НОД для детей старшей группы «Осень золотая». Календарь природы
НОД для детей старшего дошкольного возраста «Осень золотая». Заполнение календаря природы.
Программные задачи: 1. Продолжать формировать знания об осени, осенних явлениях; 2
Обратить внимание на изменения в природе; 3. Развивать способность подбирать картинки для календаря природы, соотнося их с природными особенностями осени; 4
Развивать наблюдательность; 5. Активизировать мыслительную деятельность; 6. Помочь запомнить осенние месяцы; 7. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Необходимый материал: — календарь природы, иллюстрации к нему. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Дети: Осень Воспитатель: Как вы догадались? Ответы детей.Воспитатель: Что изменилось с приходом осени? Ответы детей.Воспитатель: Сегодня мы будем заполнять календарь природы.
Воспитатель: Сначала вспомним осенние месяцы. Назовите их. Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Воспитатель: Какой месяц идет сейчас? Дети: Октябрь Воспитатель: Верно! Сентябрь – это первый месяц осени. Затем – октябрь и потом ноябрь. Давайте посмотрим на картинки и определим, где предыдущий месяц. Дети: Сентябрь.
Дети берут картинку и крепят к календарю природы.Воспитатель: А теперь настоящий месяц – октябрь
Дети берут картинку, объясняют, почему именно эта картинка и крепят к календарю природы.Воспитатель: И последний месяц – это … Дети: Ноябрь.
Дети берут картинку, объясняют, почему именно эта картинка и крепят к календарю природы.Воспитатель: посмотрите на картинки. На всех картинках береза. Как вы думаете, какое дерево нам нужно поместить на календарь природы и почему?
Дети показывают нужную картинку и объясняют: Это дерево с желтыми листьями, оно осеннее, дерево с почками – весеннее, голое – зимнее. Нам нужно поместить осеннюю березу.
Воспитатель: А теперь посмотрим в окно и определим, какая погода на улице? Дети: ветренно, потому, что качаются деревья. Пасмурно, потому, что хмурое небо. Дети подбирают нужные картинки и крепят к календарю природы.Воспитатель: Какие осенние явления вы наблюдали сегодня утром? Дети: Листопад Воспитатель: Давайте мы сегодня побудем осенними листьями. Приглашаю всех в центр группы
Физминутка «Листопад» Воспитатель: Какое явление мы сейчас изобразили? Дети: Листопад.
Дети подбирают нужную картинку и крепят к календарю природы.Воспитатель: Молодцы! Какие осенние явления вы еще знаете? Дети: Иней, туман. Воспитатель: Какие еще изменения происходят осенью? Дети: Часто идет дождь со снегом, трава желтеет и становится сухой
Дети подбирают нужные картинки и крепят к календарю природы.Воспитатель: Что происходит с птицами и животными с приходом осени? Дети: Птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме.
Дети подбирают нужные картинки и крепят к календарю природы.Воспитатель: как меняется внешний вид людей осенью? Дети: Люди меняют одежду на более теплую
Дети подбирают нужную картинку и крепят к календарю природы.Воспитатель: Что происходит с солнцем? Дети: Солнце не направляет прямые лучи и греет меньше
Дети подбирают нужную картинку и крепят к календарю природы.
Воспитатель: Правильно. Теперь наш календарь природы заполнен, а мы с вами пообещаем беречь природу? Дети: Обещаем! Взяв за основу этот конспект НОД, Вы можете таким же образом использовать свой календарь природы! Удачи Вам!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Осень НОД для старшей группы с презентацией на тему: Дары осени Конспект занятия в старшей группе по музейной программе на тему: Осень Конспект занятия по математике в старшей группе для детей с ЗПР. Путешествие в осенний лес
Конспект занятия – путешествия в детском саду к Международному дню защиты пожилых людей
Развлечение «В гости к Осени». Старшая группа
Календарь природы для младшей группы
Для детей 3-4 лет выделяют несколько типов календарей природы: наблюдение за ростом и развитием животных, за птицами, за сезонными изменениями в природе. В календаре про птиц размещаются фотографии разных птичек, которые прилетают на кормушку – со многими из них дети знакомятся впервые.
Календарь изменений в природе в зависимости от сезона позволяет ребятам ежедневно систематически наблюдать за происходящим за окном и сверять с данными. Очень часто он оформляется в виде часов со стрелкой. Педагогу необходимо провести наблюдения для них в начале и конце каждого сезона. К календарю прилагаются картинки с изображением погодных условий в разное время года, поэтому после прогулки вся младшая группа может найти необходимые из них (солнце, дождь, ветер, метель) и прикрепить к стенду. При этом в календаре может присутствовать несколько секторов:
- Сезоны: лето, весна, осень, зима. Календарь природы для детского сада стоит в любом случае оформить с этим сектором, ведь в младшей группе как раз начинает появляться представление у деток о том, что такое холодно, жарко, ветрено, относится это к весне или осени, зиме или лету, улетают птицы или возвращаются.
- Природные явления и температура: дождь (сильный и слабый), снег, метель, ветер, солнце, туман, град, иней, лед и прочее; шкала температуры с движущимся по ней элементом.
- Дни недели: с понедельника по воскресенье.
Одновременно с использованием календаря природы воспитатель дает детям поиграть в дидактическую игру, где необходимо правильно одеть на прогулку куклу. Они должны понимать, насколько теплую одежду необходимо подобрать, куда и в какой последовательности ее стоит надеть.
Дидактические игры на тему осени для дошкольников
Специально для малышей дошкольного и младшего школьного возраста я подобрала занятия на тему осень. Их можно использовать как в детском саду, так и дома.
Все осенние игры можно разбить на несколько частей:
- Рассказ об осени (используя карточки составляем рассказ об осени вместе с малышом или самостоятельно),
- упражнения на логику
- упражнения на развитие внимания
- упражнения на сортировку объектов
- игры с цветами
- пазлы на тему осень
- математические осенние игры.
Рассказ на тему осени: используя тематические карточки об осени составьте рассказ вместе с Вашим ребенком.
Картинки и задания
второй вариант — рассказ об осени с рисованными картинками — чтобы бесплатно скачать картинки на тему осень нажимайте на них:
Игра на развитие мелкой моторики пальцев рук на тему осени — нужно обвести пунктирную линию от метлы до листиков:
Осенние игры — здесь нужно рассортировать на два столбика — в один яблоки, а в другой листья:
Здесь нужно найти тень предмета и соединить карточки с друг другом:
Учимся сортировать листья на большие, средние и маленькие:
Учимся считать по теме осени:
Пазл с чучелом — разрежьте на части и соединяйте вместе с ребенком:
Пазл с белочкой более сложная логическая осенняя игра:
Осенняя раскраска — здесь нужно обвести по точкам с цифрами желудь, а потом раскрасить его:
Логическая игра на тему осени — здесь нужно выбрать лишний объект в каждой строчке:
Еще одна осенняя игра на сортировку листьев по оттенкам.
Распечатываете, разрезаете на карточки и сортируете от светлого к темному и наоборот:
Документы, необходимые для реализации проекта
Прежде чем реализовать проект, воспитателю необходимо выполнить следующие действия:
- Составить цель проекта.
- Разработать план достижения цели.
- Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составить план-схему проекта.
- Собрать необходимый материал.
- Включить в проект занятий разные виды деятельности.
- Подготовить домашние задания для самостоятельного выполнения.
- Презентовать проект в детском саду с помощью открытого занятия.
При реализации проекта в ДОУ он проходит следующие этапы:
- Целеполагание. Педагог помогает ребёнку выбрать посильную и актуальную для него задачу с учётом его возраста, способностей и интересов.
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
- Выполнение проекта – практическая часть.
- Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Что почитать по теме: список тематической литературы
Воспитание любви к Родине начинается с любви к своей семье
- Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство». – С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
- Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… – М.: Изд-во «Скрипторий», 2003.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». – М.: АРКТИ, 2005.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. – М.: «Издательство Скрипторий», 2008.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» / Под ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2004.
- Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы — составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. – М.: АРКТИ, 2005.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Патриотическое воспитание — это неотъемлемая часть образовательного процесса в целом и дошкольного обучения в частности. В работе с детьми нужно руководствоваться требованиями и рекомендациями ФГОС, а также подключать методические пособия педагогов, основанные на опыте работы в детских садах. Но главное — заниматься этим вопросом систематически (то есть стараться включать нравственно-патриотический компонент в ежедневные игры, занятия) чётко формулировать цели того или иного вида деятельности и подключать родителей к выполнению некоторых заданий, связанных с изучением истории родного края. В результате ребёнок сможет всесторонне подойти к знакомству со своей страной, осознанно полюбить её той любовью, которая не зависит от местонахождения и других объективных обстоятельств, которая всегда в сердце и душе.
Ход занятия для старших дошкольников:
Воспитатель. Дети, какое сейчас время года? (Воспитатель показывает картинку осени).
Воспитатель. Кто к нам зашел в гости? Давайте поздороваемся. Приглашаем осень погостить у нас. А я хочу рассказать очень интересную легенду об осени.
Воспитатель рассказывает легенду.
По легенде Осень — старшая дочь Солнца. Она последней оставила родительский дом и стала на Земле четвертым временем года. Посылая Осень на Землю, Солнце сказало ей:
— Забирай все мое богатство. Я отдаю тебе все свое золото. Будь щедрой. Отдавай свое богатство людям, и они полюбят тебя.
Воспитатель. Выполняет ли приказ осень Солнца? Любим мы осень? За что?
Дидактическое упражнение «Осень какая?»
(дети называют: щедрая, богатая, разноцветная, золотая, дождливая…).
Воспитатель. Видите, какие замечательные слова характеризуют время года осень.
В легенде говорится, чтобы осень все свое богатство отдавала людям. Давайте подумаем, выполняет ли Осень наказ Солнца. Осень нас приглашает в путешествие в лес.
(Воспитатель вывешивает картину «Лес»).
— Какой лес изображен на картине?
— Какие деревья осенью? Какие листочки осенью?
— Какие дары Осени мы можем найти в лесу?
— А сейчас назовите все цвета осени.
Воспитатель. Как вы видите, осень все свое богатство отдала природе и поэтому мы ее называем какой? Давайте, дети, вспомним как нужно вести себя в лесу чтобы не нанести вреда ни себе, ни природе.
А теперь Осень приглашает нас в сад (вывешивается картина «Сад»).
Воспитатель. Рассмотрите картину и назовите что принесла Осень в саду
Как называется все это одним словом? Обратите внимание на фрукты, которые расположены по краям картины. Осмотрелись? А теперь к вам такое задание:
Какие из этих фруктов не растут в наших садах?
Какие из ягод растут в нашем саду?
Какие фрукты растут в нашем саду?
Вот это все богатство принесла Осень к нам в сад.
Воспитатель. Вспомним, что нужно сделать чтобы фрукты были полезными для нас и не нанесли вред нашему здоровью.
Воспитатель. А сейчас Осень приглашает нас в огород. (Вывесить картину «Огород»). Внимательно рассмотрите картину и скажите:
— Что растет на огороде?
— Как назвать все это одним словом?
— Какие овощи растут в земле?
— Какие над землей?
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие. Мы убедились, что Осень исполняет приказ Солнца и каждый год дарит людям щедрый урожай. Сейчас мы еще покажем осени какие мы сообразительные, умные…
Задание «Закончи предложение»
Яблоки, груши, сливы, черешни, абрикос это — (фрукты).
Картофель, капуста, помидор, огурец, чеснок это (овощи).
Земляника, малина, смородина это — (ягоды).
Воспитатель. У меня в руках цепочка даров Осени. Задача такая- определить и сказать:
— Что здесь сладкое?
— Что здесь горькое?
— Что здесь кислое?
— Что здесь сочное?
— Что здесь длинное?
— Что здесь круглое?
— Что тут полезное?
Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
(дети закрывают глаза, воспитатель дает им кусочек овоща или фрукта, дети узнают их по вкусу и называют).
Дидактическая игра «Волшебное дерево»
(дети одевают дерево в листочки, и закрывают глаза руками, когда дети открывают глаза, появляется дерево, одетое конфетами.)
Дидактическая игра «Волшебный шар»
Дети становятся в круг, и передают волшебный шар по кругу, и рассказывают за что они любят осень.)
Итог. Рефлексия
Прилагается презентация
Рисование (старшая группа) «Деревья осенью»
Валерия Матвейкина
Рисование (старшая группа) «Деревья осенью»
Цель: продолжать учить рисовать деревья, передавая в рисунке разные по форме и строению деревья. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения разнообразных оттенков и передачи осеннего колорита). Развивать чувство цвета и композиции. Познакомить с новым способом тонирования бумаги.
Материал: Акварельные краски, кисти, вода, альбомный лист, полиэтиленовый пакет.
Предварительная работа : наблюдения за деревьями во время прогулок, рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»
, иллюстраций. Чтение рассказа И. Соколова-Микитова«Осень в лесу» , стихов обосени, загадывание загадок.
Наглядные методы и приемы
Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.
Наблюдение
Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, воспитатель обязательно должен поставить перед детьми цель для созерцания. Возможны несколько вариантов.
1. Распознать, определить характеристики.
Например:
- на занятиях по окружающему миру во время изучения темы «Цветы» можно предложить рассмотреть различные растения и назвать только цветочки;
- на математических занятиях при рассмотрении тем сравнения предметов и установления взаимоотношений между ними ставится задача определить каких предметов больше, каких меньше; какое дерево выше, какое ниже, какой фрукт по форме похож на круг и т.д.;
- на занятиях по развитию речи при изучении темы «Звук» воспитатель может предложить понаблюдать за его произношением (как располагаются губы, мешает ли что-то произносить звук протяжно).
2. Определить характер изменений или преобразование предмета.
Например:
- на занятиях по ручному труду во время игр с песком — определить, как изменяется песок, если его намочить;
- на занятиях по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — понаблюдать, что случилось с деревьями осенью;
- на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что измениться, если к двум предметам добавить еще один.
3. Установить состояние объекта по отдельным признакам.
Например:
- на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Части суток» — по состоянию неба и положению солнца определить, какая часть суток наступила;
- на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Животные» — по виду лап (хвоста или ушей) определить кто это.
В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или кратковременные.
Демонстрация
Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся:
- предметы, натуральные объекты;
- предметные или дидактические картинки;
- книжные иллюстрации;
- репродукции;
- макеты.
Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:
- Демонстрация предметов. Часто такие методические приемы используются в детском саду на занятиях по ИЗО. Например, перед тем, как предложить нарисовать яблоко, его сразу детям показывают, предлагают хорошо рассмотреть и описать его форму, размер, цвет.
- Демонстрация образца. Например, детям показывают образец аппликации, которую они будут выполнять или образец написания элементов букв и т.д.
- Демонстрация способа выполнения действий. Наиболее часто применяется на занятиях по ручному труду (как раскатать «колбаску» или сделать шар из пластилина, вырезать полоску, приклеить кружочек и т.д.) и на занятиях по физкультуре (как наклоняться, прыгать и т.д.).
- Демонстрация иллюстраций и репродукций. Этот прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта. Например, изучая цветы радуги, если ее в это время нет на небе, детям можно показать картинку в книге.
Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие такого познавательного процесса, как восприятие, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.
Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляют:
- диафильмы;
- слайды;
- видеофильмы;
- компьютерные программы.
Например, на занятиях по основам безопасности можно показать видеофильм о правилах пересечения дороги. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ, различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые рекомендуется использовать на занятиях в детском саду.
Как провести занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада
В группу входит Мойдодыр и говорит: Я пришёл к вам сегодня с капельками воды, чтобы узнать, а нужна ли вам вода? (Ответы детей). Для чего она вам нужна? (Ответы детей). А знаете ли вы, дети, откуда берётся вода? (Ответы детей). Мойдодыр читает стихотворение:
Вот откуда берётся чистая вода. Родник образует ручеёк, потом ручейки стекаются в озёра и реки, оттуда человек направляет её в трубы. Мойдодыр предлагает детям поиграть, загадывает им загадки, а они хором отгадывают.
- Еду, еду, следов нету, Оглянусь — смерти боюсь. (Вода).
- Течёт, течёт — не вытечет, Бежит, бежит — не выбежит. (Река).
- Бегу я, как по камушкам, По камушкам звеня, Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручеёк).
В.: А теперь, Мойдодыр, мы с ребятами покажем, для чего нам нужна вода в детском саду. Дети с воспитателем подходят к природному уголку (поливают цветы, рыхлят почву в цветочных горшках, протирают крупные листья тряпочкой, а мелкие спрыскивают). Воспитатель предлагает дошкольникам назвать растения в природном уголке. В.: Дети, для чего нужно рыхлить почву? (Ответы детей). А для чего нужно поливать растения? (Ответы детей). А какой водой нужно поливать? Чем вы рыхлите землю? А почему палочками? Что ещё нужно делать для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво? (Ответы детей). Вот для чего нам нужна вода в природном уголке, Мойдодыр. Дети с воспитателем подходят к игровому уголку. Мойдодыр спрашивает: А для чего вам здесь нужна вода, ребята? (Ответы детей — мыть игрушки). А для чего нужно мыть игрушки? (Ответы детей). Для чего ещё вам нужна вода, дети? (Ответы детей — мыть руки). Ребята, покажите мне, как правильно нужно мыть руки. Один из детей показывает процесс умывания: намочить руки, взять мыло, слегка намылить руки, положить мыло на место, размылить до обильной пены, смыть тёплой водой, вытереть насухо полотенцем. Мойдодыр: Спасибо, ребята, вы мне ещё раз объяснили, как правильно нужно мыть руки. Воспитатель читает поговорку: От простой воды и мыла и микробов тает сила. Мойдодыр читает стихотворение:
Я прошу вас, мойте чаще Ваши руки и лицо, Всё равно, какой водою, Кипячёной, ключевой Из реки, или колодца Или просто дождевой! Нужно мыться непременно Утром, вечером и днём — Перед каждою едою, После сна и перед сном!
Мойдодыр спрашивает у детей: А вы часто моете руки? А почему? (Ответы детей). Воспитатель спрашивает: А вы знаете, чем покрыто наше тело? (Кожей). Какая она? (Гладкая, нежная). Для чего нужна кожа? (Защищает нас от микробов). Что нужно делать, чтобы микробы не попали в организм? (Мыть руки, овощи, фрукты; закрывать рот, когда чихаете и кашляете; не грызть ногти; не ковырять в носу; воду пить только чистую). Ребята, теперь мы с вами знаем, откуда берётся вода. (Родник — ручеёк — река — озеро — водопровод). Давайте подойдём к карте Татарстана и рассмотрим её. Какими цветами раскрашена карта? (Ответы детей). Каким цветом изображены реки, озёра, пруды? (Ответы детей). Какие названия рек вы знаете? (Дети называют названия больших рек Татарстана). А большие реки образуются из множества маленьких речек и ручьёв. Наша республика красива и богата, потому что здесь есть реки, озёра, родники. Так что же такое вода? Давайте проделаем опыт: возьмём баночку и наполним её водой. А теперь перельём эту воду в другую баночку. Она принимает форму того сосуда, в котором она находится. Отсюда вывод: вода не имеет формы. А что ещё можно сказать про воду? Возьмём 2 стакана — один с водой, другой с молоком. Возьмём картинку. А теперь поставим на картинку стакан с молоком. Картинки не видно. А теперь поставим на картинку стакан с водой. Картинку видно. Отсюда вывод: вода прозрачная, бесцветная жидкость. А теперь попробуем воду на вкус. Она не имеет вкуса. А теперь понюхаем, чем она пахнет. Она не имеет запаха. Ребята, в каком состоянии бывает вода? (Ответы детей). Летом вода жидкая, зимой твёрдая, а весной она тает. А теперь, ребята, у Мойдодыра для вас сюрприз. (Вносит минеральную воду). Что это за вода? Для чего пьют минеральную воду? (Ответы детей). Давайте поиграем с вами в игру «Целебные звуки». Наберём в рот воды и скажем: «М-м-м». Звук произносят, чтобы лучше усваивалась в организме вода.
Делаем календарь природы для детского сада своими руками
Если средств на покупку готового календаря нет или фантазия бурлит так, что хочется реализовать свои задумки в его создании, то при затрате времени около 5-6 часов, можно сделать уголок природы своими руками. Приведем несколько интересных вариантов.
Пожалуй, наиболее практичным календарем будет тот, у которого износостойкая основа и прекрасная цепкость. Прекрасный вариант – прямоугольный коврик. На него вы сможете при помощи булавок цеплять картинки и украшения. Минус такого календаря – не самая высокая безопасность. Поэтому оптимальнее применить его в старшей группе детского сада. Каждое время года пусть будет оформлено отдельно.
Наступила весна – можно развесить соответствующие фотографии (даже самих деток), вырезанные из журналов или открыток картинки. В интернете вы найдете и изображения погодных явлений для этого времени года. Из цветной бумаги можно сделать «часы» дней недели и времени суток. Либо это могут быть просто картинки, которые выбираются при помощи флажков.
Еще один неплохой вариант – фанерная основа или из ПВХ. Тогда работать будет безопаснее. Самоклеящаяся бумага позволит как украсить стенд, так и правильно его оформить. Попросите творческих родителей принести из дома тематические открытки или изготовленные вручную интерактивные элементы. Движущийся показатель термометра может быть сделан из замков красного и синего цвета. Пусть они смыкаются по середине, а выше и ниже ее распишите показатели градусника с оригинальной шкалой.
Интересным будет и упрощенный вариант природного календаря. Времена года расположите по часовой стрелке, обозначив их свойственными погодными условиями. В центр разместите стрелку. Можно прикрепить к основе 4 файла и вставить в них изображения с временами года, а сверху при помощи самоклеящейся бумаги или двустороннего скотча цеплять изображения животных, погодных явлений, температуры и прочего.
Оформив календарь природы для детского сада, вы позволите своим воспитанникам познать окружающий мир в его проявлениях в виде осадков, понижения и повышения температуры, просыпающихся и засыпающих животных и цветов. Сделайте или купите такой стенд, который будет понятен детям. Пусть они будут вовлечены в процесс максимально: сами рассказывают о том, что видят и чувствуют, отвечают на вопросы, какую картинку и куда нужно разместить. Развивайте ребят – это будущее!
Учебно-методический материал «Календарь природы»
Сентябрь | |||
Дни недели | Недели месяца | Живая природа | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Условные обозначения
День недели | Погода | Птицы и насекомые |
Пояснительная записка.
Изучив на дистанционных курсах материал Н.А. Рыжовой по экологическому воспитанию детей, решила скорректировать свою работу, разнообразить формы и методы.
Все явления в природе происходят в определённой последовательности. Ежегодно в определённом порядке, одно за другим идут времена года, месяц за месяцем. Один из доступных способов донести цикл смены времён года и месяцев до ребёнка, который только начинает понимать окружающую действительность, это использование практического метода обучения — моделирования. Модели способствуют усвоению детьми алгоритма закономерных изменений в природе.
Календарь природы — это графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.
Цель работы с календарём природы — обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Пример ведения календаря — ширмы.
Данный календарь имеет три графы:»Дни недели», «Недели месяца» и «Живая природа».
Первая графа , обозначающая день недели, раскрашивается ребёнком в определённый цвет в соответствии с тем днём, в который проводится наблюдение.
Вторая графа разделена на четыре вертикальные полоски, обозначающие недели месяца, Для наблюдений можно выбрать любую, из них, но лучше вторую или третью. Таким образом, из четырех представленных в календаре недель заполняется лишь одна. Это дает возможность показать дошкольникам, сколько дней в месяце велись наблюдения, когда они проходили и когда возобновятся снова.
Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под моим руководством закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду.
В середине недели, после рассматривания покрова земли, пня от дерева и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники фотографируются и изображение размещается в разделе «Живая природа».
В конце недели, после специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значками или рисунками в графе «Недели месяца».
В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней одной недели, заполненные значками окошечки «погоды», фотографии с изображением дерева, куста, покрова земли — все соответствует конкретному моменту состояния природы.
Работа строится с учетом конкретного содержания календаря, задач обобщения. Сначала обучаю детей читать календарь, т. е
определять смысловое содержание по представленному наглядно символическому обозначению, умению правильно ориентироваться на его плоскости; направляю внимание ребят на выявление закономерностей изменении в природе
С помощью вопросов организую и направляю ход рассуждений детей, подвожу
их к выделению среди множества конкретных представлении смыслового стержня. В данном случае вопросы при обсуждении календаря рассматриваются как средство становления и активизации логического мышления детей.
С педагогической точки зрения модель-календарь, отражающий. любые из развивающихся явлений или событий природы, следует рассматривать как наглядное пособие, созданное при деятельном участии детей на основе их собственных впечатлений.