Цели
Цели общественно-коммуникативного формирования в ДОУ определены ФГОС и складываются из:
- оказания содействия растущему поколению в усвоении общепризнанных моральных и нравственных ценностей;
- создания обстоятельств в целях взаимодействия ребенка и прочих людей вне зависимости от возраста;
- обеспечения основы для увеличения степени самодостаточности, относящейся к саморегуляции, а также целенаправленности действий;
- накопления умственного и эмоционального содержания личности (формирование возможности сопереживать, быть компанейским, чутким);
- формирования умений безопасного действия в социуме, дома, в природе;
- воспитания почтительного, уважительного отношения к семье, товарищам и Отечеству.
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Дети 5-6 лет уже довольно хорошо владеют коммуникативными навыками. Могут завязать знакомство с незнакомым человеком, поддержать беседу, умеют сопереживать и решать конфликтные ситуации.
К сведению! Им необходимо эти навыки совершенствовать.
НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе
Коммуникативная деятельность в старшей группе становится более разнообразной и многоуровневой.
Тема: «Путешествие в страну Вежливости».
Цель: дать новые и систематизировать имеющиеся знания о правилах поведения, этикета, принятых в обществе.
Рисование на тему «Деревья в инее» для старших и подготовительных групп
Оборудование:
- нарисованная карта страны Вежливости с отмеченными станциями: городами, деревнями, реками и морями;
- ноутбук;
- проектор;
- презентация;
- проект;
- музыкальные колонки;
- запись мультфильма про поросёнка Фунтика;
- мольберты;
- краски;
- кисти;
- емкости для воды;
- бумага.
Занятие начинается с просмотра мультфильма про поросёнка Фунтика и разбора поведения героев
Особое внимание уделяется понятию доброта
Далее воспитатель совместно с ребятами кидает кубики и, в зависимости от выпавшего числа, попадает на станцию: «Деревня приветствия», «Город поздравлений», «Река прощания», «Море поддержки», «Лес правды», «Гора детская дружба». На каждой станции воспитатель ведёт диалог с детьми, даёт задания.
Второй блок занятия заключается в задании изобразить доброту.
Обратите внимание! Словесные игры в старшей группе также имеют важную роль
Социально-коммуникативное развитие в подготовительной группе
Для детей 6-7 лет очень актуальна тема дружбы, в подготовительной группе уже хорошо понимают, каким должен быть друг, и чем ценна дружба.
Тема: «Дружба крепкая».
Оборудование:
- ноутбук;
- музыкальные колонки;
- запись песни «Дружба крепкая»;
- мольберты;
- пластилин;
- цветная бумага;
- клей;
- краски;
- бумага;
- кисти;
- ёмкости для воды.
Дружба развивает полезные навыки
Ход (в начале занятия педагог даёт послушать дошколятам песню «Дружба крепкая», а потом совместно с ними проводит разбор песни):
- «Ребята, какие качества дружбы и друга перечисляются в этой песне? Дружба какая? Крепкая, не заканчивается и не зависит от внешних обстоятельств, не боится проблем».
- «А как можно охарактеризовать друга? Друг, это человек, который всегда поддержит, не оставит в беде, не будет досаждать расспросами на неприятные для тебя темы».
Задание по этой теме будет заключаться в том, чтобы нарисовать, слепить или сделать аппликацию своего лучшего друга. А если лучшего друга пока нет, то изобразить его таким, каким хотелось бы его видеть. Потом каждый из ребят расскажет о качествах друга.
Распространенные ошибки при формировании коммуникативных навыков
Многие родители допускают ошибку в формировании коммуникативных навыков у ребенка, минимизируя общение с ним. Родитель задает формальные вопросы и, получив ответы на них, предоставляет ребенка самому себе. В результате у него нет образца нормальной и продуктивной коммуникации.
Еще одна ошибочная модель поведения взрослых – жесткое подавление личности ребенка. В этом случае мнение и интересы дошкольника не учитываются. Нередко применяются жесткие наказания, в том числе физические, ребенка оскорбляют, унижают. Последствия такого подхода в воспитании зависят от характера ребенка. Если он достаточно сильный, то поведение взрослых может восприниматься как норма, что чревато агрессивностью со сверстниками, склонностью к их запугиванию. Слабохарактерный ребенок будет сломлен таким отношением, поэтому начнет скрытничать, заискивать перед взрослыми.
Формируя коммуникативные навыки у дошкольника, взрослые совершают различные ошибки. В соответствии с ними выделяют несколько типичных ошибочных моделей поведения:
- Гордость семьи. Родители считают ребенка исключительным, превосходящим сверстников во всем. Все его пожелания исполняют, капризы и ошибки прощают. Ребенок становится избалованным, растет эгоистом.
- Любимчик. Такая модель поведения характерна для многодетных семей. Отношение к ребенку такое же, как в предыдущем случае, но только со стороны одного из членов семьи. В результате ощущается нехватка любви и внимания от других членов семьи, а отношение остальных детей становится негативным, завистливым.
- Бедная Золушка. Такая модель воспитания также характерна для многодетных семей. С детства ребенку отводят второстепенную роль, подчиняя его жизнь другому ребенку, которого считают более успешным. Это приводит к зависти, комплексу неполноценности.
- Послушный ребенок. Понятия приличного и неприличного внушаются с рождения. Поведение ребенка должно быть подчинено определенным правилам, чтобы показать окружающим его воспитанность. При этом мнение ребенка и его интересы игнорируются, что чревато в будущем совершением аморальных и неприличных поступков.
- Виноват во всем. Ребенок у всех вызывает раздражение, его обвиняют в любых бедах, присваивают проступки, которые он не совершал. Он становится изгоем, запуган, постоянно боится недовольства, наказания.
- Хрустальная ваза. Такая модель поведения свойственна семьям, где ребенок пережил тяжелую болезнь, серьезную травму, потрясение. Родители оберегают его от всего, что считают опасным. Ребенок растет безынициативным, постоянно ждет поблажек и считает, что все ему должны.
- Проблемный ребенок. Он чрезмерно гиперактивен, очень озорной. На него не действуют выговоры, наказания. Это связывают с тем, что родители не желают воспитывать ребенка, не уделяют этому достаточно внимания.
Что такое коммуникативные навыки?
В переводе с латинского, «communicative» дословно означает: «коммуникабельный», «общительный».
Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, способности строить с ними отношения.
Условно коммуникативные навыки делятся на две группы:
- навыки, которые помогают человеку передавать свои мысли и чувства (умение говорить, самоконтроль, самопрезентация);
- навыки, которые помогают понимать окружающих (умение договариваться, сопереживать, слушать и слышать собеседника).
Методы развития коммуникативных навыков
Основные способы развития навыков общения — упражнение и игра.
Прежде чем подобрать занятия для своего ребенка, полезно взять на заметку несколько рекомендаций:
- Не стараться использовать за один раз большое количество упражнений или игр, особенно с дошкольниками. Их работоспособность низкая, а утомляемость — быстрая.
- Тренировки нужно проводить, когда ребенок пребывает в хорошем настроении: не переутомлен, не голоден, не хочет спать.
- Все упражнения и игры принесут пользу только в том случае, если ребёнок действительно хочет заниматься ими. Поэтому не стоит принуждать его к занятиям, лучше провести их тогда, когда он сам изъявит желание.
Любую игру или упражнение нужно обыгрывать так, чтобы дети поняли — взаимодействовать друг с другом очень важно
Игры на развитие коммуникативных навыков
Любые игры на развитие коммуникативных навыков должны соответствовать возрасту игроков, то есть — быть доступными и понятными. Если играют одновременно несколько детей дошкольного возраста (во дворе или в семье), нужно дать возможность поучаствовать каждому из них.
Именно взрослый контролирует деятельность игроков, показывает пример, объясняет правила и следит, чтобы все были вовлечены в игру. Если кто-то из игроков отстранился и застеснялся, нужно помочь ему вернуться, но сделать это ненавязчиво, мягко.
- Игра «Хор животных». Для игры выбирается любая популярная детская песенка. Но исполнять ее нужно не словами, а пытаясь сымитировать голос разных животных: «кря-кря», «мяу-мяу», «ква-ква-ква». Каждый игрок изображает конкретное животное и исполняет свою часть песенки. Заканчивают пение все дети.
- Игра «Комплименты». Цель игры — развитие взаимовежливости и эмоциональных контактов. Участники должны говорить друг другу приятные, красивые слова, стараясь не повторяться. Во время произнесения комплиментов нужно смотреть собеседнику в глаза. Тот, кто получает комплимент, в ответ обязательно благодарит говорящего.
- Игра «Мышеловка». Эта игра научит находить выход из затруднительных положений. Все участники образуют тесный круг, в середине которого прячется «мышка». Она должна найти выход из круга или уговорить одного из участников пропустить её. Если игра происходит в близкой компании, к примеру, при участии родителей, маленького игрока можно крепко обнять и предложить освободиться путем уговоров.
Упражнения, развивающие коммуникативность
Их лучше проводить с опорой на наглядность. То есть, для работы потребуются доска и картинки. Если в упражнении участвуют несколько детей, они выполняют их по очереди. Остальные участники наблюдают, и если выполняющий позволит, могут давать советы.
Для развития коммуникативных навыков можно воспользоваться такими упражнениями:
Разместить на доске карточки с изображениями людей, на лицах которых можно отследить определённые эмоции. Далее нужно рассказать небольшую историю о конкретном человеке. К примеру: «Это — Вася, он грустит, потому что сломалась его любимая игрушка». Ведущий спрашивает у детей, как можно помочь Васе, игроки по очереди предлагают свои варианты.
Доску разделить на две половины, одну пометить знаком «+», другую — «-». Далее дети по очереди выходят к доске, им предлагается несколько картинок. Каждый участник выбирает «плохой» и «хороший» вариант
Важно, чтобы направление картинок было одинаковым, к примеру, целая и разбитая чашка, улыбающийся и плачущий мальчик. Игрокам надо составить по картинкам небольшой рассказ.
Коллективное слушание художественного произведения
Лучше начинать с небольших сказок. Взрослый читает её детям, а затем все коллективно обсуждают сюжет
Особое внимание нужно уделять действиям персонажей, выделять хорошие поступки. Негативные моменты также нужно отмечать, вместе с детьми выясняя, почему так делать нельзя.
Совет! Если маленький участник затрудняется выполнить какое-либо упражнение, можно помочь ему. Но выполнять задания за детей не нужно. Можно задавать наводящие вопросы или озвучивать слова-подсказки. Лучше начинать упражнение с самых простых элементов, постепенно усложняя задачу.
Теоретические аспекты коммуникативной компетентности
И.А. Гришанова описывает свое видение этого вопроса. Он считает, что коммуникативную компетентность стоит рассматривать в двух аспектах.
- Первый аспект: это способность человека ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания и чувственный опыт.
- Второй аспект: это способность человека адекватно взаимодействовать с окружающими людьми, которая приходит благодаря тому, что он понимает сам себя и других людей, несмотря на постоянно меняющимся психологическим состояниям, условиям и взаимоотношениям.
Коммуникативная компетентность – это не константа, которая остается неизменной на протяжении своей жизни. Она растет по мере того, как человек усваивает культурные, социальные и нравственные закономерности и эталоны, существующие в окружающей его социальной действительности.
Коммуникативная компетентность – это база любой деятельности личности. Очень сложно переоценить роль, которую оказывает владение речью на человека.
Межличностные контакты в современном обществе и в деловой активности выдвигают к современному человеку требования к способности продуцировать множество различных высказываний, излагаемых как устно, так и письменно.
Современное развитие общества напрямую зависит от того, насколько эффективно обучают школьников письменному и устному изложению мыслей.
Методы развития коммуникации
Развитие коммуникации выполняется разными методами. Они бывают наглядными, словесными и практическими.
Наглядные методы делятся на две подгруппы:
- Непосредственное наблюдение. Оно может осуществлять с помощью различных экскурсий, походов на природу.
- Опосредованное наблюдение. Такой метод называют также изобразительной наглядностью. Ребенок разглядывает игрушки и картинки, составляет по ним рассказы.
Словесные методы коммуникации включают следующие элементы:
- рассказ без наглядного материала;
- чтение художественной литературы, пересказ;
- заучивание наизусть;
- беседа для обобщения.
Практические методы коммуникации представлены дидактическими играми и упражнениями, инсценировками, хороводными играми, пластическими этюдами, играми-драматизациями.
Как провести занятие по социально-коммуникативному развитию в младшей группе?
Дети в 2-3 года ещё только начинают осваивать коммуникативные навыки. Для них хорошим вариантом занятия будет разыгрывание ситуации с походом в гости.
Тема: «На День Рождения к зайчику».
Цель: знакомство с правилами и нормами, установленными в обществе.
Оборудование:
- ноутбук;
- музыкальные колонки;
- запись песни;
- игрушка-машина;
- игрушка-зайчик;
- игрушка-подарок.
Поход в гости с ребенком развивает навык общения
Ход (занятие начинается с прослушивания песни «Голубой вагон» и небольшой физкультминутки):
- «Ребята, день рождения, это что за день такой? Это день, в который именинник появился на свет».
- «День рождения бывает каждый год. Что принято делать, когда у человека день рождения? Поздравлять, желать здоровья, счастья и многого другого, дарить подарки, ходить в гости».
- «Давайте сегодня представим, что у этого зайчика День рождения, и он позвал вас всех к себе в гости! Зайчик определил время для нашего прихода (пять часов вечера). К этому времени нам нужно добраться к нему домой».
- «Что нам нужно взять с собой? Подарок. Давайте вместе приготовим его, чтобы поздравить зайчика и сделать ему приятно. Оденемся нарядно, приведём себя в порядок и нарядные поедем».
- «Добираться мы с вами будем на такси. Когда мы приедем к имениннику, то мы сначала поздороваемся с ним, а потом поздравим».
- «Подарок можно вручить сразу, а можно немного позже».
- «Расскажите, как вы будете здороваться и поздравлять зайку. Правильно. Здравствуй, зайка! Ещё можно поприветствовать словами: привет и добрый день. Или доброе утро и добрый вечер, если бы вы пришли утром или вечером».
- «Какие слова для поздравления можно сказать? Поздравляю с днём рождения, желаю тебе счастья, много сладкой и сочной морковки, зеленой травы. Желаю здоровья и больше радости в жизни».
- «После поздравлений, именинник пригласит вас к столу на праздничный обед или просто чаепитие. Знаете ли вы правила поведения за столом? Жевать нужно с закрытым ртом, не чавкая, пить чай, не прихлебывая громко на весь стол, если нужно что-то попросить, то не забудьте добавить „пожалуйста“, а потом сказать „спасибо“. И, конечно же, уходя, попрощайтесь с именинником и оставшимися гостями».
- «Любите ли вы свой день рождения? Какие подарки вы уже получали, а о каком подарке мечтаете? Давайте сейчас возьмём цветную бумагу, ножницы, клей, фломастеры и изобразим самый заветный подарок, о котором вы мечтаете».
Декоративное украшение контура платья на уроке ИЗО в средней группе
Занятие по социально-коммуникативному развитию в средней группе
Дети 4-5 лет способны оценивать свои и поступки окружающих. Для них полезно будет занятие на тему: «Хорошие и плохие дела».
Цель: научить детей оценивать поступки, как свои, так и окружающих.
Оборудование:
- ноутбук;
- проектор;
- доска мультимедийная;
- музыкальные колонки;
- запись мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»;
- комплект чёрных и белых шариков.
Оценивать свои поступки необходимо правильно
Ход (занятие начинается с просмотра мультфильма о Чебурашке и разборе поступков главных героев (Чебурашки, Крокодила Гены и Старухи Шапокляк)):
- «Ребята, какой детский поступок можно назвать хорошим? Тот, который принёс кому-то добро».
- «Можно помочь маме с уборкой, сходить с папой за продуктами, покормить птиц зимой, помочь бабушке перейти дорогу. После такого поступка настроение поднимается, становится легко и радостно».
- «А плохое дело, это какое дело? Когда вы обманули доверие близкого человека, солгали, обидели, не послушались. После такого дела настроения нет, стыдно и не хочется играть. Бывает, что плохой поступок мы совершаем умышленно, т.е. специально, а бывает, что огорчаем кого-то случайно».
- «В любом случае, извиниться никогда не стыдно. Главное сделать это искренне, от всей души. Человек, которого вы обидели, может не сразу вас простить. Это нормально, ведь ему было очень неприятно».
- «А теперь давайте поиграем в игру „Чёрное и белое“. Рассказывайте поочередно о своих поступках, а группа будет думать, хорошее это дело или не очень. За каждое дело, будете получать шарик чёрный или белый. А в конце посмотрим, у кого сколько шариков получилось. Кто начнёт первый».
Игра, как лучший способ социально-коммуникативного развития ребенка любого возраста
Еще педагог и новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.
Большую роль игровой деятельности и ее значению в жизни ребенка, отводил и психолог Л. С. Рубинштейн, который отмечал, что только во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет и обогащает собственную. А в результате — это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.
Однако игра игре рознь, и то, что интересно малышу может совершенно не заинтересовать ребенка 4 – 5 лет. Поэтому игровая деятельность должна не только соответствовать возрасту ребенка, но и давать ему ощущение управления происходящими событиями
Только в этом случае он не только постигнет смысл и всю важность человеческих отношений, но и осознает свое место в них. А это уже сформирует необходимые навыки и опыт общения, который ему пригодиться и на данном этапе, и в будущем.
Так, для детей младшего возраста (2 – 3 года) подойдут обычные сюжетно-ролевые игры на любую тематику «Игра в магазин», «Игра в доктора», «Игра в дочки-матери» и т.д
При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то
Ребенка среднего возраста может заинтересовать игра «Эмоция», когда он получает неоценимый опыт выражения не только собственных эмоций, но и учится распознавать их в других детях, и адекватно на это реагировать. При этом ребенка можно попросить нарисовать свою эмоции или изобразить ее, в то время как остальные участники игры (дети или взрослые) должны будут отгадать, что чувствует ребенок.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить поиграть в «Ситуацию», когда взрослый участник игры предлагает ребенку смоделировать ту или иную ситуацию. Например, тебе дали 10 яблок и ты с ними пришел в сад – что ты будешь с ними делать? Съешь сам, поделишься с друзьями или отдашь воспитателю
При этом важно, чтобы ребенок вслух объяснял свои действия и мотивацию поступка.
Или, ты выиграл в соревновании, а твой друг (подруга) нет, и он очень расстроен. Что ты будешь делать?
Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.
Социально — коммуникативные умения — база для формирования личностного потенциала дошкольников
В последнее время квалификационный подход к образованию стал одним из важнейших факторов развития всей системы образования в России. И, следовательно, одним из важных достижений дошкольного детства является формирование таких личностных навыков, как социально-коммуникативные навыки.
Социально-коммуникативные навыки являются основой, на которой строится социальная компетентность взрослого человека, при условии формирования начальных навыков, свойственных дошкольному возрасту. Мнения различных авторов по изучению этой проблемы сходятся в одном: Социальные и коммуникативные навыки являются неотъемлемым качеством личности ребенка, которое, с одной стороны, позволяет ему осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию и самообучению. С другой стороны, эти навыки включают в себя осознание себя частью коллектива, общества, умение строить отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, а также общечеловеческие ценности и ценности общества, в котором развивается ребенок.
Еще до введения новых образовательных стандартов в российской системе образования существовали представления о компетентностном подходе и, соответственно, о роли социально-коммуникативных навыков. Помимо того, что компетентностный подход связан с идеей всестороннего воспитания человека не только как специалиста, как профессионала, но и как личности, как члена команды, он является гуманитарным по своей сути. А целью гуманитарного образования является,
Помимо предоставления знаний, навыков и умений в определенной области, речь идет также о развитии мировоззрения, способности принимать индивидуальные творческие решения, самообучении и латеральном мышлении, а также формировании гуманистических ценностей. Все это обуславливает специфику социальных и коммуникативных навыков в целом.
По мнению О.Е. Лебедевой, компетентностный подход определяется совокупностью принципов в определении целей образования, отборе содержания образования и организации образовательного процесса с оценкой образовательных результатов. Из вышеизложенных принципов можно вывести следующие положения:
- Целью образования является развитие у студентов способности самостоятельно решать проблемы в различных видах деятельности и сферах, опираясь на знания социального опыта, основой которого является собственный опыт студентов.
- Содержание образования основано на дидактически адаптированном социальном опыте решения познавательных, нравственных и других проблем.
- Главное в организации образовательного процесса — создание условий для формирования опыта учащихся в решении ряда проблем, таких как: познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные и другие проблемы, составляющие содержание образования .
Научно доказано, что темпы развития общества ускоряются. Это, в свою очередь, приводит к изменениям в образовательном ландшафте. Очень трудно, даже невозможно, предсказать, как будет выглядеть мир по крайней мере через 20 лет. Следовательно, школы должны подготовить своих учеников к переменам, развивая и улучшая их мобильность, креативность, динамизм и раннюю адаптацию к изменениям в социальной среде.
Социально-коммуникативные навыки определяют уровень образования человека по тому, способен ли он решать проблемы различной сложности с помощью имеющихся знаний. Другими словами, необходим непрерывный рост личностных навыков, особенно на ранних этапах обучения, даже с дошкольного возраста. Это необходимо потому, что у ребенка в дошкольном возрасте закладывается «ядро личности», которое влияет на его дальнейшую судьбу.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Нормативные документы дошкольного образования
- Образование как педагогический процесс
- Ознакомление дошкольников с окружающим миром
- Методические основы деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей
- Сущность деловой игры
- Классификация умственной отсталости
- Модель свободной школы Войтенко
- Основные этапы развития педагогики
- Традиционные принципы обучения
- Педагогический процесс
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников
Ребенок, который предпочитает проводить время в одиночестве, часто делает это по причинам неумения быть интересным и правильно общаться. Находясь среди сверстников, он может испытывать застенчивость, неуверенность в себе или проявлять агрессивность. Поэтому дошкольное развитие требует выделения значительного количества времени для формирования коммуникативных навыков.
Условия развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути. Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг друга.
С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.
Заимствование коммуникативных моделей взрослых
Общаясь со взрослыми, дошкольник развивает основные составляющие коммуникативных навыков. Готовая модель, которую они наблюдают у родственников и воспитателей, позволяет им разобраться в следующем:
- Когда вступать контакт, то есть, понять, при каких условиях беседы уместны, а когда следует помолчать;
- Как организовать общение, как решать конфликты, наглядно увидеть эмоциональное сопереживание;
- Каких норм и правил требует общение, то есть определить для себя границы допустимой резкости, откровенности, шутливости.
Также диалоги со взрослыми – это получение информации о знаниях и культурных ценностях. На примере дети учатся рассказывать, обучаются тому, как сделать свои истории интересными и увлекательными.
Развитие способностей в общении с детьми
Принципиальное отличие коммуникации со сверстниками – это повышенная эмоциональная насыщенность. В этом случае отступают рамки, и дети обучаются быть искренними и артистичными. В их общении присутствуют беспричинный смех, кривляние, громкие высказывания, переходящие в крик.
Таким образом дети экспериментируют, самостоятельно ища способы привлечь к себе внимание без помощи взрослых. Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:
Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:
- Непредсказуемые сочетания слогов и звуков – попытки создать свой язык;
- Отсутствие правил;
- Наличие грубых слов, помогающих выпустить эмоции.
Если беседуя с взрослыми, дошкольник больше спрашивает и слушает, то в разговорах со сверстниками он стремится высказаться сам, даже если для этого приходится перекрикивать других. Более того, от воспитателей и родителей дошкольник ожидает оценки или новых сведений. Просто болтая с друзьями, он обучается выражать себя и эмоции, излагать желания, показывать настроение с помощью слов и даже пытается брать на себя функции лидера, демонстрируя инициативность и стараясь управлять остальной компанией.
Роль взрослого
Формирование навыков общения у дошкольников начинается в семье. Первые навыки коммуникации дети получают при контакте со своей семьей. Коммуникативные способности подразумевают не только эрудицию, умение грамотно строить свою речь. Общение дошкольника со взрослыми вырабатывает привычку уважать старших.
Тем не менее, общество человека, принадлежащего к другому поколению, несет ребенку те знания, которые он не получит от сверстников или от родителей. Многие взгляды на жизнь дедушек и бабушек успели устареть. Пожилым людям свойственно не понимать молодежь. Диалог с дошкольниками поможет устранить конфликт между двумя поколениями.
Несмотря на пользу общения дошкольников со взрослыми, полностью заменять им контакты с ровесниками не стоит. Формирование коммуникативных умений у детей проходит в обществе лиц одного возраста. Дошкольник со сверстниками должен проводить не меньше времени, чем с родителями. Взрослые не смогут понять всех особенностей общения детей, несмотря на то, что и сами когда-то были в том же возрасте. Внутренний мир старшего дошкольника отличается разнообразием и богатством. К 6-7 годам ребенок знает много сказок. Диагностика общения детей в этом возрасте показывает, что мальчики и девочки стремятся проигрывать сюжеты знакомых им мультфильмов. Ограничение контактов с ровесниками станет ограничением развития коммуникативных навыков у дошкольников.
Критерии сформированности коммуникативной компетентности
Рассмотрим три критерия, которые также являются частью коммуникационной компетентности:
- Знания в сфере коммуникации – это те знания, которые касаются методов и средств выстраивания коммуникативных отношений.
- Умения в сфере коммуникации – это такие умения, как способность понимать чужую речь, понятно излагать собственные мысли, выражать грамотно свои чувства, рассказывать другим о своих планах и желаниях, уметь задавать вопросы.
- Способности в сфере коммуникации – это возможности дошкольников воспринимать речь и эмоции людей, с которыми в данный момент происходит акт общения, способность высказывать свое отношение.
Деятельность коммуникации взаимосвязана с коммуникативной культурой – представлениями индивидуума о речевом этикете и нормах общения.
Понятие «коммуникативная компетентность дошкольников»
В последнее время практика и теория образования претерпевает серьезные изменения. Вводится компетентный подход, что делает актуальной саму проблему компетентности и ее формирования. Этому явлению много внимания уделяют в своих работах такие исследователи, как Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и другие.
В понятие «компетентность» вкладывают разные смыслы. Этимологически это слово связано с термином «компетенция».
Согласно толковому словарю Д.И. Ушакова компетентность и компетенция – это два отличных друг от друга термина. Компетентность – это авторитетность источника, его осведомленность.
А компетенция – это круг вопросов, внутри которого у индивидуума есть определенные знания и опыт, а также авторитетностью.
Как российская педагогика, так и зарубежная воспринимает отношения людей с другими людьми как «коммуникативную компетентность».
Впервые это понятие применялось в направлении социальной психологии. Здесь его рассматривали как способность создавать и удерживать контакты с другими людьми на основе имеющихся знаний и навыков.
Русские толковые словари воспринимают «компетентность» как самодостаточную единицу языка и определяют ее как уровень овладения той или иной областью знаний. Новый энциклопедический словарь представляет данное понятие, как опыт и знание, имеющиеся у человека в определенной области. Г.М. Бушуева рассматривает коммуникативную компетентность немного с другой стороны. Она употребляет этот термин в значении совокупности имеющихся у человека умений и навыков, которые позволяют ему поддерживать эффективное общение с другими людьми.
Рассмотрим также трактовки и других ученых. О.В. Дзюба пишет о том, что коммуникативная компетентность – это в первую очередь ситуативная адаптивность человека, а также его свободное владение такими инструментами социального взаимодействия как невербальные (неречевые) и вербальные (речевые) средства.
Ученый также говорит о том, что можно выделить меру компетенции в коммуникациях – это то, насколько успешен задуманный человеком акт влияния и средства, которые он использует для того, чтобы производить на других впечатление.
С.А. Игнатьева также дает свою оценку этому понятию. Он пишет о том, что это система имеющихся у человека внутренних ресурсов, которые он задействует для установления коммуникаций с людьми, участвующими с ним в межличностном взаимодействии.
К.П. Зайцева, описывая коммуникативную компетентность, дает ей следующее определение – это совокупность имеющихся у человека способностей по коммуникации, которые подходят для решения поставленных коммуникативных задач и эффективны для воплощения на практике имеющихся коммуникативных знаний и навыков.