши ее куклу. Это кукла чужая. Ты не можешь ее взять без разрешения. Но ты можешь попросить Машу дать тебе поиграть с этой куклой».
Важно, осуждая действия ребенка, при этом принимать его чувства. «Ты разозлился на воспитательницу, потому что она поставила тебя в угол
Я бы тоже на нее разозлилась, ведь стоять в углу неинтересно, хочется продолжать прыгать по стульям. Это так весело! Но кидать в человека машинкой плохо, ведь можно сделать ему больно. Воспитательница за тебя переживает, она хотела, чтобы ты в углу немного успокоился. Прыгая по стульям, ты мог упасть».
В данном случае мама назвала чувство ребенка, из-за которого он бросил в воспитательницу машинку — злость. Она назвала причину, по которой возникла злость у ребенка — воспитательница не разрешила ему прыгать по стульям и поставила в угол. Мама признала, что прыгать по стульям весело, а в углу стоять скучно. Наконец, мама объяснила из-за чего воспитательница поставила его в угол — она переживала, чтобы он не причинил себе вред.
Однако чаще всего мамы, узнав о подобной ситуации, говорят следующее: «Что? Ты бросил в воспитательницу машинкой? Какой кошмар! Мне стыдно, что у меня такой сын. Она поставила тебя в угол? И правильно сделала! Нечего прыгать по стульям!» Вот типичный пример непонимания матерью чувств ребенка.
Тактика родителей
Больше всего таким поведением озадачены беспокойные родители, не понимающие природу таких реакций. Иногда и педагоги в дошкольных учреждениях пытаются помочь малышу совладать с собой. Определять грамотный подход следует в индивидуальном порядке, это понятно: дети разные, темпераменты разные, причины неадекватного поведения тоже разные.
У младших дошколят хорошо работает тактика отвлечения внимания на что-то интересное: новая игра, какое-то действие на улице, звонок маме/папе/бабушке. Смена обстановки, рода деятельности помогает малышам не входить в раж и быстро успокоиться.
С детьми постарше несколько сложнее: объяснить, что он ведет себя некорректно, приводить доводы и аргументы нет смысла, поскольку ребенок еще не в состоянии их понять. Впрочем, ругань, наказание или ответная агрессия только все испортят
Важно найти те «рычажки и ниточки», за которые можно «дергать» в случае критической ситуации. Например, детки с 4 до 7 лет прекрасно запоминают приемы релаксации в виде мини-игр
Помните, что унижение, наказание и крики на ребенка в этом случае недопустимы, лучше просто игнорировать.
Младшие школьники хорошо понимают и оценивают результаты своих поступков, знают, к чему они могут привести. Но надо проявить хитрость и здесь, помочь ребенку почувствовать, что вы с ним заодно и не намерены делать ему плохо. Например, подбирайте слова для комментирования его поведения, уделяйте своей роли не меньше внимания. Например, не «Ты ведешь себя отвратительно!», а «Я очень расстраиваюсь, когда ты так делаешь». А если уж решили наказать или проучить за поступок, то обязательно уточните, что вы недовольны именно поступком малыша, а не им самим: «Я люблю тебя, но сейчас ты поступил очень плохо. Обещай, что ты не будешь делать так, иначе мне очень стыдно за твой поступок».
Учтите характер своего малыша. Помните о холеричных детях? Да и с некоторыми взрослыми вы наверняка знакомы: они быстро выходят из себя, разговаривают на повышенных тонах, любят спорить и выяснять отношения, отчаянно защищают свою точку зрения. Да, и дети такие бывают «конфликтные». А все потому, что у них много энергии, у них нет терпения разглагольствовать не спеша о смысле жизни, кто прав и виноват. Энергия так и прет, они быстро раздражаются, и, словно газировка, которую взболтали с закрытой крышкой, «взрываются»…и тогда никому не сдобровать. Но мудрая мама знает, что ее чадо нуждается в мирном выплеске буйного нрава, и записывает его в спортивную секцию, художественный или музыкальный кружок
Направляя энергию в мирное русло, вы делаете два полезных дела: сохраняете эмоциональное равновесие малыша и заботитесь о его развитии.
Ну и не забывайте про внимание и любовь, много любви, очень много любви. Дети, которые получают достаточно ласки, внимания и любви родителей становятся чуткими и заботливыми по отношению к другим, стараются наладить хорошие отношения со сверстниками и найти общий язык
Не стесняйтесь выражать свои чувства к ребенку на людях, в любое время дня и ночи, даже если устали или очень заняты. Ответ не заставит себя ждать, вот увидите.
Ребенок как личность
Многие родители не могут воспринимать своих детей как личностей. Именно поэтому им бывает трудно понять, что и у детей может быть свое мнение, точка зрения, чувства, которые необходимо принять и считаться. Иными словами, для многих родителей принимать своего ребенка всерьез бывает трудной задачей.
Но в то же время ребенок должен знать, что вы стоите за ним горой. Он должен быть уверенным, что если он будет нуждаться в чем-то, вы поспешите на помощь: просто выслушав, давая нужный совет или оказывая необходимую помощь.
Как личность у ребенка должен быть собственный уголок в доме, куда взрослый не должен вторгаться без его согласия
Не понимая важности этого многие родители думают, что раз это их ребенок, то у него не должно быть секретов. Вот и начинают рыться в вещах своих детей, читают письма, проверяют почту, подслушивают разговоры и тому подобное
Это все в свою очередь становится причиной проявлений агрессии у ребенка. Не делайте таких ошибок, ведь если у вас с ребенком доверительные отношения, то он сам вам обо всем расскажет и прибежит к вам как к самому близкому человека и авторитетному советчику. Да и сам ребенок будет вас уважать намного больше, если вы будете относиться к нему как к личности.
Как еще проявляется невыраженная детская злость
Был в моей практике замечательный мальчик. Добрый, послушный, спокойный. Только вот речь отстает и с горшком проблемы. Как выяснилось позже, мальчик вовсе не злится. Он принимает любые предложения родителей и других взрослых, быстро отказывается от своих желаний, понимает и принимает любые «нельзя»… Мечта, а не ребенок! Но у ребенка двух-трех лет единственный способ контроля над родителями — его естественные отправления. Именно так он радует и расстраивает родителей. А как еще, если не через них влиять на взрослых? И начинает ребенок отказываться ходить на горшок или у него возникают запоры. У ребенка нет больше возможности злиться. У него есть только такой инструмент.
Что мы делаем, когда обижаемся? Правильно, перестаем общаться, замолкаем, перестаем разговаривать. Улавливаете связь? Отсюда и задержки в развитии речи.
Были у меня и дети с навязчивыми движениями, судорогами, поведенческими расстройствами. А причины все те же. Невыраженные и непрожитые эмоции.
«Эмоция уходит сама по себе, когда она прожита», — говорила детский психолог Ирина Млодик.
Следуя от противного, если эмоция не прожита, она остается. Она просачивается сквозь тело, поведение, мысли, действия человека. Она все равно найдет выход. Другой вопрос: какой?
В чем суть расстройства
Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:
- гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
- гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
- переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.
В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности.
Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.
Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями.
Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения.
У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве.
Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.