Методы и приемы музыкального воспитания
Под методами музыкального воспитания понимают действия педагога, которые направлены на общее музыкальное и эстетическое развитие ребенка. Основываются они на взаимодействии педагога и ученика, хотя ведущая роль отводится именно взрослому. Каждый из методов направлен на воспитание в ребенке эстетической музыкальной чувственности, его эмоциональной отзывчивости, оценочного отношения, выразительности в исполнении композиций. Главными методами музыкального воспитания являются убеждение и регулярное упражнение в разнообразных видах музыкальной деятельности. Такая система помогает эффективному музыкальному развитию дошкольника. Однако педагогом могут быть выбраны и другие методы, которые зависят от конкретных целей музыкального воспитания.
Как и в других видах деятельности, в обучении музыке используют наглядный, словесный и практический методы.
Наглядный | Словесный | Практический |
При помощи ярких и красочных образов можно рассказать ребенку об окружающем мире, о чувствах людей, действиях животных. Наглядность может быть слуховой (прослушивание музыки), тактильной (ощущение волновых колебаний звучания музыки телом) и зрительной, которую следует сочетать со слуховой (певческие приемы, движения в танце, играх; портреты композиторов, изображения инструментов, видеофильмы к музыкальному произведению). | Обращен к сознанию ребенка, является универсальным. Благодаря слову педагога дошкольник лучше понимает музыку, он становится творчески активным, заинтересованным, развивается его активный словарь, воображение. К словесному методу относят такие приемы, как объяснение (используется перед ознакомлением ребенка с новой мелодией, игрой, танцем и т.д.), пояснение (например, правил игры или движений танца, певческих техник), указания (уточняют выполнение различных действий), поэтическое слово (помогает глубже понять музыкальное произведение перед его прослушиванием), беседа (проводится после прослушивания композиции для уточнения и объяснения деталей мелодии, полученных ощущений), вопросы (уточняется характер композиции, ее форма, содержание и т.п.), замечания (используются, если ребенок отвлекся от поставленного вопроса; замечания должны быть корректными, но строгими). | Под практическим методом понимают конкретную деятельность ребенка, направленную на обучение музыкальным способностям посредством упражнений. Практика – это закрепление теоретических знаний. Среди практических приемов – пение, игра на музыкальных инструментах, разучивание танцевальных движений, ритма, нот. |
Методы и приемы музыкальной деятельности должны определяться:
- Источниками получаемых знаний.
- Видами и учебными задачами художественной деятельности.
- Типами и этапами занятий.
- Задачами формирования творческих и художественных способностей.
- Возрастными особенностями детей.
- Индивидуальным подходом в обучении.
Каждый из основных методов состоит из определенного комплекса приемов, которые не только отвечают специфике этого метода, но и детализируют его, уточняют и конкретизируют. Сочетая различные методы и приемы в музыкальном воспитании, педагог может организовывать максимально интересные и эффективные занятия. Главное уметь творчески подходить к построению занятий, что поможет ребенку понять и усвоить музыкальное искусство в разы быстрее.
← Музыкальное воспитание детейМузыкальный вкус →
Дошкольное музыкальное воспитание: задачи и закономерности
К огромному сожалению, в некоторых семьях почему-то принято считать, что музыкальное воспитание – целенаправленное взращивание музыканта. Поэтому в доме, где растет малыш далеко не всегда обеспокоены тем, будет иметь ребенок музыкальное воспитание или нет, рассуждая примерно так: «Придет время, сам/сама разберется: какова музыка хорошая, а какова – нет», а пока что мы послушаем что-то лёгонькое, чтобы лишний раз не перегружаться. Это самое распространенное заблуждение вместо воспитания использовать музыку, как временное легкое развлечение.
Музыкальное воспитание – отнюдь не воспитание классического музыканта. Это в первую очередь воспитание восприимчивого к красоте, духовно развитого человека.
Задачи музыкального воспитания в том, чтобы:
- яркими впечатлениями, что дарит музыка, сделать духовный мир ребенка богаче;
- пополнить опыт эстетического восприятия ребенка;
- вызвать живой интерес к музыке;
- передать по эстафете традиции своей семьи, народа, культуры;
- помочь ребёнку получить представление о музыкальной культуре, познать ее основы;
- развить творческие задатки малыша;
- поспособствовать с помощью музыки общему – комплексному развитию ребенка;
- психологически-эмоционально раскрепостить ребенка.
Для всего этого совершенно не нужны специализированные музыкальные занятия. Чтобы научиться любить хорошую, «вкусную» музыку, ребенку нужно дать возможность слушать разнообразные музыкальные произведения разных:
- эпох;
- интонаций и настроений;
- направлений и стилей.
Приучить к звучанию разных мелодий. Эмоциональная сила музыки, воздействие её на настроение колоссальны. Простейший пример тому – колыбельная, которую поет мама, убаюкивая ребенка. Малыш, слыша её, успокаивается, сладко зевает и засыпает, улыбаясь во сне.
Кроме эмоций, музыка воспитывает вкусы, формирует чувства:
- ритма;
- ладовое (восприятие окраски; комплекса, составляющего звук);
- музыкально-слуховые (умение или способность воспроизводить – напевать, наиграть, подбирать услышанную мелодию).
Другими словами, выявляет творческие способности. У детей они проявляются совершенно по-разному и в разном возрасте. Одни лишь к пяти-шести годам откликаются на мелодию. Другие воспринимают мелодию в виде картинок. Третьи ощущает её волны в виде цветовой гаммы. Четвертые сразу же пускаются в пляски (соответствующие возрасту). И практически каждый малыш тревожно хмурит брови и кривит губки, когда впервые слышит агрессивную музыку, похоронный марш. Интуитивное восприятие звукового насыщения заложено у ребенка на уровне рефлексов. Не зарывайте этот мощный источник – дайте ребенку право выбора. Даже если лично вы предпочитаете только тяжелый рок, классический или блатной шансон.
И, конечно же, неотъемлемая часть музыкального воспитания – классическая музыка. Она бывает не только сложной – замудренно взрослой, но и детской. Например, «Петя и волк» Прокофьева, с понятным и волнующе-интересным голосовым сопровождением. Красочные «Времена года» Чайковского, будоражащие воображение, или его «Детский альбом», рисующий яркие картинки…
К современной классике можно отнести «Пластилиновую ворону» — дуэт Успенского и Шаинского – ключик к нестандартному (креативному) мышлению. Песенку «Всем на свете нужен дом» — тандем Ефремова и Сефа, — побуждающую детей к трудовым свершениям. «От улыбки» — союз Пляцковского и Шаинского, раскрывающую тайну хороших отношений…
Научить воспринимать, а не отторгать и отрицать разную музыку, настоящую красоту – прямая задача родителей маленьких дошкольников.
Как музыка влияет на ребенка?
Музыкальное воспитание – основа нравственного развития. От качества музыкального и нравственного воспитания зависит, насколько высока будет культура вашего ребенка в будущем. Кроме того, «правильная» музыка:
- формирует эмоциональную сферу человека;
- совершенствует мыслительную систему ребенка;
- воспитывает чувственность и чуткость к красивому, дает понимание, что такое искусство, позволяет наслаждаться им.
Музыкальное развитие очень важно для дошкольника. Если в процессе обучения будет правильно развито музыкально-эстетическое сознание, в будущем ребенок будет иметь богатый духовный мир, его творческому потенциалу не будет предела
Ведь человек, которому показали мир во всех его красках, воспринимает окружающее совершенно иначе, он видит его многостороннее, полнее. Он живет в радость, получая удовольствие от мелочей. Приобщая ребенка к прекрасному миру музыки, мы воздействуем не только на его духовный мир, но и на общее его развитие.
Музыкальные способности детей и их развитие
Музыкальные способности детского возраста чаще всего рассматриваются как самостоятельный компонент одаренности, позволяющий ребенку эффективно развивать в себе музыкальные навыки и осуществлять соответствующую деятельность. Кроме того, музыкальность позволяет адекватно воспринимать и переживать произведение, распознавать ее и т.д.
Чувство ритма развивается на музыкальных занятиях
Также, музыкальные способности включают в себя три базовых компонента:
- Ладовое чувство – умение распознавать ладовые функции отдельных звуков.
- Слуховое представление мелодии.
- Чувство ритма. Способность в движении переживать воспроизводимую музыку.
Немаловажную роль теория и методика музыкального развития и воспитания детей отводит
- Способность к эмоциональному отклику на музыку.
- Музыкальная память.
- Музыкальное мышление.
- Способность различать мелодический, гармонический, тембровый компонент музыки.
Таким образом, музыкальные способности позволяют ребенку не только создавать развивать навыки игры на том или ином музыкальном инструменте, но также переживать музыкальные произведения и создавать собственные.
Музыкальные способности – определение
От чего зависят музыкальные способности детского возраста и что необходимо делать для того, чтобы развивать?
Для начала рассмотрим, как именно музыкальность может дать знать о себе в самом раннем возрасте. Ребенок, отличающийся этим качеством:
- Демонстрирует музыкальную впечатлительность, эмоционально реагируя на звучащие произведения
- Пытается сосредоточиться под музыку или совершать под нее определенные движения
- Испытывает потребность в музыке
- Имеет определенные музыкальные предпочтения (это может касаться тех или иных жанров, стилей, действий и т.д. и детского вкуса в целом)
Музыкальная одаренность – определение
С чего следует начать? Попробуем проследить основные линии музыкального развития ребенка от рождения примерно до семи лет.
Примерно до года ребенок только учится воспринимать музыкальные произведения на слух. Уже в полгода он активно реагирует на звук, старается определить его источник, распознает такие его характеристики, как громкость, интонация и т.д. У него начинает наблюдаться комплекс оживление или, напротив, он успокаивается под музыку, а иногда засыпает.
На втором году ребенок уже очень живо реагирует на музыку, улавливая ее настроение и эмоциональный окрас. У него начинают прослеживаться двигательные реакции на музыку: движения в такт и т.д.
Прослушивание музыки можно начинать с года
В три года лучше всего начать развитие у ребенка как общих, так и специальных способностей. Для этого его нужно вовлекать не только в прослушивание, но и исполнение музыки для того, чтобы он мог запоминать простейшие ритмы, мелодии.
В четыре года нужно позаботиться о том, чтобы в памяти ребенка уже был определенный багаж музыкальных образов. Желательно, чтобы он уже умел различать на слух различные музыкальные инструменты, сопоставлять мелодии по таким параметрам, как громкость, скорость и т.д.
К пятому году ребенок уже хорошо понимает характер музыки и ее эмоциональный окрас. Его мелкая моторика развития уже достаточно хорошо для того, чтобы ребенок уже мог позволить себе игру на простейших музыкальных инструментах. А голос приобретает необходимую подвижность для звукоподражания и пения.
Развитие способностей на музыкальных занятиях
К семи годам ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, указывая его ключевые отличительные признаки. Он воспринимает произведение целостно, используя достаточно развитый художественный вкус.
Особенности музыкального развития ребенка
Какую информацию содержит теория детского музыкального развития и воспитания. В процессе активного взаимодействия ребенка с музыкой происходит его соответствующее воспитание и развитие.
Музыкальная культура – определение
Оно осуществляется в следующих направлениях:
- Эмоциональное развитие – способность активно откликаться на музыкальное произведение, реагируя на его смысловое содержание, посыл, передаваемый слушателю.
- Развитие детского ощущения и восприятия – оттачивание навыка воспринимать не только отдельно взятые звуки в произведении, но и его целостную структуру. Способность различать звуки по тембральной окраске, динамике, ритму и темпу.
- В области отношений – выявление преобладающих сфер интересов, потребности в музыкальном воспитании дошкольников.
- В области самостоятельных действий – способность к самостоятельному исполнению музыкальных произведений, активному взаимодействию с музыкой.
Что же необходимо для правильного восприятия музыки и выработки у ребенка художественного вкуса?
В чем заключаются цели и задачи музыкального развития?
Основными целями музыкального воспитания являются:
- Всестороннее, а главное гармоничное развитие ребенка.
- Формирование умения внимательно слушать, воспринимать и отчетливо понимать музыкальные произведения.
- Воспитание эмоционального и чувственного восприятия музыки.
- Эстетическое воспитание.
Что касается задач, которые ставятся перед музыкальным воспитанием дошкольников, стоит отметить следующие:
- формирование общих знаний о музыке;
- воспитание интереса и любви к музыке;
- обогащение впечатлений ребенка посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями;
- приобщение к разным видам музыкальной деятельности (танцы, пение, ритмика, нотная грамота, игра на инструментах);
- развитие общей музыкальности ребенка и совершенствование его исходных музыкальных данных;
- развитие музыкального вкуса, воображения, творческой активности ребенка.
Успешность решения поставленных музыкальных задач зависит от того, какие приемы и методы воспитания были выбраны, какие виды и формы деятельности задействовались, какой репертуар был подобран.
Методы музыкального воспитания дошколят
Как и любой другой воспитательный процесс, музыкальное воспитание будет с интересом восприниматься ребенком, если проводить его в ненавязчивой игровой форме. Через игру детишки учатся разбираться в музыке, любить и ценить её. Вот только нужно подобрать:
- музыкальную подборку, соответствующую возрасту малыша, чтобы он смог её воспринимать без труда и дискомфорта;
- музыку, что отображает эмоциональный настрой ребенка;
Кроме того, подобрать и красочно оформить дидактические пособия, игры, привлекающие детское внимание. Лучшими дидактическими играми можно назвать:
Лучшими дидактическими играми можно назвать:
- пение (сначала мама или папа поют для ребенка, потом вместе с малышом, затем подпевая друг дружке, дружно подхватывая куплет или помогая вспомнить припев. Еще интересней петь в два голоса – ребенок учиться подбирать правильную тональность, голос, даже интонацию. У него появляется понимание «совместное пение». Кроме того, улучшается артикуляция, активизируется дикция, улучшается память.);
- инсценировка песни, музыкального произведения (во время прослушивания «Львенка и Черепахи», например, предлагаем ребенку изобразить понравившегося героя. Детишки, с огромным удовольствием включаясь в игру, воодушевленно раскрывают свой творческий потенциал. Воображение, пластика, мимика – все включено в процесс раскрытия характера героя. Ребенок самопроизвольно анализирует поведение героя, и, импровизируя, показывает то, что сумел понять. Умение доступно передавать настроение и характер – прекрасный коммуникативный опыт дошколенка, что обязательно пригодится ему в будущем.);
- прослушивание музыки (музыкальное произведение можно пустить фоном во время игры, лепки из пластилина, засыпания или пробуждения. Главное – выбрать правильную интонацию произведения. Рисования и лепка или собирании мозаики предпочитает эмоционально насыщенную палитру звуков. Скажем, «Танец феи Драже» или «Вальс цветов». Время сна отлично сопровождает «Лунная соната», «Музыкальная табакерка». Пробуждение – «Этюд № 21 соль-бемоль мажор». Детишки грустят и веселятся вместе с музыкой, рисуют воздушные замки в своем воображении и смелых героев-спасителей. Очень уместно, если родители под яркий музыкальный фон прочитают какой-то выразительный стишок, предложат ребенку контрастные иллюстрации или же попросят изобразить то, что навевают музыкальные звуки. Все это – развитие творческих ноток ребенка, умение проецировать услышанное в реальность, сопоставлять звук и материальный мир.);
- ритмические игры и движения (та же игра со стульчиками или «Море волнуется» обостряет не только реакцию малыша, но и чувство ритма. А игра в музыкального героя «изобрази, кого и как ты видишь или слышишь в этом музыкальном произведении» обогащает и воображение, и пластику, образно-ассоциативное мышление. Она способна раскрепостить даже самого зажатого малыша, стесняющегося своих неуверенно-неуклюжих движений.)
- угадывание музыкального настроения (вверх поднимаются звуки или опускаются вниз, грустная музыка или веселая – мажор-минор. Ритмичная или медленная, здесь будет уместно вводить понятия «стаккато», «легато», «портаменто» — азы музыкальных штрихов);
- игра на разнообразных музыкальных инструментах (отбивание или повторение ритма на барабане, бубне, ложках, маракасах, ксилофоне, трещотках, мелофоне, дудке – развивает не только музыкально-слуховое восприятие, но и моторику пальчиков, координацию движений. Ребенок учится слушать и слышать музыку, воспроизводя её ритм.);
- разучивание новых песен – вместе, дружно, подражая или импровизируя, переиначивая на свой лад.
Дидактические игры музыкальной направленности – самый действенный метод музыкального воспитания — не оставляет ни одного ребенка равнодушным. Детишки с интересом включаются в них – настоящая музыка, повышая культурную, духовную, эстетическую грамотность малыша, побуждает к действию, оттачивает его характер, вкус. Развивает способности детишек и вместе с тем сближает их с родителями. Не теряйте возможность сделать из своего маленького самородка ограненный алмаз.
Место музыки в искусстве
Одна из наиболее таинственных и загадочных форм искусства и художественной выразительности – музыка, во все времена была неотъемлемой частью жизни каждого человека.
И, благодаря своей универсальности, объединяла людей разных культур, эпох и мировозрений. Задача родителя – помочь ребенку открыть для себя ее удивительный мир.
Виды музыкальной деятельности
Какая бывает музыка? Пожалуй, самая распространенная квалификация этого вида искусства, с которой наверняка сталкивался каждый человек – это ее деление на хорошую и плохую. Но какая именно музыка относится к каждой из этих категорий? Ведь всем известно, что обладая собственным вкусом и предпочтениями, человек крайне субъективен в оценке. Поэтому для лучшего понимания феномена музыки нужно обратиться к другой, более научной квалификации.
Таблица музыкальных жанров
Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста подразделяет музыку на:
- Классическую – существующую вне времени и пространства, несущую в себе образцы эталонного музыкального искусства.
- Народная музыка чаще всего не имеет определенного автора, в её создании и передачи из поколения в поколение принимал участие весь народ, чью культуру она представляет. Является продуктом устного народного творчества.
- Популярная музыка наиболее широко тиражируется и является актуальной именно в настоящее время.
И произведения, созданные кем-то конкретным, зачастую утрачивают автора, становясь народными. Классически, массово тиражируемые, становятся популярными, полюбившись широкой публике. Многие песни различных стилей становятся классикой своего жанра.
Задачи музыкального воспитания
- Развитие интереса к музыке и потребности в ней при помощи стимулирования музыкального слуха, восприимчивости, художественного вкуса.
- Расширение музыкального кругозора ребенка, приобщение его к различным музыкальным стилям и жанрам.
- Обогащение понятийного аппарата ребенка при помощи элементарных музыкальных знаний и представлений.
- Развитие навыков детского эмоционального восприятия музыкальных произведений.
- Развитие созидательной музыкальной деятельности (к ним относится игра на музыкальных инструментах, петь простые вокальные произведения, танцевать).
Обучение игре на музыкальных инструментах надо осуществлять только по желанию ребенка