Монтессори-пособия своими руками для ребёнка 3 лет

Деревянные салфетницы

Что касается салфетниц, то нужно помнить, что условно их можно разделить на два типа: сервировочные и интерьерные. Первый тип призван удивлять гостей — здесь, например, в новогодних трендах зафиксированы салфетницы в виде всевозможных балерин и танцовщиц, когда уложенные салфетки снизу превращаются в платье. По мере уменьшения количества салфеток такая дама постепенно оголяется и вызывает поводы для шуток у собравшихся за праздничным столом.

Фото с сайта mamataki.ru/product/salfetnitsa-1513/

Второй же тип, салфетницы интерьерные, не призваны кого-то удивлять, а нужны чтобы разумно организовать пространство. Поэтому здесь пользуются спросом различные минималистичные боксы, которые выглядят эстетично или маскируются под интерьер. Также такие салфетницы могут служить органайзерами и содержать разделы подставки для специй и других кухонных приборов.

Фото с сайта foxwoodmsk.ru/katalog/derevyannyie-salfetniczyi/salfetnicza-iz-duba-s-otdeleniyami-pod-sol-i-speczii-choco.html

Взрослые неприятности

Нередко ссоры случаются с родителями, близкими людьми, воспитателями и другими взрослыми. Они возникают в случае непослушания ребенка или его плохого поведения, а может просто сильно взвинченные родители сорвались и грубо накричали. Не стоит раздувать из этого большую проблему, любые конфликты с детьми можно также решить. Мирилки, произнесенные взрослым или самим ребенком, помогут забыть негативные моменты и смыть обиды. Благодаря приятому моменту примирения, они научат слушаться старших, уважать и любить их.

Детские стишки запоминаются на долгие годы. Они никуда не исчезают со сменой поколений, потому что запоминаются на всю жизнь, а после передаются будущим детям.

Суть методики Эдуарда Сегена

Методика Сегена отличается от многих других тем, что ребенку не нужно ничего объяснять, заставлять заучивать и смотреть какие-то карточки. По сути, она не предполагает никакого принуждения, все занятия проводятся в игровой форме. Единственное на чем настаивает автор — это регулярность. Еще одно преимущество методики Сегена — это возможность заниматься с самыми разными детьми, в том числе и с теми, чьи речевые функции затруднены или вовсе отсутствуют.

Основной инструмент для занятий — это доска Сегена, представляющая собой деревянную доску с вырезанными окошечками различной формы и подходящие к ним вкладки. На работе с этой доской и основаны все занятия с детьми раннего возраста. 

Основные цели, которые преследовал Эдуард Сеген, разрабатывая и внедряя свою методику:

  • возможность исследовать, оценивать и развивать наглядно-действенное мышление ребенка;
  • исследование способности ребенка к осмысленным действиям и степени его обучаемости;
  • развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, логического и пространственного мышления, тактильных функций;
  • знакомство с понятиями цвета и формы;
  • стимулирование речевых функций. 

Все это актуально не только для умственно отсталых, но и для обычных, совершенно здоровых детей. Именно поэтому идеями Сегена в дальнейшем заинтересовались многие педагоги, пропагандирующие развивающие методики.

С какого возраста можно заниматься с ребенком по методике Сегена

Методика Сегена подходит для занятий с детьми самого разного возраста — от года и вплоть до 7 лет. Единственное что меняется — это сложность досок и их содержание — от элементарных фигурок можно переходить к изучению цветов, цифр, букв, фигур.

Правила обустройства развивающего пространства

Обустроить детскую в соответствии с правилами Монтессори не так сложно, как может показаться неискушённому родителю. Несомненно, помещения в садике или классы в школе довольно просторные, однако и из небольшой детской может получиться комната в Монтессори-стиле.

При организации домашней развивающей среды важно соблюдение следующих правил:

  • ребёнок должен видеть все материалы для занятий, то есть их необходимо располагать в зоне досягаемости;
  • мебель должна подходить малышу по росту и должна быть лёгкой по весу, чтобы ребёнок самостоятельно мог двигать или устанавливать в любом месте стульчик и стол;
  • на пол следует постелить ковёр или плед, поскольку ребёнок обязательно будет играть и заниматься не только на столе, но и рядом с ним;
  • все полочки и стеллажи с игровыми пособиями должны быть «приветливо распахнутыми», чтобы малыш сам смог выбрать нужный предмет;
  • любое отдельное задание должно находиться и предлагаться в своём подносе, коробочке или пластиковом контейнере;
  • каждый предмет, используемый ребёнком, должен быть настоящим, а не муляжом либо игрушкой (то есть малышу нужно давать, к примеру, настоящий совок и веничек).

Такой порядок в организации игрового пространства не только помогает малышу с ранних лет ориентироваться в материалах и пособиях, но и позволяет приучать к чистоте даже совсем маленького ребёнка. Поиграл? Убирай за собой, ставь предмет на своё место!

Игрушки от 3 месяцев

В 3 месяца ребенок учится управлять своими ручками и может хватать предметы сам. К тому же, в этом возрасте многие малыши удерживают голову, лежа на животике. Самое время попробовать использовать новые приспособления.

  • Развивающий коврик может подолгу увлекать ребенка, если на дугах развешены интересные игрушки или зеркальце. Также ребенок может лежать на животике, а ручками тянуться к предметам, бить по пианино, держать что-то во рту.
  • Погремушки на дуге (от развивающего коврика или на отдельной дуге над кроваткой). Можно вешать их на таком расстоянии, чтобы малыш мог случайно или целенаправленно бить по ним кулачками, игрушку можно вкладывать в ручку, чтобы малыш махал ею и слушал звук.
  • Текстильные или пластмассовые игрушки с пружинным механизмом — они вешаются на дугу коврика, шезлонга или капор коляски, мама тянет за «хвостик», игрушка вибрирует или проигрывает мелодию.
  • Музыкальные панели и пианино – в положении на животике ребенок может трогать пианино или ударять по нему, чтобы услышать мелодию.
  • Неваляшка – малыш с радостью потрогает ее ручками, лежа на животике.

Занятия и материалы для детей младше 1 года

Прежде всего, предназначена методика Монтессори для детей старше 3 лет, однако реализовать некоторые её принципы можно и в значительно более раннем возрасте.

Лучшие развивающие игры для детей до года, представленные в статье детского психолога, помогут родителям ещё успешнее развивать маленького ребёнка.

Необходимо оборудовать детское помещение таким образом, чтобы кроха смог свободно двигаться. Для этого необходимо на пол постелить мягкий мат или матрас, а рядом установить зеркало (его нужно обязательно закрепить).

Ближе к 12-месячному возрасту возле зеркала нужно установить перекладину, чтобы ребёнок смог понемногу вставать и, придерживаясь, передвигаться в вертикальном положении.

Что касается дидактических материалов, то в этот возрастной период работает принцип – чем больше сенсорики, тем полезнее для малыша.

Необходимо выбирать такие предметы, которые можно:

  • потрогать;
  • послушать;
  • перекладывать из ручки в ручку.

До года ребёнку могут понадобиться несколько важных пособий, которые обычно имеются в каждом доме, где поселился новорождённый малыш.

  • мобили. Для развития зрительного восприятия у малыша младше 1 месяца пригодится мобиль с чёрно-белыми изображениями и игрушками. Затем можно брать подвески с предметами основных оттенков;
  • шумящие игрушки. Можно взять традиционные погремушки, бубенцы, прочие музыкальные инструменты. Шумящие игрушки своими руками – тоже неплохой вариант. Для изготовления потребуются бутылочки, коробки, баночки, в которые засыпают камешки, крупы;
  • игрушки для захвата. 3-месячный ребёнок активно учится хватать предметы. С этой целью ему предлагаются палочки из дерева, пластика, которые удобно удерживать и перекладывать из ладошки в ладошку;
  • коробки с мелкими предметами. Для совершенствования тактильных ощущений и расширения знаний об окружающем мире пригодится коробочка с различными небольшими предметами, различными по фактуре. Родитель должен следить, чтобы кроха не тащил их в рот.

Все подобные упражнения можно и нужно сопровождать детскими песенками, потешками, стишками. Также можно включать классические музыкальные произведения.

Что такое Монтессори-среда

Для занятий по данной методике пространство детской необходимо организовать так, чтобы крошка мог самостоятельно обратиться к нужным пособиям. Обучающие материалы нужно разложить в соответствии с их предназначением:

Сортировка

Проведите «ревизию» в игрушках и сложите отдельно те, которые способствуют формированию мелкой моторики, цветовосприятия, речевых и математических умений, тактильных ощущений и т. д. После такой сортировки вы поймёте, какие игры следует изготовить, а какие дома в избытке.

Зонирование

Теперь, собрав все по коробкам или контейнерам, вам нужно определить их в подходящие места. Это могут быть полочки, тумбочки или этажерки, до которых ребёнок может дотянуться сам. Но помните, что с некоторыми предметами дети должны играть под родительским присмотром.

Комплектование

Игр и пособий понадобится немало. Что-то из этого можно купить, но большинство «развивалок» легко изготовить и дома из ненужных материалов.

Занятия и материалы от года до двух лет

Годовалый малыш не только нуждается в развитии сенсорики, но и в тренировке тонкой моторики, которая ведёт за собой и речь. С этой целью дома можно изготовить рекомендуемые материалы Монтессори своими руками.

  1. «Волшебные баночки». Во флаконы помещаем фасолины, горошины, пуговицы и предлагаем ребёнку сначала пошуметь, а потом и открыть баночку, чтобы удовлетворить интерес.

  2. «Кормление». Ненужной игрушке из пластика прорезаем рот и даём малышу покормить её горошинками, бусинками или фасолинами. Это поможет натренировать моторику и глазомер.
  3. «Секретик». Ребёнок в 1 год любит отыскивать спрятанные предметы. В тазик с манкой или другой крупой можно «закапать» раковину, мелкую игрушку, шишку. Естественно, занятие проходит под родительским контролем.
  4. «Лепка». Малыша старше 1 года нужно познакомить с пластилином или солёным тестом. Кроха уже способен делать лепёшки, шарики, колбаски. Вместе с родителями можно даже делать различные фигурки, дополнительно украшая их разнообразными элементами (спичками, зубочистками).
  5. «Водичка». На большой поднос необходимо поставить посудины разного объёма. Ребёнок может переливать воду из одной в другую. Кроме того, в жидкость окунают губки, достают со дна камушки, раковины, игрушки.
  6. «Картина». У себя дома можно организовать целую художественную студию. Для этого необходимо распечатать простейший рисунок с минимальным количеством деталей, намазать клеем определённые участки изображения и предложить малышу наклеить кусочки цветной бумаги.

Также можно сделать дома игрушки, напоминающие стандартные наборы Марии Монтессори. Как правило, детям старше 1 года подходят шнуровки, которые могут выглядеть совершенно по-разному. Самый простой вариант – «шнуровать» дуршлаг.

Также в этом возрасте подойдут пирамидки с крупными кольцами и матрёшки. Обычно дети с удовольствием надевают круги на пирамидный штырь и разбирают и собирают деревянные куколки, попутно совершенствуя восприятие формы и величины.

Основные принципы методики

Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.
Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша

Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. 
Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник

Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял

Так детей учат поддерживать порядок.
Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание
Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
Недопустима критика и запреты
Ребёнок имеет право на ошибку

Он вполне способен дойти до всего сам.
В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.

<<Форма демодоступа>>

Лист Монтессори с геометрическими фигурами

Нам понадобятся:

  • Коробка из под конфет или картон, достаточно жесткий;
  • Ватман или плотный лист из альбома;
  • Цветная бумага.

Для начала необходимо разрезать коробку или картон на небольшие прямоугольники. Сколько их будет – решать вам, это зависит от того, с каким количеством фигур вы хотите познакомить своего ребенка. В принципе, малышу возрастом до года и чуть старше достаточно будет квадрата, круга, прямоугольника и треугольника.Вырезанные фигуры обклеиваются своими руками бумагой разных цветов. Допустим, желтый треугольник, красный квадрат, зеленый прямоугольник, синий круг. Затем эти фигуры наклеиваются в один ряд на листе ватмана. Второй ряд наклеивается по тому же принципу, но фигуры следуют в другом порядке – ином, чем первый ряд, и имеют уже другие цвета. То есть красный треугольник, желтый круг, зеленый квадрат, синий прямоугольник. И по такому же принципу наклеиваются третий и четвертый ряд.Таким образом, ребенок возрастом до года и чуть старше учится отличать понятия «цвет» и «форма». Осознавать, что предметы одного цвета необязательно совпадают по другим характеристикам. Такие развивающие уроки от Монтессори очень важны для малыша, а сделать своими руками такую наглядную таблицу можно буквально за полчаса.

Материал должен развивать что-то одно

В магазинах можно найти игрушки, которые одновременно учат цветам, формам, буквам, играют весёлую музыку. Они не учат ничему, потому что только запутывают ребёнка.

Монтессори-материалы всегда учат чему-то одному. Иногда родители в домашних материалах нарушают и это правило. Особенно часто – в сенсорных материалах. Разные сенсорные свойства предметов смешивают как между собой, так и с упражнениями практической жизни. Например, родителям кажется, что простая сортировка по цветам будет скучной, поэтому сразу же предлагают сортировать с помощью пинцета или сортировать одновременно и по цвету, и по форме. Некоторые дети действительно настолько любят сортировки, что им потребуются такие упражнения. Но только как дополнительные, когда малыши уже прекрасно сортируют отдельно по цвету и по форме и научились работать пинцетом в других упражнениях.

Не предлагайте ребёнку считать шарики во время сортировки или учиться читать на буквах, нарисованных на кубиках розовой башни. Всегда помните, что каждый материл должен служить развитию только одного определённого навыка.

Детский бизиборд своими руками

Сделать такую деловую доску для ребенка может каждый родитель. Почему лучше сделать самому бизиборд:

  • Существенная экономия денежных средств
  • Использование ненужных деталей, которые имеются дома
  • Учитываются интересы ребенка.

Делая такую доску для своего ребенка, вы можете сделать ее нужного размера с учетом помещения, цвета, интересов ребенка, использовать материал, который есть в доме.

Материалы и инструменты для работы:

  1. Доска (фанера, ДСП, пластик)
  2. Шуруповерт
  3. Саморезы
  4. Клей
  5. Краска
  6. Элементы бизиборда.

Элементы бизиборда

У многих запасливых хозяев хранятся в кладовке дома или в гараже временно ненужные вещи, которые послужат деталями для бизиборда: замки, щеколды, крючки, петли для дверок, лампочки, выключатели, розетки, вилки электрические и многое другое.

Если в своей доске хотите сделать открывающиеся дверки, то придумайте, что интересное ребенок может за ними увидеть, например, сделайте там тайничок или прикрепите шторки.

В хозяйстве всегда найдутся лишние шнурки, ленточки, большие пуговицы, молнии, которые послужат для обучения ребенка снимать и надевать одежду и обувь самостоятельно.

Большие бусины, кусочки поролона, колесики – научат считать и вращать предметы. Все остальные элементы, которых не хватает для оформления доски можно купить в хозяйственных, строительных магазинах и отделах для рукоделия.

Пошаговая инструкция изготовления

  1. Доску предварительно подготовьте для работы: вырежете необходимого размера или детали для сложной конструкции. Обработайте края наждачной бумагой, при желании покрасьте основу акриловой или другой не токсичной краской. Если планируете сделать двойной бизиборд, то сделайте устойчивую конструкцию, при изготовлении бизидома или бизикуба приготовьте все детали. Соединяют их после оформления всех сторон элементами.
  2. Распределить все детали на доске или на листе ватмана. Посмотрите, чтобы ребенок мог свободно работать с тем или иным элементом. Например, при работе с щеколдой, чтобы она не задевала другие предметы, или при открывании дверей, створки дверей не задевали другие детали. Хорошо продумайте функциональность всех деталей. Не перегружайте доску лишними элементами.
  3. Если бизиборд предполагает открывающиеся двери или другие элементы на петлях, заранее прикрутите петли к деталям.
  4. При помощи шуруповерта хорошо закрепите все металлические детали. Элементы из ткани, поролона, резины можно приклеить клеем.
  5. При изготовлении двухстороннего бизиборда или бизикуба с бизидомиком, соедините все детали конструкции.
  6. Оформите стенд яркими рисунками.
  7. Проверьте качество крепления и уберите все шероховатости или выступающие от саморезов части, чтобы ребенок не поранился.

Ваш бизиборд, сделанный своими руками готов.

Особенности бизибордов для девочек и мальчиков

Отличие бизибордов для девочек начинается с цвета: такие доски обычно окрашивают в розовый, желтый, персиковый цвета. Наполнения элементами тоже имеют свои отличия.

Девочек интересуют предметы одежды, кухни, красоты, наполняя бизиборд для девочек постарайтесь разнообразить его такими деталями.

Можно прикрепить куклу, вырезанную из плотного картона или ДВП и предметы одежды для куклы, сделать кармашки для расчески, зеркальца.

Из ниток прикрепить косу, которую можно будет украшать различными бантиками и заколками, резинками для волос.

Можно сделать веревку с прищепками, где будет сушиться одежда.

Для маленьких хозяюшек интересно будет разместить в бизидомике настоящую посуду для кукол с плитой.

Можно сделать бизиборд-магазин со счетами, калькулятором, безменом и различными овощами, и фруктами в корзинке.

Для мальчиков бизиборды красят в голубой, синий, зеленый цвет. Темные тона желательно не использовать при покраске доски.

Украсить доску можно наклейками или картинками куколок, бабочек, цветочков, котиков.

Все мальчики любят строить и ремонтировать, используйте для доски крупные шурупы, болты, щеколды, шпингалеты, розетки, выключатели. Соберите настоящую электрическую цепочку, в которой будет загораться лампочка, и ребенок будет просто в восторге.

Мальчикам, которые любят возиться с машинами интересно будет использовать на доске руль, велосипедный звонок, педали велосипеда, зеркало заднего вида и другие элементы транспорта, которые есть в доме.

Интерес у ребенка вызовет вид телефонного диска, фонарика, циферблата, водопроводного крана и труб, которые можно соединить между собой.

Наличие в доме компаса, маленького штурвала, кусочков каната, колокола и якоря поможет в оформлении доски в морской тематике. Раскрасьте бизиборд как тельняшку или нарисуйте на море и якоря.

Можно украсить доску картинками машин, самолетов, пароходов или другой техники.

Как выбрать правильный бизиборд

Приобретение «умной доски является ответственным делом. Изготовители подобных товаров должны предусмотреть разные факторы и большое количество нюансов.

Ведь от этой игрушки будет зависеть физическое здоровье ребёнка и его психики. Взрослые должны знать о том, что не все производители добросовестно учитывают все моменты.

Основным правилом, когда предстоит покупка бизиборда, считают то, что надо смотреть на его 100% безопасность

Когда родители рассматривают потенциальную покупку, они должны обратить внимание на несколько моментов

Крепления

Каждая деталь (без исключения) должна быть надёжно зафиксированной, так, чтобы кроха (даже с силой) не смогла снять её или выкрутить. Надо посмотреть, насколько надёжно будет игрушка к стене крепиться.

Используемые материалы

Надо посмотреть на то, из чего изготовлена игрушка. Как правило, используют дерево. Никакой пропитки вредными компонентами не должно быть. Покупателю надо провести по поверхности рукой – шероховатости должны отсутствовать. Если есть зацепки – малыш может занозу загнать.

Конечно, у некоторых взрослых, в целях экономии возникает желание купить пластик, так как он стоит дешевле. Этот вариант не подходит. Не надо его выбирать. Даже при малых нагрузках он может треснуть.

Краска

Не все родители уделяют внимание краскам. А ведь это – один из главных критериев, по которым надо оценивать «умную доску»

Только безопасные и нетоксичные краски должны использоваться при изготовлении этого предмета.

Кроме того, лежать краска должна ровным слоем. Если отслаивается или цепляется – покупать изделие не стоит. Цветовая гамма, желательно, чтобы была яркой.

Детали бизиборда

Родители должны посмотреть на игры, которые закреплены на умной доске. Надо отдать предпочтение тем, которые соответствуют возрасту ребёнка. Бывает, что определённая часть игрушек интересна лишь детям определённого возраста. Чем больше лет ребёнку, тем труднее задания должны быть.

Каждая деталь должна быть закреплена равномерно, в логической последовательности, чтобы детский мозг успевал обрабатывать информацию. Нельзя покупать доску, если на ней есть: тонкие нитки, колющие или режущие предметы, которые считают опасными.

При наличии в бизиборде электрических вещей надо убедиться, чтобы ни одного провода не было видно. Если лампочка сильно нагревается, а приборы работают на большом напряжении – товар не надо покупать. Стекло (если входит в состав) должно быть органическим и таким, которое не бьётся.

Сертификаты

Бизиборд относится к такому виду товара, который не сертифицируется в обязательном порядке государственными структурами. Если у фирмы – производителя имеется сертификат на данную продукцию – это большой «плюс», означающий, что изготовитель придерживается всех норм и техники безопасности. Желательно этот момент учитывать дошкольным учреждениям образования.

Система Фребеля.

Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме

Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали

Во всех занятиях с малышами действие соединялось со словом, и это было обязательное требование! (О! Как этого не хватает современным деткам, сидящим за компьютером, с которыми мы, взрослые разговариваем часто в спешке или даже бурча себе под нос!) Слово позволяло ребенку осознать и закрепить опыт. Так, воспитательница, показывая предмет, обязательно называла сам предмет, его характеристики, показывала и называла возможные способы действия. Все действия сопровождались песенкой или стишком (они прилагались к игре).

Какие же игры входили в систему Ф. Фребеля?

В чем особенности, преимущества и недостатки

Набор Монтессори – это своеобразное дидактическое пособие, благодаря которому у ребенка формируются те или иные навыки изучения окружающей среды. Не обязательно вмешиваться в игру, подправлять или подсказывать. Малыш в состоянии сам найти решение проблемы методом простого анализа.

Например, посмотрев на картинку правильно сложенной пирамидки, он рано или поздно поймет, что в ее основании должен находиться самый большой предмет из набора, а сверху – самый маленький.

К преимуществам игрушек по системе Монтессори относятся следующие утверждения:

  • Дети учатся самостоятельно, без демонстрации приобретенных навыков. Игры исключают соревновательные аспекты со сверстниками, что придает малышам уверенность в себе. Они не скованны, инициативны и проявляют любознательность.

  • Дети могут сами занять себя в тот момент, когда взрослым некогда с ними поиграть или почитать книжку. Это воспитывает индивидуальность и самостоятельность.

  • Экологичные материалы не наносят вред здоровью малыша, а натуральные расцветки не искажают его представление о природной палитре.

  • Ребенок в состоянии сделать самостоятельную уборку игрового места, что приучает его к порядку.

У игрушек по системе Монтессори есть свои недостатки:

  • Отсутствие сюжетно-ролевых и подвижных игр. Доктор считала игру занятием, оторванным от жизни, поэтому свою методику разрабатывала исходя из принципов воспитания в детях самостоятельности, раннего обучения грамоте и простых арифметических знаний, деятельности по самообслуживанию.

  • Даже в игрушках Монтессори для детей 12 лет отсутствуют сказочные сюжеты. Она считала опасным для развития личности всё, что связано с фантастическими рассказами. Современные психологи считают, что, наоборот, детские страхи из сказок нужно пережить и перебороть, иначе ребенок вырастет неэмоциональным.

  • Полное отрицание творчества и креатива. Игрушки для малышей Монтессори направлены только на развитие интеллектуально-логических способностей.

Современные педагоги советуют объединять методику montessorus с другими методами воспитания ребенка, чтобы вырастить действительно гармоничную личность.

Что такое Монтессори-среда

Для занятий по данной методике пространство детской необходимо организовать так, чтобы крошка мог самостоятельно обратиться к нужным пособиям. Обучающие материалы нужно разложить в соответствии с их предназначением:

Сортировка

Проведите «ревизию» в игрушках и сложите отдельно те, которые способствуют формированию мелкой моторики, цветовосприятия, речевых и математических умений, тактильных ощущений и т. д. После такой сортировки вы поймёте, какие игры следует изготовить, а какие дома в избытке.

Зонирование

Теперь, собрав все по коробкам или контейнерам, вам нужно определить их в подходящие места. Это могут быть полочки, тумбочки или этажерки, до которых ребёнок может дотянуться сам. Но помните, что с некоторыми предметами дети должны играть под родительским присмотром.

Комплектование

Игр и пособий понадобится немало. Что-то из этого можно купить, но большинство «развивалок» легко изготовить и дома из ненужных материалов.

Игрушки своими руками

Игрушки для развития и совершенствования мелкой моторики можно сделать из подручных средств, ненужных предметов дома.

Доска

Бизиборд – это новшество среди развивающих игрушек. Представляет собой небольшой отрезок МДФ, ДСП, с прикрепленными к ним замочками, циферблатами от старых телефонов, колокольчиками, выключателями и другими мелкими деталями, которые интересно трогать, откручивать.

Стенд для развития мелкой моторики так увлекает грудничков, что они исследуют его по несколько часов в день.

Мягкий кубик

Пригодится крохам с 6-месячного возраста. Шьется из кусочков разноцветной ткани, украшается аппликациями. Можно вышить на них буквы и цифры. Из мягких кубиков складывают пирамидки, домики, их можно кидать, сминать.

Такую же роль выполняют мягкие книжки. Их можно сделать из ткани, аппликаций в виде сказочных героев.

Мешочки с крупами

Сшейте тканевый мешок из плотного, приятного на ощупь материала. Размер игрушки должен соответствовать возрасту малыша. Для годовалых крох – 6х6 см, для детей старшего возраста от 10 см в ширину, 8-10 см в длину.

Зашейте его с трех сторон, четвертую оставьте открытой. Наполните мешок любой крупой: рисом, гречкой, фасолью. Перебирание игрушки пальчиками занятное времяпрепровождение для всех малышей.

Веселая змея

Сделайте из ткани жгут, или сшейте между собой материал в несколько слоев в виде колбаски. На нее прикрепите ниткой множество пуговиц разного размера, формы, текстуры. Малыши перебирают их, ощупывают, пытаясь сорвать. Так развивается сила кистей, моторика пальцев.

Вязаные игрушки

Подходят для грудничков, детей до 3-х лет. Мамы вяжут игрушки в виде животных, кукол. На них можно надеть одежду, сделать им глазки из пуговок. Используйте нити разных цветов и текстуры

Малышу важно ощущать неоднородность материала

Книги

Это целый дидактический комплекс. Количество страниц зависит от фантазии, терпения и трудолюбия родителей. Для ее создания потребуются отрезы ткани формата А4, синтепон, кусочки разноцветного материала, пуговки, молнии и все, что вы найдете для творчества дома.

На страницах книжки для развития мелкой моторики можно создавать целые композиции. Например, фигуры животных, рыб, на других – создать пейзажи, наклеить аппликации из цифр, букв. Фантазию мамы ничего не ограничивает.

Важно понимать цель создания такого пособия для развития моторики. Приклеивайте на страницу книжки шнурки с бусами, замочки-молнии, петельки из лент

Можно использовать пуговицы, липучки для отстегивания элементов, чтобы малыш сам их прикреплял во время игры, развивая моторику, обучаясь самообслуживанию одновременно.

Историческая справка

Основоположником этой методики является Мария Монтессори (1870-1952г) — детский педагог, одна из первых женщин-врачей и первая женщина с докторской степенью в Италии. После учебы работала в психбольнице и посещала приюты для умалишенных. Там она встретила детей, которым было трудно учиться из-за задержки психического развития.

Хочу заметить, что в то время никто не занимался развитием таких детей. Так как Мария была прирожденным реформатором и даже отстаивала права женщин в стране, то ситуация с детьми ее тоже не устроила и она решила с этим активно бороться.

Она считала, что у этих детей есть потенциал, который можно раскрыть.

Вместе со своим коллегой, а в будущем и мужем, они начинают разработку и внедрение своей образовательно-развивающей системы и добиваются колоссальных успехов.

Позднее Мария выступает на конференции с докладом о своих достижениях. Она настолько всех поразила, что в Риме появляется институт, который она возглавила и продолжила свою работу.

Массовые тесты с участием независимых экспертов доказали невероятное: отсталые дети, обучающиеся по методике, стали лучше читать, писать и считать, чем обычные дети.

Позднее она основала международную ассоциацию Монтессори, которая работает и по сей день.

Занятия по методике Монтессори для детей — быт и хозяйство

Как ребенок младшего возраста, так и более старший очень увлекаются помощью родителям в домашних делах. Они относятся к этому со всей серьезностью, начинают учиться осознавать ответственность. Стоит только начать доверять ребенку самостоятельно чистить зубы и складывать грязные вещи в корзину, как он станет выполнять это ежедневно, как привычку без напоминания.

Обратите внимание! Отличным элементом игровой деятельности в быту станут пуговицы на одежде. Чем больше малыш будет тренироваться их самостоятельно застегивать, тем быстрее он освоит этот процесс

Ребенка полезно привлекать к выполнению домашних дел. Например, дать ему возможность протереть пыль, вымыть посуду, накрыть стол

Важно не переделывать ничего на глазах малыша

Занятие домашними делами

Шероховатые таблички

Система Монтессори предусматривает тщательное развитие тактильных способностей ребенка

Чувствительность рук, пальцев, возможность ощутить все богатство осязания и передать это словами – очень важно для ребенка, которому больше года. Для создания этой игрушки необходимо наклеить на плотный ватман несколько кусочков разных материалов: наждачной бумаги, меха, войлока, велюра, рубчатой и гладкой ткани

С закрытыми глазами ребенок должен, во-первых, угадать, что касается его рук, во-вторых, описать свои ощущения. Чем больше он для этого использует эпитетов, тем лучше. Чем богаче палитра ощущений – тем лучше! Итак, как мы видим, сделать своими руками развивающие игрушки совсем нетрудно.

Итоги

С самого раннего детства, у каждого ребёнка должны быть свои обязанности. Приучайте его заботиться о членах семьи. Просите, например, его принести тапочки или пульт, выкинуть что-нибудь в мусорное ведро. Приобщайте его к различной домашней работе, давая мелкие поручения. Помогая другим, малыш учится быть ответственным, лучше взаимодействовать с людьми, а также, чувствует себя важным и нужным. И еще, если кроха проявляет инициативу, не останавливайте его. Хорошо, когда он предлагает вам свою помощь, пусть даже не совсем и вовремя. Не нужно подавлять его желание помогать.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: