Введение
Музыкальное воспитание играет важную роль в эстетическом и
нравственном формировании личности ребенка. Через музыку дети приобщаются к
культурной жизни, узнают о важных общественных событиях. Слушая музыку, они
развивают свой познавательный интерес, эстетический вкус и расширяют свой
кругозор.
Возможность научить детей музыкальному произведению,
столкнуть их с ним, повлиять на их чувства и мысли — благородная и
ответственная задача. Теория и практика музыкального воспитания в дошкольных
учреждениях показали, что эти задачи выполнимы при определенных условиях.
Прежде всего, процессом музыкального образования должен руководить
профессионально подготовленный педагог, творчески относящийся к своим
педагогическим поискам, знающий искусство и любящий своих учеников.
Музыкальный руководитель призывал к тому, чтобы дети были
приобщены к музыке и чтобы на них влияло прежде всего ее выразительное
исполнение, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные переживания, положительно
влияющие на духовный мир ребенка.
Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно
совершенствуется, широко обобщается творческий опыт передовых педагогов.
Музыкальный руководитель должен систематически повышать свой теоретический и
практический профессиональный уровень и педагогические навыки. Это второе
условие для успешного выполнения учебных задач.
Образовательная программа детского сада основана на
комплексном подходе к использованию музыки как средства общего и музыкального
развития ребенка. Дети имеют возможность выразить себя в различных видах
музыкальной деятельности. Дети знакомятся с музыкой не только в классе, но и на
вечеринках, концертах и развлекательных мероприятиях. Они слушают музыку, поют,
танцуют и играют на детских инструментах. Музыка звучит во время ролевых игр, на
уроках физкультуры и во время экскурсий. Целостный подход к задаче
музыкально-эстетического воспитания позволяет успешно влиять на развитие всех
сторон личности ребенка.
Музыка и маленький ребёнок
Малыши очень восприимчивы к музыке. Учёные утверждают, что эмбрион слышит звуки и реагирует на них. Следующее знакомство с музыкой — мамина колыбельная. Малыш слышит приятную мелодию и знакомый голос, начинает подпевать и говорить первые слова. Навык пения формируется у ребёнка в возрасте около трёх лет. Уже в этом возрасте, при желании родителей, можно развить музыкальные способности малыша и начать прививать любовь к музыке.
Как начать музыкальное развитие малыша дома?
- Поём. Детские песенки — отличная база для начала развития музыкальности ребёнка. Пойте вместе с малышом всегда: утром и вечером, за занятиями детским творчеством и уборкой детской комнаты, обираясь на прогулку и гуляя. Пение не только музыкально развивает ребёнка, но и значительно повлияет на развитие памяти и речи, а также всегда будет поднимать настроение. Создайте фонотеку детских песенок и включайте их при каждом удобном случае. Если есть возможность — пойте караоке. Так ребёнок научиться чувствовать музыку и полюбит её.
- Слушаем классику. Классическая музыка — это основа формирования правильного восприятия мира ребёнком, его эмоциональной и психической устойчивости. Включайте классику для малышей ежедневно по 30 минут в день. Поначалу покажется, что малышу нет дела до этой музыки. Однако она проникает в душу малыша и создаёт нужную атмосферу для его развития.
- Посещаем детский сад или развивающий центр. Специалисты детских образовательных учреждениях хорошо знают, как музыка полезна для развития ребёнка. Поэтому там умеют хорошо организовать музыкальные занятия с малышами. Дети познакомятся с миром звуков, выучат много песенок и даже проявят свои артистические способности. На таких занятиях ребят будут учить чувствовать и понимать музыкальные интонации и мелодии, развивать их слух.
- Приобретаем музыкальные игрушки. Детские барабаны, маракасы, трещотки и другие звукоиздающие игрушки весьма полезны для развития ребёнка. Не сердитесь, если ваш малыш устроил какофонию: воспроизводя и слушая разные звуки, малыш исследует их, благодаря чему у него закладываются основы музыкального вкуса.
Упражнения и игры для развития музыкального слуха
Неверно считать, что слух либо есть от рождения, либо его нет, потому что абсолютный музыкальный слух имеет лишь один человек из десяти тысяч. В остальных случаях музыкальные способности успешно развиваются в любом возрасте. Легче всего обучение проходит в детстве — малыши открыты для новой информации и хорошо ее усваивают в игровой форме.
Ниже вы найдете примеры игр и упражнений для подготовки ребенка к полноценным музыкальным занятиям.
Игра «Высокий – низкий»
Играя с игрушками или карточками, объясняйте малышу, что у родителей и детей голоса звучат по-разному. Попросите показать, какие звуки издают животные и их детеныши. Объясните, что когда говорят детки-животные, их звуки как бы летят из горлышка вверх, а когда говорят взрослые, их голос тяжелый, низкий.
О различии голосов расскажет сказка «Волк и семеро козлят». Обсудите с ребенком, почему сначала козлята не пускали волка на порог, а потом поверили ему.
Упражнение «Горка»
Предложите малышу поиграть в игру, будто он поднимается на гору, а потом спускается с нее. Пропойте вместе: «Вот иду я вверх, вот иду я вниз», первую половину фразы выше, а вторую – ниже, как бы на спад. Если есть ксилофон, аккомпанируйте. Начните с двух нот, затем усложняйте:
- «вверх иду» – «вниз иду («до-ре-ми» — «ми-ре-до»);
- «вверх я иду» – «вниз я иду» («до-ре-ми-фа» — «фа-ми-ре-до»);
- «вот иду я вверх» – «вот иду я вниз» («до-ре-ми-фа-соль» — «соль-фа-ми-ре-до»).
Упражнение «Найди пару»
Для игры понадобится несколько пар одинаковых коробочек или стаканчиков с крышками (желательно непрозрачных). Каждую пару стаканчиков нужно наполнить разными крупами (гречка, горох, рис, пшено). Ребенок должен потрясти стаканчики и по звуку соотнести их попарно.
Упражнение «Угадай, что это?»
Игра для детей от 3–4 лет. Заранее найдите аудио или видео с нужными звуками и включите запись ребенку. Он должен угадать на слух, какой музыкальный инструмент играет. Для детей постарше можно включать мелодию, где играют два инструмента.
Упражнение «Колокольчик»
Это упражнение учит ребенка слышать и слушать звуки. Завяжите малышу глаза платком, поставьте его в середине комнаты. Возьмите колокольчик и бесшумно двигайтесь по комнате, останавливаясь и звеня. Ребенок должен определить, в каком углу звенит колокольчик. С завязанными глазами это не так легко.
Особенности раннего музыкального обучения
Любое обучение должно быть постоянным и регулярным, поэтому как родителям, так и ребенку, нужно быть готовым к новому жизненному ритму. Помните, что занятия не должны быть навязчивыми. Лучше, если ваш ребенок будет посещать индивидуальные уроки.
Как правило, в домашних условиях можно использовать такие упражнения для раннего музыкального развития:
- пальчиковые игры;
- показ игрушек с пением;
- поиск источников звука;
- узнавание картинок по разным звукам;
- танцевальные движения под музыку;
- упражнения на развитие чувства ритма;
- звукоподражание;
- упражнения на развитие слуха;
- игра на шумовых музыкальных инструментах (погремушках).
Такие упражнения подходят для малышей с 1-2 месяца после рождения. Постоянное использование подобных упражнений позволяет развить у ребенка чувство ритма, музыкальный слух, мелкую моторику пальцев рук. В дальнейшем это станет хорошей основой для музыкального образования. Поэтому, говоря о целесообразности раннего музыкального обучения, можно с уверенностью сказать, что даже если вы не пророчите своему чаду великое музыкальное будущее, отказываться от него не стоит.
← Структура музыкального занятияМузыкальные инструменты своими руками →
Слушать-воспринимать
Основное внимание в работе с детьми уделяется формированию
музыкальной культуры, музыкально-эстетического сознания, а ведущим видом
деятельности является слуховое восприятие. Слушание музыки направлено на освоение слухового опыта,
интонации и акустического «фонда» данного периода
У детей необходимо
развивать способность воспринимать музыкальное содержание как особый
выразительный язык
Слушание музыки направлено на освоение слухового опыта,
интонации и акустического «фонда» данного периода. У детей необходимо
развивать способность воспринимать музыкальное содержание как особый
выразительный язык.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо
частично отказаться от словесно-описательной интерпретации музыкального
содержания. Слово должно быть лишь точкой отсчета для развития творческого
воображения ребенка. Само музыкальное восприятие должно развиваться на
интонационной основе. Обратимся к известному примеру — D. Произведение Б.
Кабалевского «Клоуны». Работа над этим произведением традиционно
начинается со слов учителя: «Дети, многие из вас бывали в цирке и видели
клоунов…». Конечно, дети любят рассказывать о клоунах, их внешнем виде,
смешных шутках и… Восприятие дошкольника уже определено, он все знает, и
музыка ничего к этому не добавит.
Попробуйте начать с музыки: «Дети! Сейчас мы послушаем
произведение Дмитрия Борисовича Кабалевского «Клоуны». (Учитель
играет музыкальное произведение на фортепиано.) После исполнения он снова
обращается к детям: «А теперь скажите мне, какую музыку вы слышали. (Дети
отвечают.)
Учитель корректирует ответы и обращает внимание юных
слушателей на выразительность мелодии (четкие акценты, «инверсия»
мелодии, постепенное «разворачивание» мелодии, темповые
характеристики). Эта перцептивная модель основана на природе самой музыки, на
ее специфике и на интонационно-слуховом опыте детей
Эта перцептивная модель основана на природе самой музыки, на
ее специфике и на интонационно-слуховом опыте детей.
Достаточно эффективными для формирования
интонационно-слухового опыта дошкольников являются следующие методы:
Сравнение музыкальных произведений: противопоставление
произведений одного жанра, произведений с одинаковыми названиями,
противопоставление произведений, передающих различные чувства и настроения;
использование карточек «цвет — настроение»; сравнение различных
интерпретаций исполнения одного и того же произведения (например, собственного
исполнения и аудиозаписи); сравнение двух вариантов исполнения: сольного и
оркестрового. Все эти техники можно комбинировать и варьировать. Однако все они
эффективны только в том случае, если выполняются выразительно и грамотно.
Музыкальный репертуар для слушания музыки значителен по
объему и разнообразен по содержанию. Мы намеренно решили не использовать
традиционную технику прослушивания каждого произведения в течение трех сессий.
На наш взгляд, предыдущий музыкальный опыт дошкольников позволяет говорить о
достаточно развитом целостном и дифференцированном восприятии детей седьмого
года жизни. Стимулирование разговора о слушании проводится в рамках одного или
двух занятий, в зависимости от особенностей группы детей. Отдельные беседы
могут проводиться по вечерам, если учитель испытывает нехватку времени в
музыкальном классе. По усмотрению учителя музыки возможен обмен произведениями,
но только при сохранении руководящих принципов их отбора художественности и
доступности для восприятия ребенка.
Как развить музыкальные способности ребенка
Приступать к развитию музыкальных способностей малыша можно сразу же после его рождения. Разумеется, первой учительницей для него в этом деле (и не только в этом) будет мама. Когда кроха видит, как поет и играет его мама, он будет стремиться ей подражать. Именно таким образом создаются предпосылки к обучению, однако главное в любых начинаниях – это желание ребенка. Поэтому любые занятия нужно проводить только в случае хорошего расположения духа крохи.
Способ 1 — Прослушивание музыки
Прослушивание музыки можно начинать еще тогда, когда малыш находится в утробе у мамы. Будучи в животике, он способен слышать звуки извне. И очень хорошо, если эти звуки приятны и гармоничны.
После рождения крохи слушайте с ним детские песенки и классику. Чуть позже, когда малыш начнет говорить, его можно научить словам. Для этого выберите простую песенку и напевайте ее по пять-семь раз подряд. Между повторениями следует делать музыкальные паузы – проигрывание той же мелодии на инструменте-самоделке или настоящем инструменте (фортепиано, скрипке, клавишном синтезаторе). Не спешите обучить малыша сразу всему – достаточно выучить одну песню за занятие.
Единство музыкального и литературного текстов оказывает на детей большее влияние, так как малыши связывают звучание с конкретным образом. Текст песни расширяет представление ребенка об окружающем мире. Впечатляющая сила музыкального звучания углубляет поэтическое содержание песни.
Способ 2 — Работа над ритмикой
Ритмикой можно заниматься уже с трех месяцев малыша. Возьмите его под мышки и поставьте на большой мяч. Под веселую песенку шагайте по мячу. Может быть, сначала вам понадобится помощь бабушки или папы, но со временем вы самостоятельно будете справляться с подобным упражнением.
Малыши постарше не откажутся попрыгать на мягком диване под размеренную музыку. Главное, чтобы прыжки совпадали с ритмом песни или мелодии.
Продолжительность подобных музыкальных занятий для маленьких детей не должна превышать пяти минут, а настроение (как малыша, так и ваше собственное) должно быть отличным. Чередуйте прыжки с ритмичной ходьбой и переменки для отдыха, во время которых ребенок сидит (или лежит), а мама продолжает напевать эту же песенку, сжимая и разжимая его кулачки в такт мелодии.
Способ 3 — Развитие слуха
Развитие слуха – это формирование долговременной памяти на каждый услышанный звук. Эта своеобразная тренировка занимает немного времени, но упражняться следует ежедневно. Но как развить музыкальный слух у маленького ребенка?
Работу над развитием слуха можно начинать с двух месяцев малыша, используя погремушки. Знакомство с разнообразными звуками, издаваемыми погремушками, впоследствии побудит кроху к самостоятельному музицированию. Коллекцию звучащих предметов можно пополнить разнообразными колокольчиками, маленькими пищащими или звенящими игрушками, которые легко подвесить над кроваткой, чтобы малыш мог сам дотягиваться до них и извлекать из них звуки.
Когда кроха подрастет, можно использовать простой и эффективный метод: пойте ему песни, рассказывайте сказки, играйте с ним, меняя характер своего голоса (тихо и громко, протяжно и отрывисто, сумбурно и ритмично).
Способ 4 — Музицирование
Элементарное музицирование с детьми подразумевает, что взрослый наигрывает мелодию на каком-то музыкальном инструменте (можно и на самодельном), а ребенок подыгрывает на барабане, бубне, маракасах или какой-либо иной стучалке-звенелке. Играя, старайтесь подобрать темп, удобный для малыша.
Цель подобных занятий – общение родителей с ребенком посредством музыки. В элементарном музицировании малыш выступает не только слушателем и исполнителем, но и творцом, создателем музыки.
Таким образом музицирование может стать очень важной ступенькой, которая поможет малышу открыть мир музыки, освоить игру на простых инструментах, стимулировать потребность в углубленном изучении выбранного ребенком музыкального инструмента
Музыкальная игра для развития ребенка
Еще несколько вариантов игр для ребенка:
- Наверняка у вашего малыша есть игрушечные музыкальные инструменты.
Поиграйте на каком-то из них и спрячьте инструмент. Пусть ребенок найдет нужный звучавший - Устройте мини-дискотеку. Включите музыку и потанцуйте с ребенком. Пусть он и повторяет движения за вами, и импровизирует сам
- Устройте караоке. Если есть специальное оборудование – хорошо. Можно вполне обойтись и детским микрофоном
-3 года
В 2 — 3 года малыш с удовольствием будет хлопать за вами в ладошки. Например, спойте часть песенки, задержите паузу и похлопайте в ладошки в такт музыке сначала вместе с малышом, потом подождите, пока он похлопает сам.
Напевайте ребенку детские песенки и пытайтесь сделать так, чтобы он повторял за вами простейшие звуки и ритм.
В 2-3 года ребенок уже проявляет активный интерес к музыке.
Знакомство ребенка с музыкой
Если хотите создать развивающую среду для сына или дочери, начните с себя. Ребенку нужно демонстрировать хороший музыкальный вкус и показывать, что музыка – это не только песни из мультфильмов.
Слушайте классику с рождения
Познакомьте малыша с классикой сразу после рождения. Приятные мелодии успокаивают, а прослушивание классической музыки способствует формированию правильного музыкального вкуса в дальнейшем.
Малышам можно включать колыбельные из детской классики:
- П.И. Чайковский – «Птицы», «Греза»;
- В.А. Моцарт – «Спи, моя радость, усни»;
- Ф.П. Шуберт – «Колыбельная»;
- И. Брамс – «Колыбельная»;
- Р. Шуман – «Грезы»;
- Э. Григ – «Поэтическая картинка».
Дошкольник готов слушать произведения, в которых есть сюжет:
- П.И. Чайковский – цикл «Времена года», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (любовная тема), сборник «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Баба-Яга», «Песня жаворонка» и др.), отрывки из «Щелкунчика» («Танец феи Драже», «Выход мышиного короля»);
- Жюль Массне – «Элегия» (можно в исполнении Ф.И. Шаляпина);
- Эдвард Григ – «Танец Анитры».
Слушайте музыку вместе, задавайте вопросы о том, какие эмоции испытывает ребенок, что представляет при прослушивании композиции. Объясните малышу, что историю можно рассказать не только словами, но и с помощью мелодии.
Включайте музыку разных жанров
Слушайте разную музыку дома. Возможно, ребенок не оценит ваши пристрастия – включайте музыку разных направлений. Пусть это будет не каждый день, а под настроение, в хорошем расположении духа. Помните, что слух – очень тонкий механизм, и его нужно беречь, поэтому не делайте слишком громко.
Экспериментируйте, наблюдайте за реакцией: на что малыш реагирует с интересом, под какую музыку танцует. Не навязывайте ребенку свои вкусы. Ваша цель в том, чтобы развить музыкальный слух, а не отбить желание слушать музыку вообще.
Знакомство с музыкальными инструментами
К выбору первых игрушечных инструментов желательно подходить ответственно, если вы хотите научить малыша слушать и извлекать красивые звуки, а не беспорядочно бренчать. Игрушки должны быть качественными.
Для первого знакомства подойдут ксилофон или металлофон, электронное пианино, барабан, маракасы. После 3 лет – детская гитара, барабанная установка, шарманка. Эти инструменты отлично развивают координацию движений и мелкую моторику.
Ближе к 5 годам, когда ребенок научится вести себя в культурном месте и выдерживать долгие мероприятия, можно ходить с ним в филармонию на концерты классической музыки, или на балет, или в детскую оперу. Живое звучание полезно для развития музыкального слуха – ребенок не просто слышит музыку, но и воспринимает ее визуально.
Ритм в образных картинках
Знакомство с элементами музыкальной речи основанное на прототипах окружающей действительности — прием известный и получающий все большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое-малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и «грустно» и т. д.
Категория длинны и тем более деления длительности – для ребенка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен, и многовариантен, поэтому четверти и восьмые мы «переодеваем» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Это очень ценный и «живой» методический материал, который убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей. К тому же, работая над ритмом в картинках, можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритмические. При звукоподражании непременно оживут персонажи рисунка со своими характеристиками настроения. Подобное исполнение будет содействовать и развитию эмоциональности интонирования, и пониманию, что даже «черточки, прикрепленные к нотам» могут быть «красноречивыми».
Певческая деятельность
Певческая деятельность детей характеризуется достаточно
высокими показателями. Формируются вокальные навыки — звукообразование, дикция,
дыхание; хоровые навыки — ансамбль, строй. Четко выделяются три типа родного
голоса: высокий, средний, низкий. Каждый из этих типов голоса отличается своим
тембром, тоном и основным диапазоном.
Одним из центральных этапов в программе музыкального
развития ребенка является сочинение песен.
Многие исследователи (Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина)
говорили о необходимости сочетания обучения и творчества. Само музыкальное
творчество они рассматривают как средство развития личности, способ приобщения
детей к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. В деятельности
заложена способность адекватно воспринимать музыкальные образы и навыки более
высокого уровня — осознание и переживание музыки, ее исполнения и сочинения.
Одним из видов музыкального исполнительства, доступных детям, является
сочинение песен.
Качество исполнения песен во многом зависит от умения детей
подбирать соответствующие образу элементы музыкального языка, важнейшими из
которых являются выразительная интонация, ритмический рисунок и гармония.
Музыкальная интонация (интервал) — наименьшая выразительная
часть мелодии
Эмоциональное содержание интервальной интонации очень важно в
детской музыке. Дети легко запоминают и воспроизводят интонацию восклицания
(скачок на пятую или сексту), убаюкивающую интонацию, торжественное восходящее
четвертное движение в маршевых мелодиях
Можно предложить детям задания:
«Как поет труба?», «Спой музыкальное приветствие»,
«Уложи куклу спать и спой ей колыбельную», «Спой с удивлением (с
сожалением, гневом): «Что это?».
Не менее важно научить детей выбирать ритмический рисунок и
темп: Художественные образы в музыке выражаются через звуки и развиваются во
времени. Соответствующие задания бывают следующего типа: «Назовите марш
(вальс, полька) и прохлопайте ритм в ладоши
Одновременно можно проверить
способность детей словесно определить собственные эмоциональные впечатления
(марш — четкий, подвижный, вальс — мягкий, плавный и т.д.).
Одно из основных условий написания песен — умение удерживать
композицию в рамках определенного ключа (гармонии). Известно, что гармония в
музыке является организующим началом. Ключевое чувство характеризуется
способностью эмоционально различать ключевые функции нот мелодии, чувствовать
взаимосвязь между нотами, окраску мажора и минора. Можно использовать следующие
задания: «Закончи фразу до конца» (учитель начинает, ребенок
заканчивает); самостоятельный поиск ребенком ровного тона (тоники);
ориентировка в различении мажорных и минорных гармоний.
Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми.
Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется в основном посредством занятий. Подобранный репертуар системы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов. Для развития образной речи детей использовала стихотворения, сказочные сюжеты. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.
Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними — в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Перед тем, как начать разучивать пляски или игры, детям предлагаю послушать соответствующий музыкальный материал.
Использую в повседневной жизни детского сада активное восприятие музыки:
- тематические концерты,
- беседы-концерты,
- вечера.
Сосредоточиваю внимание детей на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказываю о старинной музыке и даю послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен
Беседу-концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников
Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен. Беседу-концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников
Например, рассказываю о старинной музыке и даю послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен. Беседу-концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников.
Чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальных занятиях, можно сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии, в том числе и компьютерные. Применяя ИКТ в работе с дошкольниками, я использую в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к восприятию музыки и облегчения усвоения детьми музыкального материала различной направленности.
Так, например, музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется с использованием цифровых технологий в фото- и видеосъемке. Включаю в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности образ, хорошо знакомый ребенку, при этом запускаю сразу несколько психических процессов:
узнавание музыкального образа вызывает радость, а для детей дошкольного возраста это немаловажно;
способствует развитию обобщения;
обратный процесс, когда, встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом (ассоциативная память).
Использование в работе информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников помогает значительно разнообразить музыкальную деятельность детей, повышает познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому дети, воспринимая мультимедиа-продукты, не остаются пассивным, информация подается с видеосюжетом и музыкальным сопровождением.
Методы и приемы музыкального воспитания
Традиционно отечественная наука подразделяет общепедагогические методы на три группы: наглядные, словесные и практические.
Но специфика музыкального воспитания вносит свои коррективы в общепринятую классификацию. О.П. Радынова предлагает наглядные методы применительно к музыкальному воспитанию разделить на наглядно-слуховые и наглядно-зрительные. При этом наглядно-зрительный метод не должен применяться до использования наглядно-слухового, что соответствует постулатам отечественной методике музыкального воспитания.
- Словесные методы: направлены на организационную составляющую музыкальных занятий.
- Практические методы: используются на занятиях в виде образца исполнения всех видов музыкальной деятельности: пения, игры, движения.
Искусство музыки способствует формированию гармоничной личности. Музыка оказывает воздействие на формирование личностных качеств ребенка с самых первых дней его жизни. Неоценимо влияние музыки на нравственные качества, на умственное и физическое развитие, на эмоциональную сферу. Музыкальное воспитание, являющееся одной из составляющих дошкольного воспитания в целом, способствует формированию личности будущего гражданина.
Музыкальная деятельность дошкольников и ее виды
Любая деятельность человека на протяжении жизни позволяет использовать полученный опыт и развивать способности в любой сфере жизнедеятельности. Музыкальной деятельностью можно назвать разнообразие методов познания музыкальной стороны жизни, а также повышение эмоциональной восприимчивости во всех аспектах окружающей жизни. С деятельностью в сфере музыкального образования тесно связан процесс самопознания каждого человека.
Первые музыкальные игрушки
Можно выделить несколько видов музыкальной деятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста:
- Комплекс программ для повышения эмоционального восприятия музыкальных композиций. Прослушивание музыки помогает развивать способность откликаться на различные мелодии и формирует вкус ребенка.
- К исполнительной деятельности можно отнести пение, воспроизведение ритма и игру на различных детских инструментах. Все эти действия позволяют ребенку развивать интерес к музыке и умение исполнить мелодию либо спеть песню с аккомпанементом или без него.
- Повышение уровня музыкального образования является неотъемлемой частью деятельности детей. Этот процесс дает возможность узнать много нового и интересного о музыке, музыкальных инструментах, а также о возникновении разнообразных стилей и направлений.
Использование всех методов музыкальной деятельности позволяет детям перейти на этап овладения творчеством.
Заключение
Музыкальное развитие, как и все другие психические и
физиологические процессы, идет по восходящей линии. Это переход от
непроизвольных реакций на музыку к эстетическому отношению к ней, от
импульсивного желания петь, двигаться под музыку, к выразительному исполнению,
от смутных приятных ощущений при восприятии музыкальных звуков к эмоциональному
и осознанному слушанию произведения. Такова общая картина динамики.
музыкального развития.
Программа определяет, как учитель должен формировать
эстетическое отношение к музыке.
Таким образом, общие цели музыкального воспитания и развития
детей можно сформулировать следующим образом:
- вызывать активный интерес и любовь к музыке,
развивать правильное восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать
их нравственный и эстетический опыт, способность эмоционально откликаться. - Обогащать музыкальный опыт, представляя
разнообразные произведения и информацию о них. - вовлекать их в различные виды музыкальной
деятельности, обучать приемам и навыкам пения и музыкально-ритмических
движений, игре на детских музыкальных инструментах, - формировать у детей певческий голос,
выразительное пение, образные и ритмичные движения, добиваться их координации,
точности игры на музыкальных инструментах. Развитие музыкальных навыков:
эмоциональная отзывчивость, мелодический слух, чувство гармонии и ритма,
тембровый и динамический слух. - стимулировать творческое самовыражение в
музыкальной деятельности (инсценировка песен, импровизация простых песнопений,
движений, сочетание элементов из танцев). - побуждать детей к самостоятельной деятельности:
выражать собственные впечатления от музыки, исполнять известные песни (без
помощи взрослых), использовать их в самостоятельной деятельности. - воспитывать у детей музыкальный вкус и
благодарное отношение к услышанным произведениям, к собственному исполнению
песен, танцев, хороводов, игр.
Эти задачи могут быть успешно решены к моменту поступления
ребенка в школу, если он воспитывался в детском саду не менее 2-3 лет.