Краткое содержание сказки
Виктор Васнецов , Битва Ивана-царевича с драконом .
У царя трое сыновей. Однажды они идут на охоту , каждый в одиночку. Самый младший, Иван — царевич , обнаруженная в очищающих падаль из лошадей , что многие ссор любого вида животных. Он переходит к справедливой доле и получает в награду возможность превращаться по желанию в сокола и муравья . В образе ястреба он летит в «трижды десятое королевство», которое оказывается «более чем наполовину пойманным в горной кристалле».
Принимая человеческий облик, ему удается поступить на службу к царю этого царства, и вскоре он отправляется с дочерью на прогулку на хрустальную гору. Но, внезапно увидев золотого козла , он безуспешно пускается в погоню, при этом теряя принцессу из виду. Затем он переоделся маленьким старичком и был нанят царем присматривать за скотом ; царь предупреждает его об угрозе драконов и рекомендует в случае необходимости отдать им несколько коров .
Иван действительно последовательно встречает дракона с тремя головами, затем другого дракона с шестью головами, но он убивает их обоих. Затем он превращается в муравья и таким образом проникает внутрь кристальной горы, где находит принцессу, которая велит ему держаться там драконом с двенадцатью головами. Внутри дракона заперты друг в друге последовательно сундук , заяц , утка , яйцо и, наконец, семя , которое должно позволить Ивану разрушить гору и спасти принцессу.
Цесаревич появляется с горы, как муравей, затем принимает облик пастуха и противостоит двенадцатиглавому дракону, которого он рвет, пока не находит объявленное семя. Он поджигает ее, что плавит гору кристаллов и освобождает принцессу, которую он возвращает своему отцу. В своей радости, царь дает ему свою дочь в браке .
Читательский дневник по русской народной сказке «Медное, серебряное и золотое царства»
Название: «Медное, серебряное и золотое царства».
Число страниц: 9.
Жанр произведения: волшебная сказка.
Главные герои: царь, царица Настасья, сыновья Пётр, Василий и Иван, царевны медного и серебряного царства, Елена Прекрасная, Вихрь.
Характеристика главных героев:
Иван — младший сын и брат. Храбрый, настойчивый и умный.
Спас родную мать и прекрасных девиц.
Смекалистый и ловкий.
Пётр и Василий — старшие сыновья и братья.
Хитрые, ленивые и коварные.
Подставили родного брата и решили присвоить себе чужие награды.
Царевны — прекрасные, умные и добрые.
Помогли царевичу в трудную минуту.
Елена — мудрая и красивая девушка.
Добрая, смекалистая и отзывчивая.
Справедливая и не терпит обмана.
Вихрь — страшный злодей.
Считал себя самым сильным, пока смекалка не победила его.
Настасья — мать Ивана, царица. Добрая, умная, красивая.
Царь — отец Ивана. Справедливый.
Краткое содержание сказки «Медное, серебряное и золотое царства»
Унёс царицу Вихрь, а царь сыновей отправил на поиски матери.
Старшие сыновья застряли у хрустальной горы, а Иван на неё залез.
Царевны показывали ему дорогу, и Иван нашёл мать и Елену Прекрасную.
С помощью хитрости он одолел Вихрь и отправился домой.
Но братья забрали царевен и бросили Ивана на горе.
Но Иван с помощью волшебной палицы спустился с горы и оказался в родном городе.
Он доставал из яичек башмачки и платья, и Елена узнала Ивана.
Вышла она за Ивана, а старших братьев простили.
План сказки:
- Похищение царицы.
- Неудача старших братьев.
- Иван и гора.
- Три царства.
- Совет матери.
- Бой с Вихрем.
- Обман братьев.
- Волшебная палица.
- Чудесные яички.
- Свадьба.
Основная мысль произведения «Медное, серебряное и золотое царства»
Главная мысль сказки в том, что победить зло можно, если проявить хитрость и смекалку.
Основная идея сказки в том, что не стоит обманывать близких и присваивать чужие успехи себе.
Чему учит сказка
Сказка учит помогать близким и не оставлять их в беде.
Учит быть добрым, умным и смекалистым.
Учит не обманывать и не выдавать себя за того, кем ты не являешься.
Краткий отзыв о сказке «Медное, серебряное и золотое царства» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что завидовать чужим успехам, счастью, очень плохо.
Старшие братья позавидовали Ивану и были наказаны.
Это очень интересная и волшебная сказка.
В ней много приключений, а добро побеждает зло.
Мне понравился Иван, который был смелым, решительным и настойчивым.
Он не умел отступать и упорно шёл к своей цели.
И он победил могучего Вихря, да и братьев наказал.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что настойчивость в любом деле очень важна.
Ведь без неё никогда не достигнешь успеха.
Пословицы к сказке
- Смекнёшь да схитришь — врагов победишь.
- Враг хитёр, но мы хитрее, враг силён — но мы сильнее.
- Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
- Обманывает век, а живёт всё плохо.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
- «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
- «Вольга Всеславьевич»
- «Святогор-богатырь»
- «Микула Селянович»
- «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
- «Про прекрасную Василису Микулишну»
- «Летучий корабль»
- «Каша из топора»
- «Сивка-Бурка»
- «Баба-яга»
- «Белая уточка»
- «Бой на Калиновом мосту»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
Исследования и комментарии
Анализ Владимира Проппа
Тибетский кварц
Русский фольклорист Владимир Пропп исследует тему горы из хрусталя или стекла в книге «Исторические корни чудесной сказки» (гл. 8.2.8). Он видит это как место, где можно получить власть над животными, над жизнью, смертью и болезнями. Это связано с темой горного хрусталя или кварца , используемых в разных культурах (Америка, Австралия …) в магических целях шаманами или волшебниками. Он упоминает североамериканский миф, рассказанный Францем Боасом о скале Наолакоа, с которой непрерывно падает дождь из горного хрусталя: герой обнаруживает, что благодаря этому кристаллу он обретает способность летать . Он сравнивает это с мифом о долгане, в котором герой прибывает в место, где земля целиком состоит из маленьких стеклянных бусинок .
Он отмечает, что в русской сказке кристалл связан с драконом (или со змеем), как это имеет место в мифах разных культур, и напоминает, что в некоторых обрядах инициации фрагменты горного хрусталя вводились в тела неофитов. . Он заключает, что это очень старая примитивная тема.
Анализ Наташи Римассон-Фертин
Наташа Римассон-Фертин отмечает, что «сказка сохраняет не столько прозрачность стекла, сколько его блестящий и гладкий вид, который стекло разделяет с драгоценными металлами, хрусталем и янтарем »; Гора стекла также иногда интерпретируется как гора янтаря ( Otto Huth (en) ). Он имеет сверхъестественный аспект и напрямую связан с «другим миром», будучи одновременно очень далеким и очень трудным для поиска. Это место изгнания и заточения, также связанное с превращением в птицу . В германском фольклоре «гора из стекла или хрусталя считалась местом обитания душ умерших, которые, как полагали, оставались там в виде птиц» (ворон, в частности, известен своим психопомпом. функция. ).
Вслед за Владимиром Проппом, Мирчей Элиаде , Францем Боасом и Отто Хутом она считает, что «мотив горы из стекла или хрусталя, вероятно, имеет шаманское происхождение». Его восхождение будет символизировать, как интерпретировал О. Хут, «путешествие души на небеса». В сказках этот сложный отрывок идентифицирует героя как такового и наделяет его магическими способностями.
Однако тема полой горы (и обитаемой), часто встречающейся в средние века, приближалась к теме подземного «потустороннего мира»: поэтому в сказках было бы заражение этих двух различных представлений, одного хтонического, другого. уранский.
Она также замечает, что мотив горы хрусталя, плавящейся от жары, «присоединяется к античному изображению , согласно которому стекло или кристалл представляют собой застывший снег », как упоминает Клод Лекутё .
Смысл, спрятанный от нас
Изначально сказка «курочка Ряба» была намного длиннее, и история была в ней другая. Когда разбилось яйцо, в деревне начались настоящие страсти: попадья пироги выкинула, сорока ноги поломала, а в одной из версий, кто-то даже повесился. Видимо один из рассказчиков решил не пересказывать всю эту ужасную историю и придумал хороший финал. Так сказка дошла до наших дней, но совсем лишилась какого-либо смысла.
Специалисты, которые исследуют фольклор, имеют разные мнения по поводу этой сказки. Одни говорят, что яйцо олицетворяет созидание и разрушение мира. Дед с бабкой смотрят на него, радуются, как бы созидают мир. Само по себе яйцо означает рождение, золото олицетворяет смерть, мышка, разбивающая яйцо, как посредник между двумя мирами, жизнью и смертью.
Некоторые специалисты проводят параллель между сказкой и историей из библии про Адама и Еву. Где они бабка с дедкой, а яйцо — яблоко. Еще одна версия, что бабка с дедкой олицетворяют в сказке старость. Они настолько слабы, что не могут разбить яйцо, а мышка разбила. Возможно, эта сказка о взаимосвязи событий, когда люди раздувают из мухи слона, и от этого начинают страдать люди. Вот такая казалось бы небольшая сказка, которую мы читаем своим детям и вот так много смыслов может быть заложено в ней. Остается только выбрать то, что кажется наиболее подходящим вариантом.
Легенда о Большом Таганае
Удивительным местом стал и хребет Большой Танагай. В переводе с местного наречия его название значит “подставка Луны”. Старинное предание рассказывает, что давным-давно юный Нажибек каждый вечер с восходом луны начинал играть на курае для своей возлюбленной Айгуль. Но песня так и оставалась прерванной, поскольку светило уходило за горизонт.
Однажды Нажибек крикнул луне “Остановись!”. Та покорно замерла, заставив вздрогнуть саму землю. Зацепившись за вершину, луна освещала ночной мир, а Нажибек продолжал играть, пока его Айгуль не постарела. Увидев совсем седую и пожилую возлюбленную, Нажибек в сердцах сломал своё курай, а луна снова опустилась за горизонт.
Хребет Большой Танагай / Вячеслав Васильевич Болякин / fotokto.ru
Это – только малая часть легенд Урала. Одни из них напоминают удивительные сказки, другие раскрывают трагические истории, третьи демонстрируют верования местных племён. Однако есть во всех сказаниях нечто общее – любовь и восхищение, что люди по-прежнему испытывают к этим загадочным горам.
На обложке: Уральские горы / Коля Николаев / photographer.ru
Каменный народ Урала
В старину народы, живущие в Уральских горах, верили, что существуют каменные люди, населяющие этот край. Это были могучие великаны, у которых были каменные руки и ноги. По силе никто не мог сравниться с такими людьми, однако они сами не могли знать любви и дружбы, ведь имели сердца из камня.
Правили каменным народом семь братьев, что жили в хрустальном замке. Однажды приехал на Урал чужеземец Мань-Пупы-Ньер. Его пригласили во дворец правителей, и именно там он увидел красавицу Аэлиту, сестру каменных царей. С первого же взгляда полюбил девушку Мань-Пупы-Ньер.
Более того, его искренние чувства смогли тронуть каменное сердце Аэлиты. Признавшись ей в любви, иноземец позвал возлюбленную с собой, осознавая, что могущественные братья не дадут согласия на брак сестры с ним.
Каменные люди – это могучие великаны, у которых были каменные руки и ноги / Rasto Cudo / artstation.com
Аэлита дала согласие, и поутру пара уже умчалась вдаль на быстроногих конях. Когда братья проснулись и увидели пропажу, они тут же бросились в погоню. По их приказу каменные люди взбирались на вершины гор и указывали путь, по которому уходили беглецы. Несколько раз братьям пришлось менять коней, но они смогли нагнать сестру и её избранника.
Понимая, что бой неизбежен, Мань-Пупы-Ньер решительно выступил против братьев своей возлюбленной. Но разве мог противостоять каменным великанам один смертный человек? С лёгкостью сразил его один из братьев, а умирая, иноземец проклял весь род людей из камня.
Небесами были услышаны его слова, и каменные великаны перестали существовать. С тех пор на Урале можно увидеть высокие скалы-останцы. Местные жители говорят, что это – тела тех самых каменных братьев, что неподвижно застыли, проклятые своим противником.
Скалы Семь братьев / Дмитрий Карпушин / turizm.ngs.ru
О чем произведение? Очень краткий пересказ
Царь Салтан услышал разговор трёх сестёр, каждая из которых сказала, что бы она сделала, «кабы была царицей». Он выбирает себе в жены ту, которая хотела родить ему сына. Других двух назначает при дворе ткачихой и поварихой.
Сестры строят козни новоявленной царице. Когда рождается ребенок, они перехватывают гонца с радостной вестью и отправляют другое письмо, будто бы царица родила вместо богатыря «неведому зверушку». В результате ещё одной подмены письма Царицу и дитя сажают в бочку и отправляют в море на верную смерть.
Бочку вынесло на берег необитаемого острова, где Гвидон спасает от коршуна красивого лебедя. Птица обещает его отблагодарить и оказывает помощь: наутро на острове Буяне возникает славный город. Гвидон становится князем и хочет повидаться с отцом.
Лебедь помогает ему незаметно отправиться в царство Салтана. Трижды с помощью Лебеди Гвидон вслед за торговыми кораблями купцов, обернувшись насекомым, летает во владения отца.
Купцы рассказывают царю о чудесах, которые они во время торговых плаваний видели на острове Буяне, и каждый раз ткачиха с поварихой и старой сватьей Бабарихой спорят, что есть чудо ещё более расчудесное.
Гвидон присутствует при разговорах, пребывая в облике то комара, то мухи, то шмеля. Он наказывает своих теток за скверные характеры, нанося им болезненные укусы.
Первый раз узнает он о чудо-белке, что грызет орешки с золотой скорлупой и изумрудными ярдами. По возвращению рассказывает об этом Лебеди, и следующий день белка оказывается у него на острове, возле княжеского дворца.
На второй раз тетки говорят о тридцати трех красавцах-богатырях. Лебедь являет Гвидону и это чудо.
В третий раз речь идет о заморской девице невиданной красоты, у неё «месяц под косой блестит, и во лбу звезда горит». Гвидон захотел взять её в жены.
Выясняется, что это и есть сама Лебедь. На глазах Гвидона она превращается в девушку. Князь женится. Вскоре царь Салтан посещает чудо-остров, встречается с женой и сыном. Семья воссоединяется. Ткачиха, повариха и сватья разоблачены. Царь на радостях отпускает их домой.
Главная мысль
Главная тема книги Пушкина — вечная борьба добра со злом, благородства с коварством
Ребятам важно также разобраться, чему учит сказка Пушкина «О царе Салтане». Её краткое содержание подтверждает, что её основная идея — восстановление справедливости. Плохие и тайные дела в итоге раскрылись, а наказание настигло виновных
А вот добрый нрав и высокие моральные ценности Гвидона были вознаграждены волшебными подарками, воссоединением с отцом. Хорошие люди меняют мир к лучшему, даже если они не ждут от него волшебства
Плохие и тайные дела в итоге раскрылись, а наказание настигло виновных. А вот добрый нрав и высокие моральные ценности Гвидона были вознаграждены волшебными подарками, воссоединением с отцом. Хорошие люди меняют мир к лучшему, даже если они не ждут от него волшебства.
Царь изначально был доверчивым, поверил в ложь, и это повлекло за собой ряд нежелательных событий
Нельзя слушать сплетни, важно доверять своим глазам, всегда проверять информацию. А также смысл сказания ещё в том, что только решительные и смелые действия помогают преодолевать трудности. Александр Сергеевич ещё и певец любви
Его сказка озарена божественным высоким чувством Гвидона к царевне Лебедь. Стихотворное сказание строится на тонком лиризме, кротком, нежном чувстве, вызывающем восхищение и поклонение. Прекрасная царевна становится идеалом женской красоты и мудрости
Александр Сергеевич ещё и певец любви. Его сказка озарена божественным высоким чувством Гвидона к царевне Лебедь. Стихотворное сказание строится на тонком лиризме, кротком, нежном чувстве, вызывающем восхищение и поклонение. Прекрасная царевна становится идеалом женской красоты и мудрости.
С любовью тесно связана тема семьи.
ЯЙЦО
Безусловно, яйцо в утке тоже содержит в себе глубокий космический смысл. Из индуистских эзотерических источников мы знаем, как Великий Брама породил из яйца наполненную животворящим светом Вселенную. О рождении Вселенной из яйца говорят и Русские Веды, и другие мифы индоевропейских народов: иранцев, балтов, германцев, говорят о том же. Напрашивается вывод: если Вселенная родилась из яйца, то и яйцо в утке является зародышем отрицательного мироздания, которое в любой момент может возникнуть как паразит на ветвях Древа Мира. Понятно, что такое образование, лишённое самостоятельной почвы и энергии, может стать серьёзным врагом проявленного Космоса и в конечном итоге высосать и поглотить его.
Последний элемент этой пирамиды – знаменитая игла, на конце которой и находится смерть Кощея. Это самый загадочный элемент головоломки.
Что это?
Неужели это память о прошлой погибшей, похожей на нашу технократическую цивилизацию, с её иглоподобными телевизионными и радиобашнями – носителями зачастую ложной информации?
Если это так, то получается, что наши предки зашифровали в миф послание о сатанинском эгрегоре, и о том, как нейтрализовать его влияние на человечество. Кроме этого, они сумели передать эти знания современникам из отдалённого прошлого, предшествовавшего исходу индоевропейцев со своей прародины.
Примечания и ссылки
- В тексте сказано: «на тридцать три года»! Мотив героя, улаживающего бесконечный спор о разделении, повторяется в сказках. Это предмет записи в классификации Аарне-Томпсона (AT 518).
- Чтобы превратиться в ястреба, Иван «ударяется о сырую землю», как в сказке «Плюм финист-Клер-Фокон» .
- Освященное выражение (полная обычная формула — «за трижды девять стран, в трижды десятом царстве»), означающее «очень далеко, на краю света».
- Это описание считается уникальным в восточнославянском фольклоре.
- Сказочное животное, которое появляется в разных сказках с вариациями: см., Например, « Go je ne sais quoi», «Отчет о je ne sais quoi» (версия 122b / 213).
- Узор, обычно связанный с персонажем Кохчея Бессмертного, также встречается в кельтских сказках. Обычно последний предмет больше похож на иглу .
- Информация содержится в Записках Барага и Новикова к сказкам Афанасьева 1958 года.
- Жар-птица и Василиса-царевна , № 103б / 170 в «Сказках Афанасьева».
- в зеленых лугах промежности хрустальных гор .
- Ссылки, упомянутые Наташей Римассон-Фертин (см. Библиографию).
- В германском фольклоре часто встречаются дварфы, живущие в горах.
- Переведено под названием La Corneille Н. Римассоном-Фертином по причинам грамматического рода ( die Rabe — женский род по-немецки).
- Несколько реальных мест в Германии носят имя Стромберг. Замок Стромберг ( (de) Burg Stromberg ) расположен недалеко от города Эльде , в земле Северный Рейн-Вестфалия . В сказке о фантастическом замке на краю света можно вспомнить замок Сория Мория в норвежском фольклоре.
- Алмазная гора также появляется в «Тысяче и одной ночи» ( Второе путешествие Синдбада-мореплавателя» ).
- Факт, также отмеченный Мирчей Элиаде (см. Библиографию).
- Франц Боас, Indianische Sagen , Берлин, 1895 г.
- Рассказ Гримма « Барабан» подчеркивает гладкую, скользкую сторону горы, что делает невозможным восхождение без участия магического процесса.
- Согласно Максу Люти , гора из стекла будет участвовать в «металлизации» и «минерализации», которые характеризуют чудесную сказку, которая покажет пристрастие к металлам, драгоценным камням и свету.
- Н. Rimasson-Fertin отметил , что в Lanzelet из Ульриха фон Цацикгофен (написано около 1200), «горы стекла принимает форму острова круглый кристалла.» Она предполагает, что если тема острова как формы потустороннего мира, которую можно найти в славянском фольклоре (см. Буян ), мало появляется в сказках Гримма, то это острова Балтийского и Северного морей , будучи довольно хорошо известным, не мог служить опорой для воображения, и поэтому этот мотив мог быть заменен в германской области мотивом горы из стекла.
- В немецких сказках, таких как «Барабан» , время течет иначе: три дня, которые герой провел там, на самом деле длились три года (мотив, который обычно ассоциируется с потусторонним миром).
- Клод Лекуто, За гранью чудесного. Очерк менталитетов в средние века , PU Paris Sorbonne, Paris, 2000 ( ISBN 978-2840501183 ) , стр.128.
Сказка Хрустальная гора
Русская народная сказка «Хрустальная гора» о том, как благодарные животные: наделяют Ивана-царевича способностью превращаться в сокола и муравья, что помогает ему убить змея и разрушить хрустальную гору, спасти царевну и женится на ней.
«Хрустальная гора»
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у царя было три сына. Вот дети и говорят ему: «Милостивый государь батюшка! Благослови нас, мы на охоту поедем». Отец благословил, и они поехали в разные стороны. Малый сын ездил-ездил и заплутался; выезжает на поляну, на поляне лежит палая лошадь; около этой падали собралось много всякого зверя, птицы и гаду. Поднялся сокол, прилетел к царевичу, сел ему на плечо и говорит: «Иван-царевич, раздели нам эту лошадь; лежит она здесь тридцать три года, а мы всё спорим, а как поделить — не придумаем». Царевич слез с своего доброго коня и разделил падаль: зверям — кости, птицам — мясо, кожа — гадам, а голова — муравьям. «Спасибо, Иван-царевич! — сказал сокол. — За эту услугу можешь ты обращаться ясным соколом и муравьем всякий раз, как захочешь».
Иван-царевич ударился о сырую землю, сделался ясным соколом, взвился и полетел в тридесятое государство; а того государства больше чем наполовину втянуло в хрустальную гору. Прилетел прямо во дворец, оборотился добрым молодцем и спрашивает придворную стражу: «Не возьмет ли ваш государь меня на службу к себе?» — «Отчего не взять такого мо́лодца?» Вот он поступил к тому царю на службу и живет у него неделю, другую и третью. Стала просить царевна: «Государь мой батюшка! Позволь мне с Иваном-царевичем на хрустальной горе погулять». Царь позволил. Сели они на добрых коней и поехали. Подъезжают к хрустальной горе, вдруг откуда ни возьмись — выскочила золотая коза. Царевич погнал за ней, скакал-скакал, козы не добыл, а воротился назад — и царевны нету! Что делать? Как к царю на глаза показаться?
Нарядился он таким древним старичком, что и признать нельзя; пришел во дворец и говорит царю: «Ваше величество! Найми меня стадо пасти». — «Хорошо, будь пастухом; коли прилетит змей о трех головах — дай ему три коровы, коли о шести головах — дай шесть коров, а коли о двенадцати головах — то отсчитывай двенадцать коров». Иван-царевич погнал стадо по горам, по долам; вдруг летит с озера змей о трех головах: «Эх, Иван-царевич, за какое ты дело взялся? Где бы сражаться доброму мо́лодцу, а он стадо пасет! Ну-ка, — говорит, — отгони мне трех коров» — «Не жирно ли будет? — отвечает царевич. — Я сам в суточки ем по одной уточке; а ты трех коров захотел… Нет тебе ни одной!» Змей осерчал и вместо трех захватил шесть коров; Иван-царевич тотчас обернулся ясным соколом, снял у змея три головы и погнал стадо домой. «Что, дедушка? — спрашивает царь. — Прилетал ли трехглавый змей, дал ли ему трех коров?» — «Нет, ваше величество, ни одной не́ дал!»
На другой день гонит царевич стадо по горам, по долам; прилетает с озера змей о шести головах и требует шесть коров. «Ах ты, чудо-юдо обжорливое! Я сам в суточки ем по одной уточке, а ты чего захотел! Не дам тебе ни единой!» Змей осерчал, вместо шести захватил двенадцать коров; а царевич обратился ясным соколом, бросился на змея и снял у него шесть голов. Пригнал домой стадо; царь и спрашивает: «Что, дедушка, прилетал ли шестиглавый змей, много ли мое стадо поубавилось?» — «Прилетать-то прилетал, да ничего не́ взял!» Поздним вечером оборотился Иван-царевич в муравья и сквозь малую трещинку заполз в хрустальную гору; смотрит — в хрустальной горе сидит царевна. «Здравствуй, — говорит Иван-царевич, — как ты сюда попала?» — «Меня унес змей о двенадцати головах; живет он на батюшкином озере; в том змее сундук таится, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яичко, в яичке — семечко; коли ты убьешь его да достанешь это семечко, в те́ поры можно хрустальную гору извести и меня избавить».
Иван-царевич вылез из той горы, снарядился пастухом и погнал стадо. Вдруг прилетает змей о двенадцати головах: «Эх, Иван-царевич! Не за свое ты дело взялся; чем бы тебе, доброму мо́лодцу, сражаться, а ты стадо пасешь… Ну-ка отсчитай мне двенадцать коров!» — «Жирно будет! Я сам в суточки ем по одной уточке; а ты чего захотел!» Начали они сражаться, и долго ли, коротко ли сражались — Иван-царевич победил змея о двенадцати головах, разрезал его туловище и на правой стороне нашел сундук; в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — семечко. Взял он семечко, зажег и поднес к хрустальной горе — гора скоро растаяла. Иван-царевич вывел оттуда царевну и привез ее к отцу; отец возрадовался и говорит царевичу: «Будь ты моим зятем!» Тут их и обвенчали; на той свадьбе и я был, мед-пиво пил, по бороде текло, в рот не попало.
Пояс и кувшин Уральских гор
В переводе с башкирского “Урал” значит “пояс”, и это название выбрано неслучайно. Известная башкирская сказка повествует, что когда-то один великан носил огромный пояс.
В своих карманах на поясе он прятал самые разные сокровища. Однажды великан растянул свой пояс, и тот упал на землю, образовав Уральские горы. Окаменев, пояс протянулся от холодных вод Карского моря до песчаного побережья Каспия.
Среди преданий Южного Урала стоит выделить истории о хребте Сулея, что рассказывают нам о судьбе местной красавицы. Давным-давно у старого башкирского пастуха была дочь, прекраснее которой не было ни одной девушки в селении. Красавица всем сердцем любила бедного юношу из соседней деревни, однако отец не желал и слышать о браке с ним. Однажды о красоте девицы узнал богатый бай, что тут же приехал свататься к дочери пастуха. Тот был рад состоятельному жениху и дал своё согласие.
Вид на хребет Сулея / m.nn.ru
В знак скрепления будущего союза пастух попросил дочь принести кувшин с кумысом для бая. Руки несчастной девушки тряслись, и она не смогла удержать сосуд, что, упав, разлетелся на мелкие кусочки. Пролившийся кумыс образовал болота и ручьи, что сегодня люди обходят стороной.
Сама же девушка безуспешно пыталась отговорить отца выдавать её замуж за нелюбимого. Из-за его упрямства красавица умерла, не вытерпев горя. Примечательно, что горный хребет Сулея действительно по своей форме напоминает кувшин, о котором идёт речь в предании.
Пролившийся кумыс образовал болота и ручьи / Tama66 / pixabay.com
Зеркало Юрмы
Ещё одной достопримечательностью Урала стало озеро Зюраткуль, что располагается в высокогорном Саткинском районе Челябинской области. Одна из местных легенд рассказывает, что некогда в этих местах жила гордая красавица Юрма.
Богатырь Семигор, являвшийся хозяином Уральских гор, преподнёс ей удивительный подарок – зеркало. В этом волшебном предмете можно было видеть всё, что происходит в окрестностях Урала. Более того, зеркало охраняло людей и природу от нечистой силы.
Однако красавице такой подарок не пришёлся по душе. В гневе она бросила хрусталь на камни. Зеркало разбилось, и одна маленькая частичка отлетела далеко в горы. Именно на месте её падения появилось озеро Зюракутль (в переводе значит “озеро-сердце”), что часто называют зеркалом Юрмы. Оно действительно притягивает к себе людей. Тот, кто однажды увидит Зюракутль, навсегда сохранит его в своём сердце.
Озеро Зюраткуль / Максим Усанин / nat-geo.ru
Экранизации
Сюжет Пушкина трижды становился основой для произведений кинематографа и мультипликации. Первым считается черно-белый мультфильм 1943 года.
Более известен анимационный фильм режиссера И. Иванова-Вано, выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1984 году.
В «большом кино» это произведение в 1966 году воплотил режиссер Александр Птушко.
Современная попытка экранизации была предпринята студией «Союз Навона» в 2012 году. Роль царя Салтана должен был исполнить известный комедийный актер Юрий Стоянов. Однако этот проект оказался нереализованным, фильм не завершен.
Скачать обзор:
КАЩЕЙ
А теперь, о хозяине сундука, о Кощее. Из русских народных сказок нам известно, что он тёмная злая личность, агрессивная и очень скупая. Кощей как никто боится смерти, недаром он старается спрятать свою смерть таким образом, чтобы до неё никто не добрался. Его смерть покоится на кончике иглы, а игла, как мы показали выше, является символом вселенского зла. Следовательно, зло и Кощей составляют единое целое. Другими словами, Кощей – одно из проявлений Великого Чернобога, бога разрушения и хаоса, повелителя всех тёмных сил вселенной.
И всё-таки Кощей не совсем Чернобог; несмотря на свою бессмертность, он смертен, тогда как повелитель тьмы вечен. Скорее всего, Кощей – одна из проекций Чернобога в определённой точке пространства. Из множества Кощеев, очевидно, и складывается единый потенциал Хаоса, но это вовсе не значит, что Кощей слаб. Хозяин сундука очень силён и обладает реальным бессмертием. У него достаточно энергии для разрушения планеты, только контроль со стороны светлых сил не позволяет Кощею сделать это. Но зато проекция Чернобога умеет хорошо работать с людьми, которые своими руками делают то, что не под силу ему самому. В сказке Кощей крадёт Василису Премудрую. Женщина у русского народа являлась символом глубокой мудрости, сострадания и высокой небесной любви. В мифе прямо названо имя женщины: власть, наполненная Мудростью. Ведь Василиса – то же что и Базилевс-Василий. Следовательно, в незапамятные времена Тьме удалось лишить жителей Земли мудрой власти, исполненной любви к природе и человеку. Безусловно, сказка о Кощее Бессмертном имеет информацию и о закате Золотого века.
КАК ПОБЕДИТЬ КАЩЕЯ
А теперь давайте посмотрим, какой человек способен добыть смерть Кощея : найти край Земли, взойти на гору, и с помощью своих друзей из природы сбросить с дуба хрустальный сундук. Прежде всего, он представитель русского народа из сословия воинов, на что указывает его царское происхождение, и, конечно же, он не христианского воспитания. Его поведение типично ведическое: герой русской сказки свободно общается с природой, она ему не чужая, как, например, христианину или иудею; она часть его самого. Встретив на своём пути медведя, царевич не стремится непременно добыть зверя, для человека важнее общение с ним. Воин щадит и волка, спасает от хищного ворона птенцов сокола, оставляет в живых даже щуку. Как хорошо видно из сказки, царский сын часто сохраняет жизнь «братьям меньшим» в ущерб себе. Это человек высокой духовности. Он не пытается своё личное поставить выше проблем окружающих. Их проблемы человек принимает как свои, и те, кому он помог, его друзья из природы, платят ему тем же.
Фактически, в сказке о Кощее Бессмертном показан характер человека Золотого века, неравнодушного и неэгоистичного, не оторванного от природы и Космоса.