Методика подготовки и проведения коррекционно-развивающего занятия в детском саду

Адаптированная программа для особенных детей по ФГОС

Взаимодействие с детьми, имеющими ОВЗ, требует адаптации учебно-воспитательной образовательной программы, ориентированной на здоровых малышей. Поэтому ФГОС предполагается создание в условиях конкретного ДОУ рабочей программы, адаптирующей основную под задачи работы с детьми с ОВЗ. Таким образом, в программном документе каждый из разделов отражает нюансы организации взаимодействия с особенными ребятами, в частности:

  • суть работы психолога, организующего сотрудничество с мамами и папами малышей,
  • сопровождение работы родителей с детьми педагогического и психологического свойства,
  • описание деятельности учителя для пользы каждого малыша,
  • стратегия выстраивания самостоятельной деятельности малышей с ОВЗ.

Ознакомиться с примером составления адаптированной программы для детей с ОВЗ, соответствующей ФГОС, можно здесь.

Суть понятия «коррекционно-развивающее занятие»

Деятельность, направленная на эффективное развитие ребёнка, имеющего ОВЗ, а также методически организованная помощь в преодолении дериваций (отклонений), которые представляют собой преграду развития малыша, называется коррекционно-развивающим занятием.

Коррекционные занятия призваны обеспечить равные образовательные возможности для здоровых детей и малышей с ОВЗ

Цели и задачи занятий с детьми с ОВЗ

Миссия коррекционно-развивающих уроков в ДОУ состоит в:

  • стимуляции восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения;
  • развитии, а также исправлении недостатков в эмоционально-волевой сфере ребят (например, преодоление агрессивности, плаксивости и пр.);
  • приобщении к здоровьесберегающим технологиям;
  • обеспечении условий для развития навыков коммуникации и социальной адаптации.

Практическое воплощение этих целей представляет собой целенаправленный процесс, который конкретизируется систематическим решением образовательных задач в трёх направлениях, по-разному реализуемыми в работе с малышами разного возраста.

Таблица: основные образовательные задачи коррекционно-развивающих занятий

Направление поставленных задач
Задачи
Младшая группа
Средняя группа
Старшая
группа
Подготовительная группа
Для коррекции и развития

развивать речь, память, внимание;
тренировать общую и мелкую моторику, координацию движений.

пополнять запас слов (к примеру, короткими фразами-указаниями);
развивать умение выполнять совместные с другими детьми действия из 3–4 операций;
продолжить начатую ранее работу по развитию мелкой моторики.

обогащать двигательный опыт (малыши играют в мячи, прыгают через скакалку);
тренировать память, речь т

д.

исправлять негативные тенденции развития (к примеру, брать вещи, не спрося разрешения);
развивать речь (её эмоционально-выразительные формы).

Для воспитания
Стимулировать формирование эмоционально-волевой сферы через адекватное выражение своих чувств.

воспитывать навык следования указаниям взрослого (к примеру, убрать игрушки, поделиться куклой и пр.);
продолжать работу по формированию умения адекватно выражать свои эмоции и чувства;
развивать навык корпоративной деятельности (не только в игре, но и во всех других видах активности).

продолжать работу над тренировкой выдержки;
воспитывать умение работать в коллективе.

воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе;
практиковать навык подбирать мимику и эмоциональную реакцию под сюжет текста (например, сочувствие Колобку, осуждение Лисы и пр.).

Для обучения

учить ориентироваться на величину и форму предмета при сравнении;
пополнять словарный запас;
расширять сенсорные представления (например, для развития зрительного канала восприятия важно определять искомый цвет, называть цвета и некоторые оттенки (голубой).

систематизировать полученные ранее знания о цвете и форме (в 4–5 лет малыши могут назвать основные форму, выбрать самый большой предмет и пр.);
отрабатывать навык строительства из 3–4 кубиков;
тренировать умение показа действий;
активно использовать речь для коммуникации со сверстниками и взрослым;
отрабатывать навык приклеивания заготовок на основу для выполнения аппликации, а также навыка создания рисунка (пока чаще в виде раскрашивания готовой картинки).

учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числу, падеже;
практиковать использование в речи существительных с уменьшительными суффиксами;
практиковать счёт до 10 и в обратном порядке;
расширять навык ровно вырезать крупные детали по контуру.

отрабатывать навык составления устных текстов из коротких предложений;
практиковать в неподготовленной речи использование речевых клише (спасибо, извини и пр.);
тренировать устный счёт в пределах 10 со сложением и вычитанием;
осваивать нетрадиционные техники рисования.

Примерная структура АОП

Целевой раздел. Данный раздел включает в себя:

  • Пояснительную записку, которая включает: цели и задачи, принципы построения программы.
  • Значимые для разработки и реализации программы характеристики. Сюда мы включаем: общие сведения о ребёнке и его семье, данные о прохождении ПМПК, психолого-педагогическую характеристику ребёнка, специальные условия получения образования.
  • Планируемые результаты реализации программы.

Содержательный раздел. Он включает в себя:

  • Диагностический компонент.
  • Воспитательный компонент.
  • Коррекционно-развивающий компонент.
  • Образовательный компонент.
  • Организацию работы с родителями в рамках программы.

Организационный раздел включает в себя:

  • Индивидуальный учебный план.
  • Расписание образовательной деятельности.
  • Кадровое обеспечение программы.
  • Материально-техническое обеспечение программы.
  • Учебно-методическое обеспечение программы.

Используемая литература: Инклюзивная дошкольная группа: Методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Под ред. Л.А. Головчиц, Н.В. Микляевой

Кому нужна адаптированная программа?

Инклюзия — это буквально «вовлечение». Речь идет о таких условиях, которые позволят детям с ОВЗ учиться в обычной школе. На данный момент инклюзивное образование вызывает больше вопросов, нежели ответов. Но есть и реальные результаты. В некоторых школах, наряду с обычными классами, сформированы коррекционные, в которых обучаются дети с ОВЗ, требующие особого подхода и специальных условий. На уроках они обучаются по собственной, адаптированной, программе, а на переменах и после уроков «особые» дети вовлечены в общую жизнь школы, участвуют в мероприятиях, общаются со здоровыми сверстниками.

Программа, по которой учатся дети с ОВЗ, как было сказано выше, не обычная, а адаптированная. Она зиждется на принципах коррекционной работы и направлена на получение детьми с инвалидностью образования в полном объеме, но в формах, учитывающих состояние их здоровья.

Методика организации и проведения занятий с детьми с ОВЗ

Основой методики проведения занятий с малышами с ОВЗ является четыре основных общепедагогических принципа работы с детьми:

  • индивидуальный подход к ребёнку,
  • профилактика утомляемости при помощи чередования интеллектуальной и практической деятельности, проведения физкультминуток, обеспечения занятий яркой и интересной наглядностью,
  • использование методов и приёмов, активизирующих область познания детей,
  • создание ситуации успеха для каждого малыша, то есть поощрение за успехи, положительная оценка посыла выполнить задание, даже если не всё получилось.

Кроме того, на занятиях с особенными детьми педагогу нужно:

  • просить малышей повторить услышанную инструкцию к выполнению задания,
  • обеспечить учебно-воспитательный процесс аудио-визуальными средствами обучения,
  • объясняя задания, находиться близко к малышу с ОВЗ,
  • предоставлять особенным ребятам дополнительное время для выполнения задания,
  • давать возможность малышам с ОВЗ доделывать и переделывать работу, если справиться с заданием с первого раза у ребёнка не получилось.

Временной план занятия

Правильное распределение времени между этапами освоения темы является залогом успешного занятия. Поскольку закон «Об образовании» предполагает равные возможности для здоровых детей и малышей с ОВЗ, то и организация занятий происходит по единому образцу.

Таблица: хронометраж занятий для детей с ОВЗ в детском саду

Этап занятия (содержание) Хронометраж (минуты)
Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Вводный (введение в тему, мотивация малышей) 2 минуты 3 минуты 2 минуты 3 минуты
Основной (включает игровой момент, разработку темы с обязательной физкультминуткой или/и дыхательной гимнастикой для детей с нарушением интеллекта — выполнение заданий по образцу) 11 15 20 23
Заключение (оценка педагогом качества работы детей). 2 2 3 4
Итог 15 20 25 30

Занятие предполагает смену нескольких видов деятельности малышей

Как составить адаптированную программу?

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС не отличается принципиально от аналогичной программы для здоровых детей.

За основу следует взять программу соответствующего предмета и привести ее в соответствие с требованиями. Например, по многим предметам для детей с ОВЗ увеличено количество часов; в некоторых случаях (например, на уроках физической культуры) имеются особенности в содержательной части.

Затем следует выбрать учебник из числа рекомендованных, сделать тематическое планирование, выбрать подходящие формы контроля. Надо иметь в виду, что дети с ОВЗ обычно сдают экзамены не в форме ОГЭ и ЕГЭ, поэтому стоит приблизить формы текущего контроля к особенностям ГВЭ. Разумеется, если речь идет об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ по ФГОС НОО, то это не имеет значения: ВПР обычно для детей с ОВЗ те же, что и для всех, им может быть предложено лишь дополнительное время на выполнение заданий, специальное освещение, задания, напечатанные крупным шрифтом.

Наконец, выполнив всю подготовительную работу, можно составлять саму программу.

Методика организации и проведения занятий с детьми с ОВЗ

Основой методики проведения занятий с малышами с ОВЗ является четыре основных общепедагогических принципа работы с детьми:

  • индивидуальный подход к ребёнку;
  • профилактика утомляемости при помощи чередования интеллектуальной и практической деятельности, проведения физкультминуток, обеспечения занятий яркой и интересной наглядностью;
  • использование методов и приёмов, активизирующих область познания детей;
  • создание ситуации успеха для каждого малыша, то есть поощрение за успехи, положительная оценка посыла выполнить задание, даже если не всё получилось.

Кроме того, на занятиях с особенными детьми педагогу нужно:

  • просить малышей повторить услышанную инструкцию к выполнению задания;
  • обеспечить учебно-воспитательный процесс аудио-визуальными средствами обучения;
  • объясняя задания, находиться близко к малышу с ОВЗ;
  • предоставлять особенным ребятам дополнительное время для выполнения задания;
  • давать возможность малышам с ОВЗ доделывать и переделывать работу, если справиться с заданием с первого раза у ребёнка не получилось.

Временной план занятия

Правильное распределение времени между этапами освоения темы является залогом успешного занятия. Поскольку закон «Об образовании» предполагает равные возможности для здоровых детей и малышей с ОВЗ, то и организация занятий происходит по единому образцу.

Таблица: хронометраж занятий для детей с ОВЗ в детском саду

Этап занятия (содержание) Хронометраж (минуты)
Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Вводный (введение в тему, мотивация малышей) 2 минуты 3 минуты 2 минуты 3 минуты
Основной (включает игровой момент, разработку темы с обязательной физкультминуткой или/и дыхательной гимнастикой для детей с нарушением интеллекта — выполнение заданий по образцу) 11 15 20 23
Заключение (оценка педагогом качества работы детей). 2 2 3 4
Итог 15 20 25 30

Занятие предполагает смену нескольких видов деятельности малышей

Как индивидуализировать работу на коррекционном занятии

Чтобы определиться с сутью индивидуального подхода на коррекционных занятиях, нужно учесть, что такие уроки могут проходить в двух форматах: один на один педагога с ребёнком, а также групповом. Что касается первого, то вопросов по поиску способов индивидуализировать работу не возникает: занятие строится на этих приёмах. А вот на групповых уроках задача поиска оптимального подхода к каждому (!) воспитаннику очень актуальна. Тем более малыши в группе мало того, что имеют разную степень проявления ОВЗ, так ещё и разнообразие темпераментов, характеров никуда не девается. В процессе работы в условиях инклюзивного образования я пришла к выводу, что для осуществления всестороннего подхода к проблеме педагогу необходимо руководствоваться четырьмя принципами индивидуализации.

Вопросы актуализации занятий с детьми с ОВЗ стоят так же актуально, как и для работы со здоровыми малышами

Выполнять задание удобным способом

При подготовке урока в процессе выбора заданий педагог должен чётко представлять, как с этой задачей справится каждый малыш. Это поможет составить правильную инструкцию для ребёнка, у которого могут возникнуть трудности с выполнением. Так, например, на занятии по изодеятельности в группе умственно отсталых детей при выполнении задания на изображение листьев на деревьях осенью в технике рисования пальчиками, ребёнок, у которого развитие мелкой моторики не позволяет сделать эти мазки более или менее точно, может выполнить задачу приёмом тычка, набирая краску ватной палочкой.

Объяснять на понятном языке

При объяснении задания важно использовать тот канал восприятия, который у ребёнка является ведущим. Например, в группе гиперактивных малышей 4–5 лет при выполнении задания на соединение цифры с картинками, изображающими количество предметов, некоторые ребята способны справиться только после объяснения задания взрослым

Это аудиалы, то есть те, кто хорошо воспринимают информацию на слух. Однако есть дети, которые после завершения объяснения, не приступают к выполнению, так как не поняли словесную инструкцию. Для таких малышей — визуалов — порядок выполнения нужно показать наглядно. Например, провести одну соединительную линию и объяснить, зачем она.

Говорить с малышами нужно на доступном для них языке, воспитывая при этом интерес к разным ам деятельности

Давать возможность проявить инициативность

Поощрение самостоятельности — одна из важнейших задач на занятии. Причём малыш с ОВЗ обязательно должен почувствовать, что он справился с ней на отлично. Поэтому педагог должен чёток представлять, какое задание создаст такую ситуацию успеха. К примеру, если в старшей группе ребёнку с ЗПР сложно даётся освоение счёта и вообще любой вид учебной деятельности, создать для него ситуацию успеха можно дав задание подготовить материалы для занятия (достать из соответствующей коробки счётные палочки, выбрать картинки с подходящим временем года или актуальными погодными условиями и пр.).

Взывать к прошлому опыту

Не менее важно опираться на индивидуальный опыт каждого ребёнка в той или иной деятельности в работе над заданием в данный момент. Так, организуя сюжетно-ролевую игру «У доктора» с слабовидящими детьми второй младшей группы, малыш, исполняющий роль доктора, может растеряться в отношении действий, которые должен предпринять его персонаж после того, как пришёл «пациент» с жалобами

В этом случае можно попросить ребёнка вспомнить, что на предыдущей неделе он тоже ходил с мамой в больницу, а значит, может вспомнить, что ему говорил врач, какие диагностические процедуры проводил.

Даже в новых видах работы следует опираться на имеющийся у ребёнка опыт в той или иной деятельности

Миссия организации занятий

Совместная с коллективами малышей с ОВЗ деятельность педагога заключается в:

  • обеспечении условий для устранения нарушений в умственном, речевом и эмоционально-волевом развитии (благодаря проведению занятий, работы с семьями особенных малышей);
  • создании благоприятных условий для проведения психологической адаптации к условиям товарищеского сотрудничества с обычными детьми в рамках осуществления учебно-воспитательного процесса (например, организация совместной деятельности в мини-группах со здоровыми малышами);
  • воспитании у окружающих детей и взрослых осознание того, что ребята с ОВЗ не должны быть на обочине жизни (в том числе и благодаря привлечению малышей в организацию и участие в развлечениях).

Задачи работы конкретизируют эти цели и состоят в следующем:

  • стимуляция развития любознательности в виде базы познавательной деятельности малышей (для этого педагог должен найти подход к каждому малышу с ОВЗ, чтобы в итоге ребёнок мог проявлять познавательную активность, не замыкаясь на своих недостатках);
  • обеспечение условий для совершенствования визуального, аудиального, кинестетического каналов восприятия мира, а также мышления и памяти;
  • обучение сравнению, элементарному анализу, классифицированию и обобщению;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • отработка навыков коммуникации (малыши с нарушениями зрения учатся не только определять людей рядом и здороваться с ними, но и грамотно выстраивать приветственный диалог);
  • тренировка произвольности внимания (ребята учатся концентрироваться на задании);
  • введение приёмов для позитивной мотивации к дальнейшему обучению;
  • проведение бесед и тренингов для семей, в которых есть малышей с ОВЗ.

Детский сад призван помочь ребятам с ОВЗ социализироваться

ОВЗ. Конспекты занятий, НОД — Занятие по ознакомлению с окружающим для старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Транспорт»

Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим для старшей группы…»
Занятие по ознакомлению с окружающим для старшей группы для детей с ЗПР по теме «Транспорт» Цель: закрепление понятия «транспорт», знакомство с разными видами транспорта. Задачи: 1. Образовательные. — формирование представления о транспорте как средстве передвижения. Знакомство…

Структура занятий по коррекции заикания
Комплексный метод коррекции включает в себя 2 части: 1) лечебно-оздоровительную; 2) коррекционно-воспитательную: — физические упражнения; — логопедическая ритмика; -воспитательные мероприятия. Структура занятия: 1) психотерапия; 2) общая моторная зарядка; 3) речевая зарядка; 4)…

«Путешествие Колобка». Конспект занятия по обучению игре детей с ЗПР в средней группе компенсирующей направленности
Цели: Коррекционно-образовательные. Расширять представления детей о транспорте; учить устанавливать связи между строением, способом и местом передвижения. Закреплять знания о профессиях взрослых, их деятельности; учить правильно, называть профессии. Учить детей классифицировать…

Конспект индивидуального занятия с ребенком с ОВЗ (ДЦП) 6–7 лет на установление контакта «Знакомьтесь, это Я»
Тема: «Знакомьтесь, это Я» Цель: Установить контакт с ребенком. Задачи: -развитие зрительно-моторной координации -развитие внимания — развитие моторики рук; — установить тактильный контакт 1. Игра «Ручки» Где же наши ручки? Вытягивают ручки вперед Где же наши ручки? Показывают…

ОВЗ. Конспекты занятий, НОД — Конспект занятия в группе для детей с ЗПР «Осень разноцветная»

Статья «Конспект занятия в группе для детей с ЗПР «Осень…»
Конспект занятия «Осень разноцветная» Группа для детей с задержкой психического развития Подготовила воспитатель Овчарова Ю.М. 2022 год Программные задачи: Формировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых…

Конспект занятия для детей с нарушениями слуха «Столовая»
Конспект занятия для детей с нарушениями слуха Тема: «Столовая» Цель: Изучение фруктов, овощей, названия посуды и столовых приборов. Закрепление понятий «завтрак», «обед», «ужин». Правила поведения в столовой. Оборудование: Картинки, муляжи фруктов и овощей, картинки со…

Дидактические игры и упражнения для развития связной речи у учащихся младших классов c ОВЗ в процессе внеурочной деятельности
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение полно, связно, последовательно и понятно передать окружающим содержание готового языкового…

Страницы:

Тематика коррекционно-развивающих занятий в детском саду

Как отмечалось выше, рабочая программа основывается на общей программе дошкольного образования. В частности, при определении тем занятий. Однако это касается ребят с теми ОВЗ, которые не подразумевают отставание в интеллектуальном развитии. Для малышей же с ЗПР, умственной отсталостью тематика занятий группируется в блоки (вне зависимости от возраста):

  • информация о себе (дети называть возраст, адрес);
  • сказки (чтение, освоение навыков пересказа);
  • дикие и домашние животные;
  • игрушки;
  • мультфильмы.

Таблица: пример тематики коррекционных занятий с детьми с ЗПР

Дата проведения Тема Цель Оборудование
06.10.16–13.10.16 «В кукольном театре»
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие воображения творческой мысли;
  • знакомство с эмоциями: злости, доброты, хитрости, мудрости;
  • создание хорошего настроения.
  • организация детей: приветствие, ходьба по тактильной дорожке;
  • основная часть: мимическая гимнастика, игра «Знакомство с героями из сказки Буратино»;
  • рефлексивно-оценочный этап, подведение итога: танцуем под весёлую музыку из мультфильма «Буратино».
  • песня «Маленькая страна»;
  • тактильная дорожка;
  • картинки;
  • песня «Буратино».
20.10.16 —27.10.16 «Колобок»
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие воображения;
  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях.
  • организация детей: приветствие, ходьба по тактильной дорожке;
  • основная часть: мимическая гимнастика, игра «Знакомство с героями из сказки Дюймовка», игра «Четвёртый лишний»;
  • рефлексивно-оценочный этап, подведение итога: игра «Кто больше».
  • песня «Маленькая страна»;
  • тактильная дорожка;
  • картинки.

На отработку темы обычно отводится неделя

Классификация коррекционно-развивающих занятий

Классификация занятий коррекционной направленности основывается на принципе деления уроков по специфике этой работы.

Таблица: виды коррекционно-развивающих занятий в детском саду

Вид Суть Типы занятий с примерами
Психологическое Уроки с малышами без (!) отклонений в сфере психики, но имеющими нарушения поведенческой линии (например, ребёнок дерётся). Уроки, нацеленные на создание положительного микроклимата в группе и развитие психологических функций малыша (к примеру, эмоций, ощущений и пр.). Ознакомиться с методикой работы в этом направлении можно здесь.
Дефектологическое Занятия коррекционной направленности с детьми, имеющими отклонения в физическом и умственном развитии, требующими повышенного внимания. Сурдопедагогическое, то есть направленное на работу с глухими или слабослышащими детьми. Пример для ребят младшего дошкольного возраста можно найти в публикации Морозовой В.А.
Дефектологическое занятие для коррекции заикания. Эти уроки проводятся индивидуально или в рамках работы разновозрастной группы. Вот пример составления конспекта такого занятия для воспитанников разного возраста.
Тифлопедагогическое занятие — дефектологическое занятие для работы со слепыми или слабовидящими детьми.Ознакомиться с примером такого урока для ребят старшего дошкольного возраста можно в разработке дефектолога Бойко Л.А.
Дефектологическое занятие с гиперактивными детьми. Работа по этому направлению коррекции ведётся комплексно, поэтому и занятия должны составляться блочно, как, например, цикл уроков Н.В. Власовой.
Дефектологическое занятие на коррекцию тревожности по теме «Волшебный город» в старшей группе.
Дефектологическое занятие на коррекцию агрессии. Например, урок для старшего дошкольного возраста по теме «Злой король», разработанный О. Ивановой.
Дефектологическое занятие на коррекцию эмоционально-волевого состояния. Такие уроки, как правило, проводятся блоками. Ознакомиться с блоком для старшего дошкольного возраста можно здесь.
Занятие на коррекцию речи. Примером может быть урок с логопатами (детьми, имеющими нарушения речи) старшего дошкольного возраста на тему «Волчок».
Занятие для детей с ЗПР. Эти уроки составляются с учётом степени отклонения, без оглядки на возраст малыша.
Занятие для умственно отсталых малышей.
Дефектологическое занятие для ребят с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Эти уроки часто проводятся в спортивном зале и представляют собой сочетание изучения лексической темы с ЛФК. Например, занятие для младших дошколят на тему «Я и моё тело».
Занятие для детей с комплексными нарушениями, то есть сочетанием двух и более ОВЗ.

Коррекцинные занятия ведут специалисты в работе с конкретными ОВЗ у детей

Структура программы

В программу необходимо внести перечень нормативно-правовых документов, на основании которых она создана.

Затем следует «Пояснительная записка», в которой:

  • обосновывается необходимость создания адаптированной программы;
  • предоставляются общие сведения об образовательной организации;
  • сообщаются цели и задачи адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС НОО, а также планируемые результаты;
  • даются сведения об учебно-методическом, кадровом (с информацией о наличии дефектологического образования у педагогов, о специалистах-логопедах, психологах и т.п.), материально-техническом обеспечении образовательного процесса);
  • особенности режима детей с ОВЗ, специфика календарного плана.

После пояснительной записки должны быть помещены рабочие программы по предметам начального образования, перечень зоровьесберегающих мероприятий и технологий, применяемых в учебном заведении, перечень форм контроля; при желании именно сюда можно поместить информацию о планируемых результатах формирования личности ученика с ОВЗ, мероприятиях, направленных на его реабилитацию и интеграцию в общество.

Несколько слов по теории вопроса

Дети с ОВЗ — это малыши с ограниченными возможностями здоровья, в связи с которыми воспитанники ДОУ не могут осваивать учебно-воспитательную программу без обеспечения для этого особых условий организации процесса образования. К категории малышей с ОВЗ относятся ребята, имеющие:

  • нарушения зрения, слуха, речи;
  • проблемы в опорно-двигательном аппарате;
  • отклонения в интеллектуальном развитии;
  • выраженные нарушения эмоционально-волевого характера (агрессивность, плаксивость, пассивность, «зацикленность» на одной эмоции);
  • диагноз аутизм;
  • задержку психического развития (ЗПР);
  • комплексные нарушения развития (то есть более одного отклонения из перечисленных выше).

Чтобы ребёнок получил возможность обучаться в особых условиях, нужна официальная бумага, подтверждающая статус малыша с ОВЗ. Таким документом является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Именно ПМПК определяется тип ДОУ, в котором будет заниматься малыш.

Детям с ОВЗ нужны специальные условия организации учебного процесса

Типы ДОУ для особенных детей

Согласно Федеральному закону дети с ОВЗ могут заниматься в детских садах:

  • комбинированной направленности, то есть дети с ОВЗ обучаются в группах для обычных малышей;
  • компенсирующей (реабилитационной) направленности, то есть в ДОУ организованы специальные малочисленные группы для детей с выраженными трудностями в работе по учебно-воспитательной программе, например, для ребят с плохим зрением, слухом и т. д., а также группы для малышей с ослабленным иммунитетом, часто болеющих респираторными заболеваниями.

Таблица: численность групп компенсирующей направленности по видам ОВЗ

Вид ОВЗ Количество детей в группах компенсирующей направленности
до трёх лет старше трёх лет
Дети с тяжёлыми нарушениями речи 6 10
Дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи 12
Глухие дети 6 6
Слабослышащие дети 6 8
Слепые дети 6 6
Слабовидящие дети, дети с амблиопией — понижением зрения из-за функционального расстройства зрительного анализатора, косоглазием 6 10
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6 8
Дети с задержкой психического развития 6 10
Дети с умственной отсталостью лёгкой степени 6 10
Дети с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой 8
Дети с аутизмом 5
Дети со сложным дефектом (имеющие сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) 5 5
Дети с иными ОВЗ 10 15

Численность детей в группе определяется видом ОВЗ и возрастом малышей

Адаптированная программа для особенных детей по ФГОС

Взаимодействие с детьми, имеющими ОВЗ, требует адаптации учебно-воспитательной образовательной программы, ориентированной на здоровых малышей. Поэтому ФГОС предполагается создание в условиях конкретного ДОУ рабочей программы, адаптирующей основную под задачи работы с детьми с ОВЗ. Таким образом, в программном документе каждый из разделов отражает нюансы организации взаимодействия с особенными ребятами, в частности:

  • суть работы психолога, организующего сотрудничество с мамами и папами малышей;
  • сопровождение работы родителей с детьми педагогического и психологического свойства;
  • описание деятельности учителя для пользы каждого малыша;
  • стратегия выстраивания самостоятельной деятельности малышей с ОВЗ.

Ознакомиться с примером составления адаптированной программы для детей с ОВЗ, соответствующей ФГОС, можно здесь.

Как индивидуализировать работу с детьми с ОВЗ

Особенности развития малышей с ОВЗ определяют ряд важных нюансов в организации индивидуальной работы на занятиях с ними

Особенно важно это в работе комбинированных групп, где малыши с ОВЗ в меньшинстве, поэтому педагогу приходится предпринимать дополнительные меры для того, чтобы вовлечь ребят в общую деятельность

При нарушении слуха

Из-за трудностей восприятия материала на слух у таких детей нарушаются:

  • память,
  • речь,
  • процессы мышления.

Поэтому педагогу важно сделать акцент на улучшение координации движений ребят. А учитывая способность плохослышащих малышей читать по губам, важно чётко и медленно произносить тексты, обязательно (!) используя мимику

Для старших ребят все элементы наглядности должны быть с подписями, что способствует улучшению зрительного восприятия и предотвращению пропуска букв в словах при чтении.

При нарушении зрения

Важная роль в занятиях с такими малышами отводится играм на осязание и развитие мелкой моторики. Плоховидящие ребята обладают хорошим слухом, поэтому аудиоматериалы, также музыкальное сопровождение игр, танцы — обязательные составляющие работы с ними. Положительное эмоциональное влияние оказывают звуки природы, которые могут сопровождать разные виды деятельности ребят.

Кроме специфики вида ОВЗ, для индивидуализации нужно учитывать и темперамент каждого ребёнка

При ЗПР

Дети с задержкой психического развития, дауны обычно очень неусидчивы, им сложно сконцентрироваться на задании и тем более выполнить его самостоятельно. Поэтому блоки информации таким ребятам лучше преподносить в форме подвижной игры. Например, для накопления количества слов проводится игра «Повтори, не ошибись»: дети становятся в круг вместе с воспитателем, затем педагог вытягивает руки вперёд, произнося: «Руки вперёд!» – дети повторяют движение. Такой же алгоритм действий сопровождает слова «вниз», «вверх», «в стороны». Не успевший повторить, выбывает. Для усложнения педагог может называть имя ребёнка, который должен движение повторить.

При нарушениях работы опорно-двигательного аппарата

Из игровых приёмов малышам подойдут игры с:

  • крупами,
  • водой и песком,
  • массажными мячиками.

Таким малышам очень важна положительная оценка их действий

Поэтому педагогу следует особое внимание уделять рефлексии на занятиях: хвалить, подбадривать воспитанников. Очень уместно будет разработать систему поощрений, например, давать наклейки с забавными сюжетами за съеденный обед или выполненное задание

При аутизме

Такие дети испытывают большие трудности в связывании знаний в цельную картину, поэтому работа педагога должна строиться так, чтобы помочь малышу понять контекст той или иной ситуации. Например, совместное чтение с ребёнком текстов сказок, когда взрослый предлагает ребёнку определить, какой эпизод соответствует картинке, предлагает угадать, что имел в виду тот или иной персонаж сказки в определённом повороте сюжета.

Аутисты лучше воспринимают материал через совестную с педагогом деятельность

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: