Как воспитывать двенадцатилетнего ребенка? Взаимодействие с родителями
Основой воспитания для ребенка любого возраста является пример его родителей. Нельзя воспитать добропорядочного гражданина, не являясь при этом благоразумным родителем. Вы всегда должны помнить о том, что ваш ребенок – это отражение вас, вашего поведения и отношения. Именно так формируется личность ребенка.
Касаемо 12-тилетнего подростка, родителям необходимо помнить о следующих правилах воспитания и отношения к нему:
Уважение. Оно превыше всего. Ребенок должен чувствовать, что его проблемы и трудности имеют для вас большое значение и то, что они в целом имеют вес и значимость – резкая критика или насмешка могут сильно задеть неокрепшую психику подростка и развить комплексы и душевные травмы;
Толерантность. Нельзя проявлять категоричность в чем-либо и вводить прямые запреты. Вместо этого, старайтесь вести конструктивный диалог, предлагая ребенку компромисс;
Поддержка и понимание. Две этих составляющих особо важны – у ребенка непростой период, его самооценка довольна шаткая – родители являются первыми людьми, которые должны быть на стороне ребенка и верить в его силы несмотря ни на что;
Доверие. Грядет интересный и непростой возраст, когда всякое может случиться, и ребенок может, запутавшись, сбиться с пути – здесь, конечно, родители должны приложить все усилия, чтобы вытянуть своего ребенка из неприятности. Выходит, контроль необходим. Но старайтесь контролировать ненавязчиво и едва заметно;
Не сравнивайте с другими детьми. Любое сравнение изначально иррационально, поскольку все дети – разные
Вам нужно выявлять достоинства своего ребенка и развивать их, вместо того, чтобы «закапывать» его таланты, обращая внимание на способности других детей;
Разговоры. Находите каждый день время для доверительной беседы с глазу на глаз с ребенком – он должен доверять вам.
Advertisement
Занятия, игры и игрушки для ребёнка в 8-9 лет
В этом возрасте при необходимости можно проводить с ребёнком занятия на развитие памяти (разучивание стихов, пересказ текста), внимательности (наблюдение за изменениями в окружающей обстановке, в звуках, словах), логического мышления (решение задач, объединение предметов в группы и поиск различий). Любые занятия лучше проводить в форме игры.
Игры для детей 8-9 лет:
Сюжетно-ролевые: дети любят «примерять» на себя образы героев фильмов, комиксов, мультфильмов.
Подвижные: «Царь горы», «Куча мала», «Выше ноги от земли», игры с мячом, скакалкой, спортивные игры и др.
Настольные: «Морской бой», «ходилки», шахматы, шашки, кроссворды (хорошо развивают мышление, логику).
Игры на развитие памяти и внимательности: «Съедобное-несъедобное», «Повтори движение», «Найди отличия» (на картинке), «Что изменилось?» и др.
Игрушки для детей 8-9 лет
Конечно, куклы, машинки и интерактивные игрушки долго не теряют своей актуальности. Но наиболее полезными для развития в этом возрасте считаются: пластилин, краски, конструкторы, пазлы, головоломки, различные наборы для творчества и детских научных экспериментов. Игрушки несут ещё одну важную функцию – отвлечение ребёнка от компьютера и телевизора, поэтому позаботьтесь о том, чтобы заинтересовать его именно таким способом.
Не забывайте о том, что не за горами подростковый возраст, и к этому времени важно суметь стать для ребёнка не только наставником и примером во всём, но и другом, который в любой момент способен выслушать, понять, принять и поддержать
Сон
Сколько же должен спать малыш в возрасте 2-х лет? В данном вопросе все уже намного проще. Дневной сон занимает не меньше 2 часов, а ночной — 10. Всего ребенок должен в сутки спать 12 часов. Желательно неукоснительно соблюдать режим.
Малыш очень много двигается, активен, получает много информации из окружающего мира. Поэтому отдыху необходимо уделять максимум внимания. Старайтесь не нарушать распорядок, даже если идете в гости или находитесь в поездке.
Часто в таком возрасте кроха очень сопротивляется дневному сну. Укладывание порой затягивается на несколько часов. В итоге полностью сбивается весь режим, и ночной сон тоже отодвигается на неопределенное количество часов. Как же вовремя положить сына или дочку? Вот несколько советов.
Как положить спать вовремя?
Начинайте готовиться ко сну за час, снижайте активность, почитайте книгу. Проветрите хорошо комнату, и поддерживайте температуру +20 градусов. Это будет оптимально для спокойного отдыха. Некоторые мамочки пробуют увеличить промежуток между обедом и дневным сном. На полный желудок малыш не очень хочет ложиться в кровать. Попробуйте перед сном делать одни и те же действия: например, укладывать спать мягкого мишку или любимую куклу. А может вашей традицией станет прослушивание спокойной умиротворяющей музыки. Постепенно малыш научится настраиваться на волну покоя и отдыха. Проследите, во сколько ребенок начинает уставать. Возможно, следует немного передвинуть часы сна
Но и важно, чтобы ребенок не перегуливал. Это может сказаться негативно на его психо-эмоциональном развитии
Когда малыш пойдет в ясли или детский сад, то вместе с остальными детьми быстро привыкнет ложиться в одно и то же время. Если ребенок сказал «нет, не буду спать!», то это он сказал вам, но не медвежонку или зайчику
Они могут «позвать» его в кроватку вашим голосом. Включайте спокойный игровой момент, и кроха присоединится сразу. Если малыш гиперактивен, то перед сном замедляйте движения, говорите более спокойным и тихим голосом. Положите в кроватку подушку с мятой или с гречишной мукой (природные эмоциональные сорбенты). Помните, что избыток углеводов и глюкозы приводит к напряжению и повышению активности. Не давайте сладости хотя бы за несколько часов до сна. Можно сделать Хранителя Сна — Сову. И даже вместе сделать из бумаги и разукрасить ее, можно сшить или связать, а потом выучить стишок. Сова призвана охранять сон, и ей можно доверить секреты и страхи. Очень помогает, когда малыш боится засыпать один в комнате вечером.
Говорю тебе, Сова,
я волшебные слова.
Смотрит ночь в мое окно.
Не люблю, когда темно.
Грусть и страхи отгоняй.
Сон мой чутко охраняй.
Никогда не стоит опускать руки и отчаиваться. Старайтесь не заставлять малыша делать что-то насильно. Побольше наблюдайте за его поведением, и будете знать, когда пора ложиться, и что делать, если сон не идет.
Игрушки для десятилеток
Даже умудренные опытом взрослые иногда любят во что-нибудь поиграть. А уж для девочки 10 лет игрушки – это вполне естественно.
Однако в этом возрасте их направленность должна постепенно меняться. Они уже больше служат для приобретения практических навыков.
Это не означает, что как только дочери стукнуло 10, отберем любимую куклу и всучим взамен миниатюрную швейную машинку. Нет, этот переход должен происходить постепенно. Те же игры с куклой следует немного перенаправить. К примеру, заинтересовать крошку созданием для любимицы занимательного украшения, нового наряда или даже стильной прически.
В любом случае часть игрушек для девочек 10 лет по-прежнему должны служить для развлечения. Однако большинство должны составлять различные наборы для проведения опытов, создания украшений, одежды, игрушек и т. п.
Какие дела должен делать ребенок в доме?
В маленьком возрасте 2-3 года:
- Самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице.
- Приносить игрушки и вещи по просьбе взрослых, собирать и класть игрушки, книги на свое место.
- Мыть лицо и руки.
- Ходить на горшок.
- Надевать и снимать некоторую одежду.
- Самостоятельно владеть ложкой и кушать жидкие блюда.
- Убирать за собой место обеда от крошек.
- Относить и приносить тарелки, другие элементы сервировки стола.
- Подражать взрослым, копировать отдельные действия и повадки.
- Проявлять инициативу помощи в быту – заметать, вытирать пыль (по крайней мере должен пытаться это делать).
В 4-5 лет:
- Кормить домашних животных по расписанию.
- Помогать взрослым в покупке продуктов, разлаживать их в холодильник и по полочкам.
- Расстилать и застилать постель.
- Участвовать в уборке квартиры, загрузке и выгрузке посудомоечной, стиральной машинки.
- Самостоятельно наливать себе воду.
- Сервировать стол и убирать за собой посуду в мойку.
- Одеваться, убирать за собой вещи в шкаф, завязывать шнурки.
- Самостоятельно играть, без участия и привлечения взрослых.
- Собирать урожай с грядки.
- Готовить простые бутерброды, принимать участие в украшении десертов.
В возрасте 6 или 7 лет:
- Кормить, выгуливать, мыть домашних животных, участвовать в их дрессировке.
- Поливать комнатные растения и цветы.
- Собирать портфель.
- Выбирать одежду по погоде, складывать вещи по своим местам.
- Гладить простые вещи.
- Подметать, пылесосить ковер, протирать пыль.
- Выносить мусор.
- Выполнять поручения родителей.
- Принимать телефонные звонки и записывать сообщения.
- Чистить овощи и фрукты, готовить простые блюда, например горячие бутерброды, яичницу.
В возрасте 8 или 9 лет:
- Самостоятельно наполнять и принимать ванну, совершать гигиенические процедуры.
- Выбирать себе одежду, обувь и аксессуары при покупке с родителями.
- Совершать мелкие бытовые покупки по просьбе взрослых.
- Принимать активное участие в уборке дома, наводить порядок в своей комнате, шкафах, тумбочках, использовать полироль для мебели, мыть полы.
- Кормить младших братьев и сестер, досматривать за ними.
- Принимать участие в ремонте, красить, переносить вещи.
- Уметь обращаться с бытовой техникой – электрочайником, стиральной машиной, посудомоечной машиной, комбайном.
- Готовить простую еду для семьи, мыть посуду.
- Собирать урожай, фрукты, ягоды.
- Самостоятельно переходить улицу.
В 10,11 или 12 лет:
- Менять постельное белье, загружать стиральную машину, в том числе отмерять количество нужного порошка, уметь обращаться с сушилкой.
- Мыть автомобиль семьи.
- Самостоятельно переходить улицу, ездить в городском транспорте.
- Оставаться самому дома.
- Приобретать продукты по составленному списку.
- Помогать улаживать спать младших братьев и сестер.
- Помогать в строительстве и ремонте.
- Мыть посуду, плиту, духовку, ванную комнату.
- Самостоятельно распределять время на учебу, хобби, домашние дела. Составлять график и план на день.
- Ответственно распоряжаться карманными деньгами.
Если ему 13-14 лет:
- Готовить пищу для всей семьи.
- Убирать жилье и выполнять обязанности по двору.
- Нести ответственность по уходу за домашними животными.
- Соблюдать распорядок дня, самостоятельно просыпаться на занятия, следить за режимом питания.
- Стирать свою одежду.
- Самостоятельно планировать свои праздники, выбирать подарки другим, распределять бюджет.
- Свободно ориентироваться в своей местности, знать маршруты транспорта, остановки школы, секции, родственников.
- По возможности, зарабатывать деньги путем разрешенных подработок, написания студенческих работ.
- Стричь газон, помогать ухаживать за садом и огородом.
- Пришивать пуговицы, пользоваться базовыми навыками с иголкой и ниткой.
С 15 лет и старше:
- Оплачивать коммунальные счета, интернет.
- Совершать покупки.
- Самостоятельно готовить себе и членам семьи.
- Поддерживать порядок.
- Заботиться о своем внешнем виде, подбирать образы, следить за одеждой.
- Полностью владеть всеми основными хозяйственными навыками.
Психология 11-летнего ребенка
Поскольку в 11 лет начинает интенсивно перестраиваться гормональный фон, настроение едва повзрослевших малышей меняется очень часто.
Девочки в 11 лет начинают переживать по поводу своей внешности, их уже заботит то, как они выглядят
Родителям важно объяснять, что тело находится в стадии изменения, но никак не в конце: момент, когда девушка полностью «созреет» наступит еще нескоро, поэтому волнения не имеют смысла
Мало того, психические изменения диктуют свои правила: ребёнку хочется самоутверждаться в обществе, доказывать всем свое право на существование.
Также подросток всячески пытается самовыразиться – экспериментирует с одеждой и внешним видом, «пробует» различные модели поведения и занимается всякими видами хобби.
Advertisement
Часто подростки начинают «бунтовать» и показывать свой характер – в этом случае задумайтесь, как вы относитесь к ребенку: не опекаете ли его чрезмерно, ведь ему необходимо почувствовать свою значимость, проверить свои способности; одновременно ребенок нуждается в родителях, их поддержке и наставлениях. Рациональней всего будет найти баланс в отношениях со своим юнцом.
Взрослые должны понимать, что в этом возрасте их ребенок как никогда нуждается в их заботе, внимании и участии: детям сложно, они не могут сами понять, что с ним происходит.
Что посильно дошкольнику в домашних делах
Обязанности детей по дому должны соответствовать их возрасту. Возможности трехлетнего малыша отличаются от того, что должен уметь ребенок 6-7 лет.
На первых этапах дошкольник только оказывает помощь взрослому, выполняя работу вместе с ним или рядом с ним. Впоследствии, имея определенные навыки, он может иметь конкретные обязанности по дому. Задача мамы и папы поддерживать и подбадривать ребенка, а также контролировать выполнение и качество.
Приобщение 3-летних малышей
Приобщение трехлетних дошколят к оказанию посильной помощи начинается с естественных потребностей поддерживать порядок в доме
Если взрослые будут обращать внимание ребенка на чистоту и аккуратность вокруг, он будет с удовольствием выполнять поручения в наведении порядка, посильные его возрасту. Например:
- убрать свою тарелку, ложку и чашку после принятия пищи;
- сложить свои игрушки в коробку;
- убрать книги, карандаши, бумагу в специальное место;
- вместе с мамой полить комнатные цветы;
- покормить домашнее животное;
- раздеваясь, аккуратно сложить свои вещи на стульчик.
Включение малыша в выполнение таких обязанностей очень своевременно. В 3 года развитие личности ребенка переходит на новый этап, когда он начинает себя осознавать как «Я действующий». Посильный труд – самый подходящий способ принять участие в полезной деятельности и увидеть собственные достижения.
Первые обязанности в 4-5 лет
В 4-5 лет ярко выражается стремление детей жить такой же жизнью, как и взрослые. Дошкольник уже не только хочет поучаствовать в действии, а стремится достигнуть похвального результата. Не просто сложил вещи, а «сложил аккуратно», не просто вымыл тарелку, а «вымыл чисто» и пр.
Соответственно, перечень обязанностей, с которыми может справиться ребенок, расширяется. Дошкольник может помочь:
- сервировать стол под присмотром взрослого;
- счищать остатки пищи с грязной посуды и загружать ее в посудомоечную машину;
- вытирать пыль;
- убирать за собой игрушки и материал для самостоятельных занятий;
- поливать цветы и растения на огороде;
- участвовать в украшении комнаты к празднику;
- развешивать свои вещи после стирки на сушилке;
- выполнять посильные одноразовые поручения с понятной задачей (принести, сложить, рассортировать по коробкам и пр.).
Взрослым важно знать, что до 5 лет ребенок воспринимает различное участие в делах не как трудовую деятельность, а как некую игру, но особенную. Соответственно, отказ от выполнения поручения говорит не о том, что у ребенка как-то неверно формируется ответственное отношение
Как правило, имеют место другие факторы: настроение малыша, самочувствие, интерес к другому занятию.
Что может делать ребенок по дому в 6 лет
Дошкольник в 6 лет разделяет труд и игру. Он знает, что, потрудившись, принесет пользу, может оказать значительную помощь своим родителям. У него уже могут быть постоянные ежедневные обязанности:
- помогать маме с уборкой;
- убирать свою одежду в шкаф;
- расстилать и заправлять свою кровать;
- помогать развешивать выстиранное белье;
- накрывать самостоятельно на стол для себя и всех членов семьи;
- помогать ухаживать за младшим братом или сестренкой;
- выгуливать домашних животных;
- нести покупки из магазина (в соответствии с весом).
Что должен делать дошкольник в 7 лет
В этом возрасте помощь родителям по дому довольно обширна. Во-первых, ребенок уже достаточно хорошо владеет навыками самообслуживания; во-вторых, знает, что такое помощь взрослым и ответственен за определенные обязанности по дому. В перечень того, что может и должен делать ребенок 7-ми лет по дому, входит:
- Содержать в чистоте и порядке свою комнату или уголок.
- Делать простые покупки (хлеб, молоко).
- Готовить простые блюда (омлет, кашу из фасованных пакетов).
- Нарезать овощи для борща или салатов.
- Убрать со стола и помочь помыть посуду.
- Вытереть посуду.
- Вынести мусор.
- Следить за порядком в одежде. Убирать свою разбросанную одежду в шкаф.
- Ухаживать за домашним питомцем.
- Выполнять необходимые поручения при подготовке к приему гостей.
- Помогать на даче или огороде (полив растений, сбор урожая).
- Собирать свой рюкзачок в детский сад или на занятия развивающей студии.
Продуктивный подход – распределение обязанностей в семье. Например, ребенок убирает посуду со стола, мама моет посуду, а папа ее вытирает. Еще один вариант: во время уборки дома у дошкольника конкретная обязанность – вытирать пыль и пылесосить.
Период препубертата
Половое созревание начнётся ещё через год, но уже с 9-летнего возраста меняются взаимоотношения детей и родителей. Сын ещё довольно разговорчив, но всё больше отдаляется от взрослых, стремиться примкнуть к ровесникам
Здесь важно, кто окружает парня. Это будет влиять на его поведение
Мальчики постепенно подходят к подростковому возрасту, характеризующемуся беспокойным нравом детей. Несовершеннолетние плохо контролирует эмоции. Каким ребёнок будет в будущем, зависит от заложенной до этих лет воспитательной базы, но решающий момент, влияющий на поступки ребят, именно 9-летний возраст.
Как можно приучить ребенка помогать по дому
А как можно приучить ребенка помогать по дому, чтобы не вызвать у него ненависти к домашней работе? Не нужно ограждать малыша от «сложных» дел, нужно просто давать посильные и выполнимые в его возрасте задания. Многие боятся, что ребенок будет мешать и путаться под ногами. Да, будет! Но как же без этого он узнает, как готовить пироги или мыть посуду? Это для нас привычно ощущать на коже прохладу воды, мягкость теста, шершавость вафельного полотенца, а для ребенка это целая вселенная, которую вы можете открыть для него, занимаясь такими обычными делами, как приготовление пищи, уборка или стирка. Мы так погрязли в быту, что забываем, как быстротечно детство наших малышей. Мы никогда не вспомним подгоревший суп или невымытый пол, но мы обязательно вспомним горящие глаза нашего ребенка, который первый раз взял в руки веник, впервые попробовал стирать белье, неумело пытается перемешать салат огромной для него ложкой. Не лишайте ваших детей возможности быть рядом с вами и познавать мир через наведение порядка в доме.
Безусловно, есть такие дела, которые мы должны выполнять без ребенка, например, чистка сантехники средствами, содержащими хлорку и другие не очень полезные для детей химические вещества. Есть домашние заботы, которые можно выполнять в присутствии ребенка, но без его непосредственного участия.
Гигиенические наборы для десятилеток
Так называемую детскую косметику часто относят к игрушкам. В действительности для девочки в 10 лет это уже не развлечение, а необходимость.
Существует немало фирм, специализирующихся на производстве косметики для юных принцесс. Причем это как отечественные, так и зарубежные производители. Выбирая набор, стоит внимательно изучить составляющие — ведь на кону здоровье ребенка. Его организм в стадии развития чрезмерно восприимчив к различным токсическим веществам.
Как правило, детская косметика продается уже в наборах. Если помада, лак или тени кажутся неподходящими для девочки такого возраста, стоит подобрать комплект без них
Важно не забывать, что в этом возрасте многие малышки начинают потеть, поэтому наличие дезодоранта или туалетной воды необходимо. Впрочем, как и собственный гель для душа/мыло
Крем для десятилеток не обязателен. А вот гигиеническая помада зимой — да. Особенно если дочка склонна облизывать губы.
Что должен знать и уметь ребенок в 10-12 лет
- убираться в квартире: пылесосить, мыть полы, вытирать пыль;
- пользоваться стиральной машиной, стирать вручную небольшие по размеру вещи. Познакомьте сына или дочку с особенностями стирки вещей из разных тканей, с правилами использования моющих средств;
- готовить простые блюда, пользоваться плитой. Расскажите о правилах безопасного приготовления пищи на электрической или газовой плите, покажите, как сварить кашу, суп, приготовить пирог;
- мыть посуду, расставлять ее по местам;
- ухаживать за домашними животными, помогать с младшими детьми.
- контролировать время, распределять задачи в течение дня. Навык планирования дел на день поможет ребенку справиться с возрастающей учебной нагрузкой в старших классах;
- отстаивать свое мнение при помощи аргументов;
- принимать критику, осмысливать свое поведение;
- стоять за себя в сложных ситуациях;
- решать конфликты, находить выход из сложной ситуации;
- выполнять поручения, быть ответственным;
- обращаться с деньгами, копить;
- оставаться дома без родителей, самостоятельно разогреть себе еду;
- выбирать продукты в магазине, ориентируясь не на упаковку, а по качеству, необходимости.
Основные этапы формирования детской самостоятельности
Удивительно, но самостоятельность – это не только качество и свойство личности, но и инстинкт, который заложен самой природой, но требует участия со стороны старших поколений. Вспомним животный мир: детёныш почти любого зверя рождается беспомощным, иногда обездвиженным и даже слепым. Потом он открывает глаза, оценивает обстановку вокруг себя, сам учится передвигаться. Но при этом мама и папа демонстрируют ему, как защищаться, добывать воду и пищу, как действовать при опасности.
Если учитывать тот факт, что самостоятельность является инстинктом, то можно сделать вывод: она будет формироваться в любом случае, если этому не помешают взрослые. И её развитие включает несколько возрастных периодов.
1,5-3 года
В этом возрасте ребёнок осваивает основные навыки самообслуживания: учится пить и принимать пищу, раздеваться и одеваться, соблюдать гигиену, пользоваться горшком. Он становится любопытным, познаёт мир. На данном этапе главными задачами родителей становятся поддержка во всех стремлениях, предоставление свободы действий, а также обучение элементарным правилам безопасности.
3-5 лет
Это период «я сам», в который чадо осознаёт свою независимость от мамы и папы. На данном этапе возрастает потребность в самостоятельности, поэтому ребёнок часто спорит со старшими и делает всё наперекор, прощупывает грани дозволенного, доказывает свою мнимую правоту.
Уже к пяти годам сын или дочь может помогать поддерживать быт, готовить простую еду, ухаживать за домашним питомцем. И именно в таком возрасте формируется тот сценарий, по которому будет выстраиваться дальнейшая жизнь: принятие решений, взаимодействие с людьми и миром.
На этом этапе дети очень подвержены эмоциональным потрясениям. А родители должны стараться минимизировать психологические травмы, но при этом способствовать формированию жизненного фундамента.
6-12 лет
В этом возрасте дети начинают посещать школу. Ученик должен отвечать за вещи и не забывать их в учебном заведении, планировать время, выполнять домашние задания, собирать портфель. И если в 1-2 классе школьнику активно помогают родители, то к 10-12 годам он уже вполне способен:
- делать уроки сам;
- проявлять уважение к взрослым;
- выполнять собственные обязанности по дому: разбираться в шкафу, выносить мусор, следить за домашним животным;
- следить за гигиеной и чистотой вещей: купаться без напоминаний, своевременно относить грязные и несвежие предметы одежды в стирку.
Подростковый период
После 12 лет начинает формироваться личностная самостоятельность. На этом этапе ребёнок нуждается в свободе действий и принятия решений. И если до данного периода родители адекватно реагировали на проявления самостоятельности и поддерживали их, то проблем не возникнет. Подросток сможет брать на себя ответственность, решать возникающие проблемы, проявлять инициативу.
Но очень часто в пубертатный период возникают конфликты между детьми и их родителями. Раньше считалось, что такие сложности обусловливались острой необходимостью сепарации (отделения) младшего поколения от старшего для начала собственной семейной жизни. Но сегодня такой потребности нет, и дети продолжают жить с отцами и матерями минимум до совершеннолетия, а иногда и дольше.
Как быть родителям? Принимать взросление детей и понимать, что подросткам тоже приходится нелегко, ведь часто они просто не понимают, что с ними происходит, как адекватно реагировать на разные события, как вести себя в тех или иных непростых ситуациях
Важно не давить, не ограничивать во всём, поддерживать и всегда быть готовыми прийти на помощь
Список домашних дел для ребенка 10 лет
К 10 годам ребенок многие домашние обязанности дети выполняют автоматически (или не выполняют). Самое время подтянуть «хвосты», и помочь ребенку освоить навыки, которые он по каким-то причинам не освоил в более раннем возрасте.
Домашние обязанности для ребенка 10 лет | |
1 | Уметь обращаться со стиральной машиной, развешивать белье |
2 | Подметать, пылесосить |
3 | Ухаживать за домашним питомцем и комнатными растениями |
4 | Мыть посуду, включая сковородки и кастрюли |
5 | Поддерживать чистоту туалета и ванной (мыть после себя, пользоваться ершиком) |
6 | Суметь приготовить блюда не только для себя, но и семьи |
7 | Покупать продукты по списку |
8 | Выполнять мелкий ремонт одежды: зашить дырку по шву, пришить пуговицу |
9 | Наводить порядок в шкафах и ящиках |
10 | Проводить влажную уборку |
С ребенком 10-ти лет нужно договариваться и уметь находить компромиссы. Нельзя передавать всю работу по дому, даже если она по возрасту. Подростки могут бунтовать, если чувствуют несправедливость. К тому же по закону каждый ребенок имеет право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья (физического, умственного), или препятствовать получению образования, социальному развитию. Также он имеет право на отдых.
В 10 лет мальчики и девочки могут иметь сильные отличия в интересах. И хотя психологи и педагоги советуют не разделять домашнюю работу по гендерной принадлежности, можно предложить детям разного пола свой список заданий.
Список для девочек
В силу своих психологических особенностей девочки более усидчивы и внимательны к деталям, чем мальчики. Им легче даются домашние задания, требующие высокой концентрации. Начиная с 10 лет, многие девочки становятся настоящими маленькими хозяюшками. Можно доверить им более сложную и ответственную работу.
Домашняя работа для девочки 10 лет | |
1 | Глажка простой одежды |
2 | Помощь в кормлении, одевании младших братьев и сестер, прогулки с ними |
3 | Сбор ягод, овощей с грядки |
4 | Посадка цветов, оформление клумбы |
5 | Участие в составлении меню, совместное приготовление сложных блюд, десертов, выпечки |
6 | Сервировка стола |
7 | Смена постельного белья |
Список для мальчиков
Для мальчиков 10 лет важно чувствовать себя героями, настоящими взрослыми, которые вносят значимый вклад в домашний быт. Они полны энергии, сильнее и смелее девочек
Мальчикам проще справляться с задачами, которые нужно выполнить за короткое время, и при этом проявить смекалку.
Домашняя работа для мальчика 10 лет | |
1 | Помощь в ремонте дома: забить гвоздь, прикрутить гайку, собрать мелкую мебель |
2 | Сбор фруктов с дерева |
3 | Планирование и перестановка мебели с родителями |
4 | Помощь в несении тяжелых сумок |
5 | Рыбная ловля |
6 | Совместное приготовление пищи на мангале или костре |
7 | Участие в планировании семейного бюджета |
Как научить ребенка самостоятельности?
Бывает, что родители констатируют у своего ребенка недостаток самостоятельности и спохватываются слишком поздно
Важно начинать приучение к самостоятельности задолго до поступления в школу, когда малыш стремится к самостоятельности и пробует свои силенки. Тогда ему крайне интересен мир взрослых вещей, и приучение к труду происходит самопроизвольно
В школе начинать такую работу немного поздно, но, как говорит известная поговорка: «Лучше позже, чем никогда».
Основной стимул для того, кто трудится – справедливая оценка его труда. Поощрение, похвала, слова о том, что без Тани (Коли, Вани, Ирины) было бы не справиться, — лучший стимул. Не стоит манипулировать обещанием денег в качестве оплаты за детский труд, ведь тогда пришлось бы платить всем членам семьи.
Труд предваряется обсуждением того, что нужно сделать
Важно обсудить все нюансы предстоящего дела, чтобы ребенок избежал разочарования от некачественно выполненного дела. Лишь после того, как новое дело освоено, стоит приступать к следующему поручению
Для забывчивых детей стоит повесить в детской комнате список дел, на помощь в выполнении которых надеются родители.
В первые дни выполнения поручений ребенок может что-то сделать неверно, испортить вещь. Ни в коем случае не стоит критиковать его за это, лучше подскажите, как избежать ошибок в будущем. Дети обязательно должны понять, как определить, что работа сделана хорошо, уяснить для себя критерии этого.
Не нужно требовать высокой отдачи, если у детей повысилась нагрузка в школе, например, в конце учебного года. Пусть временно кто-то возьмет на себя часть домашней работы. Немного позже ребенок это обязательно оценит.
Психолог Гранкина Дарья пишет:
«В действительности, каждый ребёнок хочет самостоятельности и независимости от родителей лет с трёх. И ни в коем случае не стоит эти пробы пресекать. Например, дети могут бесконечно долго одеваться или чистить зубы так, что вся ванная в пасте, или мыть посуду, а она потом вся в пене. Но зато они хотят это делать им это интересно, это элемент игры. Ну чтож, надо запастись терпением и молча, а лучше с одобрением, за этим наблюдать. Потом лучше самим перемыть или доубирать
Это очень важно, ведь дети должны понять, что в труде и самостоятельности есть радость
Более того, обязанность родителей, это научить труду и самостоятельности своих детей. Лучше начать с того, что научить ценить чужой труд. Еда в школе кем-то приготовлена и ей нельзя баловаться, по чистым полам нельзя ходить без сменной обуви, книги нельзя рвать и рисовать в них и т.д., этому всему надо учить. В ребёнке, и даже подростке, все воспитуемо. Так надо этим воспользоваться. Иначе мы получим ленивых и инфантильных молодых людей. А лень, увы, начальник всех бед и пороков.
Ум ребёнка очень деятелен, и если он не занят добрым и хорошим, то занят плохим, это неизбежность. Не понимая зачем и как нужно честно трудиться, такие дети потом будут воровать, попрошайничать и всячески хитрить. Говоря о реакции родителей, она должна быть позитивной и без насмешки. Если ребёнок вынес мусор или протер пыль, то необходимо его похвалить, без пафосных слов, но отметить это событие ласковым словом.
Потому, пока ребёнок ещё способен слушать и слышать взрослых, необходимо научить его элементарным вещам: заправить утром постель, убрать за собой игрушки или учебники, доесть все в тарелке и потом вымыть ее, а лучше и за мамой с папой. В общем, самому себя обслуживать. Приучив ребёнка к домашнему труду, вы можете считать, что дали ему жизненные навыки и он уже не пропадёт в этом мире».