Раз считалка, два считалка, будет вундеркинд

Кто умен, тот выйди вон!

Считалки для детей 3-4 лет

***

Я — зверек
И ты — зверек.
Я — мышонок,
Ты — хорек.
Ты хитер,
А я умен.
Кто умен,
Тот выйди вон!

***

Бегал зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать,
Выходи, тебе искать.

***

Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки пили, мышки ели,
Только сушками хрустели.

***

Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет,
Тот и вон пойдет.

***

Тише, мыши! Кот на крыше.
А котята — ещё выше!
Кот пошёл за молоком,
А котята — кувырком,
Кот пришёл без молока,
А котята: — Ха-ха-ха!

***

Теремок миндальный,
Теремок хрустальный,
Теремок простой,
Выходи, дружочек мой!

***

Раз! — Мышонок на дорожке!
Два! — К нему крадётся кошка!
Три! — Мышонок в норку шмыг!
И смеётся, озорник!

***

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
А вот этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!

***

Конь ретивый
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.

***

Раз, два, три,
Четыре, пять.
Будем в прятки
Мы играть.
Небо, звёзды,
Луг, цветы —
Ты пойди-ка
Поводи!

***

Вышел зайка на дорожку,
Промочил бедняга ножки.
Чтобы ног не застудить,
Будет в валенках ходить,
Будет в валенках ходить.
А тебе пора водить.

***

Дин-дон, дин-дон,
Колокольчики звенят.
Дин-дон, дин-дон,
Звоном радуют ребят.
Дин-дон, дин-дон,
Выходи из круга вон.

Дополнительные значения

Оказывается, кроме назначения ведущих, от детских считалок есть и другая польза. Помимо употребления в играх, эти стишки почти незаменимы в обучении ребёнка дошкольного возраста. Вот, к примеру, простая считалочка, которая поможет запомнить цифровой ряд:

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

Считалки не только способствуют формированию чувства ритма, музыки и темпа, что очень важно привить с ранних лет, но также научат и участвовать в семейных делах. «Жребийные» стишки помогают:

«Жребийные» стишки помогают:

  • Развить чувство ритма и музыкальный талант.
  • Улучшить память. Это нужно везде — и в садике, и в школе, и в институте, и на работе.
  • Сформировать правильную дикцию, хотя в этом пункте они сильно уступают скороговоркам. Четверостишия на скорость проговаривания довольно сложны для дошколёнка, а вот со считалками малыш легко справится.
  • Развить мышление и счет.
  • Общаться, вырабатывать лидерские качества. Такой метод выбора ведущего зарождает в детях умение правильно и справедливо разрешать некоторые конфликты. А человек уравновешенный, способный вовремя пресечь спор, всегда ценится в коллективе. Значит, ребенок будет расти с лидерскими качествами, что, несомненно, поможет ему в будущем.

Родители самостоятельно могут придумать пару стишков, которые будут помощниками в бытовых вопросах. К примеру, ребенок не хочет участвовать в делах по дому. Можно в игровой форме увлечь малыша, и тогда он сам не заметит, как пролетело время за работой и насколько это было увлекательно.

Как видно, детские считалочки — не просто увлекательные шуточные стишки. Они несут огромную пользу для всестороннего развития детей, подготавливают их к школе, учат общению с другими людьми, вырабатывают незаменимые лидерские качества. Это значит, что учить считалки с детства не только очень интересно, но и по-настоящему необходимо, о чем должен знать каждый родитель, воспитывающий малыша дошкольного возраста.

Считалки на русском языке

— Заяц белый, куда бегал?
— В лес дубовый.
— Что там делал?
— Лыко драл.
— Куда клал?
— Под колоду.
— Кто брал?
— Родион.
— Выйди вон!

***

Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмёт
Тот и вон пойдёт.

***

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей!

***

Эники, бэники, ели вареники,
Эники, бэники, съели вареники,
Эники, бэники, хоп!
Вышел зелёный сироп.

***

Серый зайка вырвал травку,
Положил её на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот и вон пойдёт.

***

Родились у нас котята,
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок — самый белый,
Два котенок — самый смелый,
Три котенок — самый умный,
А четыре — самый шумный.
Пять похож на три и два,
Теже хвост и голова,
Тоже пятнышко на спинке,
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята,
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам ребята
Посмотреть и посчитать!

***

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас. Беда!
Разбегайтесь кто-куда!

***

За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.

***

Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела —
Мужу двое, себе трое,
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдет,
Тот водить пойдет.

***

Высоко-превысоко
Кинул я свой мяч легко.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес.
Раз-два-три-четыре-пять,
Я иду его искать.

***

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон —
Разбежались мыши вон.

***

— Аист-аист, аист-птица,
Что тебе ночами снится?
— Мне болотные опушки.
— А ещё?
— Ещё лягушки.
Их ловить, не изловить.
Вот и всё, тебе водить!

***

Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нём одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

***

Шёл котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке —
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!

***

Что под нами,
Под железными столбами?
Там мышки живут,
Они шапки шьют.
Одна шапка упала —
Мышка, скок, убежала.
Кот Матвей
Побежал за ней!

***

Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы,
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода из народа,
Выходи из хоровода.
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец!

***

Ёжик нёс на именины
Полтора куля рябины
И корзиночку опят.
А тебе — водить опять.

***

Раз малинка, два малинка,
Ела ягоды Маринка,
И в корзинке у Маринки
Не осталось ничего.
Кто по ягоды пойдёт,
Тот корзиночку найдёт.

***

Гномик золото искал
И колпак свой потерял.
Сел, заплакал, как же быть?
Выходи! Тебе водить!

***

Уж как зоренька-заря
Русы косыньки плела.
Кто те косы расплетёт,
Первый кон водить идёт!

***

Катилось яблочко по огороду
И упало прямо в воду.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи-ка нас искать.

***

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит — это он,
Выходи из круга вон!

Происхождение считалок

Их история началась гораздо раньше, чем многие думают. Эти короткие стихи появились и начали использоваться еще в ритуальных обрядах античного времени для пересчета вещей, определения «счастливых» и «несчастливых» предметов обихода, которые либо ставились на самое видное место, чтобы «притянуть в свой дом счастье», либо убирались подальше, а иногда и вовсе выбрасывались и даже сжигались.

Считалки могли использоваться и в качестве заклинаний. Раньше люди верили в силу слова, поэтому относились к зарифмованным текстам максимально серьёзно.

Уже несколько позже считалки начали употребляться в охоте. С их помощью проводилась жеребьёвка и определение должностных обязанностей в племенах, старейшины назначали ответственного за охрану лагеря, добычу провизии и даже выбирали лекаря. А также древние люди придумывали специальные короткие рифмованные тексты для охотничьей деятельности, используя в них слова, понятные только самим охотникам.

К примеру, вот одна из охотничьих считалочек:

«Ази, двази, призи, зизи,

Пятом, мятом, шума, рума,

Дуба, крест».

Этот стишок напоминает привычные цифры для счёта. Вполне вероятно, что его как раз-таки и использовали для пересчёта добытого пропитания. В современном обществе первоначальное значение стишков приобрело более простое использование.

Подборка считалок для детей 3 лет

Дети трёх лет уже сами могут проговаривать несложные считалки — главным образом те, которые они выучили в 2 года

Но родительское участие по-прежнему важно, теперь взрослые могут рассказывать ребёнку более сложные тексты. Постепенно малыш запомнит и их

В этот период взрослый может просто приговаривать или напевать текст, а ребёнок сам производит считающие движения рукой и по возможности «помогает» в тех эпизодах, где идёт счёт.

Трёхлетние дети «помогают» родителям рассказывать считалки

Примеры считалок для трёхлетних малышей:

  • Раз, два, три, четыре, пять,Шесть, семь, восемь, девять, десять —Можно всё пересчитать,Сосчитать, измерить, взвесить…Сколько в комнате углов,Сколько ног у воробьёв,Сколько пальцев на ногах,Сколько в садике скамеек,Сколько в пятачке копеек!
  • Раз, два, три, четыре,Сосчитаем дыры в сыре.Если в сыре много дыр,Значит, вкусным будет сыр.Если в нём одна дыра,Значит, вкусным был вчера.

  • День Волшебный наступает,Счастьем сердце наполняет,Все желанья выполняет!Начинаю я считать —Раз, два, три, четыре, пять!Раз — всё хорошо в семье у нас!Два — мы довольны всем с утра!Три — на деток посмотри!Всё у них отлично —На работе, в институте,Да и в жизни личной!Четыре — всё стабильно в нашем мире!Пять — я счастлива опять!Что в считалке намечаю —Так я сразу получаю!Начиная новый день,Снова мне считать не лень.
  • Гном копал в горе тоннель,Входа два, одна лишь дверь.Но зато войдут быстрейМного птичек и зверей.Ёж с Лисой пришли на пир,Принесли калач и сыр.Все плясали на столе,А дары отдали мне.

Трёхлетние малыши отлично копируют интонации и жесты взрослых при чтении считалок и стихотворений

Если ребёнок уже знаком или в данный период знакомится со сложными числами — двухзначными и трёхзначными, считалки помогут ему в игровой форме закрепить новые знания:

  • Жили-были сто ребят.Все ходили в детский сад,Все садились за обед,Все съедали сто котлет,А потом ложились спать —Начинай считать опять.

  • Эки, беки, кофе, крекер,Эки, беки, бай.Поезд номер двадцать девять,Вы-ле-тай!Вылетают птички,Вылетают птенчики,Вылетает ледиВ тёмно-синем чепчике.
  • Десять, двадцать, тридцать, сорокВсем сорокам сорок корок!Сорок, сорок, сороков —Выходи, и будь таков!

Немного особняком стоят считалки, состоящие из «абракадабры» — слов, не существующих в природе. Но их также стоит изучать и рассказывать ребёнку, ведь такие считалки развивают память (запомнить слово без привязки к образу труднее), а также, благодаря специфическому набору звуков, активно тренируют дикцию малыша.

  • Ёка, ока, эка, бум,Тирли, вирли, окатум,Шеки, рэки, шики, шум,Тирли, вирли, бирли — дрюм!
  • Торба, орба, сервилоб,Буги-вуги, туки-топ,Эни, бэни, бумирон —Выходи из круга вон!
  • Эни, бэни, рики, таки,Буль, буль, буль, кораки, шмаки.Эус, бэус, краснадэус — батс!

  • Аты-баты чума-чум,Ачерепа атамбум,Бумафера атарас.На горе вечерний часСвиньи в бане танцевали —Все кадушечки сломали.Чики-брики ковшик.

Видео: считалка «Котяткины истории»

Смотрите это видео на YouTube

Таким образом, правильно подобранные по возрасту считалочки способны создать прекрасное основание для будущих научных и творческих побед малыша.

Мама и малыш

Малыши часто ссорятся и дерутся, и им бывает трудно помириться. Добрые стишки мирилки помогут им простить обиды и снова дружить. Мирилки для детей надо произносить, держать за руки или за мизинчики с тем, с кем хочешь помириться.

  • Мир-миром,
    Пироги с сыром,
    Вареники в масле,
  • Мы подружки красны!
  • ***
  • Мир-мир навсегда
    Больше ссориться нельзя,
    А то бабушка придет
  • И по попе надает.
  • ***

Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
-Ты мне друг!
-И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!

  1. ***
  2. Чтобы солнце улыбалось,
    Нас с тобой согреть старалось,
    Нужно просто стать добрей,
    И мириться нам скорей!
  3. ***

Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться
И клубнику собирать,
На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!

  • ***
  • Ссориться не будем,
    Будем мы дружить
    Клятву не забудем,
    Пока будем жить.
  • ***
  • Не дерись, не дерись,
    Ну-ка быстро помирись!
  • ***

Пальчик за пальчик
Крепко возьмем.
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.

***

Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться – ни при чем,
Будем драться кирпичом.
Нам кирпич не нужен,

  1. Давай с тобой подружим!
  2. ***

Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться – ни при чем,
Будем драться кирпичом.
А кирпич ломается,

Дружба начинается!

***
Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
Мама придет,
Нам обоим попадет!

  • ***
  • Мирись, мирись,
    Больше не дерись
    А то бабушка придет,
  • Тебе уши надерет!
  • ***

Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись!
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,

  1. Потому что мы друзья.
  2. ***
  3. Давай с тобой мириться
    И во всем делиться.
    А кто не будет мириться,
  4. С тем не будем водиться.
  5. ***
  6. Давай с тобой мириться
  7. И всегда делиться.
  8. Раз, два, три, четыре, пять
  9. Мы друзья с тобой опять!
  10. ***
  11. Чем ругаться и дразниться
    Лучше нам с тобой мириться!
    Очень скучно в ссоре жить,
  12. Потому давай дружить!
  13. ***
  14. Солнце выйдет из-за тучек,
    Нас согреет тёплый лучик.
    А ругаться нам нельзя,
  15. Потому что мы друзья.
  16. ***

Я мирюсь, мирюсь, мирюсь.
И я больше не дерусь.
Ну, а если подерусь,

  • Сразу в луже окажусь.
  • ***
  • Не нужно ссориться подружки,
    Нам ведь грустно друг без дружки!
  • ***
  • Мизинчик, мизинчик,
    Пойдем в магазинчик,
    Купим конфетки,
  • Чтоб не ругались детки!
  • ***

Детки, помиритесь!
Больше не дразнитесь,
Не деритесь, не ругайтесь,
На друзей не обзывайтесь!
И тогда на белом свете

  1. Дружно будут жить все дети!
  2. ***
  3. Пальчик, пальчик — выручай,
    Помирить нас обещай!
  4. Мизинчик с мизинчиком, обнимитесь!
  5. Таня с Наташей (имена детей), подружитесь!
  6. ***
  7. К нам с тобой подкралась ссора.
  8. Надо нам ее прогнать.
  9. Мы за пальчики возьмемся
  10. Раз, два, три, четыре, пять,
  11. Подружились мы опять.
  12. ***
  13. Эй, мирись, мирись, мирись!
  14. Ну-ка пальчик, покажись!
  15. Помириться помоги,
  16. Друга, пальчик, обними!
  17. Вы, мизинчики, друзья!
  18. И ругаться вам нельзя!
  19. ***
  20. Я хочу с тобой мириться,
  21. Я хочу с тобой дружиться.
  22. Будем вместе мы играть,
  23. Прыгать, бегать, хохотать.
  24. ***

Руку – дай. Мирись-мирись!

Больше с другом не дерись!

Дружбе – да! Драке – нет!

  • Это наш с тобой завет!
  • ***
  • Дай скорей мизинчик свой,
  • Зацепи его за мой.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
  • Мы друзья с тобой опять!
  • ***
  • Беда случилась с нами
  • Поссорились слегка
  • Без друга просто скука
  • Мириться нам пора.
  • Мирись, мирись, мирись
  • Друг другу улыбнись!
  • ***
    Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,
  • И я больше не дерусь!
  • ***
  • Мирись-мирись,
  • Улыбайся, не дерись!
  • ***
  • Мы дрались и обзывались,
  • Обижались и ругались,
  • Но решили помириться,
  • Нам не трудно извиниться
  • Руку дай, мирись, мирись,
  • Друг, прости и улыбнись!
  • ***
  • Билися мы билися,
  • И снова помирилися,
  • Потом посмеялися,
  • Друзьями осталися.
  • ***
  • Давайте все мириться
    Игрушками делиться.
    А кто не станет мириться-
  • С тем не будем водиться!

Признаки задержки речевого развития

К тревожным факторам речевого развития, на которые родители должны обратить внимание, относятся:

  • Если к 9 месяцам малыш не лепечет, не произносит элементарные слоги: «ма-ма», «ба-ба».
  • Если в 1.5 года ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простых слов: «мама», «папа», «дай» и не понимает несложных просьб: «иди на ручки», «сядь».
  • Когда в 2 года ребенок использует всего 2-3 простых слова и не пытается выучить новые, хотя при этом хорошо понимает взрослых.
  • Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро и неразборчиво или, наоборот, растягивает слова, глотает окончания.
  • Если малыш сам не строит фразы, а повторяет услышанные от взрослых или по телевизору, из книжек или из мультиков.
  • Когда ребенок использует мимику и жесты, но не речь, как способ коммуникации (общения).
  • Если ребенок искажает звуки: шепелявит, картавит.

Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу речевого развития своего ребенка, то занятия с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо начинать, как можно раньше, так как своевременная коррекция служит страховкой от проблем в будущем.

Возраст от 2-х до 3-х лет считается критическим в плане речевого развития и именно в это время рекомендуется прийти на первый визит к логопеду для проверки все ли хорошо с речью. У детей до 2 лет проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью. При наличии слов определяется:

  • время их появления,
  • активный и пассивный словарный запас,
  • общая речевая активность ребенка,
  • наличие фразовой и связной речи.

К 2-м годам у ребенка должна сформироваться фразовая речь, пока из двух слов: «Баба, дём» — «Бабушка, идём».

Специалист проведет диагностическое обследование речи ребенка и определит соответствует ли речь ребенка его возрасту.

Если после 5 лет ребенок произносит слова неправильно, то это не укладывается в нормативы: требуется консультация логопеда. Занятия в этом возрасте направлены на:

  • правильное произношение звуков,
  • умение строить предложения,
  • грамотный пересказ.

Неисправленное неправильное звукопроизношение может остаться на всю жизнь.

Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики.

В 6 лет мама привела Никиту к логопеду. У мальчика были нарушены свистящие – «с», «ц», «з» и сонорные звуки – «л», «ль», «р», «рь», не были автоматизированы шипящие – «ч», «щ». За месяц были уточнены и частично автоматизированы шипящие. Работа над свистящими звуками, в целом, заняла два месяца. Затем занятия продолжились над звуками «л», «ль». Следующие три месяца шла автоматизация звуков «р», «рь». Никита посещал занятия 2 раза в неделю, а также занимался с мамой дома. За год удалось произвести коррекцию всех звуков. В школу ребенок пошел с чистой речью.

За два месяца до школы Елена Антоновна с дочерью Ирой обратились к логопеду, чтобы поставить звуки «р», «рь». Звуки были поставлены, но автоматизация не была завершена, так как они уехали к морю на отдых, а после прекратили занятия. К другому специалисту они также не обращались, просто оставили всё, как есть. В результате, у ребенка так и осталось горловое искажение звуков.

Анна Ивановна привела свою дочку Дарину в 3 года на обследование к логопеду, обеспокоенная тем, что девочка мало разговаривает. Специалист отметил, что Дарина действительно старается общаться больше с помощью жестов, чем словами. У девочки был бедный активный словарь, хотя пассивный был в норме: то есть Дарина понимала всё, но не говорила. За полгода интенсивных занятий с логопедом (3 урока в неделю) и выполнения упражнений дома, активный словарь увеличился и стал соответствовать норме.

Гордей в 5 лет пришел к логопеду с нарушением всех групп звуков. Педагог отработал с мальчиком полгода. Занятия посещались нерегулярно, Гордей часто болел, а после совсем перестал ходить на уроки. За это время удалось только поставить шипящие звуки, но не автоматизировать их. В настоящее время ребенок продолжает посещать детский сад, старшую группу с теми же нарушениями, что были у него год назад.

Считалки на английском языке для детей

Считалка на английском для детей – хороший способ учить новые слова и отвечать на простые вопросы. Короткие считалки для детей на иностранных языках – вариант, апробированный временем.

One potato, two potatoes

One potato, two potatoes (Одна картошка, две картошки,)Three potatoes, four, (Три картошки и четыре.)Five potatoes, six potatoes, (Пять картошек, шесть картошек,)Seven potatoes more. (А всего их семь в квартире.)

One, two. How are you?

One, two. How are you? (Раз, два. Как твои дела?)Three, four. Who’s at the door? (Три, четыре. Кто там у двери?)Five, six. My name is Fix. (Пять, шесть. Меня зовут мистер Фикс.)Seven, eight. Sorry, I’m late. (Семь, восемь. Простите, я опоздал.)Nine, ten. Say it again. (Девять, десять. Повтори всё снова.)

How many zebras (Как много зебр)

How many zebras (Как много зебр)Can you see? (Увидеть сможешь ты?)Mummy, daddy, baby (Папа, мама и ребёнок!)One, two, three! (Раз, и два, и три!).

1, 2 — Buckle my shoe

1, 2 — Buckle my shoe, (Один, два — завяжи оба башмака,)3, 4 — Knock at the door, (Три, четыре — запри двери в квартире.)5, 6 — Pick up sticks, (Пять, шесть — собери тростник ты весь,)7, 8 — Lay them straight, (Семь, восемь — навести порядок просим.)9, 10 — A big fat hen, (Девять, десять — большой и толстый кречет.)11, 12 — Dig and delve, (Одиннадцать, двенадцать — до червя хочет докопаться.)13, 14 — Maids a-courting, (Тринадцать и четырнадцать — считают девочки-отличницы,)15, 16 — Maids in the kitchen, (Пятнадцать и шестнадцать — им пора на кухне убираться.)17, 18 — Maids a-waiting, (Семнадцать, восемнадцать — ждать и не дождаться.)19, 20 — I’ve had plenty! (Девятнадцать, двадцать — С меня довольно, братцы!)

Считалки для детей 1–2 лет

С годовалого возраста малышей постепенно нужно знакомить со счётом, начиная с 3–4 цифр, постепенно доведя до 10. Также 1–2 года — период, когда ребёнок начинает повторять считалки вслед за взрослыми: сначала окончания фраз, а затем и полностью стишки

Считалочки для детей этого возраста рекомендуется брать не слишком длинные, особенно важно во время чтения делать паузы перед последним словом в каждой строке. Так в игровой форме ребёнок будет постепенно запоминать текст

Годовалые малыши с помощью считалок осваивают свои первые цифры

Примеры считалок с использованием счёта:

  • Чтоб лететь нам на планету,Смастерили мы ракету.Раз, два, три —Полетишь сегодня ты!
  • Раз! — Мышонок на дорожке!Два! — К нему крадётся кошка!Три! — Мышонок в норку шмыг!И смеётся, озорник!
  • Бежит заяц через мост,Длинны уши, куцый хвост.
  • Ты далёко не беги,Посчитать нам помоги.Раз, два, три —Выйди ты!
  • Раз, два, три, четыре, пять,Мы собрались поиграть.К нам сорока прилетелаИ тебе водить велела.
  • Вышла мышка как-то разПосмотреть, который час.Раз, два, три, четыре,Мышка дёрнула за гири.Вдруг раздался сильный звон.Выходи из круга вон.

  • Раз, два, три, четыре, пять,Научились мы считать.Ну а дальше мы не знаем,Может, вместе посчитаем?Шесть — конфеты любим есть,Семь — мы помогаем всем,Восемь — мы друзейВ беде не бросим.Девять — учимся на пять,Десять — кончили считать.
  • Мы сегодня посчитаемТех зверей, которых знаем!Мишка — раз, слонёнок — два:Уши, хобот, голова!Зебра — три, жираф — четыре,Не поместится в квартире!Пять — тигрёнок, шесть — удав,У него ужасный нрав!Семь — зелёный крокодил,Посчитался — выходи!
  • Петушочек-петушокЕл с изюмом пирожок!По крошечке клевал,По изюминке считал:Раз, два, три,Вы-хо-ди!

Особую категорию составляют пальчиковые считалки. Такие тексты произносятся с участием пальчиков малыша: их можно загибать и разгибать, легонько трясти или целовать:

  • Раз, два, три, четыре, пять.Вышли пальчики гулять.Этот пальчик гриб нашёл,Этот пальчик — чистый стол.Этот резал, этот ел,Ну а этот лишь глядел.
  • Этот пальчик хочет спать.Этот пальчик лёг в кровать.Этот пальчик чуть вздремнул.Этот пальчик уж уснул.Этот крепко-крепко спит.Тише, тише, не шумите…Солнце красное взойдёт,Утро ясное придёт,Будут птицы щебетать,Будут пальчики вставать!

  • Этот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка,Этот пальчик — мамочка,А вот этот пальчик — я,Вот и вся моя семья!

Считалки помогают детям приобретать знания об окружающем мире. Ребёнок легко воспримет рассказ о животных, если он будет оформлен в «считалковую» рифму:

  • Пой-ка, подпевай-ка,Десять птичек — стайка:Эта птичка — соловей,Эта птичка — воробей,Эта птичка — совушка,Сонная головушка.Эта птичка — свиристель,Эта птичка — коростель,Эта птичка — скворушка,Серенькое пёрышко.Это — зяблик,Это — стриж,Это — развесёлый чиж…Ну, а это — злой орлан.Птички, птички, по домам!

  • Счёты-счёты-счёты,Пчёлки лепят соты!Соты мёдом заливаютИ по клеточкам считают:Раз, два, три, четыре, пять,Выходи, тебе искать!
  • — Аист-аист, аист, птица,Что тебе ночами снится?— Мне болотные опушки.— А ещё? — Ещё лягушки.Их ловить, не изловить.Вот и всё, тебе водить!

Растительный мир также «поддаётся» изучению через считалки:

  • Возле школьного крыльцаПосадили деревца:Вера — вербу,Вася — ясень,Слава — сливу,Клава — клён…Ты старался — оставайся!Ты ленился — ВЫЙДИ ВОН!

  • Кто съел алычу?Я не ел — и молчу.Ты не ел алычи.И ты молчи.Алыча неспелая…И никто не ел её.А кто съел её,Кислую, неспелую,Косточку проглотил,Тот Давно не водил.
  • Шла ворона через поле,Шесть грибов несла в подоле:Сыроежку, боровик,Под-оси-но-вик,Груздь, опёнок, шампиньон,Кто не видел — выйди вон!

Не только объекты природы можно изучать с помощью считалочек, они прекрасно подойдут для запоминания цветов:

  • Заяц, белый,Куда бегал?— В лес зелёный.— Что там делал?— Лыки драл.— Куда клал?— Под колоду.— Кто украл?— Родион.— Выйди вон!
  • Мать-гусыня посидела,Трёх гусяток высидела.Этот — жёлтый, весь пушистый.Этот — жёлтый, золотистый,Этот — жёлтый, сероватый.Что вы смотрите, ребята?Пошли вон! (С. Маршак).
  • Дядя Ваня, посмотри,Мы пускаем пузыри.Синий, красный, голубой —Выбирай себе любой!

  • Ехал Туз на бочке,Продавал цветочки,Синий, красный, голубой —Выбирай себе любой!

Виды пальчиковых игр

Постарайтесь внести пальчиковые игры в режим дня, выбирайте для них время, когда ребенок особенно активен и заинтересован, например после сна . Что касается самих занятий, то их можно чередовать, выбрав из огромного количества вариантов те, которые нравятся ребенку и вам.

Малоподвижные игры со стихотворным сопровождением. Основное назначение таких забав – раннее развитие речи и памяти. Шевелиться ребенку придется не слишком много, зато малышу в игровой форме будут рассказывать стишки или петь песенки, формируя у него чувство ритма и улучшая его словарный запас. Ребенку понадобится выполнять определенные действия, когда в стишке что-то произойдет: таким образом тренируется еще и память. Малыш приучается внимательно слушать взрослого, повторять за ним. Вдобавок у маленьких детей речь неотрывно связана с жестикуляцией и движениями рук – воздействие на пальцы поможет развить речь и укрепить эту связь.

Пальчиковые игры с элементами массажа.Их рекомендуют использовать для маленьких детей до 1 года, которым еще сложно самостоятельно выполнять движения пальцами

В ходе игры мама или папа осторожно и аккуратно массируют, легко растирают или разминают ладошки малыша. Это помогает развитию сразу по нескольким направлениям:

  • улучшает тактильное восприятие. Малышам для этого советуют давать игрушки и предметы с разной фактурой, им любопытно, чем разные материалы на ощупь отличаются друг от друга;
  • помогает памяти. К примеру, некоторые игры направлены на то, чтобы помочь ребенку запомнить названия пальцев.

К тому же массаж сам по себе полезен. Он приятен, улучшает кровообращение, способствует налаживанию контакта между родителем и ребенком.

Пальчиковые игры с предметами. В ходе таких игр используются не только ручки, но и разнообразные вещи. Например, можно пользоваться игрушками или кисточками, смоченными в краске, чтобы в ходе игры рисовать на листке бумаги забавные очертания предметов. Если речь идет о маленьком ребенке, который не может держать кисточку сам, рисовать можете вы, а потом показывать малышу, как на листке бумаги появляются, например, капельки дождя. Детей невероятно увлекает то, как работает окружающий мир. Если использовать во время игры игрушки или массажные мячики, это поможет развить мелкую моторику ребенка и активизировать отделы мозга, которые отвечают за его речь.

Игры-манипуляции. Обычно под этим определением понимают игры с сюжетом или те, в ходе которых используются пальчиковые игрушки. Такое времяпровождение вызывает у детей настоящий восторг: они получают возможность поиграть с забавным персонажем из любимого мультика, организовать настоящий простенький кукольный театр. Такие игры не только развивают речь и мелкую моторику, они способствуют хорошему воображению и развитию творческих способностей в будущем.

Кинезиологические пальчиковые игры. Они больше подходят для дошколят, чем для младенцев: чтобы в них играть, нужна внимательность и умение запоминать алгоритмы действий. В отличие от более простых кинезиологические игры предполагают, что ребенок сам выполнит какую-то последовательность действий с помощью пальцев, например последовательно соединить разные пальцы друг с другом. Совсем маленьким детям в подобные игры играть еще рано: пальчики не так хорошо слушаются, не хватает внимания и усидчивости. А вот младшим дошкольникам подобные развлечения нравятся. Они интересные, нескучные, развивают память и аналитическое мышление, заставляют ребенка думать – такой досуг приятен для пытливого детского разума.

Числа в природе и явлениях

Для того, чтобы дети лучше представляли реальные цифры, используются разнообразные перечисляемые объекты. В качестве таких часто выступают временные отрезки: дни, недели, месяцы. Это помогает укрепить правильное чувство времени. Встречаются всевозможные представители живого мира, это развивает любознательность в области окружающей среды. Нередко за объекты принимают сами цифры, словно живые существа. Они дружат, ссорятся, сходятся, расходятся. Три цвета светофора позволят детям понять дорожные правила для пешеходов. Сюжет стихотворений очень забавный и увлекательный.

Отдельная роль достается школьным оценкам, которые призывают детей к получению хороших отметок и ответственности к выполнению заданий, стремлению к знаниям.

Польза пальчиковой гимнастики

Пальчиковые игры для детей не только интересны и приятны, но и полезны. Во время таких забав родитель загибает пальчики ребенка, дает ему возможность изобразить что-то пальцами, попутно читая соответствующий стишок-потешку. Игра с пальцами и одновременный рассказ создают несложный сюжет, в который ребенок быстро и радостно вовлекается. Такое простое, казалось бы, времяпровождение помогает развитию малыша сразу по нескольким направлениям:

речь. Во время игры мама или папа читают ребенку стишок, который объясняет происходящее, в результате малыш лучше запоминает слова

На наглядном примере, имея ассоциации с игрой, слово запомнится легче;
во время игры пальчики ребенка сгибаются и разгибаются, он трогает разнообразные предметы, а это помогает улучшить мелкую моторику и развить тактильные ощущения малыша ;
пальчиковая игра – это еще и общение ребенка с родителем, которое также очень для него важно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: