Методы художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста

Что такое эстетическое воспитание?

Под эстетическим воспитанием дошкольников чаще всего понимается одно из направлений современной педагогики, призванное сформировать в человеке способность видеть и понимать прекрасное, его роль, ценность и значимость в жизни. Художественно-эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути, претерпевая некоторые изменения (например, смену целей, задач, методов организации и т.д.).

«Эстетика» представляет собой довольно широкую категорию, охватывающую многие стороны и аспекты жизни человека.


Методы эстетического воспитания очень разнообразные

Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства; культуру поведения, внешнего вида и т.д. Поскольку эстетика в равной степени затрагивает понятие прекрасного в форме и содержании, во внутреннем мире человека и его общественной жизни, задачи эстетического воспитания масштабны и многогранны. Ребенок приобретает навыки восприятия прекрасного, оценки (на ранних этапах), а впоследствии учится и создавать продукты, имеющие ту или иную эстетическую ценность.

Причем, следует уточнить, что в данном случае категорию «прекрасное» следует несколько отграничить от «красивого». Если представление о красоте менялось со временем и было использовано для характеристики формы, то прекрасное затрагивает содержание и остается неизменным даже по прошествии веков. «Прекрасное» – это глобальная категория, в которую изначально входят и гуманизм, и совершенство, и духовность.


Детям доступны все средства эстетического воспитания

Цели художественного-воспитания

  1. Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
  2. Способность дошкольников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
  3. Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
  4. Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрасного.
  5. Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
  6. Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.
  7. Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.

Задачи художественного воспитания

Рассуждая о художественном воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:

  1. Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
  2. Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
  3. Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способностей и навыков.


Основные задачи эстетического воспитания

Средства художественно-эстетического воспитания

  • Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
  • Драматургия (театральные постановки).
  • Литература.
  • Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы).
  • Музыка.
  • Природа.


Развитие художественных споспобностей – один из методов эстетического воспитания

Методы эстетического воспитания

Важнейшие методы художественно эстетического воспитания и развития дошкольников:

  1. Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
  2. Посещение дошкольных образовательных учреждений.
  3. Посещение тематических выставок, экскурсий.
  4. Личный пример.

Уровни развития

Воспитание дошкольников формируется поэтапно. В зависимости от того, к какой возрастной группе относится ребенок, осуществляется реализация определенных задач.

Выделяют такие уровни нравственного воспитания дошкольников:

  1. Дети в возрасте 34 лет. В этот период ребенок восторгается изображениями предметов, которые ему знакомы. Однако понимания образа пока не существует. Оценка больше относится к житейскому характеру. Например, ребенок выберет именно эту открытку, поскольку у него такой нет дома.
  2. Дети 4−5 лет. Второй уровень нравственного развития предусматривает осознание элементарных эстетических качеств, придающих картине привлекательности. Ребенок, принадлежащий к данной возрастной группе, уже способен получать удовольствие при оценке цветов на изображении предметов. Иногда он даже воспринимает композиционные приемы или форму.
  3. Дети 6−7 лет. Этот уровень нравственного развития характеризуется способностью к восприимчивости большего, чем предусмотрено во внешних признаках картины, улавливается внутренняя составляющая образа.

Существуют определенные педагогические условия, по которым осуществляется переход детей на следующий этап развития:

  • формирование восприятия;
  • становление материального и культурного пространства;
  • профессиональное руководство нравственным воспитанием ребенка;
  • появление интереса к определенному виду деятельности (выражение собственных мыслей и чувств).

Благодаря этим условиям художественно-эстетическое воспитание ребенка становится управляемым и целенаправленным.

Как приобщить детей к искусству?

Уметь понимать искусство – вовсе не врождённое качество, а воспитанное.

Чтобы дошкольник легко воспринимал классику — нужно, чтобы он слышал её с раннего детства. Подбирать нужно классику для малышей и включать её нечасто. Когда малышу исполнится 3-4 года, уже можно пытаться обсуждать услышанное, рассказывать о музыке, музыкальных инструментах.

Знакомство с живописью лучше начать с просмотра репродукций в художественных альбомах. Картины должны быть подобраны с учётом возраста малыша: изображения понятных ему сюжетов сказок, животных, сказочных персонажей.

В театр можно повести даже 1,5-годовалого малыша. В кукольных театрах всегда есть представления для самых маленьких. Спектакли идут не больше 30 минут, и ребёнок не успевает устать.

Музеи лучше посещать с 4-5 лет. Лучше, если это будут детские тематические музеи или выставки. В детскую филармонию и на балет лучше начать ходить с 5 лет, выбирая детские представления и концерты.

Перед посещением театра или музея объясните ребёнку, что вы идёте в важное место, и как следует себя там вести. Покормите ребёнка перед походом в музей или театр, чтобы чувство голода не отвлекало малыша от интересного

Позаботьтесь о том, чтобы дорога к «обители муз» не была долгой и утомительной, оденьте малыша красиво – пусть он почувствует важность события. Обязательно расспросите кроху о его впечатлениях от увиденного и услышанного. Спросите, хотел бы он ещё раз увидеть нечто интересное. Если малыш не восторге – сделайте паузу и попробуйте снова организовать культурный досуг через какое-то время.

Занятия для развития способностей в дошкольном возрасте

Существует огромное разнообразие творческих занятий, которые способствуют развитию художественного восприятия дошкольников, которые различаются по возрасту и виду творчества.

Занятия в 3-4 года

Один из эффективных способов развития художественно-эстетических навыков у детей младшего дошкольного возраста — нетрадиционное рисование. Это дает стимул для развития способности нестандартно мыслить, экспериментировать. Арсенал нетрадиционного рисования очень разнообразен:

  • Рисование с помощью трафаретов – при этом краску накладывают на заранее подготовленный трафарет с помощью разнообразных инструментов: губки, кисточки, валика или даже обычных тряпочек.
  • Рисование штампами, ладошками, листьями, ватными палочками и т. п. – в этом случае краску наносят на штамп или то, что его заменяет и делают оттиск на бумагу. Оттиски могут складываться в узоры, можно экспериментировать с цветом.
  • Рисование по мокрой бумаге – отличается от обычного рисования тем, что краску наносят на заранее увлажненный лист и она растекается, создавая неожиданные узоры. При этом ребенок учится следовать за тем, что получается, направлять процесс рисования.

Лепка из пластилина не только формирует художественно-эстетическое восприятие, но и способствует развитию мелкой моторики, что очень важно в дошкольном возрасте. Чтобы углубить эффект от этих занятий, пластилиновые фигурки, вылепленные детьми, используют для инсценировки сказок

Занятия в 5-7 лет

В этом возрасте возможности проведения творческих занятий с детьми расширяются, поскольку расширяются и способности малышей.

Старшие дошкольники владеют более сложными навыками и могут выполнять более сложные задания.

Например, дети 6-7 лет могут заниматься флористикой, квиллингом, бумагопластикой и т. п.

Флористика – создание композиций из растительных материалов. Требует от ребенка умения видеть образ, подбирать необходимые формы и оттенки цветов, аккуратно работать с хрупким материалом.

Для работы можно использовать листья, цветы, веточки, мох и другие растительные материалы.

Квиллинг – изготовление картин из скрученных полосок бумаги. Это довольно кропотливое занятие, требующее терпения и усидчивости. В художественном отношении дети учатся составлять композицию, подбирать цвета.

Бумагопластика – прекрасный инструмент для развития образного мышления. Изготавливая объемные модели из бумаги, дошкольники решают конструкторские задачи, проявляют фантазию и эстетический вкус. Кроме того, занятия бумагопластикой можно дополнить рассказыванием историй, театральной постановкой и другими формами творческого развития.

Что еще могут сделать родители?

Роль родителей в процессе воспитания художественно-эстетических чувств огромна. Они могут не только с раннего возраста подавать ребенку пример, но и создавать необходимые условия для развития в своем крохе «прекрасного, доброго, вечного»

Для этого важно:

  • ограничить время слушания радиостанций, просмотра телевизора, игр за компьютером;
  • выбирать для малыша «старые и добрые» мультфильмы, сказки, развивающие передачи;
  • обсуждая, помогать дошкольнику осмысливать впечатления от произведений искусства;
  • подбирать и выразительно читать лучшие произведения художественной литературы (стихи и сказки классиков, произведения фольклора);
  • часто устраивать живое общение с природой (ходить в парк, выезжать в лес, к пруду, посещать зоопарк);
  • заниматься с ребенком творчеством: петь, рисовать, лепить, танцевать, конструировать, собирать мозаику, клеить панно, инсценировать. Будет прекрасно, если ребенок отразит в своих творениях чувства, вызванные в нем произведениями искусства (посещением картинной галереи, прослушиванием музыкального или литературного произведения) либо общением с живой природой.

Творческие занятия способствуют воспитанию у дошкольников художественно-эстетических качеств, формированию важных навыков:

  • умения составлять композицию;
  • гармонично сочетать цвета и формы;
  • осваивать принципы построения узоров и орнаментов;
  • использовать воображение;
  • развивать терпение, упорство, усидчивость;
  • тренировать мелкую моторику, глазомер;
  • мыслить образно.

Задачи эстетического воспитания дошкольников

Полноценное и гармоничное физическое и интеллектуальное развитие, иерархия ценностей, нравственная оценка действительности и активная жизненная позиция определяют всесторонне развитую личность, нравственная составляющая которой зависит в первую очередь от эстетического воспитания. Воспитатель детского сада должен помочь детям перейти от восприятия прекрасного и эмоциональной реакции на объекты эстетических чувств к пониманию, к формированию эстетических понятий, мнений, идей, оценок, к формированию шкалы ценностных отношений. Эстетическое воспитание — это кропотливая работа воспитателя, которая должна проводиться ненавязчиво и систематически, чтобы научить детей эстетически воспринимать окружающий мир, переживать его, изменять, научить создавать общую систему эстетических норм и переживаний, которая должна стать основой эстетической культуры, необходимой для гармоничного развития личности дошкольника, как и все другие личностные качества.

Целью эстетического воспитания является развитие у детей способности видеть красоту окружающей их жизни и создавать, преобразовывать ее. Исходя из цели, задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы.

Развитие эстетического восприятия, художественно-эстетических навыков, деятельности основано на развитии в необходимое время сенсорных систем, работе различных анализаторов, способных обеспечить необходимую точность и тонкость различения.

При выполнении заданий эстетического воспитания у детей развиваются такие личностные качества, как инициативность, предвосхищение результатов, стремление к ним, способность мечтать. Поэтому первая группа заданий направлена на формирование эстетического отношения дошкольников к окружающей действительности. В эту группу входят задания, способствующие развитию эстетического сознания и восприятия детей дошкольного возраста. Можно выделить следующие задачи:

  • Формирование и развитие сенсорного восприятия;
  • Развитие способности видеть, понимать и чувствовать эстетическую красоту природы, действий людей и искусства.
  • Ознакомление с системой эталонных качеств и признаков личности, с постепенным включением этих названий в активный словарь дошкольников;
  • Дать детям дошкольного возраста знания о красоте;
  • Становление эстетических знаний и суждений, идей и концепций, которые в свою очередь определяют эстетические вкусы и оценки, потребности и интересы;
  • Формирование и развитие эстетических эмоций и чувств у детей дошкольного возраста: Способность эмоционально реагировать на красивое и некрасивое, смешное и грустное и т.д.
  • Развитие художественного вкуса, желания и потребности изучать прекрасное.

Определенные задачи предусматривают их решение с помощью соответствующих средств и методов. Как считал А.С. Макаренко, методы — это средство воздействия на личность, способы, с помощью которых происходит целенаправленное педагогическое влияние на сознание и поведение учащихся. Для выполнения заданий первой группы целесообразно использовать такие методы, как наблюдение, демонстрация, пример взрослого, анализ.

Метод экспозиции фактически находится при первой встрече и знакомстве с предметом эстетической реальности

Педагог должен продумать объект демонстрации и организовать урок так, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что они видят или слышат. При реализации этой группы методов воспитатель должен уметь выразить свое чувство, свое отношение, он должен уметь выражать свои чувства по-разному, например, выразительность при чтении поэтического произведения, искреннее восхищение красивой вещью или искреннее разочарование от небрежности в одежде

Способность взрослого ярко выражать свои чувства и эмоции является активным методом воздействия на дошкольника, поскольку основана на подражании детству.

Особенности развития технического творчества дошкольников

Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:

  • Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
  • Планировать свою деятельность.
  • Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
  • Выделять части и объединять их в целое.
  • Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.

Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.

Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки

Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.

Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:

  • магнитные конструкторы;
  • строительные наборы;
  • различные кубики;
  • блочные конструкторы;
  • наборы для моделирования;
  • конструкторы с суставным креплением;
  • конструкторы с болтовым креплением.

Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников

Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.

К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:

  • Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
  • Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
  • Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
  • Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.

  • Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
  • Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
  • Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.

Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.

Художественное творчество в деятельности дошкольников

Творчество тесно связано с воображением. Этот психический процесс стремительно развивается в дошкольном возрасте, позволяя детям фантазировать и оригинальничать везде, за что бы они не взялись.

Творческий подход предоставляет возможность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Свои идеи дети также пытаются проверить или воплотить в деятельности.

Простор для фантазии открывается как в игре, так и в рисовании, создании аппликаций, придумывании историй, восприятии музыки, в танцевальных движениях. Деятельность дошкольников, непосредственно связанная с различными видами искусств, называется художественно эстетической.

К миру художеств дети причастны двояко. С одной стороны, они как зрители и слушатели познают изобразительное, литературное, театральное искусство. Ребенок слушает сказки, рассматривает картины, посещает детские представления, благодаря чему получает опыт эстетических впечатлений. Все это расширяет познание окружающего мира, приносит новые знания, воздействует на зарождающиеся эстетические чувства.

С другой стороны, дошкольник, как по собственной инициативе, так и при помощи взрослого систематически вовлекается в художественную деятельность. Первые рисунки, постижение цветовой гаммы, лепка незамысловатых фигурок, декламация стишков и проигрывание сюжетов – неполный перечень того, что формирует опыт эстетических умений малыша.

Развитие художественной деятельности дошкольников, начиная с первых лет жизни, является необходимым условием формирования гармоничной личности.

Выводы

Гармоничное развитие личности невозможно без привлечения к многообразному миру художественно-эстетической деятельности, включая такие ее разновидности, как музыкальная, театрализованная, изобразительная, художественно-речевая и т.д. Приобщение способствует избавлению от чувства беспомощности, снятию напряжения, вытеснению тревоги. В качестве положительных бонусов выступают положительные эмоции, обогащение внутреннего мира и умение выставления эстетических оценок.

Художественно-эстетическая деятельность способствует активизации воображения дошкольников. Она призвана выявить и развить индивидуальные способности малыша с учетом его наклонностей и черт характера. Занятия должны проходить в комфортной для детей атмосфере, предполагающей свободу выбора. Без соблюдения последнего условия невозможно налаживание полноценного творческого процесса. Поддержание интереса к художественной деятельности возлагается на воспитателя, заражающего детей оптимизмом и собственной увлеченностью. Педагог обучает дошкольников умению распознавания прекрасного и воплощению возникших идей на практике.

Нельзя недооценивать важность детского творчества. Оно является первой ступенью, ведущей к творческой деятельности

Посредством творчества малыши выражают отношение к миру и демонстрируют собственное представление об окружающих их предметах и явлениях.

Родители способствуют формированию определенных навыков и умений, сознательно пробуждая интерес к искусству. Помимо этого, взрослые могут ассоциироваться у малыша с вдохновляющим примером, ненавязчиво подталкивающим к участию в совместной деятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: